Парикмахерское исскуство. Людмила Григорьевна ГутыряПарикмахерское мастерство
Скачать 0.92 Mb.
|
Глава 1 История развития прически Прическа появилась в первобытном обществе значительно раньше, чем одежда, и изменялась вместе с эволюцией человечества. Уже в IV–V веках до новой эры уходу за воло- сами уделялось большое внимание. При этом прическа часто изменялась. Каждая эпоха вносила в развитие парикмахерского искусства что-то свое, новое. Но само по себе оно всегда находилось в прямой зависимости от общего состояния экономики и культуры народа. Чем выше культура народа, чем богаче его вкус и разнообразней потреб- ности, тем выше и уровень парикмахерского искусства. История развития прически представляет для работников парикмахерского дела не только познавательный интерес, но и профессиональную ценность, так как некоторые детали причесок прошлого с успехом используются и в настоящее время. Л. Г. Гутыря. «Парикмахерское мастерство» 17 Африка Прически африканского населения, несмотря на примитивность их исполнения, были весьма разнообразны и оригинальны, к чему располагают необычайно жесткие волосы жителей Африки. Форма причесок изменялась в зависимости от пола, положения в обществе, образа жизни. Самой распространенной была такая прическа: клок волос на макушке, прикрытый небольшим глиняным горшком круглой формы, остальные волосы тщательно сбриты. Кроме того, носили прически, напоминавшие иглы ежа: волосы на середине головы коротко подстригались и смазывались смолой, благодаря чему они торчали в разные сто- роны. Боковые пряди были значительно длиннее, их взбивали деревянным частым гребнем так, что они превращались в подобие шара. Носили прически и с несколькими горизонтальными и вертикальными проборами; при этом волосы коротко подстригались, рисунок был произвольным. Иногда прически были выражением прихоти, шутки или забавы. Народы Южной Африки старались подражать могучим буйволам и быкам. Поэтому они сооружали прически, напоминающие рога этих животных. Все волосы разделялись на две части, плотно скручивались в жгут, укреплялись вверх, вниз или в сторону. Встречалась прическа с валиком, который туго свертывали, покрывали куриным пометом, смешанным с золой. Диаметр валика достигал 6–7 см. Валик крепился по центру головы – от лба до шеи. Сооружали прическу, похожую на женскую шляпу или на виноградную лозу. При этом пользовались сажей, глиной, животным жиром и золой. Прически украшали раковинами каури, медными пластинами, перьями, пуговицами, деревянными палочками, плодами, цве- тами, лентами. Женские прически по сравнению с мужскими выглядели значительно проще. Часто женщины просто сбривали волосы на голове, иногда оставляя их в виде борозд или круга. Кроме того, заплетали многочисленные тонкие косички. Среди африканского населе- ния была распространена косметика и раскрашивание тела – татуировка. Африканцы при- давали большое значение искусству причесывания и постоянно совершенствовали его. Л. Г. Гутыря. «Парикмахерское мастерство» 18 Прически индейцев Прически индейцев были чрезвычайно просты. Существовало два их типа: заплетен- ные косы и распущенные волосы. Мужчины носили волосы до плеч, подстригая на лбу челку. Иногда височные пряди скручивали в жгуты или заплетали в косы. Женские прически состояли из пучков и кос. Каждое индейское племя имело свои индивидуальные особенности. Мужчины пле- мени хучинов носили распущенные до плеч волосы, смазанные маслом и красной охрой. Некоторые зачесывали их назад и собирали в пучок на макушке, распускали «скальповую прядь». Женщины заплетали волосы в косы. Мужчины-ирокезы чисто выбривали голову, оставляя лишь часть волос в виде гребня, который шел ото лба до шеи. «Гребень» подрезали так, чтобы волосы торчали вверх. Для густоты и устойчивости их смешивали с пучками оленьей шерсти или перьев. Женские при- чески – узлы и пучки, спускавшиеся низко на шею. Волосы обильно смазывали маслом, гли- ной или смолой, украшали цветами. Прически многих индейских племен служили не только украшением. Часто они обо- значали то или иное событие в жизни: рождение ребенка, наступление зрелости, посвящение в воины, вступление в брак. Фактически прически были однотипными, но могли рассказать о занятиях представителя племени, его культуре, быте, достатке. Так же, как и у народов Африки, прически индейцев отражали их положение в общине. Так как каждое племя индей- цев поклонялось определенному животному, то и в прическах, особенно мужских, встре- чались элементы внешнего вида этого животного. Так, мальчики рода буйвола носили на голове два завитых локона, которые торчали с двух сторон наподобие рогов – в честь тотема. Индейцы, почитавшие черепаху, носили шесть локонов, которые должны были напоминать ее плечи, голову, хвост, ноги. Прически племен, поклонявшихся ворону, орлу, лошади, горно- стаю, напоминали силуэты этих птиц и животных, их украшали рогами, хвостами и перьями. Головные уборы индейских племен отличались большим разнообразием. Самым рас- пространенным украшением были перья орла. Форма, положение и количество перьев гово- рили о военных заслугах. Тело покрывали геометрическими рисунками, раскрашивали чер- ной и красной красками. Косметика индейских племен была красочна и разнообразна. Каждое племя раскраши- вало себя по-разному, употребляя душистые смолы, древесный уголь, растительные краски. Индейцы Бразилии деформировали отдельные части лица – нос, губы, мочки ушей. У пле- мен майя косые глаза были эталоном красоты. Индейцы-кри украшали части лица, нос, уши. В носовую перегородку вставляли гусиное перо, деревянную или костяную палочку, рас- писанную орнаментом; в ушах были огромные кольца, сушеные плоды. Лицо окрашивали охрой, свинцом, сажей. Многие племена прибегали к татуировке. Рисунки ее наносились с детства яркими цве- тами, среди которых преобладали синяя и оранжевая краски. Однако процедура эта была болезненной. Л. Г. Гутыря. «Парикмахерское мастерство» 19 Египет Археологические находки показывают, что эволюция причесок проходила очень мед- ленно, а их форма долго сохранялась в различных слоях египетского общества. Стиль этой эпохи отображал условия жизни общества. Форма прически напоминала трапецию. Волосы часто сплетали в мелкие косички и ровно обрезали таким образом, чтобы они только закры- вали уши, создавая прическу «Пажо». Мужчины и женщины носили парики, форма, раз- мер и материал которых указывали на социальное положение его владельца. Волосы парика заплетали в тугие многочисленные косички, располагая их плотными рядами. Характерной чертой всех причесок была строгость и четкость линий, за что они полу- чили название «геометрических». Все волосы, плотно облегающие лицо с обеих сторон, раз- деляли продольным пробором и ровно постригали на концах. Верх парика был плоским. Все мужское население брило бороду, удаляя волосы с подбородка специальным серповидным прибором из камня или бронзы. Египтяне носили искусственные бороды из волос, которые прикреплялись шнурками к чисто выбритому подбородку. Прически знати отличались пышностью, простонародья – скромностью и сдержанно- стью. Но при более глубоком изучении тех и других можно подметить общность линий и силуэтов: прически походили на геометрическую форму – трапецию. Хотя основным атри- бутом прически был парик, они все же не отличались большим разнообразием, особенно у мужчин. Женские прически постепенно нарушали это однообразие, становились более деко- ративными. Парики изготовлялись из волос, шерсти животных, шелковых нитей, веревок, волокон растений, окрашенных в темные тона, так как темно-коричневый и черный цвета считались модными, особенно в период нового царства. Фараон и его приближенные носили большие по размеру парики. Воины, земледельцы, ремесленники – маленькие, круглой формы. Л. Г. Гутыря. «Парикмахерское мастерство» 20 Древняя Греция В Греции парикмахерское искусство было на высоком уровне развития. Греки объеди- нили достижения культуры других народов. Рабы-парикмахеры при выполнении прически соблюдали правила гармонии и эстетики. Они стремились подчеркнуть строение человече- ского тела как вполне совершенное создание природы. С развитием греческого общества прическа стала определять социальное положение человека. В период архаики мужские прически отличались простотой линий и силуэтами похо- дили на женские. Это были длинные пряди, завитые в спиральные локоны, или волосы, заплетенные в косы и уложенные в красивые низкие пучки. Часто волосы подбирались под ленту, которая охватывала всю голову. Мужские прически делались из длинных, тщательно завитых волос, которые спадали на плечи и спину. Самой распространенной была прическа из кос, заплетенных за ушами. Косы в два ряда кольцом обвивали голову. При этом на лбу волосы укладывались в густую челку из мелких кольцевидных или серповидных локонов. Древнегреческие мастера, обладая большим вкусом и чувством гармонии, всегда создавали свои прически с учетом возраста, особенностей лица и фигуры. После этих причесок в V–VI веках до новой эры появились маленькие аккуратные парики из подстриженных, крупнозавитых кудрей. Завивке в это время уделялось большое внимание. В период расцвета Афинского государства в мужских прическах постепенно появля- ется некоторая женственность, например, прическа Аполлона Бельведерского. Она выпол- нена из завитых длинных прядей, уложенных надо лбом изящным легким бантом. В женских прическах преобладали четкие очертания пучков и узлов. Получили большое распростра- нение туго уложенные на затылке пряди. Эта прическа называлась «прической гетеры». Со временем она усложнилась, стала делаться из завитых волос с применением каркаса и полу- чила название «греческий узел». Такая прическа считалась классической в Древней Греции. Л. Г. Гутыря. «Парикмахерское мастерство» 21 Древний Рим Парикмахерское искусство у древних римлян, так же как и у древних греков, пользо- валось особым вниманием. В течение долгого времени там господствовал греческий стиль, пока не выработался собственный, который около 300 лет до новой эры был еще богаче, чем в Греции. Мужские прически представляли все возможные фасоны стрижек. Делались они из взбитых волос. Самой характерной была прическа с густой челкой, закрывавшей весь лоб до бровей или до середины лба. Вся масса волос подстригалась до мочки уха и легко подви- валась. Прически не были сложными, стриглись довольно коротко, брилось и лицо. После введения христианства был принят новый вид стрижки волос – «тонзура». Его можно считать относящимся к церковнослужителям. Предшественницей этой стрижки была стрижка «апостола Павла», при которой передняя часть головы выбривалась. Эту стрижку носят еще и сегодня служители греко-католической церкви. Женские прически делались из длинных волос. Волосы укладывались в тугие, объ- емные пучки. Делались прически с разнообразными плетениями из кос, с завивкой волос волнами. Когда в Рим были привезены рабыни-блондинки, римлянки начали обесцвечивать волосы. Сами средства для обесцвечивания остались секретом. Предполагалось, что при этом применялись серные или медесодержащие препараты. Позднее у римлян встречается короткая стрижка на голове и гладко выбритое лицо, так как длинные волосы и бороды мешали им в сражениях. На старинных барельефах чаще всего можно увидеть длинные серьги, подвески в виде крестов и полумесяцев. Предплечья и запястья украшались массивными золотыми брасле- тами с изображениями богов и животных. Распространены были также браслеты в виде спи- ралей из эмали и золота. Знать носила массивные золотые цепи, воротники из пластин с крупным жемчугом. Низшие сословия – украшения, изготовленные из простых материалов: дерева, рога, стеблей тростника. Все население, независимо от ранга, широко использовало косметику, причем осо- бенно ценились ароматические настойки и эссенции для лица и тела. Л. Г. Гутыря. «Парикмахерское мастерство» 22 Средние века Приблизительно в X–XII веках начинает развиваться парикмахерское ремесло. К этому времени возникают и быстро растут города. Скученность городского населения приводила к частым эпидемиям, уносившим огромное количество жизней. Посещение бань стало не только обязательным, но и жизненно необходимым. Здесь можно было и вымыться, и побриться, и постричься. Эту работу выполняли банщики – первые представители парикма- херского дела. Они занимались, кроме этого, удалением зубов, бородавок, кровопусканием. Имели банщики и свой профессиональный знак – небольшой круглый тазик. В XII веке появляется профессия, родственная парикмахерской, – брадобрей. Брадо- бреи выполняли самые примитивные стрижки, делали прически, брили бороды. Но вскоре они начинают присваивать себе права медиков и банщиков. Частые крестовые походы, рыцарские междоусобицы привели к тому, что на основе профессии банщиков и брадобреев появилась совершенно новая – фельдшер-полевой парикмахер. Девушки франкских племен времен Меровингов (500–751 гг.) носили волосы свобод- ными и открытыми, поскольку это не мешало им в работе. В торжественных случаях они украшали их узким золотым обручем, цветами и лентами. Знатные женщины связывали волосы на затылке по-римски или же покрывали их платком. При Каролингах, после 751 года, женщины носили посередине пробор и длинные, не подвязанные сзади косы, плетение которых начиналось у самой головы. В торжественных случаях высшее духовенство носило митры. Митра ранее представ- ляла собой круглую шапку, простую по форме и украшению, но со временем она стала более высокой, треугольной, из двух половинок, соединенных околышем. Митры изготовлялись из парчи и расшивались драгоценными камнями и золотым шитьем. Сзади с митры опуска- лись на спину длинные ленты. Другим парадным убором считалась тиара. Это был вначале высокий колпак конической формы, посередине шла полоса, переходящая в горизонтальный околыш. Тиара так же, как и митра, делалась из дорогих материалов. Л. Г. Гутыря. «Парикмахерское мастерство» 23 Ренессанс (XV–XVI вв.) Эпоху, сменившую средневековье, характеризуют как эпоху Возрождения (Ренессанс). Она принесла с собой расцвет искусства, литературы и естественных наук. Мужчины в то время носили волосы, достигавшие плеч или лопаток. Спереди выстригали ровную челку, а височные и затылочные пряди подстригались полукругом или эллипсообразно. Прически делали как из прямых, так и из завитых волос. В женских прическах преоб- ладали завитые локоны, закрепленные шпильками. Распространенная прическа – «Колба»- пробор. В такой прическе волосы зачесывались от макушки в разные стороны – от виска до виска. Через лоб шла ровная линия, обрезанная горизонтально. Волосы сзади подстригались по кругу, при этом концы их подвивались и подгибались внутрь. Часто делалась «пейзанская» стрижка, где применялись перевитые украшения, локоны и многое другое. Использовалось осветление волос. Прически стали делать высокими с при- менением каркаса. Л. Г. Гутыря. «Парикмахерское мастерство» 24 Барокко (конец XVI – середина ХVІІ вв.) Этот стиль несет на себе печать величавости, перегруженности, утяжеленности. Рас- пространяется прическа из завитых длинных и полудлинных волос, спускающихся отдель- ными локонами на плечи и спину. С 1624 года в моду входит пышный завитой парик. Завивали его горячим способом, с помощью пара, что было в то время большим новшеством. Во второй половине XVII века парикмахерское дело достигает большого расцвета. Парикмахеры делают всевозмож- ные прически: «грива», «пудель». Они представляли собой большое взбитое «облако» из локонов, окружавших лицо. Бриды париков были удлиненными. Самой модной бородой этого времени считается «мушка» – маленький пучок волос под нижней губой. Эта мода была введена Людовиком XIII во Франции. Женские прически стали более естественными. В моду входит прическа «Мария Ман- чини», которая укладывалась двумя полушариями. Делался прямой пробор и два змеевид- ных локона, ниспадающих на спину или плечи. Затем появляется новая прическа – «фонтаж». Она представляла собой нагроможде- ние высоко надо лбом туго завитых локонов, расположенных горизонтальными рядами по- этажно. На лбу завивалось несколько локончиков, а на грудь спускался один или несколько змеевидных локонов. В 1644 году появилось специальное руководство, содержащее советы и рецепты по уходу за лицом и волосами. Но, несмотря на это, личная гигиена еще не стала привычной. Даже во дворце не было удобных туалетных комнат, а если и были, то маленькие и плохо оборудованные. В них едва помещался небольшой столик, зеркало и таз с кувшином. Умы- вались через день. К концу недели на лице образовывался толстый слой помады. Женщины, девушки и даже мужчины румянились и подкрашивали губы. Л. Г. Гутыря. «Парикмахерское мастерство» 25 Рококо (первая половина ХVІІІ в.) Этот художественный стиль принес изящество, легкость, воздушность, утонченную хрупкость и изнеженность. Прически на париках начинают постепенно уменьшаться. Носили прическу «кё»: под- витые волосы зачесывали на затылке в хвост черной лентой. Затем хвост стали убирать в мешочек из черного бархата. Такая прическа получила название «а-ля бурс». Затем появились прически, в которых височные пряди завивались и укладывались по- разному. Затылок был гладкий. Снизу затылочные волосы обматывали кожаными ремеш- ками в виде крысиного хвоста или заплетали косичку. Женские прически были маленькие, при этом их обильно пудрили. Одной из них была прическа «графини Коссель». Красивые легкие локоны обрамляли передние и боковые части головы, тогда как задняя часть была гладкой. Локоны обрамляли только затылок. В период Рококо были наиболее известны три французских мастера: Ласкер, Даж и Легро. Самым выдающимся из них был Легро, который разработал основы технологии парикмахерских приемов, а также внедрил в жизнь принцип, заключавшийся в том, что прическа должна соответствовать особенностям лица, форме головы, фигуре. Им же была открыта в Париже Академия, готовящая мастеров-парикмахеров (1757 г.). Во второй половине XVIII века прически становятся выше. Они представляют собой целые волосяные сооружения в полметра высотой. Для того чтобы выполнить такую прическу, нужно было прибегать к каркасам. Сверху на прическе укрепляли фигурки людей, кораблики. Трудно назвать другой стиль, который бы украсил прически больше, чем стиль рококо: золотые шпильки, нити жемчуга, банты с драгоценными подвесками, гребни из опала, оникса, чуга. Шпильки использовались в прическе десятками, а иногда и сотнями. Было модно украшать прическу живыми цветами, а чтобы они не увядали, внутрь вставляли флакон с водой. Декорировали прически гирляндами мелких шелковых цветов, длинными страусовыми перьями, перьями марабу. Придворные кавалеры и дамы стремились под белилами и пудрой скрыть свой возраст. Л. Г. Гутыря. «Парикмахерское мастерство» 26 Директория (1795–1799 гг.) В период Директории в моду входят женские прически, когда волосы ниспадают на плечи или закалываются произвольно. Для этого пользовались различными заколками для волос. Появляются утрированные и экстравагантные прически, в которых волосы были как бы в беспорядке, создавая впечатление непричесанности. Возникают прически «Невероят- ная», «Немыслимая». Это течение, названное классицизмом, с конца XVIII века стало оказывать свое влия- ние на весь уклад жизни и во Франции. Мода предпочитала греческий стиль, что привело к простоте и естественности причесок. Волосы ниспадали свободно, непринужденно и зача- стую закалывались только одной шпилькой, брошью или просто связывались узлом. Наряду с этим носили и укороченные волосы с разнообразными локонами, к тому же еще с украшениями в виде страусовых перьев, султанчиков, лент и звезд из блестящих кам- ней. Все это свидетельствует об отсутствии единства стиля в те годы. Прически времен Великой французской революции отличаются пестротой, в них нет однообразия. Прическа перестала быть сословным отличием. В период диктатуры якобин- цев тон в области моды задавали городская беднота, народные массы. Моды создавались чуть ли не ежедневно как реакция на происходящие события и так же быстро исчезали. Парики «грива», «узел», «кошелек», «хвост» были объявлены вне закона. Прически горожан представляли собой свободно ниспадающие на плечи волосы. Длина их то увеличивалась, то сокращалась. Иногда на лбу выстригалась челка, а на затылке завязывался хвост. Впослед- ствии эта прическа стала более аккуратной и среди буржуа получила название «поросячий хвостик», так как волосы скрепляли в виде небольшого хвостика. Цвет волос в прическах был естественным. Буржуа надевали небольшие парики орехового или каштанового цвета; члены Конвента ввели в моду прическу «патриот-элегант» и «ёж», а также прически граж- дан Древнего Рима. Появляются также экстравагантные, карикатурные прически, состоящие из массы завитых волос, с затылка зачесанных наперед, а с боков, на висках, заплеталось по одной тон- кой косичке, которые сзади соединялись и перевязывались. Такие прически носили щеголи, так называемые мюскадены и инкруаябль. Во времена Директории размеры головных уборов значительно уменьшились. Нередко женский головной убор состоял из одной ленты, которая сочетала в себе цвета националь- ного флага. Носили шляпы с острым верхом и трехцветными лентами, кокардой или шну- ром. Треугольные шляпы носили военные – со временем они претерпели изменения: в конце века появилась шляпа «сахарная голова», обвитая трехцветными лентами; несколько лет спустя ее сменила низкая шляпа с прямыми полями. Носили колпаки, получившие наиме- нование «фригийских», появились цилиндры. Крестьяне ходили в широкополых войлочных шляпах. Женщины подражали мужчинам: носили мужские фетровые шляпы с большими полями «а-ля Генрих IV». Л. Г. Гутыря. «Парикмахерское мастерство» 27 Ампир (первая четверть XIX в.) Переворот в модах и видах причесок произошел во Франции после того, как Наполеон сверг Директорию и объявил себя консулом и императором. Мечтавший о великолепии Рим- ской империи, он дал повод к тому, что как причесыванию, так и одежде стали придавать традиционно древнеримские формы. Прически делали исключительно на передней части головы, а лоб ограничивали мелкие ниспадающие локоны. Типичными были драгоценные украшения причесок. В то время появилась прическа «Титуса», пользовавшаяся таким успе- хом, что ее долгое время носили в Европе. Однако вскоре развился и обрел свои формы ампирный стиль. Триумфом его была техника завивки локонов. Разнообразие локонов: спиральных, круглых, плоских и пр., бросающихся в глаза при осмотре картин старых мастеров, поражает каждого современного парикмахера. Действительно, в те времена умели мастерски создавать переход от сплетенных частей прически к плоским ее частям. Особенно характерным было украшение причесок. Широкие гребешки, драгоценные диадемы, вышитые жемчугом ленты и дорогие застежки до такой степени заполняли при- чески, что они выглядели подчас перегруженными. Однако, несмотря на возникшее новое направление моды, некоторые женщины и к концу этого периода носили пудренные при- чески. В результате английской блокады и нехватки в связи с этим пудры правительство запретило носить пудренные прически или же облагало носительницу такой прически высо- ким налогом или денежным штрафом. После поражения Наполеона эти виды причесок исчезли, как и все, что было связано с французским императором. Вместе с этим Париж утратил свое положение диктатора моды. Л. Г. Гутыря. «Парикмахерское мастерство» 28 Бидермейер (1815–1848 гг.) С падением Наполеона тон в искусстве и моде начинает задавать Вена. Вновь наступила эпоха парикмахерского мастерства. Прически этого времени прида- вали их обладателям обаяние молодости, красоты, но были очень сложными. Характерная их особенность – крупные плотные локоны, которые укладывали с обеих сторон головы, благодаря чему получалась прочная, как бы выточенная из камня форма при- чески. Далеко выступавшие пышные боковые локоны или сдутые боковые пуфы, стоячие петли и косы требовали от парикмахера очень высокого мастерства. Украшения, диадемы, жемчуг и ленты, вуали, цветы и украшения из перьев давали ему возможность осуществлять самые оригинальные идеи. Произведения парикмахерского искусства в 1830 году достигли кульминационного расцвета. После этого в причесывании стали замечаться значительные изменения. Возник новый бидермейерский стиль, который в противоположность предыдущему выглядел по-мещански. Прическа стала плоской, ее носили со всякого рода завитками, коль- цевым плетением и спиральными локонами. Такие прически отличались высоко стоящими петлями, крученными и плетенными косами, боковыми локонами. Наряду с этим прически отделывались украшениями, перьями и бантами в самых раз- личных вариантах. Линии мужских и женских причесок в 30-40-х годах сохраняются прежними, с неболь- шими изменениями. Мужчины продолжают носить короткие прически «а-ля Титус» и «а-ля Каракалла». Но после войны 1812 года распространились прически из полудлинных волос – «а-ля мужик». Сначала поборниками длинных волос, романтических локонов были молодые худож- ники, музыканты, литераторы, подражавшие знаменитому пианисту Ференцу Листу. После его блистательного турне по Европе распространилась прическа из полудлинных волос, но ее носили не все. Студентам запрещалось носить длинные волосы. Начальство строго сле- дило за соблюдением этого правила. Пожилые мужчины продолжали носить прически с короткими волосами «дуновение ветра». Но мода и в них вносила свои дополнения в виде разнообразных проборов. Так, появи- лись прически с пробором ото лба до затылка посередине или сбоку. Пробор разделял волосы на две стороны. В 30-40-е годы появляется косой пробор в прическе. Волосы взбивались коками надо лбом или по бокам пробора в виде хохолка, с висков зачесывались вперед. В конце 40-х годов волосы в прическах значительно удлиняются, закрывая уши, доходят до воротника. Их слегка подвивают крупными волнами. Эта романтическая прическа была данью увлечения средневековыми романами Вальтера Скотта. Бороды в это время не носили, однако мода на бакенбарды сохранилась. Л. Г. Гутыря. «Парикмахерское мастерство» 29 Новое время (с 1920 г.) Буржуазная революция 1848 года положила конец увлечению бидермейерским стилем. Последовали годы развития капитализма, шедшего в ногу с техническим прогрессом. Искусство дамского парикмахера все больше и больше теряло свое значение. В послевоенное время техника выполнения причесок совершенствуется. Начинают применять укладку феном, термическую и химическую завивки, окрашивание волос всевоз- можными химическими составами. Применяют фиксаторы для закрепления форм стрижки: лак, бриолин, различные кремы. Используют для укладки волос специальные щетки, филировочные ножницы, совер- шенствуется технология стрижек, применяются новые методы, операции, способы. Вначале прически короткой стрижки были сравнительно однообразны. Особенно излюбленной была «пажеская прическа» с боковым пробором, причем плоская волнистость волос придавала привлекательный вид всей прическе. Л. Г. Гутыря. «Парикмахерское мастерство» 30 Славянские народы О внимании, уделяемом славянами уходу за волосами, свидетельствуют, в частности, обнаруженные археологами гребни, а также другие орудия труда, употребляемые парикма- херами и в настоящее время. Для причесывания волос применялись, вероятно, и щетки, получившие свое название от щетины, из которой они были изготовлены. Бритвы стали известны в 1100 году до н. э., в бронзовом веке. Применялись также ножницы и зеркала. Замужние женщины носили волосы, собранные и спрятанные под платком, а девушки – открытые волосы, иногда лишь повязку и челку. Их волосы были распущены или запле- тались в косы. Косы из трех и более прядей связывали шерстяным шнуром и пристегивали янтарным украшением. Мужчины носили длинные, спускавшиеся на плечи волосы, иногда – бороду и искусно завитые усы. Постепенно, в связи с изменениями социально-экономических условий жизни, были внесены коррективы и в виды причесок, совмещающие моду с требованием времени. Женские прически были довольно разнообразны. Работающие женщины стали носить короткие стрижки типа «под гребенку», на «косой ряд». Носили косы, уложенные в «корзинку» или обвитые вокруг головы. Многие еще не решались обрезать длинные волосы. Подвивали их надо лбом и делали прическу из длинных волос, завернутых сзади наподобие «пирожка». Дополнением к прическам работниц и активисток стали красные косынки, небольшие платки, береты. Но многие женщины не отказывались и от шляпок. Появились небольшие горшкообразные фетровые шляпы. Косметику употребляли умеренно. На Руси мужчины издавна носили полудлинные волосы, которые прикрывали затылок. Подстригали их на затылке ровным полукругом под традиционную «скобку» или в «кру- жок». Волосы расчесывали или «шапкой» во все стороны от макушки, нередко со свободно свисающей на лоб челкой, или зачесывали назад. Коротко остриженные волосы считались признаком рабства. Общераспространенными у восточных славян были бороды и усы как признак муж- ской зрелости. Бороды отращивали смолоду, начиная от щек, и носили или полными и широ- кими, или подстриженными. Формы бороды были разные: лопатовидные, двойные, клино- видные и т. п. Усы отращивали полными и опускали вниз в бороду. Издавна у восточных славян существовал обычай, по которому простоволосыми раз- решалось ходить только девочкам. На людях замужние женщины должны были прикрывать волосы. Именно этот обычай зародил принципиальную разницу между убором головы дево- чек и замужних женщин, соблюдающуюся в народном быту до настоящего времени. Деви- чьей прической на Руси были свободно распущенные волосы. При необходимости чем-то их поддержать или связать возникали типичные русские девичьи головные уборы – всевозмож- ные повязки вокруг головы из лент или тесьмы. У богатой части населения повязки были сделаны из шелка, золотых тканей и вышиты узорами. Нередко переднюю их часть делали высокой и особенно пышно украшали. Иногда ленту заменял широкий обруч из твердого материала. Девочки в X–XIII веках начали носить косы. Косу заплетали всегда одну. Она была толстой, не туго стянутой. Замужние женщины Древней Руси подбирали волосы со всех сторон и закручивали их сверху головы. Собранные таким способом волосы прикрывали повойником. Поверх повойника женщины носили убрус – хустку из полотна или тонкого Л. Г. Гутыря. «Парикмахерское мастерство» 31 шелка. Длина убруса была примерно 2 м, ширина – 40–50 см. Носили их низко спущенными на лоб или подвязанными выше. Поверх убрусов знатные женщины нередко носили шапки, похожие на мужские. Оформление мужских причесок XIV–XVII веков по сравнению с X–XIII веками осо- бенно не изменилось, если не считать большую разновидность шапок и некоторых видов причесок, которые появились во второй половине XVI века. Как и раньше, все слои населения носили полудлинные волосы, расчесанные в боль- шинстве случаев «шапкой» – во все стороны от макушки. Волосы часто подстригали в виде небольшого чуба на лбу. В народе, особенно среди ремесленников, расчесанные «шапкой» волосы поддерживались туго завязанным вокруг головы шнуром. Сбоку волосы достигали кончиков уха и прикрывали их совсем, или уши были видны между двумя прядями. Сзади продолжали традиционно срезать волосы на уровне затылка «под скобку». Лишь в конце XVI века и только среди бояр и дворян начали распространяться обычаи восточного происхождения: совсем оголять головы или оголять волосы вокруг всей головы, оставляя их коротко подстриженными на макушке. Такая прическа среди знати не была распространена: она вызывала осуждение со стороны церкви и большинства правящей верхушки, которые придерживались старых вековых традиций. В конце XVII века некоторые бояре носили новую прическу – длинные, расчесанные сверху по центральному пробору волосы, которые свободно ниспадали прядями до плеч. Отращи- вание бород и усов смолоду оставалась обязательным до XVII века, до того времени, когда молодежь из знатных кругов начала брить лицо. В зрелом возрасте борода и усы традици- онно сохранялись до XVII века. Бритье бороды осуждалось еще строже, чем бритье головы. Бороды почти не изменились, их отращивали полными от щек и придавали разнообразную форму: то широкие и длинные, то короткие, подстриженные «лопатой» или слегка подстри- женные полукругом. Большая широкая борода продолжала существовать как признак доб- ропорядочности. Усы также отращивались полными, спущенными вниз в бороду. Только в конце XVII века в придворных кругах знати впервые наблюдаются случаи бритья бороды людьми пожи- лого возраста. При этом оставались только усы, но уже подстриженные, с тонкими концами, иногда загнутыми вверх. Установленный еще в Древней Руси обычай, согласно которому замужним женщинам запрещалось выходить на улицу без головного убора (простоволосыми), а девочкам разре- шалось ходить с непокрытой головой, оставался без изменения. Толстая коса была универ- сальной девичьей прической всех слоев населения того времени. Ношение распущенных волос и двух кос, так же как и их комбинирование с оставлением распущенных нескольких боковых прядей, встречалось реже. Распространенным стало вплетение в прическу золотых, серебряных и жемчужных ниток, а также цветных шнурков. Они представляли собой кусочки бересты, обтянутые тка- нью, главным образом, шелковой, и содержали цветные, золотые и жемчужные украшения треугольной формы. Украинские девушки всегда носили волосы открытыми, расчесанными впереди на цен- тральный пробор. Распространенной прической, унаследованной от древнерусских тради- ций, были свободно распущенные длинные волосы. Наряду с такой прической часто запле- тали косу, в большинстве случаев две, реже – одну. Каждый день, во время работы, косу укладывали вокруг головы венком. При этом в неё нередко вплетали золотые и серебряные нити или обматывали узкими лентами разноцветной ткани. На Правобережье девушки около основания косы часто прикрепляли несколько свободно свисающих лент из разноцветной узорной ткани. Иногда часть передних волос опускали немного на лоб (по обе стороны про- бора), создавали спуск, концы которого прикрывали часть уха. Л. Г. Гутыря. «Парикмахерское мастерство» 32 Постоянным головным убором девушек была лента из ткани, завязанная узлом вокруг головы сзади или спереди, но волосы на темени всегда оставались открытыми. Платков и косынок тогда не носили. Нарядным головным убором были веночки из колосков, цветов, ковыля и листьев. Их делали как из живых, так и из искусственных цветов, среди которых особенно популярными были мак, чернобривцы. Из этих веночков делали сложные и очень высокие свадебные головные венки, которые прикрепляли на твердых кругах и украшали не только цветами, но и перьями, лентами. В Закарпатье к нижней части такого венка прикрепляли еще проволочный шнур или ремень с подвешенными к нему медными монетами. Замужние женщины по давним традициям собирали волосы и укладывали их вокруг головы заплетенными в круг или закрученными в узел. Нередко волосы, разделенные на две половины, наматывали вокруг веревочного кольца, которое размещали поверх головы. Часто под венок подкладывали твердый каркас из шнура, который придавал этому головному убору разнообразные формы. Такие венки были очень высокими и напоминали русские кички или кокошники. Делали венки круглыми и наполовину яйцевидной формы, цилиндрическими, расши- ренными кверху и даже седловидными. Их нередко присобирали в складки по длине и по бокам. Чепчики шили из разных материалов – полотна, шелка и даже из парчи. Поверх чеп- чиков, а иногда и просто поверх волос, надевали праздничную накидку. Не менее давняя типично западнославянская, как и чепчик, накидка представляла собой аналог древнерус- ского убруса – русского так называемого полотенечного головного украшения. Прямоуголь- ный кусок белого материала шириной 60–70 см и 1,5–2,5 м в длину наматывали вокруг головы разными способами, но почти всегда так, чтобы узел, который его связывал, был сзади и заканчивался длинными, почти до нижней части одежды, концами. Один конец намотки пропускался под подбородком. Концы намоток отделывались узорчатыми попереч- ными лентами. Заметное место среди украинских женских головных уборов занимали шапки. Наибо- лее популярным видом шапок был «кораблик», любимый в кругах дворян, казацкой стар- шины и богатых мещан уже в XVI веке. «Кораблик» имел невысокий наголовок из шелка, бархата или парчи. К «кораблику» иногда прикрепляли ленты, которые сзади ниспадали на спину. Зимой носили плоские круглые шапки с меховыми околышами. |