Парикмахерское исскуство. Людмила Григорьевна ГутыряПарикмахерское мастерство
Скачать 0.92 Mb.
|
Глава 5 Парикмахерское белье и одежда Для предохранения одежды клиентов от химических составов, а также от острижен- ных волос в парикмахерских применяют следующее белье: пеньюары, полотенца, салфетки и пелерины. Пеньюары бывают хлопчатобумажные и синтетические. Их применяют при таких операциях, как стрижка, завивка и окраска волос. Хлопчатобумажными пеньюарами поль- зуются только при стрижке волос. Полиэтиленовые и синтетические пеньюары применяют при окраске и продолжительной завивке. Синтетическими пеньюарами можно пользоваться также при стрижке волос. Средние размеры пеньюара – 150x150 см. При стрижке, бритье и для компрессов используют хлопчатобумажные салфетки раз- мером 70x70 см. Пеньюары обычно применяют в сочетании с салфетками по двум причинам: во-пер- вых, салфетка позволяет надежнее предохранить одежду клиента от остриженных волос и химических составов; во-вторых, она защищает кожу от попадания на нее химических пре- паратов. На плечи клиента салфетку укладывают так, чтобы она прикрыла шею. Затем берут развернутый пеньюар за концы, становятся справа от клиента к нему лицом и укрывают его грудь и руки. Концы пеньюара, находящиеся в руках у мастера, нужно положить на плечи клиента. Затем концами пеньюара обернуть шею так, чтобы салфетка располагалась немного выше пеньюара, т. е. чтобы пеньюар не касался шеи. Заткнув концы пеньюара один за другой, его закрепляют в этом положении. После этого берут еще одну салфетку и кладут ее в развернутом состоянии на плечи клиента. Верх- ний край второй салфетки, обернутый вокруг шеи, необходимо подоткнуть за первую. Затем клиенту припудривают шею. При бритье лица пользуются только салфетками. Одну из них кладут на подголовник кресла, а вторую – на грудь клиента. Один конец салфетки закрепляют с правой стороны шеи клиента, переворачивают вторую половину так, чтобы образовалось подобие конвертика, и закрепляют с левой стороны шеи. При мытье головы или при смачивании волос применяют полотенца, чаще – вафель- ные, так как их легче стирать. Пелеринами из хлопчатобумажных и синтетических тканей пользуются на заключительной стадии работ – во время оформления холодной или горячей завивок. По характеру и роду своей профессии парикмахер – творец моды. И его рабочая одежда должна быть не только удобной, но и отличаться покроем и элегантностью. Наряду с наиболее часто употребляемыми белыми халатами нередко носят одежду дру- гого вида. Например, рабочая одежда мастера может состоять из брюк и рубашки-распа- шонки, которая свободно облегает фигуру. В настоящее время наиболее распространенным видом одежды в парикмахерских является фартук-халат. Цвет одежды может быть разнообразным – как белым, так и пастельных и даже темных тонов. В соответствии с требованиями гигиены материал, из которого сшита рабочая одежда, должен хорошо стираться и быть гладким, чтобы легко соскальзывали остриженные волосы. Предпочтительна одежда из дедерона, хлопчатобумажных и льняных тканей. Одежда должна обеспечивать полную свободу движений и не мешать работе. Обувь мастера-парикмахера не должна быть на высоком или низком каблуке, лучше всего пользоваться танкетками. Ношение обуви на высоких каблуках приводит к развитию расширения вен ног, на плоском – к развитию плоскостопия. Обувь должна прилегать к ноге. Л. Г. Гутыря. «Парикмахерское мастерство» 74 Волосы у мастера должны быть подколоты, чтобы не мешали в процессе работы. Л. Г. Гутыря. «Парикмахерское мастерство» 75 Глава 6 Подготовительные и заключительные работы Перед началом работы мастер-парикмахер должен подготовить рабочее место к при- ему клиентов: – разложить инструменты и приспособления; – проверить исправность необходимой для работы аппаратуры; – получить чистое белье, парфюмерию и другие материалы; – проверить остроту опасных бритв и, если необходимо, направить их, заменить лезвие в безопасной бритве. Рациональное размещение инструментов и приспособлений на туалете имеет большое значение для правильной организации работы парикмахера. Инструменты и принадлежности должны быть разложены на правой стороне в строго определенном порядке, при этом каждому предмету нужно отвести постоянное место. Выбор постоянного места на туалете для того или иного инструмента или приспособления следует производить с учетом частоты пользования им в работе: чем чаще он применяется, тем ближе к мастеру должен быть расположен. Принадлежности должны быть размещены на туалете в следующем порядке (справа налево): спиртовка, ватница с ватой, банка с дезинфицирующим раствором, флакон с пере- кисью водорода, пудреница, жидкое мыло и т. д. Такие инструменты, как бритва, ножницы, ручные или электрические машинки, рас- чески и другие приборы, должны размещаться в верхнем ящике правой тумбочки туалета. Полки тумбочек предназначены только для хранения чистого белья, поэтому размещать в них какие-либо инструменты и приспособления не рекомендуется. Инструменты и приспособления мужского парикмахера очень удобно размещать на туалете, так как их количество относительно невелико и они занимают мало места. Женский парикмахер при работе использует большой ассортимент материалов и приспособлений. Все разместить на туалете, разумеется, невозможно. Поэтому в качестве подсобного приспособления для размещения инструментов и материалов применяют передвижные столики со съемными кассетами. В кассетах передвижных столиков размещают бигуди, коклюшки, красители и т. д. В верхние кассеты следует сложить бигуди, учитывая, что они используются в работе постоянно, в нижние – остальные, реже применяемые приспособления. Прежде чем пригласить посетителя занять кресло, парикмахер обязан навести порядок на туалете. За чистоту рабочего места отвечает сам мастер. Затем, если в парикмахерской имеется электрическая сигнализация вызова клиентов, воспользоваться ею. Если такая сиг- нализация отсутствует, пригласить клиента занять кресло. После приглашения клиента парикмахер должен стать у своего кресла. При прибли- жении клиента к креслу последнее необходимо развернуть так, чтобы клиенту было удобно сесть в него. После того как клиент сядет в кресло, его следует развернуть лицом к зеркалу. Затем необходимо выяснить желание клиента. Услышав ответ, парикмахер обязан вымыть руки и продезинфицировать инструмент на глазах у клиента. Затем укрыть клиента необхо- димым бельем и приступить к работе. Начав работу, парикмахер не имеет права отвлекаться какими-либо посторонними делами или разговаривать с другими посетителями или с обслуживающим персоналом. Все внимание должно быть обращено только на выполнение работы по обслуживанию клиента. Л. Г. Гутыря. «Парикмахерское мастерство» 76 Все конфликты, возникающие между парикмахером и клиентом, должны рассматри- ваться администрацией данной парикмахерской. Одной из важнейших задач администрации и обслуживающего персонала парикмахер- ских является привлечение постоянных клиентов. Эта работа должна вестись в следующих направлениях: 1. Содержание всех помещений парикмахерской в образцовой чистоте и порядке. 2. Соблюдение правил техники безопасности, производственной санитарии и личной гигиены. 3. Культура поведения обслуживающего персонала. 4. Качественное выполнение всех видов обслуживания посетителей. Заключительные работы по обслуживанию посетителей в парикмахерских рассматри- ваются как завершающие этапы основного технологического процесса. После выполнения операции стрижки парикмахер обязан вычесать мелкой расческой остриженные волосы. Для этого необходимо взять расческу с чистыми зубьями и заложить в нее кусочек ваты, равномерно распределив ее по всей плоскости расчески. Затем, смочив заложенную в расческу вату водой, расчесать желательно весь волосяной покров головы. При этом состриженные волосы, задерживаясь в вате, будут вычесываться. Затем кусочком ваты или специальной кисточкой необходимо очистить от волос лицо и шею клиента. Прежде чем снять пеньюар, нужно вытащить заложенный вокруг шеи жгут из ваты и взять салфетку. Снимая пеньюар, необходимо соблюдать меры предосторожности, чтобы находящиеся на пеньюаре волосы не попали на одежду клиента. Для этого, снимая пеньюар, следует подворачивать края его внутрь. Учитывая, что после каждого вида обработки волос выполняются специфические и характерные только для этой операции заключительные работы, целесообразно рассматри- вать их более подробно непосредственно в единой технологической последовательности. Л. Г. Гутыря. «Парикмахерское мастерство» 77 Глава 7 Материаловедение Многие тысячелетия человек пытается стать красивее. Правильная осанка, нарядный костюм, здоровая кожа, красивые волосы, ухоженные руки и ноги имеют большое эстетиче- ское и психологическое значение. У него при этом улучшается самочувствие и настроение. Понятие о красоте менялось с изменением эстетических взглядов той или иной эпохи. Представления о прекрасном существовали уже в Древнем Египте. Египетская царица Клео- патра написала книгу о косметике «О лекарствах для лица». Египтянкам были известны средства для ухода за кожей лица, тела, которые приготавливались по специальным рецеп- там. Знатные дамы любили использовать для притираний растительные масла с добавлением сока водяных лилий, лотоса. Мази использовали для питания кожи, защиты ее от палящих лучей солнца. В их состав входили оливковое, касторовое, подсолнечное, миндальное, кун- жутное масла. Добавляли овечий и воловий жиры, амбру. На парики прикрепляли аромати- ческие башенки. Царице Клеопатре принадлежала целая фабрика по производству парфюмерных изде- лий. Археологи при раскопках в районе Мертвого моря обнаружили остатки ее строений. Это место было собственностью царицы, его подарил Клеопатре римский полководец Анто- ний. Среди утвари были найдены котлы, горшки для выпаривания и кипячения, ручные жер- нова для растирания трав и кореньев. Некоторые рецепты сохранились и до наших дней. Туалетные процедуры выполнялись рабынями, причем каждая из них имела свою специаль- ность. В дошедших до нас египетских сочинениях, в так называемом папирусе Эберса, издан- ном в Лейпциге, папирусе Херста и других, кроме сведений по анатомии, содержатся и неко- торые рецепты по изготовлению косметических средств. Египетские рецепты упоминаются у Гиппократа, вошли они и в народную европейскую медицину. Это прежде всего рецепты мазей, которые приготавливались в храмах. Например, для предотвращения седины исполь- зовали жир черных змей, кровь черных быков, яйца сорок и ворон. Считалось, что мази, изго- товленные на жире льва, обладают чудодейственной силой, способствуют густоте и росту волос. Ценились мази, в состав которых входили рыбий жир, порошок из копыт ослов. Эти средства были предметом экспорта и ценились очень дорого. В пирамидах и гробницах фараонов найдены туалетные коробочки с полным набо- ром пузырьков, баночек, тарелочек, туалетных ложечек, горшочков. Все женщины бели- лись, румянились, употребляли фосфоресцирующие краски. Увлечение косметикой было так велико, что даже скульптурные портреты, мумии кошек и священных быков раскрашива- лись. Женщины чернили брови и ресницы специальным порошком кохоль, малахитом рисо- вали зеленые круги вокруг глаз. Для подкрашивания век использовали мелкотертый сер- нистый свинец. Знатные дамы пользовались косметическими средствами, настоянными на травах. Многие косметические средства были не только декоративными, но и имели лечебные свойства. Например, краска для век применялась как средство для отпугивания насекомых (репеллент). Малахитовая зелень служила лекарством от глазных болезней. Огромное значе- ние придавалось личной гигиене. Клеопатра, например, принимала ванны из смягчающего кожу молока ослицы, а мужчины и женщины благородного происхождения смазывали тела благовониями и ароматизированными маслами. Представители обоих полов должны были брить головы и носить сложные, затейливо украшенные парики. Макияж египтянки выглядел следующим образом: глаза подведены темной краской, а веки выкрашены в бирюзовый цвет – смесью зеленой меди и свинцовой руды. Губы и щеки Л. Г. Гутыря. «Парикмахерское мастерство» 78 подрумянены порошком из красной глины, ладони, ступни и ногти на руках и ногах покрыты розовой хной. Основоположники античной медицины также уделяли большое внимание внешности человека. Гиппократ прописывал различные душистые вещества, мази для белизны и смяг- чения кожи, использовал благовонные притирания, которые должны были сохранить кра- соту лица. Критон описал способы ухода за волосами, их окраску, а также средства для удаления пигментных пятен. Гален различал косметику для сохранения красоты человеческого тела и косметику для маскировки дефектов на нем, создал рецепты румян, белил, кремов. Древнегреческий ученый Теофраст, один из первых ботаников древности, в своей книге «История растений», написанной в IV веке до н. э., сообщал о весьма распространен- ных в те времена ладане и мирре, о том, что кустарник, дающий ладан, происходит из Аравии и растет в более гористых местах, нежели кустарник, дающий мирру. Оба они встречаются в диком состоянии или же тщательно культивируются. После сбора ладан и мирру сносят в Храм Солнца и к нему приставляют вооруженную стражу. При продаже, совершаемой в стенах храма, третья часть отделяется на его нужды. Насколько фантастичны сведения о многих душистых веществах, можно заключить из следующего текста, взятого Габриэлем Ферраном у Абдула Фазлы (1595): «Некоторые гово- рят, что амбра растет на дне моря и что это отбросы переваренной пищи различных живот- ных, обитающих в море. Другие утверждают, что рыбы едят ее и погибают и что добывают амбру из их внутренностей. По мнению некоторых – это навоз морской коровы. Есть и такие, которые полагают, что она падает капля по капле с гор некоторых островов. Многие считают ее морской камедью, другие – воском. Говорят, что в некоторых горах находят большие количества меда, такое количество, что он действительно стекает в море. Воск поднимается на поверхность, и теплота солнца превращает его в твердое вещество. Так как пчелы извлекают мед из благоухающих цветов, то амбра имеет прирожденный аромат. В амбре находят по временам пчел». О камфаре, которая тогда была излюбленным душистым веществом, Абдула Фазлы пишет так: «Камфарный лавр представляет собою дерево больших размеров, которое рас- тет в горных и приморских местностях Индии и Китая. Сто всадников и даже более могут поместиться под сенью такого дерева. Камфару добывают из его ствола и веток. Некото- рые говорят, что в летнюю пору множество змей обвиваются вокруг дерева, потому что оно имеет свойство освежать; местные жители надрезают его кору и собирают камфару в тече- ние зимы. Другие говорят, что леопарды часто приходят к камфарному лавру: они до такой степени любят камфару, что никогда не удаляются на большое расстояние от дерева…» В древние и отчасти средние века торговля «ароматами» находилась в руках ара- бов. Большие количества их они привозили через Индийский океан с островов Шри Ланка (Цейлон), Суматра и с Малаккского полуострова. Эти вещества главным образом включали корицу, алоэ, сандал, бензойную смолу, камфару, герань, мускатный орех, ладанник, серую амбру, мускус, цибет. Кроме этих веществ, арабы торговали ладаном, миррой, «ароматиче- ским тростником», нардом и другими, перевозя их караванными путями в Тир и Египет. Тор- говля этими веществами индийского происхождения была одним из источников богатства и могущества Вавилона, расположенного и на морских путях, ведущих к Персидскому заливу и Евфрату, и на караванных, пересекающих пустыню. В Апокалипсисе перечисляются про- дававшиеся тогда товары: изделия из золота и серебра, драгоценные камни, жемчуг, тонкие льняные ткани, пурпур, шелк, шарлаховая краска, благоухающее дерево, бусы из слоновой кости, медь, железо, мрамор, корица, ароматы, духи, вино, хлеб, масло. Монополия арабов на торговлю ароматическими веществами, с одной стороны, мате- риальная заинтересованность или полная монополия храмов на душистые вещества, широко Л. Г. Гутыря. «Парикмахерское мастерство» 79 применявшиеся в религиозных или эстетических целях, с другой, были причиной того, что арабы не были заинтересованы в распространении знаний о душистых веществах и источни- ках их получения и выдумывали всякие небылицы, которые принимались на веру. Для того чтобы набивать цену своему товару, не зная подлинного происхождения ароматных смол, привозимых из Южной Аравии, йеменские купцы повторяли басни о том, что добыча ладана сопряжена с опасностью для жизни, так как ладанные деревья якобы охраняют ядовитые змеи, висящие на их ветвях. Л. Г. Гутыря. «Парикмахерское мастерство» 80 Дезинфицирующие и кровоостанавливающие средства Этиловый спирт (С 2 Н 5 ОН) – бесцветная жидкость, кипящая при температуре 78 °C. Для технических целей этиловый спирт получают из крахмала. Для дезинфекции инстру- мента в парикмахерских следует применять этиловый спирт не ниже 70 %-ной консистен- ции. Йод. Настойка йода очень эффективна как дезинфицирующая и прижигающая жид- кость при обработке порезов, царапин и других повреждений кожи. Формалин. Бесцветная жидкость, обладает резким неприятным запахом, применяется для дезинфекции новых, не бывших в употреблении кисточек для бритья. Хлорамин. Для дезинфекции инструмента в парикмахерских используется 0,5 %-ный раствор хлорамина для щеток, расчесок и другого инструмента, изготовленного из пласт- массы. Опускают инструменты в раствор хлорамина на 10–15 минут. Хлорная известь применяется для дезинфекции помещений парикмахерских и сануз- лов. Карболовая кислота (фенол) – твердое вещество кристаллической структуры, обла- дает резким, характерным запахом и хорошо растворяется в воде. Фенол ядовит, поэтому для дезинфекции следует использовать 5 %-ный раствор, приготовленный в аптеке. Квасцы – насыщенные растворы сернокислого алюминия. Растворы квасцов бесцвет- ные. На вкус слегка сладковатые, без запаха. Они очень эффективны для остановки кровоте- чения при порезах, ссадинах и других повреждениях кожи. Готовят раствор квасцов следую- щим образом: во флакон с пероксидом водорода небольшими порциями всыпают кристаллы сернокислого алюминия до тех пор, пока они не перестанут растворяться. После добавле- ния каждой порции кристаллов пероксид водорода необходимо взбалтывать до их полного растворения. |