Главная страница
Навигация по странице:

  • 2.6. Возникновение национальных систем гимнастики

  • Учебник по гимнастике. Гимнастика учеб. М. Л. Журавин 4 10. 3 10. 4 совместно с О. В. Загрядской 10. 5 10. 6 совместно


    Скачать 5.14 Mb.
    НазваниеМ. Л. Журавин 4 10. 3 10. 4 совместно с О. В. Загрядской 10. 5 10. 6 совместно
    АнкорУчебник по гимнастике
    Дата06.03.2023
    Размер5.14 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаГимнастика учеб.doc
    ТипДокументы
    #972736
    страница3 из 31
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   31

    23

    жить отдыхом от умственных занятий и средством восстановления сил для учебы.

    По свидетельству французского писателя-гуманиста Франсуа Рабле (1494 — 1553), в дворянских школах широко применялись общеразвивающие упражнения с предметами (палки, гантели) и без них, на перекладине, деревянном коне, в лазании по дере­вьям, канату, шесту (вертикальному и горизонтальному), акро­батические и другие упражнения.

    Наибольший интерес для истории гимнастики представляет труд венецианского врача Иеронима Меркуриалиса (1530 — 1606) «Об искусстве гимнастики» в шести томах. Он разделил гимнастику на военную, врачебную и атлетическую и попытался возродить идеи древних греков и римлян. Однако в эпоху зарождения капиталис­тического способа производства гимнастика древних уже не отве­чала изменившимся требованиям жизни, трудовой и военной де­ятельности, а следовательно, не получила широкого распростра­нения в педагогической практике.

    В этот период большой популярностью пользовались акробати­ческие упражнения. Современник Меркуриалиса, его преемник и последователь Арканджелло Туккаро (1538 —1616) написал пер­вое руководство по акробатике «Три диалога об упражнениях в прыжках и вольтижировке в воздухе». Оно было издано в Париже в 1599 г. Туккаро систематизировал все известные к тому времени акробатические упражнения и изложил технику их исполнения. Им были выделены две группы упражнений: без снарядов (пред­метов) и с использованием снарядов. В первую группу включались упражнения для развития пассивной и активной гибкости: накло­ны, мост из различных исходных положений, кувырки, перево­роты, сальто без поворота и с поворотом на 180° и др. Вторую группу составили упражнения на гимнастическом столе, прыжки с трамплина, штурмового мостика, через 10 колец и др.

    Труд Туккаро послужил первоисточником для научно-методи­ческих работ последующих десятилетий и даже столетий.

    Для развития теории и методики гимнастики огромное значе­ние имели труды Яна Амоса Коменского (1592 — 1670). Он считал, что игры, гимнастические, акробатические и другие упражнения располагают большими возможностями воспитания у школьни­ков умеренности, мужества, мудрости, справедливости и других личностных свойств. Коменский выдвинул важнейшие для физи­ческого воспитания принципы обучения: а) воспитывающий ха­рактер обучения; б) связь обучения с жизнью; в) соответствие содержания обучения требованиям жизни. Он подробно раскрыл такие принципы обучения, как: а) сознательность и активность; б) наглядность; в) постепенность и систематичность в овладении знаниями, умениями, навыками; г) принцип упражнений (мно­гократного повторения) и прочного овладения знаниями, уме-

    ниями и навыками. Эти принципы положены в основу современ­ной методики обучения гимнастическим упражнениям и спортив­ной тренировки.

    Вслед за Я. А. Коменским Джон Локк (1632 — 1704) считал, что окружающий мир человек познает через ощущения и восприятия органов чувств, поэтому их функции надо развивать. Он предло­жил спортивно-игровой метод обогащения знаниями, умениями, навыками с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Боль­шое значение он придавал закаливанию и воспитанию дисципли­ны. Его метод получил признание и быстро распространился даже за пределы Англии.

    Во второй половине XVII в. ученый монах Епифаний Славин-ский (умер в 1676 г.) впервые классифицировал игры на пригод­ные и вредные для воспитания молодежи, дал педагогический анализ многим гимнастическим упражнениям.

    Таким образом, смена феодального способа производства более прогрессивным капиталистическим привела к положительным пе­ременам в философских взглядах, в развитии науки, культуры, фи­зической культуры, а следовательно, и в гимнастике в частности.

    2.5. Гимнастика в Новое время

    Новое время (XVIII — начало XIX в.) характеризуется быст­рым развитием наук, культуры, промышленного производства, борьбой буржуазии за власть. В этих условиях идеологи буржуазии выступали против всех феодальных устоев. «Религия, понимание природы, общество, государственный строй — все было подверг­нуто самой беспощадной критике...», — писал К. Маркс.

    Гуманисты предлагали установить новую систему всесторонне­го воспитания юношества, чтобы освободить его от старых фео­дальных традиций и догм. Большое внимание уделялось физи­ческому воспитанию путем использования гимнастических уп­ражнений. Развивались идеи Я. А. Коменского и Д.Локка о соот­ношении чувственного и умственного познания окружающего мира, необходимости развития функций органов чувств, закали­вания, физической подготовки детей и юношества. В этот период наиболее сильное влияние на развитие гимнастики оказали Руссо и Песталоцци.

    Жан Жак Руссо (1712 — 1778), идеолог революционной мелко­буржуазной демократии, считал, что при подготовке ребенка к жиз­ни надо приучать его к испытаниям, закаливать тело, чтобы оно могло противостоять непогоде, голоду, жажде, усталости. Руссо, как и Локк, особое внимание обращал на необходимость разви­тия функций органов чувств, приобретение ребенком, юношей Двигательного, эмоционально-волевого и нравственного опыта. Рус­со писал: «Итак, если вы хотите воспитать ум вашего ученика,


    26

    27

    воспитывайте силы, которыми он должен управлять. Постоянно упражняйте его тело; делайте его здоровым и сильным, чтобы сделать умным и рассудительным; пусть он работает, действует, бегает, кричит; пусть всегда находится в движении; пусть будет он человеком по силе, и вскоре он станет им по разуму... Крайне плачевное заблуждение воображать, что телесные упражнения вредят работе ума: как будто эти две деятельности не должны идти рука об руку и как будто одна не должна направлять другую»1.

    Физическое воспитание, по убеждению Руссо, является осно­вой умственного, трудового и нравственного воспитания. Сред­ством решения воспитательных задач Руссо считал гимнастичес­кие упражнения, бег, метания, прыжки, игры, прогулки и др. Для повышения заинтересованности и активности детей в разви­тии их двигательных способностей он предлагал использовать со­ревновательный метод.

    Швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци (1746 — 1827) всю свою жизнь посвятил обучению и воспитанию детей просто­го народа. Он рекомендовал развивать у них двигательные, ум­ственные, нравственные (человеческое достоинство, трудолюбие, добросовестность, волю и др.) способности; формировать уме­ния и навыки, необходимые в повседневной жизни, сельском хо­зяйстве, ремесленном и промышленном производстве. Ведущая роль отводилась физическому воспитанию. Оно начиналось с «ес­тественной домашней гимнастики», когда мать помогает ребенку в его самых первых самостоятельных движениях, продолжается в подвижных и народных играх, забавах, в занятиях элементарной (суставной) гимнастикой и завершается овладением трудовыми процессами.

    Чтобы обучение детей сделать доступным и понятным, Песта­лоцци предлагал все отрасли знания свести к основным, простым и ясным элементам. Важным элементом человеческого тела он считал сустав. Поэтому, рассуждал Песталоцци, детей надо начи­нать учить движениям, развивающим пластичность и гибкость каждого отдельного сустава, далее постепенно усложнять упраж­нения движениями, при которых задействованы одновременно два-три сустава и более, и завершать обучение, предлагая ребенку выполнить сложный комплекс упражнений. Фактически это была система развития координации движений. Гимнастические упраж­нения должны были выполняться сознательно, а не подражатель­но. На базе элементарной гимнастики рекомендовалось проводить особую «индустриальную гимнастику».

    Во взглядах Песталоцци на нравственное и физическое воспи­тание заложены основы системы физической подготовки с про­фессиональной направленностью. В то же время его взгляды сле-

    Руссо Ж.Ж. Эмиль, или О воспитании: Пер. с фр. — СПб., 1913. — С. 99.

    дует считать ограниченными в силу того, что человека, его орга­низм, окружающую действительность он представлял как сумму независимых друг от друга явлений, не видя между ними тесной диалектической связи.

    Таким образом, в Новое время гимнастика получает дальней­ший толчок к развитию под влиянием более прогрессивного ка- . питалистического способа производства, развития наук (в том числе и наук о человеке), культуры, повышения боеспособности армий в связи с необходимостью ведения войн.

    2.6. Возникновение национальных систем гимнастики

    Конец XVIII в. и первая половина XIX в. характеризуются даль­нейшим развитием капитализма. В этот период происходят буржу­азные революции во Франции, Испании, Португалии. Армия На­полеона покорила ряд европейских стран и совершила поход про­тив России, что оказало огромное влияние в том числе и на раз­витие военного дела.

    Для успешного ведения захватнических и оборонительных войн нужны были массовые регулярные армии, хорошая вневойсковая военно-физическая подготовка молодежи. Эти обстоятельства сти­мулировали создание национальных систем гимнастики, отвеча­ющих требованиям капиталистического производства, военного дела, национальным и культурным особенностям народов.

    Французская система гимнастики стала развиваться под влия­нием массового увлечения французской молодежи военно-физи­ческой подготовкой. Члены юношеских спортивных команд зани­мались гимнастикой, участвовали в туристских походах и воени­зированных играх. Наполеон преобразовал юношеские команды в школьные батальоны и сделал их резервом армии.

    После поражения Франции в наполеоновских войнах работу по гимнастике во французской армии возглавил полковник Дон Франциско Аморос (1770 — 1848). В 1830 г. он издал «Руководство по воспитанию физическому, гимнастическому и моральному» и атлас, включавший 53 таблицы упражнений. Он организовал гражданскую и военную школы гимнастики. Его система гимнас­тики была естественно-прикладной и основывалась на идеях Лок-ка, Руссо, Песталоцци, военно-прикладной практике физичес­кой подготовки солдат и офицеров того времени.

    С помощью гимнастических упражнений у солдат развивались мышечная сила, выносливость, гибкость, способность чувство­вать (развитие органов чувств), думать и действовать решительно и смело, формировались умения и навыки, необходимые в жизни и военных условиях. Для этого применялись ходьба, бег с пре­одолением препятствий, прыжки, метания, переноска грузов или «раненого», плавание и ныряние, фехтование и вольтижировка,


    28

    29

    верховая езда, танцы, лазание, перелезание с применением ле­стниц, шестов, канатов и других приспособлений. При обучении упражнениям использовался соревновательный метод. Кроме того, предусматривалось: а) физиологическое обоснование отдельных упражнений; б) врачебный и педагогический контроль за зани­мающимися; в) развитие у них не только двигательных способ­ностей, но и моральных, волевых качеств; г) хорошее знание индивидуальных особенностей учеников; д) развитие самостоя­тельности и творческой активности в учебно-воспитательной работе.

    Военно-прикладной характер французской системы гимнасти­ки сохранился до XX в. Пользуясь положением хозяев II Олим­пийских игр 1900 г., французы настояли, чтобы в программу сорев­нований были включены прикладные упражнения: прыжки в дли­ну, с шестом, через препятствия, лазание по канату, поднима­ние тяжести массой в 50 кг и перетягивание каната.

    Немецкая система гимнастики сложилась под влиянием пере­довой части немецкой буржуазии. Наибольший вклад в развитие гимнастики внесли ученые Фит, Гутс-Мутс, Ян, Шписс.

    Герхард Ульрих Антон Фит (1763 — 1836) обобщил и система­тизировал все, что было сделано в области физических упражне­ний до него, и изложил в «Опыте энциклопедии физических уп­ражнений». Этот труд состоит из трех частей: «Данные к истории физических упражнений» (1794), «Система физических упражне­ний» (1795), «Приложения к первой и второй частям» (1819). Он дал определение понятия «Физическое упражнение»: это все дви­жения и применение физических сил человеческого организма, имеющие своей целью совершенствование последнего. С помощью гимнастических упражнений, по Фиту, педагог может: а) сохра­нить и укрепить здоровье занимающихся; б) развить красивые формы тела; в) увеличить силу, быстроту движений; г) развить точность и уверенность в движениях, придать бодрость и реши­тельность духу; д) развить потребность в умственной работе, в по­лезном проведении свободного времени; е) отвлечь от раннего появления половых потребностей.

    Фит предложил ряд правил и методических указаний к прове­дению занятий: а) необходимость специально оборудованных мест занятий; б) высокая профессиональная подготовленность педаго­га; в) учет индивидуальных особенностей учеников при подборе упражнений (здоровье, конституциональные особенности, ука­зания врача).

    На высокой технической основе Фит разработал упражнения в вольтижировке на деревянном коне и брусьях.

    Он считал, что школьные экзамены можно было бы сделать публичными в виде соревнований в науке, искусстве и гимнасти­ческих упражнениях.

    Иоганн Христофор Гутс-Мутс (1759 — 1839) в начале своей педагогической деятельности пытался приспособить идеи Руссо о физическом воспитании, его призыв к возврату на «лоно при­роды», идеализацию первобытного дикаря для воспитания силь­ного, мужественного молодого поколения, образцом которому дол­жен стать старый (средневековый) немец.

    Гутс-Мутс написал ряд работ по гимнастике: «Гимнастика для юношества» (1804); «Игры для развития и отдыха тела и духа» (1796); «Гимнастическое руководство для сынов отечества» (1817) и др. Они были переведены на французский, английский, дат­ский языки и способствовали распространению идей автора в Ев­ропе.

    После захвата Германии наполеоновской армией взгляды Гутс-Мутса на физическое воспитание изменились, этой перемене со­действовало национально-освободительное движение, развитие ка­питализма. Педагог считал, что с гимнастическими упражнения­ми надо знакомить студентов высших учебных заведений, буду­щих учителей. Ко всем остальным сословиям гимнастика, по его мнению, имела еще более близкое отношение, ибо их тело долж­но служить государству. Гимнастика тогда считалась основой на­циональной системы физического воспитания немецкого народа.

    В систему гимнастики Гутс-Мутса входили следующие упраж­нения: прыжки в длину, высоту, в глубину и с шестом, ходьба и бег с препятствиями, метания различных предметов, лазания, перелезания, упражнения в равновесии (бревно, горизонтальный канат и др.), переноска тяжестей, маршировка со специальными военными упражнениями, плавание и др. Обучение проводилось наглядным методом, применялись соревнования, закладывался гимнастический стиль исполнения упражнений.

    В целях организации борьбы за освобождение отечества от На­полеона в 1808 г. в Кенигсберге возник «Тугенбунд» («Союз доб­родетели»). В его работе принимали участие государственные и об­щественные деятели. Гимнастика рассматривалась как одно из важ­ных средств подготовки молодежи к освобождению родины. В 1809 г. этот союз по приказу Наполеона был закрыт. Однако под влияни­ем идей «Тугенбунда» националистами-патриотами в Браунсберге (Пруссия) был основан первый открытый плац как обществен­ное заведение для занятий гимнастикой.

    Идеи Гутс-Мутса легли в основу немецкого турнена и швед­ской системы гимнастики.

    Основателем, отцом немецкой гимнастики принято считать Иоганна Фридриха Людвига Кристофора Яна (1778 — 1852), край­него националиста-тевтономана. Слово «гимнастика» он заменил словом турнен, что означает изворотливость. Ян организовал гим­настические союзы, где готовились бойцы за освобождение Прус­сии от французской оккупации, пропагандировал мысль о вели-


    30

    31

    чии и историческом призвании немецкого народа, его великого духа, языка и обычаев.

    Занятиями гимнастикой Ян пытался восстановить утраченное равновесие человеческого образования, поставить рядом с одно­сторонней духовной деятельностью деятельность телесную, чрез­мерной утонченности противопоставить мужественность.

    В свою систему Ян включил 24 группы упражнений. Многие из них заимствованы у Фита, Гутс-Мутса. Особое внимание уделя­лось упражнениям на гимнастическом коне, козле, параллельных брусьях, турнике (перекладине), упражнениям со скамейкой и об­ручем, акробатике, танцам. Применялись и военно-прикладные упражнения: стрельба из лука и огнестрельного оружия, перенос­ка тяжестей, верховая езда и др.

    Упражнения без гимнастических снарядов и со снарядами ста­ли более интересными, привлекательными для молодежи из-за того, что их выполнению придавался состязательный характер. Ян поощрял достижения своих учеников, большое значение он при­давал форме движений и технике исполнения упражнений. Он требовал от воспитанников прямого положения головы, оттяну­тых носков ног, прямых линий в движениях и военной выправки. Зарождался гимнастический стиль выполнения упражнений.

    Курс гимнастики был рассчитан на два периода. В первом пери­оде применялись сравнительно простые упражнения: ходьба, бег, прыжки, лазание, упражнения на снарядах, игры. Соблюдался прин­цип постепенности, последовательности, правильного сочетания нагрузки с отдыхом. Большое внимание уделялось развитию воли, изучению индивидуальных способностей занимающихся. Во вто­ром периоде гимнасты выполняли более сложные упражнения.

    Занятие состояло из двух частей. В первой части ученики рабо­тали самостоятельно, каждый сам себе выбирал, чем заниматься. В это время старосты и преподаватели обеспечивали порядок, стра­ховку, оказывали помощь и наблюдали за склонностями, стрем­лениями и способностями учеников. Во второй части занятия вы­полнялись обязательные для всех упражнения. Ученики делились на отделения по возрасту. Им показывались основные и подводя­щие упражнения, которые они должны были повторять вслед за учителем. Изученное упражнение повторялось многократно (до 100 и более раз). Главное внимание уделялось развитию мышечной силы, выносливости и воли.

    В учебнике «Немецкая гимнастика», изданном Яном совмест­но с Ф. Эйзеленом, дано описание упражнений в ходьбе, беге, прыжках, на гимнастическом коне, козле и подробно на брусьях и турнике.

    В 1811 г. Ян открыл гимнастическую площадку на воздухе в Гес-сенгайдене, недалеко от Берлина. Это содействовало дальнейше­му развитию гимнастики.

    В 1863 г. на гимнастическом празднике в Лейпциге присутствова­ли 19921 представитель от различных гимнастических округов, ко­торые объединяли 134506 человек, занимавшихся гимнастикой.

    Прусское правительство использовало гимнастику как один из рычагов мобилизации населения для решения государственных за­дач. С этой целью организуются гимнастические общества и союзы, гимнастика вводится в систему школьного обучения.

    Основателем школьной гимнастики в Германии считается Адольф Шписс (1816 — 1858) — преподаватель гимнастики, ис­тории и пения. Опираясь на работы своих предшественников, он разработал систему школьной гимнастики и обосновал не­обходимость преподавания ее в качестве обязательного предме­та. В четырехтомном труде «Учение о турненском искусстве» он дал описание строевых и вольных упражнений, разработал уп­ражнения в висах и упорах. Идею Песталоцци о формировании способностей у детей к трудовой деятельности с помощью гим­настических упражнений он фактически развил до необходи­мости преподавания дисциплинирующих, муштрующих воль­ных упражнений. Основными из них были ходьба, бег, прыж­ки, подпрыгивания, повороты, упражнения для рук, туловища и ног. Упражнения выполнялись под музыкальное сопровожде­ние, сочетались с пением и демонстрировались на гимнасти­ческих праздниках.

    Шписс увеличил размеры перекладины и брусьев, чтобы мож­но было заниматься на них по 4 —6 человек одновременно, и при­способил их для занятий со школьниками. Упражнения были сис­тематизированы в порядке возрастающей сложности. При подбо­ре упражнений и дозировке нагрузки осуществлялся дифферен­цированный подход к мальчикам и девочкам, сильным и слабым ученикам. Урок гимнастики начинался с выполнения строевых упражнений на месте и в движении, затем выполнялись вольные упражнения и упражнения на снарядах. Заканчивался урок под­вижными играми и массовыми упражнениями.

    Основным недостатком метода Шписса было то, что упражне­ния выполнялись всеми учениками одновременно. Это затрудняло индивидуальный подход, индивидуальность подчинялась формаль­ным требованиям дисциплины и порядка. Строевые и вольные упражнения, действительно располагавшие огромными возмож­ностями всестороннего воздействия на человека, служили лишь средством дисциплинирования и муштры.

    Шписс завершил создание немецкой системы гимнастики.

    Шведская система гимнастики. Ее основателем был Пер Ген­рих Линг (1776 —1839). Он окончил богословский факультет Упсаль-ского университета, Институт для детей и взрослых в Копенгаге­не (Дания) — первое учебное заведение в Европе по физическо­му воспитанию. Линг был высокообразованным человеком, увле-

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   31


    написать администратору сайта