Главная страница
Навигация по странице:

  • 2.2. Гимнастика у древних народов В глубокой древности

  • Древний Рим

  • Древнем Китае

  • Древней Индии

  • Учебник по гимнастике. Гимнастика учеб. М. Л. Журавин 4 10. 3 10. 4 совместно с О. В. Загрядской 10. 5 10. 6 совместно


    Скачать 5.14 Mb.
    НазваниеМ. Л. Журавин 4 10. 3 10. 4 совместно с О. В. Загрядской 10. 5 10. 6 совместно
    АнкорУчебник по гимнастике
    Дата06.03.2023
    Размер5.14 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаГимнастика учеб.doc
    ТипДокументы
    #972736
    страница2 из 31
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   31
    Глава 2. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР РАЗВИТИЯ ГИМНАСТИКИ

    2.1. Закономерности развития гимнастики

    История гимнастики — это специфическая отрасль знаний, важный раздел истории физической культуры и общей культуры, наука о закономерностях развития гимнастики в различные исто- " рические эпохи в связи с экономическими, политическими и куль­турными условиями жизни людей. Гимнастика порождена жизнью, трудовой деятельностью людей и развивалась под влиянием дос­тижений наук о человеке, законов развития общества, способов ведения войн и по своим собственным закономерностям.

    По мере развития наук о человеке открывались новые возмож- в

    ности для использования гимнастики в целях укрепления здоровья, \

    повышения функциональных возможностей организма, подготовки
    занимающихся к здоровому образу жизни, учебе, труду, выпол­
    нению воинских обязанностей. i

    Изменения в способе производства материальных благ, в произ­
    водственных отношениях, в военной технике и военном искусстве 2
    каждый раз предъявляли новые специфические требования к чело­
    веку, возникала необходимость совершенствования средств и ме­
    тодов гимнастики для подготовки людей к жизни и деятельности \
    в новых условиях. i

    Гимнастика развивается и по своим собственным закономер­
    ностям: а) обогащение гимнастов и тренеров опытом соревнова- \
    ний и организации учебно-тренировочной и воспитательной ра­
    боты с гимнастами; б) совершенствование программ, правил со­
    ревнований, терминологии, теории и методики обучения упраж­
    нениям и спортивной тренировки; в) проведение научных кон­
    ференций, семинаров, исследований; г) совершенствование сис-

    емы подготовки педагогов-тренеров; д) улучшение качества гим-астических снарядов, оборудования мест занятий и др.

    Образованность педагога в области гимнастики характеризует-я знанием основных периодов ее истории. Он обязан знать, как ародилась гимнастика, какие этапы в своем развитии она про­чла; каково ее место в современной системе физического воспи-ания людей всех возрастных групп, в их учебной и трудовой дея-ельности; в каком направлении она будет развиваться в ближай-ем будущем.

    2.2. Гимнастика у древних народов

    В глубокой древности, в эпоху первобытно-общинного строя, имнастических упражнений в нашем понимании еще не было, ни не были выделены в самостоятельный объект познания и спользования в подготовке человека к жизни и трудовой дея-ельности. Все двигательные действия носили прикладной харак-ер и использовались для удовлетворения основных жизненных отребностей в пище, жилье, одежде. Дети в своих движениях подражали взрослым охотникам, земледельцам, скотоводам, во­инам, деятельность которых была насыщена самыми разнооб­разными движениями, — продолжительной ходьбой, бегом, пре­одолением всевозможных препятствий, лазанием по деревьям, ползаньем, переползанием, метанием различных предметов, стрельбой из лука, переправой через водные преграды разными способами и др.

    Многие из этих двигательных действий в несколько изменен­ном виде применяются в гимнастической практике до сих пор: вис простой, вис завесом, размахивание в висе, подтягивание, подъем переворотом, прыжки в длину, в высоту, в глубину, ку­вырки, переползания, подлезания, упражнения в равновесии и др. В древнегреческом рабовладельческом государстве Лаконика с главным городом Спартой (IX в. до н.э.) свободно рожденные граждане жили за счет труда порабощенных народов. Для веде­ния захватнических войн и удержания рабов в повиновении тре­бовались хорошо подготовленные воины. С этой целью детей с 7 лет отдавали в школы с жесткой системой воспитания. Они спа­ли на ложе из тростника, никогда не ели досыта, ходили без обу­ви круглый год. Их обучали владению оружием, преодолению пре­пятствий, воспитывали безжалостное отношение к порабощен­ным, развивали выносливость, силу, решительность, смелость, необходимые в захватнических и оборонительных войнах, в пода­влении восстаний рабов, в принуждении их к интенсивной работе. Государственной задачей считалось и физическое воспитание женщин. Девушки выполняли те же упражнения, что и будущие воины-мужчины, участвовали в спортивных состязаниях.


    16

    17

    В качестве упражнений применялись ходьба, бег, прыжки, ме­тание диска, борьба, кулачный бой, игры (преодоление различ­ных препятствий, лазание, перелезание и др.).

    В Афинах — центре древнегреческой культуры того же време­ни — было хорошо развито ремесленное производство, торговля, морской флот, наука, искусство. Здесь возникла и практически воплощалась идея воспитания гармонически развитой личности. В этом государстве так же, как и в Спарте, дети до 7 лет воспиты­вались родителями, а затем мальчики богатых родителей посеща­ли платные мусические школы (от слова «муза» — покровитель­ница науки, искусства), а с 12 — 13 лет обучались в государствен­ной школе — палестре (от слова «палее» — борьба).

    Из гимнастических упражнений широко использовались игры в мяч, перетягивание каната, упражнения в лазании и равнове­сии, игры с бегом и преодолением препятствий. Дети обучались также упражнениям с копьем и щитом, дротиком и луком, кин­жалом и другим оружием, с тем «...чтобы лучшие тела были у них на службе дельного разумения и не приходилось им от плохого свойства тел плоховать и на войне и в прочих делах»1.

    Большое внимание уделялось не только физическому, но и ду­ховному воспитанию детей. Аристотель отмечал, что «...в гимнас­тике не должно преобладать животное». С помощью гимнастичес­ких упражнений воспитывались сдержанность, умеренность, са­мообладание, терпение, внимательность и чуткость. Для того что­бы исключить огрубляющее влияние занятий гимнастикой, греки занимались специально подобранной музыкой, астрономией, ма­тематикой, ораторским искусством. Аристотель считал, что под влиянием музыки люди получают облегчение и избавляются от стрессов, переживая при этом «безвредную радость».

    Гимнастикой занимались представители привилегированных сословий. Категорически запрещалось посещать занятия рабам, не допускались и женщины.

    В эпоху античности общество проявляло заботу о состоянии физического и душевного здоровья его членов, руководствуясь присущими тому времени представлениями о здоровье. Оно рас­сматривалось как физическое и душевное благополучие. Поэтому древние греки вели беспощадную борьбу с употреблением алко­голя. Описан случай, когда один служитель, пришедший на служ­бу в нетрезвом виде, был казнен. Особо строго за это наказыва­лись женщины. Более того, известны примеры, когда общество не поощряло творчество, а тем самым и искусство, ведущее к рас­стройству здоровья. Произведения, которые достигали наивысшей степени воздействия на душевное состояние людей, не получали одобрения. Так, драматург Фриних был приговорен к штрафу в ты-

    1 Цит. по кн.: Гармонический человек. — М., 1965. — С. 19. 18

    сячу драхм за то, что на представлении его пьесы все зрители заливались слезами1.

    Древний Рим вел захватнические войны и жил в основном за счет труда порабощенных народов. Для этого нужна была силь­ная, выносливая, хорошо подготовленная в военном отношении, безжалостная к другим народам армия. В нее вступали юноши 16 — 17 лет. В течение долгого времени они проходили хорошо органи­зованную специальную физическую и военную подготовку. Обу­чение было очень суровым. В качестве упражнений применялись бег, прыжки в длину, высоту, с шестом, лазание по канату, ше­сту, лестнице, скалолазание, игры в мяч, с бегом и преодолени­ем препятствий, упражнения на деревянном коне и др.

    В период империи (27 г. до н.э. — 476 г. н.э.) с переходом к профессиональной армии произошел упадок военно-физическо­го воспитания рабовладельцев. Они ограничивались легкими гим­настическими упражнениями, прогулками, массажем и купани­ем в ароматизированной воде.

    Большой теоретический и практический интерес представляет гимнастика народов Древнего Востока, особенно Китая и Индии.

    В Древнем Китае зародились две формы национальной гимнас­тики под общим названием — ушу. Каждая из них имела свое на­именование.

    Первая форма ушу — солин, или «внешняя» носила явно вы­раженную военную направленность. Ее средства и методы исполь­зовались для развития мышечной силы, ловкости и выносливости. Эти способности были необходимы для успешного овладения приемами борьбы, боевыми действиями с копьем, мечом, щитом в защите и нападении. Большое внимание уделялось подготовке всадников. При этом" в качестве подводящих и подготовительных применялись упражнения на деревянном коне. Для обучения пре­одолению наземных препятствий использовались шесты, канаты, лестницы и другие подсобные средства. Широко применялись прыжки безопорные, опорные и в глубину, лазание, перелеза­ние, подлезание, ходьба и бег.

    В гимнастике солин все движения выполнялись с максималь­ным напряжением основных групп мышц. При этом нагрузке подвергалась как бы «внешняя оболочка» человеческого тела (скелет и мышцы). Отдельные упражнения объединялись в ком­плексы, в которых каждое последующее упражнение отделя­лось от предыдущего короткой паузой до 1 с. Пауза использова­лась для отдыха и психологического настроя на то, чтобы вы­полнить следующее упражнение с предельным усилием. Пере­вод рук, ног, туловища в очередное положение совершался

    1 Смирнов И.Н. Здоровье человека как философская проблема// Вопросы фи­лософии. - 1985. - № 7. - С. 88.

    19

    быстро, толчкообразно, рывком, кисти обеих рук крепко сжи­мались в кулаки.

    Вторая форма ушу — тай-дзи — сохранилась до наших дней. Ее называют стиль мянь-цюань. или «внутренняя». Она носила явно выраженный гигиенический характер, применялась для лечения болезней и ликвидации дефектов осанки. Упражнения тай-дзи проделывались обычно по утрам, рекомендовались также и занятия два раза в день. Особенностью этих упражнений было то, что они выполнялись в сочетании с самомассажем, а сами массирующие движения рассматривались в качестве гимнасти­ческих упражнений.

    В гимнастике тай-дзи движения рекомендуется выполнять с не­которым расслаблением всех мышц и воздействовать с их помо­щью преимущественно на внутренние органы. Требуется, чтобы мышцы и суставы были мягкими, живот и грудная клетка нена­пряженными. Это создает условия для глубокого дыхания, позво­ляет не задерживать его, легко и свободно дышать животом. Полу­расслабленные мышцы и суставы дают возможность выполнять упражнения безболезненно.

    Гимнастику тай-дзи сравнивают с медленным, плавным тече­нием реки, а гимнастику солин — с течением реки порожистой, каменистой. Для гимнастики тай-дзи характерны постоянные, не­прерывные движения руками, ногами, головой, туловищем. При выполнении упражнений центр тяжести тела все время перено­сится то на одну, то на другую ногу, что избавляет человека от статических положений.

    В гимнастиках солин и тай-дзи преобладают сложнокоордини-рованные движения. Среди них нет симметричных однонаправ­ленных движений всеми звеньями тела. Кисти рук рекомендуется слегка расслаблять, пальцы разводить в стороны слегка полусо­гнутыми и расслабленными. Такой способ выполнения упражне­ний не требует больших мышечных усилий. По мнению врачей, это положительно влияет на здоровье, увеличивает подвижность грудной клетки, жизненную емкость легких, улучшает кровоснаб­жение сердца, работу пищеварительной системы, повышает фи­зическую и умственную работоспособность. Выполнение этих уп­ражнений требует концентрации, распределения и переключения внимания, что улучшает работу центральной нервной системы, повышает подвижность основных нервных процессов.

    В гимнастике тай-дзи хорошо разработана дозировка упражне­ний и по числу повторений и тем более по темпу и времени, отводимому на выполнение каждого упражнения. После занятий физическими упражнениями рекомендуется применять водные процедуры, обливание холодной водой до пояса. После упражне­ний, выполняемых во второй половине дня, рекомендуются про­гулки на свежем воздухе продолжительностью 30—40 мин.

    Гимнастика тай-дзи используется как религиозно-мистическая практика достижения бессмертия. Это учение направлено на раз­витие тела и духа, на подготовку человека к активным действиям в стрессовых ситуациях.

    Гимнастика тай-дзи получила широкое распространение среди народов Азии, она проникла и в Европу, ею занимаются в Санкт-Петербурге и других городах России.

    Древнекитайские системы гимнастики складывались преиму­щественно в монастырях: монахам не разрешалось иметь при себе оружия, но ввиду того, что во время их странствий на них напада­ли бродяги, разбойники, они вынуждены были защищаться вру­копашную. Им не разрешалось самим нападать — это считалось большим грехом перед Богом. Запрет на ношение оружия побуж­дал их к изобретению приемов самозащиты.

    В Древней Индии в основе гимнастических упражнений лежало религиозно-философское учение — йога. Согласно йоге человек может познать сущность вещей, самого себя, если пройдет длин­ный подготовительный путь — с помощью специальных гимнас­тических упражнений сформирует в себе целый ряд «добродете­лей» и соответствующим образом подготовит свой организм к ак­тивной двигательной деятельности.

    Йога — это самобытное явление индийской культуры, религи­озно-философское учение. Йога является одной из древнейших систем разностороннего формирования человека, воздействия на него с целью поддержания физического и психического здоро­вья, гармонического развития личности.

    Слово «йога» в переводе с древнеиндийского языка (санскрита) означает «союз, соединение, связь, единение, гармония». Филосо­фами этот термин понимается по-разному — от мистического еди­нения индивидуального сознания с космическим разумом до более близкого нашему миропониманию единения Человека и создав­шей его Природы. Смысл, заложенный в этом термине, подчерки­вает полную гармонию физического здоровья и нравственно-ду­ховной красоты человека. Йога представляет собой совокупность средств и методов, располагающих огромными возможностями в формировании цельной личности, гармонически сочетающей в себе физическое, умственно-эмоциональное (психическое) и духовное. Такой гармонии можно достичь в процессе занятий следующи­ми разновидностями йоги — крия-йога, хатха-йога, раджа-йога, карма-йога и др.

    Крия-йога — это совокупность средств и методов внутреннего и внешнего очищения. Она характеризуется как дисциплина нрав­ственности. Ученик, изучающий йогу, должен избавиться от соб­ственных недостатков, отрицательных черт характера, вредных привычек, невежества, воспитывая в себе только положительные качества, без которых гармония невозможна.


    20

    21

    Хатха-йога предусматривает не только физическое совершен­ство тела, но и совершенство ума и духа человека: в здоровом теле — здоровый дух. Она является «дисциплиной тела» и служит подготовительным этапом к раджа-йоге.

    Раджа-йога предусматривает освобождение души путем физи­ческих, этических и психических упражнений. Ее рекомендации используются в спортивной педагогике, психологии, медицине в системе психорегулирующей тренировки. Частью этой разно­видности йоги является хатха-йога.

    Карма-йога позволяет достичь совершенства посредством тру­да и активных действий человека. Он должен всегда добросовест­но выполнять свою работу, стараясь сделать ее как можно лучше, не ожидая поощрения или награды. Эта йога занимается еще изу­чением кармы, которую современные специалисты отождествля­ют с генетическим кодом.

    Джани-йога направлена на совершенствование человека путем обогащения его знаниями о всем том, что способствует обрете­нию мудрости и духовного совершенства, и рассматривается йога­ми как гармония знаний.

    Бхакти-йога проповедует любовь и преданность высшим иде­алам.

    Лая-йога изучает воздействие на человека ритмов и вибраций, идущих из космоса (космическая йога). Она призывает человека жить в гармонии со Вселенной, помогает предупреждению и ле­чению болезней, вызванных нарушением биоритмов.

    Мантра-йога — это наука о воздействии звуковых вибраций на организм человека. При произнесении или пении некоторых глас­ных, слогов или слов возникают определенные колебания, кото­рые положительно воздействуют на организм человека.

    Существование различных разновидностей йоги в методичес­ком плане дает возможность заниматься по этой системе всем лю­дям независимо от пола, возраста, национальности, профессии. Предусматривается учет индивидуальных особенностей занимаю­щихся йогой.

    Высокая эффективность упражнений йоги объясняется следу­ющими особенностями:

    они естественны, взяты у самой природы в результате длитель­ного наблюдения за поведением всех живых существ;

    каждое упражнение сопровождается определенным типом ды­хания: то на задержке после вдоха, то на произвольном дыхании, то на задержке после выдоха, то со сменой ноздрей и т.д.;

    выполняя то или иное упражнение, необходимо направлять импульсы из коры головного мозга на тот орган или на ту часть тела, на которую воздействует данное упражнение. Свою мысль надо как бы «материализовать», т. е. представить ее себе или в виде луча света, или в виде потока мельчайших атомов либо пузырьков.

    22

    При этом нет надобности представлять себе сам орган, его уст­ройство — достаточно знать, где он находится.

    Каждое упражнение имеет свое название и назначение. Указыва­ется, на какой орган оно воздействует, на терапевтический эффект от его применения и возможные противопоказания. Отдельные уп­ражнения объединяются в комплексы также с определенным назна­чением (например, «Комплексные упражнения для мышц рук и плечевого пояса», «Упражнения для развития мышц живота», «Уп­ражнения, улучшающие работу пищеварительного тракта»).

    Каждое упражнение имеет свое название, отличающееся от принятой у нас терминологии гимнастических упражнений. На­пример: «поза плуга» — это положение лежа на спине, руки вдоль туловища, ладони касаются пола, ноги подняты вперед под пря­мым углом; «поза кобры» — в положении лежа на животе, с согну­тыми в локтевых суставах на уровне пояса руками надо, разгибая руки, прогнуться, голову отвести назад; «поза для всех частей тела» — стойка на лопатках и т. п.

    В Индии существует много различных школ, направлений в пре­подавании йоги. Они имеют незначительные методические разли­чия. Наилучшими школами являются Центр йоги в Дели и Инсти­тут йоготерапии и йогокультуры в городе Лакхнау — столице ин­дийского штата Уттар-Прадеш.

    Йога как система оригинальных средств и методов воздействия на человека возникла в Индии в середине III тысячелетия до н. э. По мере развития знаний о человеке, о его взаимоотношениях с внешним миром разрабатывались комплексы гимнастических упражнений. Веками они проходили апробирование, испытание в различных условиях и разными людьми. В результате сохрани­лось все самое ценное и полезное. Так постепенно сложилось строй­ное учение — йога — путь психофизиологического самосовершен­ствования человека. В Индии, как и вообще на Востоке, существу­ет традиция, по которой любое учение передается лишь от учите­ля к ученику, следуя строгому правилу: от простого к сложному. Такая непосредственная передача позволяет сохранить учение в неприкосновенности и оградить его от искажений. Йога, имею­щая тысячелетний эмпирический опыт, заслуживает бережного отношения, сохранения традиционных методических приемов воз­действия на человека.

    Йога получила большое признание и распространение во мно­гих странах мира, в том числе и в России. Почти во всех странах созданы общества, секции, клубы, институты йоготерапии и його­культуры. Достижения индийских йогов внимательно изучаются.

    В Индии в 1965 г. принято правительственное постановление о введении йоги в программы учебных заведений, в подготовку служащих армии и полиции. В ряде стран хатха-йога введена в си­стему физической подготовки военнослужащих, в первую оче-
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   31


    написать администратору сайта