Главная страница
Навигация по странице:

  • 2.1. Соотношение понятий: «профориентация» и «профконсультация», «профессиональное самоопределение» и «личностное самоопределение»

  • «карьера», «профессиональный выбор»

  • 2.2. Профессиональное самоопределение

  • М. С. Савина Пряжникова Е. Ю


    Скачать 4.4 Mb.
    НазваниеМ. С. Савина Пряжникова Е. Ю
    Дата28.03.2023
    Размер4.4 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаPryazhnikova-E.-YU.-Proforientatsiya-ucheb-posobie-dlya-stud-vyi.doc
    ТипДокументы
    #1020664
    страница3 из 58
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   58
    Глава 2

    СУЩНОСТЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ

    2.1. Соотношение понятий: «профориентация»

    и «профконсультация», «профессиональное

    самоопределение» и «личностное самоопределение»,

    «карьера», «профессиональный выбор»

    В профориентации традиционно выделяют следующие направ­ления: профинформация, профагитация, профпросвещение, профдиагностика (включая длительное отслеживание основных линий развития, профотбор и профподбор) и профконсультация. «Профориентация» — очень объемное понятие, например, мож­но сказать, что современное западное общество по сути своей профориентационно, так как с самого рождения ориентирует ре­бенка на «жизненный успех», на «успешную карьеру». «Профори­ентация» предполагает широкий, выходящий за рамки только пе­дагогики и психологии, комплекс мер по оказанию помощи в выборе профессии, куда входит и профконсультация как индиви­дуально ориентированная помощь в профессиональном самооп­ределении.

    И профориентация, и профконсультация — это ориенти­рование школьника (оптанта), тогда как профессиональное самоопределение больше соотносится с самоориентирова­нием учащегося, выступающего в роли субъекта самоопределе­ния (по Е. А. Климову).

    Профессиональное и личностное самоопределение имеют очень много общего, а в высших своих проявлениях они почти сливают­ся. Если же попытаться развести их, то можно выделить следую­щие два принципиальных отличия:

    1) «профессиональное самоопределение» — понятие более
    конкретное, его проще оформить официально (получить диплом
    и т.п.); «личностное самоопределение» — это более сложное по­
    нятие (диплом «на личностность», по крайней мере, психически
    здоровым пока еще людям не выдают);

    2) профессиональное самоопределение больше зависит от внеш­
    них (благоприятных) условий, а личностное самоопределение —
    от самого человека, более того, часто именно плохие условия
    позволяют кому-то проявить себя по-настоящему (герои появля­
    ются в переломные эпохи). Правда, и в благополучные эпохи,
    полные «соблазнов» и «счастья», с застывшими улыбками (когда
    всем «положено» быть счастливыми), все-таки находятся люди,
    которые ищут для себя смыслы в решении каких-то особых, не­
    понятных для обывателя проблем. Для таких людей благополучная

    30

    эпоха превращается в самую страшную пытку, и они сами создают для себя дополнительные сложности, т. е. условия для подлинно личностного саморазвития.

    При этом у таких людей — истинных героев — появляется воз­можность ставить сложные проблемы все-таки при относительно обеспеченных «тылах», когда не надо думать о выживании, об элементарном пропитании и т. п., поэтому личностное самоопре­деление в благополучные эпохи, с одной стороны, все-таки пред­почтительнее, но, с другой стороны, и намного сложнее, чем в трудные, «героические» периоды развития общества, поскольку в эпоху относительного благополучия подлинное личностное само­определение часто обрекает человека на настоящее одиночество, непонимание и даже осуждение со стороны окружающих. Именно поэтому призывать или как-то «формализовать» психологическую помощь в личностном самоопределении нежелательно. Лучше ос­торожно проводить ее на фоне более привычной и понятной для большинства людей работы по профориентации (профессиональ­ному самоопределению).

    Понятие «карьера» широко распространено на Западе (напри­мер, в США профориентация часто вообще называется «психоло­гией карьеры»). В России существует своя традиция употребления слова «карьера» — это успех в какой-либо деятельности, но с некоторым негативным оттенком (типа «карьеризм»). В американ­ской традиции карьера (по Дж. Сьюперу) — это определенная последовательность и комбинация ролей, которые человек вы­полняет в течение своей жизни (ребенок, учащийся, отдыхаю­щий, работник, гражданин, супруг, хозяин дома, родитель...). Такое понимание близко к жизненному самоопределению в рус­ской традиции.

    Правда, и в западной традиции понятие «карьера» все больше связывается с иронией и осуждением. Например, В.Берг в своей книге «Карьера-суперигра» пишет: «Успешная карьера — это не счастливая случайность. Постарайтесь не попадаться «на зуб» су­мевшим сделать блестящую карьеру «волкам» экономики и поли­тики, а научитесь выть и охотиться вместе с ними. Почему бы вам самому не начать травить окружающих вас коллег? Станьте убий­цей, пока не стали жертвой. Но при этом всегда следует помнить, что это вам слегка подпортит совесть. Однако ваши враги, ваши конкуренты, ваши завистники — коллеги... ведь они-то поступа­ют точно так же. Травля, интриги, зависть более не вызывают чувства стыда» (Берг В., 1998, с. 6).

    Профессиональный выбор, в отличие от профессионального самоопределения (по Е.И.Головахе), — это решение, затрагива­ющее лишь ближайшую жизненную перспективу школьника, ко­торое может быть осуществлено как с учетом, так и без учета отда­ленных последствий принятого решения, и в последнем случае

    31

    выбор профессии как достаточно конкретный жизненный план не будет опосредован отдаленными жизненными целями. Дж. Сью-пер считает, что в течение жизни (карьеры) человек вынужден совершать множество выборов (сама карьера рассматривается как чередующиеся выборы).

    2.2. Профессиональное самоопределение как поиск смысла в труде

    Понятие «самоопределение» вполне соотносится с такими мод­ными ныне понятиями, как «самоактуализация», «самореализа­ция», «самоосуществление», «самотрансценденция»... При этом многие мыслители связывают самореализацию, самоактуализацию и т. п. с трудовой деятельностью, с работой. Например, А. Маслоу считает, что самоактуализация проявляет себя «через увлечен­ность значимой работой»; К.Ясперс связывает самореализацию с «делом», которое делает человек. И. С. Кон говорит, что самореа­лизация проявляется через труд, работу и общение. П. Г. Щедро-вицкий отмечает, что смысл самоопределения — в способности человека строить самого себя, свою индивидуальную историю, в умении постоянно переосмысливать собственную сущность.

    Е. А. Климов выделяет два уровня профессионального самооп­ределения: 1) гностический (перестройка сознания и самосозна­ния); 2) практический (реальные изменения социального статуса человека).

    Самоопределение предполагает не только «самореализацию», но и расширение своих изначальных возможностей — «само-трансценденцию» (по В.Франклу): полноценность человеческой жизни определяется через его трансцендентность, т. е. способность выходить за рамки самого себя, а главное — в умении человека находить новые смыслы в конкретном деле и во всей своей жизни. Таким образом, именно смысл определяет сущность самоопреде­ления, самоосуществления и самотрансценденции...

    Н.А.Бердяев в работе «Самопознание» отмечает, что еще на пороге отрочества и юности был потрясен однажды мыслью: «Пусть я не знаю смысла жизни, но искание смысла уже дает смысл жизни, и я посвящу жизнь этому исканию смысла».

    Все это позволяет определить: сущность профессионального са­моопределения состоит в поиске и нахождении личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельно­сти, а также в нахождении смысла в самом процессе самоопределе­ния.

    При этом сразу обнаруживается парадокс самоопределения (как и парадокс счастья): найденный смысл тут же обесценивает жизнь (образуется как бы «пустота»). Поэтому важен именно процесс

    32

    поиска смысла, где отдельные (уже найденные) смыслы — это лишь промежуточные этапы процесса (сам процесс становится главным смыслом — это и есть жизнь, жизнь как процесс, а не как некое «достижение»).

    Правда, по В. Франклу получается, что смысл нельзя постро­ить заново, его можно только «найти», и в этом есть элемент предопределенности.

    При более творческом подходе к своей жизни сам смысл со­здается человеком заново. Именно в этом случае человек превра­щается в подлинного субъекта самоопределения, а не просто вы­ступает как проводник каких-то «высших» смыслов...

    Одной из наиболее сложных (и одновременно творческих) проблем является поиск смысла для конкретного самоопределяю­щегося клиента. Но единого смысла (для всех одинакового) быть не может. Исключения составляют лишь эпохи войн и нравствен­ных испытаний, когда народ или отдельные слои общества объ­единены единой идеей. Можно условно выделить некоторые в а-рианты смысла самоопределения, предназначенные для общей ориентировки как самоопределяющегося клиента, так и для самого психолога-профконсультанта.

    1. Применительно к профессиональному самоопределению мож­но выделить обобщенный смысл: поиск такой профессии и рабо­ты, которая давала бы возможность получать заработок (обще­ственную оценку труда) по справедливости, т. е. в соответствии с затраченными усилиями (или в соответствии с вкладом человека в общество).

    Но еще К. Маркс поставил проблему «отчуждения труда от ка­питала». Ход его рассуждений примерно следующий. Выделяется два аспекта труда: 1) «живой труд» как деятельность, как возмож­ность и как источник богатства и 2) «абстрактный труд», выра­женный в стоимости, в капиталах. Из-за несправедливого распре­деления богатства часто получается так, что труженик имеет мало денег (лишь на поддержание своего существования), а бездельник может быть богачом. В справедливом обществе живой труд (сама деятельность, работа) должен соединяться с абстрактным (с де­нежным вознаграждением). Еще Платон считал, что в справедли­вом обществе вклад человека в общество должен соответствовать вознаграждению. Бездельник может стать богачом именно пото­му, что труд существует в двух аспектах и его (особенно в абстракт­ной части, связанной с капиталами) можно незаслуженно «от­чуждать» от настоящего труженика.

    33

    Таким образом, более важным становится не сам труд, а воз­можность перераспределения благ, результатов этого труда. Но обес­цененный труд порождает уже чисто психологические проблемы, связанные с отношением к труду и планированием своего разви­тия как настоящего труженика или как «предприимчивого» без-

    2 Пряжникова

    дельника-эксплуататора. И хотя сам К. Маркс не исследовал чис­то психологических последствий такой несправедливости (сама психология как наука тогда еще не появилась), его рассуждения могут быть очень интересны при рассмотрении проблем профес­сионального самоопределения.

    Деньги — это не только экономическая категория — это свое­образный аккумулятор человеческих надежд, мечтаний и смыс­лов. Уже в развитие марксовых идей можно сказать, что облада­тель капиталов как бы обладает и частичками души других людей. Но деньги (большие капиталы) позволяют человеку, который ими обладает, высвобождать свободное время для гармоничного лич­ного развития.

    «Гармонично развитый индивидуум» (по К. Марксу) — это че­ловек, постоянно меняющий свои профессиональные функции, это «суть сменяющие друг друга способы жизнедеятельности», т. е. гармоничность понимается как разносторонность в разных видах труда. «При развитой промышленности работник каждые пять лет будет менять свою профессию», — писал К. Маркс. Примечатель­но, что сегодня на многих западных фирмах (в частности, в со­временной Германии) трудно сделать карьеру, не овладев и смеж­ными профессиями.

    Самое страшное «ругательство» для К. Маркса — это «профес­сиональный кретин» (или «профессиональная идиотия»), т.е. че­ловек «хорошо знающий только свою профессию, ограниченный ею и не участвующий в жизни общества»... Другое «ругательство» К. Маркса — «призвание», которое также сильно ограничивает человека, так как закрепляет его за определенной трудовой функ­цией. «Признавая призвание, мы вынуждены признать фатальность человеческой жизни, но человек — это творец своей судьбы», — писал К. Маркс. Можно представить себе реакцию К. Маркса, если бы он попал несколько лет назад в тогдашнюю советскую школу, где часто висели лозунги типа: «Ты выбираешь профессию. Помни — это на всю жизнь!»

    К. Маркс отмечал, что «главным результатом труда являются не производимые товары, а сам человек в его общественных от­ношениях». При капитализме появляется много людей, у которых есть возможность использовать свободное время для своего разви­тия — и в этом прогрессивный смысл капитализма (по сравне­нию с предшествующими формациями). Но все это происходит за счет эксплуатации других людей (которые свое время тратят на из­нурительный труд для обеспечения своего существования). Пред­полагалось, что при социализме у большинства людей будет время для гармоничного развития — в этом главная «крамола» К. Маркса.

    2. Как уже отмечалось, К. Маркс не раскрыл именно психоло­гический (личностный) смысл труда. Э. Фромм пытался несколь­ко «психологизировать» К. Маркса. Его термин — «отчужденный

    34

    характер», когда человек отделяется от своего дела, от своей дея­тельности, когда деятельность перестает для него быть личностно значимой, т. е. человек как бы теряет смысл своего труда. Человек просто продает себя на «рынке личностей» (как и у К.Маркса, человек продает свою рабочую силу). Отчужденный характер — это и есть «рыночная личность», утратившая истинный смысл (смысл для такого человека находится как бы вне труда, например в зара­батывании денег). Но опять неясно: в чем заключается этот смысл? Например, остается без ответа вопрос: зачем человеку много де­нег? Как антитезу «отчужденному характеру» Э.Фромм выделяет «неотчужденный характер», когда человек выполняет значимую для себя деятельность, как бы личностно «сливаясь» с ней, но сущность такого человека раскрывается всего лишь через набор «красивых» (хотя и правильных) слов, типа «ориентация на самого себя, ориента­ция деятельная, любящая и разумная», когда «любит то, ради чего он трудится, и трудится ради того, что он любит» и т.п.

    1. В. Франкл рассматривает разные варианты смыслов («три триа­
      ды смыслов») и выделяет самый главный из них — страдание, но
      только такое страдание, которое меняет человека к лучшему. Прав­
      да, до него еще Ф. Ницше писал, что «место человека в обществе
      определяется теми страданиями, которые он готов за это вынес­
      ти». Если взять за основу страдание ради самоулучшения, то оста­
      ется вопрос: в каком направлении улучшаться, к каким идеалам
      стремиться? И хотя сам В. Франкл, да и Ф. Ницше дают пример­
      ные ориентиры саморазвития, но построение «пространств» вы­
      бора все-таки оставляют самому клиенту. В итоге клиент, да и сам
      психолог-консультант остаются в растерянности.

    2. Дж. Ролз в своей известной работе «Теория справедливости»
      выделяет «первичное благо» — чувство собственного достоинства.
      Можно вновь поставить вопрос: зачем человеку деньги, капита­
      лы? Обычный ответ: чтобы покупать вещи, приобщаться к куль­
      туре, путешествовать и т.п. Но далее следует еще более интерес­
      ный вопрос: а это все зачем? Многие обычно теряются с ответом,
      так как ответ кажется самоочевидным. Попробуем порассуждать в
      этом направлении. Типичный пример: человек купил дорогую вещь
      (съездил за границу, «приобщился к культуре», обежав за 2 ч весь
      Лувр...), но часто главный для него смысл заключается в том, что­
      бы рассказать об этом своим близким и знакомым. Известно, на­
      пример, что большее удовольствие человек часто получает не от
      престижной поездки за границу, а от предвкушения этой поездки,
      или от рассказов об этой поездке в кругу друзей, или же от воспо­
      минаний о ней... То есть смысл не в поездке, а вне ее...

    Но тогда возникают вопросы: а почему так происходит? И зачем тогда нужна эта поездка (эта покупка и т. п.)? Один из наиболее Убедительных вариантов ответа: для повышения чувства соб­ственной значимости... Таким образом, даже не деньги (и приоб-
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   58


    написать администратору сайта