Экономика. Экономика 14.10. Манифест об отмене крепостного права. 19 февраля 1861 г
Скачать 40.59 Kb.
|
Я согласна с мнением автора что, в современном обществе обязанность заботиться о старых родителях все в большей степени снижается, и старики живут одни или в домах престарелых. Кроме этого, сужаются родственные связи, современная семья все в большей степени становится атомарной (нуклеарной), где двоюродные братья едва знают друг друга. Поэтому в современных отношениях актуализировались некоторые крылатые народные высказывания, что: «как нищета, так и богатство – проверка для родства и братства» или «друг познается в беде, герой – в битве, честный – в уплате долга, жена – в бедности, родственники – в невзгодах». Кроме инвестиционных возможностей в производстве «человеческого капитала» семья, функционирующая, как отдельное домашнее хозяйство с участием более одного индивида, может производить товары и услуги гораздо эффективнее, чем несколько домохозяйств с одним индивидом. Это происходит благодаря экономическому закону экономии за счет масштабов производства. Помимо этого, многие товары и услуги для членов семьи в доме являются общественными благами, которые приносят пользу всем и не уменьшаются количественно и качественно при добавлении дополнительных потребителей (детей). Отсюда у людей, живущих под одной крышей, нет необходимости производить общие блага каждому для себя, поэтому есть возможность улучшить качество имеющихся благ или направить ресурсы на другие цели. В целом, ведение домашнего хозяйства представляет собой форму производственной деятельности семьи, где производятся услуги и продукция, предназначенная для удовлетворения семьи, и имеется коммунальная собственность. Коммунальная собственность – режим использования ограниченных ресурсов, в рамках которого исключительными правами обладает группа людей (семья). В домашнем хозяйстве поглощается значительная часть бюджета – времени семьи. Работы в домашнем хозяйстве, значительная доля которых осуществляется женщинами, весьма трудоемки, требуют немалых физических усилий. Согласно специальным исследованиям, развешивание белья требует больших затрат, чем равная по времени работа на тракторе, мытьё окон – больше, чем вождение такси, а при глажке белья в течение часа расходуется столько калорий, сколько их расходует за такой же период каменщик. Обязанности, как правило, делегируются членам семьи, и благополучие каждого в семье зависит от выполнения этих обязанностей. Поэтому благосостояние семьи уменьшится, если один из членов семьи будет увиливать от своих обязанностей, так как отлынивание от обязанностей по дому причиняет ущерб другим, но любящий человек менее склонен увиливать, чем тот, кто не любит. Отсюда человек, если у него есть возможность выбора, естественно, хотел бы вступить в брак с тем, кто его любит, и, естественно, кого он любит. Если нет любви, то, в таком случае, человек склонен скорее отлынивать от семейных обязанностей (в прямом и переносном смысле), что, в свою очередь, отвлекает семейные ресурсы на «надзор» за членами семьи. И здесь любовь также приобретает экономический смысл, который проявляется в минимизации издержек контроля за счет механизма самопринуждения. Все это позволяет сделать заключение о том, что эффективный брак – это тот брак, в котором двое любят друг друга и у них схожие ценности и предпочтения, и чем сильнее любовь и тождественные взгляды пары, тем ближе брак к идеальному. Такое заключение вытекает из положения экономической теории о семье как производственной единице, на которую определенное воздействие оказывают экономические законы, такие как: закон разделения труда, масштаба производства, производительности труда, экономии времени, специализации и кооперации, предельной полезности и другие. В целом, экономическая роль семьи в рыночной экономике чрезвычайно важна. Семья решает многообразные проблемы ведения домашнего хозяйства, семейного бизнеса, оптимизации и рационального использования семейного бюджета, исходя из имеющихся ограничений и своих потребностей, воспроизводства рабочей силы, формирования и накопления человеческого капитала, обеспечения необходимого уровня потребительского спроса, создания инвестиционного потенциала и обеспечения здоровья самой семьи. В свое время В. И. Ленин рассматривал здоровье человека, как казенное имущество, и, если человек болел, то считалось, что, таким образом, расхищается государственное имущество и этот тезис не устарел и в наше время. Отсюда семья, практически, является аналогом мультидивизиональной организации многих современных корпораций с центрами прибыли, а отдельные семьи оказываются прототипами самодостаточных продуктовых дивизионов. В целом, необходимо констатировать и то, что переход от одной экономической системы к другой оказал существенное влияние и на процесс брака, сняв с него ореол романтизма и придав ему более прагматичный характер. В современных условиях уже неприемлемым становится утверждение, что «с милым рай и в шалаше», – оно приобрело другой смысл: «с милым рай и в шалаше, когда шалаш расположен в замке». Этот прагматизм в человеческих отношениях находит и другое подтверждение по типу украинской пословицы: «Нестатки гонят с хатки» («Лишения гонят из дома»). Об этом свидетельствуют миграционные и демографические процессы, превышение разводов над браками, гражданские браки (сожительство), более позднее вступление в бракосочетание, брачные контракты и др. Ухудшение среды обитания семьи сказалось на многих ее параметрах духовно-материального и воспроизводственного характера. В частности, численность населения нашей республики за годы ее существования сократилась почти на 150 тыс. человек, естественная убыль населения значительно превышает его рождаемость, число разводов превышает 60% от заключенных браков. Низким остается качество жизни человека, возможности его личного развития, что непосредственно связано с качеством его трудовой жизни. К сожалению, получаемые доходы людей, в нашей экономике, позволяют удовлетворить преимущественно только их первичные потребности, которые далеки от полноценного рациона питания и удовлетворения других, более высокого уровня, потребностей. Отсюда продолжительность жизни наших людей снизилась почти на 6 лет, по сравнению с 90-ми годами XX века, и для мужчин она составляет 65 лет, а для женщин – 72 года. И когда мы слышим с высоких трибун, что бюджет республики является социальным потому, что, по-видимому, та зарплата, в виде выплачиваемых пособий, позволяет как-то жить, то так и хочется сказать: «Блажен тот, кто верует» и «Господи, образуй наших поводырей». Наш бюджет, в тот числе и бюджет большинства семей, к сожалению, это бюджет выживания, и если мы так будем его характеризовать, то и отношение к нему будет иным, более взвешенным, рачительным, по типу: «копейка рубль бережет». Ведь по экспертным международным оценкам – люди, получающие доход в размере 6-8 долларов в сутки, относятся к категории бедного населения. Необходимо помнить и то, что, если десять раз сказать «халва», то во рту слаще не станет, а неправильно составленный диагноз не может обеспечить успешное лечение нашей экономики и оздоровление семей. В нашей действительности ситуация будет соответствовать иному качеству жизни человека, когда люди будут откладывать деньги не на «черный» день, а на «светлое» будущее. Сегодня богатство рассматривается многими, как основа бытия, которого можно добиться, прежде всего, не кропотливым трудом, а посредством обмана, стяжательства, взяток, преступной деятельностью, рейдерством и этот моральный облик, сформировавшийся в результате «лихих» недавних прошлых лет, безусловно, сказался и на семейных отношениях. Мы, к сожалению, плохо усваиваем уроки истории, которая в соответствии с высказыванием известного ученого – государственного деятеля Ключевского: «История – это не учительница, а надзирательница, которая наказывает людей за плохо выученный урок». В современном мире мало осталось «романтиков», живущих по совести и получающих достойное вознаграждение за свой труд, а благополучная жизнь чиновников, которые живут в замках на «скромные» свои доходы, является ярким примером того, как обустроена сегодняшняя действительность. И пословица: «Хорошо живет тот, кто умеет хорошо жить» сегодня является движущим мотивом выстраивания общественных отношений. Отношение же к богатству и ведению хозяйства в самобытной отечественной модели хозяйствования исторически базировалось на соборности, общности, совладении, справедливости, гармонии интересов, преобладании моральных факторов трудовой мотивации, местном самоуправлении в сочетании со взвешенным государственным патернализмом и обуславливалось следующими нравственными критериями: – богатство – само по себе – не порок, порочно богатство, полученное неправедным путем; – порочно богатство, используемое не праведно (для роскоши, для удовлетворения прихотей и чрезмерных потребностей, лежащих за пределами разумного); – порочно богатство, которое «работает» на себя самого и которым не делятся, помогая ближним, обездоленным окружающим людям; – праведно полученное богатство – это то, которое нажито честным и кропотливым трудом. Русский экономист и публицист И. Т. Посошков (1652-1726) в книге «О скудости и богатстве» говорил о двойственной природе богатства (вещественного и невещественного – духовно-нравственного), отмечал, что невещественное богатство является первичным. По существу, в этом же ключе рассуждал Иоанн Златоуст: «Богатство и бедность оценивается не по количеству достатка, но по образу мыслей: и вернее тот самый бедный, кто всегда хочет большего… Нет, не тот беден, кто ничего не имеет, а тот, кто вожделеет многого; не тот богат, кто многого имеет, а кто ни в чем не нуждается… Желания делают человека богатым и бедным, а не обилие и недостаток денег». К этому необходимо добавить и тот, бывший, характерный для постсоветских государств стиль жизни, сочетающий в себе достаточно высокую духовность и трудолюбие, традициональную склонность к науке и творческим размышлениям с относительной скромностью быта и условий труда, отсутствием завышенных потребностей в комфорте, ставших для жителей других стран целью жизни. Но необходимо помнить, что вещизм ожесточает сердца. К сожалению, главным мерилом человеческих ценностей (свободы, честности, порядочности, совести и т.д.) в сегодняшней действительности становятся деньги и ощущение, что в этом мире все продается и все можно купить. Но потеря этически нравственных стимулов – это путь к кризису в семейных отношениях и в обществе в целом, путь в никуда, и политика, базирующаяся на принципе: «Хлеба и зрелищ» – это также примитивно, но, как правило, имеет устойчивое использование в корыстных целях, что и подтверждалось в течение последних лет нашей жизни. Основой кризисных явлений, для всех экономических субъектов в нашей экономике является диспропорциональность экономического развития. Поэтому важно установить природу несоответствия требуемого и имеющегося, поскольку этим обуславливается круг мероприятий по его ликвидации. Сегодня, на исходе второго десятилетия третьего тысячелетия, люди оказались перед тем фактом, что все, что им внушалось в качестве убеждений, выявило свой убогий пропагандистский, иллюзорный характер, и они не хотят более терпеть обман. Отсюда любая новая «система координат», «дорожная карта», чтобы утвердиться, должна, прежде всего, учесть это обстоятельство. Кроме этого, надо помнить библейскую мудрость что: «не проворным достается успешный бег, не храбрым – победа, не мудрым – хлеб, и не у разумных – богатство, и не искусным – благорасположение, но время и случай для всех». Важно при этом не упустить время, так как это самый ценный ресурс человечества, человека и семьи в частности, как говорят: «всему свое время» и для нас, для приднестровцев, должны настать лучшие времена, наши люди этого заслужили. Я согласна с мнением автора что общим императивом остается одно: необходимо преодолевать низкий уровень экономической, духовной, бытовой культуры, чтобы не вызвать социальных потрясений. Объективные изменения в социально-экономической организации общества требуют существенных преобразований в системе координат: личность-семья-государство, для создания социально-экономических отношений, позволяющих процветать семье, обществу и государству. |