Главная страница
Навигация по странице:

  • Джозеф Кэмпбелл Тысячеликий герой

  • Ил. 1. Горгона Медуза (мрамор. Древний Рим, точная дата неизвестна Д. Кэмпбелл. «Тысячеликий герой»8Пролог Мономиф 1. Миф и сновидение

  • Мастера психологии (Питер) Джозеф Кэмпбелл Тысячеликий герой Питер 2008 удк 88. 37 Ббк 159. 923


    Скачать 1.35 Mb.
    НазваниеМастера психологии (Питер) Джозеф Кэмпбелл Тысячеликий герой Питер 2008 удк 88. 37 Ббк 159. 923
    Дата02.05.2023
    Размер1.35 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла39293410.a4.pdf
    ТипКнига
    #1101726
    страница1 из 4
      1   2   3   4
    Мастера психологии (Питер)
    Джозеф Кэмпбелл
    Тысячеликий герой
    «Питер»
    2008

    УДК 88.37
    ББК 159.923
    Кэмпбелл Д.
    Тысячеликий герой / Д. Кэмпбелл — Питер, 2008 — (Мастера психологии (Питер С момента своего выхода эта легендарная книга разошлась миллионными тиражами во всем мире. Джозеф Кэмпбелл – известнейший антрополог,
    сравнительный психолог. В этой книге Кэмпбелл описывает путешествие героя, рассматривает универсальный мотив приключения и трансформации,
    которые отражены в мировой мифологической традиции. Джордж Лукас после выхода на экраны Звездных войн в конце х годов заявил, что фильм был основан на идеях, описанных в «Тысячеликом герое и других книгах Кэмпбелла.
    УДК 88.37
    ББК 159.923
    ISBN 978-5-4461-0856-5
    © Кэмпбелл Д, 2008
    © Питер, 2008
    Д. Кэмпбелл. «Тысячеликий герой»
    4
    Содержание
    Предисловие
    6
    Пролог
    8
    Мономиф
    8 2. Трагедия и комедия 3. Герой и бог 4. Центр мироздания
    36
    Конец ознакомительного фрагмента
    Д. Кэмпбелл. «Тысячеликий герой»
    5
    Джозеф Кэмпбелл
    Тысячеликий герой
    Моим родителям Campbell
    The Hero with a Thousand Faces
    © 2008, Joseph Campbell Foundation (jcf.org)
    © Перевод на русский язык ООО Издательство Питер, 2018
    © Издание на русском языке, ООО Издательство Питер, 2018
    © Серия Мастера психологии, 2018
    Д. Кэмпбелл. «Тысячеликий герой»
    6
    Предисловие
    Истины, содержащиеся в религиозных учениях, в конечном счете так искажены и систематически замаскированы под что-то иное, – пишет Фрейд, что большинство не может осознать их истинного значения. Например,
    мы рассказываем ребенку, что маленьких детей приносит аист. И правда здесь представлена символически, поскольку мы знаем, что именно воплощает собой эта большая птица. Однако ребенку это неизвестно. Он чувствует фальшь, понимает, что его обманули, и мы знаем, как часто его недоверие к взрослыми нежелание им подчиняться начинается именно с таких переживаний. Мы пришли к убеждению, что лучше не искажать истину с помощью таких символов и не отказывать ребенку в знании реальных обстоятельств, учитывая уровень его интеллектуального развития.
    1
    Цель этой книги заключается именно в том, чтобы обнаружить природу некоторых из этих истин, знакомых нам под масками персонажей религий и мифов, свести воедино множество не слишком сложных для понимания характерных фрагментов, итак выявить их изначальный смысл. Древние учителя знали, что они имели ввиду. Как только мы снова сможем прочесть их язык символов, нам потребуется овладеть искусством составителей антологий, стем, чтобы дать современному человеку услышать, чему они учили. Но прежде нам следует изучить саму грамматику символов, и вряд ли найдется лучший инструментарий, – в качестве ключа к ее тайнам, – чем современный психоаналитический подход. Не стремясь представить этот метод как последнее слово науки, можно, тем не менее, допустить, что этот подход приемлем. Следующий шаг – свести воедино множество мифов и народных сказок со всех концов света и позволить им говорить самим за себя. Так станут непосредственно видны все смысловые параллели, таким образом мы сможем представить весь обширный и удивительный набор фундаментальных истин, которые определяли жизнь человека на протяжении тысячелетий на этой планете.
    Пожалуй, можно упрекнуть меня в том, что, пытаясь выявить соответствия, я пренебрегал различиями в традициях Востока и Запада, нового времени, древности, примитивных народов. Однако подобное возражение можно выдвинуть и по отношению к любому пособию по анатомии, где явно пренебрегают расовыми отличиями в физиологических характеристиках ради фундаментального общего понимания физической природы человека. Безусловно,
    существуют различия между многочисленными мифологическими и религиозными системами человечества, но эта книга посвящена, собственно, тому, что их объединяет и коль скоро мы это уясним себе, мы обнаружим, что различия здесь не столь велики, как это принято считать в широких кругах непросвещенной публики (и, конечно же, среди политиков. Я надеюсь,
    что такого рода сравнительное исследование внесет свой вклад вне совсем, пожалуй, безнадежное дело тех конструктивных сил, которые стараются объединить современный мир, – не ради построения империи, основанной на единой религии или политических принципах, а на основе между людьми. Как гласят Веды Истина одна, мудрецы говорят о ней, используя многие имена».
    Я бы хотел выразить признательность господину Генри Мортону Робинсону, чьи советы во многом помогли мне на начальной и заключительной стадиях многотрудной работы, связанной с приведением собранных мною материалов в удобочитаемую форму, а также госпоже
    Питер Джейджер, госпоже Маргарет Уинг и госпоже Хелен Макмастер, за их бесценные пред Зигмунд Фрейд, Будущее одной иллюзии Вопросы философии (1988, № 8). (Orig. 1927.)
    Д. Кэмпбелл. «Тысячеликий герой»
    7
    ложения после многократного чтения моих рукописей, и, наконец, моей супруге, которая работала рядом со мной с первого до последнего дня, слушая, читая и редактируя написанное.
    Нью-Йорк,
    10 июня 1948 г.,
    Дж. К.
    Ил. 1. Горгона Медуза (мрамор. Древний Рим, точная дата неизвестна
    Д. Кэмпбелл. «Тысячеликий герой»
    8
    Пролог
    Мономиф
    1. Миф и сновидение
    Когда мы высокомерно наблюдаем за красноглазым шаманом из Конго в разгар ритуала или получаем изысканное наслаждение от чтения утонченных переводов загадочных стихов Лао Цзы; когда пытаемся вникнуть в сложную аргументацию Фомы Аквинского или внезапно улавливаем смысл причудливой эскимосской сказки – всегда мы встречаем одну и ту же,
    изменчивую по форме, но все жена удивление постоянную историю и вместе стем один и тот же вызывающе настойчивый намек на то, что неизведанное, где-то ждущее нас, много больше,
    чем когда-либо можно будет познать и поведать миру.
    Везде, где ступала нога человека, всегда ив любых обстоятельствах люди создавали мифы, живое воплощение работы человеческого тела и духа. Не будет преувеличением сказать, что миф – это чудесный канал, по которому оплодотворяют человеческую культуру во всех ее проявлениях неистощимые потоки энергии космоса. Религии, философии, искусства,
    формы социальной организации первобытного и исторического человека, открытия в науке и технике, и сами сновидения, вспышками врывающиеся в наш сон, – все это зарождается в изначальном, магическом круге мифа.
    Просто удивительно, что самая незатейливая детская сказка обладает особой силой затрагивать и вдохновлять глубокие пласты творчества – подобно тому, как капля воды сохраняет вкус океана, а яйцо блохи вмещает в себе все таинство жизни. Ибо мифологические символы не рождаются сами по себе их нельзя вызывать к жизни волею разума, изобретать и безнаказанно подавлять. Они представляют собой спонтанный продукт психики, и каждый из них несет в зародыше нетронутой всю силу своих первоисточников.
    В чем кроется тайна этого неподвластного времени видения В каких глубинах мозга оно зарождается Почему мифы везде одни и те же, в какие бы одежды они ни рядились Ив чем их смысл?
    Многие отрасли науки пытались ответить на этот вопрос. Археологи ищут ответ на рас- копах в Ираке, на Крите ив Юкатане. Этнологи собирают информацию у хантов на берегах
    Оби и африканских племен буби, живущих в долинах Фернандо-По. Новое поколение востоковедов недавно обнаружило священные тексты Востока, а также источники Священного Писания, созданные в доиудейскую эпоху. А другая группа целеустремленных исследователей-этно- психологов еще в прошлом столетии пыталась ответить на вопрос о психологических истоках языка, мифов, религии, искусства в их развитии, норм морали.
    Самые удивительные сведения мы получили благодаря исследованиям психиатров. Смелые и поистине эпохальные работы психоаналитиков незаменимы для изучающего мифологию ибо, как бы мы ни оспаривали детали их подчас противоречивых толкований конкретных случаев и проблем, Фрейд, Юнги их последователи неопровержимо продемонстрировали,
    что логика мифа, его герои и их деяния актуальны и посей день. В отсутствие общезначимой мифологии каждый из нас имеет свой собственный, непризнанный, рудиментарный, но тем не менее подспудно действующий пантеон сновидений. Новейшие воплощения Эдипа и персонажи нескончаемой любовной истории Красавицы и Чудовища стоят сегодня на углу Сорок второй улицы и Пятой авеню, ожидая, когда поменяется сигнал светофора Мне приснилось, – написал молодой американец автору одной из газетных колонок, – что я ремонтирую крышу своего дома. Вдруг я слышу, как
    Д. Кэмпбелл. «Тысячеликий герой»
    9
    снизу меня зовет отец. Я быстро поворачиваюсь, прислушиваясь, вдруг роняю молоток, он выскальзывает у меня из рук, скатывается с крыши и падает вниз.
    Потом глухой звук, словно кто-то упал.
    Ил. 2. Вишну размышляет о Вселенной (каменная скульптура. Индия, е гг. н. эВ крайнем испуге я спускаюсь по лестнице и вижу отца, который лежит на земле с окровавленной головой. Вне себя от горя, я зову мать. Она выходит ко мне, обнимает и говорит Не надо так, сынок, это просто несчастный случай, тыне виноват. Ты же будешь заботиться обо мне, даже если отца уже нет. Она целует меня, и я просыпаюсь.
    Я старший из детей, мне двадцать три. Уже год, как я ушел от жены,
    что-то у нас не сложилось. Очень люблю и отца, и мать, и единственные разногласия, которые у меня возникали с отцом, были по поводу жены, потому что он настойчиво советовал мне вернуться к ней, а я понимаю, что несчастлив с ней. Итак оно и будет.
    2
    Этот пример показывает, как мужчина, несостоявшийся как муж, наивно признается в том, что, вместо того чтобы попытаться наладить свою семейную жизнь, он в глубине души все еще пребывает в заколдованном трагикомическом треугольнике своего детского мира, где сын и отец соперничают за любовь матери. Из всех животных мы дольше всех остаемся у материн Clement Wood, Dreams: Their Meaning and Practical Application (New York: Greenberg Publisher, 1931), p. 124. Автор сообщает (с. VIII): Материал сновидений, представленный в этой книге, взят мною более чем из тысячи сновидений,
    присылаемых мне каждую неделю для анализа, в связи с моей постоянной рубрикой, которая появляется в ежедневных газетах страны. Он был дополнен сновидениями, анализ которых я проводил входе своей частной практики. В противоположность большинству сновидений, представленных в классических работах на эту тему, сновидения в этом популярном введении к учению Фрейда принадлежат обычным, не проходящим курс психоанализа людям. Они необыкновенно оригинальны
    Д. Кэмпбелл. «Тысячеликий геройской груди, и это определяет наиболее постоянные характеристики человеческой души. Человек рождается слишком хрупкими уязвимым, он еще неготов встретиться с миром лицом к лицу. Именно мать защищает его от всех опасностей, своей заботой продлевая покой, который человек испытывал в период своего внутриутробного развития Именно потому ребенок и мать составляют единое целое, пережив травму рождения, и физиологически, и психологически Младенец переживает беспокойство, если матери долго нет рядом, ив результате у него развивается импульс агрессии если мать не разрешает ему чего-то, это также вызывает его агрессию. Таким образом, первый объект враждебности и первый объект любви ребенка это один и тот же человек, ион же его первый идеал (который впоследствии станет бессознательной основой всех образов блаженства, истины, красоты и совершенства, ион составляет основу двуединой сущности Богоматери и Младенца.
    5
    Именно отец, к сожалению, первым нарушает безмятежный покой внутриутробного мира, и оттого становится объектом враждебности. Агрессия, которая предназначена дурной или отсутствующей матери, выливается на него, но при этом влечение к доброй матери- кормилице, хорошей и заботливой, сохраняется. Именно так в детском сознании закладывается краеугольное представление об импульсе смерти (танатос: деструдо) и любви (эрос:
    либидо
    ), которое закладывает основу для формирования знакомого всем эдипова комплекса,
    на который Зигмунд Фрейд примерно полвека назад возложил ответственность за незрелое поведение взрослых. Он пишет Царь Эдип, убивший своего отца Лая и женившийся на своей матери Иокасте, представляет собой лишь осуществление желаний нашего детства. Но более счастливые, нежели он, мы сумели отторгнуть наше сексуальное чувство к материи забыть свою ревность по отношению к отцу 7
    А также Таким образом, в каждом зафиксированном отклонении от нормальной сексуальной жизни мы должны были увидеть задержку в развитии и инфантилизм».
    8
    Во сне нередко видят люди, будто
    Спят с матерью но эти сны – пустое,
    Потом опять живется беззаботно
    9
    Печальная история женщины, любимый человек которой не смог повзрослеть и вместо этого заблудился в романтических сновидениях собственной детской, может быть интерпретирована более подробно на другом примере сновидений современного человека, ив этот момент мы начинаем понимать, что действительно входим в пространство древнего мифа, но воспринимаемого в очень своеобразном ракурсе.
    «Мне приснилось, – пишет встревоженная женщина, что за мной повсюду неотступно следует огромный белый конь. Я
    оглядываюсь, чтобы посмотреть, здесь ли он еще, и тут он превращается Géza Ryheim, The Origin and Function of Culture (Nervous and Mental Disease Monographs, No. 69, New York, 1943), pp.
    17–25.
    4
    D. T. Burlingham, «Die Einfühlung des Kleinkindes in die Mutter», Imago, XXI, p. 429; cit. by Roheim, War, Crime and the
    Covenant
    (Journal of Clinical Psychopathology, Monograph Series, No. 1, Monticello, N. Y., 1945), p. 1.
    5
    Ryheim, War, Crime and Covenant, p. 3.
    6
    Фрейд, Толкование сновидений
    (СПб., 1913. С. 181.) (Orig. 1900).
    7
    Также указывается, что отец воспринимается как защитника мать – как искусительница. Так мы переходим от Эдипа к
    Гамлету. О Боже Заключите меня в скорлупу ореха, и я буду чувствовать себя повелителем бесконечности. Если бы только не мои дурные сны (Вильям Шекспир. Гамлет, принц датский. Действие 2, сцена 2 / Перевод Бориса Пастернака. (Каждый из невротиков, – пишет Фрейд, – или Эдип, или Гамлет».)
    8
    Фрейд, Три очерка по теории сексуальности. (Психология бессознательного М Просвещение, 1990), с. 191.
    9
    Софокл, Царь Эдип,
    956–958 (Античная литература. Греция. Антология, ч. 1; М Высшая школа, 1989. – Перевод С.
    Шервинского).
    Д. Кэмпбелл. «Тысячеликий герой»
    11
    в мужчину. Я велела ему зайти в парикмахерскую и сбрить гриву, ион послушался. Потом он вышел оттуда и выглядел почти как обычный мужчина,
    но у него по-прежнему были лошадиные копыта и лошадиная голова. Он таки шел за мной, потом приблизился ив этот момент я проснулась.
    Я уже четырнадцать лет замужем, мне тридцать пять, у меня двое детей.
    Я уверена, что мой муж мне не изменяет».
    10
    Бессознательное порождает в нашем мозгу всевозможные странные образы, таинственных персонажей, страхи и фантомы – когда мы спим, или бодрствуем, или когда теряем контроль над собой потому что под маленьким аккуратным зданием, которое представляет собой наше сознание, есть нечто, напоминающее глубокие подземные пещеры Аладдина. И кроме драгоценного клада там таится и коварный джинн – это наши постыдные или запретные психологические влечения, которые мы не осмелились или не смогли выпустить на свободу. Там они и пребывают, пока какая-то мелочь – случайно вырвавшееся слово, аромат, глоток чая или мимолетный взгляд – не нажмут на скрытую пружину, и тогда в наш мозг нагрянут незваные опасные гости. Опасные оттого, что покушаются на наше ощущение безопасности, на котором строится наша жизнь и жизнь наших близких. Но их дьявольский соблазн обещает нам ключ к новому миру, где в конце заманчивого и полного опасностей путешествия мы откроем самих себя. Нас искушают разрушить построенный нами и обжитой мири самих себя, потом заново отстроить его, сделав лучше, ярче, светлее, просторнее, и зажить там полной насыщенной жизнью вот чем нас искушают, вот что нашептывают нам тревожные ночные гости из царства мифа, которое заключено в нас самих.
    Психоанализ, современная наука толкования сновидений, научил нас быть внимательными к этим бестелесным образам. И они показали нам, как помочь эти духам выполнить их предназначение. Теперь позволено спокойно проходить через опасные кризисы индивидуального развития под надежной защитой специалиста по толкованию сновидений, который действует, подобно древнему магу (μυσταγωγόος), проводнику душили первобытному лесному колдуну, которые руководят таинственным обрядом инициации. Врач – это современный повелитель царства мифов, знающий тайный путь и владеющий заклятьями. Он выполняет туже роль, что и Древний Мудрец из мифов и сказок, советы которого помогают герою преодолеть испытания и кошмары невероятного приключения. Именно он появляется и указывает, где хранится заколдованный сверкающий меч, которым будет повержен злодей-дракон, расскажет,
    где томится в ожидании невеста и находится замок с сокровищами, волшебным снадобьем исцеляет смертельные раны, а потом снова отправляет героя в обычный мир, когда путешествие в зачарованный мир окончено.
    И если, помня обо всем этом, мы обратим свой взор на многочисленные странные ритуалы, о которых рассказывают исследователи примитивных племен, становится очевидным, что цель и подлинный эффект от них заключаются в том, чтобы плавно провести человека через сложные этапы трансформации, которые требуют изменений не только в сфере сознательного,
    но и подсознательного. Так называемые обряды перехода, занимающие значительное место в жизни примитивного общества (ритуалы, связанные с рождением, выбором имени, взрослением, заключением брака, погребением и т. д, обязательно характеризуются формальными,
    очень жестокими действиями, суть которых заключается в полном разрыве с прошлой жизнью, освобождающими разум от всех прежних привычек, привязанностей и жизненных стереотипов После этого наступает период относительно длительного уединения, на протяжении которого исполняются обряды, цель которых ознакомить человека, идущего по жизни дальше Wood, op.cit., pp. 92–93.
    11
    В таких ритуалах, как рождение и погребение, наибольшее воздействие оказывается, безусловно, на родителей и родных.
    Все ритуалы перехода нацелены не только на самого человека, но и на тех, кто входит в его непосредственное окружение
    Д. Кэмпбелл. «Тысячеликий герой»
    12
    с теми новыми явлениями и ощущениями, которые ему предстоит узнать, и когда человек созрел для возвращения в обыденный мир, прошедший обряд посвящения по сути родится заново.
    12
    Самое удивительное, что многие ритуальные испытания и символы соответствуют образам, непроизвольно появляющимся в сновидениях в тот момент, когда пациент, проходящий курс психоанализа, начинает отказываться от своих детских фиксаций и делает шаг в будущее.
    Например, у австралийских аборигенов одно из основных испытаний в рамках обрядов инициации (когда юноша с вступлением в зрелый возраст отдаляется от своей материи официально вводится в общество мужчин, получая доступ к их тайным знаниям) является обряд обрезания.
    Когда наступает время обрезания, мальчикам из племени Мурнджин (в современной классификации – австралийское племя йолнгу. – Примеч. пер.)
    отцы и старики говорят Большой Змей Отец чует запах твоей крайней плоти он требует ее».
    Мальчики воспринимают это буквально и очень пугаются. Обычно они прячутся у матери,
    бабушки или у какой-либо другой любимой родственницы, так как знают, что мужчины собираются отвести их в мужское место, где рычит великий змей. Женщины ритуально оплакивают мальчиков это делается для того, чтобы не дать великому змею проглотить их.
    13
    Теперь рассмотрим похожие явления из области бессознательного. Один из моих пациентов пишет КГ. Юнг, – увидел во сне, что из пещеры на него набросилась змея и укусила в область гениталий. Это приснилось ему, когда пациент поверил, что курс психоанализа идет ему на пользу, и стал освобождаться от своих комплексов, связанных с матерью».
    14
    Самая важная функция мифа и ритуала – с помощью символов увлечь человеческий дух вперед, противостоять тем привычным человеческим представлениям, которые привязывают нас к прошлому. В действительности, высокий уровень невротических расстройств в наше время вполне может быть тем, что мы все меньше и меньше получаем духовную защиту и опору. Мы остаемся привязанными к нереализованным фантазмам нашего детства и оттого оказываемся неготовы к необходимому переходу к состоянию зрелости. В США существует совершенно противоположная тенденция, направленная на то, чтобы не взрослеть, а, напротив,
    пребывать в состоянии вечной юности не отдаляться с наступлением зрелости от Матери, а оставаться с ней. Поэтому мужья, став юристами, коммерсантами или руководителями, выполнив волю родителей, все еще поклоняются своим мальчишеским идолам, а в это время их жены даже после четырнадцати лет семейной жизни, родив и воспитав чудесных детишек, все еще ищут любви, которая может прийти к ним только в образе кентавров, силенов, фавнов и других похотливых демонов из свиты Пана, или принимают образы слащавых киногероев в современных святилищах сладострастия. И вот наступает черед психоаналитика, который должен возродить проверенную временем мудрость древних учений, обращенных в будущее, носителями которых были пляшущие шаманы в масках и свершающие обряд обрезания колдуны и вот мы видим, как в сновидении с укусом змеи, что снова сам собой оживает древний символизм инициации в сознании постепенно излечивающегося пациента. Очевидно, в этих образах инициации существует нечто настолько необходимое для психики человека, что если они не привносятся извне, через миф и обряд, то сами заявляют о себе изнутри, в сновидении – иначе наша сила навсегда останется пылиться в заброшенной детской или канет на дно морское.
    Зигмунд Фрейд обращает особое внимание на переходные периоды и трудности первой половины человеческой жизни – кризисы младенческого и подросткового возраста, когда вос-
    12
    A. van Gennep, Les rites de passage (Paris, 1909).
    13
    Géza Ryheim, The Eternal Ones of the Dream (New York: International Universities Press, 1945), p. 178.
    14
    C. G. Jung, Symbols of Transformation (tr. by R. F. C. Hull, Collected Works, vol 5; New York and London, 2nd edition, 1967),
    par. 585. (Orig. 1911–12, Wandlungen und Symbole der Libido, tr. by Beatrice M. Hinkle as Psychology of the Unconscious, 1916.)
    Д. Кэмпбелл. «Тысячеликий герой»
    13
    ходит солнце нашей жизни. А КГ. Юнг обратил внимание на переломные моменты второй половины жизни – когда для того чтобы двигаться дальше, лучезарное светило должно подчиниться необходимости опускаться за горизонт и, наконец, исчезнуть в ночном могильном сумраке. Обычные символы наших стремлений и страхов трансформируются в собственные противоположности потому что в это время уже не жизнь, а смерть бросает нам вызов. В это время сложно покинуть не лоно, а фаллос – если, конечно же, сердце еще не охватила усталость от жизни, когда нелюбовь юных дней, а смерть сулит нам блаженство. Мы проходим полный жизненный цикл, от покоя в утробе к покою смерти неясное, загадочное вторжение в мир физической материи, которая скоро с нас спадет, рассеявшись как сон. И, оглядываясь назад на манившие нас когда-то невероятные, непредсказуемые и опасные приключения, мы видим все, что мы приобрели к концу пути, – это ряд стандартных превращений, через которые прошли все мужчины и женщины на свете, во всех уголках мира, вовсе времена и во всех,
    самых невероятных обличьях, которые создавали цивилизации.
    Например, есть легенда о великом Миносе, царе островной империи Крит в период ее расцвета. В ней говорится, что Минос нанял известного искусного мастера Дедала, чтобы тот придумали построил для него лабиринт, где можно было бы спрятать нечто жуткое и постыдное для царской семьи. Потому что в его дворце жило чудовище, которое родила царица Паси- фая. Легенда гласит, что в то время как Минос вел войну, защищая свои торговые пути,
    Пасифая согрешила с прекрасным снежно-белым, рожденным в море быком. Собственно, она согрешила не больше, чем мать Миноса, Европа, которую, как известно, на Крит в обличье быка перенес бог Зевс, и от этого благородного союза родился сам Минос, которого все уважали и слушались. Откуда же было знать Пасифае, что плодом ее прегрешения станет чудовище сын с человеческим телом, но головой и хвостом быка?
    Общество яростно осуждало царицу но и царь чувствовал свою долю вины. Очень давно бык этот был послан богом Посейдоном, когда Минос еще оспаривал у своих братьев право на престол. Минос заявил свои права натрон, данные богом, и обратился к нему с просьбой дать знак своего расположения – морского быка дав клятву немедленно принести животное в жертву в качестве подношения богу и символа своей преданности. Бык явился, и Минос взошел на престол но когда он увидел, как красив посланный ему бык, какое это прекрасное и редкое животное и как замечательно будет оставить его у себя, то по-торгашески схитрили заменил жертвенное животное, возложив на алтарь Посейдона другого лучшего белого быка из своего стада, а подаренного оставил себе.
    Империя острова Крит достигла расцвета в период правления этого благоразумного прославленного царя, который был воплощением общепризнанных добродетелей. Столица Крита,
    город Кносс стал роскошным, изысканным центром главной торговой империи во всем цивилизованном мире. Корабли критского флота достигали всех островов и портов Средиземноморья критские товары ценились в Вавилонии и Египте. Некоторые храбрые корабли даже осмеливались выйти через Геркулесовы столбы в открытый океан, затем на север, стремясь завладеть золотом Ирландии или оловом Корнуэлла,
    15
    плавали они и на юг, огибая Сенегал,
    к далеким берегам Йоруба и труднодоступным рынкам, в поисках слоновой кости, золота и рабов 15
    Harold Peak and Herbert John Fleure, The Way of the Sea and Merchant Venturers in Bronze (Yale University Press, 1929
    and 1931).
    16
    Leo Frobenius, Das unbekannte Afrika (Munich: Oskar Beck, 1923), pp. 10–11.
    Д. Кэмпбелл. «Тысячеликий герой»
    14
      1   2   3   4


    написать администратору сайта