Главная страница
Навигация по странице:

  • Объект

  • Методология

  • проэкт игровая работа на уроках литературы. Мбоу сосновоОзерская


    Скачать 166.73 Kb.
    НазваниеМбоу сосновоОзерская
    Анкорпроэкт игровая работа на уроках литературы
    Дата16.11.2022
    Размер166.73 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла2018.04.22_5-0158_Razvitie.docx
    ТипУрок
    #791730
    страница2 из 11
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    Задачи:


    1. Изучить методическую литературу по данной теме.

    2. Подобрать и использовать в практике работы методы и приемы, направленные на

    развитие творческих способностей учащихся.

    1. Вовлечь во внеклассную работу учащихся с целью развития их творческих способностей, выявление одаренных в лингвистическом отношении детей.

    2. Воспитывать творческую личность, способную находить нестандартные решения любых возникающих проблем.

    3. Пробудить интерес учащихся к изучаемому произведению на уроках литературы через проявление собственного мнения, видение образа, различные виды творческих работ.

    Объект творческие способности.

    Предмет современные образовательные технологии, посредством которых происходит развитие творческих способностей.

    Гипотеза: развитие творческих способностей школьников на уроках русского языка и литературы будет осуществляться эффективнее при реализации следующих педагогических условий:

    • применение в учебном процессе методов, содействующих развитию у учащихся логического мышления, инициативы, активности и самостоятельности. Особая роль в решении этой задачи принадлежит проблемному обучению.

    • включение элементов исследования в различные виды учебной деятельности учащихся;

    • приобщение к изобретательству на уроках и внеклассных занятиях;

    • организация индивидуальных учебных заданий творческого характера.

    развитие творческих способностей помогает раскрыть личность ребенка.

    Методология: наблюдения, анализ, обобщение.

    Практическая значимость работы в том, что предложенные пути могут быть использованы преподавателями русского языка и литературы, работая по новым образовательным стандартам.

    Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

    Глава 1. Теоретическая база опыта.



    По проблеме творческого развития учащихся есть педагогические исследования. Обоснование предложенной системы работы можно найти в трудах И.Я.Лернера, В.А.Сухомлинского, А.Н.Окунева. И.Я.Лернер выделил следующие элементы творческих способностей:

    • видение новой проблемы в знакомой ситуации;

    • перенос знаний и умений в нестандартную ситуацию;

    • видение новых (скрытых) функций известных объектов;

    • видение всех взаимосвязей структуры объекта;

    • видение альтернативных и вариативных способов решения задачи;

    • комбинирование известных способов действий и создание на этой основе нового способа;

    • построение принципиально нового способа решения, отличающегося от известных.

    Согласно исследованиям дидактов, обучение творчеству школьников это вооружение их умением осознавать проблему, намеченную учителем, а позднее формулировать ее самому. Это развитие способностей выдвигать гипотезы и соотносить их с условиями задачи, осуществлять поэтапную или итоговую проверку решения несколькими способами; способностей переноса знаний и действий в нестандартную ситуацию или создания нового способа действий.

    Уроки русского языка и литературы, пожалуй, как никакие другие, открывают возможности для развития креативных способностей. Стратегическим принципом

    развивающего обучения русскому языку является принцип развития творческих лингвистических способностей. Он вытекает из объективной закономерности усвоения родного языка, отмеченной ещё А.А.Потебней: «…язык есть средство не выражать готовую мысль, а создавать её».

    Обучаясь русскому языку и литературе, школьники овладевают необходимым лингвистическим минимумом и адекватными этим знаниям умениями. Согласно последним исследованиям дидактов, уровни знаний и умений являются низшими в развитии ребенка. К высшим уровням специалисты относят личностное отношение к предмету и опыт творческой деятельности.

    Обучение написанию сочинения не самоцель. Надо просто стараться давать ученикам возможность саморазвиваться, самовыражаться, учиться думать и говорить, сопоставлять, конкретизировать, доказывать, учить их быть «самими собой», а также ораторскому искусству и сценическому мастерству, умению интервьюировать и отвечать на вопросы, осуществлять свое желание нравиться, беречь друзей и смеяться над собой — надо совершенствовать их на опыте собственных несовершенств.

    А попутно учить их писать сочинение тем же методом, что и вода камень точит:

    «не силой, а частым падением» (Гораций).

    Обоснование предложенной системы работы можно найти в трудах психологов – Л.С.Выготского, Н.Бердяева, В.М.Теплова, А.Н.Лука, Я.А.Пономарева, В.Д.Шадрикова, Д.Б.Богоявленской, М.Е. Богоявленской, М.А.Холодной и других. Творчество – далеко не новый предмет для изучения.

    Психологи изучают творчество и как процесс создания нового, и как совокупность свойств личности, которые обеспечивают ее включенность в этот процесс. Оно присуще человеку от рождения, но, тем не менее, требует от человека работы и развития творческих способностей.

    Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. В настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы. Приведу некоторые из них.

    Многие психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего, с особенностями мышления. В частности, известный американский психолог Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта, установил, что творческим личностям свойственно так называемое дивергентное мышление. Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождении единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов.

    Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими основными особенностями:

      1. Быстрота - способность высказывать максимальное количество идей.

      2. Гибкость - способность высказывать широкое многообразие идей.

      3. Оригинальность - способность порождать новые нестандартные идеи.

      4. Законченность - способность совершенствовать свой "продукт" или придавать ему законченный вид.

    Известный отечественный исследователь проблемы творчества А.Н. Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов выделяет следующие творческие способности:

    1. Способность видеть проблему там, где её не видят другие.

    2. Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним.

    3. Способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой.

    4. Способность легко ассоциировать отдалённые понятия.

    5. Способность памяти выдавать нужную информацию вовремя.

    6. Гибкость мышления.

    7. Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний.

    8. Лёгкость генерирования идей.

    9. Творческое воображение.

    В. Кудрявцев и В. Синельников, основываясь на широком историко-культурном материале, выделили следующие универсальные креативные способности, сложившиеся в процессе человеческой истории.

    1. Реализм воображения - образное схватывание закономерности развития целостного объекта до того, как человек имеет о ней четкое понятие.

    2. Умение видеть целое раньше частей.

    3. Надситуативно - преобразовательный характер творческих решений - способность при решении проблемы не просто выбирать из навязанных извне альтернатив, а самостоятельно создавать альтернативу.

    4. Экспериментирование - способность сознательно и целенаправленно создавать условия, в которых предметы наиболее выпукло обнаруживают свою скрытую в обычных ситуациях сущность.

    Анализируя представленные выше точки зрения по вопросу о составляющих творческих способностей, можно сделать вывод, что, несмотря на различие подходов к их определению, исследователи единодушно выделяют творческое воображение, особые свойства памяти, внимания и качества творческого мышления как обязательные компоненты творческих способностей.

    Исходя из этого, можно определить основные направления в развитии творческих способностей детей:

    1. Развитие воображения.

    2. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность.

    3. Развитие наглядно-образной, ассоциативной памяти.

    4. Развитие социально обусловленного внимания.

    Уровень развития творческих способностей зависит от выбранных учителем образовательных технологий и методов обучения. Систематически и целенаправленно развивая у детей подвижность, гибкость, образность мышления, я учу их думать, рассуждать, самим делать выводы, находить новые нестандартные подходы в решении проблем. Чтобы добиться эффективности в этом процессе, использую разнообразные методы, приёмы и типы уроков.

    Внутренняя потребность в творческой деятельности рассматривается психологами и педагогами как объективная закономерность развития личности. По утверждению Л.С. Выготского, творчество норма детского развития, склонность к творчеству вообще присуща любому ребенку. Однако, принимая участие в творческой деятельности, человек может действовать, руководствуясь определенным образцом (пассивно-подражательнаядеятельность), может из многих предложенных вариантов решения самостоятельно выбрать один (активно-подражательная), и, наконец, он может придумать, создать качественно новое (творческая деятельность). Каждый ученик на определенном этапе способен к какому-то из этих типов деятельности в большей или меньшей степени. И это должен учитывать учитель. Народная мудрость гласит: «Нет ни одной пары двух одинаковых листочков дерева. И нет двух одинаковых путей их падения».


    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта