проэкт игровая работа на уроках литературы. Мбоу сосновоОзерская
Скачать 166.73 Kb.
|
2.2 Диагностика и анализ результатов развития творческих способностейобучающихся. Диагностику уровня развития творческих способностей проводит учитель совместно со школьным психологом при помощи следующих методов: наблюдение -беседы анкетирование -тесты Наблюдение - это целенаправленное систематизированное восприятие какого- либо явления с последующей фиксацией результатов наблюдения. Оно является важным и наиболее распространённым видом сбора информации. Наблюдение позволяет получить "срез" знаний о наблюдаемом явлении или процессе в его динамике. В результате наблюдения можно сделать вывод о том, есть ли положительная динамика. Наблюдались в данном исследовании активность учащегося на уроке и качество выполнения творческих заданий. Это позволило пронаблюдать выполнение творческих заданий и выяснить появляется ли у школьника интерес к творчеству. Все результаты наблюдения заносились в дневник психолога. Таким образом, было отобрано четыре методики: анкетирование, тест на определение уровня креативности, тест на вычисление коэффициента оригинальности и педагогическое наблюдение. Предполагается, что выбранные методики позволят ответить на поставленные в исследовании вопросы. Таким образом, можно сделать вывод о том, что условия для проведения эксперимента положительные, методика эксперимента составлена, рабочие материалы подготовлены. Можно приступать к проведению эксперимента. В результате наблюдений и бесед нами (учителем и психологом школы) было выяснено, что некоторые учащиеся 5-7 класса, которые характеризуются высоким уровнем креативности (творческий уровень) были охарактеризованы педагогами как «всегда имеющие свое мнение», «неусидчивые», «невнимательные». При дальнейшем расспросе выяснилось, что «невнимательность» и «неусидчивость» объясняется тем, что эти дети быстро решают задание и начинают заниматься своими делами, отвлекать окружающих. Чем выше результат по методике, тем больше детей оценивались как «гиперактивные, любят пошалить, могут на уроке рассмешить весь класс и нарушить дисциплину», тем не менее, в обычной жизни эти дети оценивались учителем как «артистичные, открытые, фантазёры». В ходе эксперимента был проведён ряд исследований, одно из них основывалось на опросе учащихся 5-11 классов. Учитывались принципы оценки креативности: а) индекс продуктивности как отношение числа ответов к количеству заданий; б) индекс оригинальности как сумма индексов оригинальности (т.е. обратных величин по отношению к частоте встречаемости ответа в выборке) отдельных ответов, отнесенная к общему числу ответов; в) индекс уникальности как отношение количества уникальных (не встречающихся в выборке) ответов к общему их количеству. Всем вышеприведенным требованиям удовлетворяет набор креативных тестов Вильямса. Адаптированный Е. Туник вариант предназначен для подростков от 9 до 17 лет. Он состоит из 3 частей. Первая часть - это тест дивергентного мышления. Данный тест по форме проведения является образным. Требует 20-25 мин. на проведение. Способ проведения - групповой (тест направлен на измерение когнитивной составляющей, связанной с креативностью). Вторая часть - опросник личностных, творческих характеристик. Опросник состоит из 50 утверждений, задания опросника - задания закрытого типа с множеством вариантов ответов. Опросник направлен на самооценку качеств личности, которые тесно связаны с креативностью. Третья часть - это оценочная шкала Вильямса для учителей и родителей, направленная на выяснение экспертного мнения о креативных проявлениях данного ребенка. Это позволяет проводить сравнительный анализ результатов всех трех частей наборов тестов. Таким образом, методики диагностики творческих способностей предназначены, в первую очередь, для фактического определения креативных личностей в конкретной выборке на момент тестирования. Критериями развития творческих способностей являются чувство новизны, направленность на творчество, критичность. Показателями развития творческих способностей явилось: умение и стремление к познанию. наличие положительной самооценки, уверенность в своих силах и возможностях. развитость чувства прекрасного, стремление к реализации своих способностей и возможностей. овладение способностью к рефлексии, оценке и самооценке. 5. Чувство новизны: после проведения данного опроса и анализа результатов в 11 классе было выявлено, что у 52%-56% обучающихся уровень развития умения и стремления к познанию близок к среднему. У остальных же ребят по критерию «чувство новизны», а это 48% - 44% от опрошенных, уровень развития умения и стремления к познанию разделился следующим образом: у 30%-26% - низкий, у 18% на относительно высоком уровне развития. Направленность на творчество: как показал данный тест-опросник, предназначенный выявить уровень развития направленности на творчество, в целом показатели между собой не разнятся. Баллы оценки данного критерия, обусловленные степенью развития стремления к реализации своих способностей и возможностей, так же у 64% - 66% опрошенных находились на среднем уровне. Для остальных было характерно: у 25% - 17 % низкие результаты, и у 11% 17% выше среднего. Критичность: интересными оказались результаты тестирования по критерию «критичность». Оценка показателей этого критерия у большинства учеников класса, около 54%-55%, оказалась выше средней, Это может объясняться стремлением подростков к самостоятельности суждений. Среди оставшихся учеников картина уровня развития способности к оценке и самооценке в процентном соотношении была распределена следующим образом: 27% -26% - средний уровень развития показателей и у 19% - низкий. Таким образом, увеличение количественного показателя уровня развития творческих способностей по критерию «направленность на творчество» и «чувство новизны» является показателем результативности деятельности. Не секрет, что для различных учащихся характерна различная степень творческой активности. Есть несколько уровней (по Е.В. Коротаевой): Нулевойуровеньтворческойактивности. Относительно-активныйуровеньтворческой активности Исполнительно-активныйуровень. Творческий уровень. Ребята этого уровня умеют и любят работать творчески, давления со стороны учителя. Удовлетворение получают не от достижения цели, а от самого процесса. Их активность не нуждается в стимулирующих приемах. В классах, где я работаю сейчас, после исследования уровня творческой активности по Е.В. Коротаевой получились такие результаты.
Моя задача – вовлечь в творческую деятельность не только учащихся 4 группы, а помочь всем ученикам открыть в себе способности, о которых они раньше и не подозревали. Все приемы должны быть направлены на развитие у ребят самой потребности в творческой деятельности, стремления к самоактуализации через различные виды творчества. Я сформулировала для себя следующие правила: Поощрять сомнения, возникающие по отношению к общепринятым предположениям. Разрешатьделатьошибки. Поощрятьразумныйпоиск. Включатьвпрограммуобучения разделы, которые позволили бы учащимся демонстрировать их творческие способности, проводить проверку усвоения материала таким образом, чтобы у учащихся была возможность применить и продемонстрировать их творческий потенциал. Предлагаю ребятам вообразить себя в роли персонажа и попросить рассказать о себе, написать другую концовку рассказа и т.д. Вопросы, задания содержат такие формулировки: представьте, что… сочините изобретите предложите гипотезу порассуждайте Поощрятьумениенаходить, формулировать и первыми предлагать проблему. Поощрятьтворческие идеи и результаты творческой деятельности. Подготовитькпрепятствиям, встречающимся на пути творческой личности. Творчество – это не только умение мыслить творчески, но и умение не сдаваться, встречая сопротивление, отстаивать свое мнение, добиваясь признания. Стимулироватьдальнейшееразвитие. Я убеждена, что для творчества необходимо наличие 6 источников: интеллектуальных способностей знаний личностных характеристик мотивации окружения стилей мышления. |