Главная страница

Реферат Медицина в Византиййской Империи. Медицина в Византийской Империи - StudentLib.com. Медицина в Византии


Скачать 164.58 Kb.
НазваниеМедицина в Византии
АнкорРеферат Медицина в Византиййской Империи
Дата25.04.2022
Размер164.58 Kb.
Формат файлаrtf
Имя файлаМедицина в Византийской Империи - StudentLib.com.rtf
ТипДокументы
#495260

Оглавление


Введение 1

1. Медицина в Византии 2

2. Военная медицина в Византии 12

Вывод. 18



Введение



Медицина (латинское medicina, от medeor - лечу, исцеляю) - система научных знаний и практических мер по распознаванию, лечению и предупреждению болезней. Состояние медицины всегда определялось степенью развития общества, достижениями естествознания и техники, общим уровнем культуры.

В первобытном обществе из наблюдений и опыта появились средства и методы, составившие народную медицину. Как предупредительные и лечебные меры люди использовали силы природы (солнца, воды, воздуха); как лечебные средства - эмпирически найденные лекарства растительного и животного происхождения.

С какого-то неопределенного момента болезни стали рассматривать как внешнее и враждебное человеку живое существо, проникающее в тело и вредящее ему. Это послужило основой для идеи о злых духах, вселяющихся в человека. Развитие речи привело к возникновению ряда магических приемов лечения (заклинания, заговоры), заключавших в себе зачатки психотерапии. Развивались знахарство, шаманство. Возникла жреческая, храмовая медицина

Врачи и жрецы, наряду с мистическими, магическими формами врачевания, использовали рациональные лечебные приемы и целебные средства народной медицины. Большое значение придавалось диетике, гигиеническим предписаниям, массажу, водным процедурам, гимнастике. Применялись хирургические методы.

Важное место отводилось предупреждению болезней.

Историки сообщают, что «еще в древности сложились первые представления об анатомии и физиологии человека». Но надо помнить, что наличие у человека разных органов очевидно и без всякой науки, как и их взаимодействие между собой.

1. Медицина в Византии



Врачи Византии пользовали больных в храмовых асклепейонах и домашних лечебницах. Подготовка врачей проходила по типу ремесленного ученичества. Различались врачи домашние (у знати) и странствующие (обслуживали торговцев и ремесленников). Были и так называемые общественные врачи для безвозмездного лечения бедных граждан и проведения мер против эпидемий.

Первой медицинской школой считается Кротонская. Ее представитель Алкмеон из Кротона (юг Апеннинского полуострова) разработал учение о патогенезе болезней, основываясь на представлении об организме как единстве противоположностей: здоровье - гармония, болезнь - дисгармония тела, и о присущих ему свойствах. Принцип лечения в этой школе: «противоположное лечи противоположным» лег в основу терапевтических воззрений последующих медицинских школ, а учение о патогенезе получило развитие в Книдской школе (в Малой Азии). Здесь появился один из вариантов гуморального учения (от латинского humor - жидкость), согласно которому сущность болезней заключается в расстройстве правильного смешения жидкостей организма под влиянием той или иной внешней причины.

Гуморальное учение наиболее четко сформулировал Гиппократ, надолго определив направление развития медицины. Он выделил медицину как науку из натурфилософии, превратил наблюдение у постели больного в собственный врачебный метод исследования, указал на значение образа жизни и роли внешней среды в этиологии заболеваний, а своим учением об основных типах телосложения и темперамента у людей обосновал индивидуальный подход к диагностике и лечению больного.

Затем изучали строение и функции человеческого тела александрийские врачи Герофил, а позже Эрасистрат. Они привели первые экспериментальные доказательства, что мозг - орган мышления, и установили различия между чувствительными и двигательными нервами, описали оболочки, извилины и желудочки мозга и т.д.

Исключительное влияние на развитие медицины оказал древнеримский врач Гален, уроженец Пергама в Малой Азии. Как сообщают историки, он обобщил сведения по анатомии, физиологии, патологии, фармакологии, терапии, акушерству, гигиене, в каждую из этих отраслей медицины внес много нового и попытался построить научную систему врачебного искусства; впервые ввел вивисекционный эксперимент на животных с целью систематического изучения связей между строением и функциями органов и систем человеческого тела и показал, что знание анатомии и физиологии - научная основа диагностики, терапевтического и хирургического лечения и гигиенических мер. Наконец, он «обобщил представления античной медицины в виде единого учения, оказавшего большое влияние на развитие естествознания вплоть до XV-XVI веков».

В области медицины, как и в зоологии и ботанике, в ранневизантийский период на первый план выдвигается практическая сторона дела. Трудно сказать, изучалось ли в медицинских школах Византии что-то из работ двух великих авторитетов - Гиппократа и Галена, но зато известно, что изучали приемы лечения, выработанные врачами-практиками. Медицина даже сейчас во многом остается эмпирической наукой. То есть было известно, что какое-то снадобье помогает от такой-то болезни, а почему - Бог весть. Надо просто запоминать и повторять имеющийся опыт лечения.

Обучали медицине и в Александрии, причем александрийская медицинская школа пользовалась огромной популярностью. Знаменитые византийские врачи: Оривасий, Кесарии, Иаков, Аэций из Амиды, Павел Эгинский, Гесихий, Асклепиодот, Палладий получили здесь образование, а выпускник Сергий Решайнский, как сообщают, перевел на сирийский язык ряд трактатов Галена и афоризмы Гиппократа. Арабы, захватив город, не закрыли медицинского училища, и оно продолжало работать до начала VIII века.

После завершения образования, сдачи экзаменов и предоставления соответствующих свидетельств лица, окончившие медицинские школы, могли получить государственные должности и звание старшего врача, архиатра. В большинстве своем они занимались частной практикой. Блестящую карьеру сделали ставшие императорскими врачами Оривасий (при Юлиане), Кесарий (при Иовиане и Валенте), Иаков (при Льве I), Аэций из Амиды (при Юстиниане I).

Некоторые из них прославились не только как лечащие врачи, но и как писатели, перу которых принадлежали популярные в Византии руководства по медицине.

Ряд медицинских трактатов оставил после себя уроженец Пергама, личный врач Юлиана, Оривасий. По поручению своего венценосного друга он подготовил не дошедшее до нас краткое изложение сочинений Галена, а также медицинскую энциклопедию. Этот труд, озаглавленный «Врачебное собрание», состоял из 70 книг, из которых до нас сохранилось только 27. «Врачебное собрание» пользовалось в Византии широкой известностью, а материал из него заимствовали многие авторы.

По просьбе своего сына Евстафия, тоже занимавшегося медициной, Оривасий, сократив этот обширный свод, создал пособие в девяти книгах для изучающих медицину, так называемый Синопсис. Также от этого автора до нас дошла работа «Общедоступные лекарства», в четырех книгах которой речь шла о лекарствах, изготовляемых в домашних условиях и используемых в отсутствие врача. Трактат был кратким извлечением из Синопсиса, предназначенным для людей, не имевших специального медицинского образования.

В VI веке появилась большая медицинская энциклопедия, состоявшая из 16 книг. Ее написал Аэций из Амиды. Полагают, что в ней были сведения из трудов Гиппократа, Галена, Оривасия, Дионисия и других античных медиков. Работа отличалась ясностью изложения и содержала данные, необходимые врачам-практикам.

Младшим современником Аэция был выдающийся врач своего времени Александр из Тралл (ок. 525-605), брат видного математика и знаменитого строителя храма св. Софии Анфимия. Им было написано несколько работ по медицине, в том числе сочинение по патологии и терапии внутренних болезней в 12 книгах, а также трактаты о глазных болезнях, лихорадке и др. Основной материал дала ему его собственная врачебная деятельность. Именно как врач-практик он иногда не соглашался с выводами Галена и даже пытался его критиковать. Главной задачей врача он считал профилактику.

Первой половиной VII века датирован ряд медицинских трактатов по анатомии и физиологии человека, приписываемых в манускриптах Феофилу, носящему, однако, разные прозвища: протоспафария, прото-спафария и архиатра, монаха, философа. Исследователи полагают, что это одно лицо, а именно - врач, живший в царствование Ираклия. Анализ его сочинений показывает, что он был врачом-христианином. В своих произведениях, помимо Галена и Гиппократа, он неоднократно упоминает Бога-вседержителя, уповает на помощь Христа, приводит цитаты из Писания. Поскольку некоторые из его работ написаны в форме вопросов-ответов, то они, вероятно, были предназначены для обучения.

Остался в Александрии и Павел Эгинский, знаменитый хирург и акушер, автор одного из лучших ранневизантийских руководств о болезнях и их лечении. Хотя его пособие полагают лишь сводом извлечений из античных работ, оно включало и сведения, полученные им самим в результате практической деятельности. Так, в разделе о хирургии Павел Эгинский делится собственным опытом. Труд его был переведен на латинский язык.

Фригийскому монаху Мелетию, жившему при императорах-иконоборцах, принадлежит работа по анатомии, называемая в одних рукописях «О строении человека», в других - «О природе человека». При ее написании Мелетий имел в своем распоряжении труды Григория Нисского «О природе человека» и «Шестоднев» Василия Великого. Следуя за своими источниками, Мелетий уделяет больше внимания антропологическим и богословским вопросам, нежели медицинским. В отдельных кодексах Мелетию приписаны схолии к «Афоризмам» Гиппократа и трактаты «О душе» и «О началах».

Византийцы уделяли внимание медицине и в последующее время. И опять их прежде всего интересовала практическая сторона дела. Хотя люди в большинстве случаев на болезни смотрели как на наказание Божье, как на ниспосланные Богом за грехи испытания, которые надо стойко переносить и бороться с которыми следует только молитвами и заклинаниями, тем не менее желали излечения, а врачи были убеждены, что лечение возможно.

Таким образом, данные источников показывают, что в Константинополе было довольно много врачей для обслуживания определенного круга пациентов, живущих в той или иной части города. Жители провинций в поисках исцеления обращались за помощью к константинопольским врачам.

В вопросах медицины хорошо разбирались не только врачи-профессионалы, но и образованная элита византийского общества.

При лечении той или иной болезни византийские медики принимали во внимание время года и сезонность определенных заболеваний, учитывали месяц, местность, климат, возраст, условия и образ жизни пациентов. Также придавали огромное значение правильному питанию как во время болезни, так и в здоровом состоянии. Больным прописывали диету, исходя из заболеваний, характерных для того или иного сезона года. Постепенность в диете медики считали одним из непременных условий здоровья человека. Полагают, что в этом они следовали советам Гиппократа. Конечно, может быть и наоборот: в трактате, приписанном Гиппократу, отражена практика византийской медицины.

Большое значение для здоровья, по мнению византийских врачей, имел и образ жизни. От неумеренного образа жизни в организме появляются дурные соки, портящие здоровье человека.

Важным лечебным средством считали византийские врачи и мытье в банях. О целебных свойствах бани с восторгом отзывается в одном из писем Михаил Хониат. Некоторые монастырские предписания содержат рекомендации монахам, чувствующим себя нездоровыми, посещать бани.

Основными же способами лечения больных в Византии были кровопускание и выведение «излишков» из организма с помощью слабительного. Составитель анонимного медицинского трактата неоднократно возвращается к обсуждению вопроса, в какое время года и при каких обстоятельствах необходимо прибегать к очищению «тела от накопляющихся излишков с помощью кровопускания и прочих средств».

Так же нередко для лечения отдельных видов болезней прибегали к хирургическому вмешательству, о чем свидетельствуют дошедшие до нас перечни хирургических инструментов, находившихся в распоряжении врачей, применявших, кстати, различные обезболивающие средства. Наряду с усыпляющими препаратами при операциях использовали «местный наркоз».

Применяли и лекарственную терапию, используя целебные свойства различных растений. В ход шли виноград, сандал, яблоки, айва, груши, гранаты, сливы, майоран, ромашка, лилия, миндаль, сезам, нарцисс, мирт, сельдерей, петрушка, хрен, тыква, укроп, свекла, чечевица, полынь, ревень, чеснок, лук, капуста и т.д. Из них составляли различные настойки, отвары, лекарства, мази. В рукописях встречается бесчисленное множество рецептов. Но фармакологии как независимой отрасли в Византии не существовало, врачи сами были своего рода аптекарями и фармацевтами, сами собирали лекарственные травы и изготовляли из них лечебные препараты.

Известно, что правительство и церковь учреждали для лечения населения больницы-восокомии. Правительство старалось обеспечить их опытными специалистами, следило за подготовкой врачей и гарантировало им средства существования. Одной из известных клиник в Константинополе была лечебница Евбула, о которой рассказывается в «Житии Луки Столпника». Для бедных и бездомных женщин в столице был основан родильный дом. Лечебные учреждения чаще всего создавались при больших церквах. Так, Феофилакт Никомидийский построил больницу при главном храме Никомидии, привлек для работы в ней врачей и обслуживающий персонал, предоставил кровати и постельные принадлежности для больных. В Константинополе существовали и специальные больницы где лечили психически ненормальных людей. Одна из них помещалась при церкви св. Анастасии, считавшейся целительницей умалишенных, другая находилась при церкви во Влахернах.

Особенно много внимания организации больниц уделяли в XI-XII веках. Иоанн II Комнин и его супруга Ирина не только строили лечебницы, но и выработали точные правила по их управлению. В 1136 году |ими была основана клиника при монастыре Пантократора на 50 коек с несколькими отделениями: хирургическим, гинекологическим, для больных с обычными заболеваниями и для страдающих различными острыми болезнями (желудочными, глазными и т.п.), с постоянным штатом врачей и ассистентов - хирургов и акушерок. Их труд оплачивался деньгами и хлебом. Кроме того, они пользовались определенными льготами: им полагалась бесплатная квартира с освещением, и предоставлялись монастырские лошади, но им категорически запрещалась частная практика.

При этой больнице была создана медицинская школа, где занятия по медицине вел Михаил Италик. В теории основное внимание уделялось изложению Гиппократа и Галена. Для практики, описывая слушателям различные болезни, учитель показывал им пациентов, находившихся на излечении. В школе при больнице обучались и дети врачебного персонала, желавшие унаследовать профессию. Но византийские медики изучали симптомы различных заболеваний и строение человеческого организма не только на больных; иногда врачам передавали преступников, которых они использовали для наблюдения за деятельностью внутренних органов.

Византийские медики старались придерживаться в своей практике разработанных Гиппократом и Галеном теорий о наличии в живых организмах четырех элементов (сухого, влажного, холодного и горячего) и четырех жидкостей (крови, слизи, черной и желтой желчи). Следуя гуморальному учению, они считали, что причиной болезней является ненормальное смешение жидких сред в организме, а утрата одной из них ведет к смерти. Их медицинские трактаты, посвященные вопросам кровопускания, диагностике болезней по крови и моче, диетическим наставлениям, представляют собой соединение высказываний древних авторитетов с личным опытом.

В поздневизантийский период медицина рассматривалась как часть философии, включающей в себя и науку о природе, и науку о человеке. Иоанн Актуарий, один из самых замечательных медиков палеологовского времени, объясняя побудительные причины занятий медициной, ссылался на свою давнюю склонность к «естественной части философии». В результате он систематизировал медицинские знания своего времени, изложив материал точно и содержательно.

Особого внимания заслуживают практическая медицина и постановка больничного дела, достигшие таких успехов, каких не знала в тот период Западная Европа. Забота о попечении больных и немощных, с одной стороны, лежала на церкви, распространявшей на них заповедь о любви к ближнему, с другой - всегда поддерживалась центральной властью, органично вытекая из имперской идеологической доктрины. Церковь издавна создавала приюты при монастырях, которые принимали всех страждущих и нуждающихся в лечении. Многие из таких приютов разрастались в больницы со штатом практикующих врачей и систематической подготовкой новых.

Больницы, как правило, располагали библиотеками. Рукописи с сочинениями эллинских и христианских медиков здесь не только читались, но и постоянно переписывались, превращаясь в процессе многократного копирования в сборники глав и фрагментов, предназначенных для быстрой ориентации в практике. В конце концов они приняли форму ятрософов, куда, помимо традиционного материала, включались наблюдения и собственный опыт врачей. Ятрософы были своего рода справочниками, пользующимися большим спросом в больницах; в них содержались самые необходимые сведения о болезнях, их симптомах и способах лечения, сведения о кровопускании, правила диеты. Большинство этих сборников анонимны и практически совсем не изучены.

В древнерусском феодальном государстве, наряду с монастырской медициной, развивалась и народная. Распространенные лечебники содержали ряд рациональных наставлений по лечению болезней и бытовой гигиене и травники (зельники), содержащие описание лекарственных растений. Среди народных лекарей была специализация: «костоправы», «очные» и «кильные» (по грыже) лекари, «камнесеченцы», «камчужные» (по лечению ломоты, ревматизма), «почечуйные» (по геморрою), «чепучинные» (по венерическим болезням) лекари, бабки-повитухи, бабки-це-лительницы и другие.

Большую роль в развитии медицины сыграли врачи Востока: ар-Рази (известен в Европе под именем Разес); Ибн Сина, или Авиценна (ок. 980-1037), автор «Канона врачебной науки», энциклопедического свода медицинских знаний, и Исмаил Джурджани (XII век), отразивший достижения хорезмийской медицины.



2. Военная медицина в Византии



Военная медицина в Византии сохранила в общих чертах ту же элементарную организацию, что и в римской императорской армии. При императоре Маврикии (582-602 гг.) в коннице были впервые организованы специальные санитарные команды, предназначенные для выноса тяжело раненых с поля боя, оказания им элементарной первой помощи и эвакуации их в валетудинарии или в ближайшие населенные пункты. Средством эвакуации служила верховая лошадь под седлом, с левой стороны которого имелось два стремени для облегчения посадки раненого. Санитарные команды в составе 8-10 человек невооруженных (despotati) придавались отделениям численностью в 200-400 человек и следовали в бою на расстоянии 100 футов от них. Каждый воин этой команды имел при себе флягу с водой для "оживления" потерявших сознание. В санитарные команды выделялись слабосильные солдаты из состава каждого отделения; каждый воин команды имел при себе две "седельные лестницы", "для того, чтобы они и раненые могли сесть на лошадей".

В период дофеодальных отношений в Европе (VI-IX вв.), когда крестьяне в массе еще не были закрепощены, политическая власть в крупных варварских государствах была централизована, а решающую силу на полях сражений составляло ополчение из свободных крестьян и городских ремесленников, еще существовала элементарная организация медицинской помощи раненым. В конце IX в. во франкском варварском государстве, во время продолжительных войн Людовика Благочестивого с венграми, болгарами и сарацинами, при каждой когорте было 8--10 чел., на которых возлагался вынос раненых с поля боя и уход за ними. За каждого спасенного ими солдата они получали вознаграждение.

Экономическая, политическая и культурная раздробленность, характерная для периода феодализма (X-XIV вв.), при существовании множества мелких самостоятельных полугосударств и господстве натурального хозяйства сопровождалась упадком городов, науки, культуры и искусства. Военное дело было сосредоточено в руках феодалов, которые вели между собой мелкие грабительские войны, сводившиеся к столкновениям небольших рыцарских дружин и распадавшиеся на отдельные поединки между рыцарями. В течение всего этого периода в Европе было очень мало научно образованных врачей: даже представители господствующих классов при заболеваниях прибегали нередко к помощи всевозможного рода самоучек и шарлатанов, а чаще всего к молитвам, обетам и заклинаниям.

Габерлинг, подвергнув изучению героические песни средневековья (главным образом XII и XIII вв.), делает следующие выводы об организации медицинской помощи в этот период. Врачи встречались на полях сражений исключительно редко; как правило, первая помощь оказывалась самими рыцарями в порядке самопомощи или взаимопомощи. Знания по оказанию помощи рыцари получали от своих матерей или от наставников, обычно духовных лиц. Особенно отличались своими знаниями лица, воспитанные с детства в монастырях. Монахов можно было встретить в те времена иногда и на полях сражений, а чаще в монастыре около раненого бойца, пока в 1228 г. на епископском соборе в Вюрцбурге не прозвучала знаменитая фраза: "ecclesia abhorret sanguinem", положившая конец помощи монахов раненым и запретившая духовенству даже присутствие при какой бы то ни было хирургической операции.

Большая роль в деле оказания помощи раненым рыцарям принадлежала женщинам, которые в это время владели техникой перевязки и умели применять лечебные травы.

Врачи, упоминаемые в героических песнях средних веков, были, как правило, миряне; звание врача (медика) относилось как к хирургам, так и к интернистам, они имели научное образование, полученное обычно в Салерно. Знаменитая Салернская школа, основанная в XI в. учениками, мавританских школ, возродила научную медицину в Италии и обеспечила "профессоров для новых школ и медицинских факультетов: в Падуе, Болонье, Мон-пелье (XI в.), Париже (XII в.), Саламанке (XIII в.) и т. д." Большой славой пользовались также арабские и армянские врачи. Ввиду очень малого числа научно образованных врачей их приглашали обычно издалека; возможность пользоваться их услугами была доступна только феодальной знати. Лишь изредка встречались научно образованные врачи в свите королей и герцогов.

Помощь раненым оказывалась по окончании боя, когда победившее войско располагалось на отдых, на поле сражения или поблизости в лагере; в редких случаях раненых выносили во время боя. Иногда на поле боя появлялись монахи и женщины, которые выносили раненых и оказывали им помощь. Обычно же раненых рыцарей выносили их оруженосцы и рабы на расстояние полета стрелы от поля битвы, после чего им оказывалась помощь. Врачей при этом, как правило, не было. Отсюда раненых переносили в расположенные вблизи палатки, иногда в замки или монастыри. Если же войска продолжали поход, и не было возможности обеспечить безопасность раненых в районе бывшего сражения, их возили с собой.

Вынос раненых с поля боя производился на руках или на щите. Для переноски на большое расстояние применялись носилки, импровизируемые по мере надобности из копий, палок, ветвей. Основным средством транспортировки: были лошади и мулы, чаще всего впрягавшиеся в пароконные носилки. Иногда носилки подвешивались между двумя лошадьми, шедшими рядом, или укреплялись на спине одной лошади. Никаких повозок для транспортировки раненых не было. Нередко раненый рыцарь покидал поле боя самостоятельно на своем коне, иногда поддерживаемый сидящим сзади оруженосца.

Никаких лечебных учреждений в то время не существовало; раненые рыцари попадали чаще всего в замки, иногда в монастыри. Всякое лечение начиналось с начертания бальзамом креста на лбу раненого, для того чтобы отогнать от него дьявола; это сопровождалось заговорами. После снятия снаряжения и одежды раны обмывались водой или вином и перевязывались. Врач при исследовании раненого ощупывал грудную клетку, пульс, исследовал мочу. Удаление стрел производилось пальцами или железными (бронзовыми) щипцами; при глубоком проникновении стрелы в ткани приходилось ее иссекать хирургическим путем; иногда на рану накладывались швы.

Применялось отсасывание крови из раны. При хорошем общем состоянии раненого и неглубоких ранениях ему делалась общая ванна для очистки от крови; в случае противопоказания ванны ограничивались обмыванием теплой водой, подогретым маслом, белым вином или медом, смешанным с пряностями. Рана осушалась тампонами. Омертвевшие ткани иссекались. В качестве медикаментозных средств применялись травы и корни растений, миндальный и оливковый сок, скипидар и "целебные воды"; в особом почете была кровь летучих мышей, считавшаяся хорошим средством для заживления ран. Сама рана покрывалась мазью и пластырем (мазь и пластырь обычно имел при себе каждый рыцарь вместе с материалом для первичной повязки; все это он держал в своем "Waffenruck", который носил поверх снаряжения).

Основным перевязочным материалом служило полотно. Иногда внутрь раны вводилась металлическая дренажная трубка. При переломах производилась иммобилизация шиной. Одновременно назначались снотворные и общее лечение, в основном лечебные напитки, составленные из целебных трав или корней, растертых и истолченных в вине.

Все это относится лишь к высшему сословию: феодалам-рыцарям. Средневековая пехота, комплектовавшаяся из феодальной челяди и частично из крестьянства, никакой медицинской помощи не получала и была предоставлена самой себе; беспомощные раненые истекали кровью на полях сражений или, в лучшем случае, попадали в руки ремесленников-самоучек (Wundarzte- в Германии, Barbiers, chirurgiens-barbiers- во Франции и пр.), следовавших за войсками;, они торговали всевозможными тайными снадобьями и амулетами и в большей своей части никакой медицинской подготовки не имели. Такое же положение было и во время крестовых походов, единственных крупных операциях периода средневековья. Войска, уходившие в крестовые походы, сопровождались врачами, но их было мало, и они обслуживали нанимавших их полководцев.

Бедствия, которые претерпевали больные и раненые во время крестовых походов, не поддаются никакому описанию. Сотни раненых бросались на полях сражений без: всякой помощи, нередко делались жертвой врагов, добивались, подвергались всевозможным издевательствам, продавались в рабство. Госпитали, основываемые в этот период рыцарскими орденами (иоанниты, храмовники, рыцари св. Лазаря и др.), не имели ни военного, ни лечебного значения. По существу, это были богадельни, странноприимные дома для больных, нищих и увечных, где лечение заменялось молитвой и постом.

Само собой разумеется, что в этот период воюющие армии были совершенно беззащитны против эпидемий, вырывавших из их среды сотни и тысячи жизней.

"При повсеместной нищете и неопрятности, при полном отсутствии самых элементарных правил гигиены, моровая язва, проказа, разные эпидемии, акклиматизировались в районе боевых действий, как у себя дома".

Под давлением могущественной в этот период церкви обострялся антагонизм между внутренней медициной и хирургией, питаемый сословно-цеховым общественным строем средневековья. Занятие хирургией считалось грехом (даже позднее, в XVI в., знаменитый цирюльник-хирург Амбруаз Паре вынужден был получить от папы "хирургическую" индульгенцию). В результате врачи, занимавшиеся внутренней медициной, пользовались уважением и почетом, они обычно имели рыцарское звание, носили дворянскую одежду и золотую цепь на шее.

Они считали для себя недостойным и унизительным занятие хирургией, которая была предоставлена цирюльникам, пастухам, палачам и бродячим ремесленникам-знахарям. Медицина этого периода основывалась на учении Галена, теологический характер которого приходился по вкусу церкви. Но и учение Галена "стало догматическим и мертвым в руках представителей схоластической медицины" (И. Д. Страшун). Салернская школа была единственным источником, откуда еще исходила живая научная мысль духа и характера. Это было время, которое французы правильно назвали Ренессансом..."

Вывод.


Несмотря на свой практический характер, медицина в Византии продолжала считаться теоретической дисциплиной и изучалась по сочинениям великих медиков античности (христианская религия запрещала пролитие крови и анатомирование трупов). Особое внимание уделялось приемам лечения, выработанным в предшествующие столетия, и изучению лекарственных средств.

В ранневизантийский период наибольшей известностью пользовалась александрийская школа: учиться в ней стремились все, желающие стать врачами. В поздней Византии крупными центрами медицинского образования стали школы в Константинополе и Охриде (Македония).

По свидетельству современников, обучение медицине носило характер дискуссии. По окончании образования, сдачи экзаменов специально назначенной коллегии врачей и получения соответствующих свидетельств окончившие медицинские школы могли получить государственные должности и звание архиатра. Однако в большинстве случаев они занимались частной практикой.

В истории науки наследие Византии не может рассматриваться как достояние одной страны — на ее обширной территории располагаются ныне Греция и Болгария, Югославия и Румыния, Турция и Венгрия, Италия и Египет, и многие другие страны Средиземноморья. За 10 веков своей истории Византия смогла сохранить и систематизировать античное наследие, а также создала оригинальную средневековую культуру, которая оказала большое влияние на развитие культуры и медицины многих народов мира.

Первые столетия существования Византийского государства можно рассматривать как важнейший этап в формировании медицинской науки византийского общества.
Список литературы:
1. Бородин Ф.Р. Избранные лекции. - М.: Медицина, 1961. - 122 с.

2.Валянский С.И., Калюжный Д.В. Другая история науки: От Аристотеля до Ньютона. - М.: Вече, 2002. - 576 с.- (Версии мировой истории).

3. Заблудовский П.Е. и др. История медицины. - М.: Медицина, 1981.

4. Мультановский М.П. История медицины. - М.: Медицина, 1961.



написать администратору сайта