Медицинская этика и деонтология в современных коммуникациях
Скачать 147.05 Kb.
|
Ценностно-нормативное регулирование профессиональной деятельности врача современном обществе. Морально-психологический климат и структура рабочего коллектива. Модели взаимоотношения врач-пациент по Роберту Витчу .Ценностно-нормативное регулирование профессиональной деятельности врача современном обществе Международные документы, регламентирующие ценностно-нормативное поведение врачей. Основные права и обязанности российского врача. Нормативно-правовая база, регулирующая поведение работников в сфере российского здравоохранения. Клятвы и присяги – понятие в большой степени ритуальное. Гуманизм профессии врача – не следствие страха ответственности за нарушение клятвы Гиппократа. Наоборот, у тех, кто выбирает медицину по призванию, исходно присутствуют соответствующие нравственные установки и ориентиры. Профессиональные этические принципы продолжают формироваться и в процессе обучения в институте, и по ходу приобретения врачебного опыта. Каждый врач дает себе клятву сам, и только он сам знает её суть. Международные документы, регламентирующие ценностно-нормативное поведение врачей этический аспект деятельности врача (Клятва Гиппократа; Хартия медицинского профессионализма; Женевская декларация: Международная клятва врача; Международный кодекс медицинской этики); профессиональная независимость, автономия и врачебное самоуправление (Декларация о правах человека и свободе личности практикующих врачей; Декларация о независимости и профессиональной свободе врача; Мадридская декларация о профессиональной автономии и самоуправление врачей); принципы предоставления медицинской помощи в любой национальной системе здравоохранения (Резолюции 27-ой и 35-й Всемирной Медицинской Ассамблеи). Этический аспект деятельности врача Базовым культурно-историческим документом, содержащим основные этические принципы профессиональной деятельности врача, является Клятва Гиппократа. Клятва Гиппократа – клятва, принимаемая врачами, в которой они обязуются всегда следовать определённым правилам поведения и лечить людей так, как завещал делать это древнегреческий врач Гиппократ (ок.460-ок.370 гг. до н.э.), за выдающиеся достижения в области медицины названный «Отцом медицины». В своё время эту клятву давали выпускники известной школы Асклепиадов, основателем которой считается бог медицины Асклепий. Одним из самых известных выпускников школы Асклепиадов является Великий Гиппократ II, который родился в 460 году до н.э. Клятвы, формулирующие моральные нормы поведения врача, существовали ещё в Египте и в Древней Индии. Так, по окончании обучения будущий Врачеватель произносил проповедь, которая приведена в «Чарака-самхите»: Если Вы хотите достичь успеха в своей деятельности, богатства славы и небес после смерти. Вы должны всей душой стремиться к исцелению больного. Вы не должны предавать своих больных даже ценою собственной жизни. Вы не должны пьянствовать, не должны творить зло или иметь злых товарищей. Ваша речь должна быть приятной. Вы должны быть рассудительны и всегда стремиться совершенствовать свои знания. Ни о чем из того, что происходит в доме больного человека, не следует говорить никому, кто, пользуясь полученными знаниями, мог бы повредить больному или другому. Записанная в I-II вв. н.э., эта проповедь несёт характерные черты своего времени, однако по основным положениям она весьма схожа с Клятвой древнегреческих врачевателей (записанной в III в. до н.э.). Это свидетельствует о единых принципах врачебной этики в странах древнего мира. Врачебная этика древней Индии неукоснительно требовала, чтобы врачеватель, «который желает иметь успех в практике, был здоров, опрятен, скромен, терпелив, носил коротко остриженную бороду, старательно вычищенные, обрезанные ногти, белую надушенную благовониями одежду, выходил из дома не иначе, как с палкой и зонтиком, в особенности же избегал болтовни». Вознаграждение за лечение запрещалось требовать от обездоленных, друзей врача и брахманов. И наоборот, если зажиточные люди отказывались от уплаты за лечение, врачевателю присуждалось все их имущество. За неправильное лечение врачеватель выплачивал штраф в зависимости от социального положения больного. Возникновение клятвы Гиппократа значительно древнее времени жизни Гиппократа: согласно преданию, клятва восходит к прямым потомкам Асклепия, она переходила в устном виде как семейная традиция, из рода в род. Записанная Гиппократом, клятва стала документом с III в. до н.э. Первоначальный, канонический вариант был написан якобы Гиппократом в V веке до н.э. на ионийском диалекте древнегреческого языка. С тех пор текст клятвы многократно переводился на другие языки, подвергался редактированию в угоду моменту, политическим и научным реалиям времени, существенно меняющим его смысл. Клятва Гиппократа Клянусь Аполлоном врачом, Асклепием, Гигией и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство. Считать научившего меня врачебному искусству наравне с родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать,преподавать им безвозмездно и безо всякого договора; наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому. направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного средства. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и своё искусство. ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, несправедливого и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами. Что бы при лечении - а также и без лечения - я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена; преступающему и дающему ложную клятву да будет обратное этому. Для своего времени Клятва Гиппократа была очень большим достижением, задавая высокую нравственную планку. В ней содержатся следующие этические принципы или обязательства: – обязательства перед учителями, коллегами и учениками; – принцип непричинения вреда (не навреди); – обязательства оказания помощи больному (принцип милосердия); – принцип заботы о пользе больного и доминанты (первостепенности) интересов больного; – принцип уважения к жизни и отрицательного отношения к эвтаназии; – принцип уважения к жизни и отрицательного отношения к абортам; – обязательство об отказе от интимных связей с пациентами; – обязательство личного совершенствования; – врачебная тайна (принцип конфиденциальности). Клятве Гиппократа сжато выявляется этическая сторона призвания врача. Текст клятвы регламентирует отношения «врач – учителя и коллеги», «врач – пациенты», «врач – все остальные», а также систему поощрений и наказаний. Для Гиппократа было важно не только то, как врач разрешает профессиональные проблемы, но и насколько чисто и честно он живет. Клятва служила своеобразной инициацией, посвящением в особое искусство врачевания – искусство, доверенное богами человеку. И за это его, врачевателя, следовало почитать. Клятва означала переход в особо уважаемое профессиональное сословие. Клятва задавала высочайшую нравственную планку врачебному искусству, без которой врачевание становится безнравственным ремеслом. Клятва выполняла функции общественного договора. Ты, врачеватель, делаешь всё возможное для нашего исцеления и продления жизни, мы уважаем и почитаем тебя, обеспечиваем безбедное существование. Конечно, Клятва Гиппократа не дожила до нас в неизменности. Текст этот имеет мало общего с сегодняшней реальностью, хотя некоторые провозглашенные этические принципы носят вневременной характер, например, обязательства оказания помощи больному (принцип милосердия); принцип заботы о пользе больного и доминанты интересов больного; обязательство личного совершенствования; врачебная тайна (принцип конфиденциальности). На протяжении веков текст клятвы многократно переписывался, адаптируясь к изменениям в обществе. Было отвергнуто обращение к языческим богам (Клянусь Аполлоном врачом, Асклепием, Гигией и Панакеей всеми богами и богинями, беря их в свидетели). Упразднено обещание «не делать сечения у страдающих каменной болезнью», которое в то время отражало разделение труда между разными цехами – врачами-терапевтами и хирургами-цирюльниками. На основе античной клятвы в разные исторические периоды в разных странах формулировались собственные клятвы врачей, в которых толкование врачебных обязательств сильно различалось. Тем не менее, на протяжении почти 2,5 тысяч лет Клятва Гиппократа объединяет медиков. Она содержит основополагающие морально-этические принципы поведения врача. Высокая этика этой Клятвы остаётся современной – не случайно все присяги и клятвы, которые приносят молодые врачи-выпускники, основаны на этом древнем тексте. Принцип «Не навреди» является основополагающим одной из исторических моделей медицинской этики – модели Гиппократа. Речь идёт об обязательствах уважения и ответственности перед учителями, коллегами и учениками, о гарантиях непричинения вреда, оказания помощи, проявления уважения, справедливости, об отрицательном отношении к эвтаназии, абортам, об отказе медицинских работников от интимных связей с пациентами, о заботе о пользе больного, о врачебной тайне. Можно сказать, что клятва Гиппократа является моральным кодексом для тех, кто занимается медициной. Отец всех врачей – Гиппократ завещал: «Там, где любовь к людям, там и твоя профессия!». В настоящее время наряду с Клятвой Гиппократа, принятой в христианском мире, и с учётом религиозных особенностей существуют Клятва еврейского врача, а также Исламский кодекс медицинской этики, содержащий Клятву мусульманского врача. На международном уровне этическое и правовое регулирование в области медицины и биоэтики осуществляется на основе международных нормативных документов. Система нормативно-правового и этического регулирования выражает принципы как терапевтической (клинической) деятельности врача, так и участия врача в научно-исследовательской деятельности – в биомедицинских исследованиях. Проблемой этического и правового регулирования клинической деятельности и биомедицинских исследований занимается ряд международных организаций: ООН, ЮНЕСКО, ВОЗ, Совет Европы, Европейский Союз, Всемирная Медицинская Ассоциация, Международный совет медицинских научных обществ (CIOMS) и др. Практически по каждому из направлений биомедицинских исследований мировое сообщество выработало свою точку зрения, которая нашла отражение в следующих международно-правовых актах: · «Всеобщая декларация прав человека» (ООН, 1948); · «Женевская декларация: Международная клятва врача» (Всемирная Медицинская Ассоциация – ВМА, Генеральные ассамблеи 1948, 1968, 1983); · «Международный Кодекс медицинской этики» (ВМА, Генеральные Ассамблеи 1949, 1968, 1983); · «Хельсинская Декларация» (ВМА, Генеральные Ассамблеи 1964, 1975, 1983, 1989, 1996, 2000); · «Международное руководство по этике биомедицинских исследований с участием человека» (СIОМS, Женева, 1993); · «Декларация по продвижению прав пациентов в Европе» (ВОЗ, 1994); · «Руководство по надлежащей клинической практике», подготовленное Международной конференцией по гармонизации (ICH GCP, 1996); · «Конвенция о защите прав и достоинства человека в связи с применением достижений биологии и медицины», принятая Советом Европы (1997) с последующими «Дополнительными протоколами»; · «Всеобщая декларация о геноме человека и о правах человека» (ЮНЕСКО, 1997); · Рекомендации комитетам по этике, проводящим экспертизу биомедицинских исследований (ВОЗ, 2000); · «Всеобщая декларация по биоэтике и правам человека» (ЮНЕСКО, 2005) и ряд других документов). После окончания Второй мировой войны необходимо было возрождать моральную чистоту и престиж врачебной профессии. 17 сентября 1947 года на Первой Генеральной Ассамблее в Париже была основана Всемирная медицинская ассоциация (ВМА). Это всемирный врачебный парламент, неправительственная международная организация, представляющая врачей мира и устанавливающая международные нормы медицинской деятельности, обязательные для исполнения врачами всех стран. ВМА была создана для того, чтобы обеспечить гарантии независимости врачей и высокие стандарты их этической деятельности. Первым шагом ВМА было обновление клятвы Гиппократа, результатом чего стала Женевская декларация, которая была принята в 1948 году на ассамблее ВМА. Вторым шагом была разработка международного Кодекса медицинской этики, принятого в 1949 году на III главной ассамблее. Третьим шагом было установление принципов и правил научного исследования человека. Эти принципы были зафиксированы в Хельсинской декларации (проблемы биоэтики). Кроме этих основных документов, в ВМА были разработаны решения более чем 100 конкретных ситуаций. ВМА выступает с предложениями преобразования в системах здравоохранения и медицинского образования. Женевская декларация: Международная клятва врача 1948 году Генеральная Ассамблея Всемирной Медицинской Ассоциации приняла декларацию (называемую Женевской). Декларация является своеобразной клятвой врача, по существу, она не что иное, как современная редакция клятвы Гиппократа. Принята 2-ой Генеральной Ассамблеей Всемирной Медицинской Ассоциации (Женева, Швейцария, сентябрь 1948 г.) Дополнена 22-ой Всемирной Медицинской Ассамблеей (Сидней, Австралия, август 1968 г.) 35-ой Всемирной Медицинской Ассамблеей (Венеция, Италия, октябрь 1983 г.). 46-ой Всемирной Медицинской Ассамблеей (Стокгольм, Швеция, сентябрь 1994 г.) Вступая в сообщество врачей, торжественно клянусь: o посвятить свою жизнь службе во благо человека; o с уважением и благодарностью относиться к моим учителям; o добросовестно и достойно исполнять свой профессиональный долг; o заботиться, прежде всего, о здоровье моего пациента; o хранить доверенные мне тайны, даже после смерти пациента; o всеми доступными мне средствами утверждать честные и благородные традиции профессии врача; o относиться к моим коллегам, как к братьям и сестрам; o не позволять обстоятельствам, связанным с возрастом, состоянием здоровья, вероисповеданием, расовой принадлежностью, полом, национальностью, политическими убеждениями, сексуальной ориентацией или социальным положением, препятствовать исполнению моего долга перед пациентом; o невзирая ни на что, утверждать человеческую жизнь с самого ее начала как наивысшую ценность и не использовать свои знания врача вопреки законам гуманности. Эту торжественную присягу я принимаю добровольно и клянусь с честью следовать ей. Позже в 1949 году Женевская декларация вошла в Международный кодекс медицинской этики. В частности, в 4-м разделе Кодекса Указано: «Врач должен соблюдать принципы Женевской декларации, принятой Генеральной Ассамблеей Всемирной Медицинской Ассоциации»). Международный кодекс медицинской этики Принят 3-й Генеральной ассамблеей Всемирной Медицинской Ассоциации (Лондон, Англия, октябрь 1949 г.) Внесены поправки 22-й Всемирной Медицинской Ассамблеей (Сидней, Австралия, август 1968 г.) 35-й Всемирной Медицинской Ассамблеей (Венеция, Италия, октябрь 1983 г.) Перемены в обществе, которые напрямую связаны с достижениями науки техники, с введением в медицинскую практику новых методик биотехнологий, потребовали изменений и дополнений Кодекса. Поэтому в Международный кодекс медицинской этики на 22-й ВМА в г. Сиднее и 35-й ВМА в г. Венеции были внесены соответствующие поправки. Кодекс медицинской этики определяет обязанности врача по отношению к больному и друг к другу, а также критерии неэтичности в поведении медицинского работника. Кодекс МЭ состоит из четырёх разделов: o общие обязанности врача; o неэтичные виды деятельности врачей; o обязанности врачей по отношению к пациентам; o обязанности врача по отношению к своим коллегам. Международный кодекс медицинской этики Общие обязанности врача Врач должен всегда утверждать наивысшие стандарты профессиональной деятельности. Врач не должен позволять финансовым интересам влиять на свободное и независимое исполнение профессиональных решений в интересах пациентов. Врач должен, невзирая на вид медицинской практики, самоотверженно оказывать компетентную медицинскую помощь с полной технической и моральной независимостью, с сочувствием и уважением к человеческому достоинству. Врач должен быть честен с пациентами и коллегами, должен бороться с профессиональными и личными недостатками других врачей, должен разоблачать обман и мошенничество. Неэтичными признаются следующие виды деятельности: а) самореклама врача, кроме тех случаев, когда это разрешено законом данной страны и Кодексом этики Национальной медицинской ассоциации; б) оплата или получение любого вознаграждения только за передачу чьих-либо рекомендаций или только за выдачу пациенту направлений и рекомендаций любого характера. Морально-психологический климат и структура рабочего коллектива. Модели взаимоотношения врач-пациент по Роберту Витчу . Трудовой коллектив – группа трудящихся людей, объединённых общей работой, интересами и целями. Коллектив является одним из видов малой группы. Малые группы могут быть разными по величине; по характеру и структуре отношений, существующих между их членами; по индивидуальному составу; по особенностям ценностей, норм и правил взаимоотношений, разделяемых участниками межличностных отношений; по целям и содержанию деятельности. Количественный состав группы называется ее размером, индивидуальный – композицией. Структуру межличностного общения, или обмена деловой и личностной информацией, именуют каналами коммуникаций, нравственно-эмоциональный тон межличностных отношений – психологическим климатом группы. Общие правила поведения, которых придерживаются члены группы, называют групповыми нормами. Психология развитого коллектива характеризуется тем, что деятельность, ради которой он создан и которой на практике занимается, имеет, несомненно, положительное значение для очень многих людей, не только для членов коллектива. В коллективе межличностные отношения основаны на взаимном доверии людей, открытости, честности, их порядочности и уважении друг к другу. Для того чтобы назвать малую группу коллективом, она должна соответствовать ряду весьма высоких требований: успешно справляться с возложенными на нее задачами, иметь высокую мораль, хорошие человеческие отношения, создавать для каждого своего члена возможность развития как личности, быть способной к творчеству. Как группа, давать людям больше, чем может дать сумма того же количества индивидов, работающих в отдельности. Психологически развитой как коллектив считается такая малая группа, в которой сложилась дифференцированная система различных деловых и личных взаимоотношений, строящихся на высокой нравственной основе. Такие отношения можно назвать коллективистскими. Коллективистские отношения определяются через понятия нравственности, ответственности, открытости, коллективизма, контактности, организованности, эффективности и информативности. Под нравственностью понимается построение внутриколлективных и внеколлективных отношений на нормах и ценностях общечеловеческой морали. Ответственность трактуется как добровольное принятие коллективом на себя моральных и других обязательств перед обществом за судьбу каждого человека независимо от того, является он членом данного коллектива или нет. Ответственность также проявляется в том, что члены коллектива свои слова подтверждают делом, требовательны к себе и друг другу, объективно оценивают свои успехи и неудачи, никогда не бросают начатое дело на полпути, сознательно подчиняются дисциплине, интересы других людей ставят не ниже своих собственных, по-хозяйски относятся к общественному добру. Под открытостью коллектива понимается способность устанавливать и поддерживать хорошие, строящиеся на коллективистской основе взаимоотношения с другими коллективами или их представителями, а также с новичками в своем коллективе. На практике открытость коллектива проявляется в оказании разносторонней помощи другим коллективам, не членам коллектива. Открытость является одной из важнейших характеристик, по которой можно отличить коллектив от внешне похожих на него социальных объединений. Понятие коллективизма включает в себя постоянную заботу членов коллектива о его успехах, стремление противостоять тому, что разобщает, разрушает коллектив. Коллективизм – это также развитие добрых традиций, уверенности каждого в своем коллективе. Чувство коллективизма не позволяет его членам оставаться равнодушными, если задеты интересы коллектива. В таком коллективе все важные вопросы решаются сообща и, по возможности, при общем согласии. Для подлинно коллективистских отношений характерна контактность. Под ней понимаются хорошие личные, эмоционально благоприятные дружеские, доверительные взаимоотношения членов коллектива, включающие внимание друг к другу, доброжелательность, уважение и тактичность. Такие взаимоотношения обеспечивают в коллективе благоприятный психологический климат, спокойную и дружелюбную обстановку. Организованность проявляется в умелом взаимодействии членов коллектива, в бесконфликтном распределении обязанностей между ними, в хорошей взаимозаменяемости. Организованность – это также способность коллектива самостоятельно обнаруживать и исправлять недостатки, предупреждать и оперативно решать возникающие проблемы. От организованности непосредственно зависят результаты деятельности коллектива. Одним из условий успешной работы коллектива и установления доверительных взаимоотношений является хорошее знание членами коллектива друг друга и состояния дел в коллективе. Это знание называется информированностью. Достаточная информированность предполагает знание задач, стоящих перед коллективом, содержания и итогов его работы, положительных и отрицательных сторон, норм и правил поведения. Сюда же входит хорошее знание членами коллектива друг друга. Эффективность понимается как успешность решения коллективом всех имеющихся у него задач. Одним из важнейших показателей эффективности высокоразвитого коллектива является «сверхаддитивный» эффект. Он представляет собой способность коллектива как целого добиваться результатов в работе гораздо более высоких, чем это может сделать такая же по численности группа людей, работающих независимо друг от друга, не объединенных системой описанных отношений. Таких малых групп, которые полностью бы отвечали всем перечисленным требованиям коллектива, в действительности почти нет. Большинство реально существующих малых групп занимает промежуточное положение между слаборазвитой группой и высокоразвитым коллективом. По отдельным своим морально-психологическим параметрам эти группы вполне могут претендовать на то, чтобы называться коллективами, однако по другим серьезно уступают. Представленную модель надо рассматривать скорее как идеал, к которому должен стремиться коллектив в процессе своего развития, чем как-то, что отражает реальность существования малых групп. Коллектив – это высокоразвитая малая группа людей, отношения в которой строятся на позитивных нормах морали, обладает повышенной эффективностью в работе, проявляющейся в форме сверхаддитивного эффекта. Эффективность работы коллектива во многом зависит от его психологического климата. Морально-психологический климат и структура рабочего коллектива. Климат коллектива представляет собой преобладающий и относительно устойчивый психический настрой коллектива, который находит многообразные формы проявления во всей его жизнедеятельности. Он составляет качественную сторону межличностных отношений, проявляющуюся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности. Между состоянием морально – психологического климата коллектива и эффективностью совместной деятельности его членов существует положительная связь. Если психологический климат связан с моральным состоянием группы, задействованы важные понятия – добро, долг, совесть, честь, справедливость, то говорят о морально – психологическом климате. Морально-психологический климат – это устойчивое морально-нравственное состояние группы, в котором отражаются настроения людей, их групповое мнение, отношение друг к другу и к важнейшим материальным и духовных ценностям, к целям развития группы. В морально-психологическом климате видно не просто сумму психических составляющих его индивидов, а мощный фактор усиления психологического настроя членов коллектива. В совместной деятельности люди неизбежно вступают в деловой и психологический контакт, взаимодействуют, общаются. Контактное общение – неотъемлемый элемент жизнедеятельности любого первичного коллектива и его духовных потребностей. На основе этих потребности возникает общественная, познавательная и иная активность личности, поддерживается и регулируется взаимодействие личностей с ближайшим окружением социальной среды. В совместных и взаимных действиях людей, в их общении возникает прямой обмен мыслями, взглядами, идеями, проявляются различные формы взаимных отношений людей друг к другу, симпатии, антипатии и другие, так называемые межличностные отношения. Межличностные психологические отношения оказывают исключительно большое влияние на поведение сотрудников. Система таких отношений в силу своей внутренней психологической обусловленности (симпатия, антипатия, безразличие, дружба, неприязнь и другие психологические зависимости между людьми в коллективе) складывается порой стихийно, она менее зрима, организационно не оформлена. В жизни ей пока, к сожалению, не всегда уделяют должное внимание. В процессе общения, и взаимоотношений возникают и развиваются различные морально – психологические явления и процессы: взаимные требования и внушения, постоянные общие взаимные оценки, сопереживания и сочувствия, психологическое соперничество и соревнование, подражание и самоутверждение, престиж - таков их неполный перечень. Все они являются стимулами деятельности и поведения, механизмами саморазвития и формирования личности. Возможности коллектива зависят от его психологического климата. Успешное формирование моральной атмосферы в любом звене общественной жизни предполагает знание особенностей структуры коллектива. Структура - реально существующая совокупность взаимоотношений членов группы, возникшая в процессе совместной деятельности и общения. Структура коллектива, как правило, исследуется на двух уровнях – формальном и неформальном. Если формальнаяструктура связана с должностным статусом членов группы, то неформальная структура складывается на основе отношений, обусловленных психологическими качествами членов коллектива. Неформальная структура складывается под воздействием психологических механизмов регуляции коллективной деятельности – адаптации, коммуникации, идентификации и интеграции. Процесс формирования морально-психологического климата рабочего коллектива можно разделить на две стадии: На первой стадии развития коллектива преобладает формальная структура: работники обращаются в соответствии с должностями поведенческими стереотипами, присматриваются друг к другу, подлинные чувства чаще всего скрываются, цели, и методы работы совместно не обсуждаются, коллективная работа проявляется слабо. На второй стадии происходит переоценка личностных и деловых качеств руководителя, складывается мнение о коллегах, начинается процесс формирования группировок внутри коллектива, возможна борьба за лидерство. Разногласия обсуждаются уже более открыто, предпринимаются попытки улучшить взаимоотношения внутри рабочей группы4. Каждый из членов коллектива на основе параметров психологического климата вырабатывает в себе соответствующее этому климату сознание, восприятие, оценку и ощущение своего «я» в рамках данной конкретной общности людей. Когда, наконец, адаптация заканчивается, - четко просматривается неформальная структура, коллектив достигает определенной степени координации действий своих членов. Возникающая при этом групповая сплоченность может иметь позитивную, негативную либо конформистскую направленность. · В первом случае первая группа воспринимает лучшие деловые и нравственные качества своих членов, возникающие проблемы решаются по-деловому, инициативно и творчески. · В случае негативной направленности большая часть энергии коллектива тратится на участие в конфликтах между различными группировками, неформальными и формальными лидерами, выяснения отношений с другими подразделениями. Производственные проблемы отходят на второй план. Эффективность коллектива находится на низком уровне. · Конформистская направленность характеризуется чисто внешней, показной заинтересованностью работников в результатах их трудовой деятельности, безразличием к совместным, коллективным усилиям. Сфера интересов сотрудников находится вне рабочей группы: семья, личные проблемы, общественно-политическая деятельность или другое. Важно помнить, что благоприятный морально–психологический климат – это одно из важнейших условий эффективности производства, тем самым создание благоприятного психологического климата в рабочем коллективе играет на предприятии важную роль и способствует расширению производственной деятельности. |