Главная страница

1экзамен. Межгосударственный стандарт


Скачать 0.7 Mb.
НазваниеМежгосударственный стандарт
Дата15.07.2019
Размер0.7 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файла1экзамен.docx
ТипДокументы
#84153
страница7 из 14
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   14

РЕДАКТУРА, КОРРЕКТУРА текста: КАКАЯ РАЗНИЦА?


Различие в процедурах редактирования текста и корректуры для многих неочевидны и несущественны. Поясним: если корректура текста занимает полчаса, то качественное редактирование того же текста может занять 3-5 часов и более. 
Редактирование текста – исправление изъянов содержания и ошибок авторского языка (речи, стилистики). То есть – того, ЧТО сказано и КАК сказано. Корректор же отвечает за то, чтобы сказанное превратилось в правильный (соответствующий правилам русского языка) текст. 
Так, учитель, проверяя письменное сочинение cтаршеклассника, выставляет две оценки. Оценивая содержание (логику, язык, стиль повествования), он, можно сказать, выполняет редакторскую правку, а оценивая грамотность текста – правку корректорскую. 

Мы не выполняем редактирование текста по расценкам корректуры, поэтому всегда выясняем предельно дотошно: какую правку текста – редактирование или корректуру – желает заказчик. 


Наше бюро выполнит корректорскую правку текстов (также литературную, стилистическую, редакторскую правку).
Корректуру текстов сайта, новостных электронных рассылок.
Корректуру рекламно-информационных текстов.
Корректуру текстов годовых отчетов, бизнес-планов. 
Корректуру коммерческих предложений, деловых писем, договоров. 
Корректуру диссертаций, научных и дипломных работ.
Корректуру статей и обзоров для прессы.
Корректуру текстов переводов.

Возможна удаленная корректорская правка любых текстов.

Чтобы получить представление о качестве нашей корректуры, познакомьтесь с мнениями наших заказчиков: 
ОТЗЫВЫ О КОРРЕКТУРЕ ТЕКСТОВ>>>

Чтобы помочь себе сделать правильный выбор, познакомьтесь с нашими последними корректорскими работами: 
ПОСЛЕДНИЕ КОРРЕКТОРСКИЕ ПРОЕКТЫ>>>

Объем нашего редакторско-корректорского портфолио исчисляется миллионами знаков, 
но некоторую часть корректированных текстов можно видеть здесь: 
ПОРТФОЛИО КОРРЕКТОРА ТЕКСТОВ>>>

СТОИМОСТЬ КОРРЕКТУРЫ текста


Сколько стоит корректура? Поверьте, корректорская правка страницы текста – дешевле порции иного мороженого. Однако пользы от одной-единственной грамотной страницы – порой больше, чем от пломбира, даже и с орехами. 

РАСЦЕНКИ на корректуру, редактирование текста, за 1000 знаков с пробелами, без НДС:


Объем единовременного заказа 

Корректура текста,
руб. за 1000 знаков с пробелами

Редактирование текста (с корректурой),
руб. за 1000 знаков с пробелами

До 10 тыс. знаков 
(менее 0,25 авторского листа)

50

100

До 40 тыс. знаков 
(менее 1 авторского листа)

45

90

До 160 тыс. знаков 
(менее 4 авторских листов)

40

80

До 640 тыс. знаков 
(менее 16 авторских листов)

35

70

Свыше 640 тыс. знаков
(более 16 авторских листов)

30

60

18 Работа с сигнальными экземплярами издания

Сигнальный экземпляр


СИГНАЛЬНЫЙ ЭКЗЕМПЛЯР — экземпляр издания из числа первых изготовленных типографией экземпляров, присылаемый в изд-во для контроля и утверждения в качестве образца для изготовления всего тиража.

Обычно типография присылает несколько С. э. Утвержденный ответственными сотрудниками изд-ва, в т. ч. его руководителями, С. э. возвращают в типографию, остальные используются для работы с книготорговыми организациями и рекламы. При отступлениях типографии от подписного экземпляра корректурных и пробных оттисков С. э. может быть возвращен в типографию для исправления.

Правила оформления заказа на издание книги (печать книги)


Правила оформления заказа на издание книги (печать книги) 

Выполнение заказа на издание книги в издательстве «Литкон» осуществляется по стандартному регламенту. Работы по изданию книги выполняются в несколько этапов, состав и количество которых определяется, исходя из степени готовности исходных материалов книги – текста и иллюстраций.

1. Заказчик составляет техническое задание на издание книги и передает его специалистам издательства для расчета стоимости.

Способы передачи технического задания:
а) через онлайн-форму на странице Расчет стоимости издания
б) по электронной почте: box@litkon.ru
в) по телефону: (495) 749-17-27, (499) 502-77-99,
г) лично в офисе издательства: Москва, Научный проезд, д. 20, строение 2.

2. Специалисты издательства оценивают техническую возможность выполнения заказа, исходя из возможностей нашего оборудования,  выполняют расчет стоимости и передают его заказчику.
3. Специалисты издательства согласуют окончательные сроки выполнения работ и стоимость работ с Заказчиком и оформляют договор на выполнение работ.
4. Договор на выполнение работ предоставляется заказчику для предварительного ознакомления.
5. Представитель издательства (менеджер) и заказчик подписывают договор на выполнение работ. 

Способы передачи подписанного договора между издательством и заказчиком:
а) лично в офисе издательства,
б) заказным письмом.

6. Заказчик выполняет авансовый платеж, составляющий 50% от общей стоимости работ.
7. Материалы книги запускаются в работу.
8. После завершения работ заказчику предоставляются сигнальные экземпляры готовой книги (5 экземпляров). 
9. После получения сигнальных экземпляров заказчик оплачивает оставшуюся часть от стоимости работ («вторые 50%»).
10. После поступления платежа тираж отгружается заказчику.
11. По общему правилу предусмотрен самовывоз готовой продукции заказчиком со склада издательства, расположенного по адресу: Москва, Научный проезд, д. 20. По желанию заказчика за умеренную плату может быть организована доставка готовой продукции в пределах московского региона. Стоимость доставки можно узнать здесь.

19 Сущность корректуры

исправление ошибок в учетных записях путем зачеркивания ошибочной записи таким образом, чтобы ее можно было прочитать, а рядом с ней производится правильная запись. Исправление заверяется подписью лица, ответственного за ведение данного учетного регистра.

Корректура - способ исправления ошибок в учетных записях. Сущность его состоит в том, что ошибочная запись зачеркивается так, чтобы ее можно было читать, а рядом с ней производится нужная запись. Исправление ошибки удостоверяется подписью лица, ответственного за ведение данного учетного регистра. При этом указывается, что исправленному такому-то верить. В кассовых и банковских документах никаких исправлений не допускается

21 Функции редакционно-издательских советов

Положение о редакционно-издательском совете










Автор: Вебмастер   

01.06.2009 18:44

1. Общие положения

1.1. Редакционно-издательский совет института (далее РИС) создается приказом ректора с целью осуществления контроля за обеспечением высокого качества издаваемой литературы, содействия  руководству вуза в управлении редакционно-издательской деятельностью, ее развитии и дальнейшем совершенствовании.

1.2. Персональный состав РИСа и его председатель назначаются приказом ректора института (по согласованию с Ученым советом). Состав РИСа форми­руется из числа наиболее квалифицированных преподавателей и ученых вуза (на добровольной основе). В состав РИСа включаются также руководители редакционно-издательского отдела института, отдела ТСО и полиграфии и заве­дующая библиотекой.

1.3.  Редакционно-издательский совет осуществляет свою деятельность по плану, в оперативном порядке (через членов РИСа) и на пленарных заседаниях, которые созываются по мере необходимости, но не реже двух раз в год.

1.4.  Решения РИСа принимаются открытым голосованием простым боль­шинством голосов.

1.5.  На пленарных заседаниях РИС рассматривает и утверждает план работы и основные направления редакционно-издательской деятельности института.

1.6.  В  своей работе редакционно-издательский совет руководствуется За­коном РФ «Об образовании», Федеральным законом «О высшем и послевузов­ском   профессиональном образовании», Законом РФ «Об авторском праве и смежных правах», приказами Министерства образования Российской Федера­ции (№149 от 3.08.1999 г. «Об утверждении Примерного положения о редакционно-издательском совете высшего учебного заведения»; №81 от 14.07.1999 г. «Об утверждении Положения о порядке присвоения учебным изданиям грифа Министерства образования РФ»; №31646 от 19.06.1998 г. «О создании федераль­ного экспертного совета по учебным электронным изданиям»), решениями Ученого совета института, Уставом института, приказами и распоряжениями ректора и настоящим положением.

2.  Функции редакционно-издательского совета

- анализ обеспечения литературой учебных курсов по  специальностям и специализациям вуза;

- определение приоритетной тематики учебных, методических, научных, а также других видов изданий, исходя из обеспеченности литературой учебных курсов,  основных направлений научных исследований  и других направлений деятельности вуза;

- участие в формировании перспективных и годовых тематических пла­нов изданий, представление их на рассмотрение Ученого совета и утверждение в установленном порядке;

- организация рецензирования представленных к изданию рукописей; 
методическое руководство по рецензированию авторских работ и подготовка заключений о целесообразности и условиях их издания в вузе;

- отбор рукописей для получения ведомственных грифов, грифов учеб­но-методических объединений (УМО), научно-методических советов (НМС), а также утверждение внутривузовских грифов на основе предложений кафедр и рекомендаций рецензентов;

- работа с авторами, направленная на повышение актуальности, ценно­сти для читателя и экономической эффективности изданий; организация в вузе семинаров и конференций по вопросам издательской деятельности, участие в аналогичных мероприятиях в других организациях и на межведомственном уровне;

-  отбор лучших   изданий вуза для представления на выставки, ярмарки, конкурсы;

-   выработка рекомендаций  по  организации,  развитию  и  совершенс­твованию редакционно-издательской деятельности вуза;

-  анализ и обобщение результатов издательской деятельности вуза, под­готовка проектов решений Ученого совета по данному вопросу.

3. Функции и права председателя редакционно-издательского совета

3.1. Функции:

- обеспечить выполнение основных задач и работ по всем направлениям его деятельности;

- формировать состав РИСа;

- утверждать заключения РИСа о целесообразности издания от имени (по лицензии на издательскую деятельность) вуза предлагаемых авторских рукопи­сей, исходя из следующих вариантов: а) рекомендовать к изданию, б) дорабо­тать или переработать, в) отклонить; принимать решения по спорным вопросам, касающимся издания предлагаемых рукописей;

- отчитываться по работе РИСа перед Ученым советом вуза.

3.2. Права:

- представлять РИС в ректорате и на Ученом совете;

- от  имени  РИСа  вносить  предложения  о   включении  рукописей  в издательские тематические планы и формировать авторские коллективы;

- запрашивать у кафедр и других структур вуза необходимую для работы информацию;

- отклонять представленные к изданию рукописи при наличии двух отрицательных рецензий на них;

- принимать   участие   во   всех   вузовских   совещаниях   по   вопросам редакционно-издательской деятельности вуза;

- вносить в ректорат предложения об изменениях в структуре, функциях и составе РИСа, его размещении и условиях работы, о мерах, направленных на улучшение качества изданий, о поощрении авторов, рецензентов и членов РИСа.

22 Взаимодействие редактора и полиграфического предприятия в процессе оформления печатного издания

23 Специфика деятельности художественного редактора

Справка

Художественный редактор – это специалист, руководитель художественного оформления изданий, который осуществляет художественное редактирование и иллюстрирование изданий с целью обеспечения их высококачественного полиграфического исполнения.

Описание деятельности

Деятельность художественного редактора представляет собой работу с применением знаний методов художественного редактирования научно-методической литературы, информационных и нормативных материалов, порядка составления технической издательской специфики, технических правил подготовки и оформления оригиналов иллюстраций, методов и технологии подготовки графического материала, стандартов корректурных знаков, технологии полиграфического производства, экономики и организации полиграфического производства.

Характеристика сотрудника

Художественный редактор должен обладать ответственностью, организованностью, коммуникабельностью, так как его работа представляет собой управленческую деятельность. Также для него важен творческий подход к делу, многогранное воображение и креативность.

Трудовые обязанности

Художественный редактор принимает участие в разработке проектов художественного и технического оформления изданий. Осуществляет проверку авторских подлинников иллюстраций и определяет возможность их использования для создания оригиналов. Подготавливает указания по художественному оформлению изданий и контролирует их выполнение в процессе полиграфического производства. Занимается составлением проектов трудовых договоров с лицами, которых привлекают для изготовления графического материала. Обеспечивает качественное исполнение графики изданий. Осуществляет проверку оригиналов иллюстраций с точки зрения качества художественного изображения и соответствия авторскому подлиннику. Обрабатывает корректуру текста изданий и пробных оттисков иллюстраций. Оценивает качество набора, композицию полос и разворота, указывает на ошибки в художественном оформлении. Совместно с техническим редактором ведёт подготовку обложки к печати.

  1. Этапы работы художественного редактора.

  2. В издательствах и редакционно-издательских отделах осуществляет художественное редактирование и иллюстрирование изданий. Участвует в разработке проектов художественного и технического оформления изданий. Подготавливает для издательских спецификаций указания по художественному оформлению изданий и контролирует их полиграфическое выполнение. Обеспечивает оформление изданий, определяет технологические особенности изготовления иллюстраций, проверяет качество изображений оригиналов иллюстраций и соответствие их авторскому подлиннику. Художественный редактор также обрабатывает корректуру пробных оттисков иллюстраций, оценивает композицию каждой полосы и разворота, дает указания типографии об устранении допущенных ошибок и недостатков. Проверяет сигнальные экземпляры.

26 Основные пропорции формата книги

25 системы размеров

Для стандартизации нашего производства и ценообразования, мы отобрали три наиболее востребованных формата книг в твердом и мягком переплете. 

БольшойА4 
обрезной формат блока 205х290 мм. (60х84/8) 


СтандартныйА5 
обрезной формат блока 145х200 мм. (60х84/16) 


Карманный А6 
обрезной формат блока 100х140 мм. (60х84/32)

Наиболее часто встречающиеся форматы современных книг (в миллиметрах):

Миниатюрный (70–100)×(100–125) 
Словари размером с ладонь, путеводители. 

Уменьшенный (карманный) (100–130)×(140–177) 
Художественная литература в бумажной обложке, некоторые словари. 

Стандартный (130–145)×(200–215) 
Большая часть художественной литературы и учебников издается этом формате. 

Увеличенный 170×(215–260) 
Некоторые детские издания, специальная литература. 

Энциклопедический (205–220)×(260–270) 
Большинство энциклопедических изданий имеет такой размер. 

Очень большой (245–265)×(340–410) 
Художественные альбомы, атласы, детские книги.
Формат 60x90/16 достаточно велик для хорошего размещения текста при объеме книги до 30—40 листов. Вместе с тем длина строки в этом формате составляет 6 1/4—6 3/4 кв., что превышает оптимальную для шрифта кг. 10 (около 5 кв.). В изданиях для медленного чтения такое превышение не имеет очень большого значения. Поэтому формат 60x90/16 подходит и широко применяется для научных, учебных, производственно-инструктивных изданий, если в них есть сложные формулы, таблицы и иллюстрации или если общий объем материала велик. В формате 60x90/16 выходит и часть изданий, предназначенных для беглого чтения, например, некоторые издания художественной и массовой политической литературы; в отдельных случаях такое применение рассматриваемого формата может быть оправдано (в частности, при очень большом объеме литературного произведения и нецелесообразности деления его на два тома), но, как правило, признать его желательным нельзя.

Формат 84x108/32 тоже подходит и широко применяется для учебной, научной, производственно-инструктивной литературы, но при менее сложном материале (при отсутствии громоздких формул, таблиц и иллюстраций) и при небольшом или среднем объеме. Нормальная для этого формата длина строки 5 1/2—6 кв. при шрифте кг. 10 близка к оптимальной. Особенно широко применяется формат 84x108/32 для изданий художественной и массовой политической литературы. Однако для книг беглого чтения, в особенности при объеме не больше среднего, желателен несколько меньший формат.

Рассмотрим еще формат из группы средних — 60x84/16. Книга в этом формате имеет такую же ширину, как в формате 60x90/16 и такую же высоту, как в формате 84x108/32. Таким образом, в этом формате соединяются слабые стороны обоих упомянутых: длина строки слишком велика для изданий, рассчитанных на беглое чтение, а высота книжной полосы недостаточно велика для хорошего размещения многочисленных и сложных таблиц, формул, иллюстраций. В силу этого формат 60x84/16 применяется гораздо реже, чем остальные средние форматы, хотя для отдельных изданий и серий в самых различных видах литературы он в какой-то мере может оказаться подходящим.

Из группы форматов меньше средних отметим два удлиненных: 70x90/32 и 75x90/32. При таких форматах книга вполне портативна — она умещается в кармане, при чтении ее без большого усилия можно долгое время держать в руке. Вместе с тем нормальная для этих форматов длина строки — приблизительно 4 1/2 кв.— оптимальна для шрифта не только кг. 10, но и кг. 9, хороша и для шрифта кг. 8. Поэтому при выпуске книг в этих форматах целесообразно пользоваться шрифтами кг. 9/10, 9 и 8, что дает большую экономию бумаги и соответственно уменьшает объем печатных и брошюровочных работ; кроме того, увеличение емкости сравнительно небольшой полосы набора дает возможность выпускать в этих форматах более крупные по объему литературные произведения. В силу всего сказанного оба формата очень хороши для книг, рассчитанных на беглое чтение, в особенности для художественной, массово-политической, отчасти научно-популярной литературы. Они подходят и для портативных производственно-инструктивных и справочных изданий.

Форматы 70x90/32 и 75x90/32 близки по размеру. Они равны по ширине, да и по высоте разница между ними составляет всего 12 мм. Однако это незначительное увеличение дает формату 75x90/32 несомненные преимущества. Емкость полосы набора, а следовательно, и емкость печатного листа увеличивается, улучшаются экономические показатели (при одном и том же объеме литературного произведения уменьшается объем в печатных листах, а следовательно, и количество печатных и брошюровочных работ), появляется возможность выпускать в данном формате более крупные произведения, не опасаясь сделать книгу слишком объемистой.

К форматам меньше средних относится и 70x108/32. Это — широкий формат. По сравнению с двумя предыдущими он не так портативен; если при чтении держать книгу в руках, то широкие страницы прогибаются и часть текста плохо видна, строки длиннее и поэтому хуже читаются. Все же этот формат может подойти для стихотворных произведений с длинной строкой, для популярных изданий по искусству с широкими иллюстрациями и тому подобных.

Малые форматы — 60x90/32 и 60x84/32 — предназначены в основном для различного рода карманных справочных изданий — уставов, памяток, словарей, транспортных справочников, путеводителей и т. п.,— а также для отдельных произведений художественной литературы в особом (или улучшенном) оформлении. При улучшенном оформлении карманные форматы, очень удобные для читателя, могут быть использованы и шире. Так, издательство «Современник» в 1980 г. выпустило в формате 70x108/64 Собрание сочинений Л. Н. Толстого в двенадцати томах на тонкой словарной бумаге, которое получило высокую оценку на конкурсе искусства книги.

Но для массовых изданий в обычном оформлении пользоваться такими форматами надо с большой осторожностью. Издание малого формата очень легко может быть испорчено не достаточно хорошим полиграфическим исполнением: при пониженном качестве печати удобочитаемость мелкого шрифта (при малых форматах часто пользуются шрифтами кг. 8 и мельче) резко снижается, а при недостаточно аккуратной фальцовке издание не только приобретает неряшливый вид, книгой становится неудобно пользоваться.

Форматы больше средних, как видно из таблицы, весьма различны по пропорциям.

Широкие форматы — 70x90/16 и 75x90/16 — нужны, главным образом, для изданий с крупными или многочисленными иллюстрациями (например, для изданий по искусству, для научных и учебных изданий, где иллюстрации вынесены в отдельную колонку), с крупным шрифтом (главным образом, для детских книг).

При обилии громоздких таблиц, формул и крупных иллюстраций, в особенности если к тому же объем книги очень велик, более целесообразен слегка расширенный формат 70x100/16 или удлиненный формат 70x108/16, так как на более длинной книжной полосе легче разместить сложный материал.

Книги больших форматов громоздки, но и такие форматы необходимы. Во-первых, они нужны для изданий особенно большого объема, предназначенных для выборочного чтения: энциклопедий, капитальных словарей, объемистых телефонных справочников и т. п. Текст в таких изданиях набирается в две и даже три колонки. Во-вторых, они нужны для изданий с крупными иллюстрациями, например для книг по изобразительному искусству, по начертательной геометрии и черчению, для детей дошкольного возраста, промышленных и торговых каталогов, для некоторых произведений художественной литературы в особом, улучшенном оформлении. Для такого рода изданий подходят, главным образом, широкие форматы — они позволяют хорошо расположить и текст (в две или три колонки), и иллюстрации самых различных размеров. Но и удлиненные форматы—60x84/8 и 84x108/8— могут найти применение для подобных изданий.

В большом формате 84x108/16 издаются и произведения художественной литературы, выпускаемые в журнальном оформлении (типа «Роман-газеты»). Такой формат неудобен для читателя, вследствие частого сгибания книги быстро изнашиваются. На протяжении какого-то времени такой формат придется сохранить, так как он облегчает и удешевляет полиграфическое исполнение подобных изданий (резко уменьшается объем брошюровочных работ). Но при дальнейшем совершенствовании отечественной полиграфической промышленности станет возможным перевод этих изданий на более удобный для читателя формат.

Мы упоминали, что для изданий в улучшенном оформлении ГОСТ допускает еще ряд форматов. По своим пропорциям почти все они либо близки к квадратным, либо являются сильно удлиненными. В этом отношении они сильно отличаются от основных форматов.

Близкие к квадрату форматы подходят, главным образом, для изданий по изобразительному искусству и некоторых других книг, где иллюстрации имеют особенно большое значение. Дело в том, что в таких изданиях воспроизводятся оригиналы с самым различным соотношением сторон. На страницах с обычными пропорциями (от 1:1,6 до 1:1,3) репродукции вытянутых по ширине оригиналов приходится помещать «лежа» и при рассматривании иллюстраций приходится поворачивать книгу то в одну, то в другую сторону. Если же формат книги квадратен или близок к квадратному, то на ее страницах можно одинаково хорошо (или почти одинаково хорошо) — и притом горизонтально— расположить иллюстрации с любым соотношением сторон.

Сильно удлиненные форматы резко отличаются от остальных, сразу привлекают к себе внимание. В таких форматах выпускают, главным образом, такие книги, которые хотят подчеркнуто выделить из общей массы изданий

Для детских иллюстрированных изданий, изданий художественной литературы и по искусству, для разговорников, темников и других справочных и нормативных изданий с табличным (или двухколонным) расположением текста ГОСТ допускает также использование стандартных форматов в так называемом альбомном варианте, при котором ширина издания больше его высоты, например, вместо 84x108/32 как бы 108x84/32. При альбомном варианте изменяется обычный порядок фальцовки отпечатанного листа.

Формат 60×90/16 наиболее широко применяется для учебной литературы, в которой присутствуют формулы и таблицы, а также иллюстрации, а общий объем материала достаточно велик. Иногда в таком формате издают художественную литературу — при большом объеме произведения, когда нецелесообразно делить его на несколько томов.

Формат 84×108/32. В таком формате обычно выходит художественная литература.

Книга формата 60×84/16 имеет такую же ширину, как в формате 60×90/16 и такую же высоту, как в формате 84×108/32. В этом формате отражены слабые стороны упомянутых двух предыдущих форматов: при данной ширине книги длина строки велика для изданий ориентированных на беглое чтение, а высота такой книжной полосы — не рассчитана на размещение сложных формул и таблиц. Однако для отдельных изданий такой формат может оказаться подходящим, хотя и используется на порядок реже остальных из основной группы книжных форматов.

Форматы 70×90/32 и 75×90/32 — уменьшенные (карманного типа) — часто применяются для книг, рассчитанных на беглое чтение: художественная, научно-популярная литература, справочно-производственные издания. Формат 75×90/32 имеет одно преимущество над форматом 70×90/32 — высота его полосы больше на 12 мм. За счет этого площадь печатного листа увеличивается, что улучшает экономические показатели издания.

Один из интересных форматов — 70×108/32. Это широкий формат и не такой портативный, как два предыдущих. Этот формат хорошо подходит и применяется для стихотворных произведений, а также для изданий по искусству с широкими иллюстрациями.

Форматы 60×90/32 и 60×84/32 часто используются и применяются для карманных справочных изданий. Это различные словари, разговорники, транспортные справочники, путеводители, различные памятки. Также широко применяется для художественной литературы в бумажной обложке. Однако надо с осторожностью пользоваться такими форматами, т.к. такое издание может быть легко испорченно неаккуратным полиграфическим исполнением: при пониженном качестве печати мелкий шрифт может плохо читаться. Впрочем, качественная печать всегда имеет значение при издании книги любого формата.

Широкий увеличенный формат 70×90/16 часто используется и применяется для изданий с большим количеством крупных иллюстраций и для изданий с крупных шрифтом (преимущественно детские книги).

При наличии больших формул, крупных таблиц и иллюстраций рекомендуется использовать расширенный формат 70×100/16 или удлиненный формат 70×108/16.

Среди энциклопедических форматов широко применяется 60×84/8. Это объемные словари, телефонные справочники, различного рода энциклопедии. Текст в таких изданиях может быть набран в две-три колонки. Такой формат удобен и для книг по искусству, включающие в себя много крупных иллюстраций, книг по начертательной геометрии и для различных изданий для детей дошкольного возраста.

Формат 84×108/16 широко применим для художественной литературы, выпускаемой в журнальном оформлении (пример такого издания — «Роман-газета», выпускаемая в советское время). Такой формат не является наилучшим относительно удобочитаемости форматом, однако является наиболее экономичным вследствие уменьшения объема брошюровочных работ.

Если Вы хотите, чтобы ваше издание выделялось среди общей массы изданий, то лучший для этого способ — это выбрать нестандартный формат: квадратный или, напротив, удлиненный. В первую очередь выбор формата всегда зависит от наполняемого материала.

В тех изданиях, где это предпочтительнее (в большинстве своем иллюстрированные издания), ГОСТ допускает использование стандартных форматов в так называемом альбомном варианте, при котором ширина издания больше его высоты.

Освещен широкий круг эстетических проблем книжного дизайна, относящихся к понятию пропорция. Автор рассматриваются пропорции в аспекте их исторического развития и становления, образного строя издания, зрительного восприятия, как инструмент построения формы. Показаны технические приемы гармонизации, их эффективность и практическая ценность. Теоретические положения подкреплены обширным иллюстративным материалом.
Является учебным пособием для студентов художественных и полиграфических вузов, факультетов дизайна.
1. Пропорциональность является одной из важных, наиболее объективных и зримых проявлений книжной гармонии. Однако достижение гармонии возможно при творческом использовании пропорциональности совместно со всеми другими художественными средствами книжной композиции.

2. Пропорциональность в книге — это закономерное соотношение, которое должно существовать между целым и его частями, основанное на выполнении определенных требований и законов. Главным из них является принцип подобия — соизмеримости частного и целого. Этот основной принцип реализуется на всех уровнях согласования пропорций — при определении пропорций форматов изданий и достижении единства композиции.

3. Квадрат, треугольник, круг, пятиугольник — братья; у них одна мать — пропорция. Эти основные геометрические правильные фигуры являются исходными для построения ряда пропорций книжных форматов.

4. Эстетическими качествами обладают только те книжные форматы, которые имеют упорядоченную размерно-пространственную структуру. Ее получают на основе сочетаний модульных величин, образованных отношением целых чисел, или ряда соразмерных фигур, полученных с помощью геометрических построений. Все фигуры ряда соизмеримы с другими фигурами по принципу подобия и раскладываются (как подобия) в различных комбинациях и без остатка, образуя ряд взаимопроникающих подобий. Организация геометрической взаимосвязи, которой присущи различные виды подобий, соизмеримых друг с другом, единых по происхождению, и есть гармония форматов.

5. Элементы, составляющие композицию, обладают различными признаками, среди которых может быть выделен ведущий. Ведущий признак — это признак целого, которым должны обладать все элементы композиции в той или иной степени. В композиции книги ведущий признак — формат издания, и пропорции как бы естественно должны вырастать из его габаритов. Соразмерность формата, заложенная в основу пропорционального строя той или иной композиции, порождает пропорциональную связь всех ее элементов. Частные отношения между ними могут быть восприняты как специально установленные, тогда как на самом деле они являются лишь следствием других, более общих.

6. Каждому признаку соответствует своя метрика, т. е. своя числовая мера. Тогда соразмерность — это единая мера соизмерения признаков элементов или их групп между собой, а также между элементами, группами и целым. В более чем достаточной степени это требование выполняется при расчете полос набора, полей и числовом определении их пропорциональных соотношений, а также при организации макета издания на основе модульной сетки.

7. Модульная сетка — всего лишь геометрическое построение, определяющее соотношение частей композиции и целого. «Красивой» она может быть только в математическом смысле. Но именно она определяет соотношения форм книги, пропорциональную связь между целым и его частями. Однако только талант художника может оживить эту математическую схему, облекая ее в совершенные формы.

8. Пропорциональность не имеет самодовлеющего значения в книжной концепции целого, не покрывает всей сущности и полноты композиции, а составляет лишь одно из непременных ее условий и принимается во внимание на первой стадии оформления проекта.

9. Пропорциональность в каждом отдельном случае должна подчиняться основной логике композиции, приспосабливаться к ее намеченным формам, внося лишь математические поправки, нормативный момент, внешний порядок в проектируемую книгу.

10. Важное значение в пропорционировании книги имеет закон золотого сечения. Пропорциональная схема геометрической прогрессии, основанная на законе золотого сечения, дает широкую возможность для получения самых разнообразных делений целого на пропорциональные между собой части. Отношения золотого сечения дают хорошие пропорции форматов, регулируют объем книги. Но каждый художник, пытавшийся применить золотое сечение случайным и необдуманным образом, неоднократно убеждался в полной непригодности подобного метода работы. Необоснованное применение золотых отношений может привести лишь к нарушению общей пропорциональной структуры, гармонии и соразмерности.

11. Книга создается человеком и для человека. Поэтому каждая ее часть, каждый элемент должны точно соответствовать антропометрии человека, особенно его зрительной деятельности. Мы также хорошо знаем, что человеческая форма оставляет далеко позади формы всех прочих вещей, одушевленных и неодушевленных; ведь некоторые ученейшие мужи полагали, что она была создана по подобию всего мира, почему греки и называли человека микрокосмосом. Человеческое тело в различные эпохи было «природным образцом», подсказывавшим художнику решение некоторых общих вопросов художественной закономерности и органичности. Этот принцип сохраняет свою актуальность и для нас. В книге, как в каждом правильно и нормально построенном человеческом теле, должен быть соблюден точно установленный закон правильной соразмерности ее составных частей. Как в человеке одни части тела соответствуют другим, так и в книге одни элементы должны находиться в соответствии с другими. Закономерность построения, целесообразность — вот что в первую очередь характеризует художественysq организм книги. В книге, как в человеке, все должно быть гармонично.

28 Экономичный, нормальный и улучшенный форматы книжной полосы

Форматы основных книжных изданий
Форматы книг и всех других видов печатных изданий стандартизированы (ГОСТы 1342-78 и 5773-76).


1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   14


написать администратору сайта