Главная страница

Курсовая. «Метафоры в публикациях журнала 7 дней»_gost_gost. Метафора и ее виды 5 1 Изучение понятия метафора 5


Скачать 34.58 Kb.
НазваниеМетафора и ее виды 5 1 Изучение понятия метафора 5
АнкорКурсовая
Дата12.05.2023
Размер34.58 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файла«Метафоры в публикациях журнала 7 дней»_gost_gost.docx
ТипПрограмма
#1124465



Оглавление


Введение 3

Глава 1. Метафора и ее виды 5

1.1 Изучение понятия метафора 5

1.2 Виды метафоры 6

Глава 2. Характер метафор на страницах журнала «Семь дней ТВ-программа» 10

Заключение. 13

Используемая литература 15



Введение


Метафора используется как в публицистике, так и в литературном творчестве. Для поэтов употребление такого вида тропа является выражением своих чувств, но для журналиста пишущего тексты на различные темы это является украшением более четкого и образного изложения мысли. Данное изложение мысли уместно не во всех журналистских жанрах, в отличие от литературы. Но в той или иной степени может употребляться. Часто встречаются метафоры в портретных зарисовках, эссе, рассуждениях, фельетонах и памфлетах. В информационных жанрах, как репортаж, новость, сообщение данный вид тропа почти не встречается, но допустим.

В современных печатных изданиях зачастую можно встретить «плоско» написанные тексты, элементарно «содранные» с Интернета. Журналисты не используют в таких материалах свое метафорическое мышление, из-за чего текст получается банальным и неинтересным. При прочтении первых строк не возникает желания дальше читать такой материал. Только немногим удается с первых слов унести читателя в волшебный мир происходящего действия и не отпускать его до конца статьи. Из-за чего проблема использования данного виды тропа на сегодняшний день очень актуальна.

Актуальность исследования обусловлена тем, что средства массовой информации играют определённую роль в современном обществе. В настоящее время на территории Российской Федерации издается огромное количество журналов весьма разнообразных по своей тематике и содержанию. Особая специфика журналов в том, что они оказывают известное влияние на мнения людей, оставляют то или иное впечатление, что достигается за счет эмоциональности суждений, экспрессивности оценок, использования различных средств речевой выразительности, в частности, метафоры. Все это позволяет журналистам писать статьи живым, ярким, образным языком, вследствие чего публицистика приобретает все большую популярность.

Объектом нашего исследования стали материалы журнально-публицистического стиля: публикации на различные темы в журнале «Семь дней ТВ – программа». Для анализа взяты статьи за 2021 – 2022 года. Выбор издания «Семь дней ТВ – программа» обусловлен доступностью данного журнала для широкой аудитории и многоаспектностью тем, затрагиваемых в журнале.

Предмет исследования – метафоры в журнальных текстах на различные темы.

Цель данной работы – проанализировать особенности функционирования метафоры в текстах журнала «Семь дней ТВ – программа» на различные темы.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

  • определить особенности публицистического стиля, и журнально-публицистического подстиля;

  • рассмотреть основные актуальные классификации метафор;

  • отобрать необходимый материал для анализа;

  • классифицировать отобранные метафоры по различным категориям на основании теоретической основы исследования;

  • выявить структурные группы метафор, используемые в публицистических текста.



Глава 1. Метафора и ее виды

1.1 Изучение понятия метафора


Для полного изучения проблемы использования метафоры в публицистическом тексте необходимо, в первую очередь, рассмотреть само понятие «метафора». «Метафора - вид тропа, скрытое образное сравнение, уподобление одного предмета, явления другому, а также вообще образное сравнение в разных видах искусств». «В свою очередь троп- слово в измененном значении. Стилистическая окраска тропа заключается в том, что в отличие от привычного обозначения предмета или явления постоянно соответствующим ему, привычным словом, происходит перераспределение признаков, обычно запрятанные среди других, образующих понятие или представление. Тропы осуществляют в более краткой форме то, что в более сложной форме осуществляют эпитеты и сравнения». «Сам термин «метафора» принадлежит Аристотелю и связан с его пониманием искусства, как подражания жизни. Метафора Аристотеля в сущности почти неотличима от гиперболы – преувеличения, от синекдохи – иносказания и от простого сравнения или олицетворения и уподобления. Во всех случаях присутствует перенесение смысла с одного на другое».

Одно из определений метафоры. «Метафора — это греза, сон языка. Толкование снов нуждается в сотрудничестве сновидца и истолкователя, даже если они сошлись в одном лице. Точно так же истолкование метафор несет на себе отпечаток и творца, и интерпретатора. Метафоры означают только то, что означают входящие в них слова, взятые в своем буквальном значении». «Для большинства людей метафора — это поэтическое и риторическое выразительное средство, принадлежащее скорее к необычному языку, чем к сфере повседневного обыденного общения». «Метафора — вид тропа, употребление слова в переносном значении; словосочетание, характеризующее данное явление путем перенесения на него признаков, присущих другому явлению (в силу того или иного сходства сближаемых явлений), которое также образно его замещает. Своеобразие метафоры, как вида тропа в том, что она представляет собой сравнение, члены которого настолько слились, что первый член (то, что сравнивалось) вытеснен и полностью замещен вторым (то, с чем сравнивалось)».

Итак, в первом параграфе этой главы рассмотрено понятие метафоры и ее история.

1.2 Виды метафоры


«Метафора сегодня, - один из самых популярных лингвистических терминов. Множество теорий обрушилось на него, и при всех расхождениях их объединяет стремление видеть в метафоре один из основополагающих принципов мышления языка и речевой деятельности. Ни один троп не удостоился такого внимания. Деление на виды многих стилистических терминов- и метафоры в том числе- практически не ограничено в силу того, что каждый исследователь предлагает свой набор. Поэтому совокупность видов часто представляется неупорядоченной». «Метафора – одна из наиболее распространенных разновидностей тропов, так как сходство между предметами или явлениями может быть основано на самых различных чертах».

Основным для данной курсовой работы является разделение метафор на две группы. Подобно сравнению, метафора, может быть: простой и развернутой.

Возникновение данной классификации обусловлено тем, что метафоры в стилистическом отношении отличаются от слов и требуют особого подхода в изучении. «Многозначность слова, если она имеет место, обусловлена тем фактом, что в обычном контексте слово означает одно, а в метафорическом — другое. В метафоре два различных значения — буквальное и образное — одновременно. Можно представить буквальное значение как скрытое, как нечто, что мы ощущаем, что воздействует на нас, не проявляясь в контексте, открыто, тогда как образное значение несет основную нагрузку».

«Метафору называют сокращенным сравнением. В ней всегда соединяется одновременно два значения. Одно значение, которое определяется контекстом и другое значение, которое определяется привычным определением слова, т.е. значение, присущее данному слову вне контекста. В основе метафоры лежит сходство. В метафоре образ и предмет совмещены в одном слове таким образом, что слово обладает сразу двумя значениями: прямым и переносным. Прямое значение есть образ, переносное значение есть предмет. Между этими двумя значениями нужно найти сходство. Элемент сходства и есть тот признак, который писатель возбуждает в воображении читателя, когда употребляет метафору». Например:

  • Белый освежает лицо, черный скрывает ровно то, что хотелось скрыть, а их сочетание излучает удивительную надежность. (От редактора //Семь дней ТВ-программа 2022. № 45).

  • Практическая шотландка обрела второе дыхание в вечерних туалетах. (От редактора //Семь дней ТВ-программа 2022. № 49).

  • Этой весной мы будем буквально купаться в море всех цветов радуги. Марина Александрова. (От редактора //Семь дней ТВ-программа. 2022. № 10).

Классифицируя данный вид тропа на простую метафору и развернутую важно отметить, что простая метафора включает в себя простые сравнения. Она представлена всего тремя типами:

  • Именная метафора выражается именем существительным. Например: Остается добавить простые специи, творческую смелость и безупречный вкус, и ваше модное блюдо будет встречено с восторгом. (Татьяна Лютаева. Слойка с начинкой //Семь дней ТВ-программа. 2022. № 11).

  • Глагольная метафора выражается глагольными формами. Например: Романтика наступила на пятки футуризму, и мы отдали ей сегодня должное. Дарья Златопольская. (От редактора //Семь дней ТВ-программа. 2022. № 8).

  • Метафорический эпитет выражается определением в широком синтаксическом смысле. Например, как это делается в заголовке. (Горячая линия. // Семь дней ТВ-программа. 2022. № 1).

Напротив ей, «развёрнутая метафора-это метафора, последовательно осуществляемая на протяжении большого фрагмента сообщения или всего сообщения в целом». «Она распространяется на весь текст. Обычно это целые стихотворения. Сложной метафора может быть не только по количеству слов в ней, но по глубине смысла, которая зависит от далекости ассоциаций. Такая метафора называется ассоциативной. Она определяется по тому, что не разворачивается в сравнении». Попробуйте преобразовать в сравнения следующие метафоры:

  • В наступившем сезоне дизайнеры предлагают полакомиться плодами уже вызревшего сорта классики. Стиль. (Софья Каштанова. // Семь дней ТВ-программа. 2022. № 32).

  • Хвост по ветру. Елена Летучая// Семь дней ТВ-программа. 2022. № 37

Под ассоциативную метафору может быть замаскирована логическая дефектная метафора. Например:

  • Вопреки уверенности русского философа Николая Бердяева в том, что русские не знают радости формы, мы доказываем обратное: та самая форма, которую так часто презирают, не только важна, но и красива.

К логической дефектной метафоре примыкает так называемая ломаная метафора. Например:

  • Пробую аромат на запястье. Хорош! Но в сочетании с розовым картоном упаковки….Звучит странно. (Лейсан Утяшева//Семь дней ТВ-программа. 2022. № 45).

  • Эта ошибка состоит в логическом несоответствии двух метафор в одном узком контексте. Метафора может быть и стилистически дефектной, то-есть неуместной в данном контексте». Например:

Таким образом, в данной главе были рассмотрены виды метафоры из чего, можно сделать выводы:

1. Метафора является скрытым образным сравнением

2. Метафора бывает простой и развернутой

3. По структуре простая метафора может быть: именной, глагольной и метафорой эпитетом.

4. Развернутая метафора может быть ассоциативной. Она определяется по тому, что не разворачивается в сравнении.

5. Под ассоциативную метафору может быть замаскирована логическая дефектная метафора

6. Помимо логически дефектной метафоры может быть так называемая ломаная метафора.

7. В свою очередь, метафора может быть и стилистически дефектной



Глава 2. Характер метафор на страницах журнала «Семь дней ТВ-программа»


Для анализа взяты материалы журнала «Семь дней ТВ-программа» за 2021 - 2022 годы. Из них методом сплошной выборки было выбрано 42 примера использования метафор.

Как отмечалось выше (глава 1), существуют разные основания для классификации метафор: классификация по семантическим признакам, по функции, структурная классификация.

В своей работе при анализе материала мы опирались на структурную классификацию метафор Ю.И. Левина по частеречной принадлежности.

Наибольшую часть (22 примера, 70,9 % от всего количества отобранных метафор), составили глагольные метафоры.

Так, в статье используется глагол «царила» в переносном значении, что говорит о прекрасной обстановке на мероприятии. «Здесь царила благоприятная, дружественная атмосфера».(От редактора //Семь дней ТВ-программа. 2022. № 6).

«Как известно, за достижениями всегда стоит характер спортсмена, его стремления, увлечения, мечты ». (От редактора //Семь дней ТВ-программа. 2022. № 32.) Глагол «стоит» в данной фразе имеет переносное значение.

«Мозг будет просто «разрываться» от свежих идей» (От редактора //Семь дней ТВ-программа. 2022. №52. ) Глагол «разрываться» указывает на то, что будет приходить в голову множество мыслей. Также журналист заключает слово «разрываться» в кавычки, что помогает автору обратить внимание читателя на это слово, указать на то, что оно употреблено в условном значении.

Ярким примером экспрессивной метафоры можно назвать слово «выписывали». «А рядом, на катке любители и почти профессионалы фигурного катания выписывали на льду витиеватые узоры». (От редактора //Семь дней ТВ-программа. 2022. № 4.) Здесь журналист указывает на то, как виртуозно кружились на коньках любители зимних забав.

Приведём ещё ряд примеров использования глагольной метафоры в журнале «Семь дней»:

«Тем самым вызвали восторг у публики» (От редактора //Семь дней ТВ-программа. 2021. № 4.)

«Отпуск мой пролетел, как один день». » (От редактора //Семь дней ТВ-программа. 2021. № 4.)

Менее употребляемыми являются именные метафоры (7 метафор; 22,5%).«Уточним: на языке работников ЗАГСа имя гражданина в себя как имя-отчество, так и фамилию». (От редактора //Семь дней ТВ-программа. 2021. № 2). Сочетание «на языке» означает профессиональную лексику работников ЗАГСа.

«Жемчужина музейного собрания – коллекция автомобилей Виктора Степановича». (От редактора //Семь дней ТВ-программа. 2021. № 37). Слово «жемчужина» употреблено в переносном значении. Здесь оно означает «самый яркий экспонат музея».

Проанализировав собранный материал, мы выявили, что журналисты используют в своих статьях и фразеологические сочетания, что является одной из стилеобразующих черт журнально-публицистического стиля. Было найдено 2 таких употреблений (8 %):

«Хороводы, песни, стихи и танцы под весёлую музыку наблюдала в этот вечер зелёная красавица».( От редактора //Семь дней ТВ-программа. 2022. № 44). Российский читатель, встретив на страницах печатного издания выражение «зелёная красавица», сразу же представит себе Новый год, сверкающие огни, запах хвои и нарядную ёлку или сосну.

Люди старшего поколения могут ни сразу понять выражение «всемирная паутина», а вот любой школьник объяснит вам, что это всемирная сеть интернета. « Во Всемирной паутине студент переписывается не только с ребятами из России, но и с молодёжью из Китая, Бразилии, Коста – Рики».( От редактора //Семь дней ТВ-программа. 2021. № 4).

Таким образом, метафоры активно используются журналистами в материалах на различные темы. Метафоры делают язык журнально-публицистического текста более экспрессивным, создают у адресата яркие образы.

Для журнально - публицистического текста также характерно использование фразеологизмов.


Заключение.


Целью данной курсовой работы являлось изучение метафоры в журнале «Семь дней ТВ-программа». Для этого было рассмотрено понятие «метафора», а также ее виды и использование их в различных публицистических жанрах. Так в первой (теоретической) главе исследования, изучив термин «метафора» и ее виды были сделаны следующие выводы:

1. Метафора является скрытым образным сравнением

2. Метафора бывает простой и развернутой

3. По структуре простая метафора может быть: именной, глагольной и метафорой эпитетом.

4. Развернутая метафора может быть ассоциативной. Она определяется по тому, что не разворачивается в сравнении.

5. Под ассоциативную метафору может быть замаскирована логическая дефектная метафора

6. Помимо логически дефектной метафоры может быть так называемая ломаная метафора.

7. В свою очередь, метафора может быть и стилистически дефектной

Вторая глава данной курсовой работы является практической. В ней, на примере статей из журнала «Семь дней ТВ-программа», были рассмотрены примеры употребления метафор в информационном, диалогическом и эпистолярном жанрах, установив, что:

1. Метафора часто встречается в диалогических и эпистолярных жанрах.

2. В информационных жанрах данный вид тропа почти не используется, но допустим.

3. Виды простой и развернутой метафоры используются в публицистических жанрах.

4. Простая именная, глагольная и метафора-эпитет часто употребляются в публицистических текстах.

5. При помощи использования ассоциативной метафоры журналист более образно и интересно передает информацию.

6. Логически дефектная метафора, ломаная и стилистически дефектная метафоры придают в публицистических определенную экспрессию.

Таким образом, рассмотрев метафору и ее виды в контексте журнала «Семь дней ТВ-программа» цель – изучение понятия метафоры и определение особенности ее употребления в публицистических жанрах достигнута.



Используемая литература


  1. Аграновский В.А. Ради единого слова. М.,1978.

  2. Беззубов А.Н. Стилистические приемы газетной речи. СПб., 2000.

  3. Бессарабова. Н.Д. Метафора в газете // Вестн. Моск. Унта.Сер.11.Журналистика.1975.№1. С. 53.

  4. Гуревич С.М. Номер газеты. М., 2002.

  5. Гуревич С.М. Газета: вчера, сегодня, завтра.

  6. Д.Дэвидсон. Что означают метафоры // Теория метафоры. М., 1990.

  7. Дж.Лакофф и М.Джонсон.Мир понятий, окружающий нас // Теория метафоры. М., 1990.

  8. Клюев Е.В. Риторика (Инвенция. Диспозиция. Элокуция): Учебное пособие для вузов. М., 2001.

  9. М.Горький. Собр.соч в 30-ти томах.Т.25. М., 1953.

  10. Никитина С.Е., Васильева Н.В. Экспериментальный системный толковый словарь стилистических терминов. М.,1996.

  11. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – 4-е изд., М., 1999. С 23.

  12. Петровский М.А. Метафора. Словарь литературных терминов. Т. 1.- 1925

  13. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка.- 4-е., изд. М., 1977.

  14. Томашевский Б.В. Стилистика. Л., 1983.

  15. Тертычный А. А. Жанры периодической печати


написать администратору сайта