Главная страница
Навигация по странице:

  • «Оренбургский государственный педагогический университет» Институт дошкольного и начального образования

  • КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине: « Теория и методика обучения изобразительному искусству » на тему

  • П

  • Глава 1. Теоретические основы обучения младших школьников выполнению академического рисунка ………………………………......

  • Глава 2. Методические аспекты обучения младших школьников выполнению академического рисунка во внеурочной деятельности…………………………………………………………………

  • Заключение………………………………………………………………… 32 Список литературы…………………………………………………………

  • Приложения…………………………………………………………………

  • Глава 1. Теоретические основы обучения младших школьников выполнению академического рисунка 1.1 Виды академического рисунка.

  • 1.2 Психолого-возрастные особенности обучения младших школьников выполнению академического рисунка

  • Настя. Методы и приемы обучения учащихся детской школы искусств школьников основам академического рисунка


    Скачать 2.23 Mb.
    НазваниеМетоды и приемы обучения учащихся детской школы искусств школьников основам академического рисунка
    Дата17.06.2022
    Размер2.23 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаНастя.docx
    ТипКурсовая
    #600791
    страница1 из 3
      1   2   3

    Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
    федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
    высшего образования


    «Оренбургский государственный педагогический университет»
    Институт дошкольного и начального образования

    Кафедра художественно-эстетического воспитания.

    КУРСОВАЯ РАБОТА

    по дисциплине: «Теория и методика обучения

    изобразительному искусству»
    на тему:

    МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ ШКОЛЬНИКОВ ОСНОВАМ АКАДЕМИЧЕСКОГО РИСУНКА
    Направление подготовки: 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)»

    Профили: Изобразительное искусство и Технология

    Форма обучения: заочная


    Выполнила студентка

    3 курса ЗБ-ИЗОТ-31 группы

    Гаврилова Анастасия Михайловна
    Научный руководитель:

    к.п.н., доцент кафедры ХЭВ

    Бреусова Татьяна Александровна

    _________________________

    оценка подпись

    «___» ____________ 2022 г

    Оренбург, 2022П

    Оглавление


    Введение………………………………………………………………………

    3

    Глава 1. Теоретические основы обучения младших школьников выполнению академического рисунка ………………………………......


    6

    1.1 Виды академического рисунка …………....................................………

    6

    1.2 Психолого-возрастные особенности обучения младших школьников выполнению академического рисунка ………………………………….......


    15

    Глава 2. Методические аспекты обучения младших школьников выполнению академического рисунка во внеурочной деятельности…………………………………………………………………



    20

    2.1 Анализ педагогического опыта…………………………………………

    20

    2.2 Методические рекомендации по организации обучения младших школьников выполнению академического рисунка на занятиях кружка


    29

    Заключение…………………………………………………………………

    32

    Список литературы…………………………………………………………

    34

    Приложения…………………………………………………………………

    36















    Введение
    Художественное образование — это процесс овладения и присвоения человеком художественной культуры своего народа и человечества, один из важнейших способов развития и формирования целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности интеллектуального и эмоционального богатства.

    Концепция художественного образования в Российской Федерации (далее - Концепция) опирается на основополагающий государственный документ - "Национальную доктрину образования в Российской Федерации", подтверждается актуальность художественного и технологического образования молодого поколения на основе лучших образцов народной культуры.

    Практически все художники различных эпох выдающиеся и малоизвестные выполняли наброски. К примеру, Серов В. А., Репин И. Е., Дейнека А. А. и многие другие всегда при себе имели альбомы для набросков. Терентьев А.Е. считал, что «успешное осуществление педагогического рисования в значительной степени зависит от умения профессионально выполнять наброски» и советовал завести «карманный альбомчик» для набросков.

    Ежедневное выполнение набросков — это также поддержание в форме профессиональных умений и навыков.

    В системе обучения учащихся детской школы искусств одной из основных является дисциплина «Академический рисунок». Основы теории и практики преподавания рисунка были заложены педагогами Академией художеств. К середине XIX века русская академическая школа рисунка достигла наибольшей высоты. Особое внимание уделялось методике преподавания, совершенствованию техники рисования и технологии рисовальных материалов.

    Обращение к академическому рисунку актуально для художественной практики и общественной жизни в связи с воспитательным потенциалом изобразительного искусства, что и определило актуальность темы исследования. Освоение культурного пространства через приобщение к народным традициям — это социально оправданный путь творческого развития личности ребенка.

    Проблема исследования: Концептуальные идеи духовно-нравственного воспитания учащихся в процессе усвоения народных традиций в новых социальных условиях остаются малоизученными, а традиции народной педагогики в практике воспитания младших школьников в рамках внеурочной деятельности используются недостаточно.

    Цель исследования: разработать методические рекомендации по обучения младших школьников выполнению народной тряпичной куклы в рамках внеурочной деятельности.

    Объектом исследования является внеурочная деятельность в начальной общеобразовательной школе.

    Предмет исследования: методика обучения младших школьников выполнению народной тряпичной куклы во внеурочной деятельности.

    Задачи исследования:

    1. Проанализировать научно-педагогическую, искусствоведческую и методическую литературу по проблеме исследования;

    2. Выявить психолого-возрастные особенности обучения младших школьников выполнению народной тряпичной куклы;

    3. На основе изучения педагогического опыта разработать методические рекомендации по организации обучения младших школьников выполнению народной тряпичной куклы на занятиях кружка.

    Методы исследования: анализ научно-педагогической, искусствоведческой и методической литературы, синтез, систематизация, обобщение.

    Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, списка литературы (20 источников), приложения. Общее количество страниц 31.

    В первой главе рассматривается классификация народной тряпичной куклы в соответствии с назначением, конструктивными особенностями и материалами. А также, уделено особое внимание возрастным особенностям обучения младших школьников выполнению народной тряпичной куклы. Вторая глава посвящена анализу программ кружковой работы и разработке на основе проведенного исследования методических рекомендаций по организации обучения младших школьников выполнению народной тряпичной куклы на занятиях кружка, в чем и заключается практическая значимость нашего исследования.

    Глава 1. Теоретические основы обучения младших школьников выполнению академического рисунка
    1.1 Виды академического рисунка. Длительный рисунок, методическая последовательность его выполнения.

    Обучение рисованию с натуры складывается из двух видов работы: длительного рисунка и коротких зарисовок-набросков. Программы по рисунку предусматривают обязательное сочетание этих двух видов учебной работы. Чередование краткосрочных заданий с длительными предполагается на всех этапах обучения рисованию с натуры, будет ли это начальная школа или высшее учебное заведение. Такая форма обучения дает возможность лучше усвоить материал и закрепить полученные знания и навыки. В длительном рисунке серьезно и глубоко изучаются отдельные правила и законы рисунка, внимание сосредоточивается на отдельных этапах построения изображения. Наброски и короткие зарисовки приучают быстро, легко и свободно оперировать своими знаниями и навыками.

    Основа процесса обучения рисованию с натуры — длительное штудирование натуры, которое дает возможность глубоко усвоить как закономерности построения изображения на плоскости, так и закономерности строения натуры. Длительный рисунок позволяет ученику вдумчиво и настойчиво изучать каждый этап построения изображения, обоснованно применяя правила и законы построения.

    Например, рисуя с натуры обнаженную человеческую фигуру, студент должен ознакомиться с пропорциональным членением фигуры, принципами выявления большой формы, анатомическими особенностями строения человеческого тела. Постепенно усваиваются законы перспективы, распределения света на форме, анатомия и "многое другое. Формирование отдельных понятий и овладение практическими навыками — сложный процесс, имеющий свое начало, развитие и завершение. В этом процессе различаются: а) первоначальное знакомство с новым материалом и осмысливание его; б) усвоение знаний и навыков; в) закрепление знаний и навыков. Таким образом, студент, усваивая то или иное положение рисунка, проходит длинный и сложный путь — от первоначального знакомства с новым материалом, методом работы до окончательного овладения ими и применения на практике.

    На этом пути студент приобретает новые представления, знания и навыки, при этом от него требуется сознательное усвоение изучаемого материала. Каждый этап работы должен быть не только осознан рисующим, но и легко выполним на практике. Студенты соблюдают единые принципы и методы построения изображения. При этом не следует думать, что рисунки будут одинаковыми, как бы выполненными по шаблону. В них обязательно скажутся разная успеваемость, неодинаковые способности. Кроме того, учебные рисунки будут бесконечно разнообразны и по манере, и по приемам, и по темпераментам авторов.

    В целях облегчения трудностей, которые неизбежны при усвоении нового учебного материала, практикой выработаны методические правила, которые помогут начинающему рисовальщику.

    Они заключаются в следующем: 1. Каждый сложный комплекс работы над рисунком должен быть расчленен на этапы работы, которые усваиваются учащимися в определенной последовательности.

    Задача педагога — руководителя группы — так построить учебный процесс, чтобы соблюдалось постепенное нарастание трудностей, и каждая предыдущая ступень являлась опорой и основой для последующей. Все это позволяет легко справиться с учебным материалом и ясно представлять отдельные звенья процесса освоения рисунка.

    Заслугой и достоинством педагога является умелое и глубоко продуманное расчленение сложного комплекса работ на отдельные составные части. Еще древние греки говорили: «Тот хорошо учит, кто хорошо расчленяет».

    2.   Последовательность этапов  работы над рисунком должна  быть такой, чтобы ясно ощущалась  взаимосвязь между ними, чтобы  учащийся чувствовал, что это единый процесс.

    3.   Всякий комплекс работ над рисунком должен  содержать в себе анализ и  синтез.

    Анализ — это расчленение целого на части. Синтез, наоборот, — соединение частей в единое целое. В начале работы рисовальщик быстро намечает на листке бумаги общий вид натуры (синтез). Далее в обобщенной форме намечаются детали, происходит разбор деталей формы (анализ). В самом конце работы рисовальщик вновь возвращается к целому, подчиняя детали общей форме (синтез).

    В процессе усвоения нового учебного материала студенту необходимо пользоваться двумя методами познания — индукцией и дедукцией — в их единстве.

    Индукция —метод познания, когда мысль движется от частных рассуждений к общим. Наблюдаемые детали натуры подвергаются строгому анализу и из рассмотрения единичных фактов делаются общие выводы, формулируются правила.

    Дедукция — метод познания, когда мысль движется от общего к частному. Общие суждения, выводы и правила служат основой для частных суждений, для получения новых, более глубоких знаний.

    4. Работа над длительным рисунком должна строиться с учетом закономерности: от общего к частному и от частного снова к общему. Такой порядок построения изображения и анализа натуры — наилучший. Целостное восприятие образа служит не только исходным моментом для детального рассмотрения изучаемого объекта, но и постоянным фоном, на котором выделяется и изучается каждая часть в отдельности. Поэтому в академическом рисунке анализ натуры следует начинать с общей характеристики, постепенно переходя к деталям и возвращаясь к общей «большой» форме, иначе говоря: от общего через детальное осознание натуры к образному выражению.

    Все эти общепедагогические требования предъявляются к каждому учебному рисунку, будь то несложный по форме натюрморт или рисунок человеческой фигуры. Многолетняя практика художественной школы выработала определенную последовательность работы над длительным рисунком, которая обязательна для всех студентов независимо от степени их подготовки. Методика состоит в следующем: весь сложный комплекс работ над рисунком разбивается на отдельные этапы, что дает возможность, соблюдая строгую последовательность, ясно осознать каждый этап в отдельности, как, например, конструктивный анализ формы, последовательность выявления объема при помощи светотени, анатомический анализ и т. д.

    Процесс создания длительного рисунка, как уже говорилось, очень сложен, и рисовальщик, не имеющий достаточно навыка, встречается с целым рядом трудностей. Начиная рисовать с натуры, он обычно не знает, как приступить к рисунку, с чего начать, как «преодолеть» чистый лист бумаги и на двухмерной плоскости изобразить трехмерное объемное тело. Не умея рационально использовать свои возможности, не зная, на что следует прежде всего обратить внимание, студент начинает добросовестно срисовывать все, что видит глаз. Он точно копирует подробности внешней формы предмета, увлекается деталями, думая, что они дадут сходство с натурой. При этом не видит основной формы предмета, не соблюдает последовательности воспроизведения рисунка, берется за решение сложных задач, в результате чего его постигает неудача. Таким образом, нужна известная система в наблюдениях, в процессе создания рисунка.

    А. П. Остроумова-Лебедева, вспоминая годы учения, писала: «Как это было трудно — постичь человеческое тело! Как трудно! Иногда казалось, что вот-вот что-то понял, что-то выходит! Но нет! При малейшем движении натурщика, незаметном изменении позы или перемене упора на одну или другую ногу я терялась, гонялась за новой позой, изменяла рисунок, мазала, чиркала и все сбивалась. Я не знала главных принципов строения человека, с чего начать, чем руководствоваться».

    Методика обучения рисованию с натуры предусматривает три основных этапа работы: 1) композиционное размещение изображения на плоскости листа бумаги и определение общего характера формы; 2) пластическая моделировка формы светотенью и детальная характеристика натуры; 3) подведение итогов всей проделанной работы.

    Рассмотрим более подробно эти этапы работы над рисунком.

    Первый этап — композиционное размещение изображения, определение характера формы.

    Предварительно нужно осмотреть натуру и определить, как выгоднее (эффектнее) разместить изображение на плоскости, что является центральным в данной постановке. Вспомним слова Альберти, который еще в XV веке писал: «И пусть никто не думает, что хорошим живописцем может быть тот, кто не понимает всего того, что он пытается сделать. Напрасно натягивать лук, если ты не знаешь, куда направить свою стрелу». Таким образом, прежде чем приступить к рисунку, нужно ознакомиться с данной натурой, отметить ее характерные особенности, понять ее строение. Познание натуры рисующим должно быть объективным, правильным, возникающим не столько из субъективных впечатлений, сколько на основе серьезных научных знаний. Изучение натуры начинается с непосредственного наблюдения.

    Вначале студент зрительно знакомится с натурой, а затем его внимание начинает переключаться на характерные признаки и особенности строения модели, на ее пропорции, характер формы, движение и освещение.

    Такое предварительное ознакомление с натурой дает возможность детально проанализировать объект. Изображение намечается очень легко. Форма прорисовывается карандашом (без особого нажима) обобщенно и схематично. Выявляется характер большой формы, движения, т. е. общий вид натуры. Основная задача на этом этапе создания рисунка — научиться видеть предмет объемно и цельно. Если это целая группа предметов (натюрморт), надо уметь как бы вписать их в единую фигуру — обобщить. Длительный рисунок может начинаться с наброска, который заключает в себе основную композиционную идею рисунка.

    Если задание очень сложное (обнаженная фигура человека в ракурсе или двух фигурная постановка) и начинающему трудно сразу приступить к работе, целесообразно сделать предварительно несколько набросков данной фигуры с различных точек зрения, а затем уже приступать к компоновке.

    Итак, рисунок начинается с композиционного размещения изображения на листе бумаги. Затем устанавливаются основные пропорции и намечается общий вид натуры. Определяется пластическая характеристика главных масс. На этом этапе работы необходимо видеть основную форму предмета. Всякий предмет наряду с главными своими частями имеет бесконечное количество второстепенных деталей. Задача — научиться отделять главное от второстепенного. Чтобы детали не отвлекали внимание, можно прищурить глаза. Форма будет смотреться как силуэт, общее пятно, детали исчезнут.

    Второй этап — пластическая моделировка формы тоном и детальная проработка рисунка.

    Это самый основной и длительный этап работы. Здесь главное суметь правильно применить научные знания из области перспективы, анатомии, теории теней, конструктивного строения формы.

    Методическая последовательность построения изображения, следующая: вначале рисуется и уточняется большая форма, затем переходят к анализу малых форм.

    Проработка деталей требует определенной закономерности — каждую деталь надо рисовать в связи с другими.

    На этом этапе работы происходит и детальная характеристика натуры: выявляется фактура модели, ее материальность. Рисунок тщательно прорабатывается в тональных отношениях.

    Когда все детали прорисованы, и весь рисунок тщательно промоделирован тоном, начинается процесс обобщения.

    Третий этап — подведение итогов.

    Это последний и самый ответственный этап работы над рисунком. На этом этапе проверяется общее состояние рисунка, детали подчиняются целому, рисунок уточняется в тоне (подчинение света и тени, бликов, рефлексов и полутонов общему тону).

    Детализации подлежат главные места в изображении, на которых сосредотачивается внимание зрителя; обобщаются второстепенные детали, служащие только для усиления главных. Работа по обобщению формы для неискушенного рисовальщика представляет довольно большие трудности, ибо детали формы слишком сильно приковывают его внимание, заслоняя собой целостный образ натуры.

    При общей методической направленности ведения рисунка каждый преподаватель может варьировать количество этапов и акцентировать внимание на отдельных вопросах. Это обусловливается составом группы, а также другими причинами. Весь процесс построения изображения разбивается на такое количество этапов, которое необходимо для того, чтобы сосредоточить внимание на отдельных правилах и положениях учебного рисунка.

    Несколько слов необходимо сказать о методических таблицах, раскрывающих последовательность работы над рисунком. На практике довольно часто учителю приходится самому изготовлять такие таблицы — наглядные пособия.

    Будущий педагог в выполнении рисунка должен сосредоточивать внимание не на внешнем характере предмета, а на тех учебно-аналитических задачах, которые нужно решать на разных стадиях. Например, на таблице дано линейно-конструктивное изображение вазы — вначале намечается общий характер формы и пропорции, затем дается конструктивный анализ формы предмета. Ученик должен мысленно разложить сложную форму вазы на простейших (цилиндр, шар, усеченный конус и т. д.) и понять конструктивную взаимосвязь этих форм. Он должен определить, как образуется объемная форма предмета, и правильно изобразить ее в перспективе.

    При изготовлении методических таблиц, наглядно раскрывающих последовательность работы над рисунком, необходимо иметь в виду следующее:

    1. Каждая таблица должна наглядно демонстрировать, что нужно сделать на данном этапе, каков объем работы. Она не только графически выражает последовательность и степень выполнения рисунка, но прежде всего указывает на узловые учебные задачи.

    2. Каждый этап работы должен охватывать сравнительно небольшой объем учебного материала, чтобы ученик имел возможность хорошо усвоить его. Таблица должна быть предельно лаконична, но в то же время полностью раскрывать данный этап работы над рисунком.

    3. Последовательность этапов работы необходимо внимательно продумать. Во-первых, надо выделить наиболее важные моменты построения изображения, во-вторых, установить их очередность, чтобы у ученика вырабатывалась определенная система работы над рисунком. Каждая последующая таблица логически вытекает из предыдущей.

    4. Рисунки должны быть выполнены очень четко и ясно. Не следует бояться «сухости» рисунка, иногда целесообразно даже упростить форму, сделать ее более наглядной и ясной.

    5. Таблицы могут быть снабжены небольшим текстом, объясняющим, как надо ими пользоваться.

    6. В таблицах желательны заголовки, раскрывающие основную цель работы над рисунком на данном этапе.

    Задача методических таблиц — помочь начинающему рисовальщику

    (С подобной работой студенту придется иметь дело в период педпрактики.)

    - Во время рисования с натуры, например, человеческой головы ученику надо проделать очень сложную работу. Он должен сделать конструктивный анализ формы, проследить анатомическое строение головы, дать правильное перспективное изображение формы, на плоскости, выдержать рисунок в тоне. Чтобы 'учащиеся хорошо усвоили систему, методы построения изображения на плоскости, весь процесс работы разбивают на отдельные этапы, которые показаны на таблицах.

    Параллельно с длительным рисунком учащиеся овладевают набросками, которые развивают творческую инициативу, закрепляют знания и навыки. Работа над длительным рисунком с живой модели имеет целью познание законов строения натуры, анализ ее.

    1.2 Психолого-возрастные особенности обучения младших школьников выполнению академического рисунка
    В анализах по психолого педагогической литературы, специалисты этой области не дают однозначного разъяснения понятия "навыков". Анализ литературы и имеющихся определений понятия "навыков" сводится к тому, что это деятельность, сформированная путем повторения и доведения до автоматизма. Всё указывает на то, что это в первую очередь способность человека основанное на знании, опытности, навыке.

    В частности, в энциклопедии по педагогике (Большой современной) умения рассматриваются как освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков. Формируется умение путем многократных упражнений и дает возможность выполнения действия в изменившихся условиях. Обычно умения соотносятся с тем уровнем, который на начальном этапе выражается в форме усвоенного знания.

    Если посмотреть в словарь по педагогике Г.М. Коджаспировой, тот там отмечается, что умения формируются путем упражнений и создают возможность выполнения действий не только в привычных, но и в изменившихся условиях. Так же отмечается, что умения всегда реализуются под контролем сознания.

    По мере овладения навыки совершенствуются. Приобретённые человеком навыки могут стать показателем уровня его общего умственного развития и качеств ума. Уровень навыков считается высоким, если у ребёнка прослеживается возможность пользоваться разными навыками для достижения одной и той же цели в зависимости от условий действия. А при высокоразвитых навыках действие может выполняться в разных вариантах. У детей младшего школьного возраста формирование изобразительных навыков проходит на занятиях по изобразительной и внеурочной деятельности.

    Поскольку формирование навыков изобразительной деятельности заключаются в способности передавать форму предмета, его строение, цвет и многие другие качества. С этими умениями тесно связаны технические навыки. Для изображения любого предмета надо уметь свободно и легко проводить линии в любом направлении. Поэтому изобразительная задача сводится к умению - как передать форму предмета посредством этих линий.

    Основной задачей обучения навыков изобразительной деятельности детей Н.П. Сакулина и Т.С. Комарова определяли формирование навыков правильно передавать свои впечатления от окружающей действительности в процессе изображения предметов и явлений. Дошкольник не имеет достаточно развитых изобразительных умений и навыков и поэтому ему трудно передать все характерные признаки предмета [Комарова 1998: 63]

    С их точки зрения, важной задачей обучения является развитие навыков составлять узоры, учитывая ритм, симметрию, цвет.

    Решение этой задачи связано с особенностями эстетического развития дошкольника. Детям доступно выполнение простейших ритмических построений и использование ярких, контрастных сочетаний цветов и оттенков для создания выразительной композиции. Данная задача в полной мере осуществляется на занятиях декоративного рисования. Одной из важных задач обучения изобразительному искусству Т.С. Комарова определяет - овладение техническими приемами работы с различными материалами.

    Овладение техникой зависит от постепенного развития движений, способности направлять, регулировать их согласно задаче изображения. Изобразительные занятия способствуют развитию этих движений, давая упражнения рукам ребенка [Комарова 1998: 69].

    Под техникой в изобразительном искусстве понимается совокупность специальных навыков, способов и приемов, посредством которых исполняется произведение.

    Т.С. Комарова под изобразительными навыками выделяла совокупность следующих навыков.

    · использовать простой графитный карандаш (применяется для создания контура, при рисовании сложных предметов, например, животных, человека, транспорта);

    · делать переход от движения по одной дуге к движению по другой дуге); изменить направление движения (под углом, переход от движения по прямой к движению по дуге и наоборот;

    · подчинять движения соразмерению отрезков по длине (прямоугольник, квадрат);

    · подчинить движения соразмерению изображений или их частей по величине;

    · держать при различных приемах рисования карандаш и кисть по-разному;

    · получить разнообразные оттенки цвета.

    Деятельность детей младшего школьного возраста приобретает все более осознанный характер. У детей воспитывается умение сначала придумать, представить себе то, что он собирается изобразить, а потом начинать действовать. Оценка рисунков в конце урока приобретает развернутый и обоснованный характер. Ребята понимают, хорошо или плохо выполнена работа. С возрастом эти навыки отрабатываются и во 2 классе ребята выполняют работы более уверенно, чем в 1 классе.

    Повышение навыка оценки вызывает интерес к достижению более высокого качества работы. Потребность в усвоении умений. У детей развивается способность работать без отвлечений, вырабатывается хороший темп работы.

    У детей 2 класса движения рук делаются более ловкими, гибкими, свободными, чем в 1 классе. Этому способствует развитие мелкой и крупной моторики. В рисовании дети учатся проводить прямые линии в разных направлениях и разной ширины, рисовать дуги, окружности, овалы, волнистые линии, прикладывать кисть плашмя для получения мазка.

    Приобретенные навыки правильного и свободного пользования материалом в 1 класса способствуют развитию умения пользоваться ими во 2 классе не механически, а с учетом особенностей предмета изображения.

    Отсутствие у детей отчетливых представлений о предмете подчеркивала Сакулина Н.П. сделало бы невозможным его изображение. А следовательно, и не будут формироваться графические навыки и умения. Ребёнок сможет регулировать изображение в рисунке только если он имеет полное, отчетливое представление о предмете, которое образуется не при простом вглядывании, а при внимательном рассматривании и изучении предметов изображения.

    Процесс обследования и восприятия предмета перед его изображением контролируется и направляется педагогом так, чтобы дети, прежде всего, воспринимали те свойства предмета, которые особенно важны для последующего изображения. К таковым относят: форму, строение, величину, цвет. Такая работа педагога, связанная с организацией и направлением правильного восприятия детьми предмета, называется обследованием. 

    С позиции Г.Г. Григорьевой можно выделить ряд условий, содействующих формированию изобразительных умений [Григорьева 2005: 118].

    · создание благоприятной атмосферы, способствующей появлению новых идей и мнений, которая способна вдохновлять ребенка, вселять уверенность в себе, поощрять интересы, развивать творческое начало;

    · создание психологической безопасности, климата взаимного доверия;

    · восхищение каждой идеей детей;

    · подготовительная работа перед занятием, когда учитель развивает у ребенка восприятие, наблюдательность, воображение, представления, зрительную память имеет важное значение;

    ·на каждом этапе деятельности: при формировании замысла (выбор объекта, содержание будущей композиции), отборе материала (бумага, краски, пастель) реализации замысла (нахождение выразительных средств для наилучшего воплощения содержания рисунка), оценке продукта деятельности – одной из главных направлений работы педагога заключается в развитии самостоятельных действий детей.
    педагогический рисование урок

      1   2   3


    написать администратору сайта