ТИПОЛОГИЯ СТЕРЕОТИПОВ КАК КОМПОНЕНТ СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В ВУЗе. МеТодическая Типология сТереоТипов как компоНент содержаНия обУчеНия иНосТраННым языкам в вУзе
Скачать 464.31 Kb.
|
По интенсивности эмоционального заряда различают следую- щие виды стереотипов: интенсивные и медиальные/ средние (П.Н. До- 132 нец, цит. по: [8]). Изучение этой характеристики стереотипа важно для прогнозирования влияния стереотипов на межгрупповые отношения и на коммуникацию на межличностном уровне. Для работы над аффективной составляющей стереотипов необходимо использовать задания поисково- исследовательского характера, например проекты, предполагающие ана- лиз образа того или иного народа, конструируемый в различные периоды времени в прессе, художественной литературе, этнических анекдотах и т.д. После презентации результатов проектной работы уместно организо- вать дискуссию о причинах преимущественно негативной или позитив- ной окраски образов той или иной группы. С различными компонентами структуры стереотипа связана еще одна классификации стереотипов, автор которой Ю.С. Метёлкина [23]. По соотношению компонентов структуры исследователь подраз- деляет стереотипы на предрассудки, эвристики, нормыи традиции. В структуру стереотипа ею включаются рациональный (когнитивный), эмоциональный (аффективный) и моторный (поведенческий) компонен- ты. В зависимости от того, какой компонент структуры является доми- нирующим, и от вектора его влияния на остальные компоненты выделя- ются четыре структурные модели стереотипа, представленные на рис. 2. В качестве примеров, иллюстрирующих созданную классифика- цию, Ю.С. Метёлкина приводит следующие высказывания: «Пожилые люди недееспособны» – предрассудок, «воспитание детей – женское дело» – эвристика, «официальная регистрация семейных отношений» – традиция, «никто не ходит по улицам без одежды» – норма. Разработан- ные для данных видов стереотипов структурные модели прокомменти- рованы следующим образом. В предрассудке доминирующим является негативный эмоциональный компонент, именно от него зависит мотор- ный компонент. При этом содержание рационального компонента может вступать в противоречие с эмоциональным компонентом. В эвристике доминирует рациональный компонент, эмоциональный его дополняет, их сочетание определяет моторный компонент. Эвристика соответствует формуле: «Все так поступают, потому что это разумно и правильно» [23. С. 51]. В традиции ведущим является моторный компонент, он определя- ет остальные компоненты по принципу: «Все люди так делают, значит, это разумно и правильно» [23. С. 51]. В норме доминирует эмоциональ- ный компонент, им определяются другие два компонента. Здесь работает следующий алгоритм: «Это неправильно (некрасиво, нехорошо, неэтич- но), поэтому это неразумно, и никто так не поступает» [23. С. 52]. Как видим, в данной классификации объединены стереотипы мыш- ления и поведения. В качестве объектов стереотипизации выступают не только социальные группы, но и совершенно разнородные явления. На наш взгляд, включение данных видов стереотипов в методическую ти- Н.В. Сорокина 133 Методическая типология стереотипов пологию будет способствовать более глубокому осознанию их многооб- разия и вариативности их структуры. соответствует формуле: «Все так поступают, потому что это разумно и правильно» [23. с. 51]. В традиции ведущим является моторный компонент, он определяет остальные компоненты по принципу: «Все люди так делают, значит, это разумно и правильно» [23. с. 51]. В норме доминирует эмоциональный компонент, им определяются другие два компонента. Здесь работает следующий алгоритм: «Это неправильно (некрасиво, нехорошо, неэтично), поэтому это неразумно, и никто так не поступает» [23. с. 52]. Предрассудок Эвристика Рациональный Эмоциональный Рациональный Эмоциональный компонент компонент компонент компонент Моторный Моторный компонент компонент Традиция Норма Моторный Эмоциональный компонент компонент Эмоциональный Рациональный Рациональный Моторный компонент компонент компонент компонент Рис. 2. Структурные модели стереотипов Ю.С. Метелкиной [23] Как видим, в данной классификации объединены стереотипы мышления и поведения. В качестве объектов стереотипизации выступают не только социальные группы, но и совершенно разнородные явления. На наш взгляд, включение данных видов стереотипов в методическую типологию будет способствовать более глубокому осознанию их многообразия и вариативности их структуры. В ходе исследования стереотипов предпринимались попытки классификации и с позиции процесса их формирования. Так, например, по механизму формирования выделяют дедуктивные и индуктивные стереотипы [24]. Дедуктивные стереотипы усваиваются индивидом в процессе социализации в виде готового образа, затем «абстрактное обобщенное представление прилагается к каждому без исключения носителю некоторой культуры» [24. с. 162]. В отличие от дедуктивных индуктивные стереотипы возникают в процессе непосредственного контакта индивида с представителем иной культуры. Отдельный случай, какая-то конкретная ситуация могут спровоцировать формирование стереотипного представления обо всей социальной группе. «Индуктивные стереотипы возникают на основе очень ограниченного опыта, часто на основе общения с одним или несколькими представителями другой культуры. Этот вид стереотипов наиболее опасен, поскольку основывается на личном опыте и создает иллюзию знания другой культуры» [24. с. 162]. В образовательном контексте следует обращать особое внимание именно на индуктивные стереотипы. Мы согласны с Г.В. Елизаровой в том, что они могут нанести существенный вред формированию межкультурной компетенции изучающих язык. Условия изучения иностранных языков в России часто таковы, что в связи с удаленностью региона проживания от страны изучаемого языка учащиеся и студенты имеют весьма ограниченный опыт общения с носителями этого языка. Хорошо, если в учебно-воспитательном процессе участвуют хотя бы в течение коротких периодов иностранные преподаватели и удается организовать школьные или студенческие обмены. Именно такие ситуации краткосрочной межкультурной коммуникации потенциально опасны возникновением индуктивных стереотипов. С процессом возникновения связана еще одна классификация стереотипов – по условиям формирования. Различают интенциональные и спонтанные стереотипы [8]. Интенциональный стереотип конструируется целенаправленно при создании определенного имиджа в политической или коммерческой рекламе или образа врага в ситуации межгрупповой напряженности или конфликта. Спонтанные стереотипы возникают без влияния каких-либо социальных интересов. В этой связи в рамках иноязычного образования необходимо формировать представления о роли языка в возникновении и функционировании стереотипов в обществе и развивать чувствительность к проявлениям стереотипов в различных видах текстов (рекламных, художественных, публицистических и т.п.). Аналитическая текстовая работа должна быть направлена на выявление интенциональных стереотипов и формирование критического отношения к ним. Также необходимо включать задания на продуцирование собственных текстов, формирующих определенный образ той или иной группы, например, позитивный образ России в туристическом путеводителе. Особенности функционирования стереотипов в обществе также могут служить основой для их классификации. Н.С. Речкин [25] предлагает, например, классификацию стереотипов по объему влияния на Рис. 2. Структурные модели стереотипов Ю.С. Метёлкиной [23] В ходе исследования стереотипов предпринимались попытки клас- сификации и с позиции процесса их формирования. Так, например, по механизму формирования выделяют дедуктивные и индуктивные сте- реотипы [24]. Дедуктивные стереотипы усваиваются индивидом в про- цессе социализации в виде готового образа, затем «абстрактное обоб- щенное представление прилагается к каждому без исключения носителю некоторой культуры» [24. С. 162]. В отличие от дедуктивных индуктив- ные стереотипы возникают в процессе непосредственного контакта ин- дивида с представителем иной культуры. Отдельный случай, какая-то конкретная ситуация могут спровоцировать формирование стереотипно- го представления обо всей социальной группе. «Индуктивные стереоти- пы возникают на основе очень ограниченного опыта, часто на основе общения с одним или несколькими представителями другой культуры. Этот вид стереотипов наиболее опасен, поскольку основывается на лич- ном опыте и создает иллюзию знания другой культуры» [24. С. 162]. В образовательном контексте следует обращать особое внимание именно на индуктивные стереотипы. Мы согласны с Г.В. Елизаровой в том, что они могут нанести существенный вред формированию межкуль- турной компетенции изучающих язык. Условия изучения иностранных языков в России часто таковы, что в связи с удаленностью региона про- живания от страны изучаемого языка учащиеся и студенты имеют весьма ограниченный опыт общения с носителями этого языка. Хорошо, если в учебно-воспитательном процессе участвуют хотя бы в течение коротких периодов иностранные преподаватели и удается организовать школьные 134 или студенческие обмены. Именно такие ситуации краткосрочной меж- культурной коммуникации потенциально опасны возникновением ин- дуктивных стереотипов. С процессом возникновения связана еще одна классификация сте- реотипов – по условиям формирования. Различают интенциональные и спонтанные стереотипы [8]. Интенциональный стереотип конструирует- ся целенаправленно при создании определенного имиджа в политической или коммерческой рекламе или образа врага в ситуации межгрупповой напряженности или конфликта. Спонтанные стереотипы возникают без влияния каких-либо социальных интересов. В этой связи в рамках ино- язычного образования необходимо формировать представления о роли языка в возникновении и функционировании стереотипов в обществе и развивать чувствительность к проявлениям стереотипов в различных видах текстов (рекламных, художественных, публицистических и т.п.). Аналитическая текстовая работа должна быть направлена на выявление интенциональных стереотипов и формирование критического отношения к ним. Также необходимо включать задания на продуцирование собствен- ных текстов, формирующих определенный образ той или иной группы, например позитивный образ России в туристическом путеводителе. Особенности функционирования стереотипов в обществе также могут служить основой для их классификации. Н.С. Речкин [25] пред- лагает, например, классификацию стереотипов по объему влияния на общественное сознание и социальное бессознательное. Он выделяет два уровня влияния стереотипов – высокий и низкий. К высокому уровню относятся стереотипы картины мира, мировоззренческие стереоти- пы и стереотипы мышления. К низкому уровню – методологические, методические и технологические стереотипы, которые сопоставимы, на наш взгляд, со стереотипами поведения. Н.С. Речкин рассматривает стереотипы как динамичные образования, а развитие – как процесс разру- шения старых стереотипов и создания новых. Среди названных стереоти- пов каждый предшествующий вид влияет на последующий. Изменение стереотипов картины мира влечет за собой изменение стереотипов всех следующих уровней вплоть до технологических стереотипов. Изучение выделенных видов стереотипов в образовательном процессе должно сформировать четкое представление об иерархической структуре стере- отипов как социального явления. По степени изменяемости стереотипы делятся на закостенелые и гибкие [1. С. 46], устойчивые и подвижные [26. С. 13]. Существуют и иные обозначения этих видов стереотипов – глубинныеи поверхност- ные [22], о которых уже упоминалось выше. Функционирование стереотипов нашло свое отражение также и в классификации по степени их необходимости в обыденной жизни. Н.В. Сорокина 135 Методическая типология стереотипов У. Квастхофф [1. С. 46] считает, что существуют необходимые и деструк- тивные стереотипы. Данная классификация подчеркивает амбивалент- ность стереотипов и наличие не только негативного, но и позитивного влияния стереотипов на социальные процессы. В завершении описания типологии стереотипов следует упомянуть и разделение стереотипов по степени адекватности отражения действи- тельности на точные и неточные или истинные и ложные. Этот аспект наиболее важен с точки зрения эффективности коммуникации. Если стерео- тип в большей степени истинен, то он облегчает коммуниканту ориентиров- ку в ситуации межкультурного общения. Если же он ложен, то опора на него влечет за собой коммуникативные неудачи. Владение студентами некоторой суммой знаний и умений, связанных с определением степени истинности стереотипа, может оптимизировать процесс межкультурной коммуникации. Однако сами по себе знания о степени адекватности стереотипа реальной действительности, безусловно, не гарантируют того, что межкультурное общение будет успешным. Ведь мы говорим о ситуациях межличностного общения, а не об абстрактном соприкосновении с другой культурой. Меж- культурный коммуникант будет иметь дело не со среднестатистическим типичным представителем иной культуры, а с конкретным человеком. Наиболее распространенная коммуникативная ошибка как раз и заключа- ется в том, что обобщенное стереотипное представление автоматически переносится на партнера по коммуникации. Поэтому необходимо приве- сти студентов к осознанию того, что реальная ситуация общения может отличаться от принятых стандартов. Говоря о роли ситуации в трактовке содержания стереотипа, О.К. Степанова отмечает следующее: «Определе- ние истинности или ложности социального стереотипа должно строиться на анализе конкретной ситуации. Любой социальный стереотип является истинным в одном случае, в другом может оказаться совершенно ложным или в меньшей мере отвечающим объективной реальности и, следователь- но, неэффективным для решения задач ориентации личности в окружаю- щем мире» [27. С. 29]. Следовательно, необходимо развивать умения кри- тического анализа конкретной ситуации общения. В целом работа над проблемой истинности / ложности стереоти- пов должна строиться на основании следующих положений: Стереотипы основываются на реальности, отражают реальные особенности стереотипизируемой группы. Степень адекватности отра- жения может быть разной. Не существует абсолютно истинных стереотипов, поскольку, яв- ляясь обобщениями, они никогда не будут соответствовать каждому кон- кретному факту реальной действительности. Верификации может подлежать только когнитивный компонент структуры стереотипа. 136 Критериями истинности стереотипа следует считать следующие: совпадение авто- и гетеростереотипа, наличие глубоких и длительных контактов между народами, единство гетеростереотипов двух народов о третьем народе, униформность / согласованность, выполнение стерео- типизируемой группой приписываемой ей роли, отсутствие конфликтов между данными народами в настоящее время, глубинность стереотипа. Эти критерии следует применять комплексно. В процессе подготовки к межкультурной коммуникации необхо- димо развивать у студентов чувствительность к истинности / ложности стереотипов, умение с учетом этого аспекта анализировать конкретную ситуацию общения и формировать критическое отношение к собствен- ным стереотипным представлениям. Типология стереотипов Тип (критерий) классификации Виды стереотипов По субъекту стереотипизации Коллективные, индивидуальные По объекту стереотипизации Антропостереотипы (включая стереотипы персоналий и социальные стереотипы), событийные, предметные (в том числе вещественные, понятийные) По типу социальной группы как объекту стереотипизации (для социальных стереотипов) Гендерные, возрастные, профессиональные, расовые, этнические / национальные, конфессиональные / религиозные, региональные, классовые, политические стереотипы и т.д. По отношению «свой» / «чужой» Автостереотипы, гетеростереотипы По соотношению «реальный» / «предполагаемый» Прямые, переносные (метастереотипы) По степени типичности приписываемых характеристик Собственно стереотип (типичные характеристики) и контрстереотип (нетипичные характеристики) По содержанию аффективного компонента стереотипа Позитивные, негативные; утверждающие, отрицающие По интенсивности эмоционального заряда Интенсивные, медиальные (средние) По соотношению компонентов структуры Предрассудки, эвристики, нормы и традиции По механизму формирования Дедуктивные, индуктивные По условиям формирования Интенциональные, спонтанные По объему влияния на общественное сознание и социальное бессознательное Стереотипы картины мира, мировоззренческие стереотипы, стереотипы мышления, методологические, методические, технологические стереотипы По степени изменяемости Закостенелые, гибкие; устойчивые, подвижные; глубинные, поверхностные По степени необходимости в обыденной жизни Необходимые, деструктивные По степени адекватности отражения действительности Точные, неточные; истинные, ложные Н.В. Сорокина 137 Методическая типология стереотипов Рассмотрев все адекватные нашей методической задаче типы сте- реотипов, представим их обобщенно (см. таблицу). В таблице указаны тип классификации, определяемый критерием выделения тех или иных стереотипов, и сами виды стереотипов, соответствующие данному пара- метру. Четкое определение критериев типологизации и предпринятое в отдельных случаях уточнение названий видов стереотипов, а также их логическое соотнесение друг с другом позволили выстроить достаточно упорядоченную структуру, отражающую современные достижения нау- ки в исследовании многообразия стереотипов. Представленный в рамках данной структуры перечень стереотипов не является исчерпывающим, однако отражает наиболее важные с точки зрения подготовки к межкуль- турной коммуникации аспекты типологии стереотипов. Как наглядно представлено в таблице, количество критериев типо- логизации стереотипов и выделенных на их основании видов стереоти- пов достаточно велико. Они отражают многообразие углов зрения, под которыми рассматривается феномен стереотипа. Каждый выделенный тип задает отдельное направление работы над стереотипами в процессе обучения в вузе. Созданная типология раскрывает субъектно-объектное измерение существования стереотипов, вариативность их структуры, процессов формирования, функционирования в обществе, а также мно- гообразие свойств стереотипов. Для работы над каждым типом стереотипов должна быть состав- лена соответствующая система заданий. Помимо практических курсов по иностранным языкам, проблематика стереотипов может быть вклю- чена в курсы по теории межкультурной коммуникации или выделена в отдельный спецкурс «Стереотипы в межкультурной коммуникации». Для обучения студентов языковых специальностей представленная ти- пология может быть использована в полном объеме, для неязыковых специальностей – в сокращенном виде. Многоаспектность применяемой в процессе обучения типологии будет способствовать более глубокому пониманию природы стереотипа и большей эффективности межкультур- ной коммуникации в последующем. |