Методические рекомендации по формированию ценностного отношения к искусству на уроках в начальной школе 32 заключение 34
Скачать 81.27 Kb.
|
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ИСКУССТВУ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАПроблема формирования ценностных ориентаций в процессе формирования личности младшего школьникаЦенностные ориентации являются одной из основных черт личности человека, той уникальной формой осознания особенностей развития общества в целом, своей социальной среды, сущности собственного "Я", которое характеризует мировоззрение личности, её способность действовать, интеллектуальную и творческую активность. Для того, чтобы разобраться в многочисленных трактовках феномена «ценностные ориентации» необходимо рассмотреть более подробно сущность родового понятия «ценность». Философский словарь определяет ценность как философскую категорию, обозначающую социально обусловленные значения материальных и духовных явлений, определяющих смыслы бытия человека и общества в целом. Культурологический словарь определяет ценность как важнейшие компоненты человеческой культуры наряду с нормами и идеалами; это свойство определенного предмета или явления удовлетворять потребности, желания, интересы индивида, группы людей, общества в целом[9.с.147]. Педагогический словарь определяет ценность как избирательное отношение человека к материальным и духовным ценностям, система его установок, убеждений, предпочтений, выраженная в сознании и поведении[26.с.60]. Словарь С.И.Ожегова определяет ценность как цена, стоимость, важность. Так, ценность в философии это указание на личностную, социально-культурную значимость определённых объектов и явлений, тогда как в культурологическом словаре ценность определяется как идеал или норма. Педагогический словарь трактует «ценность» с точки зрения системы установок личности, убеждений и предпочтений, а словарь С.И. Ожегова определяет «ценность» очень узко, как стоимость, цену или важность. Происхождение понятия «ценность» в разных словарях, показывает, что в нём были соединены четыре значения: характеристика внешних свойств предметов, выступающих как объект ценностного отношения, психологические качества человека, являющегося субъектом этого отношения и важность какого – либо явления или предмета[19.с.24]. Многие мыслители прошлого, исследуя отношения между истинной, добром и красотой, нашли для них единый знаменатель - понятие «ценность». И это вполне понятно - ведь добро является нравственной ценностью, истина - познавательной, а красота - эстетической. Как точно подметил С.Ф. Анисимов «ценность есть нечто всепроникающее, определяющее смысл и всего мира в целом, и в каждой личности, и каждого события, и каждого поступка». Рассмотрев разные трактовки понятия «ценность» приходим к заключению о том, что единого представления о сущности рассматриваемых понятий нет [23.с.148]. Неразрывно с понятием «ценность» связана ценностная ориентация личности. Ценностная ориентация - важный элемент внутренней структуры личности, закрепленный жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и это именно то, что имеет отграничивающие значимое, существенное для данного человека, от незначимого несущественного. Как «сложный социально-психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, являющийся составной частью системы отношений личности, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам» рассматривает ценностные ориентации А.Н. Кирилова. По ее мнению, вершиной многоуровневой структуры ценностных ориентаций являются «ценности, связанные с идеалами и жизненными целями личности» . Е.В. Бондаревская связывает «ценностные основания и целевые установки личностно ориентированного воспитания с воспитанием гражданина России, человека культуры и нравственности, центрированного на национальные ценности» [14. с.524]. В нравственных ценностях отражаются представления человека о добре и зле, счастье и горе, справедливости и несправедливости, любви и ненависти, чести и бесчестии, трудолюбии и т.д., с помощью которых человек может оценить конкретные житейские ситуации, поступки людей, свое поведение. Они фиксируют определенное отношение людей к явлениям и процессам окружающей жизни, выражающее их одобрение или осуждение. Направленность личности на те или иные ценности, по мнению В.П.Тугаринова, составляет ее ценностные ориентации. Итак, еще одно понятие, связанное с направленностью личности – ценностные ориентации. Некоторые ученые определяют ценностные ориентации не как ориентации на ценности, а как отношение к ценностям. Ценностные ориентации формируются при усвоении социального опыта и обнаруживаются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и других проявлениях личности [27. с.26]. Формирование ценностных ориентаций является неотъемлемой частью развития личности человека. В переходные, кризисные периоды развития возникают новые ценностные ориентации, новые потребности и интересы, а на их основе перестраиваются и качества личности, характерные для предшествующего периода. Ценностные ориентации выступают в качестве личностнообразующей системы и связаны с развитием самосознания, осознания положения собственного «Я» в системе общественных отношений. Ценностные ориентации относятся к важнейшим компонентам структуры личности, по степени сформированности которых можно судить об уровне сформированности личности. Что же такое ценностные ориентации? Приведем два определения, которые, на наш взгляд, наиболее полно отражают содержание и функции ценностных ориентаций в жизни человека [ 29.с.214]. Ценностные ориентации – это прежде всего предпочтения или отвержения определенных смыслов как жизнеорганизующих начал и готовность вести себя в соответствии с ними. Ценностные ориентации, следовательно, задают общую направленность интересам и устремлениям личности; иерархию индивидуальных предпочтений и образцов; целевую и мотивационную программы; уровень притязаний и престижных предпочтений; представления о должном и механизмы селекции по критериям значимости; меру готовности и решимости (через волевые компоненты) через реализацию собственного проекта жизни [21.с.287]. В ценностных ориентациях как бы аккумулируется весь жизненный опыт, накопленный в индивидуальном развитии человека, определяющий его взаимоотношения с другими людьми, преобразования личности, в том числе и по отношению к самой себе, являющий существо образа жизни индивида. В этом определении, на наш взгляд, наиболее полно отражено содержание ценностных ориентаций человека, их динамичный характер, их функции и значение в жизни человека, в развитии его личности. Однако нам кажется интересным и полезным и иное определение: ценностные ориентации – интегральное (информативно-эмоционально-волевое) свойство и состояние готовности личности к тому, чтобы сознательно определить и оценить свое местоположение во времени и пространстве природной и социальной среды, избрать стиль поведения и направление деятельности, основываясь на личном опыте и в соответствии с конкретными условиями постоянно меняющейся ситуации [19.с.51 ]. В этом определении отмечается важнейшая роль ценностных ориентаций человека в качестве одного из регуляторов его поведения и деятельности. Педагогами ценностные ориентации определяются как ценностное отношение к объективным ценностям общества, выражающееся в их осознании и переживании как потребностей, которые мотивируют настоящее поведение и программируют будущее. Так, А.Г. Здравомыслов считает, что «ценностные ориентации есть относительно устойчивое, социально обусловленное, избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных благ и идеалов, которые рассматриваются как предметы, цели или средства для удовлетворения потребностей жизнедеятельности личности» [30.с.29]. Необходимо помнить, что понятие «ценностные ориентации», как и понятие «ценность», используется в различных гуманитарных науках, исследующих проблемы ценностей, каждая из которых пользуется его специфическим определением. При этом в педагогике ставится цель как уяснения особенностей понимания ценностных ориентаций в философии, психологии, социологии, так и разработки их общего определения, на которые мог бы опереться педагог-исследователь. Система ценностных ориентации обладает сложной структурой, компоненты которой прослеживаются в конкретных видах общественных отношений: ценностные ориентации, как и любую психологическую систему, можно представить как многомерное динамическое пространство, каждое измерение которого соответствует определенному виду общественных отношений и имеет у каждой личности различные веса [32. с. 458]. Ценностные ориентации могут быть и отрицательными, являться источником безнравственных поступков. По мнению В.В.Водзинской, «ценностная ориентация есть, с одной стороны, конкретные проявления отношения личности к фактам действительности, а с другой – система фиксированных установок, регулирующих поведение в каждый данный отрезок времени» [33. с.15]. В педагогической литературе проблеме ценностных ориентаций посвящены работы Т.К Ахаян, З.И. Васильевой, Я. Гудечек, М.Е. Дуранова, М.Г.Казакиной, А.В.Кирьяковой, Б.С.Круглова и др. В трудах вышеупомянутых ученых трактовка ценностных ориентаций близка их пониманию в психологии. Но при этом подчеркивается особая педагогическая целесообразность специальной оценочной деятельности в коллективе, когда обсуждается ход и выполнение тех или иных воспитательных мероприятий. Такой анализ-обсуждение является основой для ценностного общения, созидания новых ценностей и распространения общепризнанных [35. c. 102]. Для педагогов важно, что ценностные ориентации личности являются ее основным структурным компонентом, в котором сходятся ее различные психологические характеристики. А.В. Кирьякова подчеркивает, что «именно ценностные ориентации определяют особенности и характер отношений личности к окружающей действительности и в определенной мере детерминируют особенности ее поведения» [37.с.48]. Поэтому при изучении особенностей формирования личности, прежде необходимо учитывать моменты, оказывающие влияние на процесс формирования его ценностных ориентаций. В основе ценностных ориентаций личности лежит определенная система ценностей, в том числе духовно-нравственных, сформировавшаяся в ходе воспитания и образования. Следовательно, воспитание у человека качеств личности означает организацию процессов осознания и принятия человеком системы существующих в обществе ценностей. Ценностные ориентации – важнейшая характеристика личности человека, поскольку определяет его отношение к окружающему миру и поведение. Формирование ценностных ориентаций личности – длительный и сложный процесс. На него оказывают влияние социальная обстановка в мире, стране, регионе, средства массовой информации, ценности малых групп и т.д. При этом важная роль в формировании ценностных ориентаций личности принадлежит образованию. Таким образом, ценностные ориентации являются одной из основных черт личности человека, той уникальной формой осознания особенностей развития общества в целом. О том, насколько глубоко нежелательные изменения затрагивают современное общество, можно судить по детям. В течение последних лет мы оказались перед рядом проблем, связанных с жизненными приоритетами детей и молодежи. С уверенностью можно сказать, что нравственные ценности охватывают весь предметный мир, определяют его слагаемые с точки зрения того, приносят они пользу человеку, возвышая его гуманные начала, или же вред, препятствуя развитию в нем общественно- значимых качеств. Они являются одним из средств развития личности, методологической основой нравственного воспитания [39. с.27]. |