Главная страница

Методические рекомендации по формированию ценностного отношения к искусству на уроках в начальной школе 32 заключение 34


Скачать 81.27 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по формированию ценностного отношения к искусству на уроках в начальной школе 32 заключение 34
Дата24.09.2021
Размер81.27 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файла-1835558509.docx
ТипМетодические рекомендации
#236325
страница4 из 5
1   2   3   4   5

Глава 2. ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯК ИСКУСТВУ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

2.1. Формирование ценностного отношения к искусству у детей младшего школьного возраста в процессе художественно - творческой деятельности


Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира [43.c.48].

Культуросозидающая роль программы по изобразительному искусству в начальной школе состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов. В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения. 

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса. Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания. Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру [52.c. 52].

Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни, развитие творческих способностей [55. c. 18].

Влияние изобразительной деятельности на развитие творческих способностей детей невозможно переоценить. Средствами изобразительного искусства у младших школьников формируется эстетическое отношение к окружающей действительности, сопереживание при восприятии художественных образов, то есть, происходит становление нравственных ценностей. В процессе изобразительной деятельности происходит выработка художественного вкуса и творчества, развитие которых невозможно без обучения детей способам художественно-образного воплощения своих замыслов, передачи предметов и явлений. Это обучение направлено на создание детьми художественного образа и находится в тесной зависимости от развития способностей к изобразительной деятельности. Благодаря восприятию художественных образов в изобразительном искусстве ребенок имеет возможность полнее и ярче воспринять всю окружающую действительность, что в свою очередь, способствует созданию детьми эмоционально окрашенных образов в изобразительном творчестве, формируя правильные идеалы и ценности [56. c. 13].

В формировании ценностного отношения к искусству младших школьников рекомендуется использовать художественные произведения во всем многообразии видов и жанров:

1.Графика – вид изобразительного искусства, выразительными средствами которого являются штрих, линия, пятно, точка.

Художественно-выразительные достоинства графики заключаются в ее лаконизме, емкости образов, концентрации и строгом отборе графических средств. Некоторая недосказанность, условное обозначение предмета, как бы намек на него, составляют особую ценность графического изображения, они рассчитаны на активную работу воображения зрителя. Графике доступны разнообразные жанры :портрет, пейзаж, натюрморт, исторический жанр и др. и практически неограниченные возможности для изображения и образного истолкования мира. Использование только черного и белого наводит на философские размышления о смысле бытия и превратностях судьбы [45. c.201].

2. Скульптура – создание объемных изображений предметов и объектов окружающего мира из твердых материалов. Как и всякое другое искусство, скульптура отражает в художественных образах реальный мир, и отражает его по-своему, пользуясь особыми средствами и способами. В скульптуре художник выражает духовный мир человека и представления об окружающем, воплощает свои эстетические идеалы.

Особенностью скульптуры, своеобразием ее содержания является то, что она изображает преимущественно человека.

Именно в образе самого человека скульптор может раскрыть жизнь общества, характеры людей, их настроения и действия. Восприятие скульптуры формирует те ценные качества человека, которые достойны подражания: доброту, храбрость, ум, нравственную чистоту, творческий импульс.

3. Архитектура – создание объемных сооружений, направленных на удовлетворение человеческих потребностей. Архитектура не воспроизводит действительность непосредственно, она носит не изобразительный, а выразительный характер. памятники архитектуры это эстафета культуры, которую поколения передают друг другу. Воспринимая красоту собора, дворца или церкви школьник воспринимает и осознает ответственность за сохранение архитектуры родного края или села, которую имеет перед людьми каждый человек, и в этом проявляется чувство патриотизма, формируется любовь к труду. Каждое из сооружений имеет определенное назначение: для жизни или труда, отдыха или учебы, торговли или транспорта и так далее. Все они прочны, удобны и необходимы людям - это их обязательные свойства. Но есть у этих сооружений и зданий и другие важные свойства - красота и способность вызывать у зрителей определенные чувства и настроения. Именно эти качества и делают архитектуру искусством, и, как всякий вид искусства, архитектура тесно связана с жизнью общества, его взглядами и идеологией. Лучше по архитектуре здания и ансамбли запоминаются как символы стран и городов [29.c.19].

4. Декоративно - прикладное искусство – создание эстетически оформленных предметов утилитарного назначения.

Важную роль народного и декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании отмечали многие отечественные искусствоведы, исследователи детского изобразительного творчества. Они убедительно показывают, что ознакомление с произведениями народного творчества побуждает в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного. В.М. Василенко, В.С. Воронов, Е.А.Флерина и другие исследователи отмечают, что народное искусство имеет ярко выраженные характерные черты: традиционность, коммуникативность, коллективный характер творчества, высокое совершенствование языка, связь с окружающей жизнью.

5. Живопись – вид изобразительного искусства, выразительным средством которого является цвет, плоскостное изобразительное искусство, специфика которого заключается в представлении при помощи красок, нанесенных на поверхность изображение реального мира, преобразованных творческим воображением художника.

Живопись подразделяется на:

- монументальную - живопись по сырой штукатурке, мозаика.

- станковую - полотно которое создается на мольберте.

Живопись представлена разнообразными жанрами:

- Портрет - основная задача передать представление о внешнем облике человека, раскрыть внутренний мир человека, подчеркнуть его индивидуальность, психолого-эмоциональный образ.

- Пейзаж - воспроизводит окружающий мир во всем многообразии его форм. – Маринизм - изображение морского пейзажа определяется термином.

- Натюрморт - изображение предметов быта, орудий труда, цветов, фруктов. Помогает понять мировоззрение и уклад определенной эпохи.
- Исторический жанр - рассказывает об исторически важных моментах жизни общества.
- Бытовой жанр - отражает повседневную жизнь людей, нрав, обычаи, традиции того или иного этноса.

- Иконопись - основная цель направить человека на путь преображения.

-Анимализм - изображение животного, как главного героя художественного произведения [31.c.148].

Искусство живописи, отражая действительность в художественно-обобщённых формах, в типических художественных образах, является действенным способом знакомства школьников с миром в его разных проявлениях и формирования их осознанного отношения к окружающему.

И знания о мире, и отношение к миру даётся в конкретных индивидуально-неповторимых образах с общечеловеческими, классовыми, национальными и психологическими чертами, благодаря чему растет потенциал живописи как средства для организации нравственного воспитания и формирования ценностных ориентаций младших школьников. Изучение произведений живописи младшими школьниками важное средство формирования у них общей культуры, художественного вкуса, бережного отношения к памятникам культуры, патриотизма, любви к малой Родине. Умение работать с образом придает всему процессу усвоения знаний личностно значимый характер. Постоянная опора на образ делает усваиваемые знания эмоционально насыщенными, активизирует творческое воображение ребенка, если они апеллируют к его субъектному опыту, личным наблюдениям, переживаниям, стремлениям [4.c.28].

Особенность данного направления эстетического воспитания младших школьников состоит в том, что образный язык живописи наиболее близок детскому мышлению и эмоционально-чувственной сфере ребенка. В этой связи живопись как особый мир образно-художественных ценностей, которые питает национальная культура, является широким и многогранным инструментом эстетического и нравственного воспитания.

Приобщение младших школьников к различным жанрам живописи, таким как пейзаж, портрет, исторический создает необходимый синтез с другими средствами формирования у учащихся нравственных ценностей. Формирование ценностных ориентаций средствами живописи в школе учитывает особенности детского восприятия на разных этапах художественно-эстетического развития ребенка. Первый этап художественной деятельности детей в начальной школе протекает в основном на эмоционально-творческой основе, то после пятого класса по мере дальнейшего развития и социализации личности такая деятельность строится в большей мере на познавательно-аналитическом уровне, который включается у ребенка параллельно с творческим, эмоционально-образным восприятием окружающего мира и его ценностей [6.c.20].

С первого по четвертый класс дети приобщаются к живописи целостно и в тесной взаимосвязи с собственным эмоционально- чувственным опытом.

Потребность в красоте и доброте у ребенка отмечается с первых дней его жизни. Едва освоив элементарные движения, малыш тянет руки к красивой, яркой игрушке и замирает, услышав звуки музыки. Немного повзрослев, рас­сматривает иллюстрации в книжке и сам пытает­ся на бумаге карандашом создавать только ему понятную красоту. В младшем школьном возрасте он уже избирателен в выборе красивого, имеет на этот счет собственные суждения и сам, исходя из своих возможностей, «творит» красивое [1.c.29].

Искусство говорит образным языком, оно наглядно, что близко ребенку младшего школьного возраста. Ценно то, что оно пробуждает философское отношение к жизни.

«Живопись учит смотреть и видеть. Благодаря этому живопись сохраняет живым и нетронутым то чувство, которым отличаются дети», А. А. Блок.

Влияние искусства на становление личности человека, его развитие очень велико, без воспитания эстетически грамотных людей, воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям, умения понимать и ценить искусство, без пробуждения у детей творческих начал невозможно становление цельной, гармонически развитой и творчески активной личности.

Искусство пробуждает у детей младшего школьного возраста эмоционально-творческое начало. С помощью живописи младших школьников учат любить родной край, его природу, историю, подвиги людей. Кроме того, ознакомление детей с жанровой живописью позволяет закладывать первоначальную основу формирования у них ценностных ориен­тации, как, например, умения высказывать личностное отношение к понравившейся картине, к изображенным на ней людям, предметам, природе, давать сравнительную оценку явлению, отраженному на полотне или наблюдаемому детьми в реальной жизни.

Рассмотрим подробнее основные функции изобразительного искусства, в частности живописи в формировании таких ценностных ориентаций, как патриотизм и сопричастность с судьбой своего народа, своего города, уважение к истории Отчизны [24.c.181].

Познавательная функция искусства. Знакомя детей с жанровыми произ­ведениями, учитель раскрывает перед ними картину окружающего мира: быт, труд людей в различных сферах деятельности. При этом не ограничивается только перечислением изображенных на картине людей, предметов, а, проще всего, раскрывает значимость труда самого художника, своеобразие сто мастерства, рассказывает, что побудило художника написать эту картину [45.c.201].

При детальном рассматривании картины, анализе изображенного на ней детей учат устанавливать взаимосвязи в содержании произведения: не только отвечать, что видит ребенок на полотне, но и уметь объяснить, почему художник посвятил картину данной теме, какие средства выразительности использовал, чтобы раскрыть содержание задуманного. Учитель под­черкивает, что значимость изображенного явления, настроение произведения художник раскрывает посредством цвета, композиции, мимики, жестов.

Любое произведение искусства строится по определенным, логичным представлениям художника об окружающем мире, о смысловых связях между явлениями и предметами, об их назначении. Так детей подводят к осознанию замысла художника, к пониманию связи между содержанием произведения и выразительными средствами.

С помощью живописи развивают и мыслительную деятельность младших школьников: умение делать обобщение на основе анализа, сравнивать и объяснять, развивать внутреннюю речь [54.c.229].

Воспитательная функция искусства. Более полное познание детьми произведения изобразительного искусства позволяет учителю не только развивать у них интерес к живописи, но и формировать первоначальные основы мировоззрения, а также закладывает основы ценностных ориентаций.

Искусство способствует воспитанию различных чувств. Так, при ознакомлении с жанровой живописью у детей активизируется интерес к общественной жизни страны, к различным видам деятельности человека, отношениям его к труду, к ценностям, которые создает народ [59.c.04].

Приобщая детей к живописи как виду искусства, можно воспитывать нравственно-патриотические чувства младших школьников, особенно это актуально в предверии 70 годовщины Победы в Великой Отечественной войны 1941- 1945г.

Дети обогащают свой нравственный опыт, у них формируется нравственное осознание подвига их родителей, дедов и прадедов. Они учатся сравнивать собственный опыт с опытом людей, изображенных художником, и переносить воспринятые в жанровой живописи способы взаимоотношений между людьми в реальные жизненные ситуации [11.c.289].

В младшем школьном возрасте интенсивно развивается произвольное внимание, оно становится и более устойчивым, адекватным, целостным, осо­знанным. Это создает основу для развития последовательного, планомерного и логического восприятия содержания картины.

Существенно меняются образные память и воображение: увеличивается объем сохраняемых представлений, они становятся осмысленными, четкими, дифференцированными, связными и системными. Развитие словесно-смысловой логической памяти влияет на изменение процесса воображения.

В младшем школьном возрасте у детей формируется преднамеренное воображение, т. е. ребенок может строить и воплощать свой замысел. Своеобразие развития памяти и воображения способствует восприятию изобразительного искусства в форме обобщенных представлений [12.c.178].

На основе имеющегося у детей наглядно-действенного мышления формируются наглядно-образные его формы. Благодаря этому младшие школьники познают связи и отношения между предметами и явлениями, изображенными на картине, понимают язык живописи, т. е. художественный образ и выразительные средства, используемые живописцем.

Развитое образное мышление создает предпосылки для формирования логического мышления, определенных понятий. Младший школьник способен сравнивать, сопоставлять, обобщать, высказывать правильные логические суждения и делать относительно верные выводы. При установлении различных связей между предметами и явлениями ребенок легко выделяет функциональные связи, значительно труднее рас­крывает пространственные и временные отношения. Однако при целенаправленной педагогической работе он с успехом преодолевает эти трудности [20.c.23].

Изменения происходят и в задачах по развитию патриотических чувств, эмоционального отношения к картине художника. У младших школьников формируется эмоционально положительное отношение к содержанию произведения. Решение этой задачи связано не просто с восхищением увиденным, определением предмета или явления словом «красивый», как это делалось в дошкольном учреждении. Формирование эмоционально положительного отношения к содержанию картины основано на анализе логических связей произведения, на умении объяснить, что ребенок увидел. Так, постепенно, у детей развивается эстетическое восприятие искусства на основе его осмысления, что порождает эстетические чувства и эмоционально положительное отношение к воспринимаемому.

Младшие школьники проявляют устойчивый интерес к произведениям искусства, у них формируется умение чувствовать и понимать характер изображенных явлений и предметов на основе установления взаимосвязи между содержанием и средствами выразительности. Эмоциональное восприятие произведения искусства для работы с детьми оказывает существенное влияние и на формирование первоначальной мировоззренческой направленности, гражданских чувств, любви к Родине, родной природе, интереса к народам других стран и континентов. Кроме того, через восприятие живописи (жанровая, порт­ретная, натюрморт, пейзаж) происходит гуманизация личности ребенка [26.c.21].

При отборе произведений живописи для рассматривания с детьми учиты­вают принцип актуальности выраженного в жанровой живописи социального явлении. Из жанровой живописи у детей вызывают интерес те картины, в которых отражается современная жизнь в нашей стране, а также произведения, посвященные знаменательным событиям, например, Великой Отечественной войне 1941- 45 года. Тема «Великая Отечественная война в картинах художников» играет большую роль в воспитании патриотизма. Материал урока знакомит учащихся с героическим сопротивлением нашего народа, с патриотизмом и стойкостью каждого солдата [50.c.54].

«Такие события, как Курская битва, битва за Москву, Ленинград, Сталинград и Кавказ, не просто этапы Великой Отечественной войны, из них как раз и складывалась героическая история нашей страны, общая память о доблести и мужестве наших предков», поясняет Путин, - «Их самоотверженная любовь к Отечеству – пример для всех послевоенных поколений. И наш долг следовать ему, сохранять и передавать потомкам правду о войне, фактах, героях, в том числе широко и достойно отмечать юбилейные даты, важнейшие события нашей истории».  Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину.

Единство приемов и методов, используемых в работе с детьми на занятиях и в других формах и видах педагогической деятельности, обеспечивает фор­мирование у младших школьников устойчивого интереса к своему краю, Родине, людям воспитает положительное и бережное отношение к труду людей, подвигам предков и самопожертвованию.

Учащимся предлагается сделать сообщение о подвигах воинов, детей, партизан, людей в тылу. Это благодатный материал для воспитания патриотизма, гордости за свою Родину [57.c.180].

Картины родной природы: горы и озёра, степные дали и дремучие леса – всё это в равной степени формирует у детей чувство к родному краю, а чудесные местные легенды, сказки и песни, исторические повествования и памятники оставляют большой след в детской душе.

Мы не воспитаем любви к Родине, не пробудив в ребёнке любви к деревьям, цветам, тишине и покою отчего дома. Нам не воспитать любовь к народу, не воспитав любви к окружающим людям – к сверстникам и взрослым.

Таким образом, мы можем сделать вывод, о том, что в основе ценностных ориен­таций личности лежит определенная система ценностей, в том числе духовно-нрав­ственных, сформировавшаяся в ходе воспитания. Следовательно, воспитание у человека качеств личности оз­начает организацию процессов осозна­ния и принятия человеком системы существующих в обществе ценностей.
1   2   3   4   5


написать администратору сайта