Главная страница
Навигация по странице:

  • Игры на взаимодействие группы (выявление лидера, сплочение) 1. «Веревочка»

  • Игры на сплочение группы

  • Диагностические игры 1. «Свое пространство»

  • Деловая игра с использованием метода «мозгового штурма»

  • Методические рекомендации по организации работы со студенческой группой. Предназначено для кураторов академических групп, специалистов, организующих воспитательную работу в вузах


    Скачать 1.43 Mb.
    НазваниеМетодические рекомендации по организации работы со студенческой группой. Предназначено для кураторов академических групп, специалистов, организующих воспитательную работу в вузах
    Дата06.03.2022
    Размер1.43 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаmetodichka_po_kuratorstvu.doc
    ТипМетодические рекомендации
    #384455
    страница10 из 15
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15

    Упражнения на доверие
    1. «Маятник»

    Группа стоит в плотном кругу. В центре в расслабленном состоя­нии стоит один из студентов. Он начинает падать в какую-либо сторо­ну, не сгибая колен. Группа ловит его и передает в другую сторону. Важ­но, чтобы стоящие в кругу занимали удобное положение для поддерж­ки «маятника»: правая нога вперед, левая сзади в упоре, руки ладонями вперед. От группы требуется большое внимание и аккуратность, необ­ходимо помогать другу, ловить и передавать стоящего внутри круга. Группа должна работать совместно так, чтобы «маятнику» было ком­фортно и безопасно.

    Примечание: физически сильные и слабые студенты должны чередоваться.

    2. «Поддержка на доверие»

    Группа делится на пары, которые встают один затылком к друго­му на расстоянии 0,5 м друг от друга. Тот, кто стоит впереди, не сгибая ног, падает на стоящего сзади. Тот, кто сзади, должен поймать падаю­щего как можно мягче и нежнее. Затем стоящие меняются местами и повторяют упражнение.

    Примечание: для обеспечения безопасности тот, кто ловит, должен занять удобное положение (см. «Маятник»); принимать падающего не­обходимо всем корпусом, а не только руками. Если расстояние кажется большим или наоборот маленьким, его можно изменить, приближаясь или отходя на полшага до тех пор, пока участникам не станет удобно.
    3. «Фотоаппарат»

    Группа делится на пары. Один в паре становится фотографом, вто­рой – фотоаппаратом. Фотоаппарат закрывает глаза, фотограф подводит его к интересному месту в помещении или на улице и, слегка нажимая на его голову, «делает снимок» (фотоаппарат во время нажатия на секунду открывает глаза и вновь их закрывает). Потом фотоаппарат должен уга­дать, в каком месте были «сделаны снимки». Роли меняются.

    Затем студенты садятся в круг, и проводится обсуждение произо­шедшего. Наиболее важные моменты, на которые необходимо обра­щать внимание: кто из фотографов как вел за собой свой фотоаппарат, предупреждал ли об опасности, думал ли о напарнике; насколько фотоаппарату было комфортно со своим фотографом, насколько он дове­рял ему; кому приятнее было быть фотографом (ведущим), а кому фо­тоаппаратом (ведомым).
    Игры на взаимодействие группы (выявление лидера, сплочение)
    1. «Веревочка»

    Все игроки стоят по кругу, крепко держа друг друга за руки «зам­ком». Между первым и вторым студентами висит веревочка со связан­ными концами. Второй участник, не разнимая рук с первым, должен продеть через себя веревочку, как обруч. Веревка теперь находится меж­ду вторым и третьим студентами, потом третий повторяет действия вто­рого и так далее по кругу. Главное: во время проведения веревки через себя участники не должны разнимать рук. Длина веревки – 1 м.
    2. «Карета»

    Группе необходимо построить карету из присутствующих людей. Посторонние предметы использованы быть не могут. Во время выпол­нения задания куратору необходимо наблюдать за поведением студен­тов: кто организовывает работу, к кому прислушиваются другие, кто какие «роли» в карете себе выбирает. Дело в том, что каждая «роль» говорит об определенных качествах человека:

    крыша – это люди, которые готовы поддержать в любую минуту в сложной ситуации;

    двери – ими обычно становятся люди, имеющие хорошие комму­никативные способности (умеющие договариваться, взаимодействовать с окружающими);

    сиденья – это люди не очень активные, спокойные;

    седоки – те, кто умеет выезжать за чужой счет, не очень трудолю­бивые и ответственные;

    лошади – это трудяги, готовые «везти на себе» любую работу;

    кучер – это обычно лидер, умеющий вести за собой.

    Если студент выбирает себе роль слуги, который открывает дверь или едет сзади кареты, такие люди также имеют лидерские качества, но не хотят (не умеют) их проявлять, готовы больше к обеспечению тыла (либо это так называемые «серые кардиналы»).

    После того как карета готова, студенты садятся в круг, обсуждают произошедшее, а затем куратор объясняет им значение тех «ролей», ко­торые они выбрали.

    Примечание: если группой руководит и распределяет роли один человек, то значения, названные выше, не будут отражать качеств дан­ных людей.
    3. «Слепые фигуры»

    Студенты встают в круг и берутся за руки. Им предлагается зак­рыть глаза и всем вместе, не расцепляя рук, построить квадрат. После того как студенты решат, что квадрат готов, ведущий просит их открыть глаза и посмотреть, что у них получилось. Если они не довольны уви­денным, то вновь закрывают глаза и продолжают выполнять задание. Затем таким же образом можно построить прямоугольник, треуголь­ник, равнобедренный треугольник и т.д.

    Примечание: в данном задании можно использовать веревку со связанными концами, за которую берутся все студенты группы.
    4. «NITRO»

    Трое из группы берутся за руки, они и ecть NITRO. Группа должна их перенести по прямой на расстояние 2 – 4 м так, чтобы они не каса­лись земли, а также не меняя положения их корпуса и не разрывая рук этих студентов. При этом все члены группы должны заботиться об удоб­стве и безопасности NITRO.
    5. «Глаза в глаза»

    Группа садится вкруг так, чтобы было хорошо видно каждого, руки кладут под ягодицы. Молча, не употребляя мимики лица, одними глазами необходимо найти себе пару (нельзя "договариваться" с сосе­дями и с теми, кто сидит через одного). По сигналу ведущего все вста­ют и подходят к своей паре. Скорее всего, сразу не все смогут "догово­риться глазами", поэтому упражнение повторяется, но при этом студен­ты рассаживаются на другие места в круге. Игра продолжается до тех пор, пока у каждого не будет своей пары.
    6. «Общие объятия»

    Все встают в круг и берутся за руки. Ведущий предлагает ребятам посмотреть на тех, кто стоит через одного от них и затем взяться за руки с этими людьми. Потом через двух от них и тоже взяться за руки с этими людьми и так далее, пока каждый не будет держаться за руки с человеком напротив.

    Примечание: после каждого нового «объятия» группе необходи­мо предлагать выпрямиться (для этого студентам придется ближе по­дойти друг к другу). Первый раз игру можно остановить, если ребятам становится не уютно или очень сложно стоять.
    7. «Енотовы круги»

    Необходима крепкая веревка, концы которой связывают (получа­ется кольцо). Группа берется за веревку руками, распределяясь равно­мерно по всему кругу. Затем начинают осторожно отклоняться назад, растягиваясь в стороны до тех пор, пока смогут держать равновесие. Далее можно предложить студентам:

    • всем присесть, а затем встать;

    • отпустить одну руку;

    • пустить волну по веревке (покачать веревку).

    Затем обсуждают работу в группе: чувствовали ли студенты под­держку друг друга; старались ли помогать соседям; насколько были ак­куратны; было ли чувство безопасности (или наоборот опасения, что можно упасть) и т.д.
    8. «Консилиум»

    Группа садится в круг и ей зачитывается следующая легенда: «Вы хирурги, которым предстоит сделать срочную операцию по пересадке сердца. В ней нуждается 6 человек, но у вас только одно донорское сердце и больше в течение ближайшего времени найти невозможно. Вам необходимо решить, кого из пациентов вы будете спасать».

    На доске (или на ватмане) написан список тех, кого необходи­мо спасти:

    • ученый, стоящий на пороге открытия лекарства от СПИДа,

    • мужчина 48 лет, учитель средней школы, у которого на воспитании 2 детей,

    • беременная девушка 18 лет, больная СПИДом,

    • мужчина 28 лет, у которого на попечении больная мать, малолетние брат и 2 сестры,

    • парень 20 лет, который попал в аварию во время медового месяца, его жена ждет ребенка,

    • женщина 35 лет – мастер спорта мирового класса по спортивной ходьбе.

    Затем группе дается на обсуждение 20 – 40 мин. (в зависимости от числа студентов и от степени их сработанности). После этого группа называет свое общее решение и обосновывает его.

    В данной игре крайне важна рефлексия. Она должна быть направ­лена на снятие подавленного состояния участников группы и напряжен­ной атмосферы в целом. Для этого обсуждение необходимо направить на анализ взаимодействия группы: кто больше высказывался; почему не­которые отмалчивались; внимательно ли слушали аргументы друг друга; насколько комфортно было общаться в группе; почему возникали про­блемы в общении; мнению какого человека больше доверяли, почему. Общее время на обсуждение: от 30–40 мин. до 1 ч.

    Примечание: куратор во время обсуждения внимательно наблю­дает за группой и отмечает поведение каждого: лидеров, агрессоров, молчунов.
    Игры на сплочение группы, снятие напряжения
    1. «Мечты» (20 мин.)

    Цель: развить солидарность и понимание, создать атмосферу до­верия среди участников и сплотить группу.

    Материалы: бумага и маркеры.

    Предложить участникам подумать в течение нескольких минут о том, как каждый их них видит свое будущее. Затем обменяться мысля­ми о своих мечтах или даже изобразить их на бумаге. Далее пусть каж­дый участник определит, какие три конкретные вещи, действия, люди... могут помочь, а какие три – помещают ему осуществить мечту, и что человеку нужно делать, чтобы мечта сбылась.

    Примечание: это упражнение проходит хорошо, если к обмену мечтами подходить творчески (сценки, творческие выражения мечты, мимические постановки).
    2. «Круг знакомств»(10 мин.)

    Цель: сплотить и раскрепостить участников группы.

    Участники встают в круг. Один из игроков делает шаг в центр, называет свое имя, показывает какое-то движение, жест, характеризую­щий его, затем возвращается снова в круг.
    3. «Постройтесь по росту» (15 мин.)

    Цель: преодоление барьеров в общении между участниками и их раскрепощение.

    Материалы не требуются.

    Участники становятся плотным кругом, закрывают глаза. Их за­дача состоит в том, чтобы построиться с закрытыми глазами по росту. После того как все участники найдут свое место, дать команду открыть глаза и посмотреть, что получилось. После упражнения можно обсу­дить, сложно ли было выполнить это задание (как себя чувствовали участники) или нет.

    Примечание: эта игра имеет несколько вариаций. Можно предло­жить построиться по цвету глаз, по цвету волос.
    4. «Два зеркала»(25 мин.)

    Все ребята выстраиваются в линию в одной части площадки, на­против, лицом к ним встает один из участников – «немое зеркало». Пе­ред всеми участниками, лицом к немому зеркалу встает «говорящее зер­кало». Потихонечку, по одному каждый из членов группы подходит к спиной стоящему «говорящему зеркалу», а «немое зеркало» должно объяснить жестами и мимикой этого человека. «Говорящему зеркалу» необходимо отгадать, кто подошел. Постепенно участники упражне­ния меняются местами, так чтобы каждый участник попробовал себя в главных ролях. Затем упражнение анализируется, кто что чувствовал, узнал ли кто-то что-то новое о себе.
    Диагностические игры
    1. «Свое пространство»

    Студенты встают в круг. Выбирается желающий создать свое про­странство. Он встает в круг, закрывает глаза. Всем остальным предла­гается встать относительно этого человека так, как они считают для себя комфортным (необходимо прислушиваться именно к своим чув­ствам). После этого студент открывает глаза и осматривает, кто где на­ходится. Затем, не сходя с места, он просит ребят переместиться так, как ему удобно и комфортно (создает «свое пространство»). Это может повторить каждый желающий в группе.

    На рефлексии обсуждаются те пространства, которые были созда­ны. Куратор для себя делает определенные выводы, некоторые из кото­рых может озвучить по необходимости.

    Примечание: 1. Важное значение имеет расстояние: степень удаленнос­ти говорит о степени доверия и интереса к человеку. Те, с кем студент общается больше всего, оказываются ближе.

    1. Ближний круг: тех, кого студент поставил в зоне видимости, он стремится контролировать (или видеть постоянно рядом с собой), а те, кто за спиной, призваны обеспечивать «тыл», поддержку, пользуются безоговорочным доверием.

    2. Дальний круг: те, кто находится в зоне видимости, пользуются наименьшим доверием, а те, кто за спиной сбоку, просто не особенно интересны или знакомы этому человеку.

    1. Если студент предлагает кому-то сесть на стул или занять иное положение, которое делает его ниже, значит над этим человеком он чувствует превосходство или стремится к превосходству над ним. И наоборот, возвышая людей (просит встать на парту, на стул), он признает их превосходство (в какой-либо сфере жизни, в личностном плане).

    2. Созданные микрогруппы и их комбинации как раз и говорят, в какой атмосфере данному студенту удобнее всего.


    2.«Ребенок. Родитель. Ровесник»

    Упражнение помогает выяснить положение каждого студента в данной группе относительно остальных, а также общую степень доб­рожелательности в коллективе.

    Студенты встают в круг. Выбирается желающий участвовать пер­вым. Он закрывает глаза, остальные по очереди подходят к нему и по­жимают руку. Руководствуясь только своими ощущениями, студент го­ворит, кто ему пожимает руку: «ровесник», «ребенок» или «родитель». Куратор в это время фиксирует ответы. Затем данная процедура повто­ряется для каждого студента в группе.

    После этого куратор подсчитывает результаты и рассказывает сту­дентам значение произошедшего.

    Примечание:

    «Родителей» чаще называет те, кто чувствует себя в данном кол­лективе неуверенно («ребенком»).

    «Детей» чаще называет человек, чувствующий свое превосходство над другими.

    Рукопожатия «ровесников» чувствует тот, кому в коллективе ком­фортно, он находится среди единомышленников, среди людей своего уровня, возраста, круга.

    Примечание: перед началом игры необходимо сказать студентам, что, то, как назвали их во время рукопожатия, ничего не значит, имеют значение только ощущения стоящего в круге.
    3. «Королевство»(автор Н.М. Данилов-Ломов)

    Цель игры: через взаимодействие в ситуации интерактивной игры сделать видимыми и понятными для участников отношения внутри команды.

    В захватывающей игровой форме, снимающей барьеры и дающей возможность широкого взаимодействия участников, выстраивается динамическая неформальная структура коллектива. Каждый участник получает опыт управления собой и другими, осознает степень своего влияния и место в группе.

    В ходе игры участники осознают:

    степень притязаний каждого члена группы на лидерство;

    распределение ролей внутри группы (неформальные лидеры, их сторонники, оппозиция, аутсайдеры);

    уровень допустимой агрессии, терпимость к инакомыслию, возможность выражения своих желаний и намерений в группе, конкуренция и взаимопомощь;

    подгруппы внутри коллектива и их влияние на процесс вцелом;

    общий уровень групповой сплоченности.

    Ход игры

    Для начала предлагается всем участникам встать вкруг, посмот­реть друг на друга, попытаться расслабиться, необходимо создать усло­вия, чтобы участники вели себя естественно.

    Ведущий объясняет участникам, что отныне они живут в государ­стве-королевстве и им необходимо избрать короля: кто хочет им быть? (человек, первый поднявший руку, и становится королём). Это фикси­руется на бумаге. Король выбирает себе место, где он будет находиться и восседать.

    Затем Король выбирает, какие 4 министерства будут существовать в его королевстве, кто эти министерства будет возглавлять и где эти люди будут находиться относительно комнаты.

    Выбранные 4 министра выбирают себе по 2 заместителя, огла­шают, за что данные люди будут отвечать и где находиться относи­тельно комнаты.

    Каждый из заместителей выбирает себе по 1 заместителю, оглашает их функциональные обязанности и располагает относительно комнаты.

    Таким образом, сформировалось 4 эшелона власти.

    1. Король.

    2. Министры.

    3. Заместители министров.

    4. Заместители заместителей министров.

    Роли распределены, каждому из участников даётся возможность сделать два хода.

    1-й ход: каждый из участников обменивает двух людей в группе должностями, если он считает, что кто-то не достоин данной роли и есть человек более достойный. Сам меняющий остаётся на своём месте, пока его не поменяют. Каждый имеет право сделать лишь один ход. После того как все сделали ходы, получившиеся результаты фиксиру­ются на ватмане.

    2-й ход: каждый из участников сам меняется той должностью, ко­торую бы ему хотелось занять вплоть до должности короля. Участник может сделать лишь один ход. Данные фиксируются на бумаге.

    Таким образом, в конце тренинга делается анализ, кто с какой дол­жности начинал, и кто какой должностью закончил.

    Далее каждый высказывается о впечатлениях, которые он испы­тывал в ходе данного тренинга. Также разговор можно вынести на тему лидерства: кто считает себя лидером? Кто такой лидер?
    Деловая игра с использованием метода «мозгового штурма»

    Дискуссия – одна из наиболее востребованных форм проведения занятий. В процессе преподавания дискуссия зачастую возникает сти­хийно, и дидактические недостатки восполняются насыщенным содер­жанием. Но диспут во внеучебное время предполагает четкую постанов­ку целей и выбор оптимальной модели общения, адекватной ситуации.

    В зависимости от существующей проблемы в студенческой груп­пе определяется соответствующая методика. Рассмотрим несколько вариантов.

    I. Проблема заключается в необходимости разработки плана ме­роприятий для группы, поиска новых идей, организации командной работы.

    Задача – максимально активизировать всех участников группы и принять оптимальное для всех решение. В этом случае наиболее эф­фективным методом является мозговой штурм. Этапы мозгового штурма.

    1. Выявление идей

    Ведущий задает интересующий вопрос и фиксирует полученные ответы.

    Задачи ведущего по отношению:

    к содержанию вопроса: добиться однозначного понимания воп­роса всеми присутствующими;

    высказанным идеям: не допускать критику и интерпретации сво­их и чужих идей участниками на первом этапе;

    комментариям: воздерживаться от комментариев. Но при отступ­лении от темы напоминать предмет обсуждения, повторяя первоначаль­ный вопрос;

    участникам обсуждения: стараться привлечь всех участников к высказыванию идей. Обращаться индивидуально к мнению тех, кто не высказался. Записывать следует все поступающие идеи, причем таким образом, чтобы их видели участники (на ватмане или на доске).

    После того как будут высказаны все возможные варианты, можно еще раз напомнить вопрос и записать 2–3 новых предложения.

    Итог – от 25 высказанных идей.

    2. Комбинирование идей

    Второй этап предполагает выяснение общего в предложенных идеях и объединение их в группы. Для этого ведущий последовательно выясняет взаимосвязь между записанными мыслями, задавая наводя­щие вопросы и предлагая обобщающие названия. Все хаотично запи­санные предложения расформировываются в колонки по смысловому признаку.

    Задачи ведущего по отношению:

    к содержанию обсуждения: предлагать собственные варианты обобщений и задавать уточняющие вопросы авторам идей, выясняя изначально заложенный в них смысл;

    участникам обсуждения: добиваться интерпретаций собственных, а не чужих предложений, а также стремиться к достижению согласия в выборе формулировок обобщающих слов.

    Итог – объединение идей в несколько групп.

    3. Выбор оптимального решения

    Все выделенные группы предлагают то или иное решение пробле­мы, задача сводится к выбору наиболее эффективного решения. Для этого необходимо определить критерии эффективности, как то: реали­стичность предложения (соответствие изначальных задач и ожидаемо­го результата, количество задействованных материальных и человечес­ких ресурсов), заинтересованность группы в реализации идеи, возмож­ность и необходимость привлечения дополнительных средств и т.п.

    Задачи ведущего по отношению:

    к содержанию обсуждения: задавать наводящие вопросы исходя из выявленных критериев эффективности, фиксировать достоинства и недостатки каждой группы идей. Даже при условии однозначного одобрения одной из групп идей остальные не отбрасываются, но остаются в качестве возможной перспективы, рассматриваются и дополняются на следующих обсуждениях;

    участникам: стремиться к объективным суждениям, без лоббиро­вания собственных предложений. Принятие какой-либо стратегии ис­ходя из наибольшего количества положительных характеристик.

    Итог – выбор оптимальной идеи и определение плана ее реализации. Таким образом, мозговой штурм, помимо генерации идей, спо­собствует появлению творческой атмосферы в студенческом коллекти­ве и индивидуальному самовыражению каждого участника.
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15


    написать администратору сайта