Главная страница
Навигация по странице:

  • ВВЕДЕНИЕ Актуальность

  • Цель исследования

  • Предмет исследования

  • Методы исследования

  • Структура

  • 1.1. Психолого-педагогические особенности и познавательный интерес детей младшего школьного возраста

  • 1.2. Характеристика пленэрных занятий

  • Выводы по первой главе

  • Организация работы младших школьников на пленэре. Курсовая-пленэр-10 мая. Методические рекомендации по проведению пленэрной практики Выводы по второй главе


    Скачать 0.61 Mb.
    НазваниеМетодические рекомендации по проведению пленэрной практики Выводы по второй главе
    АнкорОрганизация работы младших школьников на пленэре
    Дата16.05.2023
    Размер0.61 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКурсовая-пленэр-10 мая.docx
    ТипМетодические рекомендации
    #1133751
    страница1 из 3
      1   2   3

    Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация «Национальный социально-педагогический колледж»

    КУРСОВАЯ РАБОТА
    на тему Организация работы младших школьников на пленэре

    по дисциплине "Основы организации внеурочной работы (изобразительная деятельность и декоративно-прикладное искусство)"


    Выполнена студентом (кой)

    (Ф.И.О.)

    специальности__________44.02.02 Преподавание в начальных классах____

    номер группы _
    Руководитель

    (Ф.И.О.)

    2022 г.

    ОГЛАВЛЕНИЕ

    Введение…………………………………………………………………………....3
    Глава 1. Теоретические основы организации работы младших школьников на пленэре......................................................................................................................6

    1.1. Психолого-педагогические особенности и познавательный интерес детей младшего школьного возраста...............................................................................6

    1.2. Характеристика пленэрных занятий.............................................................16

    Выводы по первой главе.......................................................................................20

    Глава 2. Методические аспекты организации работы младших школьников на пленэре....................................................................................................................21

    2.1. Методы и формы развития познавательного интереса младших школьников к живописи на пленэре..........................................................................................21

    2.2. Методические рекомендации по проведению пленэрной практики..........28

    Выводы по второй главе........................................................................................32

    Заключение……………………………………………………………………….33

    Список литературы.................................………………………………………...35

    Приложение……………………………………………………………………....37

    ВВЕДЕНИЕ

    Актуальность проблемы организации работы младших школьников на пленэре состоит в следующих аспектах. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования «Изобразительное искусство» – это обязательная дисциплина учебного плана. Художественное образование в школе духовно-нравственно развивает ребенка, формирует у него качества отвечающие принципам человечности, доброты, культуры. Изобразительное искусство нацелено на развитие художественных особенностей, творческого потенциала ребенка. На уроках изобразительного искусства в начальных классах формируется ассоциативно-образное и пространственное мышление школьников, необходимое для любой процессии.

    Основные задачи предметной области «Искусство» направлены на развитие способностей к художественно-образному, эмоционально­ценностному восприятию произведений изобразительного искусства. Выполняя творческие работы, обучающиеся начальных классов на уроках изобразительного искусства, выражают свое мнение к окружающему миру, удовлетворяют эстетические потребности в художественном творчестве и в общении с искусством.

    На уроках и на внеурочных занятиях по изобразительному искусству ученики развивают практические умения и навыки в различных видах художественной деятельности (рисование карандашом, красками), в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ, а также учатся воспринимать, анализировать и оценивать произведения искусства.

    Не все учебные задачи возможно решить в стенах образовательной организации. Например, изучение разных состояний природы, особенности естественного освещения, световоздушной перспективы, изображение архитектурных строений. Необходимы выездные занятия на природе – пленэр.

    Пленэрная практика давно стала неотъемлемой частью учебного процесса в учреждениях дополнительного образования. В современных программах отводится достаточно большое количество часов для проведения занятий на открытом воздухе. Гибкий график позволяет распределять часы по усмотрению преподавателей в течение всего года, что дает дополнительные возможности для решения учебных и творческих задач на разных этапах обучения. Необходимо грамотно и рационально использовать время пленэрных занятий, сделать их разнообразными и интересными как для учащихся, так и для самого педагога.

    Литература по различным аспектам пленэра достаточно обширна. Ряд исследователей учебной живописи изучали процесс начальной подготовки школьников по живописи в условиях природы: А.А.Васильев, А.С.Рындин, А.А.Унковский, С.Е.Токарев и другие ученые.

    Цель исследования: теоретически обосновать и определить методы и формы познавательного интереса младших школьников на занятиях пленэром.

    Объект исследования: учебно-воспитательный процесс младших школьников на пленере в условиях внеурочной работы по изобразительному искусству.

    Предмет исследования: методы и формы познавательного интереса у младших школьников на занятиях пленером.

    Задачи:

    • раскрыть психолого-педагогические особенности и познавательный интерес детей младшего школьного возраста;

    • охарактеризовать пленэрные занятия;

    • раскрыть особенности обучения младших школьников живописи на пленэре;

    • представить методические рекомендации по проведению пленэрных занятий по живописи.

    Методы исследования:

    • изучение и анализ научно-методической, педагогической, психологической литературы;

    • систематизация;

    • обобщение.

    Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
    Глава 1. Теоретические основы организации работы младших школьников на пленэре
    1.1. Психолого-педагогические особенности и познавательный интерес детей младшего школьного возраста

    Начальный этап школьной жизни ребёнка занимает возрастной диапазон от 6-7 до 9-10 лет (1-4 классы). Младший школьный возраст – качественно новая ступень в развитии личности, на которой обучающийся должен целенаправленно, систематически и полно овладевать различными представлениями, знаниями, учебными действиями, умениями, навыками, а учебная деятельность становится для него обязательной, общественно значимой [22].

    В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития, которое обеспечивает возможность систематического обучения в школе. Происходит весьма интенсивное развитие и окостенение конечностей, позвоночника и тазовой кости. При неблагоприятных условиях данные процессы могут протекать с большими аномалиями. Вредные влияния зачастую оказывают такие факторы, как физические перегрузки либо длительные физические нагрузки, неправильное положение за партой, длительное письмо и пр. Повышением мышечной силы обуславливается большая подвижность младшего школьника, а также стремление к бегу и прыжкам. Поэтому дети не способны продолжительное время сидеть на месте. В связи с этим следует практиковать на занятиях изобразительным искусством частую смену видов деятельности. К концу младшего школьного возраста масса мозга ребёнка становится близким к массе мозга взрослого и достигает 1,5 кг. При этом относительно быстро развиваются лобные доли [6].

    В младшем школьном возрасте усиливается контроль сознания над поведением. Развиваются элементы волевых процессов. Происходят сдвиги во взаимодействии процессов возбуждения и торможения: процессы торможения усиливаются, однако всё ещё преобладает процесс возбуждения. В связи с интенсивным развитием психики у младших школьников наблюдаются такие особенности возраста, как высокая возбудимость и быстрая утомляемость. Это требует бережного отношения к психике ребёнка и умелого переключения с одного вида деятельности на другой.

    Воспринимая предметы и явления окружающего мира, учащиеся допускают неточности в определении их сходства и различия, зачастую акцентируя внимание на второстепенных деталях. Развивается II-я сигнальная система, связанная с абстрактным мышлением. Это создаёт условия для усвоения многих вопросов программы учебного материала на уровне теоретических понятий, однако основным видом мышления у младшего школьника остаётся наглядно-образное. Качественные сдвиги происходят в развитии памяти. Обычно ещё преобладает механическая память, поэтому дети быстро запоминают материал. Осмысленное усвоение знаний требует значительной аналитической деятельности, что вызывает у отдельных учеников затруднения. Предотвратить эти недочёты можно глубоким изучением и осмыслением материала [10].

    Одна из основных задач педагога состоит в развитии у младшего школьника аналитически-синтетического мышления при усвоении изучаемого материала. Необходимо научить разделять целое на части, выявлять существенные и менее существенные признаки изучаемых предметов, делать сравнительные выводы, находить и вырабатывать правила.

    В младшем школьном возрасте развивается внимание. Организация учебной работы младших школьников требует постоянной заботы о развитии у них произвольного внимания и формировании волевых усилий в преодолении встречающихся трудностей в процессе овладения знаниями и умениями. Поэтому на уроке учитель привлекает внимание учеников к учебному материалу, применяя различные педагогические приёмы, удерживает его длительное время. Младший школьник может сосредоточено заниматься одним делом минут [19].

    В моральном сознании преобладает повелительный (императивный) момент. В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности. Если дети замечают малейшее поведение от норм поведения, то они пытаются доложить об этом учителю. С другой стороны, остро реагируя на недочёты своих товарищей, дети не замечают собственных недочётов и некритично относятся к себе [22].

    Важнейшими особенностями младших школьников является формирования и развитие большинства психологических процессов (восприятия, внимания, памяти, воображения), а абстрактно-логических форм мышления и обучения его письменной речи. Учебная деятельность в начальных классах стимулирует развитие психических процессов познания окружающего мира – ощущений и восприятий. Младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода созерцательной любознательностью.

    Согласно Л.С. Выготскому, «с началом школьного обучения мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребенка, становится доминирующей функцией. Мышление – процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Усвоение в ходе учебной деятельности основ теоретического сознания и мышления ведет к возникновению и развитию таких новых качественных образований, как рефлексия, анализ, внутренний план действий» [6]. Таким образом, у младшего школьника формируется познавательное, управляемое, осознанное критическое мышление. Младший школьник уже способен рассуждать, сопоставлять разные суждения, выполнять умозаключения, в связи с чем у него развивается словесно-логическое отвлеченное мышление, которое позволяет младшим школьникам использовать такие приемы логического мышления, как сравнение, связанное с выделением и словесным обозначением в предмете различных свойств и признаков обобщения, связанное с отвлечением от несущественных признаков предмета и объединении их на основе общности существенных особенностей.

    Развитие мышления приводит к качественной перестройке восприятия и памяти, превращая их в регулируемые, произвольные процессы.

    В период младшего школьного возраста отмечается переход от непроизвольного восприятия ребенка дошкольника к целенаправленному произвольному наблюдению за объектом, подчиняющемуся определенной задачи. Восприятие на этом уровне психического развития связано с практической деятельностью ребёнка. Воспринять предмет для ребёнка значит что-то с ним делать, что-то изменять в нем, производить какие-либо действия, брать и трогать его.

    Д.Б. Эльконин отмечал, что «в процессе обучения школьника в начальной школе восприятие становится думающим, то есть более анализирующим; более дифференцирующим; принимает характер организованного наблюдения; изменяет роль слова в восприятии предметов и явлений» [22]. В результате игровой и учебной деятельности восприятие само переходит в самостоятельную деятельность, в наблюдение, которое становится осмысливающим, целенаправленным, схематическим, целостным.

    В процессе обучения у ребенка происходит перестройка восприятия, оно поднимается на более высокий уровень развития, принимает характер целенаправленной деятельности. В процессе обучения восприятие углубляется, становится более анализирующим, принимает характер организованного наблюдения [9].

    Также в период младшего школьного возраста происходит существенное развитие механической памяти на не связанные логически единицы информации. Младшему школьнику легче запоминать относительно несложный осмысленный материал. Совершенствование памяти в младшем школьном возрасте обусловлено, в первую очередь, приобретением в ходе учебной деятельности различных способов и стратегий запоминания, связанных с организацией и обработкой запоминаемого материала. Однако без специальной работы, направленной на формирование таких способов, они складываются стихийно и нередко оказываются непродуктивными [14].

    С развитием памяти связано развитие представлений. Представления – предполагают отражение предметов и явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе предыдущего опыта.

    Существенные изменения наблюдаются в качественных характеристиках внимания, которое становится постепенно произвольным.  Формирование произвольного внимания младших школьников происходит не сразу, сначала в начальных классах, сильным и конкурирующим с произвольным остается непроизвольное внимание детей. При этом, произвольное внимание требует так называемой близкой мотивации (перспективы получить отличную отметку, заслужить похвалу учителя, лучше всех справиться с заданием и так далее). Наиболее лучше в младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание (всё новое, неожиданное, яркое, интересное привлекает внимание учеников) [22].

    В младшем школьном возрасте отмечается развития воображения, которое позволяет учащимся совершенствовать воссоздающее воображение (представление ранее воспринятого или создание образов в соответствии с данным описанием, схемой, рисунком и так далее) за счёт более правильного и полного отражения действительности. Также развивается творческое воображение, которое связанно с преобразованием, переработкой впечатлений прошлого опыта, соединением их в новые сочетания, комбинации.

    Важной особенностью в развитии младшего школьника является, то, что у него совершенствуются навыки устной речи: «расширяется словарный запас, они овладевают все более сложными  грамматическими структурами, приобретает формирование грамотности школьника, прежде чтения и письма форм символической коммуникации,  осуществляемые с привлечением внимания, восприятия, памяти, ассоциаций с  имеющимися знаниями и конкретного контекста». Благодаря им дети налаживают связь с внешним миром, влияют на свой внутренний мир.

    В качестве важнейших качеств познавательной деятельности младших школьников следует отметить самостоятельность, которая может быть выражена в самокритичности; познавательную активность, проявляющуюся в интересах, стремлениях и потребностях; готовность к преодолению трудностей, связанную с проявлением усидчивости и силы воли; оперативность, предполагающую правильное понимание учебных задач, осознанный выбор нужного действия и темпа их решения [6].

    Наличие таких психолого-педагогических особенностей младшего школьного возраста, как воссоздающее воображение, переход от познания внешней стороны явлений к познанию их сущности, общественная направленность личности и эмоциональность, является благоприятной основой для формирования нравственно-эстетических качеств личности средствами русского народного творчества. Такие особенности психики младшего школьника, как сопереживание, большая эмоциональность и впечатлительность, частая смена настроений, непосредственность и откровенность в выражении радости и печали, позволяют ему наиболее полно пережить впечатления, полученные от произведений искусства.

    Младший школьный возраст – особенно сенситивный период для формирования эстетического опыта. Он характеризуется переходом от игровой деятельности к деятельности познавательной. Этому процессу подчинены и изменения в психической активности ребенка - происходит развитие памяти, воображения, воли, внимания, дисциплины, ответственности, самоконтроля, чувства долга, развиваются такие операции мышления как абстрагирование, сравнение, синтез, анализ, обобщение, систематизация [19].

    Далее необходимо рассмотреть психологические особенности младших школьников по восприятию изобразительного искусства.

    Изучением проблемы развития детского изобразительного творчества занималась Е. А. Флерина, но только по дошкольному возрасту. Тем не менее важно отметить ее мнение, что одной из актуальных проблем современной психологии и педагогики является правильное понимание развития ребенка и его творчества. По мнению исследователя, это обеспечивает систему обучения, ведущую к развитию творческих способностей, к влиянию изобразительной деятельности, а всестороннее развитие личности ребенка. Также исследователь отмечала, что необходимо обучать детей графическим умениям и навыкам в рисовании.

    У ребенка в процессе создания собственной творческой работы появляется замысел, который основан на его практическом опыте, и включает в себя возникновение темы, поиски средств ее графического выражения, что говорит о необходимости обучения началам изобразительной грамотности. Теоретико-методологические исследования свидетельствуют о том, что выявить и постепенно развивать изобразительное творчество можно у всех детей, то есть каждый ребенок способен к усвоению основ изобразительного искусства, а, следовательно, и изобразительной грамотности. Обучая детей графическим умениям и навыкам изображения предметов и явлений окружающей действительности, педагог развивает не только интерес к данному виду изобразительной деятельности, используя при этом разнообразные художественные материалы, но и творческие способности, активность, самостоятельность, позитивный эмоциональный настрой, то есть способствует овладению ребенком начал изобразительной грамотности [10].

    Итак, развитие художественно-творческих способностей в собственной изобразительной деятельности – одна из основных задач обучения детей младшего школьного возраста, включающая не только воспитание эстетических чувств и эстетических потребностей, но и формирование специальных художественно-графических умений и навыков, необходимых для процесса творческого развития в области рисования.

    В восприятии эстетического объекта участвуют почти все психические процессы личности: ощуще­ние, восприятие, воображение, мышление, воля, эмо­ции и так далее. Именно полифония человеческой пси­хики, которая проявляется в акте взаимодействия личности с искусством и с другими эстетическими предметами, наиболее полно открывает богатейшие возможности формирования мировоззрения, мо­рально-нравственных качеств, творческих способно­стей личности [22].

    Психологический механизм восприятия эстети­ческого объекта представляет собой особую систему, в которую входят, с одной стороны, так называемые аффективно-потребностные структуры личности, выражающиеся в потребностях, интересах, идеалах, составляющие собственно динамическую часть системы; а с другой стороны – операциональные структуры личности, такие психические процессы, как воображение, мышление, ощущение и тому подобное.

    Внутрисистемные отношения зависят от воз­раста, индивидуально-типологического склада, уровня художественной образованности и других особенностей личности. Ценностные ориентации личности обусловлены всем предшествующим соци­альным опытом, семейным воспитанием, дошколь­ным и школьным образованием, информацией, полу­чаемой от средств массовой информации. Такие ориентации сводятся к определенным ценностно-эс­тетическим нормативам, критериям эстетического вкуса [19].

    Развитие операциональных структур, связанных с эстетическим восприятием, не остается нейтральным по отношению к уровню и характеру эстетических потребностей. Возросшие способности в области цветовидения, музыкального слуха, фонематических способностей, воссоздающего творческого воображения должны сказаться на культуре запросов и интересов личности в сфере эстетических ценностей. В свою очередь творческое воображение и мышление зависят от развития сенсорной организации индивида.

    Сенсорный аппарат организма – это «входные» ворота, через которые человек воспринимает все богатство и разнообразие красок и форм, звуков и запахов окружающего мира. Полноценное общение с миром искусства во многом зависит от человеческого восприятия. Чувство цвета, формы, законченности и равновесности композиционного расположения объектов, чувство «хорошей фигуры» и линии, чувство гармонии и дисгармонии, ассонанса и диссонанса, чувство пропорции и многое другое – весь этот огромный потенциал сенсорных возможностей организма является необходимым условием полноценной встречи личности с эстетическим объектом [6].

    Сенсорная невосприимчивость, отсутствие техники и культуры чувственно-эстетического восприятия действительности и художественных произведений приводят к резкому искажению и в конечном счете к разрушению эстетического эффекта. Вот почему так важно уже с младшего школьного возраста, а, может, и еще раньше, развивать у ребенка систему сенсорных чувств. Этому могут помочь школьные предметы с эстетической направленностью. Однако момент чувственного восприятия является только первым необходимым толчком для пробуждения более сложной деятельности. «Путь познания, –  пишет Левитов, –  идет от живого созерцания, то есть от ощущений и восприятия к абстрактному мышлению и завершается практикой, которая является критерием истины» [19].

    Таким образом, чувственное познание объединяет все психические процессы, которые возникают в результате непосредственного воздействия предметов, и влияют на наши органы чувств. Среди форм восприятия существует форма, важная для процесса чувственного познания именно произведений искусства. Она характеризуется большей активностью, организованностью, осмысленностью и более творческим характером, чем другие формы восприятия - это наблюдение.

    Наблюдение может различаться в зависимости от конкретной задачи:

    1. наблюдение для общего и предварительного ознакомления с предметом в целом, с тем, чтобы узнать этот предмет и выделить самые существенные его свойства;

    2. наблюдение с целью выделить самые существенные детали и некоторые стороны предмета;

    3. наблюдение с целью выделить самые существенные детали и некоторые стороны предмета;

    4. наблюдение с целью сравнения для установления сходства и различия между предметами или между разными этапами явления [19].

    Наблюдение может потребовать значительных усилий воли, большой настойчивости и терпения. Но это качество необходимо развивать с самого раннего возраста, а тем более у младшего школьника.  Для развития наблюдения обязательно пройти все этапы. Однако могут быть ошибки, характерные для младшего школьника: выделение не главного, иллюзии, несамостоятельность. Эти недостатки можно устранить, если вести систематическую работу по культуре наблюдения у детей. Здесь необходим индивидуальный подход.

    Сфера эстетического отношения ребенка чрезвычайно широка и окрашивает практически все его мироощущение. Дети этого возраста, в основном, верят, что жизнь создана для радости. Опосредованность отношения ребенка к действительности влечет за собой поверхностность его эстетического отношения. Открывая мир как радостное, прекрасное, полное красок, движения, звуков целое, как созданное для исполнения его желаний, ребенок еще очень неглубоко проникает в сущность прекрасного [14].

    Несмотря на конкретно-сказочное восприятие мира, в младшем школьном возрасте новые обязанности и новая ответственность подготавливают качественный скачок в сознании ребенка: резко меняются узкие рамки привычного мира дошкольника. На грани возрастов переоцениваются прежние ценности: старая форма может наполниться новым содержанием. Эти переходные процессы происходят и в сфере эстетических отношений.

    Несмотря на ряд положительных преобразований, в этом возрасте есть и многие отрицательные стороны. Чрезмерная наглядность восприятия и мышления младшего школьника не только определяет фотографичность, его фрагментарность, но и лишает ребенка того, что называют личностным отношением к предмету или явлению. Если говорить о более конкретных видах искусства, например, об архитектуре и скульптуре то здесь младший школьник никогда не обращается к такому моменту, как выбор материала для произведения или какого-либо фрагмента здания в качестве его смыслового знака [6].

    Таким образом, важнейшие особенности изменения возникают во всех сферах психического развития: преобразуются интеллект, личность, социальные отношения. К важнейшим новообразованиям относятся следующие: развитие мышления, памяти, восприятия; развитие речи; произвольности поведения; познавательный интерес; формируются межличностные отношения. В целом, рассмотрев психолого-педагогические особенности и познавательный интерес детей младшего школьного возраста, перейдем к характеристике пленэрных занятий.
    1.2. Характеристика пленэрных занятий

    Пленэ́р (от фр. en plein air – «на открытом воздухе») – термин, обозначающий передачу в картине всего богатства изменений цвета, обусловленных воздействием солнечного света и окружающей атмосферы. Этот термин также используется для обозначения правдивого отражения красочного богатства натуры, всех изменений цвета в естественных условиях, при активной роли света и воздуха. Но, говоря о пленэре как об учебной дисциплине, в это понятие включают и графические (даже просто линейные и тональные) изображения, выполненные вне помещения мастерской [12].

    Пленэрная практика давно стала неотъемлемой частью учебного процесса в учреждениях дополнительного образования. В современных программах отводится достаточно большое количество часов для проведения занятий на открытом воздухе. Гибкий график позволяет распределять часы по усмотрению преподавателей в течение всего года, что дает дополнительные возможности для решения учебных и творческих задач на разных этапах обучения. Необходимо грамотно и рационально использовать время пленэрных занятий, сделать их разнообразными и интересными как для учащихся, так и для самого педагога, и результат не заставит себя ждать [1].

    Сам факт проведения уроков в открытой природной среде подразумевает внезапное вмешательство погодных условий. Могут возникнуть проблемы с транспортировкой, размещением на месте временного пребывания, формированием разновозрастных групп и тому подобное. Если дословно следовать стандартным программам в последовательности заданий, точности исполнения тех или иных задач, то можно потерять большое количество времени на организационные вопросы и упустить момент новизны восприятия окружающего пространства у детей.

    Обоснованием структуры и содержания пленэра должен быть перечень требований к уровню подготовки обучающихся, а методы и приемы обучения могут меняться. Ошибочно считать, что пленэр не требует особой подготовки. Обычный формальный подход или спонтанный выбор пейзажных мотивов, пусть даже и очень привлекательных, на выходе может дать ряд однообразных, маловыразительных работ. Грамотно же поставленные цели и задачи гарантируют профессиональный рост и заинтересованность в дальнейшем обучении. Итоговые выставки, завершающие такие мероприятия не грешат излишней «зеленью». Помимо панорамных и фрагментарных пейзажей, на них можно увидеть и пленэрные портреты, и натюрморты, написанные на открытом воздухе, а также зарисовки (этюды) ботанического (исследовательского) характера [4].

    Для начинающих пленэр может рождаться прямо в мастерской. Ни для кого не секрет, что очень сложно бывает оторваться от ограниченного рабочего пространства натюрморта, выстроенного преподавателем по всем законам композиции, и сосредоточиться на бесконечности пейзажного «полотна». Тут на помощь может прийти оконный проём как первый видоискатель. Степень удаленности от окна будет сужать или расширять поле зрения начинающего художника. Привычная обстановка мастерской придаст уверенности в решении новых задач. Важно различать понятия «смотреть» и «видеть». «Поймав» кратковременный отрезок надвигающихся сумерек, можно успеть почувствовать их единый холодный колорит (чаще сине-фиолетовый) в сравнении с электрическим (желтым) «комнатным» освещением. Условно приняв оконную раму за границы картинной плоскости, легче «привязать» изображение к формату [9].

    На начальном (переходном) этапе занятия могут носить «прогулочно– наблюдательный» характер. Можно зафиксировать внимание учащихся на диагоналях или вертикалях, «перекличках» цветовых пятен, соотношениях величин различных объектов, проведите параллели пластических характеристик людей и деревьев, загляните в «пейзажное зазеркалье» через витрины магазинов или осенние лужи, отражающие город. Интересно будет неискушенному зрителю обнаружить затейливую кромку крыш разновысотных домов, объединенных «тьмою» контражура. Главным условием таких игровых уроков является неожиданность и провокация в хорошем понимании этого слова. Необходимо деликатно натолкнуть и дать возможность начинающему художнику сделать собственное открытие через новое видение предметов и явлений [3].

    Закрепить материал поможет рисование по памяти. Уйдут частности, останется главное - первое условие художественного отбора. Осуществив безболезненный переход в пейзажное пространство, можно начинать совершать кратковременные пленэрные вылазки в пределах школьного двора или другой близлежащей территории. Группой держаться легче, меньше помех со стороны уличных зрителей. Пленэр сплачивает коллектив, работа идет споро и интересно.

    Пленэрные задания могут быть выстроены в одной параллели с рядом упражнений таких предметов, как «Рисунок», «Живопись», «Композиция». К примеру, рисование параллелепипеда можно закрепить натурными зарисовками стандартных пятиэтажек, цилиндры можно заменить световыми опорами, пирамиды найдут отражение в псевдоготических крышах изысканных построек конца 19 - начала 20 вв. (Рисунок). Полезными могут стать зарисовки и этюды меняющихся силуэтов одного и того же объекта (крупное раскидистое дерево, старинный дом) с разных точек зрения (обойти вокруг и связать с постоянно меняющимся пейзажным контекстом) (Композиция). Сиреневая дымка, окружающая осенне-золотистые деревья позволит лучше понять материал о цветовых контрастах (Живопись) [12].

    Задания, в зависимости от форм организации пленэра, могут носить кратковременный и длительный характер. Начиная рисунок или этюд, требующий тщательной проработки, воспользуемся условиями пасмурной безветренной погодой. Равномерное освещение позволит вернуться к начатому накануне, с новыми силами и свежим взглядом. Мотивы с контрастным солнечным освещением следует выполнять быстро, не дожидаясь перемены погоды и изменения направления солнечных лучей [11].

    В заключении необходимо сказать, что пленэр - это замечательная творческая «взлетная» площадка для начинающих художников. Школьная статистика показывает, что после проведения многодневных выездных пленэров происходит качественный скачок в обучении учащихся и формируется устойчивая мотивация к дальнейшим занятиям изобразительным искусством.
    Выводы по первой главе
    Младший школьный возраст – это возраст 6-10 (7-11) лет. Развитие психики детей этого возраста осуществляется главным образом на основе ведущей деятельности - учения.

    Учение для младшего школьника выступает как важная общественная деятельность, которая носит коммуникативный характер. В процессе учебной деятельности младший школьник не только усваивает знания, умения и навыки, но и учится ставить перед собой учебные задачи (цели), находить способы усвоения и применения знаний, контролировать и оценивать свои действия.

    Новообразованием младшего школьного возраста являются произвольность психических явлений, внутренний план действий, рефлексия.

    Пленэр – это термин, обозначающий передачу в картине всего богатства изменений цвета, обусловленных воздействием солнечного света и окружающей атмосферы. Этот термин также используется для обозначения правдивого отражения красочного богатства натуры, всех изменений цвета в естественных условиях, при активной роли света и воздуха. Но, говоря о пленэре как об учебной дисциплине, в это понятие включают и графические (даже просто линейные и тональные) изображения, выполненные вне помещения мастерской.

      1   2   3


    написать администратору сайта