Главная страница
Навигация по странице:

  • 2.1. Методы и формы развития познавательного интереса младших школьников к живописи на пленэре

  • 2.2. Методические рекомендации по проведению пленэрной практики

  • Организация работы младших школьников на пленэре. Курсовая-пленэр-10 мая. Методические рекомендации по проведению пленэрной практики Выводы по второй главе


    Скачать 0.61 Mb.
    НазваниеМетодические рекомендации по проведению пленэрной практики Выводы по второй главе
    АнкорОрганизация работы младших школьников на пленэре
    Дата16.05.2023
    Размер0.61 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКурсовая-пленэр-10 мая.docx
    ТипМетодические рекомендации
    #1133751
    страница2 из 3
    1   2   3
    Глава 2. Методические аспекты организации работы младших школьников на пленэре
    2.1. Методы и формы развития познавательного интереса младших школьников к живописи на пленэре

    Все типы занятий по изобразительному искусству присутствуют в обучении младших школьников рисованию. Благодаря разнообразной тематике и методическим приемам педагог добивается формирования важнейших технических и художественных навыков рисования, что дает возможность успешного обучения в дальнейшем.

    Занятие по изобразительному искусству – это своеобразное трудовое (учебное) занятие для группы учеников, рассчитанное на определенный срок, основная цель которого – творческое развитие личности, воспитание грамотного зрителя, любящего искусство [9].

    На занятиях на пленэре младшим школьникам педагог должен давать посильные задания, например, наброски и зарисовки отдельно стоящих кустов и деревьев без окружающей природы. Задания могу быть следующими:

    Изучение натуры:

    1. Рассмотреть выбранное растение со всех сторон на дальнем и близком расстоянии с целью выявления его композиционных особенностей.

    2. Проанализировать  растение: отметить зависимость от ракурса пластики, ритма, динамики группы предметов, зафиксировать изменения тона и цвета.

    Выполнение эскизов в тоне:    

    3. Компоновка листа набросков и зарисовок в тоне выбранного учащимся формата:  вертикального или горизонтального.

    Обратить внимание детей на цветовые качества растения, преобладание  цветов, цветовые рефлексы.

    4. Выполнение эскиза, отражающего собственный тон растения.

    Ученику важно понять: что светлее, что темнее.

    5. Поиск выразительного композиционного решения.

    Выполнение этюда в цвете:

    6. Компоновка на листе А-4 изображения растения, выбор формата:  вертикального или горизонтального.

    7. Выполнить гармоничный и выразительный по цветовому наполнению этюд, проработать его более подробно: уточнить композицию, дополнить деталями.

    Самостоятельная работа учащихся: после знакомства с новым материалом учащиеся приступают к самостоятельной работе над набросками, зарисовками и этюдами. Педагог отслеживает выполнение задания и степень усвоения новой темы каждым ребёнком, по мере необходимости делает общие и индивидуальные замечания по работам, помогает исправить ошибки, корректируя те или иные аспекты композиционных решений словесными указаниями, либо выполняя на отдельном листе примерный вариант эскизного изображения.

    Под влиянием систематического обучения чувства младших школьников усложняются: они начинают распознавать эстетические качества самого художественного образа, проникаться настроением художественного произведения [3].

    Цвет как средство выразительности выполняет в детском рисунке смысловые функции. Младшему школьнику он помогает выразить эмоциональное отношение к образу. Более старшие дети изображают различные цветовые оттенки предметов, придавая тем самым некоторую выразительность образам. Предметы чаще всего окрашиваются определенным локальным цветом: небо синее, ствол дерева – коричневый, солнце желтое или оранжевое. Это отмечается как в младшем школьном возрасте, так и в старшем [11].

    Одной из особенностей проявления творчества в пейзажном рисунке младшего школьника следует считать его умение изображать по-разному фон, составляя и используя оттенки цветов. Окраска фона выполняет при этом важную смысловую функцию – она способствует передаче настроения, чувств маленького художника [21].

    Усвоив определенные программные навыки в передаче пространства, ребенок начинает чувствовать центр, стороны листа как плоскости. Свободное владение этими умениями служит показателем развития его творчества в рисунке о природе.

    Для выразительного изображения природы важно овладеть рисованием линий разной интенсивности, создаваемой различным нажатием на карандаш или использованием различных кистей, линейным и пространственным ритмом, который часто встречается в детских рисунках, помогая младшему школьнику передать пространственные взаимоотношения предметов. Использование всех этих средств достижения выразительности является показателем художественно-творческих способностей детей в изображении природы [15].

    В процессе освоения тем занятий и практических навыков у младших школьников, как правило, появляется определенный запас эстетических знаний. Они проявляют самостоятельность в выборе тем и образов. В их рисунках появляются обобщенные образы, картины природы. Наряду с этим младшие школьники стремятся изобразить индивидуальные качества предметов, того или иного времени года. Для выделения главного образа в рисунке увеличиваются возможности использования различных изобразительных средств – цвета, композиции, различных материалов (сангины, угольного карандаша, акварели, гуаши). Красиво смотрятся рисунки, выполненные в тональных сочетаниях одного цвета или в сочетании различных изобразительных материалов – угольного карандаша и гуаши, акварели и сангины [12].

    Для развития эстетической восприимчивости пейзажей детям младшего школьного возраста можно давать домашнее задание: в выходной день на прогулке в лесу, в парке найти картины природы, описанные в том или ином литературном произведении, потом их зарисовать и рассказать о них. Эти задания значительно развивают интерес младших школьников к природе, приучают их всматриваться в окружающий мир.

    Когда у младших школьников достаточно хорошо развито восприятие пейзажей в природе, в живописи и есть опыт творческого воплощения, можно предложить им для рисования обобщающую пейзажную тему.

    Индивидуальная и коллективная работа может быть организована и в вечерние часы, когда дети более свободно выбирают материал, беседуют о содержании рисунков, договариваются о том, какую часть рисунка выполнить. Такую большую работу следует тщательно подготовить. Желательно сначала сделать набросок простым карандашом, затем уже выполнять рисунок в цвете. Во время творческой коллективной работы дети проявляют активность, взаимопомощь, заинтересованность в успехе каждого, что способствует не только эстетическому и умственному, но и нравственному воспитанию учащихся. В этом случае можно предлагать рисовать по какому-то произведению, в котором отсутствует описание конкретных образов, а время года представлено очень обобщенно [21].

    Как и в живописных набросках, выполненных в классе, на пленэре в первых этюдах необходимо запечатлеть самые характерные цветовые и тональные отношения: отношения цвета земли, домов, воды на первом плане к далям и небу. Полезно выполнить на одном листе бумаги несколько кратковременных этюдов одного из мотивов при различных состояниях природы и провести сравнительный анализ. Кратковременные этюды способствуют «постановке глаза» на быстрое и точное определение качеств объектов в цвето-воздушной природной среде и развивают чувство уверенности в применении живописных средств [17].

    Маленького этюда вполне достаточно для передачи «сути» пейзажа. Для маленьких художников выполнение кратковременных этюдов небольшого формата – не сбор материала к пейзажному полотну, а один из способов изучения природных закономерностей и лишь в какой-то степени сбор изображений натурных форм для дальнейшей работы. Изучение (анализ) цветопластических отношений должно проводиться на этюдах небольшого формата. Неизбежные ошибки нет необходимости делать на листе большого формата.

    Изображение конкретных объектов и их деталей в пейзаже требует уже большей площади, так как в этом случае получается сложно организованная цветоносная масса, которую нужно хорошо обработать. К крупным композициям пейзажа, рассчитанным на два-три сеанса, нужно переходить по мере накопления живописных навыков при выполнении кратковременных этюдов. Под крупными этюдами обычно понимают этюды, не превышающие половины листа ватманской бумаги, так как листы больших форматов практически не нужны в большинстве случаев учебной пленэрной живописи. Работу над многосеансными этюдами крупного размера в акварели следует начинать с первоначального широкого прописывания, определяющего общие отношения. В акварели это нужно делать не в полную тональность, чтобы иметь возможность размыть отдельные части и наложить последующие слои краски, не уничтожая свечения бумаги. После этого общие цветотональные отношения нужно брать в полную силу и одновременно прописывать детали пейзажа [21].

    На пленэре в соответствии с законами воздушной среды и возможностями человеческого зрения чаще всего наиболее детально пишут первый план, но и на втором плане может быть довольно много предметов. Кроме этого, не всегда обязательно вести этюд по законам линейной перспективы. Часто необходимо придать изображению значительную плоскостность или почти уничтожить пространство. Могут быть также пейзажные изображения, не имеющие второго плана. Всё это говорит о том, что обработка той или иной детали зависит от творческого замысла. Активно обрабатываются наиболее важные в композиции предметы, смысловые акценты работы. Бывает так, что небольшая деталь «держит» всю композицию и является ключом к цветопластической организации этюда [13].

    Композиция пейзажа хранит в себе немало сложностей, хотя принципиально новых законов композиции, неизвестных из живописной работы в классе, нет. Те же законы симметрии (относительно равенства) действуют и в пейзаже, меняются только условия их применения, к которым в первую очередь относится глубокая многоплановая перспектива, заканчивающаяся часто видимой глазом линией горизонта. Именно глубокое пространство посредством построения планов во многом раскрывает сюжет.

    Сюжетное действие развивается путём перехода взгляда человека с предметов, расположенных на одном плане, к предметам последующего плана. Ели постараться многое продумать до эскиза, выполнить кратковременный маленький этюд с определением основных отношений в композиционном построении и почувствовать, как «устроить» пейзаж, в процессе работы над длительным этюдом всегда возникают трудности. Одни их них маленькие и легко решаемые, другие порой приводят в отчаяние. Это нормальное творческое состояние. Законченность в этюде пейзажа из-за разнообразия мотивов и состояний природы имеет более широкие границы, чем в этюде, выполненном с постановки в классе [21].

    Основные отношения в процессе обучения живописи на пленэре существенно обусловлены средой, которая при определённых местных условиях оказывает положительное или отрицательное воздействие. Поэтому сохраняя и усиливая положительное влияние среды, или сводя до минимума её отрицательное воздействие, в пленэрной практике используются такие приёмы, как: изучение памятников природы, истории, культуры, защита от неблагоприятных условий среды (спецодежда, зонты, оборудованные передвижные мастерские).

    Ключевым фактором работы с натуры на пленэре является её идейно-художественная и художественно-педагогическая направленность. При этом, учитывая характер, темперамент, способности, привычки учащихся, в учебно-творческой практике находят также применение и совершенствуются такие психолого-педагогические средства, как установочные беседы (создание определённых представлений об особенностях тематических этюдов с натуры и возможностях их совершенствования в самостоятельной практической работе). Также необходимы индивидуальные и групповые (предварительные и итоговые) просмотры с последующим обоснованным разбором положительных и отрицательных сторон этюдов, специализированные упражнения, способствующие развитию художественного мышления, овладению навыков выразительной передачи объекта [18].

    В начале работы над этюдом используются методы: свободного поиска композиционного решения, индивидуальных краткосрочных заданий с применением графических средств (линейные и силуэтные наброски, краткосрочные карандашные зарисовки, подготовительный рисунок), а в живописных 15-20 минутные этюды, колористические поиски общего тона, этюды основных фрагментов.

    Затем, на этапе обобщенно-пластического изображения (лепка формы цветом) при передаче общих тоновых и цветовых отношений, пропорциональных натуре, уточняется общий цветовой тон, определяются большие светотеневые массы, осуществляется обобщенная моделировка объёмной формы и живописная проработка с учётом воздушной перспективы.

    На этапе завершения этюда окончательно выявляется главное и второстепенное в цветовом строе этюда, происходит подчинение всех частей изображения целому, усиление или ослабление деталей по цветовому тону, светлоте и насыщенности [14].

    Результативность пленэрной практики во многом определяется наличием портативного оборудования (складные мольберты, стулья, зонты), качеством красок и материалов, полнотой группового оборудования (образцы учебно-творческих работ, наглядные пособия, приспособления для хранения и транспортировки этюдов). В процессе этого на пленэре вырабатываются приёмы передачи младшими школьниками навыков работы с натуры, тематического рисования, умение воспитывать у учащихся художественное восприятие окружающего мира.
    2.2. Методические рекомендации по проведению пленэрной практики

    Одной из основных задач организации работа младших школьников на пленэре является научить их воспринимать натуру цельно в определенном сочетании тонально-цветовых отношений.

    Анализ, синтез и сравнение – основные методы постижения натуры. Смотреть нужно глубоко и подробно, но при этом не терять общего. В обыденных вещах и явлениях природы необходимо учиться видеть необычное, важное, что остается скрытым от других. Другие методы, применяемые в пленэрной практике: словесный (объяснение, беседа, рассказ), наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы), практический, эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественных впечатлений).

    По характеру деятельности обучающихся можно выделить такие методы, как репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский. Занятия на пленэре лучше проводить с небольшими группами детей, что позволит осуществить дифференцированный и индивидуальный подход. В работе на пленэре перед детьми открываются просторы, многоплановость, богатое разнообразие форм, величин, цветов, постоянная смена атмосферных явлений. Городские этюды чаще получаются более эмоциональными благодаря наполненности людьми, транспортом, движением [21].

    Учебный этюд, целью которого является изучение законов живописи и рисунка в условиях пленэра, начинается с выбора мотива. Далее следует композиционное размещение целого и элементов изображения в необходимом формате и размере. Нужно изучить натурный мотив с разных точек зрения, сделать пробные наброски и выбрать лучший вид. Для первых этюдов лучше взять мотив с ясными по тону, цвету и форме предметами и планами. Желательно избегать композиции со сложными архитектурными сооружениями, множеством домов, транспорта, людей. Перед работой в материале этюд лучше создать в уме – продумать цели и задачи, выбрать главное. Надо определить точку зрения, линию горизонта, решить, сколько места на этюде будет отведено небу, земле или воде, деревьям и так далее. При компоновке надо избегать положений, когда вертикальная (пример: фонарь, дерево) или горизонтальная линия делит этюд пополам.

    Перед выполнением большого этюда следует сделать этюд-эскиз небольшого размера, в котором определить композицию, колористическое решение, наметить тонально-цветовое соотношение неба и земли, планов, крупных объектов пейзажа. Детальная проработка в данном случае не нужна. Композиционный этап начинается раньше подготовительного рисунка и продолжается до окончания работы над этюдом [4].

    Очень важен подготовительный рисунок. В нем окончательно определяются пропорции, на линии горизонта ставятся главные точки этюда, предельно конструктивно намечаются границы планов и основных предметов, их светотеневая масса, особенно в местах тональных контрастов. Начало подготовительного рисунка  это карандашный набросок с натуры, выполненный в пропорциональном соответствии с задуманным эскизом. Предварительное линейно-конструктивное построение форм позволяет более организованно вести следующую работу с цветом или тоном. С самого начала рисунок должен быть предельно лаконичным.

    Композиция, рисунок и живопись - это единый и неразделимый процесс работы как над этюдом, так и над другим живописным произведением. Работая на пленэре, обучающиеся обретают способность воспринимать и передавать в этюде отличительные особенности того или иного состояния и освещенности. Для передачи различных состояний природы нужны различные материалы, техники исполнения и размеры этюда. Полезно сделать вначале несколько небольших зарисовок разной освещенности и изменениями в общем тоне. Это поможет изучению световых и цветовых отношений для различного времени суток. «Никогда не гонитесь за большим размером этюдов, в большом этюде больше вранья, а в маленьком совсем мало, и если вы по-настоящему серьезно почувствуете, что вы видели, когда писали этюд, то и на картине отобразится правильное и полное впечатление виденного»,  говорил своим ученикам И.И. Левитан .

    Важно перед началом работы мысленно представить этюд законченным, колористически цельным и продумать соотношения основных цветовых масс. Начинать писать этюд можно с неба, земли, деревьев или другого места, где меняется цвет, но непременно это должны быть большие цветовые массы. Например, написали небо, затем землю, далее массу домов и деревьев. Так строятся большие цветовые отношения. Потом, когда они найдены, начинается лепка формы, находим свет и тень, затем пишем детали и заканчиваем вновь обобщением там, где это необходимо, и опять же уточняем большие цветовые пятна. Нельзя писать до конца одну часть этюда, пока не определена цветовая раскладка в целом. Введение и проработка деталей постоянно должны соотноситься и согласовываться с общим решением и гармонией этюда. В процессе работы нужно определить разницу между самым светлым и самым темным пятном, между самым теплым и самым холодным, самым интенсивным и самым блеклым на натуре и в изображении на плоскости. Получив навыки работы над небольшими этюдами, можно перейти к работе над более крупными и сложными композициями [21].

    Примерный план пленэрного занятия:

    1. Организационная часть.

    2. Изложение нового материала (новые понятия, термины, материалы, техники и приемы работы).

    3. Работа на воздухе:

    • изучение натуры;

    • выбор ракурса;

    • выполнение набросков, зарисовок;

    • выполнение этюда;

    • индивидуальное консультирование.

    1. Завершение занятия:

    • анализ и обсуждение работ;

    • домашнее задание;

    • выставка по итогам пленэра.

    Перед выездом на пленэр учащимся выдается памятка, в которой указываются место, где будет проходить пленэрное занятие, дата, место встречи перед выездом, время начала и окончания занятия, телефон педагога и перечень того, что необходимо взять с собой:

    • деньги на проезд или карточку;

    • питьевую воду (термос с горячим чаем), бутерброды, бумажные платочки и -влажные салфетки;

    • телефон, складной стульчик;

    • планшет формата А3 (фанера или другая твердая, прочная основа), зажимы для бумаги – 4 штуки (небольшие, 25 мм);

    • бумага А3 для акварели – 3 листа;

    • простые карандаши, точилка, стирательная резинка.

    Материалы на выбор:

    1. Краски акварельные, кисти, стаканчик для воды, бутылка с технической водой, тряпочка.

    2. Пастель (масляная или сухая).

    В результате долгой и упорной работы с натуры (на пленэре) учащиеся приобретают настоящее «ощущение природы», их картины становятся содержательными, убедительными, наполненными эмоциональным чувством.

    1   2   3


    написать администратору сайта