Методические рекомендации по проведению уроков в 11 классе урок Табличный процессор. Основные сведения Планируемые образовательные результаты
Скачать 1.38 Mb.
|
Решаемые учебные задачи: 1) актуализация основных сведений о базовых алгоритмических конструкциях (структурах); 2) решение задач, предполагающих выполнение имеющегося алгоритма при заданных исходных данных, анализ имеющегося алгоритма, составление алгоритма. Основные понятия: алгоритм, основные алгоритмические конструкции, последовательная структура, ветвящаяся структура, циклическая структура. Электронное приложение к учебнику: презентация «Алгоритмические структуры»; онлайн-тест № 6 «Алгоритмические структуры». Дополнительные интернет-ресурсы: РЭШ (https://resh.edu.ru). Урок 2. Базовые алгоритмические структуры. Дополнительные печатные материалы: Информатика. 11 класс. Базовый уровень. Самостоятельные и контрольные работы / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова, Н. А. Аквилянов. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. Особенности изложения содержания темы урока Актуализацию опорных знаний по теме урока рекомендуется организовать на основе презентации. Основное внимание в презентации уделено решению задач, в том числе типовых заданий для подготовки к ЕГЭ по информатике. Все задачи, рассмотренные в презентации, имеют решение и ответ, которые появляются при выборе соответствующих кнопок на слайде. Ответы и решения на вопросы и задания в презентации. Пример 1 (слайд 4). Ответ. Данный алгоритм возводит заданное число в 9-ю степень. Пример 2 (слайд 5). Ответ. Данный алгоритм находит значение переменой y, заданной системой: 4 4 1 1 5 1 x x x x x y , , , Вопрос (слайд 8). Какие ассоциации, связанные с основными алгоритмическими конструкциями, вызывают данные объекты. Объясните свой выбор. Примерные ответы: 32 последовательные: эволюция человечества, жизнь человека, песочные часы; ветвящиеся: развилка на дороге, выбор, шекспировский Гамлет («Быть или не быть…»), сферы специализации левого и правого полушарий головного мозга; циклические: часы (со стрелками), метаморфозы бабочки; рекурсивные: дерево, лист папоротника, снежинка. Примеры обоснования: как в линейном алгоритме все команды выполняются строго друг за другом, так и эволюция идёт в одном направлении без возможности возврата назад; движение стрелок по циферблату похоже на циклический алгоритм: стрелки часов проходят один и тот же путь по кругу (тело цикла) до тех пор, пока не кончится завод или батарейка (условие завершения цикла). Задание 1-А (слайд 9). У исполнителя Вычислитель три команды: прибавь 1 – увеличивает число на экране на 1; умножь на 2 – удваивает число; умножь на 3 – утраивает число. Сколько существует различных программ, которые число 1 преобразуют в число 12? Примечание для учителя. Задание 22 из демонстрационного варианта ЕГЭ 2017 г. (Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации). На уроке желательно рассмотреть актуальное задание данного типа. Решение может быть оформлено разными способами. В учебнике и презентации рассматриваются два разных способа оформления. Учитель может выбрать любой на своё усмотрение. Если способ, предложенный в презентации не подходит, то можно проигнорировать кнопку «Решение» и выбрать сразу кнопку «Ответ». Решение: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 +1 1 2 3 5 5 10 10 15 18 23 23 × 2 1 2 3 5 5 10 × 3 1 2 3 5 Всего 1 2 3 5 5 10 10 15 18 23 23 38 Ответ: 38. Задание1-Б(слайд 11).Сколько существует различных программ, которые число 1 преобразуют в число 12 и при этом траектория вычислений содержит число 6? Примечание для учителя.Задача на основе задачи 1-А. При решении можно ориентироваться на ранее построенную таблицу. Решение: 1 2 3 4 5 6! 7 8 9 10 11 12 +1 1 2 3 5 5 10 10 10 10 10 10 × 2 1 2 3 – – 10 33 × 3 1 2 – – Всего 1 2 3 5 5 10 10 10 10 10 10 20 Ответ: 20. Задание 1-В (слайд 12). Сколько существует различных программ, которые число 1 преобразуют в число 12 и при этом траектория вычислений не содержит число 4? Примечание для учителя. Задача на основе задачи 1-А. Решение: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 +1 1 2 0 0 5 5 5 8 8 8 × 2 1 3 0 0 5 × 3 1 2 3 0 Всего 1 2 3 0 0 5 5 5 8 8 8 13 Ответ: 13. Задание 2 (слайд 13). Решение задачи детально рассмотрено в презентации. Задание 3 (слайд 16) (аналогично заданию № 5 к § 6). Примечание для учителя. Данная задача в 11-м классе носит скорее не содержательный, а развлекательный характер. Решение. Слайд с интерактивными элементами – кнопками А и В. Нажатие кнопок приводит к появлению напитков: АА – лимонад, АВ – сок, ВА – чай, ВВ – кофе. Щелчок по появившемуся напитку удаляет его с экрана. Также он исчезает при начале новой серии команд. Пример блок-схемы: При наличии времени в конце урока можно предложить ученикам выполнить онлайн-тест № 6. Онлайн-тест № 6. Алгоритмические структуры 1. Какое определение можно использовать для циклического алгоритма? способ представления алгоритма с помощью геометрических фигур; алгоритм, содержащий многократные повторения некоторых операторов; алгоритм, содержащий условия; представление алгоритма в форме таблиц и расчётных формул. 34 2. Какой тип алгоритма должен быть выбран при решении квадратного уравнения? линейный; разветвляющийся; циклический; любой. 3. Исполнитель Черепашка перемещается на экране компьютера, оставляя след в виде линии. В каждый конкретный момент известно положение исполнителя и направление его движения. У исполнителя существуют две команды: Вперед n, где n – целое число, — команда, вызывающая передвижение черепашки на n шагов в направлении движения; Направо m, где m – целое число, — команда, вызывающая изменение направления движения на m градусов по часовой стрелке. Запись Повтори 5 [Команда1 Команда2] означает, что последовательность команд в скобках повторится 5 раз. Черепашке был дан для исполнения следующий алгоритм: Повтори 5 [Вперед 10 Направо 72] Какая фигура появится на экране? незамкнутая ломаная линия; правильный треугольник; квадрат; правильный пятиугольник. 4. Сколько клеток лабиринта соответствуют требованию, что, начав движение в ней и выполнив следующую программу, РОБОТ уцелеет и остановится в закрашенной клетке (клетка A1)? НАЧАЛО ПОКА < слева свободно ИЛИ сверху свободно > ЕСЛИ < слева свободно > ТО влево ИНАЧЕ вверх КОНЕЦ ЕСЛИ КОНЕЦ ПОКА КОНЕЦ 14; 20; 26; 28. 5. Определите значение переменной s после выполнения фрагмента алгоритма. 1 2 3 4 5 6 A B C D E F 35 Ответ: 270. В сборнике самостоятельных и контрольных работ представлена самостоятельная работа № 1 «Алгоритмы и исполнители», содержащая три разноуровневых варианта. № Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3 1 1) Всего 8 программ: 111, 112, 121, 122, 211, 212, 221, 222. 2) 64. 3) 121211 1) 2212. 2) 22211 4 2 АНЯ 10139; 101413 (867 и 646) 1) 8352. 2) 2358. 3) 8532 3 N = 5, a = 6, b = 4 20 6 Домашнее задание: § 6, вопросы и задания № 1–4, 6–9. Указания, комментарии, ответы и решения Ответы на вопросы в тексте параграфа Вопросы к примеру 4 на стр. 82. При N = 22 получается строка 33; при N = 23 – строка из одной цифры 2; при N = 24 – строка 23. Вопросы к примеру 4 на стр. 83. При N = 2017 получается строка 33; при N = 12 345 – строка 233. При N = 2015 – строка 332; при N = 12 347 – строка 3. Вопросы к примеру 5 на стр. 84. Значение переменной S в первой блок-схеме не определено, так как переменная B не определена и её значение по ходу выполнения алгоритма неизвестно, если допустить, что неопределённые переменные равны 0 по умолчанию (в некоторых языках это так), то алгоритм находит первую n := n + 1; n := 40 s := 0 n > 50 да нет n – чётно s := s + n да нет 36 значащую цифру числа X. Рекомендуется дать учащимся задание: «Измените блок-схему так, чтобы вычислялась сумма цифр десятичной записи числа X». Вторая блок-схема позволяет найти количество значащих цифр десятичной записи числа X. X {102, 111, 120, 201, 210, 300}. Ответ на второй вопрос представлен к уже изменённому первому алгоритму, т. е. к алгоритму нахождения суммы цифр (S) целого числа (X). Ответы на вопросы к параграфу № 2. Из условия задачи следует, что в каждом подъезде 64 квартиры. 1. Определим нужный подъезд: 362 div 64 = 5, следовательно, искомая квартира находится в 6-м подъезде. 2. Определим нужный этаж: 362 mod 64 div 4 = 10, следовательно, искомая квартира находится на 11-м этаже. № 9. 1) 2; 2) 3; 3) 3. Уроки 9–11. Запись алгоритмов на языке программирования Паскаль. Анализ программ с помощью трассировочных таблиц. Функциональный подход к анализу программ Планируемые образовательные результаты: предметные: выполнять пошагово (с использованием компьютера или вручную) несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных; определять результат выполнения алгоритма при заданных исходных данных; узнавать изученные алгоритмы обработки чисел и числовых последовательностей; создавать на их основе несложные программы анализа данных; читать и понимать несложные программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня; создавать на алгоритмическом языке программы для решения типовых задач базового уровня из различных предметных областей с использованием основных алгоритмических конструкций; метапредметные: самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. 37 личностные: мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества. Решаемые учебные задачи: 1) систематизация представлений о структурной организации данных; 2) актуализация основных сведений о языке программирования Pascal (Паскаль); 3) рассмотрение разных способов анализа программ. Основные понятия: языки программирования, данные, структура данных, идентификаторы, операторы, трассировочные таблицы. Электронное приложение к учебнику: презентация «Запись алгоритмов на языках программирования»; онлайн-тест № 7 «Запись алгоритмов на языках программирования». Дополнительные интернет-ресурсы: РЭШ (https://resh.edu.ru). Урок 3. Запись алгоритмов на языках программирования. Язык программирования Паскаль (Питон). Дополнительные печатные материалы: Информатика. 11 класс. Базовый уровень. Самостоятельные и контрольные работы / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова, Н. А. Аквилянов. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. Особенности изложения содержания темы урока На первом уроке рекомендуется обсудить с учащимися вопросы, касающиеся структурной организации данных, актуализировать полученные учащимися в основной школе знания и умения по программированию. В презентации соответствующая информация представлена на слайдах 3–10. В школах используют разные версии языка Pascal (Паскаль), которые могут различаться группой используемых типов данных, их характеристиками; набором стандартных функций и процедур; возможностями и т. д. Все решения проверялись на базе среды программирования PascalABC.NET, однако многие дополнительные возможности данной версии Pascal намеренно не использовались, чтобы решение по возможности было корректным и для других, более ранних, версий языка. Далее можно рассмотреть примеры программ 1 , приведённые на стр. 91, 92 учебника (примеры 1 и 2). После этого можно предложить учащимся восстановить навыки программирования в процессе выполнения заданий № 11–13, 15 и 16 к § 7 (по усмотрению учителя). 1 В учебнике все программы написаны на языке Pascal. Учитывая, что сегодня очень популярен язык программирования Python, при наличии времени можно познакомить учеников с этим языком программирования и предложить им далее работать уже на Python. 38 В качестве домашнего задания к первому уроку можно предложить вопросы и задания № 1–6 к § 7, а также один из вариантов разноуровневой самостоятельной работы № 2 «Запись алгоритмов на языке программирования» (ответы даны ниже в разделе «Возможные варианты программ разноуровневой самостоятельной работы № 2»). На втором уроке рекомендуется продолжить работу с презентацией (слайды 11–13), рассмотреть примеры 3–6 на стр. 92–96 учебника, предложить ученикам начать выполнение разноуровневой самостоятельной работы № 3 «Анализ алгоритмов». № Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3 1 а = 32, с = 5 a = 10, b = –18 n = 101, s = 2550 2 x = 2, y = 5, t = 5 a = 4682, b = 4680 P = 24, i = 10 3 c = 12 1024 126 4 1234 19 14 5 29 56 Корректно для F, G 6 Корректно для B Корректно для F 1) 333, 2) 117, 3) 900, 4) 1001, 5) 11000 В качестве домашнего задания ко второму уроку можно предложить вопросы и задания № 7, 8 и 14 к § 7. На третьем уроке продолжается работа с презентацией (слайды 14–19), рассматриваются примеры 7 и 8 на стр. 96–98 учебника, завершается выполнение разноуровневой самостоятельной работы № 3 «Анализ алгоритмов». В качестве домашнего задания к третьему уроку можно предложить вопросы и задания № 9, 10 к § 7. При наличии времени в конце урока можно предложить ученикам выполнить онлайн-тест № 7. Онлайн-тест № 7. Запись алгоритмов на языках программирования 1. Определите значение целочисленных переменных a и b после выполнения фрагмента программы: a := 2468; b := (a mod 1000)*10; a := a div 1000 + b; a = 22, b = 20; a = 4682, b = 4680; a = 8246, b = 246; a = 470, b = 468. 2. Определите значение переменной c после выполнения следующего фрагмента программы, в котором a, b и с — переменные вещественного (действительного) типа: a := 120; b := 100; 39 a := a + b / 2; if b < a / 2 then c := b + a else c := b + a / 2 с = 155; с = 160; с = 185; с = 270. 3. Определите значение переменной P после выполнения следующего фрагмента программы: P:=1; i:=3; while i <= 9 do begin P := P * (i div 3); i := i + 1; end 1; 3; 9; 24. 4. Определите значение переменной y, которое будет получено в результате выполнения следующей программы: var n, y: integer; begin y := 0; for n := 6 downto 3 do begin y := y + 1; y :=y * 2; end end. Ответ: 30. 5. Определите, что будет напечатано в результате работы следующего фрагмента программы: var k, s: integer; begin s:=0; k:=1; while s < 66 do begin k:=k+3; s:=s+k; end; write(s); end. Ответ: 69. Указания, комментарии, ответы и решения Ответы на вопросы в тексте параграфа Вопрос к примеру 1 на стр. 91. |