обществознание. Методические рекомендации по работе с понятиями, а также подробный предметный указатель, обеспечивающий их быстрый поиск
Скачать 0.74 Mb.
|
СТАГНАЦИЯ — застой в развитии. Т РАНСНАЦИОНАЛЬНАЯ КОРПОРАЦИЯ (ТНК) — компания, владеющая производ- ственными подразделениями в нескольких странах (McDonald’s, Microsoft, IKEA, Coca-Cola и т. д.). 3. Познание А БСОЛЮТНАЯ ИСТИНА — это истина, пред- ставляющая собой исчерпывающее досто- верное знание о природе, человеке и об- ществе; знание, которое не может быть опровергнуто. АБСТРАГИРОВАНИЕ — вид мыслительной операции, предполагающий мысленное от- влечение от некоторых признаков, с целью лучшего понимания сути в целом. СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ 18 АНАЛИЗ — вид мыслительной операции, предполагающий мысленное разложение целого на части. АНАЛОГИЯ — вид умозаключения, предпо- лагающий установление подобия, сходства предметов, явлений, процессов, величин и т. п. в каких-либо свойствах. В ОСПРИЯТИЕ — форма чувственного позна- ния, связанная с отражением образа объ- екта познания в сознании, возникающая в результате его воздействия на органы чувств человека. Г ИПОТЕЗА — форма научного познания, предполагающая научное предположение, истинное значение которого носит вероят- ностный характер и нуждается в доказа- тельстве, проверке; в ходе проверки гипо- тезы или превращаются в научные теории, или отбрасываются как заблуждение. Д ЕДУКЦИЯ — вид умозаключения, предпола- гающий движение мысли от общего к част- ному. З АБЛУЖДЕНИЕ — содержание знания, не соответствующее реальности, но ошибочно принимаемое за истину. 19 3. ПОЗНАНИЕ ЗНАНИЯ — результат познания действитель- ности. И ДЕАЛИЗАЦИЯ — метод теоретического по- знания, предполагающий мысленное кон- струирование объектов. ИНДУКЦИЯ — вид умозаключения, предпо- лагающий движение мысли от частного к общему. ИНТУИЦИЯ — форма познания, в которой проявляется способность непосредственного постижения истины в результате «озаре- ния», «наития», «прозрения» без опоры на логические обоснования и доказательства. ИСТИНА — это соответствие полученных зна- ний содержанию объекта познания. ИСТОРИЯ — наука, изучающая прошлое че- ловеческого общества. К ОНКРЕТИЗАЦИЯ — вид мыслительной опе- рации, предполагающий рассмотрение кон- кретных признаков. КРИТЕРИЙ ИСТИНЫ — это то, что удостове- ряет истину и позволяет отличить её от заблуждения. КУЛЬТУРОЛОГИЯ — наука, охватывающая совокупность знаний о культуре. СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ 20 Л ОЖЬ — искажение действительного состоя- ния дел, имеющее целью ввести кого-либо в обман. Н АБЛЮДЕНИЕ — метод эмпирического по- знания, предполагающий целенаправленное изучение отдельных предметов и явлений, в ходе которого постигаются внешние свой- ства и признаки при отсутствии воздей- ствия субъекта познания на объект иссле- дования. НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА — проблема, выража- ющаяся в наличии противоположных по- зиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекват- ной научной теории для её разрешения. НАУЧНАЯ ТЕОРИЯ — форма научного знания, дающая целостное отображение закономер- ных и существенных связей определённой области действительности. НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ — вид познания, на- правленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе. НАУЧНЫЕ ЗНАНИЯ — это знания, установ- ленные и проверенные с помощью специ- альных методов науки, включённые в об- щую систему обоснованных знаний. 21 3. ПОЗНАНИЕ НАУЧНЫЙ ФАКТ — форма научного позна- ния, предполагающая объективное отраже- ние события, явления в сознании человека. О БРАЗ «Я» («Я»-КОНЦЕПЦИЯ) — представле- ние человека о самом себе. ОБЪЕКТИВНАЯ ИСТИНА — содержание зна- ния, которое не зависит ни от человека, ни от человечества. ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНА — это истина, представляющая собой неполное, неточное знание, соответствующее определённому уровню развития общества и которое мо- жет быть уточнено в будущем; знание, за- висящее от определённых условий, места и времени его получения. ОЩУЩЕНИЕ — форма чувственного познания, связанная с отражением отдельных свойств объекта познания в сознании, возникающее в результате его воздействия на органы чувств человека. П ОЗНАНИЕ — форма деятельности, ориенти- рованная на получение достоверных знаний о мире (природа, общество, человек). ПОЛИТОЛОГИЯ — наука, объектом изучения которой является многообразие политиче- ской жизни. СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ 22 ПОНЯТИЕ — форма мышления, представляю- щая собой отражение существенных при- знаков предмета. ПРАВОВЕДЕНИЕ (ЮРИСПРУДЕНЦИЯ) — нау- ка, изучающая право как особую систему социальных норм. ПРАКТИКА — деятельность людей по преоб- разованию окружающего мира. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ — форма чувственного по- знания, отражающая обобщённый образ объекта познания, сохраняемый и воспро- изводимый в сознании без его непосред- ственного воздействия на органы чувств человека. Р АЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ — форма позна- ния, которая осуществляется посредством мышления. С АМООЦЕНКА — эмоциональное отношение человека к собственному образу. САМОПОЗНАНИЕ — изучение личностью соб- ственных психических и физических осо- бенностей. СИНТЕЗ — вид мыслительной операции, пред- полагающий мысленное объединение ча- стей в одно целое. 23 3. ПОЗНАНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ — вид научного познания, связанный с развитием и при- обретением знаний о человеке и обществе. СОЦИОЛОГИЯ — наука о закономерностях развития и функционирования общества как системы. СРАВНЕНИЕ — вид мыслительной операции, предполагающий мысленное установление сходств и различий. СУЖДЕНИЕ — форма мышления, представля- ющая собой отдельную мысль о чём-либо. У МОЗАКЛЮЧЕНИЕ — форма мышления, представляющая собой вывод из несколь- ких суждений, дающий новое знание. Ф ИЛОСОФИЯ — наука о наиболее общих за- конах развития природы, общества и по- знания. Ч УВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ — форма позна- ния, которая осуществляется органами чувств (зрением, слухом, обонянием, ося- занием, вкусом). Э КОНОМИКА — наука, которая исследует, как люди в условиях ограниченности ре- сурсов удовлетворяют постоянно растущие потребности. СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ 24 ЭКСПЕРИМЕНТ — метод эмпирического позна- ния, предполагающий исследование како- го-либо явления путём активного воздей- ствия на него при помощи создания новых условий, соответствующих целям исследо- вания. ЭМПИРИЧЕСКИЙ ЗАКОН — форма научного познания, представляющая собой установ- ленную объективную, повторяющуюся, устойчивую связь между явлениями и про- цессами. ЭСТЕТИКА — наука (раздел философии) о сущности и формах творчества по зако- нам красоты. ЭТИКА — наука (раздел философии), объектом изучения которой являются нравственность и мораль. 4. Культура и духовная сфера жизни общества А НИМИЗМ — ранняя форма религии, отража- ющая веру в духов и душу или всеобщую одухотворённость природы. Г УМАНИЗМ — это совокупность идей, при- знающих ценность человеческой личности. Любое мировоззрение, основой которого яв- ляется уважение человека, признание его 25 4. КУЛЬТУРА И ДУХОВНАЯ СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА права на свободу, всестороннее развитие, счастье является гуманизмом. ГУМАННОСТЬ (ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ) — любовь, внимание к человеку, уважение к чело- веческой личности; доброе отношение ко всему живому. ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ — осознание челове- ком себя как гражданина страны, его го- товность и способность активно участвовать в делах общества и государства, сознатель- но пользоваться своими правами, свобода- ми и выполнять свои обязанности. Д ИАЛОГ КУЛЬТУР — взаимодействие, взаи- мопроникновение, общение, духовное сбли- жение различных культур. ДОМИНИРУЮЩАЯ КУЛЬТУРА — преобладаю- щая культура общества. И НТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ КУЛЬТУР — со- здание единого культурного пространства для разных наций и народов. ИСКУССТВО — форма деятельности человека, отражающая действительность в художе- ственных образах. К ОНТРКУЛЬТУРА — это часть культуры об- щества, которая противоречит ценностям доминирующей культуры. СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ 26 КУЛЬТ — это система религиозных ритуалов и обрядов (например, заклинания духов, ритуальные пляски, поклоны, проповедь, молитва, исповедь, паломничество и др.). КУЛЬТУРА (в широком смысле) — это сово- купность всех форм и результатов чело- веческой деятельности (все то, что создал человек). М АГИЯ (КОЛДОВСТВО) — комплекс риту- альных обрядов, имеющих целью воздей- ствовать на скрытые от человека силы для получения материальных и иных резуль- татов. МАССОВАЯ КУЛЬТУРА — часть культуры об- щества, характеризующаяся особыми при- знаками: коммерческая направленность, развлекательность, стандартизированность, доступность и др. МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ — это группа религий, отличающаяся распространённостью по всем регионам Земли, обращением ко всем людям независимо от этнической и полити- ческой принадлежности, наибольшим чис- лом верующих. МОРАЛЬ — это совокупность социальных норм, одобренных общественным мнением, опре- деляющих отношения людей в социуме. 27 4. КУЛЬТУРА И ДУХОВНАЯ СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА Н АРОДНАЯ КУЛЬТУРА — часть культуры общества, характеризующаяся особыми признаками: анонимность, коллективность творческих процессов, произведения при создании и потреблении не требуют про- фессиональной подготовки, устные спосо- бы передачи, складывается на протяжении длительного исторического времени. НАУКА — творческая деятельность, направ- ленная на получение новых знаний о при- роде, обществе, человеке. НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РЕЛИ- ГИИ — это группа религий, которые со- ставляют основу религиозной жизни от- дельных наций. НРАВСТВЕННОСТЬ — степень усвоения лич- ностью моральных ценностей общества и практическое следование им в повседнев- ной жизни, т. е. выражение человеческого в человеке. НРАВСТВЕННЫЕ КАТЕГОРИИ — понятия мо- рали, которые носят всеобщий характер (добро, долг, совесть, честь, достоинство, справедливость, счастье и др.). О БРАЗОВАНИЕ — получение людьми знаний, умений и навыков, развитие умственно-по- знавательных и творческих способностей СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ 28 через систему социальных институтов (се- мья, школа, средства массовой информации и пр.). П АТРИОТИЗМ — любовь к Отечеству, предан- ность ему, стремление своими действиями служить его интересам. Он не исключает уважение к другим народам. Р ЕЛИГИЯ — вера в сверхъестественное; со- вокупность взглядов и представлений, система верований и обрядов, объединяю- щая признающих их людей в единую общ- ность. РЕЛИГИОЗНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ В РФ — это до- бровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основани- ях проживающих на территории нашей страны, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры. Ре- лигиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций. РЕЛИГИОЗНАЯ ГРУППА — религиозное объ- единение, которое осуществляет свою дея- тельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридиче- ского лица. 29 4. КУЛЬТУРА И ДУХОВНАЯ СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ — религиозное объединение, для создания которого требу- ется государственная регистрация в каче- стве юридического лица. С УБКУЛЬТУРА — часть культуры общества, отличающаяся от культуры преобладаю- щего большинства, но не противоречащая доминирующей культуре. Т ОЛЕРАНТНОСТЬ — стратегия поведения, включающая готовность воспринимать иные взгляды; уважение свободы (в том числе свободы мысли, творчества, совести) другого человека; определённую меру со- страдания, великодушия и терпения. ТОТЕМИЗМ — ранняя форма религии, отра- жающая поклонение животному или рас- тению как своему мифическому предку и защитнику. Ф ЕТИШИЗМ — ранняя форма религии, от- ражающая веру в магические свойства различных предметов (амулетов, фигурок и т. п.). Э ЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА — часть культу- ры общества, характеризующаяся особы- ми признаками: высокая содержательная СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ 30 сложность, ориентация на узкий круг ценителей и знатоков, стремление к ав- торскому самовыражению, необходимость специальной подготовки для её понимания. 5. Социальные отношения А ВТОРИТЕТ — оценка обществом личных и деловых качеств человека. АЛКОГОЛИЗМ — это заболевание, характери- зующееся регулярным употреблением раз- личных алкогольных напитков, которые отрицательно влияют на здоровье, поведе- ние, образ жизни человека. АРБИТРАЖ — способ решения проблемы, предполагающий обращение к специаль- ному органу власти за помощью в её ре- шении. В ЕРТИКАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ — вид со- циальной мобильности, связанный с пере- мещением вверх (восходящая мобильность) или вниз (нисходящая мобильность) по со- циальной лестнице. Г ЕНОЦИД — форма национализма, предна- меренное и систематическое уничтожение отдельных групп населения по расовым, на- 31 5. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ циональным или религиозным признакам, а также умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на полное или ча- стичное физическое уничтожение этих групп (например, Холокост — массовое уничтожение гитлеровцами еврейского на- селения во время Второй мировой войны). ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ — вид социальной мобильности, связанный с пе- ремещением на одном социально-экономи- ческом уровне, без изменения социального статуса (переход из одной школы в другую, повторный брак, смена гражданства, ми- грация и др.). Д ИФФЕРЕНЦИАЦИЯ (МЕЖНАЦИОНАЛЬ- НАЯ) — тенденция развития межнацио- нальных отношений в современном мире, проявляющаяся в процессе разъединения, разделения, противостояния различных наций, этносов и народов в самых разных планах. З ДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ — образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья. И НТЕГРАЦИЯ (МЕЖНАЦИОНАЛЬНАЯ) — тен- денция развития межнациональных отно- СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ 32 шений в современном мире, проявляюща- яся в процессе постепенного объединения различных этносов, народов и наций в сфе- ре экономической, политической, культур- ной жизни. К АСТА — социальная группа, имеющая ре- лигиозное освящение, членством в ней чело- век обязан исключительно своим рождением. КЛАСС — социальная группа, отличающаяся по положению в системе производственных отношений; принадлежность к классам не регламентируется властями, не устанавли- вается законодательно и не передаётся по наследству. КОМПРОМИСС — способ решения проблемы через взаимные уступки сторон. КСЕНОФОБИЯ — форма национализма, про- являющаяся в навязчивом необоснованном страхе перед чужими взглядами, обычаями, культурными особенностями, восприятии их как опасного и враждебного явления. Л ЮМПЕН — представитель деклассированных слоёв общества — «социального дна» (пре- ступники, бродяги, нищие и пр.). М АРГИНАЛЬНОСТЬ — «пограничное», проме- жуточное, неопределённое состояние чело- 33 5. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ века, людей (группы), которые оказались исключёнными из системы привычных со- циальных связей и не смогли включиться в новые социальные связи. МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ — мно- гообразные связи между этносами (народа- ми), охватывающие все сферы обществен- ной жизни. МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ — это социальный конфликт, являющийся ре- зультатом нарастания социального напря- жения в отношениях между народами, защищающими свои национальные инте- ресы, и обострения противоречий вплоть до вооруженных столкновений, открытых военных действий. МОЛОДЁЖЬ — это социально-демографическая группа, которая выделяется на основе воз- растных характеристик (приблизительно от 16 до 25–30 лет), особенностей социального положения, определённых социально-пси- хологических характеристик. Н АРКОМАНИЯ — это заболевание, харак- теризующееся непреодолимым влечением к наркотикам. НАРОДНОСТЬ — вид этноса, представляющий собой исторически сложившуюся общность СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ 34 людей, объединяемых общей территорией, языком, психическим складом, культурой. НАЦИОНАЛИЗМ — идеология и политика, ставящие интересы нации превыше любых других экономических, социальных, поли- тических интересов, стремление к нацио- нальной замкнутости; недоверие к другим нациям, нередко перерастающее в межна- циональную вражду. НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА — это внутрен- няя политика государства в отношении этнических общностей, целенаправленная деятельность по регулированию межэтниче- ских отношений и этнополитических про- цессов. НАЦИЯ — вид этноса, представляющий собой исторически сложившуюся общность лю- дей, характеризующуюся развитыми эко- номическими связями, общей территорией и общностью языка, культуры, этнического самосознания. |