Методические указания для преподавателей к семинарским занятиям по истории медицины на основании рабочей программы фгос дисциплины История медицины
Скачать 0.98 Mb.
|
уметь: -использовать литературу для подготовки реферативных сообщений, - работать с аудиторией. владеть: ОК-1,ОК-3,ОК-5. 3. Контрольные вопросы
5. Информационный блок. 5.1. Общая характеристика медицины XVII-XVIII вв. XVII век ознаменован деятельностью плеяды блестящих мыслителей, заложивших основы современного естествознания и далеко продвинувших вперед общественные науки, особенно философию. Ф. Бэкон (1561—1626) и P. Декарт (1596—1650), X. Де Руа (1598—1679) и П. Гассенди (1592—1655), Б. Спиноза (1632—1677) и Г. Лейбниц (1646—1716), Т. Гоббс (1588—1679) и Дж. Локк (1632—1704) создали детально разработанные философские системы, развивающие материалистические и атеистические идеи, противопоставляющие философию и научное знание религии. Критика основных естественнонаучных представлений и средневековой картины мира деятелями Возрождения создала необходимые условия для формирования нового мировоззрения, разделения сферы объективного знания и религии. Набиравшая силу буржуазия, стремившаяся подорвать идеологический оплот феодализма — католическую церковь, была заинтересована в развитии практических знаний и поддерживала идею освобождения науки от влияния церкви. К 17 в. политическая ситуация в Европе изменилась. В Англии победа буржуазной революции 1640—1649 гг. обеспечила политическое господство буржуазии, что дало возможность ее идеологам последовательно развивать прогрессивные для своего времени концепции механического материала, пропагандировать и внедрять опытно-экспериментальный метод исследования природы. В других развитых странах Европы, несмотря на преобладание буржуазии в области экономики, политическое положение ее было неустойчивым, поскольку институты государственной власти были полностью феодальными. В 1600 г. был сожжен Дж. Бруно. В 1631 г. перед церковным судом предстал X. Де Руа: его материалистические взгляды на сущность души и ее соотношение с телом были признаны еретическими. В 1633 г. суд инквизиции принудил Галилея отречься от учения о вращении Земли вокруг Солнца. В 1624 г. за попытку провести в Париже публичный диспут против некоторых положений Аристотеля французский врач Э. де Клав был заочно приговорен к смертной казни. По всей Европе пылали костры, сжигавшие ведьм и колдунов. В 17в наука стала принимать международный характер. Ученые обменивались письмами, сообщали друг другу о своих наблюдениях, открытиях, изобретениях, теориях, оживленно обсуждали их. Один за другим создавались научные центры. Еще во второй половине 16 в. в Италии была основана «Академия опыта». В Англии в 1579 г. открылся Грашен-колледж — учебно-научное учреждение опытно-практического направления, на базе которого в 1660 г. было основано Лондонское королевское общество. В течение 17 в. в Англии создано несколько научных учреждений типа специализированных академий, в т.ч. Королевский колледж врачей и Королевский колледж хирургов. В 1666 г. открыта Парижская академия наук. В течение 18 в. во Франции было организовано большое число различных академий и научных обществ, в т.ч. Академия хирургии (1731). Академии наук открылись и в других странах Европы: Германская академия естествоиспытателей «Леопольдина» (1652), Берлинская (1701), Петербургская (1724). Стокгольмская (1730), Мюнхенская (1759) и другие академии. 5.2. Научная революция в естествознании. Выдающиеся достижения в физике (Г. Галилей, И. Ньютон, Х. Гюйгенс, Торричелли, Б. Паскаль,Цельсий) и их влияние на медицину. Первые медицинские приборы, термометрия в эксперименте (С. Санторио, Д. Бальиви) Наибольшее развитие получила физика. В 16—17 вв. Г. Галилей. И. Ньютон (1643—1727) и Г. Гюйгенс (1629—1695) разработали основные положения классической механики Э. Торричелли (1608—1647) изобрел ртутный барометр, открыл атмосферное давление и вакуум. Б. Паскаль (1623—1662) сформулировал основной закон гидростатики. Большие успехи были достигнуты в области оптики. В конце 18 в. создано учение об электричестве. Передовые врачи уже в начале 17 в. стремились использовать достижения физики в интересах медицины. Последователь Г. Галилея С. Санторио (1561—1636), которому вместе с его учителем принадлежит честь изобретения ртутного термометра, а также прибора для измерения пульса (сфигмометра), первый применил экспериментально-механические и математические методы в медицине. Он создал направление, приверженцы которого объясняли все процессы жизнедеятельности на основе законов механики (ятромеханика). Для С. Санторио пищеварение — измельчение пищи, а восприятие химуса происходит вследствие давления сокращающейся кишки: дыхание всецело зависит от механизма движения груди: температура тела поддерживается главным образом благодаря трению крови о стенки сосудов и взаимному трению частиц самой крови. В изобретенной им камере путем многократных и систематических взвешиваний (себя, своей пищи и экскрементов) Санторио пытался количественно оценить степень усвояемости пищи, удаление продуктов ее распада с экскрементами, а также через кожу и легкие. Объяснить полученные результаты и тем более дать оценку процессам обмена веществ С. Санторио не удалось. Он, по-видимому, первый измерил температуру тела человека. Согласно учению римского врача Дж. Бальиви (1668—1707), видного представителя Я., направления в медицине 16—18 вв., сводившее все явления жизни здорового и больного организма к законам физики (механики), рука действует как рычаг, грудная клетка подобна кузнечным мехам, сердце — насосу, а железы — ситам. Ятрофизики обогатили медицину многими достоверными сведениями относительно различных функций организма, предложили (С. Санторио и др.) ряд приборов для их измерения. На важность термометрии в клинической практике первым, очевидно, указал Дж. Бальиви (1668—1707). Однако систематические измерения температуры тела в медицинских целях ввел Г. Бурхаве (1668—1738) в 20-х гг. 18 в. 5.3. Обоснование опытно-экспериментального исследования (Ф.Бэкон, Р.Декарт). Большое влияние на развитие естествознания (и физиологии в частности) оказала деятельность выдающегося английского философа Френсиса Бэкона (Bacon, Francis, 1561—1626). Не будучи врачом, Бэкон во многом определил пути дальнейшего развития медицины. В своем труде «О достоинстве и усовершенствовании наук» он сформулировал три основные задачи медицины: «первая состоит в сохранении здоровья, вторая — в излечении' болезней, третья — в продолжение жизни». Занимаясь экспериментальными работами в области физиологии, Бэкон поставил перед медициной несколько конкретных вопросов: об изучении анатомии не только здорового, но и больного организма, о введении обезболивания, об использовании при лечении болезней природных факторов и развитии бальнеологии. Решение этих и многих других задач, выдвинутых Ф. Бэконом, потребовало столетий. Современник Френсиса Бэкона выдающийся французский ученый Рене Декарт (Descartes, Rene, 1596—1650) в простейшем виде разработал схему рефлекторной дуги. Все нервы он разделил на центростремительные, по которым сигналы поступают в мозг, и центробежные, по которым из мозга сигналы движутся к органам. Декарт считал, что жизненные действия имеют рефлекторную природу и подчиняются механическим законам. Р. Декарт явился типичным представителем я т р о ф и з и к и — направления в естествознании и медицине, которое рассматривало живую природу с позиций физики. По сравнению со средневековой схоластикой метафизическое мышление XVII в. было явлением прогрессивным, и механистические взгляды Декарта оказали положительное влияние на дальнейшее развитие философии и естествознания в эпоху нового времени. Однако наряду с материалистическим пониманием мира Декарт в ряде вопросов толковал явления идеалистически. Так, он считал, что мышление является способностью души, а не тела. Решающее влияние на естествознание и медицину оказали развиваемые передовыми философами 17 в. положения механистического материализма, разработка и обоснование новых методов познания. Важнейшим из них был опытно-экспериментальный метод исследования природы, разрушительный для многовековых представлений и домыслов религиозно-схоластической философии. С его обоснованием выступил выдающийся английский философ, политический деятель, родоначальник "английского материализма и всей современной экспериментирующей науки" Ф. Бэкон. Свои философские взгляды и понимание задач науки сформулировал в трактате «Новый органон» Убежденный противник схоластики Ф. Бэкон выдвинул программу обновления наук, создал их классификацию и разработал методологию научного познания. Наряду с общими вопросами научного познания Ф. Бэкон интересовался проблемами современной ему медициной. Основными задачами медицины он считал охранение и укрепление здоровья, искоренение болезней, продление жизни человека.. Ф. Бэкон считал одним из существенных недостатков практической медицины отсутствие правильного метода и рекомендовал врачам вырабатывать план лечения каждого больного, систематически записывать все свои наблюдения за больными, сводить эти записи в медицинские описания, тщательно составленные и обсужденные. Занимаясь экспериментальными работами в области физиологии, Бэкон поставил перед медициной несколько конкретных вопросов: об изучении анатомии не только здорового, но и больного организма, о введении обезболивания, об использовании при лечении болезней природных факторов и развитии бальнеологии. Решение этих и многих других задач, выдвинутых Ф. Бэконом, потребовало столетий. Высказал ряд методологических положений, не утративших значения и в наше время. Правильное понимание соотношения теории и практики. Врачам рекомендовал составлять план систематического и последовательного лечения и не уклоняться от него без уважительных причин. Лечить невозможно переоценивая роль опыта и недооценивая роль теории или наоборот. Применять причинную терапию. Использовать для лечения природные факторы и развивать бальнеологию, "комнаты здоровья". Комнаты психологической разгрузки с благоприятными условиями. На развитие философии и естественных наук в 17—18 вв. большое влияние оказала деятельность французского мыслителя Р. Декарта. Его философские и естественнонаучные взгляды сочетали положения механистического материализма и идеализма. Цель познания, по Р. Декарту, — установление взаимосвязи явлений, поскольку «естественный порядок» представляет собой бесконечную цепь причинных связей. Разум — основа познания и поведения, источник знания и критерий его истинности. Организм — часть телесной природной субстанции, элементы которой взаимодействуют друг с другом под влиянием внешних воздействий. Жизнь — процесс, представляющий собой единство постоянных непосредственных реакций тела на эти воздействия. Разделив нервы на центростремительные, проводящие к мозгу импульсы, вызываемые внешними раздражителями, и центробежные, проводящие импульсы от мозга к приводимым в движение частям тела. Р. Декарт ввел представление о рефлексах и разработал схему рефлекторной дуги, полагая, что все процессы жизнедеятельности (кроме мышления) имеют чисто рефлекторную природу. Мышление же является функцией души, а не тела, оно не может быть объяснено пространственным взаимодействием телесных структур. Все духовное, в частности мышление как одно из его проявлений, — особая («духовная») субстанция, существующая наряду с телесной.. Он первый сформулировал рефлекторный принцип основных проявлений жизнедеятельности, являющийся основным инструментом взаимосвязи организма со средой, показал, что сложность строения человеческого тела и механизмов взаимодействия его частей не противоречит тому, что они образованы природой и действуют на основе законов механики. Механистические физиологические воззрения Р. Декарта были развиты Т. Гоббсом, Ж. Ламетри (1709—1751) и другими философами-материалистами, оказали влияние на представителей ятрофизического (ятромеханического) направления в медицине. Отделив душу от тела Декарт развил соматическую (явления в организме связанные с телом) теорию боли, голода и жажды. Также теория зрения, теория памяти. Механистический принцип своих физиологических воззрений сформулировал в трактате о человеке. Тело животного и человека автомат. Движущая сила теплота, источник - происходящие в организме процессы сгорания без пламени. Сосредоточие этой теплоты - сердце. Взгляды Декарта в условиях ХУП века были прогрессивными. Повлиял на философию нового времени. Каждый человек видит себя существующим постольку, поскольку он осознает сам факт своего мышления. Но не в опыте с предметами и телами, а в мышлении черпает человек принципы построения доказательного знания. В дальнейшем это обусловило борьбу между рационализмом и эмпиризмом. Рационализм - разум решающий и единственный источник истинного знания. 5.4. У. Гарвей - основоположник научной физиологии и создатель теории кровообращения. Физиология (греч.физио - природа, логос - учение) наука о закономерностях функционирования живых организмов, их отдельных систем и органов. Две отрасли: нормальная и патологическая. Возникновение связано с Ульямом Гарвеем, открывшим кровообращение в 1628 году. Почву для открытия подготовили исследования анатомов: Везалия, М.Сервета, М.Мальпиги. Одним из крупнейших достижений естествознания 17 в. стало открытие У. Гарвеем кровообращения. В 1628 г. вышла в свет его знаменитая книга «Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных» с изложением учения о кровообращении, основные положения которого были им высказаны еще в 1605 г. Единственным недостатком теории У. Гарвея было отсутствие данных о том, как сообщаются артерии с венами; он не знал о существовании капилляров и полагал, что кровь переходит из артерий в вены по анастомозам или порам тканей. Этот пробел был вскоре устранен М. Мальпиги, наблюдавшим под микроскопом движение крови по капиллярам. Это открытие, послужившее началом современной физиологии и современного учения о патологии сердечно-сосудистой системы, — не оказало реального влияния на практическую медицину ни в 17в., ни в 18 в.: слишком велик был разрыв между опытно-экспериментальными методами и мышлением натуралистов, с одной стороны, и методами обследования больного и врачебным мышлением — с другой. Использовались количественные измерения и законы гидравлики. Измерил величину систолического объема (систола -сжимание, сокращение), частоту сокращений сердца в единицах времени. Замкнутость круга кровообращения Гарвей объяснял прямым соединением артерий и вен через капилляры» Кровь движется по замкнутому кругу, от переферии по венам, а от сердца по артериям. Пульс зависит от наполнения артерий кровью во время сокращения систолы сердца. 5.5. Анатомические открытия XVII века. Открытие капиллярного кровообращения (М.Мальпиги). В 17—18 вв. были сделаны важные открытия в области анатомии. Англичанин Р. Лоуэр подробно описал (1664) мускулатуру сердца. Лоуэр первый экспериментально установил замедляющее влияние блуждающею нерва на сокращения сердца. М. Мальпиги изучил микроскопическую структуру легочных альвеол, кожи, печени, селезенки и почек. Ученик М. Мальпиги А. Вальсальва (1666—1723) известен своими работами по анатомии, физиологии и патологии органа слуха. Н. Гаймор (1613—1685) принадлежат фундаментальные исследования по анатомии мужских половых органов и придаточных пазух носа. Р. Граафу — по анатомии и физиологии женских половых органов. Т. Виллизий (1621—1675) описал строение мозга, в частности его сосудистую систему, и добавочный нерв, носивший его имя, как клиницист он изучал заболевания, связанные с поражением нервной системы. Становлению анатомии как науки способствовали Мигель Сервет, Иероним Фабриций,Габриэль Фаллопий, Леонардо да Винчи, А. Везалий. Мигель Сервет впервые в Европе описал малый круг кровообращения в своей книге «Восстановление христианства…» 1553). После Сервета исследования движения крови неустанно продолжались. Р. Коломбо изучил движение крови в легких и описал свои наблюдения в труде «Об анатомии в 15 книгах» (1559). Иероним Фабриций (Fabricius, Hiеronymua, 1533—1619) — ученик Фаллопия н учитель Гарвея — первым продемонстрировал в эксперименте (1603) и описал венозные клапаны, доказав тем самым одностороннее движение крови по венам — в направлении к сердцу. Бартоломей Евстахий в 1563 г. впервые дал подробное описание органа слуха у человека, включая слуховую трубу, названную его именем, а Габриэль Фаллопий изучал строение репродуктивных органов. Мальпиги Марчелло (Malpighi Marcello. 1628—1694) — итальянский врач и естествоиспытатель, основоположник микроскопической анатомии. Родился в Болонье. Изучал медицину в Болонском университете, в 1653 году получил степень доктора медицины, был профессором в Болонье (1653), Пизе (1656), Мессине (1662). В 1691 году назначен лейб-медиком папы Иннокентия XII. Используя линзы со 180кратным увеличением, изучал микроскопическое строение тканей и органов животных и растений. В 1661 году опубликовал «Анатомические наблюдения над легкими», в которых впервые описал легочные альвеолы и капилляры, показав путь прохождения крови из артерий в вены. В работах «Анатомическое исследование строения внутренностей», «О селезенке», «О почках», «О печени», «О легких» и др. описал микроскопическое строение этих органов. В эмбриологических трактатах «О насиженном яйце» и «Об образовании цыпленка в яйце» показал развитие зародыша, начиная с первых часов инкубации; дал первое описание бластодермы, нервной бороздки, глазных пузырьков, сомитов, закладки кровеносных сосудов. М. Мальпиги занимался микроскопическими исследованиями органов животных и человека, в результате ряд структур в гистологии носят его имя – Мальпигиев слой кожи, Мальпигиевы клубочки почек, Мальпигиевы тельца селезенки, Мальпигиевы сосочки и др. В 1661 г. он открыл капилляры – мельчайшие сосуды, соединяющие артерии и вены. |