Теоретическая часть. Методические указания для студентов Материалы для самостоятельной работы студентов
Скачать 1.22 Mb.
|
Заключение подводит итог: суммируется сказанное, четко формулируются выводы; нередко намечаются новые задачи и проблемы или аспекты изучения темы. И почти всегда – в явном или скрытом виде – в заключении содержится призыв к определенным действиям, вытекающий из сказанного. Главная целевая установка заключения – усилить интерес к предмету речи, закрепить впечатление от нее, придать новый эмоциональный заряд сказанному. В этом отношении особенно значим такой композиционный прием в рамках заключения, придающий выступлению завершенность, как концовка. Известный американский специалист по ораторскому искусству Поль Л. Сопер в качестве концовки рекомендует иллюстрацию, обязывающее или впечатляющее утверждение, юмористическое замечание, сравнение, аллегории, небольшой анекдот, притчу и т. п. Все три указанные части в хорошей речи восходят к главной мысли – тезису, подтверждают ее, разнообразно соотносятся с ней и между собой. Для того, чтобы основная мысль не затерялась среди второстепенных, членение речи должно быть четким и легкообозримым. Вступление, главная часть и заключение – это элементы плана, но в то же время они являются и элементами композиции. Могут меняться местами и заменяться многие фрагменты, «куски» текста (речи), могут изменяться вступление, главная часть и заключение, но исчезнуть из плана – из логической структуры речи – и из композиции они не могут. Приемы изложения. Раскрытие темы, развитие тезиса, относящихся к ним понятий может осуществляться разными способами. Их оратор должен избирать, сообразуясь с предметом и темой речи, составом слушателей, временем, которым он располагает, и др. Выделяются следующие способы изложения: 1) логическое (системно-логическое) и историческое (ретроспективное). Логический способ предполагает анализ сути явлений; например, в рассказе о художнике освещается его творческий метод, специфика этого метода, его творения рассматриваются как идейно-художественная система. Историческое изложение материала состоит в объяснении того, что есть анализируемый предмет, чем он был, как изменялся, какое место занимал и занимает в ряду других явлений; «исторический» рассказ о том же художнике будет содержать хронологически организованные факты его жизни, историю творческого пути. Причем в обоих случаях дается один и тот же материал. В зависимости от характера изложения исторический способ подразделяется на три типа: линейный, параллельный и многомерный. Линейное изложение ориентировано на естественную последовательность фактов, событий, на прямые отношения между тезисом и его иллюстрациями. Параллельная композиция отражает дополнительные отношения сопоставляемых фактов, а многомерная характеризуется большим числом таких связей и отношений. Логическое изложение также представлено тремя композиционными типами: дедуктивным, индуктивным и традуктивным. Индуктивное построение начинается с отдельных, конкретных примеров, из которых оратор выводит обобщения. Дедуктивный способ, напротив, основан на движении мысли-речи от общих положений к подтверждению их конкретным материалом – примерами, фактами, цифрами. Традукция заключается в установлении многообразных пространственных, временных, условных и т.п. связей между понятиями. Так, лекции Д.И. Менделеева часто оживлялись отступлениями в область физики, астрономии, биологии, агрономии и других наук. Рассмотренные композиционные типы логического и исторического изложения в речи хорошего оратора подвергаются, как правило, усложнению. Усложняя композицию, говорящий стремится тем самым придать ей убедительность, интерес в глазах слушателей. Среди усложненных логических способов изложения также можно отметить три типа: проблемный, ступенчатым и концентрический. Проблемное изложение организуется так, чтобы тезис формулировался как вопрос, парадокс или альтернативное высказывание. Преимущество этого типа изложения в том, что слушатели получают не готовые выводы и иллюстрации к ним, они становятся соучастниками речемыслительного процесса, перед их мысленным взором в непосредственном контакте с оратором устанавливается соотнесенность понятий, аспектов и обобщений, факты приобретают характер аргументов. Ступенчатая композиция – это последовательный переход от одного вопроса к другому без возвращения к тому, что уже изложено. Достигается она путем строго логического, последовательного развертывания взаимосвязанных элементов содержания. Концентрическое развертывание речи – оратор после первоначального, поверхностного, общего рассмотрения вопроса переходит к его повторному анализу, более конкретному и глубокому. Такое изложение отличается повторением важнейших положений, экспрессивным подчеркиванием. Композиционные умения оратора включают в себя и умения пользоваться «формами изложения», или, по определению В.В. Виноградова, композиционно-речевыми формами. Наиболее актуальными для оратора являются следующие композиционно-речевые формы: повествование, описание, рассуждение, размышление. Повествование – сообщение о событиях, фактах, положении дел в какой-либо области без детального комментария; повествование характеризует развитие действия или состояния. Его признаки – действенность, динамизм. Описание – подробный рассказ о чем-либо; оно отмечает признаки предметов и явлений, их действий и состояний и потому преимущественно статично. Описание может включать и второстепенные, но интересные подробности. Рассуждение – обобщенное представление авторской точки зрения, состоящее в логически упорядоченном изложении суждений, цель его – в глубоком исследовании того или иного вопроса. Размышление – композиционно-речевая форма изложения, организующая движение мысли в ее противоречиях, сомнениях, раздумьях; оратор в этом случае как бы предлагает слушателям пройти вместе с ним извилистый путь, ведущий к истине. В выступлении полезно чередовать все вышеперечисленные формы изложения: это обогащает и делает более выразительной речь, подчеркивает индивидуальность ораторского стиля. Целесообразное, продуманное использование определенной структуры, композиции, тех или иных ее способов и форм уже можно считать композиционным средством активизации внимания и интереса со стороны аудитории. Перечислим некоторые наиболее актуальные в этом отношении: - яркий зачин, интригующее начало, - прерывистое развитие тезиса, - контрастное сопоставление фактов, доводов, - экспрессивная концовка, - вопросно-ответный ход рассуждения. Последний прием, на наш взгляд, особенно важен в ораторском искусстве: ораторское искусство – это взаимодействие оратора и аудитории, акт общения. Речь оратора как акт общения разворачивается сразу в двух плоскостях, диалогической и монологической, а специфика общения, его психологический механизм лежит в их взаимодействии. Выстраивая и соотнося различные приемы, формы и способы композиции, всегда следует помнить, что в центре ее – тезис, с которым связаны начало и конец, все факты, аргументы и другие слагаемые главной части. Это необходимое соблюдение важнейшего правила единства речи – одного из основных законов риторики. Таким образом, успех речи во многом определяется на этапе ее композиционного развертывания, в реализации композиционного закона риторики, который гласит: оратор, обдумывая материал и способы его подачи, должен составить план, «сюжет», схему организации речи, которые отражали бы не только содержание выступления, но и его структуру, композицию. Итак, основными требованиями к сюжетно-композиционной организации материала являются: - ясность членения и четкость структурного соотношения компонентов речи; - соблюдение масштабов и пропорции в соотношении теоретических положений и конкретных фактов, главного и второстепенного; - выделение сюжетного узла, продумывание сюжетных сцеплений; - цельность, структурная завершенность в содержательном плане, - наличие связанных между собой вступления и заключения, а также аргументов в главной части, организованных по «правилу рамки». Суть правила, постулированного ученым ХΙХв. Эббингаузом, – в особом психологическом законе работы нашей памяти: начало и конец любого информационного ряда, из каких бы элементов он ни состоял, сохраняются в сознании человека лучше, чем середина. Поэтому, располагая наиболее сильные доводы в начале и конце, мы обеспечиваем их наилучшее запоминание, а наша речь выигрывает в убедительности. Точно так же излагая во вступлении цели, основные аспекты темы, а в заключении – итоги и выводы, мы способствуем запоминанию главного в речи. Вопросы для контроля
2.5 Техника речи Каждый специалист знает: чтобы максимально эффективно воздействовать словом, необходимо научиться владеть своим голосом, речевым аппаратом. Голос способен передавать малейшее движение внутренней жизни, просто и красиво выражать наши мысли и чувства. Речь должна быть достаточно слышимой, а это зависит от хорошо поставленного голоса и умения пользоваться им в различных условиях. Умение владеть голосом связано с развитием фонационного (звукового) или так называемого речевого дыхания. Вместе с тем качество звучания речи зависит от яркости, отчетливости произношения – дикции и от соответствия речи нормам русского литературного произношения. Вербальное общение требует от коммуникантов хорошего владения техникой речи. Еще древние греки и римляне отмечали, что работа над голосом — дело тонкое, трудное, требующее определенных знаний. К технике речи традиционно относят: интонацию, голос, дыхание, дикцию, орфоэпию. Интонация (лат. intonare – громко говорить) – сложное явление, состоящее из ряда компонентов, в частности, в ее состав включаются тон, ударение, тембр, темп, пауза и мелодика. Для создания выразительности очень важна интонация. Интонация определяется как движение в процессе развертывания речи высот звучания, силы, темпа, тембра и членения ее паузами. Она позволяет выражать логическое значение высказывания, эмоциональные и волевые «созначения». По мнению психологов, интонация – самая гибкая и острая форма речевого воздействия. По своей смысловой роли она настолько самостоятельна, что (независимо от формального значения слов) может определять истинный смысл фразы. Благодаря интонации мы понимаем, что сказанные нам хорошие слова на самом деле содержат угрозу, а нейтральная официальная фраза – человеческое тепло, то есть слово благодаря интонации может приобрести прямо противоположный смысл. Например, совершившему какой-либо проступок человеку говорят «Молодец», но раздраженно-ироническая интонация придают этому слову истинный смысл. Выдающийся педагог А.С. Макаренко писал, что сделался настоящим мастером тогда, когда научился говорить «Иди сюда» с 15-20 оттенками и давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса. И только тогда ушли опасения, что кто-то к нему не подойдет или не почувствует того, что нужно. Интонация выполняет в речи многие важные функции. 1. Коммуникативная функция – основная, проявляется в том, что интонация оформляет предложение как минимальную единицу общения, в отличие от слова и словосочетания. Интонация служит установлению контакта между говорящими, его поддержанию, сигнализирует о завершенности высказывания, выделяет его информативний центр. 2. Смыслоразличительная функция интонации обеспечивает различение смысла или оттенков смысла высказывания. Основными средствами их реализации в русской речи выступают смысловое ударение и мелодика, а также место паузы и количество пауз. Ср.: Очень огорчили_/ее слова/ отца. – Очень огорчили_её_/слова отца. 3. Кульминативная функция интонации проявляется и том, что, ис-пользуя смысловые ударения, выделяет в потоке речи наиболее важные слова. 4. Синтезирующая функция заключается в том, что интонация объединяет слова в синтагму (или речевой такт, или дыхательную группу), синтагмы – в предложение, а предложения – в абзац. Наиболее важную связующую роль играют смысловые ударения и мелодика. 5. Делимитативная функция проявляется в разграничении речевого потока на предложения, синтагмы, слова, абзацы. 6. Благодаря эмоционально-экспрессивной функции интонации выражается эмоциональное состояние говорящего, а также его отношение к содержанию речи, к ее адресату (одобрение, насмешка и т. п.). Основными средствами выражения эмоционально-экспрессивных оттенков в русской речи служат тембр и мелодика, реже – смысловые ударения и темп. Так, например, одна и та же пословица "Без труда не вынешь и рыбку из пруда" может – в зависимости от тембра и мелодики – выражать радость человека, завершившего большую и трудную работу; назидание нерадивому человеку, досаду лентяя, с тоской говорящего о предстоящей работе и т. п. 7. Апеллятивная функция интонации проявляется при выражении ориентации на адресата (ср. интонацию речи, обращенной к взрослым и детям, интонации речи диктора и разговорно-бытовую и т. д.). 8. Эстетическая функция проявляется при оформлении речи, композиции предложения. В индивидуальной речи в условиях конкретной ситуации интонация может сигнализировать и о многих социально и коммуникативно значимых нелингвистических «смыслах» – возрасте, поле, родном языке и диалекте, воспитании, образовании, темпераменте, психическом складе и состоянии говорящего, о социальном положении, эмоционалъно-оценочном отношении к собеседнику и т. п. Интонационная выразительность нашей речи складывается из: а) логической выразительности, направленной к убедительной передаче мысли; б) образной выразительности, направленной к изобразительному отражению явлений, передаче видений; в) выразительности эмоциональной; г) выразительности стилевой, соответствующей публичному стилю речи. В общении интонация служит конкретизатором смысла высказывания в определенной ситуации. Например, предложения одинакового лексико-грамматического состава могут различаться интонационно, а вследствие этого и по смыслу. Ср.: Фильм начался. – Фильм начался? Фильм начался! Изменяется интонация – меняется коммуникативная установка высказывания, его смысл. Голос. Воспитание речевого голоса – работа очень кропотливая, осторожная, настойчивая, а главное – повседневная. Воспитанием голоса нельзя заниматься от случая к случаю. Следует постоянно работать над формированием навыков правильного речевого дыхания. К.С. Станиславский писал: «Все живое дышит. Человек тоже дышит, это первое, что он делает, вступая в мир. Но не это о нем знают окружающие, те, кто «принимают» его. Им он заявляет о своем существовании не дыханием, а криком. Что же такое крик? –громкое, со звуком соединенное дыхание... Значит, в смысле выразительного средства второй момент дыхания важнее первого». Звучный, гибкий, красивый голос – это прежде всего правильно поставленное дыхание. Речевое дыхание отличается от обычного, физиологического. Дыхание в жизни непроизвольно. Оно выполняет функцию газообмена в человеческом организме. Вдох и выдох совершаются через нос; они короткие и равны по времени. Ритм обычного дыхания: вдох – выдох – пауза. Для речи, особенно монологической, обычного физиологического дыхания не хватает. Речь и чтение вслух требуют большего количества воздуха, постоянного дыхательного запаса, экономного расходования его. Это регулируется дыхательным центром головного мозга. Дыхание – основа, база речеобразования. Различают 3 типа дыхания: ключичное (плечевое), грудное (реберное), диафрагменное (брюшное) – в зависимости от той области, где происходит основное мышечное движение, расширяющее и сжимающие легкие. Наиболее полезным для речевого процесса является реберно-диафрагменный тип дыхания. При нем работают межреберные мышцы, диафрагма, косые мышцы живота. Этот тип дыхания называют еще фонационным. Его характеристики:
Постановка речевого дыхания сводится к развитию и совершенствованию реберно-диафрагменного типа дыхания. Для овладения им нужно натренировать все мышцы, которые участвуют в дыхательном процессе, и прежде всего мышцы «речевого пояса» – диафрагму и нижнебрюшные мышцы, а также дыхательные мышцы грудной клетки – межреберные мышцы. В общественной жизни голосовой аппарат довольно легко справляется с нагрузкой, предлагаемой возникающими обстоятельствами. Но когда приходится говорить перед аудиторией, говорить активно, убеждая десятки людей, говорить длительное время, то бытовых навыков речи уже не хватает. Публичная речь ставит перед голосовым аппаратом сложные задачи, неумелое пользование им в условиях повышенной нагрузки часто приводит к возникновению различных функциональных заболеваний. Хорошо поставленный голос оратора дает возможность передать слушателям в звучащем слове мельчайшие смысловые оттенки, создает определенный эмоциональный настрой. А тусклый, монотонный, неразвитый голос быстро утомляет слушающих, мешает им вникнуть в существо дела. Постановка голоса начинается с развития правильного дыхания, а именно с развития правильного вдоха и правильного выдоха. Вдох должен быть бесшумным, коротким и быстрым, а выдох – экономным и плавным. Выделяются следующие основные качества профессионального речевого голоса: 1) звонкость (металличность); 2) собранность звука; 3) свобода звука, полётность; 4) тембр; 5) устойчивость; 6) подвижность, гибкость голоса; 7) динамический диапазон голоса; 8) выносливость голоса, малая утомляемость; 9) адаптивность; 10) суггестивность. Звонкость (металличность) – это чистое звучание в противоположность глухому, тусклому. При тусклом, глухом голосе звук как бы загнан вглубь. Собранность звука– это концентрация звука, не допускающая расползания звука, что вредит внятности и четкости звучания. Свобода звука требует устранения напряжения во всем теле. Нужно следить, чтобы не было мускульных зажимов. Звонкость, собранность и свобода звука улучшают слышимость. Важным условием слышимости является полетность голоса, т. е. его способность распространятся как можно дальше. Полетность – это результат собранности звука. Звук, сконцентрированный у губ, при посылке вдаль становиться полетным. Тембр (фр.timbre – «колокольчик», «метка», «отличительный знак») – колористическая (обертоновая) окраска звука; дополнительная окраска звучания, сообщающая речи различные эмоционально-экспрессивные оттенки. Гибкий, выразительный голос точно передает смысловые и эмоциональные оттенки, образует общий колорит речи. Мелодический голос приятного тембра, помимо лучшей передачи мысли, доставляет слушателям эстетическое наслаждение. По мнению исследователей, окраска голоса имеет существенное значение в установлении контакта оратора с аудиторией, организуя и удерживая внимание. Тембр, с одной стороны, зависит от физиологических особенностей в строении речевого аппарата и степени его тренированности, с другой – это главный выразитель эмоциональности говорящего, его отношения к излагаемому материалу, аудитории. Когда говорят «это было сказано с гневом в голосе» или «с радостью в голосе», или «со страхом в голосе» и т. п., то имеют в виду именно тембровую окраску произношения. Благодаря тембру мы, не видя человека, только по голосу определяем, знаком он нам или нет, и если знаком, то кому конкретно он принадлежит. Более того, мы можем «вычислить» не только родных и близких нам людей, но и любимых артистов, дикторов или, например, известных политиков, парламентариев. По тембру мы можем определить, какое настроение у говорящего, как он относится к окружающим. Не случайно в ремарках – указании для актера и режиссера, что и как надо делать и говорить в том или ином месте диалога – преобладают замечания типа: говорит сквозь слезы, сухо, сдержанно, одобрительно, посмеиваясь, ласково, покровительственно, приятно-удивленно, с яростью и т. п. От богатства тембральной окраски голоса во многом зависит легкость восприятия слушателями содержания выступления, и потому необходимо бороться с основными недостатками тембра: хрипотой, резкостью, гортанностью, гнусавостью и одышкой. Устойчивость голоса – это его способность звучать ровно, не колебаться, не «качаться». Подвижность, гибкость голоса – свойство голоса точно передавать мысли и чувства, менять силу звука, высоту и тембр. Динамический диапазонголоса – высотный объем голоса. Обычно в нормальный диапазон входят полторы, в редких случаях – две октавы. Но в быту человек говорит на трех-четырех нотах. Предельного повышения или понижения тона можно добиться специальными упражнениями. Выносливость голоса, малая утомляемость – высокая работоспособность, стойкость голоса. Адаптивность – способность голоса приспособиться к акустическим условиям (изменение динамики, тембра и мелодики). Суггестивность – способность голоса внушать эмоции и влиять на поведение адресата речи независимо от смысла произносимых слов. Дикция – четкое произношение звуков, соответствующих фонетической норме данного языка. Ясная, четкая дикция – обязательное условие хорошей речи. К.С. Станиславский говорил: «Каждый артист должен обладать превосходной дикцией, произношением... он должен чувствовать не только фразу, слово, но и каждый слог, каждую букву». С полным правом эти высказывания можно отнести и к оратору. Небрежность в произнесении, «съедание» конечного гласного или звука внутри слова, звучание «сквозь зубы» делает речь невнятной и неразборчивой. Неподвижная верхняя и вялая нижняя губа мешают четкому и ясному произнесению многих согласных, в том числе шипящих и свистящих. Часто речь бывает неразборчива вследствие скороговорки, когда слова как бы «наскакивают» друг на друга. Говорить надо ясно, свободно открывать рот, что является важным условием формирования звука. Хорошая дикция подготавливает речевой аппарат к творческому процессу, делает привычной точную артикуляцию всех звуков речи, помогает доносить смысловое звучание слова, его выразительность и красоту. Темп. Смысловое восприятие речи во многом зависит от темпа ее произношения. Говорящий должен учитывать, что слушателю нужно: 1) успеть осознать поступающую информацию; 2) запомнить основные положения доказательства, новые понятия и т. п. Очень трудно воспринимать быструю речь, даже технически безупречную: это требует большого напряжения внимания, утомляет слушателей, поэтому они невольно отвлекаются, чтобы отдохнуть. Недаром появились пословицы и поговорки типа: «За твоим языком не поспеешь и босиком», «Строчит, как из пулемета» и др. Однако и слишком медленный темп речи тоже воспринимается плохо. Текст звучит не фразами, а отдельными словами. Длительные паузы обычно сопровождаются различными призвуками типа Э–Э-Э, М-М-М и т. п. Выделить смысловые акценты, соотнести главное и второстепенное здесь также трудно, как и при быстрой речи, но теперь уже оттого, что почти каждое слово звучит весомо, значимо и на слух трудно определить, какие слова и части сообщения несут основную мысль. Как же определить нужный темп речи? Он зависит от количества слов, произносимых в минуту, времени звучания отдельных слов, количества и длительности пауз. Выступающему нужно уметь варьировать скорость произнесения речи. При любом темпе нельзя дробить фразы на отдельные слова, нужно научиться сохранять мелодическое единство синтагм. Доказано, что непроизвольное внимание и правильное соотнесение слушателями смысловых акцентов обеспечивается сменой темпа, контрастами ускорения – замедления. Средний темп речи составляет около 120 слов в минуту. Пауза.Остановка речи может производить действие не менее сильное, чем ее звучание. Различают логические и психологические остановки речи. Логическая пауза расчленяет речь на обособленные части, каждая из которых объединена одной мыслью. Эти безмолвные промежутки бывают разной длительности в зависимости от того, насколько важны мысли, которые оратор намерен подчеркнуть. Слова, даже фразы между этими паузам произносятся плавно, без разрывов. Всякие остановки здесь не только нежелательны, но разрывают логический строй фразы, а то и искажают смысл. Логические паузы могут быть соединительными и разъединительными. Соединительная пауза в передаче смысла возникает, когда мысль продолжается в своем развитии, голос при произнесении фразы в этих паузах остается на определенной высоте, как бы предупреждая о незаконченности высказывания. Разъединительные паузы служат передаче законченности мысли, голос на этих паузах опускается вниз и дает понять, что мысль закончена. Психологическая пауза есть внешнее отражение той работы, которая рождает наши мысли, воплощает их в слова, образует фразы. Эта пауза, основанная на двойственной (смысловой и эмоциональной) природе слова, раскрывает внутреннюю значимость произносимого отрезка речи. Таким образом, логическая пауза больше служит форме речи, психологическая – подчеркивает значение содержания. Как замечал К.С. Станиславский, без логической паузы речь безграмотна, а без психологической она безжизненна. Первая – пассивна, формальна; вторая – всегда активна, богата внутренним содержанием. Логическая пауза служит уму, психологическая – чувству. Ударение – главный показатель логических и эмоциональных оттенков и связей в выражении мысли. Психологи заметили, что устная речь содержит до 70% избыточной информации. И оратор должен в максимальной степени облегчить слушателям процесс выделении тех слов, отрезков сообщения, в которых заключена его смысловая основа, иначе возможность правильного понимания резко снижается. А главный показатель логических и эмоциональных оттенков и связей в выражении мысли – это ударение. Чтобы выделить в предложении главное и менее главное, нужен комплекс ударений: сильных, средних и слабых. Подчеркиванием главных слов и ослаблением второстепенных мы насыщаем фразу нужным содержанием: Ты взял мою книгу? Ты взял мою книгу? Ты взял мою книгу? Ты взял мою книгу? Каждый раз оттеняется лишь одно слово в соответствии со смыслом предложения. Мелодика. Для интонирования речи смысловые ударения принципиально значимы. Часто они носят не только смысловой характер, но и эмоциональный: именно ударное слово является главной «точкой» выражения подтекста, а значит, и сосредоточием эмоций. Русское ударение с точки зрения физиологии звуков речи не только силовое, но и музыкальное. Под мелодикой понимают музыкальное движение голоса во время речи. Различают три вида мелодики: восходящую, ровную и нисходящую. Орфоэпия (греч. orthos) – «прямой, правильный») буквально значит «правильное произношение». Правильно произнести слова русского языка в соответствии с орфоэпическими нормами помогут словарь-справочник «Русское литературное произношение и ударение» под ред. Аванесова Р.К. и Ожегова С.И., «Словарь ударений для работников радио и телевидения», «Словарь трудностей русского языка» и другие справочные пособия. Овладеть техникой речи – значит уметь управлять речевым дыханием, голосом, иметь хорошую дикцию и орфоэпическое произношение. Разнообразный комплекс упражнений в дыхании, в совершенствовании голоса и дикции и составляет работу над техникой речи. Слова – не струны, а скорее ноты. Их не заставишь звучать на свой лад. Но в высказывании их можно эвфонически (благозвучно) организовать: переставить местами, заменить более благозвучными, скрепить мелодичными связками. При этом важно сохранить и смысл, и стиль фразы. И конечно, оратору всегда надо помнить, что благозвучие и четкость речи не самоцель, а только средство эффективного воздействия на слушателей. Вопросы для контроля
2.6 Лексические и синтаксические средства речевой выразительности Культура устной речи оратора – это не только правильность речи с точки зрения соответствия фонетическим, лексическим, грамматическим нормам, но и выразительность, эмоциональность, уместность (ситуативная целесообразность). Сделать речь образной, эмоциональной говорящему помогают специальные художественные приемы, изобразительные и выразительные средства языка: тропы, фигуры, фразеологизмы, афоризмы. Пословицы и поговорки. Троп (tropos – поворот, оборот речи) – понятие поэтики и стилистики, обозначающее такие обороты, которые основаны на употреблении слова (или сочетания слов) в переносном значении и используются для усиления изобразительности и выразительности речи. К наиболее употребительным тропам традиционно относят метафору, метонимию, синекдоху, эпитет, сравнение, иронию, олицетворение, гиперболу и литоту, перифразу: - метафора – перенесение признака с одного предмета на другой на основе скрытого сравнения (сходства): стальные нервы, поле деятельности, теплые отношения, золотые руки; - метонимия – разновидность метафоры, перенос названия по смежности: три тарелки съел, пронзен железом, читать Вергилия; - синекдоха – перенос названия от общего к частному или от частного к общему: Мы все глядим в наполеоны. Пуще всего береги копейку; - эпитет – образное определение предмета или действия: неутомимая жажда знаний, огромный интерес к науке, феноменальная память; - сравнение – троп, заключающийся в подборе предмета сравнения, что позволяет дать более яркую характеристику: Березы стоят, как большие свечки. Чистое небо, подобно чистой воде, влечет к себе; - ирония – употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному с целью насмешки: Отколе, умная, бредешь ты, голова? (обращение к ослу); - олицетворение – перенесение свойств человека на неодушевленные предметы и отвлеченные понятия: Заговорила роща золотая. Задумчивые леса. Звезда со звездою говорит; - гипербола – чрезмерное преувеличение свойств, размеров, силы, значения какого-либо явления: В сто тысяч солнц закат пылал. Тысячу раз тебе говорил; - литота – чрезмерное преуменьшение свойств, размеров, силы, значения какого-либо явления: Мальчик с пальчик; - перифраза – выражение, описательная, распространенная передача выражения или слова: царь зверей (лев), солнце русской поэзии (А.С. Пушкин); Фигура речи (лат. figura – очертания, внешний вид, образ) – языковые средства, специально организованные для придания речи образности и выразительности. Анафора – фигура речи, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда (стиха, строфы, прозаического отрывка). Грозой снесенные мосты, / Гроба с размытого кладбища. (А.С. Пушкин). Черноглазую девицу, / Черногривого коня! (М.Ю.Лермонтов). Не напрасно дули ветры / Не напрасно шла гроза. (С.Есенин). Брожу ли я вдоль улиц шумных, / Вхожу ль во многолюдный храм, /Сижу ль меж юношей безумных, Я предаюсь моим мечтам. А.С. Пушкин Анадиплозис – фигура речи, построенная таким образом, что слово или группа слов, заключающая сегмент текста (предложение, стихотворную строку) повторяется в начале следующего сегмента: Придет оно большое, как глоток, /Глоток воды во время зноя летнего... Р. Рождественский Лугом пойдешь, как садом, / Садом – в цветенье диком, / Ты не удержишься взглядом, Чтоб не припасть к гвоздикам. С. Есенин Анастрофа (простой хиазм) – фигура речи, образованная «перекрещиванием», переменой позиций повторяющихся компонентов двух смежных отрезков текста: мышка боится Мишки – Мишка боится мышки. Антиметабола – фигура речи, основанная на противопоставлении слов, передающем серьезное содержание речи: сытый голодному не товарищ (пословица); где права сила – там бессильно право (пословица). Антитеза – фигура речи, служащая для усиления выразительности речи путем резкого противопоставления понятий, мыслей, образов: Где стол был яств, там гроб стоит (Державин). Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет (поговорка). Апосиопеза – фигура речи, основывающаяся на остановке речи, призванной изобразить внезапный наплыв чувств: Затем я снисходительно начал перелистывать книгу, рассеянно закидывая на нее скучающий взгляд, словно удочку в реку. И так и замер, друзья мои… Друзья мои, ну и улов!.. Я вытягивал таких карпов! Неведомых рыб, золотых, серебряных, радужных... и они жили, плясали… А я-то считал их мертвыми! (Р.Ролан). Асиндетон – то же, что бессоюзие: Могущество заговорного слова безгранично: оно может управлять стихиями, вызывать громы, бурю, дожди, град и задерживать их, творить урожаи и бесплодие, умножать богатство, плодить стада и истреблять их чумною заразою, даровать человеку счастье, здоровье, успех в промыслах и подвергать его бедствиям, прогонять от хворого болезни и насылать их на здорового, зажигать в сердце девицы и юноши любовь или охлаждать пыл взаимной страсти, (…), короче сказать: слово это может творить чудеса, подчиняя воле заклинателя благотворные и зловредные влияния всей обожествленной природы… А.Н. Афанасьев. Из книги «Древо жизни». Геминация – фигура прибавления, изображающая множественность, многообразие предметов и явлений, длительность и т.п. путем многократного повторения: Вдоль леса бежал, бежал, бежал… Притомился и упал. Градация – стилистическая фигура, состоящая в таком расположении частей высказывания (слов, отрезков предложения), при котором каждая последующая заключает в себе усиливающееся (реже уменьшающееся) смысловой или эмоционально-экспрессивное значение, благодаря чему создается нарастание (реже ослабление) производимого ими впечатления: Пришел, увидел, победил (Цезарь).Реки, озера, моря, океаны слез! (Дост.) Зевгма – фигура речи, передающая концентрацию мысли на ключевых моментах или однонаправленную концентрацию усилий: ты – мне, я – тебе. Инверсия (обратный порядок слов) – изменение обычного расположения слов в предложении, в результате чего переставленный элемент выделяется и в смысловом, и в стилистическом плане: Он человек умный. Она вечером придет. Каламбур – фигура речи, состоящая в юмористическом использовании многозначности или звукового сходства различных слов: Шел дождь и два студента. Защитник вольности и прав в сем случае совсем не прав (А.С.Пушкин). Коррекция – стилистическая фигура, основывающаяся на резком противопоставлении понятий, мыслей, образов (более сильным, чем антитеза): Его осудили все! Люди, бог! А он ходит среди нас! Здравствует! Оксюморон – фигура речи, основанная на соединении в одном словосочетании или в непосредственной близости логически несовместимых, противоречащих друг другу понятий: живой труп, любимый враг. Параллелизм – риторическая фигура, представляющая собой расположение тождественных или сходных по грамматической и семантической структуре элементов речи в смежных частях текста (Твой ум глубок, что море, твой дух высок, что горы. Увижу ль я твой светлый взор? Услышу ль нежный разговор?). Парентеза – риторическая фигура, передающая резкий перелом эмоционального настроя, знаменуемого вставочной конструкцией: На самофинансирование, как мы сто раз предупреждали, да кто нас слушает (гласность, какая-никакая, есть, но со слышимостью пока швах), – самофинансирование немыслимо вести изолированно, вне полного пакета экономических реформ (из ж. Новый мир). Парцелляция – такое членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одной, а в двух или нескольких интонационно-смысловых речевых единицах, следующих одна за другой: У Елены беда тут стряслась. Большая (Панферов). Период – развернутое синтаксическое целое, в котором составляющие элементы находятся в гармоническом соответствии между собой (изображающая уверенный эмоциональный настрой убеждающего, равномерный, нарастающий в своей убежденности, но в нем ярче, чем в анафоре, передается связь между доводом и коммуникативной установкой): Достигнув цели, возникнув из ничтожности рабской до высоты самодержца, усилиями неутомимыми, хитростию неусыпною, коварством, происками, злодейством, наслаждался ли Годунов в полной мере своим величием, коего алкала душа его, – величием, купленным столь дорогою ценою? (Карамзин). Полисиндетон – то же, что многосоюзие, многопредложие: Заговорное слово может и вызывать громы, и задерживать их, и творить урожаи и бесплодие, и умножать богатство, и плодить стада и истреблять их… Риторический вопрос – троп, основанный на контрасте между вопросительной и утвердительной модальностью, с одной стороны, и отрицательной – с другой: Разве потому мы должны любить добро, что нас за него хвалят или награждают? Риторическое восклицание – троп, основанный на преобладании эмоционального содержания над информационным: Что за удивительная смесь различных чувств! Эллипсис – фигура речи, состоящая в преднамеренном пропуске элемента высказывания, что придает последнему динамичность, напряженность, повышенную энергию. Эллипсис широко используется в художественной прозе и поэзии, в публицистике, в сценической и ораторской речи. Наиболее распространен эллипсис синтаксических конструкций, чаще всего опускается глагольное сказуемое: Решили зайцы кролика запечь, а кролик из духовки – прыг на печь. Потом на лавку и в окошко с лавки (Козловский). Эпанод – фигура, основывающаяся на повторе, нумерации, отдельно или вместе: Тройка, семерка, туз не выходили из его (Германа) головы и шевелились на его губах… Тройка, семерка, туз преследовали его во сне, принимая всевозможные виды: тройка цвела перед ним в образе пышного грандифлера, семерка представлялась готическими вопросами, туз – огромным пауком. Эпифора – состоит из повторения конечных частей двух или более относительно самостоятельных отрезков речи: Не станет нас! А миру хоть бы что. Исчезнет след! А миру хоть бы что (Хайам). Выразительными средствами речи являются также фразеологизмы, афоризмы, крылатые слова, пословицы, поговорки: ахиллесова пята, бабушка надвое сказала, белая ворона, вывести на чистую воду, держать нос по ветру, милые бранятся – только тешатся. Вопросы для контроля
Методические указания для студентов В соответствии с государственным образовательным стандартом и с учебным планом специальности формой отчётности по завершении изучения дисциплины «Русский язык и культура речи» является дифференцированный зачёт. Зачётный материал включает в себя теоретические вопросы и практические задания по программе дисциплины. В ходе зачёта студент должен продемонстрировать свою осведомлённость в основных теоретических положениях дисциплины и показать свои умения правильно использовать различные языковые средства при выполнении практических заданий. Для сдачи зачёта студенту могут быть предложены билеты или тестовые задания, если студентом выполнена контрольная работа. В учебно-методическом комплексе приведены: билет и образец ответа на вопросы билета; контрольная работа (фрагмент) и образец её выполнения; тестовые задания, используемые при Интернет-экзамене, и образцы ответов на тестовые задания. Вариант билета для зачёта Задание 1. Понятие языковой нормы, ее роль в становлении и функционировании литературного языка. Задание 2.
|