Теоретическая часть. Методические указания для студентов Материалы для самостоятельной работы студентов
Скачать 1.22 Mb.
|
Невербальное общение – это общение при помощи неречевых знаковых систем, несловесных средств (жесты, мимика, сигналы внешности и поведения говорящего, дистанция до собеседника и др.). Невербальные средства общения состоят из невербальных сигналов. Невербальные сигналы – это несловесные, неязыковые явления, которые несут информацию в процессе общения. Известный исследователь невербальных сигналов австралийский ученый А. Пиз утверждал, что насчитывается не менее 1000 невербальных сигналов, которые используются людьми. Их роль очень велика: по данным ученых, до 60 – 70% информации в процессе общения передается невербально. Из двух видов межличностной коммуникации – вербальной (речь) и невербальной – невербальная коммуникация является более древней, в то время как вербальная коммуникация является наиболее универсальной. Невербальная коммуникация осуществляется всегда при личном контакте. Эти средства, как известно, могут сопровождать речь, а могут и употребляться отдельно от вербальных средств. Невербальная коммуникация может быть представлена в виде следующих основных систем: визуальная, акустическая, тактильная, ольфакторная. Визуальная система общения включает в себя жесты, мимику, взгляд, пространственно-временную организацию общения и т. д. Акустическая система общения задействует такие средства, как паузы, смех, интонация и др. Тактильная система общения характеризуется прикосновением, пожатием рук, объятиями и т. п. Ольфакторная система основана на восприятии приятных или неприятных запахов как самого человека, так и окружающей среды. Специалисты выделяют следующие функции невербального общения: - выражение межличностных отношений; - выражение чувств и эмоций; - управление процессами вербального общения; - обмен ритуалами; - регуляция самопредъявлений. Особенностью невербального языка является то, что его проявление обусловлено импульсами человеческого подсознания. Человек, не владеющий методикой контроля над своими невербальными средствами выражения, не способен подделать эти импульсы и доверяет больше языку, чем невербальному способу общения. Владение языком невербального общения позволяет не только лучше понять собеседника, но и предвидеть, какую реакцию вызовет еще не прозвучавшее высказывание, почувствовать необходимость изменений для достижения желаемого результата. Невербальная коммуникация позволяет показать процесс восприятия выступления, как происходит обмен сигналами. На невербальные средства общения накладывает отпечаток каждая культура, поэтому для всего человечества общих норм нет. Невербальный язык другой страны приходится осваивать так же, как словесный. Невербальные знаки нельзя рассматривать изолированно, поскольку у одного жеста может существовать несколько значений, другой в данный момент может вообще ничего не значить. Поэтому их необходимо читать в контексте, где каждый дополняет, уточняет, координирует другие. Невербальные знаки могут быть разделены на три основные группы: язык тела, паралингвистические средства, одежда и украшения. К невербальным сигналам общения относятся: кинесика – поза, жест, мимика, походка, визуальный контакт (взгляд, направление взгляда, частота контакта); такесика и экстралингвистическая система – рукопожатие, поцелуй, похлопывание, касание; просодика – общее название таких ритмико-мелодических сторон голоса, как высота, громкость, тембр, сила ударения; проксемика – ориентация, дистанция; внешность – одежда, прическа и т. д. Кинесика и формы ее проявления: поза – положение тела, типичное для данной культуры; позы могут быть: открытые, закрытые, авторитарные; мимика – движение мышц лица (рта, глаз, бровей, лба); взгляд – глаза говорят о расположенности или не расположенности к общению, посылают сигналы «обратной связи», выдают настроение партнера; походка является знаковой, поскольку по ней можно определить эмоциональное состояние человека (гнев, радость, гордость, горе); жесты – динамически выразительные движения тела. Особое значение в невербальной коммуникации имеют сигналы, посылаемые глазами и губами. С помощью глаз передаются самые точные и открытые из всех сигналов человеческой коммуникации. Для того чтобы построить хорошие отношения с вашим собеседником, ваш взгляд должен встречаться с его взглядом около 60 – 70% всего времени общения. Глаза обладают особым способом самопрезентации, название которому взгляд. Последний может осуществлять сильное психологическое давление и говорить о многом. Рассмотрим виды взглядов и их трактовку: - подъем головы и взгляд вверх: подожди минуту, подумаю; - движение головой и насупленные брови: не понял, повтори; - улыбка, возможно, легкий наклон головы: понимаю, мне нечего добавить; - ритмичное кивание головой: ясно, понял, что тебе нужно; - долгий неподвижный взгляд в глаза собеседнику: хочу подчинить себе; - взгляд в сторону: пренебрежение; - взгляд в пол: страх и желание уйти. В мимике очень важно положение губ – молчаливых источников эмоциональной информации. Улыбка в создании привлекательности личного имиджа просто незаменима, поскольку она дает предпочтительные шансы на доверительные и дружелюбные отношения в общении у тех, кто ее использует. Немалое значение при общении имеют жесты. Восприимчивость к жестикуляции руками глубоко заложена в сознании слушателя. В сочетании со словами жесты тоже говорят, усиливая их эмоциональное звучание. Они должны быть адекватны содержанию речи, соответствовать ему, надлежащим образом подчеркивая некоторые смысловые элементы. Оратор не должен специально «придумывать» жесты, он обязан их контролировать. Основные правила жестикуляции: - жесты должны быть непроизвольными: прибегайте к жесту только по мере ощущения потребности в нем; - жестикуляция не должна быть непрерывной: не жестикулируйте руками на протяжении всей речи. Не каждая фраза нуждается в подчеркивании жестом; - управляйте жестами: никогда жест не должен отставать от подкрепляемого им слова; - вносите разнообразие в жестикуляцию: не пользуйтесь одним и тем же жестом во всех случаях, когда нужно придать словам выразительность; - жесты должны отвечать своему назначению: количество и интенсивность жестов должны соответствовать характеру речи и аудитории. Экстралингвистическая система – это включение в речь пауз, а также различного рода психофизиологических проявлений человека: плач, смех, кашель, вздох, плевок, «звуковой» поцелуй и пр. К такесическим средствам общения относятся рукопожатие, похлопывание, касания, поцелуи. Доказано, что человеку необходимо в день более 20 «касаний», так как они являются формой биологической стимуляции общения. К проксемическим характеристикам относят ориентацию партнеров в момент общения относительно друг друга. Даже дистанция, которую выдерживают люди при общении, уже о многом говорит. Расстояние между собеседниками зависит и от возраста, и от пола коммуникантов, и от степени знакомства между ними. Здесь также видны биологические корни (любовь – дружба – доброжелательность – недоброжелательность – вражда). Обычно недостаточно знакомого человека «держать» на расстоянии вытянутой руки. «Втереться в доверие» можно, подсаживаясь все ближе и ближе: вспомните поведение Маленького Принца по отношению к Лису. Кстати, межкультурные различия в проксемике часто приводят к непониманию, к коммуникативным неудачам между политиками и бизнесменами. Отечественные и зарубежные психологи выделяют четыре зоны общения в соответствии с дистанцией между коммуникантами (по А. Пизу): - интимная зона (от 15 до 46 см): в эту зону человек разрешает проникать только тем, кто находится с ним в тесном эмоциональном контакте; - личная зона (от 46 см до 1,2 м): на таком расстоянии происходит общение на официальных приемах и дружеских вечеринках; - социальная зона (от 1,2 м до 3,6 м): такую дистанцию выдерживают с посторонними людьми; - общественная зона (более 3,6 м): такая дистанция выдерживается обычно при общении с большой группой людей, с аудиторией. Таким образом, невербальное общение помогает создать образ партнера, способствует установлению определенных взаимоотношений, усиливает эмоциональную атмосферу, а также выступает в качестве показателя социально-ролевых отношений коммуникантов. Особенностью невербального языка является то, что его проявление обусловлено импульсами человеческого подсознания. Человек, не владеющий методикой контроля над своими невербальными средствами выражения, не способен подделать эти импульсы и доверяет больше языку, чем невербальному способу общения. Владение языком невербального общения позволяет не только лучше понять собеседника, но и предвидеть, какую реакцию вызовет еще не прозвучавшее высказывание, почувствовать необходимость изменений для достижения желаемого результата. Невербальная коммуникация позволяет показать процесс восприятия выступления, как происходит обмен сигналами. На невербальные средства общения накладывает отпечаток каждая культура, поэтому для всего человечества общих норм нет. Вопросы для контроля
2.4 Логико-композиционное построение речи Первый этап разработки содержания речи – создание концепции с последующим ее идейно-тематическим раскрытием (выбор материала, отбор фактов, цифр, примеров, подыскивание иллюстраций и т. п.). Когда это сделано, автор сталкивается с другой важнейшей проблемой: как использовать имеющиеся материалы, как их расположить? Во всякой речи содержится определенная информация, иногда – обширная, и говорить выступающий будет достаточно длительное время – от 7-10 минут до полутора часов. Смогут ли слушатели воспринять, усвоить изливающийся на них информационным поток? Да – показывает опыт, но только в том случае, если материал упорядочен, организован композиционно. Отсюда второй этап в разработке содержания – композиционное развертывание темы, определение того каркаса, на котором держится вся речь. Работа над композицией начинается с определения структуры речи. Термин структура в его наиболее общем значении раскрывается как «устройство, организация, взаиморасположение и связь составных частей чего-либо; строение». Следовательно, прежде всего необходимо выделить основные части содержания, из которых составляется речь (текст) в целом, определить, сколько таких частей будет во всем речевом произведении и какова будет их последовательность, их взаимное расположение. Последовательность определяется многими слагаемыми: спецификой темы и логикой предмета речи, коммуникативными задачами оратора, составом аудитории и др. Количество «смысловых кусков» речи обусловлено и действием чисто психологического фактора – ограниченным объемом оперативной памяти слушателей. Этот объем выражается известной формулой: 7 ± 2. В связи с этим целесообразно рассматривать в одном выступлении не более пяти основных проблем, группируя вокруг них детали, частности, аргументы, примеры и т. д. Иначе внимание слушателей рассредоточится, многое ускользнет от понимания, не запомнится. Внутреннюю логическую структуру речи отражает план – схема содержания речи, основное требование к нему – логичность: в плане намечается развитие темы, продумывается логика перехода от одного вопроса к другому. Таким образом, план показывает, что из чего вытекает. Однако логическая связь частей в нем как бы «выведена за скобки», не раскрыта (но намечается, подразумевается). Отсюда господствующая в плане форма – номинативная (преобладает называние, реализуемое в словах и словосочетаниях, а не в предложениях). По ходу подготовки план неоднократно уточняется, корректируется; желательно перед выступлением оформить его как план-конспект, план-тезисы – по ним обычно и проходит публичное выступление. Работа по организации (структурированию) речи наряду с разработкой плана предполагает и ее композиционное оформление. Композиция выступления – это его реально-речевая, внешняя структура; композиция определяет, что за чем и как излагается. В композиции объединяются содержательные (что и зачем излагается) и формальные элементы текста (в какой последовательности излагается). В ней отражается соотношение частей выступления по следующим параметрам: по их логическому содержанию, их цели, их стилистическим особенностям, сочетанию в них рационального и эмоционального, способам изложения в них. При выявлении главнейших частей речи опираются прежде всего на содержательно-тематическое её членение и соответствующие каждой части целевые установки. Общепринятым считается трехчастное деление: оно лучше всего создает впечатление целостности изложения всех нехудожественных речевых построений. Последовательно рассматривают три основные части: вступление, главную часть и заключение. Вступление в содержательном плане предназначено для введения в тему, ознакомления слушателей с предметом речи и постановки вопроса. Оратор указывает тот материал и проблематику, которые он намерен осветить, определяет аспект рассмотрения проблемы. В лекциях, особенно учебных, актуален и структурный план введения; он состоит в наметке линий развития темы. В психологическом плане вступление рассчитано на подготовку аудитории к восприятию речи; здесь целевые установки ориентированы на то, чтобы вызвать интерес, овладеть вниманием слушателей, установить с ними контакт (взаимопонимание и доверие). Во вступлении могут присутствовать зачин, завязка речи и дополнительные моменты, усиливающие, подчеркивающие завязку. Все эти понятия – собственно композиционные, коммуникативно направленные. Так, например, зачин – методически оправданный ораторский прием, суть которого состоит в привлечении внимания, в налаживании контакта со слушателями. Зачином могут быть несколько занимательных фраз, апелляция к интересам аудитории, к известным и актуальным для всех событиям, к речи предыдущего оратора, юмористическое замечание или шутка, парадокс и т. п. Палитра приемов весьма широка, но в основе их всех – эффект неожиданности. М.В. Ломоносов, в «Кратком руководстве к красноречию» в числе пяти важнейших «средствий» для овладения красноречием называвший «подражание авторов» как образец яркого зачина приводит начало речи Цицерона против Катилины. В этом зачине – никаких общих слов, речь начинается так: «Доколе будешь, Катилина, во зло употреблять терпение наше?». Таким интригующим началом автор сразу завоевывает внимание публики. Однако ошибочно думать, что выступление можно начинать с любой шутки, анекдота или веселой истории. Непременное условие – зачин должен быть, как и все в речи, органически связан с существом рассматриваемого вопроса. И уж ни в коем случае нельзя начинать выступление с оговорок, извинений или замечании типа: «Я не готовился специально, но хочу рассказать...», «Не знаю, поймете ли вы, тему: она очень сложная». Главная часть содержит развитие основной мысли, намеченное во вступлении: здесь непосредственно и с разных сторон раскрывается тема, сообщаются основные сведения, решаются поставленные проблемы. Для построения главной части в содержательном отношении важно соотношение общих и частных вопросов, абстрактных понятий и конкретных примеров, фактов, цифр и др. В психологическом плане важно обеспечить устойчивый интерес, внимание, нарастание напряжения в изложении. В главной части наиболее полно реализуется один из способов изложения: логический или исторический, концептуальный или эмоциональный, т. е. выявляется тот или иной композиционный тип. В главной части оратор излагает суть дела, рисует сложившуюся ситуацию, вводит основной материал. В отношении этого материала выносится суждение или оценка, анализируются чужие суждения и оценки, предлагается авторская оценка (суждение) – вырабатывается позиция, говорящий приходит к формулированию своей позиции. Отсюда основные элементы данной части – изложение (констатация), опровержение, доказательство. Актуальны здесь и такие понятия, как тезис, аргумент, демонстрация. Самое важное из них – тезис как основное положение, доказываемое в процессе речи. О чем бы ни говорил в продолжение выступления оратор, он должен иметь в виду тезис, его оправдание или опровержение. Аргумент – довод, положение, приводимое для обоснования тезиса. Истинность довода должна быть доказана независимо от тезиса, не должна вызывать сомнений. В качестве аргументов можно использовать аксиомы, достоверные факты, доказанные научные положения. Демонстрация – способ доказательства, форма связи, соотнесенности аргументов и тезиса. По способу ведения различают прямое и косвенное доказательство, по форме – индуктивное и дедуктивное. Содержательный и психологический планы построения главной части определяют следующие основные требования к ней: - четко и как можно раньше сформулировать тезис; - приводить аргументы и факты, относящиеся непосредственно к доказываемому тезису; - при выборе доводов заботиться не столько об их количестве, сколько о качестве, неоспоримости; - не подменять аргументы своим мнением, а, напротив, свое мнение подкреплять убедительными доводами; - располагать аргументы в соответствии с «гомеровым порядком», то есть расположение доводов не должно быть «нисходящим»; рекомендуется самые сильные доводы сосредоточить в начале и конце рассуждения, более слабые – в середине; - при выборе способа изложения (индуктивный, дедуктивный, линейный и др.) учитывать не только особенности темы, но и специфику аудитории; - помнить, что аксиомы усваиваются хуже теорем и поэтому нужны доказательства. |