Главная страница

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ЗАДАНИЯ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО ФИ. Методические указания по подготовке к семинарам, задания для проверки уровня компетенций и вопросы для самоконтроля


Скачать 126.48 Kb.
НазваниеМетодические указания по подготовке к семинарам, задания для проверки уровня компетенций и вопросы для самоконтроля
Дата18.12.2019
Размер126.48 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаМЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ЗАДАНИЯ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО ФИ.docx
ТипМетодические указания
#100979
страница11 из 13
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13

Задания для проверки компетенций:


1 . Есть ли в человеческой истории смысл, цель, направленность? Предполагает ли концепция прогресса наличие этих факторов в истории?

2. Допустим, что общественное сознание сводится к сумме индивидуальных сознаний. Какие выводы из этого допущения следуют? Каково соотношение между общественным и индивидуальным сознанием?

3. Формирование образа врага — это сознательное манипулирование общественным мнением. Как Вы относитесь к этому явлению? Приведите примеры в доказательство своего мнения.

4. Дайте анализ следующему положению. «Существенное отличие человеческого общества от общества животных состоит в том, что животные в лучшем случае собирают, между тем как люди производят. Уже одно это, правда, основное, различие делает невозможным простое перенесение законов животного общества на человеческое общество».

а) Почему это отличие Ф. Энгельс считаем основным?

б) В силу каких причин невозможно перенесение закона из области биологии на социальную жизнь?

5. «Общественные науки рассматривают надорганические явления… Надорганические явления в… развитом виде обнаруживаются только в человеке и в цивилизации…Надорганика тождественна сознанию во всех своих явно выраженных проявлениях. Феномен надорганики включает язык, науку и философию, религию и искусство, … право и этику, нравы и манеры, технические изобретения и процессы, начиная от простейших орудий труда и кончая самыми сложными машинами, дорожное строительство, зодчество, возделывание полей и садов, приручение и дрессировку животных и т.д., а также социальные институты. Это все надорганические явления, поскольку они являются различных форм сознания; они не возникают в результате голых рефлексов или инстинктов…

Другими словами, в своих развитых формах надорганика находится исключительно в сфере взаимодействующих людей и продуктов их взаимодействия…

Научные знания, философская мысль, эстетические вкусы и другие составляющие надорганики не наследуются биологически, люди получают их от других людей благодаря непрекращающемуся взаимодействию с культурой как носителем надорганических ценностей…

В этом смысле надорганическая культура может рассматриваться как прямой или косвенный продукт взаимодействия между людьми». (П.Сорокин).

Что такое «надорганика» по Сорокину? Что она включает в себя? Корректно ли выражение П. Сорокина: «Надорганика тождественна сознанию»? Против кого направлено это выражение? В чем его уязвимость?

6. «В общественном производстве своей жизни люди вступают в определённые, необходимые, от их воли не зависящие отношения — производственные отношения, которые соответствуют определённой ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определённые формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. He сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание. На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или — что́ является только юридическим выражением последних — с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке ».

а) какой взгляд на общество ( материалистический или идеалистический ) изложен в этом отрывке?

б) какие социологические законы здесь упоминаются?

Вопросы для самоконтроля:


1. Чем законы развития общества отличаются от законов развития природы?

2. Какие критерии были положены К. Марксом в основание формационной типологии общества?

3. Какие концепции общественного развития вам известны?

4. Как звучит главный вывод Маркса применительно к обществу?

5. Сформулируйте материалистическое и идеалистическое решение основного вопроса философии применительно к обществу.

6. Что такое общественно-экономическая формация? Какова её структура?

7. Как в историческом материализме решается вопрос о роли личности и народных масс в истории?

8. Назовите основные элементы социальной структуры .

9. Какие теории происхождения государства вам известны?

10. Перечислите основные формы общественного сознания.

11. Дайте определение географического детерминизма.

12. Что такое объективный и субъективный фактор в истории?
Семинар №8. Проблема человека в философии

План:

1. Сущность человека: объективистский, субъективистский и синтезирующий подходы.

2. Проблема становления человека. Биологическое и социальное в человеке.

3. Этическая и эстетическая характеристика человеческого бытия. Индивид, личность, индивидуальность.

4. Вопрос о смысле жизни и счастье, смерти и бессмертии человека.
Темы докладов и рефератов:
1. Человек как объект философского рассмотрения: исторический и логический аспекты.

2. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человечества. Проблема бессмертия.

3. Проблема человека в западной философии XX века.

4. Феномен человека в русской философии.

5. Проблема смысла жизни в произведениях А. Камю.

6. Человек и машина. Научный прогноз.

7. Религиозные концепции бытия человека.

8. Классический психоанализ о природе человека.
Литература
1. Европейское решение «проблемы человека»// Чернокозов А.И. История мировой культуры. Ростов-на-Д.,1997.

2. Мотрошилова Н.В. Варварство как оборотная сторона цивилизации// Вопросы философии. 2006,№ 2.

3.Проблема человека в западной философии. М.,1989.

4. Тейяр де Шарден. Феномен человека. М.,1987.

5. Тульчинский Г.Л. Новая антропология: личность в перспективе постчеловечности// Вопросы философии. 2009, №4.

6. Фролов И.Т. О смысле жизни, о смерти и бессмертии человека. М.,1985.
7. Фромм Э. Бегство от свободы. М.,1990.

8. Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. В 2-х книгах. М.,1995.

1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13


написать администратору сайта