Главная страница
Навигация по странице:

  • Рекомендации

  • МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ЗАДАНИЯ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО ФИ. Методические указания по подготовке к семинарам, задания для проверки уровня компетенций и вопросы для самоконтроля


    Скачать 126.48 Kb.
    НазваниеМетодические указания по подготовке к семинарам, задания для проверки уровня компетенций и вопросы для самоконтроля
    Дата18.12.2019
    Размер126.48 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаМЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ЗАДАНИЯ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО ФИ.docx
    ТипМетодические указания
    #100979
    страница2 из 13
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

    Термины:


    Мифология, религия, наука, антропоморфизм, политеизм, онтология, космология, космогония, гносеология, антропология, социальная философия, аксиология, этика, эстетика, монизм, плюрализм, материализм, идеализм, дуализм, субъективный идеализм, объективный идеализм, солипсизм, догматизм, диалектика, метафизика, скептицизм, агностицизм, релятивизм.

    Рекомендации:

    При подготовке первого вопроса необходимо, прежде всего, дать определение мировоззрения, рассказать о его структуре, остановившись подробнее на характеристике основных уровней ( обыденно-практического и научно-теоретического), затем перечислить основные исторические типы ( мифология, религия и философия ). При этом должны четко прозвучать главные особенности каждого типа. Важно понять, в чем заключается специфика философского мировоззрения.

    При ответе на второй вопрос надо объяснить, почему именно вопрос об отношении материи к сознанию считается в философии основным. При характеристике каждой стороны этого вопроса необходимо назвать основные направления и их представителей. Следует обратить внимание на тот факт, что идеализм встречается в философии в двух основных формах: объективный и субъективный.

    В третьем вопросе дается определение метода и сравнительная характеристика диалектического и метафизического методов познания.

    В четвертом вопросе раскрывается взаимосвязь философии и частных наук, а также перечисляются и характеризуются основные функции философии.

    Задания для проверки уровня компетенций:


    1. По мнению французского философа А.Камю главным философским вопросом должен стать вопрос о том, стоит ли жизнь труда быть прожитой или она не стоит того. Представители эмпириокритицизма в конце 19в. утверждали, что можно обойтись вообще без основного вопроса. Что вы думаете по этому поводу?

    2. Согласны вы или нет с выводами русского философа XX в. Н.А. Бердяева о сущности и задачах философии, приведенными ниже? Обоснуйте свой ответ:

    а) "Допустима философия науки, но не допустима научная философия. По своей сущности и по своей задаче философия никогда не была приспособлением к необходимости… Философы искали премудрой истины, превышающей данный мир. Заветной целью философии всегда было познание свободы, а не необходимости";

    б) «Философия есть принципиально иного качества реакция на мир, чем наука, она из другого рождается и к другому направляется»;

    в) "Подчинение философии науке есть подчинение свободы необходимости";

    г) «Научная философия есть порабощенная философия, отдавшая свою первородную свободу во власть необходимости».

    3. Сравните нижеприведенные высказывания с мнением К. Ясперса: "Нет философии без политики и политических выводов". Кто прав, по вашему мнению?

    а) Бельгийский философ Л. Флам утверждает: "Философия не должна служить никому: ни теологии, ни науке, ни социальному движению. Требовать от философа, чтобы он служил социальному движению, — это значит требовать, чтобы он перестал быть философом…".

    б) "Философия не должна быть частью государственной идеологии, ибо идеология — средство достижения единомыслия, в том числе по мировоззренческим проблемам, а философия — это индивидуальная мыслительная деятельность" (М. Мамардашвили).

    4. Какое место в системе знаний отводит Л. Витгенштейн (австрийский философ XX в.) философии, и как он определяет ее предназначение?

    а) "Работа в философии — это в значительной мере работа над самим собой. Над собственной точкой зрения, над способом видения предметов (и над тем, что человеку от них требуется).

    Философ легко попадает в положение неумелого руководителя, который, вместо того, чтобы заниматься собственным делом и лишь присматривать за тем, правильно ли выполняют свое дело его подчиненные, отнимает у них работу. И потому каждый день он перегружен чужой работой, подчиненные же, взирая на это, подвергают его критике".

    б) "Философия не является одной из наук (слово "философия" должно обозначать нечто стоящее под или над, но не рядом с науками). Цель философии — логическое пояснение мыслей".

    в) "Философия не учение, а деятельность. Философская работа, по существу, состоит из разъяснений. Результат философии — не "философские предположения", а достигнутая ясность предположений. Мысли, обычно как бы туманные и расплывчатые, философия призвана делать ясными и отчетливыми".

    5. Определите философское направление в следующих отрывках:

    а) «Этот космос, тот же самый для всех, не создал никто ни из богов, ни из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерами разгорающимся и мерами потухающим».

    б) «То, что я знаю без вывода, когда имею переживание, называемое «видением солнца», есть не солнце, а психическое событие во мне. Я не познаю непосредственно столы и стулья, а познаю только определенные действия, которые они производят во мне. Объекты восприятия, которые я считаю «внешними» по отношению ко мне, являются «внешними» только в моем личном пространстве, которое исчезает с моей смертью».

    в) «Было бы превратно понимать, что сначала предметы образуют содержание наших представлений и что уже затем приходит наша субъективная деятельность, которая посредством операции абстрагирования и соединения того, что общо предметам, образует их понятие. Понятие наоборот есть истинно первое, и вещи суть то, что они суть, благодаря деятельности присущего им и открывающегося в них понятия. В нашем религиозном сознании мы это выражаем, говоря, что бог сотворил мир из ничего, или, иначе выражаясь, что мир и конечные вещи произошли из полноты божественной мысли и божественных предначертаний. Этим мы признаем, что мысль, или, говоря точнее, понятие, есть та бесконечная форма, или свободная деятельность, которая для своей реализации не нуждается в находящемся вне её материале».
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


    написать администратору сайта