МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ЗАДАНИЯ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО ФИ. Методические указания по подготовке к семинарам, задания для проверки уровня компетенций и вопросы для самоконтроля
Скачать 126.48 Kb.
|
Вопросы для самоконтроля:1. Понятие мировоззрения. Какова его структура? 2. Что является предметом философии? 3. Каковы причины философского плюрализма? 4. Каково соотношение философии и науки? 5. Назовите основные разделы философии. 6. В чем состоят мировоззренческая и методологическая функции философии? 7. Является ли религия философией? Может ли философия быть религией? 8. Какие суждения о философии вам известны? 9.В чем выражается значение философии в жизни человека? Семинар №2. Философия Античности и Средневековья План: 1. Основные философские школы в Древней Греции. 2. Философские концепции Платона и Аристотеля. 3. Религиозный характер философской мысли Средневековья. Учение Аврелия Августина. 4. Философия Фомы Аквинского. 5. Спор об универсалиях. Темы докладов и рефератов: 1. Философия Древней Индии. 2. Основные философские школы в Древнем Китае ( конфуцианство, даосизм, легизм). 3. Древняя стоя: поиски человеческого счастья. 4. Критика образа жизни и общественных устоев в кинизме. 5. Стихийная диалектика и учение о космосе Гераклита Эфесского. 6. Пифагорейский союз. Учение о числе и гармонии. 7. Этика как учение о счастье в философии Эпикура. 8. Софисты. 9.Теория идеального государства Платона. 10. Учение о человеке в христианской философии. 11. Арабская средневековая философия. 12. Средневековая картина мира. 13. Проблема веры и разума в средневековой философии. Литература 1. Алексеев П.В. Философия. М, 2008. 2.Аристотель. Соч.: В 4 т. М., 1976-1983. 3. Асмус В.Ф. Античная философия. М.,1976. 4. Голубинцев В.О.,Данцев А.А.,Любченко В.С. Философия для технических вузов. Ростов-на-Д., 2008. 5. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.,1979. 6. Коплстон Ф. История средневековой философии. М, 1997. 7. История философии. Учебник для вузов/ Под ред. В.П.Кохановского. Ростов-на-Д.,1999. 8.История философии в кратком изложении /пер. с чешского И.И.Богута.М.,1991. 9. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.,1991. 10.Платон. Соч.: В 3 т. – М., 1973. 11. Спиркин А.Г. Философия. М., 2010. Термины:Первоначало(архэ), теогония, политеизм, эллинизм, субстрат, апейрон, космос, логос, апория, майевтика, эйдос, демиург, Единое, метафизика, , материя и форма, гедонизм, пифагореизм, кинизм, эпикуреизм, стоицизм, неоплатонизм, патристика, схоластика, экзегетика, апологетика, ортодоксия, теоцентризм, теология, теодицея, пантеизм, томизм, универсалии, номинализм, реализм, концептуализм, акциденция, атрибут, эсхатология, креационизм, «философский камень», «бритва Оккама». Рекомендации: В первом вопросе следует охарактеризовать исторические условия, в которых зарождалась и формировалась философия Древней Греции, назвать основные этапы ( ранний, классический, эллинистический и римский), перечислить и кратко охарактеризовать основные досократические школы, а также школы, появившиеся в эпоху кризиса и заката античной философии ( эпикуреизм, стоицизм, эклектицизм, скептицизм). Второй вопрос – это раскрытие основных положений философии Платона и Аристотеля. Поскольку это целостные концепции, необходимо остановиться на онтологических, гносеологических и социально-философских взглядах мыслителей. Третий вопрос – общая характеристика средневековой философии, её отличие от философии Античности, а также рассмотрение концепции Аврелия Августина, являющегося автором первой модели христианской ортодоксальной философии. Четвертый вопрос – новый взгляд на соотношение веры и разума в философии Фомы Аквинского, рациональные доказательства бытия Бога. Пятый вопрос – раскрыть понятие «универсалии», рассмотреть содержание таких направлений, как реализм, номинализм, концептуализм. Задания для проверки уровня компетенций:1. Философ Антисфен, критикуя платоновскую теорию идей, как-то сказал ее создателю: «Я видел огромное количество лошадей, Платон, но я никогда не видел идею лошади, о которой ты так настойчиво говоришь». Платон ответил ему: «У тебя, Антисфен, есть глаза, чтобы увидеть каждую конкретную лошадь, но, видимо, у тебя нет разума, с помощью которого ты бы мог усмотреть идею лошади». Прокомментируйте эти платоновские слова. Каким образом в них выражена основная мысль его учения? 2. Прочтите следующие фрагменты из сочинения Аристотеля: "Сократ не считал отделенными от вещей ни общее, ни понятия. Сторонники же идей отделили их и такого рода, сущее назвали идеями, так что, исходя почти из одного и того же довода, они пришли к другому выводу, что существует идея всего, что проявляется как общее… Платон, усвоив взгляды Сократа, доказывал, что такие определения относятся не к чувственно воспринимаемому, а к чему-то другому… И вот это другое из сущего он назвал идеями, а все чувственно воспринимаемое, - говорил он, - существует помимо них и именуется сообразно с ними, ибо через сопричастность эйдосам существует все множество одноименных с ними вещей". "Лучше все-таки рассмотреть Благо как общее понятие и задаться вопросом, как оно появилось и в каком смысле о нем говорят…" Ответьте на вопросы: а) Чем отличается "общее" Платона от "общего" Сократа? б) В чем смысл учения Платона об идеях (эйдосах)? в) Если существует идея блага и справедливости как истинное бытие, то существует ли идея зла и несправедливости? 3. Сократ писал: « Если бы было возможно намеренное зло, оно было бы лучше и предпочтительнее ненамеренного зла». Объясните смысл этого высказывания. 4. Попробуйте закончить фразу Эпиктета: «Человек принадлежит толпе, когда обвиняет во всем других. Он находится на пути к мудрости, когда начинает во всем винить себя. По-настоящему же мудрым он становится тогда, когда…» 5. Прочтите высказывания философов: "Верую потому, что это нелепо" (Тертуллиан). "Разумей, чтобы верить, верь, чтобы разуметь" (Августин). "Верую, а потому знаю" (Ансельм). "Познавай то, во что веришь" (Абеляр). "Хотя человек не обязан испытывать разумом то, что превышает возможности человеческого познания, однако же, то, что преподано Богом в откровении, следует принять на веру" (Аквинский). Ответьте на вопросы: а) Какую функцию выполняет вера в религиозной гносеологии? б) Свидетельствует ли исторический опыт, что вера и упование на божественное откровение позволяют лучше решать практические задачи и овладевать наукой и культурой, чем стремление к знанию, самопознанию и собственной активной деятельности? в) Как вы оцените с позиций религиозной гносеологии "социальную активность "верующих" и "неверующих"? 6. Про Августина говорят, что он "христианизировал" платонизм. Объясните данное положение. 7. Определите философское направление по предложенным фрагментам: а) «Болезни представляют собой состояния или отношения, которые не являются материальными. В реальной действительности существуют лишь единичные вещи, а отношения между ними оказываются чистыми абстракциями. Следовательно, болезнь, будучи общим понятием, относится к абстракции и не существует объективно. Поэтому можно говорить не о болезнях как таковых, а о больных людях». б) «Идея человека, которую я составляю, должна быть идеей или белого, или черного, или краснокожего, прямого или сгорбленного, высокого, низкого или среднего роста человека. Я не в состоянии каким бы то ни было усилием мысли образовать вышеописанную абстрактную идею. Точно так же для меня невозможно составить абстрактную идею движения, отличную от движущегося тела, – движения, которое ни быстро, ни медленно, ни криволинейно, ни прямолинейно; и то же самое может быть сказано о всех прочих абстрактных идеях». |