Главная страница
Навигация по странице:

  • Лабораторная работа № 3, 4. Экспериментальное изучение восприятия

  • Изучение выделения фигуры из фона на разных уровнях

  • ЭП_Лабораторные работы (копия). Методические указания по проведению лабораторных работ оформление лабораторной работы на титульном листе указывается


    Скачать 0.76 Mb.
    НазваниеМетодические указания по проведению лабораторных работ оформление лабораторной работы на титульном листе указывается
    Дата23.12.2021
    Размер0.76 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЭП_Лабораторные работы (копия).docx
    ТипМетодические указания
    #316244
    страница5 из 17
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

    Изучение последовательного цветового контраста


    Цель – ознакомится с явлением последовательного цветового контраста.

    Материал – листы цветной бумаги, размеры которой 9х12 см (36х48 см). Используемая бумага должна иметь хорошо выраженный цветовой тон ( зеленый, красный, синий, желтый). Такого же размера папиросная бумага. Кольца, вырезанные из бумаги серого цвета, размером по внешнему диаметру 18 см, по внутреннему – 17 см (для демонстрационного опыта) и 4 см (для лабораторной работы).

    Ход опыта – условия естественного дневного освещения или при лампах дневного освещения. На стол перед испытуемым положить лист зеленой бумаги, на середину которого наложить кольцо из серой бумаги, а затем прикрыть их папиросной бумаги. Предложить испытуемому фиксировать взором кольцо до тех пор, пока оно не приобретет соответствующего цветового оттенка, то есть не возникнет одновременный цветовой контраст. Испытуемый должен определить, какой цветовой оттенок приобретает серое кольцо. Действуя аналогичным образом, провести опыты с другими основными цветами.

    Испытуемые – количество студентов в группе (не меньше трех)+ каждый по одному.

    По завершении опытов их результаты следует записать в протоколе, отмечая, на каком цветовом фоне возникает тот или иной одновременный цветовой контраст.

    Обработка результатов и результаты исследования.

    Выводы. Опыты завершить выводом: одновременный цветовой контраст выражается в изменении цветового тона под влиянием окружающего цвета в сторону цвета, дополнительного к цвету фона: серые кольца на зеленом тоне краснеют, на красном зеленеют, на синем желтеют, на желтом синеют. Одновременный цветовой контраст выражается также в том, что рядом находящиеся цвета взаимно усиливают друг друга (напр-р, красный и зеленый). Такой же эффект контраста возникает при одновременном воздействии синего и желтого цвета. Особенно сильный контраст возникает на границе перехода от одного цвета к другому. Это легко продемонстрировать, предъявляя аудитории предметы указанных цветов сначала отдельно друг от друга, а затем постепенно сближая их. В момент полного сближения цвета как бы приобретают особую насыщенность и особенно контрастируют.


    Лабораторная работа № 3, 4.

    Экспериментальное изучение восприятия

    Объем восприятия


    Цель – определение объема зрительного восприятия.

    Материал – специально заготовленные карточки с нанесенным на них разным количеством точек. Опыт 1: 20 небольших карточек (от 3-х до 10 точек) (4х 6см). Опыт 2: 8 карточек с множеством точек (до 20).

    Порядок работы. Опыт 1. 20 небольших карточек . В течение 2-х сек. показывать карточку (всего 5), начиная с карточки, на которой нанесено наименьшее количество точек и заканчивая той, на которой наибольшее количество. Опыт 2. Предъявить все 8 карточек и определить на какой из них больше точек, а на какой меньше.

    Испытуемые – количество студентов в группе (не меньше трех).

    Протокол

    № карточки

    Предъявленное кол-во точек

    Воспринятое кол-во.





















    Изучение выделения фигуры из фона на разных уровнях



    Вводные замечания. Целостность воспринимаемого образа есть результат включе­ния в восприятие механизмов воображения и мышления. Позна­вательные процессы, как и любые психические проявления личности, выступают в неразрывном единстве и отделяются, абстрагируются от других лишь в целях научного познания. Предметное и целостное восприятие приводит к тому, что некоторые качества предмета не замечаются. Это не влияет на субъективную полноту образа. «Тот факт, что некоторые свойства объекта остаются незамеченными, не означает, разумеется, что он кажется неполным. Свойства, которые мы не замечаем, аналогичны отсутствующим у нас идеям. Они не оставляют пробелов в мире; чтобы осознать пробел, необходима специальная информация».

    Соотношение фигуры и фона в восприятии непосредственно связа­но с его предметностью и целостностью. Уже в животном мире природа «позаботилась», чтобы особи некоторых видов животных от­личались друг от друга по цвету, форме и другим признакам. Детеныш отличается от взрослой особи не только размером, но кон­фигурацией тела. С давних времен люди выделяют объект воспри­ятия из фона определенными приемами. Говорящий становится в центр круга или поднимается на трибуну, выходит перед аудиторией, встает, если остальные сидят; в театре персонаж, на которого должен смотреть зритель, высвечивается прожекторами и т. д.

    Цель - изучение выделения фигуры из фона на разных уровнях, расслоение изображения на фигуру и фон.

    Материал – рисунок с так называемыми двойственными изображениями (два профиля и ваза, старая и молодая женщина).

    Ход опыта. Студенты смотрят на картинку, замечают время смены изображений. Для этого может быть включен метроном или эксп-р сообщает о времени через каждые 2, 4, 6 секунд.

    Испытуемые – количество студентов в группе (не меньше трех).

    Проанализировать, влияет на результаты этого опыта избирательность восприятия, проследить другие возможные закономерности.


    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17


    написать администратору сайта