Главная страница

практическаЯ. Методические указания по выполнению практических работ по дисциплинеоуд. 09 Информатика для студентов специальности


Скачать 2.95 Mb.
НазваниеМетодические указания по выполнению практических работ по дисциплинеоуд. 09 Информатика для студентов специальности
АнкорпрактическаЯ
Дата27.09.2022
Размер2.95 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаPrak_Informatika.pdf
ТипМетодические указания
#701130
страница3 из 10
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
R
G
B
Цвет
0 0
0 черный
0 0
1 синий
0 1
0 зеленый
0 1
1 голубой
1 0
0 красный
1 0
1 розовый
1 1
0 коричневый
1 1
1 белый
Шестнадцатицветная палитра получается при использовании 4-разрядной кодировки пикселя: к трем битам базовых цветов добавляется один бит интенсивности.
Этот бит управляет яркостью всех трёх цветов одновременно.
Например, если в 8-цветной палитре код 100 обозначает красный цвет, то в 16-цветной палитре:
0100 – красный,
1100 – ярко-красный цвет;
0110 – коричневый,
1110 – ярко-коричневый (желтый).
В табл. представлено кодирование цветовой палитры из 16 цветов.
Цвет
Яркость Красный Зеленый Синий
Черный
0
0
0
0
Синий
0
0
0
1
Зеленый
0
0
1
0

Голубой
0
0
1
1
Красный
0
1
0
0
Фиолетовый
0
1
0
1
Коричневый
0
1
1
0
Белый
0
1
1
1
Серый
1
0
0
0
Светло-синий
1
0
0
1
Светло-зеленый
1
0
1
0
Светло-голубой
1
0
1
1
Светло-красный
1
1
0
0
Светло-фиолетовый
1
1
0
1
Желтый
1
1
1
0
Ярко-белый
1
1
1
1
Качество изображения определяется разрешающей способностью монитора. Чем она выше, то есть чем больше строк растра и точек в строке, тем выше качество изображения.
В современных ПК в основном используют следующие разрешающие способности экра- на:
800 х 600,
1024 х 768 1280 х 1024 точки.
Двоичный код изображения, выводимого на экран, хранится в видеопамяти. Видеопа-
мять – это электронное энергозависимое запоминающее устройство.
Размер видеопамяти зависит от разрешающей способности дисплея и количества цве- тов. Но ее минимальный объем определяется так, чтобы поместился один кадр (одна страница) изображения, т.е. как результат произведения разрешающей способности монитора на число битов, отводимых на 1 пиксель.
Кодирование «Живого видео»
Компьютерная обработка «Живого видео» представляет собой двоичное кодирование и запоминание в видеопамяти видеоизображения естественных объектов, представляющих со- бой отдельные кадры, сменяющие друг друга с частотой 25 Гц.
Для уменьшения объёма видеофайла используется Протокол сжатия видео. MPEG-4 — международный стандарт, используемый преимущественно для сжатия цифрового аудио и ви- део.
Кодирование звуковых данных
С начала 90-х годов персональные компьютеры получили возможность работать со зву- ком. Каждый компьютер, имеющий звуковую плату (аудиоадаптер), микрофон и колонки, мо- жет записывать, сохранять и воспроизводить звуковые данные с помощью специальных про- граммных средств (редакторов аудиофайлов).
Двоичное кодирование звуковой информации представляет собой кодирование непре- рывного звукового сигнала после его дискретизации, т.е. преобразования в последовательность электрических импульсов – выборок.
Точность процедуры двоичного кодирования определяется числом дискретных значе- ний, которое может обеспечить звуковая карта ПК и числом дискретных выборок за одну се- кунду
Частота дискретизации – это количество измерений входного сигнала за 1 секунду.
Частота измеряется в герцах (Гц). Одно измерение за одну секунду соответствует частоте 1 Гц.
1000 измерений за 1 секунду – 1 килогерц (кГц).
Задания

Алфавитный подход к измерению информации
Задача 1. Для записи текста использовался 256-символьный алфавит. Каждая страница содер- жит 32 строки по 64 символа в строке. Какой объем информации содержат 5 страниц этого тек- ста?
Решение: N=256, => 2
i
= 256, => i=8 bit k=32*64*5 символов
I=i*k=8*32*64*5 bit = 8*32*64*5/8 b = 32*64*5/1024 kb = 10 kb
Задача 2. Можно ли уместить на одну дискету книгу, имеющую 432 страницы, причем на каж- дой странице этой книги 46 строк, а в каждой строке 62 символа?
Решение: Т.к. речь идет о книге, напечатанной в электронном виде, то мы имеем дело с ком- пьютерным языком. Тогда N=256, => 2i = 256, =>i=8 bit k = 46*62*432 символов
I = i*k = 8*46*62*432 bit = 8*46*62*432/8 b = 46*62*432/1024 kb = 1203,1875 kb = 1,17
Mb
Т.к. объем дискеты 1,44 Mb, а объем книги 1,17 Mb, то она на дискету уместится.
Задача 3. Скорость информационного потока – 20 бит/с. Сколько минут потребуется для пере- дачи информации объемом в 10 килобайт.
Решение: t = I/v = 10 kb/ 20 бит/c = 10*1024 бит/ 20 бит/c = 512 c = 8,5 мин
Задача 4. Лазерный принтер печатает со скоростью в среднем 7 Кбит в секунду. Сколько вре- мени понадобится для распечатки 12-ти страничного документа, если известно, что на одной странице в среднем по 45 строк, в строке 60 символов.
Решение: Т.к. речь идет о документе в электронном виде, готовом к печати на принтере, то мы имеем дело с компьютерным языком. Тогда N=256, => 2
i
= 256, =>i=8 bit
K = 45*60*12 символов
I = i*k = 8*45*60*12 bit = 8*45*60*12/8 b = 45*60*12/1024 kb = 31,6 kb t = I/v = 31,6 kb/ 7 Кбит/c = 31,6*8 kбит/ 7 Кбит/c = 36 c
Задача 5. Автоматическое устройство осуществило перекодировку информационного сообще- ния на русском языке, из кодировки Unicode в кодировку КОИ-8. При этом информационное сообщение уменьшилось на 480 бит. Какова длина сообщения?
Решение: Объем 1 символа вкодировке КОИ-8 равен 1 байту, а в кодировке Unicode – 2 бай- там.
Пусть x – длина сообщения, тогда I
КОИ-8
= 1*x b, а I
Unicode
= 2*x b.
Получаем 2*x8 bит – 1*x*8 бит = 480 бит, 8x = 480, х = 60 символов в сообщении.
Задача 6. Найдите х, если 4
х бит=32 Кбайт.
Решение: 4
х бит = 32 Кбайт
4
х бит = 32 * 1024 байт
4
х бит = 32 * 1024 * 8 бит
2 2х бит = 2 5
* 2 10
* 2 3
бит
2 2х бит = 2 18 бит
2х = 18
Х = 9
Задачи для самостоятельного решения

Задача 1. Имеется 2 текста на разных языках. Первый текст использует 32-символьный алфавит и содержит 200 символов, второй – 16-символьный алфавит и содержит 250 символов. Какой из текстов содержит большее количество информации и на сколько бит?
Задача 2. За 45 секунд был распечатан текст. Подсчитать количество страниц в тексте, если из- вестно, что в среднем на странице 5о строк по 75 символов в каждой, скорость печати лазерно- го принтера 8 Кбит/сек., 1 символ - 1 байт. Ответ округлить до целой части.
Задача 3. Найдите х, если 16
х бит=128 Кбайт.?
Задача 4. Для записи сообщения использовался 64-х символьный алфавит. Каждая страница содержит 30 строк. Все сообщение содержит 8775 байтов информации и занимает 6 страниц.
Сколько символов в строке?
Задача 5. ДНК человека (генетический код) можно представить себе как некоторое слово в че- тырехбуквенном алфавите, где каждой буквой помечается звено цепи ДНК (нуклеотид). Сколь- ко информации в битах содержит цепочка ДНК человека, содержащая примерно 1,5

1023 нук- леотидов?
Задача 6. Сообщение, записанное буквами 64-символьного алфавита, содержит 20 символов.
Какой объем информации оно несет?
Задача 7. Декодируйте с помощью кодировочной таблицы ASCII следующий текст, заданный шестнадцатеричным кодом: 42 41 43 4B 53 50 41 43 45
Задача 8. Видеопамять имеет объем, в котором может храниться 16-ти цветное изображение размером 640480. Какого размера изображение можно хранить в том же объеме видеопамяти, если использовать 256-цветную палитру?
Задача 9. Достаточно ли видеопамяти объемом 256 Кбайт для работы монитора в режиме 640

350 и палитрой из 16 цветов?
Задача 10. Достаточно ли видеопамяти размером 128 Кбайт для работы монитора в следующем режиме: разрешение 640 х 480 и палитра из 256 цветов ?
Задача 11. Рассчитайте время звучания моноаудиофайла, если при 16-битном кодировании и частоте дискретизации 24 кГц его объем равен 850 Кбайт.
Практическая работа 8. Логические основы работы компьютера. Элементная база ком-
пьютера.
Цель: Изучить логические основы работы ПК и элементную базу.
Цели занятия: Усвоить понятия: алгебра логики, логические высказывания, законы алгебры логики, научиться составлять таблицы истинности и логические схемы
Содержание отчета по результатам выполнения практического занятия
Отчет должен содержать
1. Название и цель работы
2. Результаты выполнения задания
3. Вывод по работе (необходимо указать виды выполняемых работ, достигнутые цели, какие умения и навыки приобретены в ходе ее выполнения)
Методические указания к выполнению:

Краткие теоретические сведения
Основные логические операции
Инверсия – НЕ
Функция, преобразующая исходное высказывание в обратное.
- Приятель будет звонить мне в 17.00. (А он не позвонил)
- Кран сможет поднять груз на эту высоту. (А он не смог)
- Прошел дождь - полив не требуется
Дизъюнкция – ИЛИ логическое сложение.
- Ты должен помыть посуду или убраться в комнате, тогда пойдешь гулять. (Необходимо вы- полнить или то, или то, в этом случае результатом будет истина и вы пойдете гулять)
Конъюнкция – И логическое умножение.
- Вы должны владеть иностранным языком и иметь высшее образование, только тогда вас возь- мут на работу. (Наличие одного из условий не обеспечивает вашего приема на работу. Только в случае если и первое, и второе выполняется, тогда результатом станет истина - прием на рабо- ту)
Импликация – следование.
Импликация не имеет простой жизненной интерпретации. Можно её определить по следующе- му правилу: Трагедия в том, что хотел, но не получилось.
В результате: Хотел и получилось - это истина. Не хотел, а получилось, тоже истина. Не хотел и не получилось истина потому, что мне нет до этого никакого дела.
Эквиваленция – равенство.
Здесь все просто: результат – истина, если исходные высказывания эквивалентны: оба истинны или ложны.
Обозначают простые высказывания заглавными буквами английского алфавита.
Сведем обозначения логических связок в таблицу
Таблица обозначений логических связок – функций
Логическая связка (функция)
Обозначение
Название
A и B
A & B, A and B, A Λ B
Конъюнкция
A или B
A V B, A or B
Дизъюнкция
Не А , A неверно
¬ A, A
Инверсия
Из A следует B, Если A то B,
A влечет B, B следствие A
A  B, If A then B
Импликация
Следование
A равно B
A <--> B
Эквиваленция
Принято ложь определять как 0, а истину, как 1.
Таблицы истинности для логических функций.
Конъюнкция. И &
A
B
C
0
0
0
1
0
0
0
1
0

1
1
1
Дизъюнкция. ИЛИ V
A
B
C
0
0
0
1
0
1
0
1
1
1
1
1
Инверсия. НЕ
A
B
0
1
1
0
Импликация. ->
A
B
C
0
0
1
1
0
0
0
1
1
1
1
1
Эквиваленция. <-->
A
B
C
0
0
1
1
0
0
0
1
0
1
1
1
Основные законы логики
Логические выражения могут быть равносильно преобразованы из одной формы в другую со- гласно законам логики.
Рассмотрим кратко основные из них.
1. Двойного отрицания:
А = ¬(¬A)
2. Переместительный (коммутативный):
A V B = B V A
A & B = B & A
3. Сочетательный (ассоциативный):
(A V B) V C = A V (B V C)
(A&B) & C = A & (B & C)
4. Распределительный (дистрибутивный)
(A V B) & C = (A & C) V (B & C)
(A & B) V C = (A V C) & (B V C)
5. Закон общ. инверсии (законы де Моргана):
¬( A V B) = ¬A & ¬B

¬(A & B) = ¬A V ¬B
A  B = ¬A V B
¬(A  B) = A & ¬B
6. Закон идемпотентности
A V A = A
A & A = A
7. Законы исключения констант:
A V 1 = 1, A V 0 = A
A& 1 = A, A& 0 = 0
8. Закон противоречия:
A & ¬A= 0.
9. Закон исключения третьего:
A V ¬A = 1.
10. Закон поглощения:
A V (A & B) = A;
A & (A V B) = A.
11. Закон исключения (склеивания):
(A&B) V (¬A&B) = B
(AVB) & (¬AVB) = B
Алгоритм построения таблицы истинности:
1.
Посчитать количество переменных n в логическом выражении.
2.
Определить число строк в таблице по формуле m=2n, где n - количество переменных.
3.
Посчитать количество логических операций в формуле.
4.
Установить последовательность выполнения логических операций с учетом скобок и при- оритетов;
5.
Определить количество столбцов: число переменных + число операций.
6.
Выписать наборы входных переменных.
7.
Заполнить таблицу истинности по столбцам, выполняя логические операции в соответ- ствии с установленной в пункте 4 последовательностью.
Заполнение таблицы:
1) разделить колонку значений первой переменной пополам и заполнить верхнюю часть «0», а нижнюю «1»;
2) разделить колонку значений второй переменной на четыре части и заполнить каждую чет- верть чередующимися группами «0» и «1», начиная с группы «0»;
3) продолжать деление колонок значений последующих переменных на 8, 16 и т.д. частей и заполнение их группами «0» или «1» до тех пор, пока группы «0» и «1» не будут состоять из одного символа.
Базовые логические элементы компьютера
Логический элемент И конъюнктор
Логический элемент ИЛИ

1
дизъюнктор
Логи- ческий элемент НЕ ин- вертор
Пример Для формулы A/\ (B \/ ¬B /\¬C) постройте таблицу истинности.
Количество логических переменных 3, следовательно, количество строк - 2 3
=8.
Количество логических операций в формуле 5, количество логических переменных 3, следова- тельно, количество столбцов - 3 + 5 = 8.
Задание 1.
1. Для формулы A/\ (B \/ ¬B /\¬C) постройте таблицу истинности.
2. Для формулы F(А, В) = (А\/ В)/\(¬А\/¬В).
3. Постройте таблицу истинности для логического выражения F = (A\/ B) /\ ¬С
4. Для формулы F=A<=>B<=>(¬А \/ B) /\ (¬B\/ А) постройте таблицу истинности
5. Для формулы F = (A v B) → ¬ (B v C) постройте таблицу истинности
6. Для формулы (A v B & C) & (¬C v B&A) постройте таблицу истинности
Задание 2.
Для логических схем построить логические выражения

Список литературы и ссылки на Интернет-ресурсы,
содержащие информацию по теме:
1. Перевод чисел в различные системы счисления с решением https://programforyou.ru/calculators/number-systems
2. Системы счисления. Перевод из одной системы в другую. https://ege-study.ru/ege- informatika/sistemy-schisleniya-perevod-iz-odnoj-sistemy-v-druguyu/
Критерий оценивания выполненных практических заданий
В общей сумме, выполненная практическая работа может быть оценена от 0 до 100% , и тогда оценка знаний студента будет такова:
«отлично» - 86 – 100%,
«хорошо» - 66 – 85%,
«удовлетворительно» - 45 – 65%,
«неудовлетворительно» - менее 45%.
Практическая работа 11, 12, 13. Основные типы алгоритмов. Составление программ на
языке программирования Pascal. Тестирование готовых программ на языке программи-
рования Pascal.
Цель: Изучить способы представления алгоритмов. Алгоритмы, их типы и способы описания.
Цели занятия: Усвоить понятия: алгоритм, как фундаментальное понятие информатики; свой- ства алгоритмов; основные типы алгоритмов. Научиться составлять алгоритмы в виде блок- схем, псевдокодов и на языке Паскаль.
Методические указания к выполнению
Краткие теоретические сведения
Алгоритм – точное и понятное предписание исполнителю совершить последовательность действий, направленных на решение поставленной задачи.
Основные свойства алгоритмов следующие:
Понятность для исполнителя – т.е. исполнитель алгоритма должен знать, как его выпол- нять.
Дискpетность (прерывность, раздельность) – т.е. алгоpитм должен пpедставлять пpоцесс pешения задачи как последовательное выполнение пpостых (или pанее опpеделенных) шагов
(этапов).
Определённость – т.е. каждое правило алгоритма должно быть четким, однозначным и не оставлять места для произвола. Благодаря этому свойству выполнение алгоритма носит меха- нический характер и не требует никаких дополнительных указаний или сведений о решаемой задаче.
Результативность (или конечность). Это свойство состоит в том, что алгоритм должен приводить к решению задачи за конечное число шагов.
Массовость. Это означает, что алгоритм решения задачи разрабатывается в общем виде, т.е. он должен быть применим для некоторого класса задач, различающихся лишь исходными данными. Пpи этом исходные данные могут выбираться из некоторой области, которая называ- ется областью применимости алгоритма.
На практике наиболее распространены следующие формы представления алгоритмов:

словесная (записи на естественном языке);

графическая (изображения из графических символов);


псевдокоды (полуформализованные описания алгоритмов на условном алгоритмическом языке, включающие в себя как элементы языка программирования, так и фразы естествен- ного языка, общепринятые математические обозначения и др.);

программная (тексты на языках программирования).
Решение любой задачи на ЭВМ можно разбить на следующие этапы: разработка алго- ритма решения задачи, составление программы решения задачи на алгоритмическом языке, ввод программы в ЭВМ, отладка программы (исправление ошибок), выполнение программы на
ПК, анализ полученных результатов.
Первый этап решения задачи состоит в разработке алгоритма.
Алгоритм может быть описан одним из трех способов:

словесным (пример в начале раздела);

графическим (виде специальной блок-схемы);

с помощью специальных языков программирования.
Графическая форма записи, называемая также схемой алгоритма, представляет собой изображение алгоритма в виде последовательности связанных между собой функциональных блоков, каждый из которых соответствует выполнению одного или нескольких действий. Гра- фическая запись является более компактной и наглядной по сравнению со словесной. В схеме алгоритма каждому типу действий соответствует геометрическая фигура. Фигуры соединяются линиями переходов, определяющими очередность выполнения действий.
Графическая форма записи, называемая также структурной схемой или блок-схемой ал- горитма, представляет собой изображение алгоритма в виде последовательности связанных между собой функциональных блоков, каждый из которых соответствует выполнению одного или нескольких действий.
Блок-схемы алгоритмов позволяют представить алгоритмы в более наглядном виде, это дает возможность анализировать их работу, искать ошибки в их реализации и т.д. В блок- схемах всегда есть начало и конец, обозначаемые эллипсами, между ними - последователь- ность шагов алгоритма, соединенных стрелками.
Блок
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


написать администратору сайта