Методические указания по выполнению самостоятельных работ по дисциплине
Скачать 220 Kb.
|
4. Методические указания по выполнению анализа произведения. Дисциплина ОД.02 Литература предполагает обучение обучающихся анализу произведения (на уроке), а также выполнение анализа произведения. Список произведений и различных способов анализа приведен ниже. Список заданий для литературного задания. Анализ 9 главы романа «Обломов». Анализ 3 действия драмы «Гроза». Анализ эпизода «Смерть Базарова» романа «Отцы и дети». Анализ главы (по выбору) поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Анализ нравственной проблемы в романе «Война и Мир». Анализ рассказа Чехова А.П. (по выбору). Анализ эпизода в романе «Тихий Дон» (по выбору). Тема власти в романе «Мастер и Маргарита». Анализ повести В. Распутина по выбору. Анализ главы из произведения «Царь-рыба». 4.1 Перечень видов анализа различных литературных произведений Методические рекомендации анализа стихотворного произведения. План анализа стихотворного произведения. 1. Автор и название стихотворения. 2. История создания стихотворения (когда написано, по какому поводу, кому посвящено). Место данного стихотворения в творчестве поэта или в ряду стихотворений на подобную тему (с подобным мотивом, сюжетом, структурой и т.п.) 3. Тема, идея, основная мысль (о чём стихотворение). Если автор принадлежит к какой-либо литературной группировке: символист, акмеист, футурист, - то необходимо подобрать примеры, доказывающие, что перед нами произведение поэта-символиста, акмеиста или футуриста. Цитаты из текста, подтверждающие выводы. Тема стихотворения: - пейзаж; - общественно-политическая; - любовная/интимная; - философская. Сюжет: - есть сюжет: образы событий (...каких именно...); - без сюжета: образы чувств (...). 4. Поэтическая лексика Необходимо выяснить активность использования отдельных групп слов общеупотребительной лексики - синонимов, антонимов, архаизмов, неологизмов; - выяснить меру близости поэтического языка с разговорным; - определить своеобразие и активность использования тропов ЭПИТЕТ - художественное определение; СРАВНЕНИЕ - сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них при помощи другого; АЛЛЕГОРИЯ (иносказание) - изображение отвлеченного понятия или явления через конкретные предметы и образы; ИРОНИЯ - скрытая насмешка; ГИПЕРБОЛА - художественное преувеличение, используемое, чтобы усилить впечатление; ЛИТОТА - художественное преуменьшение; ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ - изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ - даром речи, способностью мыслить и чувствовать; МЕТАФОРА - скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слово «как», «как будто», «словно» отсутствуют, но подразумеваются. 5. Поэтический синтаксис (синтаксические приемы или фигуры поэтической речи) - риторические вопросы, обращения, восклицания - они усиливают внимание читателя, не требуя от него ответа; - повторы – неоднократное повторение одних и тех же слов или выражений; - антитезы – противопоставления; 6. Поэтическая фонетика Использование звукоподражаний, звукозаписи - звуковых повторов, создающих своеобразный звуковой «рисунок» речи.) - Аллитерация – повторение согласных звуков; - Ассонанс – повторение гласных звуков; - Анафора - единоначалия; 7. Композиция лирического произведения Необходимо: - определить ведущее переживание, чувство, настроение, отразившееся в поэтическом произведении; - выяснить стройность композиционного построения, его подчиненность выражению определенной мысли; - определить лирическую ситуацию, представленную в стихотворении (конфликт героя с собой; внутренняя несвобода героя и т.д.) - определить жизненную ситуацию, которая, предположительно, могла вызвать это переживание; - выделить основные части поэтического произведения: показать их связь (определить эмоциональный «рисунок»). 8. Образ лирического героя, авторское "Я". - сам автор, - рассказ от лица персонажа, - автор играет какую-то роль. 9. Литературное направление: романтизм, реализм, сюрреализм, символизм, акмеизм, сентиментализм, авангардизм, футуризм, модернизм и т.д. 10. Жанр: эпиграмма (сатирический портрет), эпитафия (посмертное), элегия (грустное стихотворение, чаще всего о любви), ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет и т.д. Образец анализа стихотворения А.А. Блока «Россия» Гражданский выбор России, ее дальнейшая судьба особо волновали поэтов «серебряного века», среди которых А.А. Блок — «трагический тенор эпохи», по словам Анны Ахматовой. Тема Родины становится ведущей в лирике А.А. Блока. Множество стихов посвящены родной Отчизне («Осенняя воля», «Россия»), в каждом из них показана огромная любовь поэта к своей стране. Образ Родины А.А. Блок раскрывает в стихотворении «Россия» через любовь к женщине: Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые — Как слезы первые любви! Россия, её просторы — «дорожная даль», «расхлябанные колеи», «река», «лес, да поле» — сливаются воедино с образом возлюбленной, которая имеет «разбойную красу» и одновременно «прекрасные черты». Кажется, что Россия — это и есть непредсказуемая, прекрасная и нищая дева, которую поэт может постичь, обратившись к образу женщины и сопоставив её с любимой Родиной. Практически каждое четверостишие начинается с описания страны, ее красот, а заканчивается обращением к образу возлюблённой: А ты всё та же — лес, да поле, Да плот узорный до бровей... Дорога долгая легка, Когда блеснёт в дали дорожной Мгновенный взор из-под платка... Россия манит Блока, завораживает своей красотой, обаянием, хотя «избы серые» говорят о бедственном положении большинства населения страны. Стихотворение «Россия» Александр Блок пишет, опираясь на традицию изображения образа Родины в русской классической литературе. Так, Н.В. Гоголь в своей поэме «Мёртвые души» в конце первого тома в одном из лирических отступлений выводит образ Руси как «птицы-тройки». Так же и у Блока: Опять, как в годы золотые, Три стёртых треплются шлеи, И вязнут спицы росписные В расхлябанные колеи... Подобно поэтическим произведениям Н.А. Некрасова, здесь «дорога долгая легка» под звуки «глухой песни ямщика». Блоковское стихотворение написано четырёхстопным ямбом, который придает всему поэтическому произведению особый ритм, мелодию. Здесь поэтом используется множество ярких эпитетов («годы золотые», «спицы росписные», «расхлябанные колеи», «нищая Россия», «песни ветровые», «разбойную красу», «в дали дорожной»); метафоры («треплются шлеи», «вязнут спицы», «плат узорный до бровей»); олицетворения («одной слезой река шумней», «блеснет ... мгновенный взор», «звенит ...песня»). Все художественно-выразительные средства помогают создать глубокий, емкий, красочный образ России. Методические рекомендации анализа драматического произведения Схема анализа драматического произведения 1. Общая характеристика: история создания, жизненная основа, замысел, литературная критика. 2. Сюжет, композиция: - основной конфликт, этапы его развития; - характер развязки /комический, трагический, драматический/ 3. Анализ отдельных действий, сцен, явлений. 4. Сбор материала о персонажах: -внешность героя, - поведение, - речевая характеристика - содержание речи /о чем?/ - манера /как?/ - стиль, словарь - самохарактеристика, взаимные характеристики героев, авторские ремарки; - роль декораций, интерьера в развитии образа. 5. ВЫВОДЫ: Тема, идея, смысл заглавия, система образов. Жанр произведения, художественное своеобразие. Драматическое произведение Родовая специфика, «пограничное» положение драмы (Между литературой и театром) обязывает вести ее анализ по ходу развития драматического действия (в этом принципиальное отличие анализа драматического произведения от эпического или лирического). Поэтому предлагаемая схема носит условный характер, она лишь учитывает конгломерат основных родовых категорий драмы, особенность которых может проявиться по-разному в каждом отдельном случае именно в развитии действия (по принципу раскручиваемой пружины). 1. Общая характеристика драматического действия (характер, план и вектор движения, темп, ритм и т.д.). «Сквозное» действие и «подводные» течения. 2. Тип конфликта. Сущность драматизма и содержание конфликта, характер противоречий (двуплановость, внешний конфликт, внутренний конфликт, их взаимодействие), «вертикальный» и «горизонтальный» план драмы. 3. Система действующих лиц, их место и роль в развитии драматического деиствия и разрешения конфликта. Главные и второстепенные герои. Внесюжетные и внесценические персонажи. 4. Система мотивов и мотивочное развитие сюжета и микросюжетов драмы. Текст и подтекст. 5. Композиционно-структурный уровень. Основные этапы в развитии драматического действия (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка). Принцип монтажности. 6. Особенности поэтики (смысловой ключ заглавия, роль театральной афиши, сценический хронотип, символика, сценический психологизм, проблема финала). Признаки театральности: костюм, маска, игра и постситуативный анализ, ролевые ситуации и др. 7. Жанровое своеобразие (драма, трагедия или комедия?). Истоки жанра, его реминисценции и новаторские решения автором. 8. Способы выражения авторской позиции (ремарки, диалогичность, сценичность, поэтика имен, лирическая атмосфера и др.) Методические рекомендации анализа эпизода. План анализа эпизода Эпизод – часть художественного произведения, имеющая относительно самостоятельное значение; замкнутые в пространстве и во времени художественные картины. 1. Найти границы эпизода и дать название 2. Место расположения данного эпизода: в начале произведения, в конце, в середине 3.Значимость данного эпизода, он помогает понять: - характер героя - поведение, поступки героя - авторскую позицию - это второстепенный эпизод в развитии действия 4. Тип эпизода (повествование, описание, рассуждение) 5. События, описанные в эпизоде 6. Характеристика действующих лиц эпизода: внешность, одежда, манеры, речь, взаимодействие героев. 7. Художественные выразительные средства 7. Особенности использования в эпизоде композиционных элементов и их роль в произведении: пейзаж, интерьер, внутренние монологи, дневники. 8. Роль данного эпизода в произведении: - эпизод является кульминационным, решающим, ключевым - ведущая роль в раскрытии замысла писателя принадлежит этому эпизоду - эпизод является вспомогательным (имеет дополнительное значение для развития сюжета) Образец анализа эпизода "Бородинское сражение" из романа Л.Толстого "Война и мир" (т.2, ч.2, гл. 19-39) 1.Доказываем, что эпизод Бородинского сражения является кульминационным в изображении войны в романе. 2. Кратко характеризуем его связь с изображением войны 1805-1807 гг. и с описанием войны 1812 года. 3. Кто из героев романа принимает участие в эпизоде? А) Почему сражение показано глазами Пьера? Что поражает Пьера накануне сражения (приводим цитаты)? Какие открытия он делает на Бородинском поле (цитируем)? Б) Какими и с какой целью показаны в эпизоде Борис Друбецкой и Долохов? В) Какие мысли и чувства владели князем Андреем накануне сражения(можно процитировать)? Почему ему была неприятна встреча с Пьером? 4. На какие микроэпизоды можно разбить этот большой эпизод? Кратко сопоставим микроэпизоды "Пьер на батарее" и "Князь Андрей в резерве". Почему Толстой так распорядился судьбой героев? 5. Какими увидел Толстой в этом эпизоде Кутузова и Наполеона? Как он их противопоставляет? 6. Как проявляется гуманизм Толстого в изображении Бородинского сражения? 7. Каково отношение к войне князя Андрея, Пьера, Наполеона, автора? 8. Почему эпизод начинается и заканчивается пейзажем? Обратите внимание! Работая над анализом эпизода, составляйте план рассуждений. Проблемный план предпочтительней, так как позволяет сразу сформулировать проблемные вопросы, развернутые и доказательные ответы, которые составят основную часть вашей работы. Методические рекомендации анализа эпического произведения (рассказа, повести). Схема: 1. История создания произведения: • факты из биографии автора, связанные с созданием данного произведения. • связь произведения с исторической эпохой его создания; • место произведения в творчестве автора. 2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров). 3. Название произведения и его смысл. 4. От чьего лица ведётся повествование? Почему? 5. Тема и идея произведения. Проблематика. 6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды. 7. Система образов произведения: • персонажи произведения (главные, второстепенные; положительные, отрицательные); • особенности имён и фамилий персонажей; • поступки персонажей и их мотивация; • предметно-бытовые детали, характеризующие персонажа; • связь персонажа с общественным окружением; • отношение к герою произведения других персонажей; • самохарактеристика персонажей; • авторское отношение к персонажам и способы его выражения. 8. Композиция произведения: • деление текста произведения на части, смысл такого деления; • наличие прологов, эпилогов, посвящений и их смысл; • наличие вставных эпизодов и лирических отступлений и их смысл; • наличие эпиграфов и их смысл; • наличие лирических отступлений и их смысл. 9. Как выражена (и выражена ли) авторская позиция? Присутствует ли авторское видение решения поставленных в произведении проблем? 10. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения. 11. Особенности языка произведения. Методические рекомендации характеристики героя литературного произведения. 1. Определение места героя среди других персонажей. 2. Степень участия и его роль в конфликте (эпизоде). 3. Наличие прототипов и автобиографических черт. 4. Анализ имени. 5. Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии других персонажей. 6. Речевая характеристика. 7. Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни, как средство самовыражения героя. 8. Семья, полученное воспитание, история жизни. Род занятий. 9. Черты характера. Эволюция личности в процессе развития сюжета. 10. Поступки и мотивы поведения, в которых герой проявляет себя наиболее ярко. 11. Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других персонажей произведения. 12. Сопоставление с другими персонажами или литературным героем другого автора. 13. Оценка литературного персонажа его современниками. 14. Герой как порождение своей эпохи и выразитель определенного мировоззрения. Определение типического и индивидуального в литературном герое. 15. Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в жизни. Методические рекомендации по подготовке и написанию сочинения на литературную тему. Все виды работы, связанные с сочинением, способствуют в той или иной форме развитию письменной и устной речи. Сухомлинский считал, что, когда обучающийся пишет сочинение, он выражает словом движение души, выявляет свой интеллектуальный мир, шлифует свои убеждения, определяет свою жизненную позицию. Сочинение воспитывает волю, трудолюбие, развивает чувство ответственности. Сочинение требует подготовки. В этом вам помогут специальные памятки. Памятка. • Внимательно прочитать тему, четко установите её границы и объём. • Осознать главную мысль своего сочинения и отобрать нужный материал. • Сгруппировать материал (что взять для вступления, что для основной части, заключения) и т.д. Особое значение имеет редактирование. Выполняется в несколько этапов: • Сначала проверяется содержание, его логика, соответствие теме; убедительность доказательств. (Надо внести дополнения, убрать лишнее, переставить, если необходимо абзацы.) • Далее проверить стиль. (Нет ли смешения разговорного, например, с возвышенным). • Затем проверить ошибки в слове словосочетании, предложении. Требования к сочинению: 1. соответствие содержания теме сочинения. 2. содержательность, завершённость, полнота охвата темы. 3. доказанность высказанной мысли, аргументация положений. 4. логичность и последовательность изложения. 5. самостоятельность в подходе к теме. 6. единство стиля. 7. точность, доступность, образность языка. 8. отсутствие фактических ошибок и неточностей. 9. грамотность сочинения. На основе этих требований идёт и самопроверка, и проверка сочинений учителем. 5 Методические указания по заучиванию стихотворения наизусть Дисциплина ОДБ.02 Литература предполагает обучение не только чтение художественных текстов, но и заучивание стихотворных произведений или их отрывков наизусть. Список стихотворных произведений или их отрывков для заучивания наизусть: А.С. Пушкин «Вновь я посетил». М.Ю. Лермонтов «Выхожу один я на дорогу». Ф.И. Тютчев «Нам не дано предугадать». А.А. Фет «Сияла ночь, луной был полон сад». Н.А. Некрасов «В дороге» (отрывок). А.А. Блок «О доблестях, о подвигах, о славе…» К.Д. Бальмонд «Будем как Солнце». С.А. Есенина «Письмо матери». М.И. Цветаева «Молитва». А.А. Ахматова «Мне голос был, он звал утешно…» |