Методика обучения русскому языку в начальной школе Курсовая работа. ИДО Методика обучения русскому языку в начальной школе Курсовая. Методика обучения младших школьников подробному пересказу на уроках чтения
Скачать 68.56 Kb.
|
Курсовая работа На тему: Методика обучения младших школьников подробному пересказу на уроках чтения. СОДЕРЖАНИЕ Введение Глава 1 Теоретические аспекты изучения роли пересказа на уроках чтения у младших школьников 1.1 Пересказ как средство развития связной речи детей младшего школьного возраста 1.2 Виды пересказа у младших школьников Глава 2 Экспериментальная работа по исследованию и формированию умении младших школьников пересказывать текст 2.1 Организация, методика и анализ результатов констатирующего эксперимента 2.2 Методические упражнения и рекомендации по улучшению качества пересказа 2.3 Организация, методика и анализ результатов контрольного эксперимента Заключение Список использованной литературы ПРИЛОЖЕНИЕ А Конспект урока № 1 ПРИЛОЖЕНИЕ Б Конспект урока № 2 ПРИЛОЖЕНИЕ В Упражнения ВВЕДЕНИЕ Актуальность выбранной темы «Методика обучения младших школьников подробному пересказу на уроках чтения.» обосновывается тем, что в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования в рамках развития связной речи младших школьников выделяют три основные группы коммуникативно-речевых умений: 1) умения, связанные с анализом готового текста, 2) умения, связанные с переработкой данного текста, 3) умения, связанные с созданием текста. Поэтому, проблема обучения пересказу в начальной школе отмечается как одна из важнейших. Ей посвящены научные работы известных отечественных методистов таких, как М.Е. Львова, В.Г. Горецкий, М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева, О.В. Сосновская, Н.С. Рождественский, Е.С. Жаринова и др. Задачи: 1)Изучить основные направления и условия работы по развитию речи младших школьников. 2)Рассмотреть пересказ как средство развития речи младших школьников. 3)Проанализировать методику обучения младших школьников пересказу. 4)Провести экспериментальную работу по выявлению выполнять пересказ умений 5)Разработать комплекс упражнений, направленный на развитие речи младших школьников с использованием пересказа. Методы исследования: анализ научной литературы, эксперимент. Этапы исследования: 1 этап — анализ научных публикаций и основных компетенций по теме исследования, отработка понятийного аппарата исследования, постановка цели, определение объекта, предмета и задач исследования, выбор методов исследования, проведение констатирующего эксперимента, анализ результатов. 2 этап — разработка комплекса упражнений, направленных на развитие речи с помощью пересказа. 3 этап — проведение контрольного эксперимента, анализ результатов, подведение итогов исследования. Экспериментальная база исследования: Многопрофильный лицей имени 202-ой воздушно – десантной бригады» г. Хабаровска, количество участников эксперимента — 15 человек, 3 класс. Практическая значимость состоит, в подборе методов и приемов для исследования уровней сформированности развития речи младших школьников на основе пересказа. В работе проанализирован, обобщен, систематизирован теоретический материал по данной проблеме, который может быть использован учителями, руководителями в своей педагогической деятельности, а также студентами при подготовке к курсовым и дипломным работам. Разработанные упражнения, направленные на формирование развития речи младшего школьника на основе пересказа, можно использовать в школьной практике. Объект исследования – пересказ у учащихся начальных классов. Предмет исследования – процесс формирования техники пересказа. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ РОЛИ ПЕРЕСКАЗА НА УРОКАХ ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 1.1 Пересказ как средство развития связной речи детей младшего школьного возраста Основной задачей филологического образования в начальной школе является развитие речи. Учитель, обучающий детей русскому языку и литературному чтению, не может считать свою задачу выполненной, если он не научит детей грамотно говорить, слушать, читать и писать, правильно и ясно выражать свои мысли. Речевое развитие детей выражается также и в том, чтобы речь младших школьников с течением времени стала все более красивой, что приведет к развитию речевого творчества. Речь человека – это показатель его интеллекта и культуры. Чем речь точнее, образнее выражает мысль, тем значительнее человек как личность. Речь обучающихся далека от совершенства, и одним из направлений работы преподавателя всегда было совершенствование речевых навыков учеников. Особенно остро эта задача стоит перед начальной школой, являющейся основой успешного обучения на последующих ступенях [14, с.13]. Вопрос о развитии речи учащихся в методической литературе возник давно и рассматривается двояко: одни ученые предлагают отталкиваться от мыслей, чувств самого ребенка и, постепенно корректируя их высказывания, приобщать к литературным нормам, образцам (иными словами, в основу системы по развитию связной речи учащихся положены такие виды работ, как рассказывание и написание сочинений); другие специалисты в области методики говорят о необходимости овладения учащимися сначала репродуктивной деятельностью – пересказ, написание работ «по образцу» (изложение), – а затем уже осуществлять переход к творческим видам деятельности – рассказыванию и сочинениям. В создавшейся на сегодня ситуации в обществе следует отдать предпочтение второй точке зрения, так как в силу разных ограничивающих причин не каждый ребенок способен выстроить свое собственное монологическое высказывание. Причины могут быть самые разнообразные: в связи с неблагоприятной экологической и социальной обстановкой рождается немало детей с хроническими патологиями. Сегодня даже у вполне здоровых детей в семье наблюдается дефицит общения, так как многим взрослым некогда, не хочется или не хватает сил общаться с собственным ребенком после рабочего дня и выполнения домашних обязанностей. Также повсеместное увлечение с малых лет различными техническими новинками, компьютерными играми, создающими иллюзию общения, тоже не способствуют развитию речи. Как правило, речь таких детей бедна, сам текст небольшой (2–3 предложения), предложения внутри текста часто не связаны по смыслу, есть повторы, проглатываются слова, смысловые связи нарушаются, что, безусловно, препятствует полноценному восприятию речи слушающим его человеком. Связная речь – смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. Формирование связной речи детей – одна из первостепенных задач уроков литературного чтения. Связность – значимый категориальный признак текста, характеризуется взаимодействием следующих факторов: содержание текста, его смысла, логики изложения, особой организации языковых средств; композиционной структуры; коммуникативной направленности [17, с.35]. Основная единица связной речи – это текст. Текст – это смысловое и структурное единство. Мы опирались на такие признаки текста, выделенные лингвистами, как смысловая цельность (завершенность), структурное единство (связность) [9, с.28]. Формирование связной повествовательной речи на уроках литературного чтения средствами пересказа должно занимать центральное место на данных уроках. Яркие образы художественных произведений эмоционально воспринимаются детьми, будят их фантазию, воображение, способствуют развитию наблюдательности и интереса ко всему окружающему, являются неиссякаемым источником формирования детской речи. Пересказ – это творческая речевая деятельность по переработке и воспроизведению основной идеи литературного произведения [3, с.13]. Пересказом является письменное или устное изложение какого-нибудь текста. Пересказ, как ведущий вид речевой деятельности, основан на образце, примере передачи учеником содержания текстовых условий в устной форме. Данная речевая практика базируется на уже определённом текстовом содержании и его мыслительной переработке. Выстраивание устного ответа по заданному плану предполагает знакомство обучающихся с готовым алгоритмом устного ответа. План пересказа, составленный коллективно в процессе аналитического чтения, заранее педагогом, или заимствованный в готовом виде из методического аппарата учебника, предоставляется в письменной форме и может носить индивидуальный или групповой характер. От других способов передачи чужой речи – прямой и косвенной речи, диалога, цитирования – пересказ отличается относительной пространностью и свободой изложения. Вне пересказа не возможны ни обиходное, ни деловое или публицистическое общение. По сути, именно на пересказе основывается обучение на любом уровне; в науке тоже изложение уже известного – необходимый компонент любой работы. Пересказ в узком лингвометодическом смысле слова – это устное упражнение, нацеленное на развитие навыков устной речи и одновременно – на углубленное осмысление содержания пересказываемого. Пересказ художественного текста – наиболее сложная задача, поскольку в нем «есть все»: и не только с точки зрения стилистической (языковые элементы, принадлежащие разным стилям речи), но и в плане содержания: и «факты» (персонажи, события), и «мысли» («идейное содержание»), и выражение различных «движений души», что, будучи для художественного текста обязательным, составляет едва ли не главное его отличие от текстов другой природы. Подробный пересказ используется чаще других по причине его простоты; является средством закрепления в детской памяти содержания прочитанного во всех его деталях; средством усвоения логики образца и его языка. Это пересказ текста в той последовательности, в которой он воспринимается при чтении. Рассматривается как «средство закрепления в детской памяти содержания прочитанных текстов и тем самым обогащающее круга представлений и знаний у учащихся». Проблема состоит в том, что учащийся может воспроизводить текст точно, используя выражения автора, но при этом может не понимать, не осознавать прочитанное. Цепкая память ребенка способна «захватить» эти слова на непродолжительное время, при этом, следовательно, не обогащается словарный запас. Тем не менее, подробный пересказ при правильно поставленной работе с ним способствует большей мере обогащению словаря детей, формированию строя предложений и развитию связной речи учащихся. Дети знакомятся с яркими оборотами речи, образцами литературного языка, они овладевают словами, необходимыми для связывания мыслей в единое целое (наречия, союзы и др.). Умение кратко передать мысль – важнейшее качество связной речи. Это задание ставит пред ребенком сложные задачи: отбор самого главного, необходимого для передачи смысла, информации, отсеивание всего несущественного. Такая работа требует высокого развития мыслительных операций, главным образом, анализа. Краткий пересказ – это не просто урезание исходного текста, а результат сложного переосмысления прочитанного, передача его содержания в более обобщенной форме. Выполнение такого упражнения включает в себя много тонких аспектов, например, перевод прямой речи в косвенную, что достаточно тяжело для детей. Особенно трудны пересказы высокохудожественных текстов. Также не рекомендуется давать художественные описания. Выборочный пересказ включает в себя обычно только определенные части, определяющие линии произведения. Перед учащимися встает задача выделить из содержания текста те его части, которые относятся к заданной ему теме. Таким образом, ребенок должен прежде всего осуществить сложный анализ всего содержания, а далее осуществить синтез, т.е. связать все нужные отрывки в единое и связное целое. Большая трудность для младшего школьника состоит в том, что необходимо абстрагироваться от всего несущественного, не касающегося задания. Но такие сложности, в конечном итоге, способствуют развитию мышления и речи. Выборочный пересказ требует синтеза, т.е. объединения информации в единое целое. Часто дети не осознают способ действия при таком задании. Выборочный пересказ означает выбор из текста той его части, которая соответствует узкому вопросу, узкой теме. Выделяются следующие его виды: -пересказ по вопросу или заданию; -пересказ по иллюстрации. Пересказ с перестройкой текста и с творческими дополнениями – перед детьми ставится задача по перестройке, либо дополнению текста. Выделяют следующие виды: -пересказ с изменением лица рассказчика; -пересказ от лица оного из персонажей (что сближает его с выборочным); -пересказ всего текста или его части с творческими дополнениями, с вымышленными эпизодами/деталями, продолжения рассказа; -инсценирование рассказа; -словесное рисование Очень сложной и интересной задачей является войти в роль персонажа, например, пересказать «Серую шейку» от лица Зайца. Творческие дополнения возможны только в случае понимания текста. Оценка созданных детьми текстов производится учетом трех критериев: смысловой целостности, лексико-грамматического оформления и самостоятельности выполнения. При этом в обучении, равно как и в процессе диагностики, следует очень четко различать произнесение ребенком своей собственной речи и произнесение «чужой речи». Надо поставить ученика в такие условия, чтобы он перерабатывал предложенный ему на уроке материал и мог на ту же самую тему говорить не чужими, а своими словами. Самый простой прием, чтобы инициировать ребенка к монологическому высказыванию, — спросить его, что он думает о происходящем в тексте, что запомнил, что его заинтересовало. И далее поддерживать его активность короткими вопросами «почему?», «а что еще ты можешь сказать?», на первых этапах обучения устной монологической речи ее надо поддержать такой видимостью диалога. Без пересказа не проходит почти не один урок, поэтому учитель начальных классов должен опасаться шаблона в этой работе. Оживляет уроки, повышают интерес школьников различные виды пересказов, а также варьирование подготовки к нему. Известно, что школьник, умеющий в своей детской среде живо и ярко пересказывать содержание прочитанных книг и просмотренных фильмов, в классе становится необыкновенно скупым на дополнительные выразительные средства пересказа. На уроке характерны монотонность речи, наличие многочисленных пауз, большая нагрузка на память. Причинами этих явлений могут служить: -тематика, — опыт учащихся мало задействуется. Большинство понятий достаточно абстрактны; -аудитория, — класс не состоит сплошь из друзей, поэтому возможны негативные оценки со стороны слушателей; -неравномерность чтения, т.е. многочисленные нарушения темпа, паузации и т.п.; -сам текст может быть труден с содержательной точки зрения, поэтому проблематичен доля понимания (термины, исторический материал и т.п.); -не ставится задача донести текст до слушателей. Типы и виды ошибок при пересказе. -Лексико-стилистические: Повторы одних и тех же слов, что связано с превалированием «тонуса слова» и бедностью словаря. -Употребление слова в неточном значении, что объясняется низкой общей речевой активностью. -Нарушение фразеологических сочетаний употребления слов («ветер принимал силу»), т.к. дети не знают фразеологизмов. -Употребление слов без участия эмоционально-экспрессивной или оценочной окраски, т.е. учащиеся недостаточно чувствуют язык. -Употребление просторечий и диалогизмов, что напрямую зависит от речевого окружения. Морфо-стилистические: -Детское словотворчество. -Образование просторечных форм. -Пропуск морфем: «пришел к ему». -Образование множественного числа он существительных, употребляемых только в единственном числе: «У партизан не хватало оружий». Синтаксико-стилистические: -Нарушение управления: «Добро побеждает над злом». -Нарушение согласования: «Туманная утро». -Неудачный порядок слов в предложении – искажение смысла: «Только равнодушным оставался кот Борька». -Местоименное удвоение подлежащего. -Употребление глаголов в несоотносимых временных и видовых формах. -Неумение находить границы предложений, т.е. ребенок испытывает сложности при делении сложных предложений на простые и наоборот. -Неречевые ошибки – пропуски, искажение фактического материала. Для возникновения потребности к пересказу необходимо, чтобы текст был интересен ученику. Так, касаясь вопроса замен, можно отметить, что обычно заменяются непривычные для ребенка слова повседневными: теплые земли — теплые края. Особенности и качество пересказа находятся в прямой зависимости от речевых возможностей, которыми обладают дети, от их речевого развития. Так, у младшего школьника словарный запас ограничен, недостаточно используются синонимы, в речи много сокращений (многое забывается или излишне обобщается), существуют трудности в подборе нужных слов, построении фразы, это влечет за собой стремление держаться оригинала при пересказе. Часты дополнения при пересказе, это характерная особенность детей младшего школьного возраста, характеризуется тем, что ученику часто трудно отчленить свои представления от читаемой информации. Значит, важно давать детям установку на выделение в пересказе именно того материала, который присутствует в оригинале. Характер пересказа, его особенности определяются задачей и знанием требований (подробно/сжато, с изменением последовательности, своими словами/близко к тексту). Но, помимо требований, не менее существенным условием успешного воспроизведения является степень самостоятельности, с которой он осуществляется. Акт оперирования словом, включения его в различные контексты, подбор синонимов обогащают словарь учеников. Немаловажную роль играет сам материал, его эмоционально-выразительная образность, логичность, ясность темы, основной мысли. Существуют определенные требования к пересказу текста: -должна звучать живая речь школьника, а не заученный образец; -необходимо использовать лексику, обороты речи, отчасти синтаксические конструкции из авторского текста. Важно сохранить стиль образца. Кроме этого, важно регулировать степень влияния образца, задавая пересказ после однократного ли двукратного чтения (или прослушивания), возвращаясь к чтению с целью улучшения пересказа. Логичность и полнота передачи всего существенного являются важнейшими требованиями, особенно к пересказу научного текста. Самостоятельность, живость языка невозможна без выразительности. Качество пересказа во многом зависит от того, как прочитан образец, произвел ли он на учеников впечатление, правильно ли понят, усвоен ли его язык, восприняты ли образы. Как правило, пересказ специально подготавливается, а для этого используются такие традиционные приемы работы: -предупреждение учащихся о том, что рассказ следует пересказывать подробно, близко к тексту (или сжато); -беседа-анализ содержания, выделение темы (о чем главном сообщается) и идеи (над чем предложил автор подумать); -отработка выразительного чтения; -расчленение рассказа, выделение частей, основных картин-эпизодов, их озаглавливание, составление плана текста, предназначенного для пересказа; -пересказ фрагментов, предварительный пересказ, разбор его недостатков; -обращение к аналогичным случаям, связывание прочитанного с собственным опытом учащихся. Путь к осознанному чтению труден, К.Д. Ушинский отмечал: «Читать – это еще ничего не значит, что читать и как понимать читаемое – вот в чем главное дело». Текст воспринимается учениками сначала с фактической стороны, затем – со стороны подтекста и лишь затем возможно понимание смысла. Особо нужно обратить внимание на то, что эти уровни восприятия крайне неоднородны у различных детей. 1.2 Виды пересказа у младших школьников Работу по развитию речи учащихся необходимо начинать с устного и письменного пересказа, так как ученики, расширив свой словарный запас, освоив на доступном им уровне структуру высказывания, поняв причинно-следственные отношения, наблюдая за тем, как строят текст выдающиеся писатели, затем смогут сами составить небольшой текст, высказывание на определенную тему. М.Р. Львов предлагает классификацию устных пересказов, отмечая при этом, что «любой вид пересказа может быть выполнен в письменной форме» [13, с.41]. Ученый выделяет четыре группы пересказов: подробные, выборочные, сжатые и творческие пересказы. Часто используемым видом пересказа является подробное рассказывание текста. Подробное рассказывание имеет свои цели. Обучающиеся, пересказывая слова автора, глубже проникают в смысл того, что хотел передать автор своим произведением. Запомнившиеся слова и выражения писателя обогащают речь ученика. Такой рассказ существенно влияет и на нравственное, и на эстетическое воспитание, давая возможность ученику вновь воспроизвести литературное произведение и его пережить. Этот вид рассказывания развивает память обучающихся. Противоположным видом подробного пересказа является краткий пересказ. Его цель в кратчайшее время передать смысл текста. В некоторых случаях ученики выбирают важную информацию и доносят её, нередко при кратком пересказе обучающиеся заменяют сложные слова на свои так, чтобы смысл текста не поменялся. Краткий пересказ связан преимущественно с отвлеченным мышлением. Краткий пересказ должен быть как можно более лаконичным, но вместе с тем в нем должны сохраняться тема, идея и основные сюжетные события. Гораздо реже на уроках используется более сложная форма пересказа – выборочный пересказ. Такому пересказу обычно предшествует выборочное повторное чтение. Выборочное рассказывание часто применяется в качестве подготовки к характеристике персонажа. Оно дисциплинирует мысль, приучая учащегося отбрасывать все лишнее. М. Р. Львов уделяет большое внимание творческим пересказам, так как именно они, по его мнению, несут в себе огромный потенциал для самостоятельной работы учащихся, поэтому он относит к творческому пересказу те его виды, где перед учащимися ставится задача по перестройке или дополнению текста [13, с.52]: –пересказ с изменением лица рассказчика (чаще всего это замена 1 лица, от имени которого ведется повествование, на 3 лицо), что влечет за собой не только грамматические изменения, но и значительные перестройки в содержании; –пересказ от лица одного из персонажей (для его успешного выполнения необходимо, чтобы учащиеся «перевоплотились» в героя рассказа, чтобы смогли понять его «…характер, его точку зрения, взглянуть на мир его глазами…» [13, с.54]; –пересказ всего текста или его части с творческими дополнениями, с вымышленными эпизодами или деталями, продолжение рассказа; –инсценирование рассказа, то есть «составление на основе прочитанного художественного произведения диалога (чтение в ролях или даже сценическое воплощение), составление сценария по рассказу» [13, с.56]; – словесное рисование, или иллюстрирование. Очевидно, что М.Р. Львов довольно тщательно разработал классификацию творческих пересказов, так как он рассматривает их как подготовку к написанию сочинений. Качество пересказа зависит от сложившегося навыка чтения, от осознания читаемого, поэтому данный вид упражнения по развитию связной речи может быть успешным лишь при достаточно высоком уровне развития мышления (понятийного и образного), процессов восприятия, воображения, эмоциональной сферы, памяти, волевых качеств ученика. В основе устного и письменного пересказа лежит репродуктивная деятельность учащихся, так как они связаны с воспроизведением готового, «чужого» текста, и их главная функция состоит в том, чтобы приучить учащихся правильно (с логической и грамматической точек зрения), без искажения передать чужую речь. Но вместе с тем они сохраняют для ученика возможность самостоятельных проявлений, активизирует как воспроизводящее, так и творческое мышление, поскольку, опираясь на образы и обобщения, которые возникают в процессе чтения текста, учащиеся самостоятельно ищут и находят словесные формулировки, необходимые для связной передачи мысли . Пересказ, по сути дела, представляет собой монологическое высказывание и имеет определенную структуру текста, скопированную с исходного текста либо построенную учеником самостоятельно в процессе мыслительной деятельности. Для того чтобы пересказать текст, его сначала надо воспринять, провести его смысловую обработку, осознать содержание текста, затем уже воспроизвести текст, реконструируя его в зависимости от собственных возможностей, задания учителя и т.д. В итоге мы получаем новый текст, созданный ребенком, где просматривается не только структура текста, но и само высказывание выдерживается в определенном стиле, типе, который совпадает со стилем и типом исходного текста (иногда может не совпадать, если было дано соответствующее задание, где указывалось какого стиля, типа должно быть высказывание). Использование языковых средств исходного текста способствует расширению словарного запаса учащегося, включение все новых и новых слов в активное пользование, более глубокому пониманию содержания текста, выбору адекватных теме слов. Тем более учащимся нужно не просто выдать набор слов или предложений, нужно связать их воедино так, чтобы была видна смысловая завершенность текста, подчиненность всех частей высказывания основной мысли, грамматическая связь частей текста. А без понимания содержания, умения пользоваться определенными коммуникативно-речевыми навыками такая работа представляет определенную трудность, так как предполагает большую нагрузку на память (не знаю, как пересказать, – надо выучить). Однако такой выход приемлем не для всех учащихся, только для тех учеников, которые обладают хорошей памятью. Поэтому так важно научить пересказывать текст не механически, а осознанно, что, в свою очередь, предусматривает обучение способам деятельности, необходимым для работы над текстом. Пересказ – это основной вид работы над текстом на уроках литературного чтения в начальной школе. Он является эффективным приёмом развития речи и мышления детей младшего школьного возраста. Следовательно, возникает вопрос: как же формировать навыки пересказа, какие методы, применяемые на уроках литературного чтения, будут наиболее эффективны при достижении поставленной цели? Обучение пересказу опирается на общие дидактические принципы, самыми важными из которых можно считать принципы систематичности и последовательности. Работа над пересказом вводится постепенно, из урока в урок. Сначала используется такой приём, как беседа. С помощью наводящих вопросов учитель узнает о впечатлениях детей от прочитанного ими текста. Нередко можно наблюдать, как учитель расспрашивает детей о том, как они провели выходные или каникулы, в зависимости от тематики урока. Данные способы активизируют у обучающихся речевую деятельность, что важно на начальном этапе обучению пересказа. Следующим этапом в работе над пересказом является работа с иллюстрациями. Всем известно, что в младшем школьном возрасте еще преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный случайный характер. Зрительный же образ, сохранившийся после прослушивания текста, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить материал. Младшему школьнику бывает трудно выразить свои мысли, грамматически правильно построить предложение, запомнить текст и пересказать. Иллюстрации же помогают ребенку запоминать и последовательно рассказывать не только короткие, но и длинные тексты. Перед учащимися ставят следующие задачи. Во-первых, дети должны описать, что они видят на картинке, во-вторых сопоставить отрывок текста с иллюстрацией и доказать, что именно эта картинка подходит к отрывку текста. На первых занятиях это происходит по наводящим вопросам учителя, в дальнейшем постепенно достигается самостоятельное воспроизведение фрагментов текста, в конечном итоге работа происходит по подготовленному педагогом плану. Данный вид работы активизирует мыслительную деятельность обучающихся. В процессе работы ученики пополняют свой словарный запас. Понимание теоретических основ дало возможность установить конкретные задачи, содержание и методы работы над формированием связной повествовательной речи детей средствами пересказа. В работе над связной речью младших школьников мы предлагаем в качестве домашнего задания использовать пересказы с различными творческими дополнениями. При проведении уроков литературного чтения по формированию связной речи необходимо учитывать следующие методические принципы : -постепенное усложнение речевого материала (от простых фраз к сложным, от 3‐словных к 4‐словным, от фраз к рассказу); -постепенная активизация учащихся на уровне фразовых ответов; -исключение отрицательной оценки деятельности учеников, особенно на первых порах; -акцентирование внимания на успехах и достижениях учащихся с целью повышения речевой активности; -определенная последовательность опроса при пересказе. На уроках чтения каждое занятие над произведением должно проводиться в соответствии с современной методикой, определяющей следующие этапы работы над художественным произведением: первичный синтез, анализ, вторичный синтез . При этом анализ произведения под руководством учителя выступает ключевой деятельностью учеников. Данный вид анализа предполагает оценку героев произведения учащимися, определение авторской позиции, освоение идеи произведения. Иными словами, анализ подразумевает диалог учащихся с автором произведения. Для этого ребенку необходимо погрузиться в обстановку художественного творчества, самому побыть в роли автора. Исследователи называют данное явление «бывание» в позиции творца, он изнутри поймет, какие трудности возникают перед автором, как он их преодолевает и какие задачи ставит перед собой [14, с.34]. Задания подобного рода формируют у учащихся умение видеть мотивы и последствия поступков героев в тексте произведения. Еще один вид творческого пересказа – от лица какого‐либо героя произведения – практикует гибкость читательского взгляда, учит видеть позиции разных героев, сопереживать им. Таким образом, формирование связной речи младших школьников средствами творческого пересказа позволяет: в процессе пересказа учитывать его жанровую природу; данный вид пересказа соответствует художественным особенностям произведения; в процессе работы над пересказом используются методы и приемы, привлекающие внимание ребенка к языку художественного текста; создается особая атмосфера, способствующая игре воображения, развитию фантазии ребенка. Чтобы не допустить обеднения языка, необходимо работать над словарем: над изобразительными средствами, над предложением. Соответственно работу над изложением следует проводить так: текст, предназначенный для подробного изложения, прочитывается учащимися не более двух раз, чтобы они не заучили наизусть, затем проводится беседа, назначение которой – выявить, всё ли дети правильно поняли, добиться полного осознания прочитанного, смысла рассказа, причинно-следственных связей. Следующий этап работы – составление плана (также план может быть составлен в ходе беседы); затем проводится словарная работа – анализ значений слов и их написания, учитель обращает внимание на построение наиболее важных синтаксических конструкций и на изобразительные средства языка. Если позволяет время урока, то можно в качестве подготовки использовать устный пересказ по частям или целиком. Наконец, дети самостоятельно пишут текст изложения, а учитель следит за их работой и оказывает необходимую помощь ученикам индивидуально. Затем следует самопроверка и совершенствование текста, и дети сдают тетради на проверку учителю. Как правило, на этапе самопроверки прошу ребят читать свои работы дважды: первый раз – проверяем, всё ли понятно по смыслу, второй раз — проверяем написание слов. Для обучения выборочному пересказу нужно учитывать его специфику, которая состоит в том, что нужно пересказывать не весь текст, а только тот материал, который соответствует узкому вопросу, узкой теме, например, пересказать только описание внешности персонажа и тому подобное. В этом случае учащимся под руководством учителя необходимо выполнить следующие мыслительные операции : -анализ всего содержания текста с целью выделения тех частей текста, которые относятся к заданной теме, и сосредоточения внимания на них; -синтез (объединение отобранных частей); -абстрагирование от определенных частей воспринятого содержания. В качестве подготовительных упражнений к проведению выборочного изложения могут быть использованы такие приемы работы, как: -выборочное чтение; -выборочное списывание; -отбор материала на заданную тему; -определение темы изложения на основе данного материала (прием, обратный предыдущему); -устное выборочное изложение. Сжатый пересказ и изложение противопоставляется по своим задачам полному пересказу. В данном случае учащимся нужно отобрать главное, существенное из текста и передать его связно, последовательно, без пропусков. Существуют следующие способы сжатия текста: -исключение подробностей, деталей; -обобщение конкретных, единичных явлений; -сочетание исключения и обобщения. При исключении необходимо сначала отделить существенное (главное) с точки зрения основной мысли и детали (подробности), затем убрать детали, объединить существенное и составить новый текст. При обобщении материала, мы вычленяем единичные факты, затем подбираем языковые средства их обобщенной передачи и составляем новый текст. Обучать сжатому пересказу рекомендуется на повествовательных текстах, в которых легко прослеживается действие: изложение сюжета и составляет сжатый пересказ. Также в начальной школе используются и творческие пересказы, но этот вид пересказа на практике довольно редко встречается. Однако именно такой пересказ лучше всего подготавливает детей к написанию сочинений и составлению рассказов. Ведь благодаря своей специфике творческий пересказ развивает воображение, повышает интерес к чтению произведений художественной литературы, способствует более глубокому пониманию смысла, композиции произведения, образов, характеров героев. Проведение творческих изложений дает простор для проявления индивидуальности, самостоятельности учащихся, способствует развитию литературного творчества детей. Следует отметить, что в методической литературе есть мнение, что изложения с творческим дополнением, где учащиеся развивают какие-либо эпизоды из прочитанного или разобранного рассказа или придумывают его продолжение, целесообразнее задавать на дом, оставляя на обдумывание сюжета несколько дней. Очевидно, что на качество любого пересказа влияет, как прочитан образец, произвел ли он впечатление на ученика, правильно ли тот его понял, усвоен ли его язык, образы. Безусловно, положительно влияет и количество прочтения текста (сколько раз мы воспринимали этот текст). В большинстве случаев пересказ специально подготавливается с использованием следующих приемов [12, с.54]: -предупреждение учащихся о том, что рассказ следует пересказать подробно (сжато); -беседа – анализ содержания, различные виды работы над языком, выделение тех слов, оборотов речи и целых предложений, которые нужно использовать в пересказе; -отработка выразительного чтения как подготовка к выразительному рассказыванию; -расчленение рассказа, выделение частей, их озаглавливание, составление плана текста, предназначенного для пересказа; -пересказ фрагментов текста, предварительный («черновой») пересказ, разбор его недостатков и достоинств. Важен анализ и оценивание пересказа учащимися, а затем уже учителем. Очень сложно приучить детей выслушивать чужие пересказы, в лучшем случае они терпеливо ждут окончания пересказа, в худшем – отвлекаются сами или мешают другим одноклассникам, но ведь коммуникативные умения включают в себя не только говорение, но и слушание. Поэтому целесообразнее перед прослушиванием пересказа провести совместную работу учителя с учащимися по выявлению критериев оценивания пересказа, и детям предстоит выслушать и оценить пересказ своего одноклассника. В этом случае у ученика появляется цель, в соответствии с которой он начинает организовывать свою деятельность. Конечно, сначала учащиеся примеряют требования к чужому пересказу и оценивают его, а затем происходит перенесение критериев на свой пересказ, они начинают видеть свои ошибки, далее должно последовать исправление своих ошибок учащимися. В первом параграфе мы рассмотрели, что одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь. Именно в основу начального курса литературного чтения положено всестороннее развитие речи. Проанализировав теоретические источники и рассмотрев различные подходы к затронутому в данной главе вопросу, мы отмечаем, что успех в работе по развитию речи невозможен без такого направления как обучение пересказу. Чтобы дети говорили хорошо, живо, эмоционально, интересно, чтобы они стремились улучшить свою речь, надо ввести учащихся в роль увлекательного рассказчика, умеющего передать замысел простыми словами, в которые вслушиваются с большим вниманием слушатели. Совершенствование речи, в свою очередь, требует от самих учащихся активной, творческой, мыслительной работы над текстом, которая непосредственно отражается на уроках обучения пересказу. Таким образом, мы видим, что, говоря о развитии связной монологической речи, пересказ является одним из основных, и, пожалуй, самым важным моментом в организации этого процесса на уроках литературного чтения. Развитие речи младших школьников, «движение» которому задает пересказ, нельзя рассматривать без учета психолого-педагогических особенностей детей, поскольку они являются базой для основных форм работы учителя над этим видом деятельности. Обобщая некоторые особенности познавательных процессов, приведем их в систему, чтобы проследить за направлениями совершенствования собственно речевой деятельности учащихся. Чтобы совершенствование деятельности младших школьников по развитию речи проходило успешно, необходимо строить работу, опираясь на следующие направления: а) расширение кругозора учащихся, формирование способности наблюдать, эмоционально воспринимать, сравнивать, оценивать, обобщать и т.д.; б) осознание школьниками системы языка, назначения различных языковых единиц, правил их функционирования, обогащение арсенала средств, используемых при создании высказывания; в) формирование умения выбирать средства языка с учетом ситуации общения и грамотно формулировать мысли, также выбирать содержание для высказывания и организовывать его в соответствии с замыслом; д) отбор сведений, их последовательность, умение извлекать из каждого элемента соответствующий смысл. Названные направления учебной работы — необходимая база для того, чтобы подлинное совершенствование речевой деятельности школьников стало возможным. Не будем забывать, что все эти направления работы должны строиться совместно с психолого-педагогическими особенностями ребенка. |