Главная страница
Навигация по странице:

  • Глава I . Теоретические основы использования наглядных методов обучения на уроках изобразительного искусства в начальной школе

  • Принципы наглядности на уроках изобразительного искусства

  • 1.3. Роль наглядности в преподавании изобразительного искусства

  • Список использованной литературы

  • реферат. Реферат художественное. Методика работы над наглядными пособиями при обучении изо


    Скачать 32.35 Kb.
    НазваниеМетодика работы над наглядными пособиями при обучении изо
    Анкорреферат
    Дата23.12.2020
    Размер32.35 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаРеферат художественное.docx
    ТипРеферат
    #163567



    МИНОБРНАУКИ РОССИИ

    филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

    «Омский государственный педагогический университет» в г. Таре

    (Филиал ОмГПУ в г. Таре)

    Факультета педагогики, менеджмента и информационных технологий в образовании

    Кафедра педагогики и развития образования

    РЕФЕРАТ

    На тему: «Методика работы над наглядными пособиями при обучении ИЗО»

    Выполнила:

    студентка 2 курса, 22 группы

    Профиль: Начальное образование и Дошкольное образование

    Речапова Алсу Сафиуловна

    Проверила:

    к. п. н. доцент Демидович Елена Анатольевна

    Тара – 2019

    Содержание

    Введение ………………………………………………………………………… 3

    Глава I. Теоретические основы использования наглядных методов обучения на уроках изобразительного искусства в начальной школе

      1. Метод наглядности. Его значение в обучении ………………………. 5

      2. Принципы наглядности на уроках изобразительного искусства ...... 8

      3. Роль наглядности в преподавании изобразительного искусства …... 11

    Заключение…………………………………………………………………… 14

    Список использованной литературы ……………………………………... 15

    Введение
    Значение образования в жизни современного общества зримо возрастает. На сегодняшний день, очень важно уметь применить полученные знания на практике и вкладывать свои усилия на развитие. И поэтому современная общеобразовательная школа может помочь ребенку стать личностью, обладающей такими качествами, как инициативность способность творчески мыслить и находить нестандартные решения и др.

    Основное значение методов обучения изобразительному искусству заключается в том, что изобразительное искусство является средством эстетического воспитания. В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности.

    В обучении школьников изобразительной деятельности важным методом служит использование наглядных средств, для создания у школьников образных представлений о предметах, о явлениях природы в пейзажах, о передачи какого-либо портрета. [1] Лучшим средством для достижения самостоятельности детей в процессе развития обучения, служит наглядность.

    Наглядность – одна из специфических черт изобразительного искусства как учебного предмета. Известно, что обучение изобразительному искусству основано на рисовании с натуры. Такое обучение уже является наглядным, так ка ребенок воспроизводит то, что уже присутствует в действительности. Наглядное восприятие предмета представляет собой путь к познанию его сущности, к раскрытию его сущности, к раскрытию его характерных свойств и закономерностей. Наглядность на уроках изобразительного искусства способствует развитию у учащихся наблюдательности, логического мышления, воображения, зрительной памяти. Константин Дмитриевич Ушинский считал наглядное обучение, которое строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах, которые воспринимаются ребёнком. [13].

    ГлаваI. Теоретические основы использования наглядных методов обучения на уроках изобразительного искусства в начальной школе


      1. Метод наглядности. Его значение в обучении


    Одними из самых важных факторов в обучении являются наглядные методы обучения. Наглядные методы должны преподаваться совместно со словесными методами. Связи этих двух методов не делимы, так как именно их целостность представляет собой самый эффективный вариант восприятия и переработки информации. Так как друг без друга эти методы дают малую эффективность.

    Подласый И.П. наглядные методы обучения условно подразделяет на 2 большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций.

    Иллюстрация как метод обучающего взаимодействия применяется учителем в целях создания в сознании учащихся с помощью средств наглядности точного, четкого и ясного образа изучаемого явления. Главная функция иллюстрации состоит в образном воссоздании формы, сущности явления, его структуры, связей, взаимодействий для подтверждения теоретических положений. Она помогает привести в состояние активности все анализаторы и связанные с ними психические процессы ощущения, восприятия, представления. [15]

    Иллюстрации применяются в процессе преподавания всех учебных предметов. В качестве иллюстрации используются натуральные и искусственно созданные предметы: макеты, модели, муляжи; произведения изобразительного искусства, фрагменты фильмов, литературных, музыкальных, научных произведений.

    Обучающий результат использования иллюстраций проявляется в обеспечении четкости первоначального восприятия изучаемого предмета учащимися, от чего зависит вся последующая работа и качество усвоения изучаемого материала. [15]

    Демонстрация - метод, выражающийся в показе всему классу на уроке различных средств наглядности. Метод демонстрации заключается: в показе действия реальных приборов или их моделей, различных механизмов, технических установок, в постановке опытов и проведении экспериментов.

    Эффективность метода достигается при активном участии в его демонстрации учащихся, получающих возможность непосредственно “замерять результаты”, изменять ход процессов и т.д.

    Разновидностью метода демонстрации следует рассматривать экскурсии. Экскурсия может быть использована как метод ознакомления с новым материалом, углубленным его изучением или для закрепления изученного. Экскурсия как метод демонстрации обеспечивает изучение предметов, процессов, технологий существующих в реальной действительности. [13]

    Такое подразделение средств наглядности на иллюстративные или демонстрационные является условным; оно не исключает возможности отнесение отдельных средств наглядности как к группе иллюстративных, так и демонстрационных (например, показ иллюстраций через эпидиаскоп или кодоскоп).

    Особенностью наглядных методов обучения является то, что они обязательно предполагают в той или иной мере сочетания их со словесными методами. Тесная взаимосвязь слова и наглядности вытекает из того, что «диалектический путь познания объективной реальности предполагает применение в единстве живого созерцания, абстрактного мышления и практики.

    Существуют разнообразные формы связи слова и наглядности. А дать каким-то из них полное предпочтение было бы ошибочно, так как в зависимости от особенностей задач обучения, содержания темы, характера имеющихся наглядных средств, а так же уровня подготовленности учеников необходимо в каждом конкретном случае избирать их наиболее рациональное сочетание. [1]

    В настоящее время, на уроке изобразительного искусства, часто используется метод наглядности. В основном педагоги ограничиваются иллюстрациями, слайд-шоу или презентации, которые позволяют упростить процесс обучения и сделать его запоминающимся и ярким. В современных условиях особое внимание уделяется применению персонального компьютера (ПК), которые значительно расширяют возможности наглядных методов в учебном процессе. Видео метод служит не только для преподнесения знаний, но и для их контроля, закрепления, повторения, обобщения, систематизации, следовательно, успешно выполняет все дидактические функции. Обучающая и воспитывающая функции метода обуславливаются высокой эффективностью воздействия наглядных образов и возможностью управления событиями. [5]

    Работа с интерактивной доской, которая позволяет педагогу полностью управлять любой компьютерной демонстрацией – выводить на экран различные изображения, включая репродукции, схемы; создавать, изменять и перемещать объекты; использовать видео и интерактивные анимации, презентации. Интерактивная доска на уроках изобразительного искусства в частности решает проблему использования компьютерных наглядных материалов и обучающих ресурсов по любой теме, которые можно найти великое множество и использовать многократно. Не нужно беспокоиться за сохранность иллюстраций, репродукций, плакатов – в них просто отпадает необходимость; избавляет преподавателей от рутины и освобождает время для творческой работы; благодаря наглядности и интерактивности класс вовлекается в активную работу, значительно повышается качество обучения; школьникам нравится работать с интерактивной доской, учиться становится интересно и увлекательно. [5]

      1. Принципы наглядности на уроках изобразительного искусства


    Принцип наглядности состоит в том, что учащиеся идут к досто­верным знаниям, обращаясь к самим предметам и явлениям как к ис­точнику познания.

    Психологические основы наглядности заключаются в том, что в сознании человека решающую роль играют ощущения, т. е. если че­ловек не видел, не слышал, не ощущал, у него нет необходимых дан­ных для суждения.

    Учителю необходимо чаще обращаться к чувствам ребенка, так как первая его реакция на окружающее бывает почти всегда в основе сво­ей правильна. Это поможет и усвоению того, что объяснил педагог. [3]

    Наглядные пособия – это одно из важнейших средств умственного развития, а их использование современным учителем является обязательным для методически точного и грамотного построения процесса обучения. Чтобы правильно подобрать наглядное пособие учителю необходимо ответить для себя на 3 вопроса:

    - Зачем (с какой целью) используется это наглядное пособие?

    - Где (в какой момент урока) будет использовано это наглядное пособие?

    -Смогут ли учащиеся самостоятельно изготовить и работать с этим наглядным пособием? [3]

    Существуют признаки, по которым можно и нужно отличать наглядные пособия (по Б.Т. Лихачеву):

    - Любое наглядное пособие – модель реального процесса либо видоизмененный процесс, явление и пр.

    - Наглядное пособие – учебная модель, если она создается для лучшей организации познавательной деятельности.

    - Наглядное пособие – всегда средство познания и обучения, а не цель. Оно приближает процесс познания к отражению оригинала, к представлению реальных предметов и явлений в природных или общественных условиях их существования.

    -Наглядное пособие формирует чувственный образ, из которого на основе умозаключений делается вывод. [13]

    Наглядные учебные пособия - плоскостные и объёмные изображения предметов и явлений, создаваемые для целей обучения, производственные и природные объекты в их естественном или препарированном виде. Применение наглядных учебных пособий способствует формированию у учащихся материалистических представлений и понятий, выработке у них умений и навыков. Наглядные учебные пособия используются в школе на различных этапах учебного процесса. Наглядные учебные пособия должны соответствовать содержанию программ и учебников, методам и приёмам обучения, возрастным особенностям учащихся, а также удовлетворять определённым требованиям. [3]

    Учителю изобразительного искусства постоянно приходится использовать средства наглядности, какие бы учебные занятия он ни проводил.

    Рисование с натуры уже само по себе является методом наглядного обучения. Процесс рисования с натуры начинается с чувственного, зрительного восприятия изображаемого предмета, с живого эмоцио­нального наблюдения. Поэтому надо добиваться того, чтобы сама на­турная постановка привлекала внимание рисующего к главному.

    Постановка натуры заключается не только в том, чтобы ее хорошо и красиво установить перед рисующими, но и в том, чтобы она помо­гала раскрывать основные законы реалистического рисунка и живо­писи.

    Наглядность тесно связана с правильной организацией наблюде­ния и анализа натуры, что существенным образом влияет на правиль­ность суждения о предметах и явлениях, а, следовательно, и на каче­ство построения изображения. Большое значение нагляд­ность имеет на первоначальной ступени обучения. [2]

    Особое внимание при обучении рисованию с натуры обращается на верное изображение натуры, на правильную передачу перспектив­ных явлений, особенностей светотени, конструкции предмета.

    Для облегчения этих основных задач желательно рядом с натурой устанавливать специальные модели (из проволоки, картона, плекси­гласа), чтобы рисующий мог наглядно увидеть и ясно понять то или иное явление, понять конструкцию формы предмета, его характер­ные особенности. [10]

    На занятиях живописью учащимся надо чаще наглядно показы­вать изменение цвета под влиянием рефлекса, изменение цветовых и тоновых отношений в зависимости от освещения и расстояния. Это можно продемонстрировать прямо на натурной постановке либо на примерах работ художников по репродукциям.

    Табли­цы, иллюстрации, предметы народного творчества могут с успехом быть использованы на уроках декоративного рисования в качестве наглядного ма­териала.

    Наилучшим средст­вом наглядного обучения является рисунок самого учителя на классной доске, на листе бумаги или на полях работы ученика. [11]

    При изготовлении методических таблиц, наглядно раскрывающих последовательность работы над рисунком, педагогу необходимо иметь в виду следующее:

    - Каждая таблица наглядно показывает ученику, что он должен сделать на данном этапе, каков объем работы. Она не только графи­чески выражает последовательность и степень выполнения рисунка, но прежде всего, указывает на узловые учебные задачи.

    - Каждый этап работы охватывает сравнительно небольшой объем учебного материала, чтобы ученик имел возможность хорошо усво­ить его.

    - Последовательность этапов работы внимательно продумывается педагогом. Выделяются наиболее важные моменты пост­роения изображения и, во-вторых, устанавливается их очередность, чтобы у школьника выработалась определенная система работы над рисунком.

    - Рисунки выполняются очень четко и ясно. В методических таб­лицах не должно быть манерных росчерков, эффектно брошенных штрихов, которые затрудняют выявление закономерностей строения формы. Не следует бояться "сухости" рисунка, иногда целесообраз­но даже несколько упростить форму, сделать ее более наглядной и ясной.

    - Таблицы могут быть снабжены небольшим текстом, объясняю­щим, как ими пользоваться. Методические пояснения могут быть очень краткими, но они должны давать ясные указания ученику, как вести работу, на что в первую очередь обратить внимание.

    - На таблицах желательно иметь заголовки, раскрывающие целевую установку — основную цель работы над рисунком на данном этапе. [14]

    1.3. Роль наглядности в преподавании изобразительного искусства
    Выбор и правильное применение методов обучения - вершина педагогического профессионализма. Отыскать правильные пути, максимально соответствующие условиям конкретного процесса обучения, очень сложно. Выбирая метод (методы), учитель должен быть, уверен в успехе. Для этого необходимо предвидеть, к каким результатам приведет применение метода.

    Наглядность - целенаправленный и специально организованный показ учебного материала, который подсказывает учащимся законы изучаемого явления, в данном случае позволяет творчески открыть эти законы или убедиться в их достоверности. Уроки изобразительного искусства имеют огромное значение в развитии у детей художественного вкуса. Наглядные методы обучения являются одними из самых важных факторов в обучении.

    "Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти не известным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету. Вы объясняете ребенку очень простую мысль, и он вас не понимает; вы объясняете тому же ребенку сложную картину, и он вас понимает быстро... Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова (а таких классов у нас не надо искать), начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно"- это известная фраза К.Д. Ушинского. [7]

    На уроках изобразительного искусства применение наглядных методов опирается на использование объектов дей­ствительности и их воспроизведений, особенно при рисовании с натуры.

    Наглядность особенно важна при обучении изобразительного искусства в силу визуального характера предмета, и поскольку чувственное познание предшествует по времени рациональному. [4]

    Однако познание посредством чувств не выступает в чистом виде, многое познаётся через слово, осмысливается увиденное в формах речи, а отношение и оценка – в формах эмоциональных. Поэтому учитель организует восприятие, то есть использует в комплексе сло­весные и наглядные методы. Связи этих двух методов не делимы, так как именно их целостность представляет собой самый эффективный вариант восприятия и переработки информации. [4]

    На уроках учитель может использовать различные средства наглядности: реальные объекты, их изображения, модели изучаемых объектов и явлений. Знание форм сочетания слова и средств наглядности, их вариантов и сравнительной эффективности дает возможность учителю творчески применять средства наглядности сообразно поставленной дидактической задаче, особенностям учебного материала и конкретным условиям обучения.

    Наглядность в обучении способствует тому, что у школьников, благодаря восприятию предметов и процессов окружающего мира, формируются представления, правильно отображающие объективную действительность, и вместе с тем воспринимаемые явления анализируются и обобщаются в связи с учебными задачами. [11]

    «Восприятие материала на слух - дело трудное, требующее от учащихся сосредоточенного внимания и волевых усилий. При неумелом ведении урока учащиеся могут лишь внешне «присутствовать на занятиях», а внутренне - думать о своем или же совсем оставаться без «мысли в голове» - К.Д. Ушинский [16].

    Отстаивая необходимость наглядности в обучении, Песталоцци считал, что органы чувств сами по себе доставляют нам беспорядочные сведения об окружающем мире. Когда у учащихся имеются необходимые образные представления, следует использовать их для формирования понятий, для развития отвлеченного мышления.

    В современной дидактике понятие наглядности относится к различным видам восприятия (зрительным, слуховым, осязательным и др.). Ни один из видов наглядных пособий не обладает абсолютными преимуществами перед другим. При изучении природы, например, наибольшее значение, имеют натуральные объекты и изображения, близкие к натуре, а на уроках грамматики - условные изображения отношений между словами с помощью стрелок, дуг, посредством выделения частей слова разными цветами и т. п. Нередко возникает необходимость использовать различные виды наглядных средств при ознакомлении с одними и теми же вопросами. Очень важно использовать наглядные средства целенаправленно, не загромождать уроки большим количеством наглядных пособий, т. к. это мешает учащимся сосредоточиться и обдумать наиболее существенные вопросы. Такое применение наглядности в обучении не приносит пользы, а скорее вредит и усвоению знаний, и развитию школьников [12].

    Цель использования наглядных методов обучения - «обогащение и расширение непосредственного чувственного опыта детей, развитие наблюдательности, изучение конкретных свойств и предметов, создание условий для перехода к абстрактному мышлению, опоры для самостоятельного учения и систематизации изученного» по мнению И.П. Подласого, [15].

    Заключение
    Применение наглядности и на уроках изобразительного искусства способствует, во-первых, прочному усвоению знаний, формированию знаний, умений и навыков; во-вторых, развитию творческой активности учащихся; в-третьих, обогащению абстрактного мышления учащихся.

    Оптимальное использование наглядных средств обучения на уроках изобразительного искусства приводит к следующим результатам:

    - помогает сделать процесс обучения более мотивированным и целеустремленным;

    - дает возможность организации самоконтроля индивидуальной успеваемости учащихся;

    - использование различных наглядных средств позволяет увеличить эффективность и качество усвоения учащимися учебного материала;

    - помогает включать дополнительные резервы и методические приемы для улучшения результатов учебной деятельности;

    - раскрывает методику эффективной работы со средствами наглядного обучения;

    Использование наглядных средств обучения дает гораздо более высокий результат, нежели проведение обычного, «стандартного» урока по аналогичной теме. Сама специфика изобразительного искусства, процесса изобразительного творчества выражается в постоянном оперировании зрительными, наглядными образами, в постоянном чувственном восприятии объектов и явлений действительности. Вот почему нельзя провести ни одного урока рисования с натуры, на темы, декоративного рисования, урока беседы по изобразительному искусству без использования той или иной наглядности.

    Список использованной литературы
    1. Алексюк, А.Н. Проблемы методов обучения в общеобразовательной школе [Текст]: учебное пособие/А.Н. Алексюк. - Москва, НИИ ОП, 1979. - 67 с.

    2. Алексеева, В.В. Изобразительное искусство в школе [Текст]: учебное пособие/ В.В. Алексеева. – Москва: Советский художник, 1968. – 288 с.

    3. Артемов, В.А. Психология наглядности при обучении [Текст]: учебное пособие / В.А. Артемов. - Москва: Просвещение, 1998. - 176 с.

    4. Афонина, Г.М. Педагогика. Курс лекций и семинарские занятия. Для студентов вузов [Текст]: учебное пособие / Г.М. Афонина. - Ростов на Дону: Феникс, 2002. - 512 с.

    5. Бабанский, Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе [Текст]: учебное пособие / Ю.К. Бабанский. – Москва: Педагогика, 1985. - 112 с.

    6.Большая советская энциклопедия [Текст]: в 30 т. / гл. ред. А.М. Прохоров. – Москва: Советская энциклопедия, 1954. – 29 т.

    7. Ефремов, О. Ю. Педагогика [Текст]: учебное пособие / О.Ю. Ефремов. – Санкт - Петербург: Питер, 2009. – 526 с.

    8. Голуб, Б.А. Основы общей дидактики [Текст]: учебное пособие для студентов / Б.А. Голуб. - Москва: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 96 с.

    9. Ильина, Т.А. Педагогика. Курс лекций [Текст]: учебное пособие / Т.А. Ильина. – Москва: Просвещение, 1984. - 270 с.

    10. Кузин, В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 классах [Текст]: пособие для учителей / В.С. Кузин. Москва: Просвещение, 1983. – 191 с.

    11. Кузин, В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе [Текст]: пособие для учителей / В.С. Кузин. – Москва: Агар, 2011. – 88 с.

    12. Кузин, В.С. Основы обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе [Текст]: пособие для учителей / В.С. Кузин. – Москва: Просвещение, 1977. – 208 с.

    13. Никанорова, Н.П. Наглядные пособия и оборудование для занятий изобразительным искусством [Текст]: пособие для учителей. – Москва: Просвещение, 1975. – 135 с.

    14. Баранов, С.П. Педагогика [Текст]: учебное пособие для студентов педагогических институтов / С. П. Баранов [и др.]. - 2-е изд., доп. - Москва: Просвещение, 1986. – 336 с.

    15. Подласый, И.П. Педагогика: Новый курс [Текст]: учебник для студентов педагогических вузов / И.П. Подласый. – Москва: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1999. - Кн. 1 - 576с., Кн. 2 - 256 с.


    написать администратору сайта