Главная страница
Навигация по странице:

  • Пространственная символика

  • Рисунки не выгоревших работников более гармоничны (р

  • выгорание. Психофизиология Выгорание. Методики для диагностики профессионального стресса и эмоционального выгорания


    Скачать 0.51 Mb.
    НазваниеМетодики для диагностики профессионального стресса и эмоционального выгорания
    Анкорвыгорание
    Дата26.11.2021
    Размер0.51 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПсихофизиология Выгорание.docx
    ТипДокументы
    #283071
    страница4 из 4
    1   2   3   4

    Интерпретация

    Интерпретация происходит по четырем пунктам:  1. Формальные способы воплощения заданной темы  2. Формальная структура пространства  3. Пространственная символика  4. Предметная символика  Остановимся подробнее на пространственной и предметной символике. Они представляют наибольшую практическую ценность для диагностики личности.

    Пространственная символика

    Рисунок оценивается прежде всего по тому, как расставлены смысловые акценты.  Верх характеризует содержание иных переживаний, нежели низ, правое направление — иных, нежели левое.  Верх — это легкость, духовность и вместе с тем символ познания и знаний, которые могут как освобождать, так и угнетать.  Низ — что-то тяжелое, но одновременно и «почва под ногами», солидность, которая может, как спасти, так и посадить на цепь.  Правое направление — это будущее, представленное поступком или окружением, т.е. то, что нас ожидает: будущие размолвки, соответствующий им успех или провал.  Левое направление представляет прошлое, пережитое, интимное окружение и близкие отношения или даже разногласия с самим собой, проблемы идентичности, может означать также уход в себя.  Верх в тесте представлен звездами и небом, низ — волнами и водой. Правая и левая стороны тестового рисунка также неравнозначны.

    Для интерпретации теста существенно, находятся ли звезды в правой или левой части пространства, разбивает ли скала подкатывающиеся волны у правого или левого края изображения. Середина же служит местом проявления «Я»-репрезентаций. В соответствии с этими характеристиками пространства при обработке теста нужно учитывать особенности вертикального и горизонтального строения рисунка, а при необходимости и центра. При этом, с одной стороны, имеет значение соотношение пространственных зон, а с другой — их содержательный акцент.  Для интерпретации вертикального построения теста большое значение имеет соотношение пространственных зон, занятых изображением неба и моря.  Сбалансированное соотношение пространств, занятых небом и морем, представлено как видимое равновесие этих стихий.  Доминирование небесного пространства указывает на преобладание духовной, интеллектуальной сферы.  Преобладание воды говорит о повышенной эмоциональности.  При пространственной сбалансированности ни одна из анализируемых областей не становится доминирующим содержанием переживаний.  При наличии доминанты в содержании какая-то тема превращается в проблему или даже в конфликт.

    Если рисунок пространственно сбалансирован, однако содержательно акцентирован на звездах, это может говорить об ощущении интеллектуального давления. Четко различимое соприкосновение моря и неба на линии горизонта может передавать целостность переживаний. Она отсутствует в тех рисунках, где море отделено от неба промежуточным пространством. Барьеры между водой и небом противопоставляют эти стихии друг другу, что, пожалуй, может свидетельствовать о психических проблемах. Напротив, свободное пересечение неба и воды в тесте позволяет сделать вывод об избытке впечатлений или недостаточном разграничении мыслей и чувств.  Детали рисунка могут быть проанализированы и с позиции их горизонтального расположения.

    Пространственное соотношение и содержательная доминанта могут быть:

    - не акцентированы; 

    - с акцентом на левой стороне;

    - с акцентом на правой стороне;

    - с акцентом на середине.

    Акцент на левой стороне картины может означать, что проецируются внутренние переживания рисующего. Левая сторона картины чаще выделяется содержательно и реже — пространственно. Так могут быть выражены какие-то бессознательные импульсы переживаний, которые угасли прежде, чем смогли реализоваться.

    Если в картине акцентируется правая сторона, то это может указывать на ставшую актуальной экстравертную тематику. При этом если правая половина рисунка выделена содержательно, то можно предположить, что для рисующего актуальны переживания трудностей в общении с окружающими людьми, а также проблемы, связанные с будущим, например, с вопросами выбора профессии. Это особенно вероятно, если в рисунках имеется еще и акцентированное зачернение.

    Акцентирование середины рисунка появляется тогда, когда каким-то образом выделяется срединное пространство между обеими половинами картины, и здесь либо оставляется пробел (ничего не нарисовано), либо имеется особое содержание. Акцент на середине предполагает проекцию эмоциональной личностной тематики. Признаком наличия соответствующих актуальных проблем может быть особое содержание картины, выстроенное, например, вертикально в центре рисунка.  Одной из очень важных характеристик теста является особенность разработки центра изображения. Она дает вполне очевидные указания на тему «самости», на тему экзистенциального отношения к собственной личности.  Если середина рисунка просто выделяется как таковая, неважно, пробелом или особенностями штриха, то это значит, что тема репрезентации «Я» актуальна в общих чертах. Однако особое экзистенциальное значение «переживания себя» проявляется лишь при наличии особого содержания середины рисунка. Центр рисунков в тесте часто выделяется за счет расположения в середине рисунка небесного тела. В зависимости от контекста рисунка такое небесное тело может символизировать самоуверенного, избалованного семьей ребенка, наличие внутриличностного конфликта, юношеское самоутверждение и пр.

    Выгоревшие работники при выполнении заданной темы достоверно чаще выбирают предметное (р<0,01) и формалистское (р<0,05) решение, и достоверно реже образное (р<0,05) и эмоциональное (р<0,05) решение выполнения рисунка.

    Рисунки не выгоревших работников более гармоничны (р<0,01), детали на рисунках расположены неравномерно (р<0,01), что придает рисункам органичность.
    1   2   3   4


    написать администратору сайта