Главная страница
Навигация по странице:

  • Возраст

  • Особенности

  • Бендер-тест_ диагностика и интерпретация. Методист отдела психолого педагогического


    Скачать 0.82 Mb.
    НазваниеМетодист отдела психолого педагогического
    Дата11.12.2021
    Размер0.82 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаБендер-тест_ диагностика и интерпретация.docx
    ТипДокументы
    #299747
    страница3 из 4
    1   2   3   4

    Возрастные нормативы выполнения Гештальт-


    тестаБендер


    Возраст

    Среднийбалл

    Диапазоннорм

    мы

    6 лет

    43

    37-46

    7 лет

    38

    33-41

    8 лет

    28

    25 - 32

    9 лет

    25

    20- 28

    10 лет

    22

    18-26

    11 лет

    19

    15-25




      • В дополнение к табличному нормативному возрасту и/или суммарной балльной оценке при интерпретации результатов выполнения гештальт-теста Бендер следует учитывать также время, затраченное на выполнение задания в целом, особенности поведения испытуемого, и ряд формальных характеристик рисунка, как то: силу нажима карандашом, плавность линий, количество стираний или исправлений, тенденцию к ухудшению ими улучшению результатов в ходе тестирования и пр.

    • Интерпретация последних подчиняется принципам, общим для всех рисуночных методик. Так, слабая,прерывистая,едваразличимая линия свидетельствует обычно о низкой эргичности ребенка или его астенизации, тогда как жирная,сровным,сильнымнежимом- о высокой эргичности и активности; существенноепреувеличенийразмероввоспроизводимыхфигурвысокой вероятностью свидетельствует о завышенной самооценке, а значимоепреуменьшениео заниженной; наложение рисунков друг на друга, случайное их расположениеналисте,выходызаграницылиста,снижениекачествавыполнениявходетестирования- о неумении длительно концентрировать внимание, недоразвитии навыков планирования и контроля своей деятельности.

    • Однако следует с осторожностью относится к вынесению суждений подобного рода, если они не подтверждаются результатами других методик.



      • Что касается времени, затрачиваемого на выполнен гештальт-теста в целом, то в норме оно составляет 10-20 минут у детей от 4 до 8 лет и 5-10 минут у более старших детей и взрослых. Превышение этого времени более, чем в два раза является неблагоприятным признаком и требует отдельной интерпретации.

    • Следует с особым вниманием относится к случаям когда ребенок старше 5 лет "зацикливается" на изображении повторяющихся элементов (например, начав рисовать точки Фигуры 1, выполняет ими весь лист) или "достраивает" копируемые фигуры до осмысленной сюжетной картинки, забыв о первононачальном задании. При однократной ошибке такого типа следует остановить ребенка и повторно объяснить ему задание, внимательно наблюдая за реакцией. Если ребенок не корректирует своих действий по инструкции эксперементатора , но в первом случае это свидетельствует о серьезной задержке психического развития, во втором о возможной шизоидности, аутического мышления. Следует, впрочем, с большой осторожностью относиться к таким предположениям и тщательно проверять их с помощью других диагностических средств.

    • Е. Копец установила систему дополнительных признаков органических нарушений.


    Особенностивыполненияфигур,свидетельствующие оповрежденииЦНС.




    Особенностивыполненияфигур

    Фигуры

    Возраст

    1.

    ротация

    ротация фигуры 2

    фигур 3,4

    после 8-9 лет

    после 7 лет

    2.

    трудности с углами

    Все фигуры

    после 6 лет

    3.

    деформация фигуры, потеря формы

    Все фигуры

    после 7-8 лет

    4.

    персеверация

    фигуры 2

    после 8 лет

    5.

    диспропорция между фигурами

    Фигуры А, 7

    в любом возрасте

    6.

    замена точек кружками

    фигуре 1

    после 8-9 лет

    7.

    добавление или потеря ряда кружков

    Все фигуры

    в любом возрасте

    8.

    чрезмерное упрощение линии (вместо

    волнистой закругления и т.пр)

    Все фигуры

    в любом возрасте

    9.

    фрагментация - часть фигуры

    Все фигуры

    в любом возрасте

    10

    скучивание или пересечение на листе

    Все фигуры

    в любом возрасте

    11

    время более 20 минут




    в любом возрасте

    Особенностями поведения, указывающими на органические нарушения могут быть следующие факторы:

    а) обведения пальцами контура рисунка до копирования

    б) заякоревание образца пальцем в) рисование по памяти

    г) чрезмерное подсчитывание д) черновик

    Чем больше встречается таких ошибок от 1до 12, тем больше вероятность органического

    поражения ЦНС.































      • Имеется несколько систем проективной оценки результатов теста Бендер, каждая фокусирует внимание на конкретных трудностях, с которыми сталкивается обследуемый. Эти трудности могут

    свидетельствовать

    о

    недостаточности

    визуально-моторных




    навыков и

    способностей, и




    классифицировать

    возникающие

    проблемы

    принято

    следующим

    образом (Olga

    Bermant-

    Polyakova):










      1. Выполнение углов (аngular difficulty): увеличение, уменьшение, искажение или пропуск углов в перерисованной фигуре. Можно предположить, что испытуемый в речи косноязычен, плохо выражает мысли словами. Это проявляется как нарушение грамматического строя высказывания: подлежащее, сказуемое, определение, обстоятельство оказываются на неожиданном для слушателя месте либо вообще отсутствуют.





        • 2. Вычурные элементы (bizarre doodling, от doodle – машинально нарисованные почеркушки): машинально добавляет к рисунку странные элементы, не имеющие отношения к предъявленному стимулу. В речи ребенка может выражаться как неуместное похрюкивание, похихикивание или посвистывание, которое прибавляет к речи, не замечая этого за собой.



          • 3. Смыкание (сlosure difficulty): трудности «сомкнуть» линии фигуры, они не встречаются в пространстве, результат перерисовывания выглядит разорванным. В речи «оставляет открытым» высказывание, например, утверждает: «Мне проще», не уточняя, в чѐм именно.




            • 4. Общность (cohesion): по смыслу вернее «разобщѐнность». Рисует часть фигуры большего или меньшего размера, чем видит на карточке с еѐ изображением, нарушая пропорции фигуры в целом. О бессвязности говорят и в том случае, когда одна из фигур серии выделяется величиной в ту или другую сторону по сравнению с остальными, нарушая общую соразмерность ряда. Одно слово неожиданно произносит очень тихо, часть фразы неожиданно выкрикивает.



          • 5. Столкновение (сollision): одна фигура словно налезает на другую, перекрывает еѐ или касается краем. Ребенок перебивает собеседника, начинает говорить, не дождавшись, пока собеседник закончит мысль.



    • 6. Слияние (сontamination): предыдущая фигура или еѐ элемент воздействует на обследуемого с особенной силой, и он изображает еѐ или еѐ элемент, срисовывая предъявленный новый стимул оригинале to contaminate заражать). Выглядит как два гештальта, объединѐнных в одном изображении. Это свидетельствует о неспособности переключиться на обсуждение новой темы, возвращении к материалу, который для собеседника перестал быть актуальным.





      • 7. Разрыв (fragmentation): фигура перерисовывается в разорванном виде, она выглядит незавершѐнной или повреждѐнной и тем самым полностью теряет сходство со стимулом. У ребенка может наблюдаться комментирующая или отрывистая речь, он произносит отдельные слова, смысл высказывания в целом трудноуловим. При негативизме воспринимается собеседником как лающая речь.



      • 8. Бессилие (impotence): обследуемый перерисовывает неточно, замечает ошибку, предпринимает несколько безуспешных попыток улучшить рисунок, однако задача оказывается ему не по силам. Испытуемый пытается сформулировать мысль и не находит нужных слов, пытается выразить себя и, смирившись с неудачей, оставляет попытки.

      • 9. Неровные линии или недостаточная двигательная координация (irregular line quality or lack of motor coordination): резкие линии, особенно когда перерисовывает словно «толкая» карандаш. Аналог в речи: крик.




      • 10. Дополнительные линии (line extension): пририсовывает к стимулу, добавляет линию или расширяет часть копируемой фигуры. Откликаясь на слова собеседника, пересказывает его слова, добавляя отсебятину.




      • 11. Пропуски (оmission):

    перерисовывает только часть фигуры, или при копировании не удаѐтся соединить части так, как в стимуле.

    Забывание слова или мысли, которой хотел продолжить высказывание.

      • 12. Соотношение (оverlapping difficulty): проблемы проявляются при перерисовке частей стимула, где фигуры накладываются друг на друга. Проявляется как упрощение, эскизное изображение, многократное перерисовывание мест, вызвавших затруднение, вплоть до полного искажения контуров стимула в том месте, где разные элементы как-то соотнесены между собой. Ребенок не способен уловить игру слов, двусмысленность, не понимает юмора, в собственных высказываниях прямолинеен.



      • 13. Повторение (perseveration): обычно в первой и второй фигурах, продолжает ряд, пока не дойдѐт до края листа или рисует значительно больше точек либо кружков, чем видит в стимуле. Обследуемый застревает, возвращается к одному и тому же слову или фразе, многократно повторяет одну и ту же мысль.




      • 14. Регресс (retrogression): заменяет элементы стимула на другие, огрубляет движения, копируя. Например, вместо круга рисует просто линию или петлю, вместо точек штрихи, вместо изображения кружочков проставляет точки. Чтобы говорить о регрессе, необходимо иметь доказательства того, что обследуемый способен изображать элементы точно так, как видит. В речи использует ругательства и нецензурную лексику.



      • 15. Поворот (rotation): срисованная на лист фигура повѐрнута на 45 градусов и более. Моторная и зрительная в равной степени, о ротации говорят и тогда, когда обследуемый повернул карточку, которую держал в руке, и тогда, когда видел карточку в стандартном положении, а изобразил фигуру на листе повѐрнутой на 45 градусов и более. Не вникает в услышанное, то, что в словах собеседника второстепенное, воспринимает как главное, а то, что главное как второстепенное.

    • 16. Каляки-маляки (scribbling): примитивные линии, которые не имеют отношения к стимулу, на листе протокола. Аналог в речи: демонстративное «ха-ха-ха» в ответ на слова собеседника.

    • 17. Упрощение (simplification): часть рисунка заменена более простым изображением. Следует отличать от несовершенного исполнения, связанного с недостаточной зрелостью функции. Такое исполнение должно быть классифицировано как регресс. Разговаривает предложениями из трѐх слов, предложения собеседника длиной в шесть-девять слов игнорирует из-за неспособности воспринять целиком.

    • 18. Начало работы внизу листа (superimposition of design): при перерисовывании располагает фигуры на листе снизу вверх, а не сверху вниз. Парадоксальность, интригует слушателя, заставляет окружающих играть по его правилам.




    • 19. Усиление (work over): усиливает нажим, выделяет тем или иным образом линию в части фигуры или фигуру целиком, «перетруждается». Испытуемый интонационно подчѐркивает ту или иную часть высказывания.



    • Кроме вышесказанного, важно наблюдать за тем, как работает обследуемый. Например, долгое и медленное исполнение может свидетельствовать о вдумчивом, методичном подходе к исполнению, потребности контролировать результат и компульсивных тенденциях в личности, или о депрессивном состоянии. Быстрое выполнение теста может говорить об импульсивном стиле.
    1   2   3   4


    написать администратору сайта