Методология теории государства и права традиционные и новые методы
Скачать 191.64 Kb.
|
2.2 Аксиологическая методологияАксиологическая методология не относится к базовым для теории государства и права методологиям, но и не может считаться разновидностью (частным-случаем) какой-либо из методологий. Она имеет самостоятельное значение, хотя отдельные компоненты базовых методологий в ней, конечно, могут использоваться. С помощью аксиологической методологии решается определенный, присущий только ей круг идейно-познавательных задач. Общая характеристика аксиологической методологии такова: во-первых, по своим исходным установкам и принципом она не является ни научной, ни философской и носит, скорее всего, промежуточный, или комплексный, характер; во-вторых, она связана с обеспечением содержательного анализа любой социально-духовной проблемы; в-третьих, применение аксиологической методологии связано с пониманием и права и государства как самообусловленных явлений и потому воспроизводящих самих себя независимо от содержательного наполнения их основных структурных и функциональных компонентов; в-четвертых, структурно-функциональные характеристики права или государства не имеют существенного значения для аксиологического анализа; в-пятых, аксиологическая методология связана с антропологизацией реальности, с созданием философско-антропологических установок в познании права; в-шестых, аксиологическая методология связана не столько с познанием, сколько с духовной интерпретацией реальности и деятельности людей, с идейным конструированием (моделированием) права и государства; в-седьмых, аксиологическая методология внутренне (закономерно) связана как с абсолютизацией отдельных духовных конструктов, так и с субъективацией (индивидуализацией) деяний, ситуаций, процессов, отношений и т.п.; в-восьмых, она связана с поиском и описанием предельных (конечных, самоочевидных) оснований социальной реальности; в-девятых, с помощью аксиологической методологии продуцируются смысловые единицы (понятия, суждения, идеи), носящие исключительно установочно-нормирующий характер; в-десятых, она принципиально не связана с социально-историческим анализом действительности, не требует его; в-одиннадцатых, с ее помощью реконструируется синкретизм ценностей, их универсальность; в-двенадцатых, выводы и обобщения в контексте аксиологической методологии носят или тавтологический, или иллюстративный характер, но не являются следствием научной индукции. Аксиологическая методология не является однородной и имеет три относительно самостоятельных уровня: а) метафизический (философский), связанный с абсолютными ценностями как содержательными основаниями общественного сознания в различных формах (в том числе и в правовой форме); б) психолого-антропологический, связанный с интерпретациями реальности в контексте потребностей, интересов, пользы и т.п.; в) оценочный, характеризующий как предметность (элементы реальности) в ее связи с потребностями, так и предметность и деятельность в их связи с ценностным слоем правосознания. Преимущества и недостатки аксиологической методологии вытекают из характеристики ее назначения и особенностей применения к проблемам теории государства и права. К преимуществам аксиологической методологии можно отнести следующее: 1) она позволяет подключить теорию государства и права к решению смысложизненных и идеологических задач; 2) она вырабатывает рациональные основания мотивации правомерного поведения; 3) она делает теорию государства и права содержательной не с точки зрения дифференциации знания или конкретизации действия общих правовых (юридических) форм в определенных ситуациях, а с точки зрения идейной насыщенности всех элементов действующего права и направлений деятельности государства; 4) она позволяет вырабатывать стратегии как в системе регулирования, так и в системе правотворчества, правосудия и принуждения; 5) именно на ее основе появляется возможность обосновать первичность разрешенного (в том числе и как дозволенного) в системе правовых регуля-тивов. К недостаткам аксиологической методологии относится: 1) то, что как теоретический, так и эмпирический анализ политических и правовых ценностей не меняет познавательных установок и не формирует их; 2) неизбежный для всякой социально-содержательной теории идейный плюрализм ведет к субъективации или формализации оценок, положенных в основу характеристик, например, типов права или государства, эффективности правоприменения, обеспечения прав и свобод граждан и т.п.; 3) близость к решению идеологических задач создает повышенную опасность для теоретических спекуляций, профанирования существа пробпем государственно-правовой жизни. |