Главная страница

Методология теории государства и права традиционные и новые методы


Скачать 191.64 Kb.
НазваниеМетодология теории государства и права традиционные и новые методы
Дата25.02.2023
Размер191.64 Kb.
Формат файлаrtf
Имя файлаbibliofond.ru_722671.rtf
ТипДокументы
#954093
страница3 из 6
1   2   3   4   5   6



2. Современная методология теории государства и права



.1 Антропологическая методология




Антропологическая методология обеспечивает изучение всех элементов и проблем теории государства и права в их человеческом измерении, дает самое глубокое понимание права и государства как отчужденных от человека форм его существования. В юридической антропологии, неразрывно связанной с этнологией, этнографией и этологией, заключен импульс развития учения о государственной и правовой жизни как о естественно-исторических процессах.

Общая характеристика антропологической методологии:

во-первых, в ее рамках предметом выступает право и. государство в их первоначальных формах, что является условием понимания природы современного права и государства;

во-вторых, если в культурологическом аспекте право и государство есть то, что объективировано (в предметно-вещественных формах идей, символов), то в антропологическом аспекте предметом интереса выступает то, что составляет основу этой объективации, а именно - природа человека;

в-третьих, она связана с выявлением и исследованием среды права и государства как активной совокупности факторов, условий, процессов социальной и природной реальности, определяющей изменчивость права и государства;

в-четвертых, на ее основе осуществляется исследование происхождения и генезиса права и государства, их правовой "генетики" как основы и существа ментальности народа (этноса), которая, в свою очередь, так же как и среда, определяет характер изменчивости права и государства;

в-пятых, она направлена на поиски социального в биологическом компоненте человека и этноса и на этой основе - на выявление биосоциальной целостности как человека, так и социума;

в-шестых, она предполагает видение права в его индивидуальной форме, что позволяет раскрывать существо и содержание права как его установки, ориентации, интересы, потребности; антропологическая методология лежит в основе психологической теории права;

в-седьмых, в ее рамках правосознание изучается не с точки зрения его познавательных возможностей и не с точки зрения его содержания, а с точки зрения его механизмов, совпадающих с механизмами индивидуального правосознания;

в-восьмых, она сосредоточена на личных связях, на конкретных взаимоотношениях между индивидами, а не на опосредованных связях, порождаемых обществом и кодируемых в праве культурными средствами;

в-девятых, она связана со стремлением выделить уровни непосредственных контактов между людьми в государственной и правовой жизни и на этой основе установить оптимальные параметры социальной дистантности;

в-десятых, ее использование позволяет изучать право и государство в цивилизационном измерении;

в-одиннадцатых, в ее рамках временная характеристика права и государства предстает не как историческая, а как биосоциальная;

в-двенадцатых, ее использование позволяет различить в человеке правовые качества как устойчивые характеристики, являющиеся непосредственным выражением его правовой природы.

Антропологическая методология находит свое применение в исследовании всех тех проблем теории государева и права, в которых содержательная сторона является первичной по сравнению с формальной стороной - структурой или понятийным "сопровождением" юридической практики (догматики). Аспект, с которым связана антропологическая методология, - происхождение и природа рассматриваемых явлений, форм, процессов. Наиболее важной антропологическая методология является для теории права человека, поскольку без нее данная теория оказывается только политической идеологией.

Назначение антропологической методологии состоит в изучении правовой природы человека и природы небиологически организованного этноса как социума.

Преимущества и недостатки антропологической методологи вытекают из характеристики ее назначения и ограниченности в применении к проблемам теории государства и права.

К преимуществам антропологической методологии следует отнести: 1) то, что именно как антропология теория права человека развертывается последовательно и адекватно; 2) то, что она сориентирована на гуманизацию ("очеловечивание") праве и государства, 3) то, что она опирается на очевидности не духовного и не культурного, а эмпирического характера Право и государство выступают как индивидуально воспринимаемая реальность); 4) то, что она помогает принимать оптимальные решения на основе целостного опыта жизни не государства или общества, а социума, 5) то, что она позволяет создать теоретическую основу для "разыдеологиэации" знания о праве и государстве.

К недостаткам характеристик относятся: 1) опасность, высокая вероятность поверхностных аналогий вследствие существенной связи антропологии (в том числе и юридической) с этологией; 2) вытекающая из специфики антропологической методологии практика реконструкции правовой жизни по отдельным элементам (фрагментам), что ведет к дополнению этой реальности мифами (мифологизацией государственной и правовой жизни); 3) свойственное антропологической методологии наложение природных закономерностей на социальные вероятности искажает понимание природы закономерностей государственно-правовой жизни; 4) то, что обращение к исходным (первоначальным, архаичным, элементарным и т.д.) процессам и свойствам права и государственно организованной жизни как к универсальным оставляет за пределами внимания (и компетенции) сущности рассматриваемых феноменов.

1   2   3   4   5   6


написать администратору сайта