Методология теории государства и права традиционные и новые методы
Скачать 191.64 Kb.
|
2.4 Социологическая методологияСоциологическая методология относится, вместе с формально-логической и диалектической, к базовым для теории государства и права методологиям. Их единство обеспечивает необходимую глубину и, в сущности, требуемую пол ноту теоретического знания о праве и государстве и с точки зрения их сущности, и с точки зрения их проявлений. Общая характеристика социологической методологии такова: во-первых, она является научной по своим исходным установкам и принципам; во-вторых, в основу ее положены позитивистские философские установки; в-третьих, она не носит общенаучного характера, поскольку предметной областью социологической методологии во всем объеме ее видов и уровней выступает только общественная жизнь; в-четвертых, она связана с познанием общественной жизни по ее проявлениям (и только в этом аспекте в ее предметную область входят проявления духовности); в-пятых, в контексте социологической методологии различимы лишь закономерности и особенности (но не розовость и индивидуальность), а случайности являются отражением низкого уровня типичности наблюдаемых связей, отношений; в-шестых, социологическая методология позволяет получить богатое, разностороннее, дифференцированное, конкретное и т.д. знание явлений и сфер общественной жизни, однако это знание носит принципиально мозаичный характер; в-седьмых, в развитие предыдущего, социологическая методология носит ограниченный характер, поскольку социология имеет тенденцию отходить от принципов строго научного мышления; в-восьмых, социологическое знание носит в той или иной мере тенденциозный, субъективный характер; его интерпретации подвержены сильному влиянию исходных идейных установок (идеологем); в-девятых, выводы и обобщения, добываемые с помощью социологической методологии, опираются на многофакторную обусловленность явлений, что сообщает социологическому знанию ту или иную степень неопределенности, приблизительности; в-десятых, применение социологической методологии связано с пониманием права и государства в целом и отдельных их элементов исключительно как внешне обусловленных явлений; в-одиннадцатых, сущность права и государства ограничена пониманием их функционального предназначения; в-двенадцатых, природа явлений общественной жизни на основе социологической методологии не познается и, следовательно, внимание ограничено только обслуживающей ролью права и государства. Социологическая методология находит в теории государства и права широкое, но, тем не менее, вполне обозримое применение. Во-первых, социологическая методология вообще не применима к юридической догматике, бессмысленна в ней; она также не применима к вопросам, касающимся специфики правосознания, исторического аспекта в характеристиках государства и права и т.п. В целом социологическая методология оппозиционна формально-логической методологии, положенной в основу юридической догматики. Во-вторых, в теории государства и права не применима методология конкретно-социологического анализа и социологии среднего уровня, хотя их результаты, конечно, могут быть использованы как иллюстративно-эмпирическая основа для теоретических утверждений. В отличие от общесоциологической методологии, указанные два уровня неспецифичны для теории государства и право. Только социологическая методология первого уровня характерна для теории государства и права. По крайней мере при определенных общепознавательных и философских установках теорию государства и права можно рассмотреть как общесоциологическую. Но именно по этой причине теорию государства и права вряд ли можно считать строго научной теорией. Ее фундаментальность и мировоззренческий характер проистекают не из научности, хотя принцип научности, в определенном контексте, является одним из существенных для теории государства и права. Общесоциологическая методология позволяет формировать идеологически ориентированные знания, что, однако, вступает в противоречие с научными установками самой социологии. На уровне общей социологии, в том числе и в предметной области теории государства и права, она представляет собой в известной мере "игру в науку", равно как на уровне эмпирической социологии мы нередко сталкиваемся с иллюзией познания предмета. Сущность социологической методологии заключена в выявлении возможностей рассуждения об обществе, государстве и т.п. системах в целом по их фрагментарным проявлениям, в определении предельных приближений к целому, опираясь при этом на частное знание. Научная индукция здесь играет лишь принципиальное, установочное значение, но не определяет особенностей (и не сглаживает их) в области познания социальных явлений. В той мере, в какой социологическая методология последовательно научна, она эмпирична и описательна (выступает своего рода введением к идейно-ценностным обобщениям); в той мере, в какой она связана с обобщениями, она является моделированием (конструированием) социальной реальности на основе вненаучных (но наукообразных) идей. Примером познавательных парадигм, определяющих направленность применения социологической методологии, могут быть следующие утверждения: сущности правовых и государственных явлений и процессов познаются посредством установления причин, их порождающих; изменения, происходящие в правовой и государственной жизни, носят необратимый характер; - значимыми для познания права и государства в их действительности являются лишь эмпирические наблюдаемые социальные факты; - все, являющееся предметом изучения, имеет свойства структуры и тенденцию к структурированию; количественные характеристики социальных явлений и процессов непосредственно выражают их качественную определенность (могут считаться их заместителями); социологически обнаруживаемые явления и их количественные характеристики обладают свойством репрезентативности; нет однозначно интерпретируемых социальных явлений. Концептуальными идеями, согласующимися с социологической методологией, могут быть следующие утверждения: базовыми понятиями теории государства и права являются государственная и правовая жизнь, которые аналогичны роли идей права и государства, исчерпывающих все содержание государственно-правовой реальности в философском плане; право является лишь идеальной основой правовой жизни, а его образование - одной из сторон правовой жизни; правоотношения являются первичными по отношению к массиву норм, их обеспечивающих; действительное право существует только в многообразии форм и видов, единство которых представляет собой правовую систему общества; порядок является собственно правовым явлением, поэтому все другие формы общественного порядка являются лишь формами правопорядка; обслуживающая роль права делает систему его функций открытой, а возможности распространения правовых регуляторов на общественные отношения - неограниченными; реальная, эмпирически наблюдаемая правовая жизнь протекает на групповом и индивидуальном уровне, а на общественном (государственном и международном) уровне она носит опосредованный характер, является следствием обобщений, определенных познавательными установками. Преимущества и недостатки социологической методологии вытекают из характеристики ее назначения и ограниченности в применении к проблемам теории государства и права. К положительным характеристикам социологической методологии можно отнести: содержательность; конкретность мышления государственно-правовых проблем; возможность опираться на широкое понимание права, в том числе и неюридическое; возможность объяснить правовые свойства гражданского общества, исходя из природы самого этого общества; в принципе необъятный познавательный (и описательный) потенциал; возможность выстроить общеправоеую концепцию на базе научного понятийного аппарата. К отрицательным характеристикам относятся: определенная искусственность, тенденциозность (не всегда идеологического характера), обусловленная избыточным многообразием факторов, которые следует учитывать; некритичное принятие понимания природы права, правовой и государственной жизни (в основном политологического или философского понимания); манипулятивный характер социологического знания правовой жизни, в особенности но групповом и индивидуальном уровне. Таким образом можно сказать следующее: Многообразие методологий не беспредельно. Необходимость и применимость тех или иных методологий к проблемам теории государства и права может быть обоснована только в случае, если они ведут к различным мировоззренческим позициям и, в частности, к специфическому пониманию предмета (в нашем случае - к типу правопонимания). Каждая из рассмотренных методологий имеет как достоинства, так и недостатки. ЗаключениеМетодология является не столько упорядоченным набором средств (методов) познания, сколько средством постановки познавательной проблемы. Поэтому выбор методологии (или их сочетания) зависит в первую очередь от характера и масштабности формулируемой или заданной познавательной проблемы. Какую методологию применять, достаточно ли только ее для решения познавательной проблемы, - зависит и от объекта исследования. Право, как и государство, понятия, которые носят очевидный концептуальный (установочно-мировоззренческий) характер, а сами эти феномены настолько сложноструктурированы, многосторонни и в функциональном, и в социальном, и в культурном, и в историческом плане, что ограничение исследования только одной методологией, даже и общенаучного плана, ведет к односторонности теории, к неизбежному огрублению действительной картины государственной и правовой жизни. Многообразие методологий теории государства и права - закономерное отражение особенностей той предметной области, на которую указанная теория направлена. К традиционным методам можно отнести: ) Всеобщие (философские методы) - диалектика и метафизика ) Общенаучные методы познания. Философская (философско-правовая) методология вряд ли способна играть интегрирующую роль в теории государства и права. В рамках этой теории философский подход в целом неадекватен ее характеру. Философские методы превращаются в свою противоположность, когда ими пользуются как готовыми шаблонами. Без использования различных - методов трудно проследить развитие и функционирование государства и права, невозможно учесть многообразие их сторон, отношений и связей. К наиболее интересным методам современной теории государства и права можно отнести: ) Антропологическая методология. ) Аксиологическая методология. ) Феноменологическая методология. Одни и те же и идейные, и организационные принципы в рамках разных методологий имеют разное содержание и значимость. Вообще содержательная составляющая той или иной методологии, сконцентрированная в концептуальных идеях, является определяющей для ее характеристики и оценки применимости и плодотворности. Исследование проблем теории государства и право на основе различных методологий является отражением разнородности самой этой теории, ее составленности из относительно самостоятельных компонентов различного теоретического уровня. Теория государства и права имеет сложную структуру, которая должна быть учтена на стадии формирования методологии исследования. Количество методологий ограниченно и их применение связано на необходимости посмотреть на одни и тот же вопрос под разными углами зрения. государство право методология диалектика Список использованной литературы 1. Варламова Н. В. Типология правопонимания и современные тенденции развития теории права. - СПб.: Питер, 2010. - 230 с . Вегнеров А.Б. Теория государства и права: учебник. - М.: Юриспруденция, 2010. - 532 с. . Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. Учебник. - М.: Юристъ, 2010. - 640 с. 4. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. - М.: Юристъ, 2011. - 524 с. . Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства. Учебник - М.: Норма, Инфра-М, 2010. - 552 c. 6. Основы государства и права / Под ред. Кутафина О.Е. - М.: Юристъ, 2010. - 354 с. . Смоленский М. Б. Теория государства и права : учебник для студентов - Ростов н/Д. : Феникс , 2011. - 478 с 8. Черниловский З.М. Правовое государство: на перекрестке мнений. - Юристъ, 2011. - 384 с. . Четвернин В.А. Введение в курс общей теории права и государства. Учебное пособие. - М.: Институт государства и права РАН, 2010. - 204 с. . Четвернин В.А. Проблемы теории права для особо одаренных студентов. - М.: Норма, 2010 - 220 с. . Байтин М. И. О методологическом значении и предмете общей теории государства и права // Государство и право. - 2010. - № 4. - С. 5-9. . Васильев А. В. Предмет, объект и методы теории права и государства // Право и государство : теория и практика. - 2010. - № 9. - С. 4-10. . Кожевников В. В. Проблемы методологии теории государства и права в современной российской юридической науке : критический анализ // Вестник Омского университета. Серия : Право. - 2010. - № 3. - С. 5-12. . Лепехин А. А. Государство, собственность и право в институциональном измерении // Философия права. - 2011. - № 2. - С. 53-57. . Малахов В. П. Многообразие методологий современной теории государства и права : системная методология // История государства и права. - 2009. - № 19. - С. 43-45. . Малахов В. П. Многообразие методологий современной теории государства и права: культурологическая методология // История государства и права. - 2009. - № 21. - С. 44-46. . Малахов В. П. Многообразие методологий современной теории государства и права // История государства и права. - 2010. - № 6. - С. 2-17. . Новицкая Т. Е. Некоторые проблемы методологии исследования истории государства и права // Вестник Моск. ун-та. Сер. 11, Право. - 2010. - N 3. - С. 75-104. . Стрельников К. А. Вопросы методологии теории и истории государства и права // История государства и права. - 2011. - № 4. - С. 2-4. . Тимофеева А. А. Советское государство и право: методология и историография проблемы // История государства и права. - 2010. - № 20. - С. 10-13. |