Методология теории государства и права традиционные и новые методы
Скачать 191.64 Kb.
|
Тема: Методология теории государства и права: традиционные и новые методы Оглавление Введение . Методы теории государства и права: понятие и традиционные подходы .1 Всеобщие методы теории государства и права .2 Общенаучные методы теории государства и права . Современная методология теории государства и права .1 Антропологическая методология .2 Аксиологическая методология .3 Феноменологическая методология .4 Социологическая методология Заключение Список использованной литературы Введение Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что она связана как с анализом понятий, уже употреблявшихся в юридической литературе, так и с введением новых категорий, потребность в которых диктуется развитием государства и права. Теория государства и права - наука, которая имеет направляющее, методологическое значение, и, прежде всего - в отношении отраслевых юридических дисциплин. Положения теории государства и права являются наиболее существенными для характеристики основных тенденций развития государственно-правовых явлений. Теория государства и права вырабатывает понятия, категории, классификации, идеи, концепции, которые используются в иных юридических науках. В изучении отраслевыми юридическими науками соответствующей сферы юридической действительности, т. е. определенной части целого, общие теоретические выводы являются отправными точками, объединяющим стержнем, основанием для частных исследований. Метод науки представляет собой совокупность принципов, правил, приемов научной деятельности, применяемых для получения истинных и объективно отражающих деятельность знаний. Давая характеристику методам, которыми пользуется теория государства и права, нужно исходить из того, что методологической основой этой науки, как и всех других наук, служат общие, частные и специальные методы. Методология теории государства и права - это не просто сумма разрозненных методов применительно к государственно-правовым явлениям, так как синтезирует и основополагающие принципы философии, и методы других наук, и собственные познания. Целью курсовой работы является изучение традиционных и новых методов теории государства и права, для этого были поставлены следующие задачи: 1) Рассмотрение понятия и сущности методологии теории государства и права. 2) Изучение диалектики и метофизики как всеобщих методов теории государства и права. ) Раскрытие общенаучных методов познания государства и права. ) Рассмотрение антропологической методологии теории государства и права. ) Изучение аксиологической методологии теории государства и права. ) Определение формально-логической методологии теории государства и права. ) Рассмотрение социологической методологии теории государства и права. ) Изучение диалектической методологии теории государства и права. Объектом курсовой работы является теоретические основы теории государства и права. Предметом курсовой работы являются традиционные и новые методы теории государства и права. Тема методологии теории государства и права широко представлена в учебной и научной юридической литературе. Существует множество учебников, монографий и других работ. Среди них можно назвать академический курс теории государства и права в 2-х томах под редакцией профессора М.Н. Марченко, курс лекций по теории государства и права под редакцией профессоров Н.А. Матузова и А.В. Малько, учебник по теории государства и права для юридических вузов и факультетов под редакцией профессоров В.М. Корельского и В.Д. Перевалова, учебное пособие по проблемам теории государства и права под редакцией профессора М.Н. Марченко и др. Практическая актуальность изучения темы методологии теории государства и права состоит в реальном применении методов к действующим государственным и правовым институтам, нормам права, законам. Правильный выбор и использование метода обеспечивают и научную корректность теории и практическую результативность. Методами курсовой работы являются метод изучения учебной литературы, метод анализа, метод сравнения. Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. 1. Методы теории государства и права: понятие и традиционные подходы .1 Всеобщие методы теории государства и праваПод методологией государства и права понимается применение обусловленной философским мировоззрением совокупности определенных теоретических принципов, категорий, логических приемов и специальных методов исследования государственно-правовых явлений. В приведенном определении отражены основные элементы, составляющие методологию государства и права. Хотелось бы обратить внимание на важность философского подхода, философского мировоззрения. Именно философия обеспечивает базу, основу понимания общих принципов развития государства и права, это своего рода ключ к их познанию. Только с учетом законов единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные, а также благодаря использованию таких диалектических категорий, как сущность и явление, содержание и форма, причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность, можно правильно осмыслить и проанализировать природу многих государственно-правовых явлений2. Обобщая данные всех наук, охватывая мир единой системой понятий, принципов, законов и категорий, философия как цельная мировоззренческая наука, выступает в качестве мировоззренческой основы познания всех явлений природы и общества, в том числе государства и права. Общественную жизнь философия научно объясняет как целостный естественно-исторический процесс, что позволяет верно определить место и роль государства и права в этом процессе и таким образом понять их сущность и содержание и в том числе характер осуществляемых ими функций. Мировоззренческое значение философии заключается и в том, что она объяснила материалистическую сущность государства и права, закономерности их становления, развития и функционирования. Формально-логическая методология относится к общенаучным, базовым методологиям научного познания в любой предметной области, а потому имеет неспецифический (неспециализированный) характер, в том числе и в теории государства и права. Традиционно к методам научного познания относят методы индуктивного и аналогического (сравнительного) логического мышления, которые позволяют получать выводы вероятностного характера, а качество получаемых результатов связывают со степенью вероятности (обоснованности) выводов. Эти методы составляют основу эмпирической теории, оперирующей конкретными свойствами, явлениями и т.п. Более того, в эмпирической науке они фактически выступают в роли общих принципов, формальных матриц познания, но, поскольку эмпирическая теория не может опираться на формальный анализ, т.е. она содержательна, постольку формальные структуры в ней имеют лишь узко-познавательное значение. Применение формально-логической методологии обнаруживается в практике построения системы высказываний о различных предметах теории государства и права на основе законов и процедур формального мышления, а точнее - на основе дедуктивного мышления как наиболее последовательного и максимально очищенного от эмпирического содержания. Построение теории государства и права с помощью формально-логической методологии создает для нее возможность выступать в качестве кальки практического юридического мышления (формально-логического по своей сути), а также стимулирует обратный процесс - трансформацию практического мышления в теоретизирование, что составляет основу юридического мировоззрения. Сущность формально-логической методологии заключена в придании формам юридического мышления и теоретического мышления о праве самостоятельного значения, а также в обосновании функционирования права как формальной системы (формально согласованной системы утверждений и оценок). Назначение формально-логической методологии состоит в том, чтобы создать стройную понятийную систему, призванную стать тождественной системе знаний о праве и государстве, сформировать догму как смысловую основу юриспруденции и практики нормирования, регуляции и суда. К положительным характеристикам формально-логической методологии следует отнести строгость, четкость, определенность мышления всех проблем, возможность выстраивать согласованную (гармоничную) понятийную систему, а также служить непосредственной интеллектуальной основой для юридической практики. К отрицательным характеристикам формально-логической методологии относится, во-первых, ставшая обычной подмена содержания реального права и государственной жизни структурами, элементами, статикой, (рациональными) логическими зависимостями. Во-вторых, в рамках данной методологии увеличение объема теоретических знаний идет в основном за счет не имеющей меры дифференциации, детализации понятийного аппарата, что, в конце концов, ведет к тому, что теория оказывается громоздкой и самодостаточной, засоряющей и познание, и практику избыточными частностями; правопонимание выхолащивается; теория теряет смысл в деле профессионального образования и формирования юридического мировоззрения. В-третьих, теория государства и права не носит эмпирического характера, хотя общим свойствам государства и права всегда можно найти предметный аналог. Методы индуктивного и сравнительного мышления в теории довольно ненадежны, поскольку исследуемые предметы весьма сложны, процессы - многофакторны, и потому выводы на их основе носят или поверхностный, или подтверждающе-иллюстративный характер. Диалектическая методология относится к общепознавательным, базовым и неспецифическим методологиям. Диалектика по своему познавательному "статусу" и потенциалу является, в силу сложившихся традиций, прежде всего философской методологией (поскольку ноуменальное мышление, мышление идеями, невозможно без подчиненности его принципам диалектики и вне ее логических механизмов]. Но она может применяться и как нефилософская, т.е. общенаучная (в смысле - как базовая часть любой науки, при условии, если она не замкнута - например, как математические или математизированные науки - на чистой формальности). В этом случае она должна быть конкретизирована - в частности по отношению к теории государства и права, - во-первых, исходя из признания возможности применения в ней только отдельных форм и фрагментов диалектики и, во-вторых, исходя из особенностей смыслового аппарата данной теории. Что касается первого аспекта специализации диалектической методологии, то из множества форм диалектики: а) диалогики, как словесного соперничества; б) категориальной логики, как логики перехода от свойств вещей к свойствам как таковым (от конкретного к абстрактному); в) ноуменальной логики (самопротиворечивой логики идей), г) логики изменений, развития и деградации, как логики поддержания равновесия, именуемого реальностью, диалектика только в последнем смысле может считаться методологией, применимой в теории государства и права. В контексте понимания диалектики как способа познания всеобщих свойств и законов, присущих реальности и мышлению, данная методология вряд ли может считаться адекватной для теории государства и права, поскольку это философская методология, основанная на категориальном (непредметном) мышлении. Сущность диалектической методологии состоит в совмещении универсальности с конкретностью, в способности мыслить о конкретном (явлении, процессе) в категориальном ключе. Это совмещение происходит при условии 1) первичности содержания по отношению к форме и 2) изменчивости содержания, в том числе и вследствие развития мысли о предмете. Это совмещение представляет собой постепенный переход в иную форму (в новое понятие, для которого остается старая словесная оболочка). Развитие понятийного аппарата идет не посредством его дифференциации, а посредством содержательного насыщения понятий, охвата ими новых моментов реальности. Назначением диалектической методологии является рассмотрение кок понятийного строя правосознания, так и государственно-правовых явлений в динамике, изменчивости, лишь в относительной устойчивости, качественной определенности (а не в определенности как критерии узнаваемости]. Диалектическая методология, так же как и все другие методологии, может быть описана в своей особенности посредством установления адекватного ей смыслового аппарата (т.е. непосредственно отражающего сущность и назначение диалектической методологии), характерных познавательных парадигм, концептуальных идей и принципов. К преимуществам диалектической методологии можно отнести масштабность, содержательность, пластичность мышления всех государственно-правовых проблем и динамику его результатов. К недостаткам диалектической методологии относятся непредметность, неинструментальность (непрактичность) и внутренняя конфликтность категориального мышления, а также фрагментарность мышления в его опредмеченности (привязанности к конкретному предмету). Так, применение диалектического метода в теории государства и права должно состоять в том, чтобы обнаружить диалектику в закономерностях развития государства и права, а не в умозрительном конструировании диалектики для государства и права. Метод - это система правил, принципов познания; представляя собой определенную последовательность действий, приемов и операций, необходимых для получения научных результатов, метод не содержится в готовом виде в теории. Методология теории государства и права включает в себя определенные аспекты всеобщего философского метода, общенаучных (системного, структурного, функционального) и частноправовых методов (сравнительного правоведения, формально-юридического) и др. Но это не простая сумма перечисленных методов, а самостоятельная отрасль знания, в центре внимания которой находятся: конкретизация всеобщего (философского) метода для познания государства и права; анализ соотношения всеобщего, общенаучных и частноправовых методов в познании государственно-правовых явлений; учение о путях и формах конкретизации общенаучных методов применительно к познанию государства и права; - анализ специфики использования частноправовых методов в познании государства и права. |