Главная страница
Навигация по странице:

  • Законы диалектики

  • Закон перехода количественных изменений в качественные

  • Закон борьбы и единства противоположностей

  • Точки зрения на познание мира

  • Два вида познаваемости мира

  • истина

  • Критерий истины - практика

  • Познание

  • ощущения, восприятия и представления. Ощущение

  • Философия экзамен ответы. Мифологическое символическое мировоззрение. религиозное


    Скачать 106.2 Kb.
    НазваниеМифологическое символическое мировоззрение. религиозное
    АнкорФилософия экзамен ответы.docx
    Дата27.04.2017
    Размер106.2 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФилософия экзамен ответы.docx
    ТипДокументы
    #6088
    страница3 из 5
    1   2   3   4   5

    Диалектика (греч. dialektice - вести беседу, спор) - учение о наиболее общих законах развития природы, общества и познания и основанный на этом учении универсальный метод мышления и действия. Из многообразия определений диалектики можно выделить три наиболее характерных: учение о всеобщей связи (детерминизм); учение о развитии в его наиболее полном и свободном от односторонности виде; учение о единстве противоположностей ("ядре" диалектики). От метафизики диалектика отличается тем, что учитывает ограниченность человеческих возможностей в познании противоречивого мира, а движение и развитие понимаются ею как особый противоречивый процесс, сочетающий в себе моменты устойчивости и изменчивости, прерывности и непрерывности, единства и иерархической соподчиненности, что отражает иерархичность и целостность мирового бытия.

    Выделяют объективную диалектику - развитие реального мира (природы и общества) и субъективная диалектику - это, во-первых, диалектическое мышление (диалектика понятий) - отражение диалектического движения (развития) действительного мира; во-вторых, - теория диалектики, т.е. учение о всеобщих законах развития, движения как внешнего мира, так и самого мышления.

    Законы диалектики.

    1. Закон отрицания отрицания (диалектического синтеза)  данный закон позволяет понять куда направляется процесс развития, какова его направленность.

    2. Закон перехода количественных изменений в качественные  данный закон позволяет понять механизм процесса развития, т.е. каким образом осуществляется развитие.

    3. Закон борьбы и единства противоположностей -  данный закон позволяет понять источник, благодаря которому происходит любой процесс развития. В каждом предмете всегда существуют определенные противоположные свойства, стороны, процессы, борьба между которыми порождает новые процессы в объекте в целом.

    Термин "метафизика" был введен в I в. до н. э. Андроником Родосским. Систематизируя произведения Аристотеля, он расположил "после физики" (знаний о природе) те из них, в которых речь шла о первых родах сущего, о бытии самом по себе, т.е. те, которые были "первой философией" - наукой о первых причинах, о первой сущности и началах. На современном уровне развития философского знания можно выделить три основных значения понятия "метафизика".

    1. Как синоним понятия «философия» т.е. наука о всеобщем, первым прообразом которой и было учение Аристотеля о якобы высших, недоступных органам чувств, лишь умозрительно постигаемых и неизменных началах всего существующего, обязательных для всех наук.

    2. Как особая философская наука - онтология, учение о бытии как таковом, независимо от его частных видов и в отвлечении от проблем гносеологии и логики.

    3. Как определенный философский способ мышления (познания), противостоящий диалектическому методу как своему антиподу. Именно об этом аспекте понятия "метафизика" дальше и будет идти речь. 

    Стоит разобрать ещё.

    19. Сознание как высшая форма психического отражения.

    Только человеку присуще величайшее свойство универсума — осознавать и оценивать реальность. Это свойство основано на разуме человека, способного познавать настоящее, анализировать прошлое и устремляться в будущее. Основополагающим фактором здесь выступает сознание.

    Сознание – свойство головного мозга, отражает взаимодействия материального и порожденного психического. Сознание – сво-во не всякой материи, а именно высоко организованной и связана с функциями человеч. мозга. Концепция сознания строится на принципе отражения – психическое идеальное восприятие в мозге человека свойств предметов и характера явлений в виде ощущений, восприятий, представлений, понятий, суждений, умозаключений. То есть сознание человека определяется, зависит от окружающей человека среды. Содержание человеч. сознания определяется его активностью. Головн. мозг человека явл-ся материальн. субстратом, носителем по своей материальной природе. Нервно-физиологические процессы мозга носят электро-химическую природу. Сознание – идеалные образы предметов, поэтому оно и нематериально. Эти идеальные образы посредством деятельности материализуются.

    Сознание и созданную им духовн. реальность нельзя ощутить органами чувств. В материальном смысле слова они не существуют, но эта индивидуальная реальность существует реально. Вот так вот.

    20. Сознательное и бессознательное

    Сознание - это субъективная реальность. Сознание – это субъективный образ объективного мира, реальности. Каждый человек сам создает идеальный образ. Эти образы начинают обуславливать деятельность человека. В настоящее время научные споры вокруг понятий «сознательного» и «бессознательного» относительно стабилизировались и более отнесены к проблемам психики человека. В то же время достаточно очевидно, что не всё в сфере человеческой психики носит сознательный характер. Понятие психического шире понятия сознания, психика есть и у животных, но у них отсутствует сознание. Бессознательное обеспечивает защитную функцию психики от перегрузки. Бессознательное – это неосознание действия. Жизнь требует от человека не только осознанных формальных поступков, но и автоматических действий, освобождающих его от постоянного напряжения сознания там, где в этом нет прямой необходимости. многие наши действия, находясь в процессе формирования под контролем сознания, автоматизируются и затем совершаются практически как осознанные. Сама сознательная деятельность человека возможна лишь при условии, что максимальное число элементов этой деятельности осуществляется именно автоматически. Например, студент готовится к семинарскому занятию, контрольной работе или экзамену. Он берёт учебники в библиотеке, работает с литературой в читальном зале, у него есть конспекты, ручки, маркеры, которые он использует в работе, однако использует автоматически (как бы бессознательно) на условно-рефлексорном уровне, когда сознание закрепило эти действия как необходимые для этого процесса. Сознательное в этом процессе — сама подготовка студента, так как она целевая.

    Бессознательное не является главенствующим в человеческой деятельности, оно сопутствующее ей, вызванное сознательной и повторяемой деятельностью. Сознание в большинстве случаев может взять под контроль привычные действия и ускорить их, либо замедлить или даже остановить. Человек — это, прежде всего, сознательный субъект. Поэтому не только его мышление, но и эмоции пронизаны сознанием.

    1. Проблема познаваемости мира.

    Каждый предмет характеризуется явлением и сущностью.

    Явление - внешняя форма существования предмета.

    Сущность - внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве его свойств и форм.

    Точки зрения на познание мира

    Агностицизм - полностью или частично отрицает возможность познания мира, познание не дает достоверных знаний о человеке

    Оптимизм - утверждает принципиальную возможность познания мира и получения достоверных знаний

    Скептицизм - не отрицает принципиальную возможность познания мира, выражает сомнение в достоверности знаний.

    Два вида познаваемости мира
    Чувственное познание

    - ощущение - восприятие органом чувств

    - восприятие - комплекс ощущений, формирующий образ предмета

    - представление - образ предмета, существующий в психике, без воздействия органов чувств

    Рациональное познание

    - понятие - форма мысли, отражающая предметы и их общие признаки

    - суждение - форма мысли, при которой что-либо отрицается или утверждается

    - умозаключение - форма мысли, представляющая собой вывод из суждений

    Понятие "истина" включает в себя соответствие знания своему предмету. Цель всякого познания - получение истины.

    Харатеристики истины

    Объективность истины обозначает, что истина является характеристикой знаний о предмете и содержание знаний будет истинным, когда объект воспроизводит его таким, какой он есть на самом деле. 

    Процессуальность истины обозначает, что полное, исчерпывающее знание о действительности невозможно. Поэтому выделяются 2 типа истины: 

    Абсолютная истина - полное знание о предмете, которое не изменяется в ходе дальнейшего познания. 

    Относительная истина - приближенное знание о предмете, которое дополняется в процессе его развития. Более того, относительная истина является элементом познаний абсолютной, а абсолютная истина может стать относительной. 

    Конкретность истины означает, что она всегда определяется конкретными условиями.
    Заблуждение

    Распространение знания за пределы его применимости превращает истину в заблуждение. То есть заблуждение - это знание, не соответствующее предмету. 

    Виды заблуждений: ошибка, ложь, иллюзия.
    Критерий истины - практика

    Объект познается только тогда, когда вовлечен в деятельность человека. В ходе этой практической деятельности человечество вырабатывает частные критерии для проверки истинности знания об объектах. 

    22. Познание, его сущность и структура.

    Диалектико-материалистическая философия связывает познание с деятельностью человека. Знание не существует в мозгу человека изначально, а приобретается в ходе его практической деятельности и является результатом познания. Познание — это процесс обогащения человека новым знанием. Познание — это отражение сознанием человека действительности в чувственных и логических формах.

    У познания две цели:

    1. прямая (непосредственная) — получение знания о предмете исследования, достижение истины;

    2. косвенная (опосредованная) — использование полученных знаний в практической деятельности.

    Вполне логично, что вторая цель (прикладная, практическая) базируется на первой (идеальной, теоретической, концептуальной, доктринальной). Процесс познания имеет своим результатом ЗНАНИЕ.

    Современное познание базируется только на 2 уровнях:

    1. Чувственное, которое базируется на ощущениях, восприятии и представлении, и

    2. Логическое, опирающееся на логическое мышление.

    В процессе познания выделяют 3 этапа (линии познания):

    1. Чувственное познание – живое созерцание окружающей действительности. Чувственный опыт – источники знания, связывающие человека с внешним миром. Главную роль играют органы чувств: зрение, осязание, обоняние, вкус. Основными формами этого познания яв-ся его ощущения, восприятия и представления.

    Ощущение — чувственное отражение отдельных свойств предметов (ощущение цвета, звука, температуры, веса).

    Восприятие — чувственное отражение предмета или явления в целом в данный момент наблюдения, то есть совокупность, единство ощущений об этом предмете или явлении (вид озера, вид Луны, киногерой в фильме).

    Представление — это чувственный образ ранее воспринятого предмета или явления, процесса, хранимый нашей памятью (представление игры в футбол, представление езды на автомобиле, представление падения с высоты).

    1. Логическое познание - то есть отражение объективного мира нашим сознанием. Здесь главную роль играет абстрактное мышление человека посредством анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования, дедукции, индукции. Основными формами и результатами логического познания являются понятия, суждения и умозаключения.

    Понятиеэто отражение существенных свойств, общих свойств предметов и явлений в словесной форме (понятия: «личность», «животное», «атом», «пространство», «автомобиль»).

    Суждение это связь понятий, дающая новое знание (например: техника — это искусственные материальные средства человеческой деятельности; сознание — это свойство высоко организованной материи).

    Умозаключениеэто связь суждений, дающая новое знание (например: только люди обладают сознанием. Я — человек. Следовательно, я обладаю сознанием).

    1. Практический этап, то есть это применение знаний в целях осуществления какой-либо деятельности, творчества. Здесь полученные знания применяются на практике и проверяются, уточняются, корректируются в ходе практической деятельности человека. Итогом этого этапа познания выступают результаты деятельности, её продукты.



    1. Проблема истины.

    Истина – категория философии и культуры, обозначающая идеал знания и способ его достижения (обоснования).

    Философия ищет истину об истине. Она является наукой об истине, теорией истины. Такого мнения придерживались, в частности, Аристотель и Гегель. Философия исследует процесс постижения истины, т.е. является теорией познания истины или просто теорией познания (гносеологией). Исследуя процесс постижения истины, философия указывает путь, ведущий к ней, т. е. является методом познания истины, методологией.

    Истина есть соответствие, совпадение между сознанием и миром. В проблеме истины надо различать две стороны.

    1. Роль практики, деятельности и творчества в процессе познания.

    Познание — это, прежде всего, деятельность.

    Практика является базой, фундаментом, основанием познавательного процесса и, одновременно, критерием истинности его результатов:

    - Практика является источником познания, т.к. все знания вызваны к жизни главным образом ее потребностями, практика выступает как основа познания и его движущая сила, т.к. пронизывает все стороны, моменты, формы, ступени познания,

    - Опосредованно практика является целью познания, т.к. оно осуществляется в конечном итоге ради преобразовательной деятельности людей. Задача человека состоит не только в том, чтобы познавать и объяснять мир, а также в том, чтобы использовать полученные знания в качестве «руководства к действию» по преобразованию окружающего мира,

    - Практика представляет собой решающий критерий истины, т.е. позволяет отделить истинные знания от заблуждений. Противоречивость практики как критерия истины заключается в том, что она относительна, т.к. всегда исторически конкретна. В структуре науки не было бы гипотез, если бы любое суждение человек мог проверить на практике. Практическая деятельность относительна и по той причине, что ограничена объективными возможностями практической деятельности (наличным уровнем развития материального производства, возможностями самого человека и т.д.), преодоление этой ограниченности связано с выходом за пределы объективного опыта в сферу субъективного – например, фантазию. (т. е. позволяет отделить истинные знания от заблуждения).

    - явл. основой познания. Практика пронизывает все стороны, моменты, формы, ступени познания от его начала и до его конца. Она ставит перед познанием определённые проблемы и требует их решения.

    Практика – это материальная, научная, социально – преобразующая целенаправленная деятельность людей, которая носит конкретно-исторический характер по преобразованию общества, человека, природы.

    Творческое познание невозможно без самостоятельности мышления, его критичности и самокритичности, гибкости мышления, умения делать выводы из допущенных ошибок, мыслить быстро (но не скоропалительно), отделять существенное от несущественного и самостоятельно приходить ко всё новым и новым выводам и обобщениям. В творческом процессе сознательное и бессознательное, рациональное и иррациональное, дискурсивное (логическое, понятийное) и интуитивное дополняют друг друга. Творчество — процесс человеческой деятельности, создающий качественно новое, никогда ранее не бывшее — материальные и духовные ценности. 
    25. Виды познания

    Различают также следующие виды познания: 1) обыденное познание – получение человеком элементарных сведений о природе, человеке и обществе в процессе обыденной повседневной жизни); 2) художественное познание – процесс создания и восприятия художественных образов – произведений искусства); 3) игровое познание, осуществляемое в процессе спортивных и деловых игр, ритуальных и культовых действий; 4) религиозное познание – объяснение мира на основе веры в реальное существование сверхъестественных сил; 5) философское познание – создание общих концепций существования мира и человека; 6) научное познание – исследование уже познанного, исследование мира при помощи научных методов с целью получения истинного знания о законах его функционирования и развития.

    1. Проблема человека в истории философии.

    Проблема человека — одна из самых важных для всей философии. Но особенно актуальна она в переломные периоды развития истории, когда наиболее остро встает вопрос о смысле и цели существования не только отдельного индивида, но и всего общества.

    Философское осмысление человека связано с определенными трудностями. Размышляя о человеке, исследователь ограничен и уровнем естественно-научных знаний своего времени, и условиями исторической или житейской ситуации, и собственными политическими пристрастиями. Все перечисленное так или иначе влияет на философское толкование человека.

    Взаимосвязь философии и человека, как и социально-философская проблема в целом, исторически изменялась и развивалась. При этом в истории философии можно выделить два параметра эволюции философии:

    1) Степень понимания проблемы человека в качестве методологически исходного принципа философствования. Иначе говоря, насколько философ осознает, что именно человек - центр, критерий и высшая цель всего философствования, насколько этот принцип важен.

    2) Степень философского осмысления самого человека, его бытия, его смысла существования, его интересов и целей. Другими словами, насколько человек превратился в отдельный и специальный предмет философской рефлексии, с какой теоретической глубиной, с какой степенью привлечения всех средств философского анализа он рассматривается.

    Таким образом, проблема человека всегда стояла в центре философских исследований: какими бы проблемами философия ни занималась, человек всегда был для нее проблемой наиважнейшей.

    Первые представления о человеке возникают задолго до появления философии - в мифологическом и религиозном сознании. При этом в верованиях древних людей человек, как специфический объект рассмотрения, еще не выделяется из окружающего его природного мира, а представляет собой лишь "младшего родственника" природных объектов.

    Античная философия сформировала основные западноевропейские подходы к выделению человека в качестве отдельной и специальной философской проблемы. Западная философия берет начало в Древней Греции и Древнем Риме. Уже в 6-5 вв. до н.э. была предпринята первая попытка определить место человека в мире. Алкмеон первым дал определение человеку как существу, которое отличается от других животных тем, что только оно способно понимать, в то время как другие, хотя и воспринимают, но не понимают.

    Открытие человека как самостоятельной ценности и признала за ним право на активность и инициативу.

    Философия Нового времени формируется под влиянием развития капиталистических отношений и расцвета наук, прежде всего механики, физики, математики, чем был открыт путь к рациональному истолкованию человеческой сущности. Достижения точных наук отразились в своеобразном взгляде на человеческий организм как на специфическую машину, которая заводится аналогично часовому механизму.

    Одной из характерных особенностей русской философии второй половины XIX - начала XX века также является внимание к человеку, антропоцентризм. Здесь четко выделяются два направления: материалистическое и идеалистическое, светское и религиозное.

    1. Основные гипотезы происхождения человека.

    Религиозная(теологическая) гипотеза происхождения человека базируется на библейских преданиях о сотворении Богом мира и человека, грехопадения Адама и Евы, Всемирный потоп, о том, что завещал Бог людям, и регламентацию жизнедеятельности человека, которая изложена в заповедях.

    Космическая гипотеза происхождения человека базируется на предположении, что жизнь принесена на Землю из Космоса, в том числе в его цивилизованных проявлениях. Под Космосом подразумевают Вселенная, который находится за а пределами нашего планетарного среды. Жизнь на Землю могло быть занесено космической пылью через атмосферу, благодаря благоприятным условиям географическая фии и биологии Земли превратился в современные формы живого. Еще есть предположение о существовании внеземных цивилизаций, развитие которых позволяет преодолевать космическое пространство и время. Они были на Земле, оставили свои х представителей, которые впоследствии превратились в землян и достигли нынешнего цивилизованного развития. Гипотезы.

    Эволюционная гипотеза происхождения жизни и человека появилась во второй половине XIX в Сначала Чарльз Дарвин дал описание биологической предыстории человека, создав теорию естественного отбора соответ видно этой теории под действием природных факторов отбора, вследствие потребности адаптации к среде Homo sapiens возник как прямое следствие эволюционного совершенствования живых существ Затем Льюис исследовал процесс становления человеческого общества и человека как общественного существа.

    Философская концепция антропогенеза Суть концепции заключена в понимании функционирования системы «универсум — человек». В основе концепции лежит материалистическая картина мира. Человек — порождение универсума и, явившись ему, как социальная материя (применительно к Земле), он, одновременно, стал изменять его. Это противоречие системы «универсум — человек» является основой философского обоснования происхождения человека и объяснения его сущности. До появления человека универсум (абстрактно-философская содержательная форма) существует в единстве неживых и живых систем, тел и организмов. Эволюция неживого (неорганика) на основе законосообразного взаимодействия материальных предметов (тел) приводит к возникновению жизни (первичных белковых образований), а эволюция живого на базе геносообразного взаимодействия организмов приводит к возникновению человека (социума) — социального уровня материи, социальной субстанции, развивающейся целесообразно.

    28. Человек как телесное существо

    Тело (телесность) м.б. понято, исходя из среды обитания и системы «Человек-Универсум». Человек - высшая форма материи.

    Формы бытия/параметр

    I

    II

    III

    Родовой субстрат

    Неживые системы

    Живые системы

    Социальные системы

    Единичный субстрат

    Тело

    Организм

    Человек

    Функция

    Взаимодействие

    Жизнедеятельность

    Деятельность

    Детерминация

    Законосообразность

    Геносообразность

    Целесообразность

    Таким образом, специфические особенности социальной системы человека, его деят-ти и целесообразности снимают с себя предыдущие две формы бытия. Исходя из схемы, человек включает в себя: тело, организм и социальное.

    Человек как тело обладает механическими, физическими, химическими и др. сво-ми, присущими всем телам. Однако на основе наличия в организме социальной характеристики телесность приобретает и специфические особенности.

    Как тело человек подчиняется единому мировому закономерному процессу, хотя является молодым для универсума телесным образованием. Правда, это такое тело, которое включено в присущие ему биологические и социальные процессы и состояния. Эти состояния являются высшими по отношению просто к телу, поэтому они влияют как высшие на телесную организацию и телесные процессы человека, определяя их специфику: особенности механики и моторики, статики и динамики, физического и химического в человеке. То есть, телесность человека тесно увязана с его биосоциальной сущностью: долго жить или рано умереть, вести здоровый образ жизни или употреблять наркотики, заниматься спортом или сидеть в прокуренном кафе и многое другое.

    Человека как организм обладает сво-ми: обмен вещ-в, в размножении наследственность, приспосабливаемость, подвижность. Но тезисное и социальное обуславливают возникновение специфических особенностей. (Человек может похудеть или потолстеть).

    Человек как социальное роднит его с другими людьми (образованность, воспитанность, информированность, деловитость, самокритичность и тд.). Социальные характеристики человека развиваются благодаря включенности человека в социальную деятельность.
    1   2   3   4   5


    написать администратору сайта