Философия экзамен ответы. Мифологическое символическое мировоззрение. религиозное
Скачать 106.2 Kb.
|
1). Неопозитивизм. Претендовал на анализ и решение актуальных философско-методологических проблем, выдвинутых развитием современной науки. Обращает внимание на то, что обычный язык создаёт массу заблуждений и мнимых проблем, из которых большей частью состоит традиционная философия. Чтобы избежать этого, необходимо сформировать идеальный язык, который не допускал бы никаких неопределённостей. Неопозитивисты считали осмысленными лишь такие высказывания, которые являются либо суждениями о фактах, либо логическими выводами из таких суждений. Философия путём анализа языка должна очищать научное знание от предложений, которые не имеют смысла. Основные идеи неопизитивизма сформировались почти одновременно в Австрии, Англии, Польше в 20-х гг. ХХ в., сущностная роль в этом процессе принадлежит Венскому кружку. Основными представителями являются Мориц Шлик, Рудольф Карнап, Ганс Рейхенбах, Людвиг Витгенштейн. 2). С конца 50-х — начала 60-х гг. ХХ в. неопозитивизм теряет своё влияние. Ему на смену приходит постпозитивизм, который пересмотрел проблематику философии, её роль в науке и обществе, методы научного исследования. Главной проблемой постпозитивизма является развитие, динамика научного знания. Особенность взглядов - отказ от обобщения ранее наработанных в науке положений. Постпозитивизм отказывается проводить жёсткие границы между научным знанием и философией. Он признает осмысленность философских положений и принципиальную неустранимость их из науки. Представителями считают К. Поппера, И. Лакатоса, Т. Куна, Э. Агацци. 3). Экзистенциализм — иррационалистическое направление в современной философии, возникшее в начале ХХ в. и стремившееся постигнуть бытие как непосредственную нерасчленённую целостность субъекта и объекта и в качестве подлинного, настоящего признает только само переживание человеком своего существования. Экзистенция – ощущение человеком своего живого присутствия в мире. Только в условиях глубоких потрясений и перед лицом смерти человек прозревает эту экзистенцию как стержень своего существования и как главный способ своего существования. В истории философии известно два направления экзистенциализма: светское и религиозное. 1. Светский: Мартин Хайдеггер. С его точки зрения, экзистенция – осознание человеком своей конечности. Основной характеристикой бытия явл. время, которое тоже должно соотносится с человеком. Подлинное время – то, кот.человек переживает психологически, а не то, которое с человеком не связано (физическое). Подлинное же бытие содержит подлинное время. Познать экзистенцию (само бытие) можно только в момент смерти. Жан Поль Сартр. Считал, что время – сво-во переживающей человеческой души, элемент внутренней человеческой реальности. Экзистенция – опыт, созданный человеком, та данность, которую невозможно отрицать. Экз-я понимается нераздельно с сознанием. Сознание получается как бытие для себя, существует как осознание самого себя или другой данности. Окруж.мир – мир в себе. Разница между окр.миром и сознанием в том, что предметный мир – полное отсут-е свободы быть тем или иным. То есть только у человека есть выбор, значит он источник активности мира. Значит бога нет и только человек несет ответ-ть за всё происходящее с ним и со всем в мире. И человек – един-ый источник и критерий нравственности. Альберт Камю. Признает неразумность мира и доводит её до абсурда. Мир абсурден. Абсурд – вся правда и конечный смысл человеч.сознания. Нужно увидеть всю абсурдность мира и жить, несмотря ни на что, не примиряясь с происходящим. Только бунт делает этот абсурдный мир чуточку гармоничнее.
К. Ясперс. Неразумность мира – только видимость, которая скрывает его истинную разумность. Бытие имеет три вида: предметное (реальный мир), бытие человеческого Я (необъективная экзистенция) и трансценденция (то, что за пределами человека, недоступно мышлению - Бог). Сознание, проникая в предметное бытие - ориентируется там с помощью наук; проникая в экзистенцию – оно просветляет экзистенцию; проникая в трансценденцию – способно понять, что бог есть. Человек имеет тотальное стремление к коммуникациям (между людьми и человека с Богом). Коммуникация Бога с человеком породила духовность человека. Роль философии – связать всех людей с помощью новых типов веры над другими религиями, стать всеобщей философией веры – короче сохранить общечеловеческие ценности. Экзистенциализм привнёс в философию осмысление действительности и скептицизм в отношении безоговорочной ставки на науку и технику при определении приоритетов развития человечества. Связал свободу выбора и ответственность за его последствия. 4). Фрейдизм и неофрейдизм. Фрейдизм из подхода к лечению невротических заболеваний перешел к философии. Фрейд открыл особую область чел.психики – бессознательное, обозначил 3 уровня психики (бессознательное, предсознательное, сознательное) и разработал триаду элементов психики: 1. ОНО – сосред-е слепых инстинктов, влечений. 2. Я – ЭГО – сфера сознательного. 3. сверхЯ – СУПЕРЭГО – внутриличностное: совесть, нормы морали. У незрелой личности сверхЯ и ОНО постоянно ведут борьбу в Я, у зрелой – борьба минимальна. В основе всех влечений лежит либидо. Задача психоанализа – подчинить бессознательное сознанию. Сублемация – переключение сексуального влечения на иную цель, деятельность. Аналитическая психология. К.Г. Юнг считал, что инстинкты имеют символическую природу. АРХЕТИПЫ – символич. элементы, присущие всему человеч. роду. – формируют образцы поведения, на основе кот. формируется сознательная деятельность человека. Идея в том, что существует не только индивидуальное бессознательное, но и коллективное – это общечеловеческий опыт, кот. характерен для всех рас и народов, сформировавшийся в древнем сознании человека. Проявляется в сознании через сновидения. Пример: общность сюжета сказок у разных народов. 5. Кроме этого существует Феноменология — философское направление, стремящееся освободить философское сознание от натуралистических установок, достигнуть собственной области философского знания, выявить изначальные основы познания человеческого существования и культуры. Феноменология (греч. phainomenon — являющееся и logos — учение) буквально означает учение о феноменах, то есть о явлениях. Представитель Э. Гуссерль. 6. Герменевтика – как понятие имеет глубокие этимологические корни, применялось для толкования замысловатых и божественных текстов. В 20 в. герменевтика оформляется в одну из основных методологических процедур философии (сначала в рамках онтологических исследований у М. Хайдеггера, затем собственно в философской герменевтике Х. Гадамера). 7. Персонализм – это теистическое направление в современной философии, признающее личность первичной творческой реальностью и высшей духовной ценностью, а весь мир — проявлением творческой активности высшей личности, Бога. 8. Структурализм – как и герменевтика, непосредственно связан с развитием гуманитарного познания. Структурализм выступил под лозунгом объективности и научной строгости в гуманитарных науках и был воспринят как философский подход, соответствующий эпохе научно-технической революции. Был хорошо развит во Франции. |