Главная страница

Философия экзамен ответы. Мифологическое символическое мировоззрение. религиозное


Скачать 106.2 Kb.
НазваниеМифологическое символическое мировоззрение. религиозное
АнкорФилософия экзамен ответы.docx
Дата27.04.2017
Размер106.2 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаФилософия экзамен ответы.docx
ТипДокументы
#6088
страница4 из 5
1   2   3   4   5

Вывод: человек как телесное существо рождается, живёт и умирает в определённой среде (природно-социальной), передавая по наследству (генетически по двум аллелям — мужскому и женскому) устоявшиеся биологические признаки рода.

  1. Понятия «человек», «индивид», «индивидуум», «индивидуальность», «личность».

Человек адаптируется к окружающей среде в соответствии со своими потребностями и способностями и от того как он это делает человек выступает в роли индивида или личности. Индивид- это действующий в обществе субъект, который только пользуется плодами общественного развития. Личность- активно действующий в обществе субъект, который не только пользуется, но и создает плоды общественного развития. Только личность в силу обстоятельств может противопоставить себя толпе. И личность, и индивид обладают индивидуальностью- это совокупность специфических свойств человека (умственная, физическая, психологическая), где человек выступает как нечто единственное неповторимое, именно индивидуальность отличает одного человека от другого.

  1. Становление и формирование личности .

Под формированиемличности понимается процесс развития и становления личности под влиянием внешних воздействий (социальной среды, социально организованного воспитания и обучения); процесс становления человека как субъекта и объекта общественных отношений и различных видов деятельности.

Развитие и формирование личности тесно взаимосвязаны: личность развивается, формируясь, и формируется, развиваясь.

Становлениеличности - это приобретение человеком новых признаков и форм в процессе развития, приближение к определенному состоянию; результат развития. Можно, например, говорить о становлении характера, мировоззрения, мышления, индивидуальности, профессионализма и мастерства и т.д.

Личность — это общественно развитый человек. Личностные качества человека соответствуют его природе и продуцируют самодеятельность. Поэтому целесообразно определиться с тем, какие условия влияют на становление личности, что характерно для её формирования.

В чём же сущностной смысл формирования личности? Смысл в том, что личность формируется в процессе деятельности. Деятельность — это тот адаптивный субстрат, который определяет, как момент становления личности человека, так и характер её дальнейшего развития. В нём также важен элемент общения, элемент коммуникации. В целом формирование человека как личности осуществляется в процессе деятельности, в процессе социализации, то есть постепенного освоения уже имеющегося человеческого опыта. Деятельность предполагает функциональное становление качеств личности, а социализация требует от индивида продуктивной активности, выражающейся в постоянной корректировке своих действий, поступков, поведения в соответствии с усвоением социального (жизненного) опыта поколений.

Личность вне деятельности не существует, она есть совокупность социальных и общественных отношений, собственных генетических и интеллектуальных, физических и психических особенностей, способствующих проявлению потребностей и способностей человека в его профессиональной среде: космонавт или учёный, водолаз или врач, педагог или лётчик, фермер или офицер.

Личность формируется в сложнейших общественных процессах, в переплетении множества социальных факторов. Формирование личности осуществляется в процессе прямого и косвенного воздействия на индивида всей системы общественных институтов. Поэтому весьма значима диалектика системы: «институт — человек»: «человек — институт». Цель в этом взаимодействии одна: появление человека со сложившейся психикой, сознанием, личностной культурой и деятельностью, то есть — формирование всесторонне развитой личности, обладающей широким набором потребностей, соответствующих развитым индивидуальным способностям. формирование личности обязательно включает её

воспитание и последующее развитие. В целом алгоритм представляется следующим: формирование личности — целевая деятельность институтов общества, воспитание — привитие установок в процессе этой деятельности, развитие — персональный, личностный уровень индивида, как продукта этой деятельности, способного к самодеятельности.

31. Смысл жизни и многообразие представлений о нем.

Смысл жи́зни, смысл бытия́ — философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида, а также человека как индивидуума, одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности.

Вопрос о смысле жизни также может пониматься как субъективная оценка прожитой жизни и соответствия достигнутых результатов первоначальным намерениям, как понимание человеком содержания и направленности своей жизни, своего места в мире, как проблема воздействия человека на окружающую действительность и постановки человеком целей, выходящих за рамки его жизни.

Представления о смысле жизни складываются в процессе деятельности людей и зависят от их социального положения, содержания решаемых проблем, образа жизни, миропонимания, конкретной исторической ситуации. В благоприятных условиях человек может видеть смысл своей жизни в достижении счастья и благополучия; во враждебной среде существования жизнь может утратить для него свою ценность и смысл.

Великие.философы такие,как Сократ, Платон, Декарт, Спиноза, Диоген — обладали чёткими представлениями о том, какая жизнь «лучше всего» (а, следовательно, и более всего осмысленна) и, как правило, ассоциировали смысл жизни с понятием блага.

  1. Философское понимание общества.

В ходе исторического развития вырабатывалось наиболее широкое, собственно философское понятие общества как совокупной деятельности людей, направленной на производство, поддержание и воспроизводство их жизни.

Такой подход наметился уже в античной философии. Например, Демокрит полагал, что люди вначале просто пользовались дарами природы, не отличаясь в этом отношении от животных. Под воздействием нужды и естественных потребностей они развили руки, ум и сообразительность, научились делать и применять орудия труда, строить жилища и шить одежду. Аристотель называл человека общественным существом, политическим животным. Государство он рассматривал как развитое сообщество, объединение общин, а общину — как развитую семью. В философии Нового времени, в частности у Гоббса, выделялось два состояния человеческого общества: естественное и гражданское. В естественном состоянии шла непрерывная борьба всех против всех по формуле «человек человеку волк», а сила совпадала с правом. Поскольку такое состояние противоречило естественному стремлению людей к самосохранению, они заключили договор, согласно которому каждый передал часть своих прав государству, в результате чего возникло гражданское общество.

Гегель в противовес договорной теории рассматривал «гражданское общество» как сферу экономических отношений, которые он выводил из понятия права.

Маркс считал, что общество не состоит из индивидов, а выражает совокупность тех связей и отношений, в которых индивиды находятся друг к другу: общество, т.е. сам человек в его общественных отношениях.

Современная западная социальная философия также рассматривает общество не как совокупность отдельных индивидов, а как совместные действия людей, интегрированных в социальные группы и системы.

Философское понятие общества включает в себя два главных признака:

1) общество есть обособившаяся часть природы;

2) будучи связанной с целым, эта часть развивается по своим собственным специфическим законам, не сводимым к законам, которые изучает естествознание.

Было бы ошибочным сводить общественные законы к биологическим. Только люди способны производить орудия труда и при их помощи добывать себе средства существования. Непосредственное производство жизни у животных заключается лишь в продолжении рода. И люди, разумеется, не освобождены от этой обязанности, но у них на первом месте стоит производство средств жизни и необходимых для этого орудий труда.

  1. Социальная структура общества.

Современная социальная структура общества достаточно

разнообразна. Её можно представить следующим образом:

- этнический компонент (этническая структура);

- демографический компонент (демографическая структура);

- поселенческий компонент (поселенческая структура);

- стратификационный компонент (стратификационная

структура).

Социальная структура общества есть целостность всех функционирующих в нём социальных образований, взятых в совокупности связей и отношений. Социальная структура также представляет исторический тип отношений общества. Социальная структура общества совокупность исторически возникающих и меняющихся социальных общностей, и групп. В социальной структуре общества различают слои (подструктуры): этническая (род, племя, народность, нация), семейно-бытовая (формы семейной бытовой жизни), демографическая (группы по полу, возрасту...), территориальная (сельское и городское население), образовательная, социально-классовая.

  1. Материальное и духовное в жизни общества.

Всё богатство общественных отношений м.б. условно разделено на 2 типа отношений: материальные и духовные (идеальные).

Материальное – продукт прикладной человеческой деятельности, и вся его деятельность синтезирована разумом. А духовное – это развитие идеального и является продуктом сознательной деятельности человека.

Результат материальных потребностей человека и общества: материальные предметы и системы, созданные их трудом (дома, самолёты, автомобили, холодильник и тд., а также информационные сети, продуктопроводы, электростанции, системы противоракетн. обороны, космические орбит. станции и много-многое другое).

Результат духовных потребностей: духовные отношения, приемлемые им, которые соответствуют их ценностям, взглядам и идеям. В целом духовный продукт – это идеи, мысли, теории, концепции, доктрины, сюжетные замыслы книг, кинофильмов и художеств. полотен. Зафиксированы на материальных носителях.

  1. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.

Историю творят люди, вписанные в определенные исторические условия – эпоха рождает личность, а не наоборот. Существуют 2 концепции развития общества:

  1. Формационная (К.Маркс). развитие общ-ва – линейный процесс – переход от одной социально-экономической формации к другой. Стержень формации – способ производства материальной жизни (экономический фактор).

Основные формации: 1.Первобытно-общественный строй 2. Рабовладельческий 3.Феодальный 4.Капиталичстический и 5. Комунизм.

  1. Цивилизационная (А.Тойнби). рассматр-л историю человечества как чередование ряда цивилизаций. Цивилизация – устойчивая общность людей, связанная духовными традициями и географич.границами. Всемирная история – совокупность цивилизаций. В основе его концепции 2 положения: 1) не существует единого процесса человеч. истории, эволюционируют только конкретные локальные цивилизации. 2) нет жёсткой взаимосвязи между цивилизациями, прочно связаны лишь компоненты самой цивилизации.

Он говорил о том, что любая цивилизация погибает и существует на основе закона вызова и ответа.

  1. Философия науки.

Философия науки как дисциплина заявила о себе лишь во второй половине ХХ в. Предметом философии науки являются общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству и получению научных знаний, взятых в их историческом развитии и социокультурном контексте. Философию науки интересует научный поиск, «алгоритм открытия», динамика развития научного знания, методы исследовательской деятельности. Философия науки — дословно «любовь к мудрости науки. Центральная проблема философии науки — проблема роста, развития научного знания! Философия науки — метанаучная методология, определяющая, чем научное мышление отличается от ненаучного, какими методами должны пользоваться ученые в своих исследованиях, каковы необходимые условия корректности научного объяснения, в чем состоит когнитивный (познавательный) статус научных канонов. (Дж. Лоузи). В заключении, современная философия науки выступает в качестве недостающего звена между естественнонаучным и гуманитарным знанием и пытается понять место науки в современной цивилизации в ее многообразных отношениях к этике, политике, религии.

37. Законы общественного развития.

Законы, обуславливающие протекание общественного процесса, как и законы природы – объективны и неразрывно связаны с людьми. Динамика их проявления во многом испытывает влияние со стороны активной деятельности людей. Знание общественных законов, их понимание и учет в политической деятельности государств будут обуславливать более эффективное развитие страны. Законы общества различаются по характеру: бывают строения, функционирования и развития; и по степени:

1. Всеобщие (универсальные)

2. Общие (характерные для всего общества)

а) закон влияния способа производства на общественный прогресс.

б) закон, определяющий роли общественного бытия по отношению к общественному сознанию.

в) закон зависимости уровня персонификации индивида от системы общественных отношений.

г) закон социальной и общественной преемственности.

д) закон приоритета общечеловеческих ценностей над групповыми.

3. Частные (законы функционирования конкретных сфер жизни)

В связи с влиянием людей общественные законы проявляются в обществе в качестве тенденций. Одним из факторов возникновения общих законов является научно-технический прогресс и его достижения. Кроме того, с одной стороны законы общества, как и законы природы - объективны, но могут обнаруживать разную степень проявления в разные исторические периоды. Процесс развития общ-ва – естественный исторический процесс. Существуют объективные условия проявления общественных законов (социальные экономические отношения, материальн. производство). На проявление этих законов могут воздействовать и субъективные факторы (деятельность людей) – поэтому в процессе развития общества нужно говорить о взаимодействии объективных и субъективных факторов развития общества.

  1. Соотношение общества и природы.

Человек — специфическая часть природного мира, его элемент. Он эволюционировал постепенно. Становление (выживание и развитие) человека происходило посредством естественного отбора с опорой на собственную силу, здоровье, выносливость, умение противостоять природным факторам и воспроизводить себе подобных. Социальный отбор предполагал наличие различных индивидуальных особенностей, сформированных способностей, реализацию интеллектуальных качеств, умение приспосабливаться к социальной среде и её условиям. Природная среда сыграла роль первичного естественного фактора становления и развития общества через человеческий труд, человеческую деятельность.

Человек в природе составляет одну из составляющих частей Антропосфера - сфера жизни людей как биологических организмов.

Понятие "природа" имеет два основных значения. В широком смысле — это весь окружающий мир (в том числе и человек, общество), то есть Вселенная. В узком смысле — та среда, в которой проходит жизнь человека и общества (то есть поверхность Земли с ее всевозможными качественными характеристиками, климат, полезные ископаемые и т. д.).

Общество - совокупность форм организации жизни и деятельности людей, целостная система совместной жизни индивидов (взаимоотношения, взаимодействие, порядок, традиции, культура).

Взаимоотношения общества с природой понимаются как отношения между обществом — целостной системой человеческого общежития - и природой в узком смысле этого слова, то есть средой обитания человеческой цивилизации.

Природа — неотъемлемое условие жизни человека и общества, так как сама жизнь может развиваться только в особой среде, причем уникальной (необходимо наличие воздуха, воды, оптимальной температуры, питания).

Первоначально отношения человека и природы представляли собой взаимное воздействие друг на друга - человек самостоятельно (без применения сложных технических средств) извлекал для себя пользу из природы (пища, полезные ископаемые), а природа воздействовала на человека, причем человек был не защищен от природы (например, различных стихий, климата и т. д.), сильно зависел от нее.

По мере становления общества, государства, роста технической оснащенности человека (сложные орудия труда, машины) возможность природы влиять на человека уменьшилась, а влияние человека на природу (антропогенное влияние) усилилось.

В настоящее время мир техники (техносфера) практически превратился в самостоятельную реальность (суперсовременные технические открытия, сделавшие возможности человека влиять на природу безграничными, всеобщая компьютеризация и т. д.), а природа почти полностью подчинена человеку.

  1. Техника как предмет философского анализа.

Философия техники - один из новейших направлений современной социальной философии. В связи с результатами научно-технического прогресса в конце XX века возникает потребность анализа техники как предмета социально-философского исследования.

Научно-технический прогресс постепенно способствует осознанию существенной роли техники в общественном развитии. В конце XIX века появляется одна из первых работ в этой области - «Основы философии техники» Э. Каппа. Продолжил эту тенденцию А. Эспинас, которому приписывают философское обоснование общей теории техники. Эти работы оценивали вклад технического прогресса в развитии человечества только положительно, идеализировали продуктивную роль техники в социуме. Считалось, что технические достижения являются еще одним весомым свидетельством покорения человеком природной среды. Однако такой оптимистичный взгляд на сущность технического прогресса просуществовал до середины XX века, когда начинают осознавать неоднозначность влияния техники на развитие общества.

  1. Основные направления Западной философии
1   2   3   4   5


написать администратору сайта