Главная страница
Навигация по странице:

  • Философия

  • Предмет философии

  • Онтологическая

  • Квинт Тертулиан – первый схоластик

  • Томас Мор.

  • Ф. Петрарка и А. Данте. Э.Роттердамский

  • Философия экзамен ответы. Мифологическое символическое мировоззрение. религиозное


    Скачать 106.2 Kb.
    НазваниеМифологическое символическое мировоззрение. религиозное
    АнкорФилософия экзамен ответы.docx
    Дата27.04.2017
    Размер106.2 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФилософия экзамен ответы.docx
    ТипДокументы
    #6088
    страница1 из 5
      1   2   3   4   5



    1. Мировоззрение и его основные типы

    Мировоззрение — целостный взгляд на мир и место в нём человека через систему отношений «мир — человек», «универсум — человек».

    Можно характеризовать шесть типов мировоззрения:

    . мифологическое — символическое мировоззрение;

    . религиозное догматическое мировоззрение;

    . народное — традиционное, то есть основанное на народном сознании, народной психологии и исторических традициях;

    . художественное (искусство) — образное мировоззрение;

    . научное — номологическое мировоззрение;

    . философское — концептуальное мировоззрение.

    Философия — концептуальное мировоззрение, мироосвоение, система концепций, понятийно-содержательное, аналитическое осмысление системы «универсум — человек».

    Главное для философа — не продуцировать символы, не постулировать догмы, не утверждать традиции, не творить образы, не открывать законы, а формулировать, строить, генерировать концепции: концепцию универсума, концепцию социума, концепцию общества, концепцию личности, концепцию науки, концепцию обороны, концепцию общественной безопасности, концепцию религии, концепцию семьи и т.п.

    Концепция — это базовое идейно-теоретическое построение проблемы, её научный замысел.

    1. Философия, её предмет и роль в обществе

    Философия — духовная область человеческой деятельности, наука, мировоззрение, специфический уровень сознания и особый тип мышления.

    Философия — духовный универсум общества.

    Предмет философии предстаёт как концентрированная форма развёртывания отношения «универсум — человек». Поскольку уже один из компонентов отношения — человек предстаёт как субъект отношения, само отношение приобретает активный, функциональный, деятельностный характер. Человек (как общественный субъект) своей активностью определяет движение от универсума к себе и движение от себя к универсуму. Вот здесь и заключено всё богатство философской проблематики через предмет её изучения:

     учение об универсуме (онтология);

     учение о человеке (антропология);

     учение об отношении универсума и человека;

     учение об отражении, духовном освоении универсума человеком: теория познания и теория оценивания (гносеология и аксиология);

     учение о трансформации универсума в мир — духовно освоенный человеком универсум;

     учение о преображении, практическом освоении универсума человеком (методология и праксиология);

     учение о трансформации универсума в среду — практически освоенный человеком универсум.

    Философия — это общая система знания; философия — это система общих оценок и позиций; философия — это система общих методов и принципов деятельности.

    Эти функции философии не относятся к частным, они универсальны, то есть применимы для всех наук, для всех областей знания, для всех родов и видов деятельности.

    Философия в целом — это не просто самостоятельная наука, особая научная дисциплина, а область духовной деятельности человека, особый тип мышления, система мировоззренческих чувств, специфический уровень человеческого сознания. Индивид, как бы погружаясь в некое «философское» состояние уровня абстракции, размышляет о происхождении мироздания и месте в нём человека, о себе и об обществе, о ценностях цивилизации, о культуре и антикультуре, о добре и зле, о прекрасном и безобразном, о справедливом и гнусном, об истинном и ложном, отражает и оценивает всю многообразность общественного бытия.

    1. Функции философии

    Онтологическая — функция формирования у личности целостного представления о мире, о мироздании и его строении.

    Аксиологическая — функция ценностной ориентации человека в мире с историческим противостоянием культуры и антикультуры, ценностей и антиценностей, доброго и низменного.

    Социальная — функция формирования гражданского сознания, гражданской культуры личности, её способности разбираться в сложных социальных процессах (политических, правовых, экономических, нравственных, экологических, научных, педагогических, оборонных…) для адекватного включения в систему общества со всеми его институтами, отношениями и функциями.

    Гносеологическая — функция познания; в системе философии индивид как личность найдёт знания о чувственном и логическом, интуитивном и эвристическом освоении мира, о способах познания, о критериях истинного и ложного знания.

    Методологическая — функция философии, которая вооружает любого человека, независимо от его профессии и типа деятельности, методами познания, исследования, построения гипотезы, теории, концепции, программы, доктрины, методами теоретической и практической деятельности.

    1. Проблема человека в философии Древней Индии.

    Основные черты древнеиндийской философии: оказала влияние на идеи многих мыслителей, на политические идеи. В своём развитии имеет 2 периода:

    1. Ведический (1-ая половина I тысячелетия до н.э.)

    2. Этический (2-ая половина I тысячелетия до н.э.)

    Большое влияние на философию Др.Индии оказывала не столько мифология, сколько религия.

    Для философии Др.Индии большое значение имеет варна или каста (в переводе - цвет, окраска). Считалось, что все люди делятся на 4 отдельных касты, кот. признавались от рождения, каждый человек не имел права перейти в другую касту и должен был заниматься деятельностью, предписанной своей кастой.

    1 высшая – брахман, жрец –люди умственного труда.

    2 – кшатрии, воины – воинская деятельность

    3 – ваймьи – земледельцы, ремесленники, торговцы

    4 – шудры – чернорабочие

    Рабы считались нелюдями.

    Философия Древней Индии обращена к общечеловеческим ценностям. Человек должен овладевать философской мудростью, чтобы получить общечеловеческие ценности.

    Понятие кармы – сумма добрых и злых дел человека, определяющая его судьбу, и только праведный человек мог избежать кармы вообще – все остальные попадают в вечный круговорот перерождений (сансара). Понятие нирваны – состояние мироздания, которое никем и ничем не обусловлено, её нельзя почувствовать органами чувств, постичь её может только праведник. Позже нирвана стала ассоциироваться с мифическим раем. Нирвана имеет особую роль в буддизме. Идеал буддизма – добро и зло абсолютные антиподы, существуют 4 благие истины:

    1. Страдание правит миром.

    2. Причина страданий – сама жизнь с её страстями и желаниями.

    3. Уйти от страданий можно лишь погрузившись в нирвану.

    4. Существует земной путь избавления от страданий, связан с осознанием того, что жизнь – страдание и причина страданий – жажда жизни, и раз страдание имеет причину, нужно от неё отказаться. Человек должен идти по пути: правильные мысли, честная речь, честный труд, преодоление соблазнов, непричинение зла.

    Человек в философии Древней Индии мыслится как часть мировой души. В учении о переселении душ граница между живыми существами (растениями, животными, человеком) и богами оказывается проходимой и подвижной. Но важно заметить, что только человеку присуще стремление к свободе.

    Философия человека Древнего Востока и такие течения, как буддизм, конфуцианство, даосизм, оказали огромное влияние на последующее развитие учений о человеке, а также на формирование образа жизни, способа мышления, культурных образцов и традиций стран Востока. Общественное и индивидуальное сознание людей в этих странах до сих пор находится под воздействием образцов, представлений и идей, сформулированных в тот далекий период.

    1. Древнегреческая натурфилософия.

    Натурфилософский (досократовский) этап - первый этап развития греческой античной философии VII-V вв. до н. э. – период активного осмысления картины мира.

    К этому периоду относятся: Милетская школа, Гераклит Эфесский, Элейская школа, Пифагор и пифагорейцы, Эмпедокл и Анаксагор, древнегреческие атомисты — Левкипп и Демокрит.

    Милетская школа представлена именами Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена. – поиск субстанции, первоосновы мира.

    Фалес Милетский полагал, что основным началом всего сущего является вода: всё начинается с воды и всё возвращается в воду. Это первое наивное, но материалистическое представление о мире в отличие от мифологии. Но вода для Фалеса выступает не только и не столько в физическом смысле. Он понимал воду как начало, наивно заставляя плавать на ней Землю. Вода как субстанция. С другой стороны, это не просто вода, а вода «разумная». Солнце и другие небесные тела питаются испарениями воды.

    Анаксимандр считал, что в основе всего явного лежит некая особая сущность. Он представлял её апейроном («апейрон» — «бесконечное», апейрон представлялся как всё, что есть в природе, это было античным пониманием материи). Из апейрона возникают все вещи и после своего жизненного цикла в него же возвращаются. Апейрон у него представлял собой высокую степень философской абстракции, который позволял объяснять процесс становления мира.

    Анаксимена более интересовали вопросы астрономии и метеорологии. По его учению, всё сущее происходит из первоматерии — воздуха — и обратно в неё возвращается. Воздух бесконечен, вечен, подвижен. Сгущаясь, он образует сначала облака, затем воду и, наконец, землю, камни; разряжаясь — превращается в огонь. Здесь просматривается идея перехода количества в качество. Он дал близкое к истинному объяснение затмений Солнца и Луны.

    С V по IV вв. до н.э. в философии отмечалось 2 основных направления: материализм, идеализм – что свид-т о зрелости философии. Материализм как направление связан с деятельностью Демокрита. Он полагал, что сущее имеет 2 первоосновы: атомы и пустота. Атомы неуничтожимы, из них образуются тела, а их распад приводит к их гибели. Значит мир вечен. А оформление объективного идеализма связано с именем Платона, который считал, что существует 2 мира: 1) мир идей, который первичен. Идеи вечны – эталоны. И 2) мир вещей, вторичный, там, где живет человек. Вещи смертны, идеи – нет.

    Зарождение античной диалектики связано с именем Гераклита Эфесского. Он в связи с наибольшей подвижностью огня, он принимал его за первооснову всего. Считал, что всё абсолютно изменчиво. Отмечал, что одно и то же различно, противоположно. Тождество противоположностей означает вместе с тем не из взаимопогашение, а борьбу.

    1. Античная философия о человеке, обществе и государстве.

    Относится к классическому периоду V-IV вв. до н.э., где происходит смена проблематики.

    Мыслителей занимает проблема человека, общества. Происходит фундаментальный поворот от природного, божественного к внутреннему человеческому. Сократ: разработал идеи, связанные с обществом и человеком. Всё сводится к человеку. Сам человек – практическое начало. Познание предполагало, как познание для самого себя, как общественное и нравственное начало, воля. Цель воли – высшее благо. Критерий любой деятельности – безусловное благо, этот критерий переносил и на политику. Во главе гос-ва должны быть философы.

    Платон: считал положительными моделями управления государства монархию и аристократию, отрицательными называл типократию, олигархию и демократию.

    Аристотель: моральным образцом должен быть Бог или совершенный философ, эталон совершенства. Стоящий человек тот, кто достиг положения в обществе. Положительные модели: аристократия, монархия, полития (ограниченная демократия то есть). Метод политики – метод анализа.

    Стоики: (3-1 вв до н.э.) считали, что этические вопросы человек должен учитывать в общественной жизни государства, если это не вынуждает его к безнравственным поступкам. Идеал – мудрец, достигший добродетели.

    1. Философия Средневековья.

    V в. н.э. – XV в. н.э. – эпоха средневековья. Ярко выраженный характер философии того времени был вызван диктатом церкви и религиозной мыслью философии. Философия должна была использовать весь христианский аппарат для поддержания догмата.

    Теоцентризм – Бог был в центре любой проблематики, и главное его сво-во – любое доказательство отталкивается от Бога – СХОЛАСТИКА.

    Основные характеристики с. философии:

    1. Форма философствования – интерпретация священных текстов.

    2. Дедуктивный характер умозаключений

    3. Уяснение и обоснование христианских догматов.

    4. Метод исследования – аристолевская логика

    5. Применение достижений Платона и Аристотеля

    6. Приоритет богословский задач над светскими при отборе проблем

    Философы: Квинт Тертулиан – первый схоластик. Концепция чистой веры. Сопоставил веру и разум, предпочтение отдал вере. Критиковал классическую философию, что она отбивает веру в бога. Разработал ипостаси бога – лица бога.

    Августин Аврелий. Сравнил государство и церковь, предпочтение отдал церкви. Мир создается и познается только благодаря богу, во всём вещественном бога нет. Искал бога в человеке – вопрос о свободе воли человека. Всё зло связано с Дьяволом – падшим ангелом. Бог – бытие, истина, благо.

    Фома Аквинский. Разработал 5 рациональных доказательств существования Бога.

    1. Бог – перводвигатель.

    2. Бог – первопричина всего сущего.

    3. бог – источник всякой необходимости.

    4. Бог – высшее совершенство.

    5. Бог – следствие разумного распорядка природы.

    Задача философии – разработка христианского вероучения в формах здравого смысла. Он закрепил существующие в христианстве взаимоотношения между духовным и материей. Материя – слабейшее бытие.

    Философской дискуссией можно считать спор об универсалиях (общественное понятие, обозначающее рода и виды единичных объектов). Существовало 3 точки зрения.

    1. Реализм (Ф.Аквинский): универсалии существуют до вещи, в реальном времени и после вещи – универсалии как онтологические, так и логические.

    2. Концептуализм: универсалии существуют в виде концептов бога – не существует ни онтологических, ни логических универсалий вообще.

    3. Номинализм: универсалии – это наименования, абстракции в разуме человека и реально не существуют.

    1. Философия эпохи Возрождения .

    XIV-XVвв – XVI-XVII вв н.э. – Эпоха Возрождения.

    Характеристики философии того времени:

    1. Светскость.

    2. Гуманизм – признание человека главной ценностью.

    3. Антропоцентризм – в центре всего стоит человек.

    4. Тяга к античным ценностям – возрождение приоритета человека.

    Бог – центр всех вещей. Человек – центр мира.

    Цель жизни и добродетель отождествлялись с пользой. Принцип философии – двойной истины – разделение философской и богословской истины.

    В период Возрождения рассматривалось 3 основных проблемы.

    1. Учение о природе. Наблюдалась четкая связь между философией и наукой – натурфилософская проблема. Пантеизм – осуществление бога и природы.

    Николай Кузанский. Бытие вещей возможно засчет соединения в них противоположностей. Природа соединяет собственную ограниченность и бесконечность Бога. Человек – телесная ограниченность и духовная бесконечность. Но по сравнению Богом, он всё же духовно ограничен. Противоположность Бога и Человека он снимал персоной И.Х. Бог создал сам себя, дух. природу и человека через И.Х. стремился преодолеть схоластику. Так же известны Николай Коперник. Джордано Бруно. Галилео Галилей.

    1. Проблема идеального общества. Николо Макиавелли. Считал сильную государственную власть необходимой. Предмет анализа: политика го-ва и механизм её реализации, также личность правителя. Произведение «Государь». Высказывание: «Цель оправдывает средства». Томас Мор. Ввел в научный обиход понятие утопии, когда все граждане трудятся , обобществлены производ-во и быт. Такое имеется в виду никогда не сможет быть достигнуто. Томмазо Кампанелла. Вел борьбу за независимость Италии. Создал произведение «Город Солнца», где описывалась идеальная община.

    2. Проблематика Человека – реализация и утверждение идей гуманизма. Этим занимались Ф. Петрарка и А. Данте. Э.Роттердамский разрабатывает новую систему богословия и христианского гуманизма. Цель жизни человека – спасение души, для этого нужны спасительные помыслы, которые человек черпает из священного писания. Поэтому нужно создать писание, которое будет построено на основе любви и милосердия – то есть создать новую христианскую этику.

    1. Философия Нового времени.

    Исторический период Нового времени охватывает XVI-XVII – XVIII вв. и характеризуется быстрым развитием промышленности, ростом науки и техники. Философия ориентируется на разработку методологии познания. Задача науки - добывать знания, а философии – формировать из них научную картину мира.

    Центральная проблема – проблема познания.

    Основные направления:

    Рационализм.

    Декарт. Проблема познания – проблема достоверности. Считал необходимым привязывать процесс познания к математике: найти аксиомы. Чтобы ответить на вопрос «Что в мире является достоверным?», нужно во всем усомниться, тогда найдется то, в чем усомниться нельзя, то и будет истиной. Усомниться нельзя в человеческом сомнении. Нужно опираться на разум. В познании следует опираться на интуицию, но большее значение нужно придавать анализу и логике.

    Эмпиризм.
      1   2   3   4   5


    написать администратору сайта