Философия экзамен ответы. Мифологическое символическое мировоззрение. религиозное
Скачать 106.2 Kb.
|
Бэкон. Считал, что только опыт приводит к научному познанию природы. Опыт формирует само рассуждение и направление познания. Опыт объективен. Главный путь познания индуктивный. В ходе научного познания человек сталкивается с препятствиями РОДА, РЫНКА, ПЕЩЕРЫ, ТЕАТРА. Существуют три вида философов: паук, муравей и пчела. Главной задачей философии Нового времени была попытка реализовать идею автономной философии, построить цельное мировоззрение на разумных и опытных основаниях, выявленных исследованиями познавательной способности человека.
Просвещение - общественно-политическое движение З. Европы XVII-XVIII вв, которое хотело исправить недостатки общественного устройства. Все мыслители пытались улучшить жизнь общества. В это время происходит популяризация научных знаний и распространение вольнолюбивых идей. И наиболее развито оно было во Франции. Общее у всех просветителей: ненависть к католич. церкви. и ненависть к абсолютизму. Было 2 волны просвещения.
Достижения:
Немецкая классическая философия – самостоятельный этап развития философии. Характеристика: техника философствования – работа с понятием. То есть теоретическое раскрытие сущности универсальных проблем бытия с их последующим приведением в систему. Основная проблематика связана с исследованием законов мышления, выявление границ человеческого познания, взаимодействий разума с действительностью и роль разума в структура бытия. Основоположник И.Кант. Гениальность И. Канта как мыслителя, философа проявлялась практически во всём. Именно он первым сформулировал постулат о том, что человечество существует, не приспосабливаясь к среде, а совершенствуя её с помощью разума. Он представил собственную космогоническую теорию происхождения Солнечной системы из первоначальной туманности. Своими естественнонаучными работами И. Кант пробил первую брешь в метафизическом объяснении природы: он сделал попытку приложить принципы современного ему естествознания не только к строению Вселенной, но и к истории её возникновения и развития. Одной из идей философии Канта можно считать его стремление к примирению материализма и идеализма, веры и науки. В целом кантовская философская система объединяет теорию познания, этику и эстетику и представлена в ряде его трудов, главными из которых являются так называемые «три критики»: «Критика чистого разума», в которой раскрывается теория познания, как инструмент философского постижения мира; «Критика практического разума», в которой представлено этическое учение, как практическая философия; «Критика способности суждения», посвящённая эстетическим вопросам. Центральный вопрос теории познания у Канта — о возможности познания, о границах априорных (до опытных) суждений — всеобщих и необходимых. Кант признавал объективное существование вещей, независимое от сознания, и воздействие внешних вещей на органы чувств человека: ощущения реальны в виде явлений, образов, то есть феноменов. Это — «вещи-для-нас». В этих рассуждениях Кант — материалист. Но между идеальным образом вещи и самой вещью нет соответствия в содержании. Вещь сама по себе, без познающего её субъекта есть «вещь-в-себе» — ноумен. Она непознаваема. «Вещь-для-нас» есть явление — феномен. В этих суждениях виден явный разрыв между мышлением о вещи и самой вещью. Теории познания И. Канта присущи антиномии и категории. Антиномии — это суждения, которые взаимоисключают друг друга. Заложив основы философских взглядов немецких мыслителей XVIII в., Иммануил Кант открыл широкое поле познавательной деятельности целой плеяде других выдающихся философов, в частности, И. Фихте и Ф. Шеллингу. Оба философа — И. Фихте и Ф. Шеллинг — стремились преодолеть кантовское противопоставление феномена и ноумена, обосновав познавательную активность в некотором едином принципе — в абсолютном «Я» (Фихте) и в абсолютном тождестве бытия и мышления (Шеллинг). Последний представил философский анализ ряда категорий диалектики, которые послужили предпосылкой гегелевской объективно-идеалистической диалектики. В частности, свободы и несвободы, необходимости и тождества, единого и многого. Венцом немецкой классической философии является Г. Гегель, осуществивший систематизацию диалектических воззрений на основе объективного идеализма. Диалектика Гегеля объективно-идеалистическая. В основе мира у него лежит «мировой разум», «мировой дух». Они являются его объективной первоосновой. Стоя на этих позициях, Гегель развил учение о законах и категориях диалектики, впервые систематизировал основные принципы диалектической логики: движение, развитие, борьбу противоположностей, подверг критике метафизический метод мышления. Философские взгляды Гегеля проникнуты идеей развития. Он считал, что невозможно понять явление, не уяснив всего пути, который оно совершило в своём развитии, что развитие происходит не по замкнутому кругу, а поступательно от низших форм к высшим формам. В основе диалектического процесса у Гегеля лежат противоречия, как единства взаимоисключающих и одновременно взаимопредполагающих противоположностей (полярных понятий). Главное противоречие у Гегеля в методе. Метод, им разработанный, направлен на бесконечность познания. Но поскольку объективной основой его является «абсолютный дух», а целью — самопознание «абсолютного духа», постольку само познание также объективно ограничено. В то же время заслуга Г. Гегеля уникальна. Она заключена в его диалектичном, хотя и объективно-идеалистическом миропонимании. На основе этого подхода он систематизировал философскую картину мира и представил её в своей ДИАЛЕКТИКЕ. Знаковым направлением в развитии немецкой философии явилось учение Л. Фейербаха. Материализм Л. Фейербаха. Он основан на критике объективного идеализма Г. Гегеля с одновременной недооценкой его диалектики. Фейербах, отстаивая материалистический взгляд на природу, оставался метафизиком, а характерной чертой его материалистических взглядов выступал антропологизм, заключавшийся в понимании человека как высшего продукта природы. К заслугам Л. Фейербаха относится то, что он: с материалистических позиций обосновал природную сущность человека, до него сводимую к божественному промыслу; обосновал схожесть и предметное различие идеализма и религии, показав, что отрыв мышления от бытия и есть разговор о самостоятельности сущностей; увидел корни религии в психике человека, в его сознании, в чувствах, прежде всего, в чувстве любви. Любовь для него — путь к познанию другого человека. Любовь к Богу есть отчуждённая любовь, как бы ложная форма подлинной любви, то есть настоящей любви к людям. Духовная, нравственная, внутренняя связь рождает новую мораль — альтруизм, которая должна стать на место иллюзорной связи с Богом.
Основоположниками философии марксизма являются немецкие мыслители XIX в. — Карл Маркс и Фридрих Энгельс. В основу философских взглядов Маркс и Энгельс положили диалектику, как науку и метод, сквозь призму которой они представляли картину мира и место в нём человека. Теоретическими источниками философии марксизма являлись: классическая немецкая философия; английская политическая экономия; французский утопический социализм. Маркс и Энгельс – последователи Гегеля. Диалектический материализм стал результатом переработки особенностей диалектического метода Гегеля и метафизического видения мира Фейербаха посредством целостного и всестороннего осмысления Марксом и Энгельсом социальной и природной реальности. К. Маркс существенно расширил трудовую теорию стоимости (А. Смита и Д. Рикардо), теорию распределения, теорию воспроизводства общественного капитала, предметно раскрыл сущность заработной платы, прибыли, процента и ренты и многое другое. Значение философии марксизма: - она сформировалась на основе диалектического осмысления предшествующей философской мысли; - она была свободна от крайностей натурфилософии и антропософии, диалектично включала в себя учение об универсуме и человеке; - она высоко оценивала роль индивида, личности, субъекта в истории общества, рассматривала развитие человека как самоцель исторического процесса; - она преодолела метафизические формы материализма и идеализма и попытки их эклектического соединения, сформировав концепцию ценности как материального, так и духовного; - она продолжила развитие диалектики на материалистической основе, критически представив варианты метафизического метода — догматизм, релятивизм, эклектику; - она преодолела ограниченность агностицизма, развив диалектическое учение о единстве знания и незнания, истинного и ложного, абсолютного и относительного, достоверного и вероятностного, познанного и непознанного; - в ней были представлены онтологический, гносеологический, методологический, аксиологический, антропологический, социальный и праксиологический аспекты. В дальнейшем марксизм своё развитие получил в трудах Ленина.
В периодизацию истории возникновения и развития философии Руси целесообразно включить такие этапы: - IX–XIII вв. — предыстория философской мысли (митрополита Илариона, давшего философско-историческое и этико-гносеологическое толкование русской жизни конца X в. — начала XI в., поставившего вопрос о месте русского народа в мировой истории, об историческом значении принятия им христианства; Владимир Мономах, Владимир II – образ благочестия; Климент Смолятич); - XIV–XVII вв. — становление теоретико-аналитического мышления, возникновение понятийной структуры; - XVIII в. — постепенное обособление философии от религии и становление её как самостоятельной, универсальной системы научной мысли; - XIX–XX вв. — фундаментальная разработка проблем методологии наук и их классификация, универсализация метафизики и диалектики; - XXI в. — философские проблемы истории и современности.
Философская мысль России формировалась постепенно, впитывая в себя мифологическую, религиозную, художественную и народную мудрость веков. Она отличалась самобытностью и не копировала западные образцы. В России не было создано единой системы философского миропонимания, её не увлекли метафизические построения с их логическими построениями, тем не менее, она оставила достойный след в истории философии. В традициях советского взгляда на общественно-политический процесс прошлых веков западники и славянофилы представлялись как полярно противоположные идейные течения в России. Однако, в действительности они представляли собой единый феномен в истории политической культуры Отечества. Славянофилы(Л. Хомяков, К. Аксаков, Ю. Самарин) ратовали за самобытный путь развития России, без оглядки на Запад, который заражен индивидуализмом, рационализмом, раздвоенностью. Они идеализировали допетровскую Русь, критиковали Петра Первого за политику европеизации России. Принципом общественного развития они считали православие, народность, самодержавие. Во второй половине XIX в. славянофилы превратились в националистов самого крайнего толка (Н. Данилевский и др.). Западники(П. Чаадаев, Т. Грановский, К. Кавелин) связывали развитие России с усвоением исторических достижений Западной Европы. Западный путь развития – это путь общечеловеческой цивилизации. Духовный идеал – католическая вера, способная оживить православие и русскую историю (Чаадаев). Все западники недооценивали историческое и национальное своеобразие России, а многие затем пересмотрели свои взгляды и отказались от них (Чаадаев, Герцен). Марксизм (Г. В. Плеханов, В. И. Ленин). Российский марксизм представляет собой многоплановое явление, вобравшее и отразившее всю сложность процесса развития России на рубеже двух веков. Одной из особенностей марксизма в России была его практическая направленность, связанная с задачей изменения общественно-политического строя. Первым российским марксистом, который взялся за теоретическое обоснование этой задачи, был Г. В. Плеханов. Г. Плеханов становится первым пропагандистом и теоретиком марксизма в России. В своих работах он много внимания уделяет вопросам материалистического понимания истории, проблемам исторической необходимости, свободы, диалектике взаимоотношений общественного бытия и общественного сознания, теории классовой борьбы и др. В понимании истории Плеханов разделяет взгляды К. Маркса, считая всеобщей причиной общественного движения, развитие производительных сил, изменение которых обусловливает изменения в общественных отношениях людей. Творец истории для Плеханова – народные массы. Дальнейшее развитие марксизм в России получает в трудах основателя политического течения, названного большевизмом. Теоретическая разработка В. Лениным проблем социального развития была неразрывно связана с практикой революционной деятельности. В его работах по социальным проблемам анализируются вопросы, связанные с пониманием роли народных масс и личности в истории, классов и классовой борьбы, сущности и роли государства. Он занимается разработкой теории государства, исследует сущность революции, демократии и диктатуры пролетариата. В переводе с греческого языка термин «anarсhia» означает «безвластие». Анархизм — общественно-политическое течение, провозглашающее своей целью освобождение человека от любых видов власти. Народничество представляло идеологию и движение в среде радикально настроенной интеллигенции в России в 1861–1895 гг. Выражая интересы крестьян, выступало как против крепостничества, так и зарождающегося капиталистического способа производства и, соответственно, пути развития страны, отстаивало идею свержения самодержавия путём крестьянской революции. С начала 1860-х гг. обозначается два направления этого движения — революционное и либеральное. Родоначальниками народничества признанно считаются — А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, идеологами — М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачёв. Русские космисты (уже начало 20 в.) Фёдоров, Циолковский и др. занимались изучением влияния нашего мира, человека на вселенную, космос и влияние космоса на наш мир. Было проведено много исследований, разработана теория полёта в космос и многое другое, что сделало огромный прорыв в науке. Русская религиозная философия занималась нравственным совершенствованием человека. – последние два стоит разобрать подробнее.
Бытие– одна из основных категорий философии. Проблема бытия возникла, когда философия попыталась ответить на вопросы, что такое мир и что такое человек. Многие сложнейшие философские вопросы так или иначе приводят к проблеме существования. Что существует? Почему люди так часто пересматривают свое мнение относительно того, что именно действительно существует? Лишь на первый взгляд вопрос о существовании кажется чрезвычайно простым: существует, мол, все то, что я вижу и слышу. Увы, философия не сводится к очевидностям, более того, она постоянно лишает их ореола самодостаточности. Солнце кажется нам по своим размерам небольшим, а оно огромное. Из физики известно, что на Солнце происходят ядерные реакции, но знаем мы об этом в первую очередь благодаря не глазам, а теориям. Итак, о существующем человек способен судить лишь благодаря своим познаниям, которые выступают как те или иные теории, способы интерпретации, более или менее удачные. Таким образом, всякая теория выступает как учение о бытии, онтология (греч.ontos– сущее + logos– учение); любая онтология есть теория. Отсюда следует весьма значимый вывод: что именно существует и каким образом, выясняется на основе теорий. Впервые проблема бытия была затронута древнегреческим философом Парменидом. Для Парменида бытие – это не какая-то отдельная вещь, а сама возможность существования вещей. Бытие, по Пармениду, не возникает и не уничтожается, оно всегда является неизменным. Изменения бытия – это лишь кажущиеся изменения. Противоположных взглядов на бытие придерживался Гераклит. Он утверждал, что бытие, действительно, вечно, но оно находится в постоянном движении и изменении. Бытие одних вещей появляется в результате ухода других вещей в небытие. Платон противопоставлял два вида бытия – неизменные идеи и постоянно меняющуюся материю. Его ученик Аристотель называл четыре источника бытия любой вещи: форму, материю, цель и творца. В Средние века учение Аристотеля было переосмыслено в духе христианства. В XIX в. К. Маркс и Ф. Энгельс ввели понятие «общественное бытие», т. е. бытие человека среди людей, основанное на множестве общественных отношений, возникающих в процессе производства материальных и духовных благ, общения. С тех пор выделяются три основных рода бытия: бытие неорганической природы, бытие живой природы и общественное бытие. Причем согласно материализму бытие живой природы предшествует общественному бытию, а бытие неживой природы – обоим другим родам бытия. В человеке проявляется диалектическое единство всех трех родов бытия. 16. Материя как философская категория Современное понятие материи – философская категория для обозначения объективной реальности, которое дана человеку в её ощущениях, кот. копируются, фотографируются, отображаются нашими ощущениями, существуя независимо от них. Оно дает ответить на основной вопрос философии: Что первично и познаваем ли мир? Материя воспринимается как вечная, несотворимая и неуничтожимая, находится в постоянном движении и развитии. Считается, что материи в чистом виде не существует, она существует только в виде конкретных систем и объектов. Материя обладает формальной структурой. Элементы: 1.структурные уровни- типы мат. систем. 2. Сво-ва мат. образований. 3. Формы движения. 4 законы существования, кот. подчинены мат. системы. Типы мат.систем и их стадии, которые имеют своеобразие (то есть подчинены законам)
Всё в универсуме пребывает в развитии. Предметы, системы движутся по отношению к руг другу либо вместе с Землей. Стабильность существования объекта – результат движения и взаимодействия составляющих его элементов. Движение – взаимодействие материи во времени и пространстве. Движение как любое изменение. Движение – саморазвитие – причина движения лежит в специфике материи. Существуют разные представления о движении. С т.з. метафизики движение – абсолютная противоположность покоя. Движение понимается как пространств. перемещение предметов – исключительно механическое. Движение как результат внешнего воздействия. Но применяема более диалектико-матер-ая позиция, поскольку выделяет не один, а целых 5 форм движения:
В диалектико-мат. понимании есть 2 источника движения: внешний и внутренний, обусловленный спецификой и сущностью материи. Отмечается противоречивость движения: 1. Движение одновременно выступает как относительное и абсолютное. Относительность в том, что может осуществляться относительно других объектов, абсолютность в том, движение универсально, не сотворимо, не уничтожимо. Согласно тому, что нет абсолютного покоя – покой сво-во материи. 2.Единство устойчивости и изменчивости движения. Движение – противоположность покоя, но в то же время устойчивость обозначает элемент стабильности. Относит. покой – нет радикальных изменений, в этом и весь баланс. Разные формы движения, их специфика обуславливаются разными типами материальных систем.
Поскольку движение и развитие являются противоречивыми процессами, имеющими множество разных моделей, включающих в себя моменты устойчивости и изменчивости, прерывности и непрерывности, причинности и случайности – то возникает проблема возможности описания данной противоречивости. Это означает, что требуется выработка определенной обобщающей метаконцепции, способной объяснить все возможные модели и аспекты движения и развития бытия в целом. Исторически сложились две основные метаконцепции в понимании движения и развития – метафизика и диалектика. |