Литвак. Михаил Ефимович Литвак Принцип сперматозоида
Скачать 2.32 Mb.
|
239 ожиданиями будущего. А главная причина надежды и страха – наше неумение приспосабливаться к настоящему и привычка засылать наши мысли далеко вперед. Нас мучает и будущее, и прошедшее. И никто не бывает несчастен от нынешних причин Невооруженным глазом здесь видны идеи гештальттерапии и принцип жить здесь и теперь. И еще Кто заботится о будущем, тот потеряет настоящее, чем мог бы наслаждаться Есть ли что более жалкое и более глупое, чем бояться заранее Что за безумие – предвосхищать собственное несчастье Кто страдает раньше, чем нужно, – страдает больше, чем нужно Сенека призывал заниматься философией, своим духовным хребтом. Если ты занимаешься философией – это хорошо, потому что только в ней – здоровье, без нее больна душа, и тело, сколько бы в нем ни было сил, здорово также, как у безумных и одержимых выделено мною – МЛ Так прежде всего заботься о том, настоящем здоровье. Упражняться только для того, чтобы руки стали сильнее, плечи – шире, бока – крепче, – это занятие глупое и недостойное образованного человека. Сколько бы тебе ни удалось накопить жиру и нарастить мышц, все равно тыне сравнишься ни весом, ни телом с откормленным быком. К тому же груз плоти, вырастая, угнетает духи лишает его подвижности. Не изучая мудрости, нельзя жить не только счастливо, но даже и сносно, ибо счастливой жизнь делает совершенная мудрость, а сносной – ее начатки Философия выковывает и закаляет душу, подчиняет жизнь порядку, управляет поступками, указывает, что сделать и отчего воздержаться, сидит у руля и направляет среди пучин путь гонимых волнами. Без нее нет бесстрашия и уверенности. Если есть в философии что-то хорошее, так это то, что она не смотрит в родословную. Благородство духа доступно всем. Для этого мы достаточно родовиты… Менять надо не тело, а душу Пусть бы ты уехал за широкие моря – за тобою везде, куда бы ты ни приехал, последуют твои пороки. Тоже самое ответил на чей-то вопрос Сократ Странно ли, что тебе нет никакой пользы от странствий, если повсюду ты таскаешь самого себя. Сколько ни разъезжай, все пропадет впустую. От себя не убежишь Надо сбросить с души ее груза до того тебе ни одно место не понравится Сенека утверждает, что надо жить в соответствии с законами природы Если ты в жизни сообразуешься с природой, то никогда не будешь беден, а если с людским мнением, то никогда не будешь богат. Природа желает малого, людское мнение бесконечно многого. Излишества лишь научат тебя желать еще большего. Естественные желания имеют предел, порожденные ложным мнением – не знают на чем остановиться, ибо все ложное не имеет границ. Как перекликается это положение с мнением К. Хорни о том, что у невротика формируется идеальное Я, долженствования и требования которого не знают границ И еще Неужели природа, дав нам такое небольшое тело, наделила нас ненасытной утробой так, что мы побеждаем алчностью самых огромных и прожорливых зверей Ничуть нет Природа довольствуется малым Много ли воздается природе Нам дорого обходится не наш голода наше тщеславие. Тех кто подчиняется желудку, мы должны причислить не к людям, а к животным, а некоторых даже не к животным, но к мертвецам. Жив тот, кто многим приносит пользу, жив тот, кто сам себе полезен Для одного моего пациента эти слова послужили началом инсайта. Вот его письменный отчет. Когда я услышал эти слова Сенеки, то вдруг понял, что даже когда ем в одиночестве, как бы хочу доказать другим, что я не хуже их. Я перестал гоняться за деликатесами, меньше ходить на вечеринки, больше заниматься собой, совершенствоваться в своей специальности. Расходы наеду заметно уменьшились, я даже похудел, на что уже перестал надеяться. Квалификация моя росла, другим я стал приносить больше пользы, да и доходы возросли. А вот отрывок, в котором предвосхищены идеи сценарного анализа Э. Берна. И теперь ты желаешь того же, что желала тебе кормилица или дядька, или мать Да, мольбы близких для нас – все равно, что мольбы врагов ведьмы выросли среди родительских проклятий. Пусть боги услышат и нашу бескорыстную просьбу за себя Сенека призывает заниматься собой. Есть благо ив нем же источники залог блаженной жизни полагаться на себя. Если я хочу позабавиться чьей-нибудь глупостью, Михаил Ефимович Литвак: Принцип сперматозоида 240 то искать мне далеко не надоя смеюсь над собой. Наша беда не приходит извне она в нас, в самой нашей утробе. И закоренелые пороки для меня небезнадежны. Нет ничего, над чем не взяла бы верх упорная работа. Сенека вместе с другими философами древности полагал, что самое важное достижение – это стать самому себе другом. Эти идеи прослеживаются у Фромма в его работе Человек для себя Знать свой изъян – первый шаг к здоровью – цитирует Эпикура Сенека и добавляет Сперва следует изобличить себя, потом исправиться Поэтому сколько можешь, сам выводи себя на чистую воду, ищи против себя улик. Сначала выступи обвинителем, потом – судьей и только под конец – ходатаем Сравни это высказывание с положением К. Хорни, которая считала одной из основных задач психотерапевта – познакомить пациента со странным незнакомцем – самим собой. И ведь основной задачей всех психоаналитических методов лечения является разрушение психологических защити уничтожение болезненных комплексов, которые эти защиты прикрывают. Особенно Сенека призывает развивать разум, ибо нет мирного покоя, кроме того, что даруется нам разумом Радость удел лишь одних мудрецов ведь она есть некоторая приподнятость души, верящей в собственные и подлинные блага Для глупости нигде нет покоя сверху и снизу ее подстерегает страх, все, что справа и слева, повергает ее в трепет, опасности гонятся за ней и мчатся ей навстречу все ей ужасно, она ник чему неготова и пугается даже подмоги. А мудрец защищен от набега вниманием пусть нападают на него хоть бедность, хоть горе, хоть бесславье, хоть боль – он не отступит, но смело пойдет им навстречу, пройдет сквозь их строй Глупость держит нас так упорно, во-первых, потому, что мы даем отпор ей робко и не пробираемся изо всех сил к здоровью во-вторых, мы мало верим найденному мудрыми мужами. Никто из нас не погрузился в глубину. А больше всего нам мешает то, что мы слишком скоро начинаем нравиться самим себе. Стоит нам найти таких, кто назовет нас людьми добра, разумными и праведными, – и мы соглашаемся сними. Нам мало умеренных похвал мы принимаем все как должное, что приписывает нам бесстьщная лесть Я научу тебя, как узнать, что ты еще не стал мудрым. Мудрец полон радости, весели непоколебимо безмятежен он живет наравне с богами. Если тыне бываешь печален, если никакая надежда не будоражит твою душу ожиданием будущего, если днем и ночью состояние твоего духа, бодрого и довольного собою, одинаково и неизменно, значит, ты достиг высшего блага, доступного человеку. Но если ты отовсюду пытаешься получить всяческие удовольствия, то знай, что тебе также далеко до мудрости, как до радости. Ты мечтаешь достичь их, но заблуждаешься, надеясь прийти к ним через богатство, через почести, словом, ища радости среди сплошных тревог. Радость – цель для всех, но где отыскать великую и непреходящую радость, люди не знают. Один ищет ее в пирушках, другой – в честолюбии, третий – в любовницах, тот в свободных науках и словесности, ничего не исцеляющей. Всех их разочаровывают обманчивые и недолгие услады. Так пойми же, что дается мудростью неизменная радость. Значит, есть ради чего стремиться к мудрости, ведь мудрец без радости не бывает. Любители роскоши каждую ночь – как будто она последняя – проводят в мнимых радостях. А та радость, что дается богами соперникам богов (мудрецам, не иссякает. Она бы иссякла, будь она заемной, ноне будучи чужим подарком, она неподвластна и чужому произволу. Что не дано фортуной, то ей не отнять Вот еще некоторые мысли, созвучные идеям экзистенциального анализа и логотерапии, помогающие при лечении депрессивного невроза, возникшего после потери близких людей. Пусть при утрате друга глаза не будут сухими и не струят потоков можно прослезиться – плакать нельзя Мы ищем в слезах доказательства нашей тоски и не подчиняемся скорби, а выставляем ее напоказ. Никто не печалится сам для себя Ив скорби есть доля тщеславия Так что же, – спросишь ты, – неужели я забуду друга – Недолгую память обещаешь ты ему, если она минет вместе со скорбью Скоро любой повод разгладит морщины у тебя на лбу и вызовет смех. Едва ты перестанешь следить за собой, как Михаил Ефимович Литвак: Принцип сперматозоида 241 личина скорби спадет ты сам сторожишь свое горе, но оно ускользает из-под стражи и иссякает тем раньше, чем оно было острее. Постарайся, чтобы намять об утраченных нам была отрадна <…> Для меня думать об умерших друзьях отрадно и сладко. Когда я был сними, я знал, что я их утрачу, когда я их утратил, я знаю, что они были со мной. Так будем наслаждаться обществом друзей – ведь неизвестно, долго ли оно нам будет доступно Горше всех рыдает тот, кто не любит их друзей, пока не утратит Они потому и скорбят так безудержно, что боятся, как бы кто не усомнился в их любви, и ищут поздних доказательств своих чувств Удивительно тонкое наблюдение. Но Сенека ошибается, считая, что мы плачем для других. Скорбь об усопшем искренняя на уровне сознания, но часто на самом деле смерть близкого человека – просто удобный для неосознаваемых механизмов психологической защиты повод избавиться от эмоционального напряжения и одновременно оставаться пассивным. Клинический пример. Молодая женщина в течение нескольких лет ежедневно ходила на могилу мужа и горько рыдала. С мужем она прожила всего 10 дней. Выглядело это, конечно, очень красиво. Но анализ показал, что в дни замужества у нее возникло выраженное отвращение к интимным отношениям. Слезы и скорбь избавляли ее от необходимости устраивать личную жизнь, ибо неудачный опыт пугал ее. Но вернемся к Сенеке. Если у насесть еще друзья, то плохо мы к ним относимся и не ценим их, коль они не могут утешить нас, заменив одного погребенного если же он был единственным нашим другом, тоне фортуна перед нами виновата, а мысами она у нас отняла одного, а другого мы не добыли. И потом, кто не мог любить больше, чем одного, тот и одного не слишком любил. Ты схоронил того, кого любил, ищи кого полюбить Лучше добыть нового друга, чем плакать Если скорби не прекратит разум, то ей положит конец время однако для разумного человека утомление скорбью – позорнейшее лекарство от скорби. Так что уж лучше сам оставь скорбь раньше, чем она тебя оставит, и поскорей перестань делать то, чего не сможешь делать долго. <…> Ничто не становится ненавистно так быстро, как горе недавнее находит утешителя застарелое вызывает насмешку. И не зря ведь оно или притворно, или глупо Что может случиться всякий день, может случиться и сегодня. Так будем же помнить о том, что скоро отправимся туда, куда отправились оплакиваемые нами. И, может быть, те, кого мы мним исчезнувшими, просто ушли вперед <…> Теряем мы не друзей, не детей, а их тела. Мудрого не удручает утрата детей или друзей он стем же спокойствием переносит их смерть, с каким ждет своей, и как своей смерти он не боится, таки о смерти близких не горюет ибо жизнь, если нет мужества умереть, – это рабство. Ты боишься умереть А разве сейчас живешь Жизнь – как пьеса неважно, длинна она или коротка, а то, хорошо ли она сыграна Прекрасные отрывки, актуальные для нашего времени и не нуждающиеся в комментариях Но Сенека подчеркивает, что и мудрец подвержен волнениям, он реагирует на события жизни, но остается при своем убеждении, что все это – еще не зло, и здоровому духу ради этого поникать не пристало. Все, что нужно, он сделает смело и быстро. Свойство глупцов – делать всякое дело вяло и неохотно, посылать тело в один конец, душу – в другой и рваться вовсе стороны сразу. Глупость кичится тем, за что ее презирают и даже то, чем она хвалится, делает неохотно. А если она боится какого-нибудь несчастья, тов ожидании его страдает так, словно оно уже пришло, а болезнь приносит ей все муки, которых она страшится. Слабый дух содрогается до того, как обрушатся несчастья он предвосхищает их и надает раньше времени Сенеку занимали проблемы здоровья. Все его идеи проникнуты жизнелюбием, оптимизмом и призывом к действию. Водном мы не вправе жаловаться на жизнь она никого не держит. Не так плохо обстоят дела человеческие, если всякий несчастный несчастен через свой порок Тебе нравится жизнь Живи Не нравится – можешь вернуться откуда пришел Как Михаил Ефимович Литвак: Принцип сперматозоида 242 распрямляется сжатое силой, так возвращается к началу то, что не движется вперед Больному так не скажешь, могут быть неприятности, но привести эту цитату Сенеки можно. Сенека беспокоится прежде всего о здоровье духа. Я скажу тебе, как распознать здорового он доволен собой, доверяет себе, знает, что для блаженной жизни ничего не дают ни все молитвы смертных, ните благодеяния, которые оказывают и которые забываются. Ведь все, к чему можно прибавить, несовершенно, отчего можно отнять, невечно; кому нужна вечная радость, пусть радуется только своему Очень интересная мысль. К. Хорни также указывает, что человек может болеть неврозом, даже если у него нет симптомов. Сенека дает и критерии выздоровления. Между достигшим мудрости и идущим к ней разница та же, что между здоровыми оправляющимся от долгой и тяжелой болезни, у которого еще нет здоровья, а есть облегчение от недуга. Не будет внимателен, наступит ухудшение, и все начнется сначала. Телу дается здоровье на время, а душа излечивается навсегда Мысль, которая прослеживается во всех психоаналитических концепциях неврозов только коррекция личности может служить критерием выздоровления. Следующий отрывок может служить образцом рациональной психотерапии. Благое утешение становится целительным снадобьем что поднимает дух, то помогает и телу. Ничто не укрепляет больного и не помогает ему так, как любовь друзей, ничто так не прогоняет страхи ожидание смерти. Презирай смерть Кто ушел от страха смерти, тому ничто не печалит душу Во всякой болезни тяжелы три вещи страх смерти, боль в теле и отказ от наслаждений. Страх смерти не перед болезнью, а перед природой. Многим болезнь отсрочила смерть, а то, что они оказались умирающими, служило их спасению. Умрешь тыне потому, что хвораешь, а потому, что живешь. Та же участь ждет и выздоровевшего исцелившись, ты ушел не от смерти, а от нездоровья. Боли тоже терпимы, потому что перемежаются. Никто не может страдать сильно и долго любящая природа устроила все так, что сделала боль либо переносимой, либо краткой. Боль став слишком резкой переходит в умопомрачение и беспамятство. Теми можно утешаться при нестерпимой боли, что ты непременно перестанешь ее чувствовать, если сначала почувствуешь слишком сильно. А невеждам телесная мука так тягостна, потому что они не привыкли довольствоваться своей душой и чересчур были заняты телом. Поэтому разумный человек отделяет душу от тела и обращает помыслы к лучшей, божественной, части своего существа, а другой, плаксивой и хилой, занимается только в меру необходимости. Но ведь тяжело лишиться привычных наслаждений, отказываться от пищи, терпеть голод и жажду. – Воздержанность тяжела на первых порах. Потом желания гаснут, по мере того как устает и слабеет то, посредством чего мы желаем. Со временем мы смотреть не можем на то, до чего прежде были жадны, и сама потребность умирает. А обходиться без того, чего не хочется, ничуть не горько Болезнь не так трудно терпеть, коль скоро ты презрел самую страшную ее угрозу. Так не утяжеляй свои несчастья и не отягощай себя жалобами. Боль легка, если к ней ничего не прибавит мнение. Все зависит от мнения на него оглядываются не только честолюбие, но и жажда роскоши, и скупость наша боль сообразуется с мнением. Каждый несчастен настолько, насколько полагает себя несчастным. По-моему, надобно отбросить все жалобы на миновавшую боль Пусть это правда, но ведь все прошло Какая радость опять переживать прошлую муку и быть несчастным от прежних переживаний Интересный вопрос ставит Сенека. Современная психотерапия на него отвечает Человек болеет потому, что не имеет смысла жизни. Сама болезнь нередко становится единственным его творческим актом. Как же можно от нее отказаться Сенека тонко подмечает О том, что было горько, рассказывать сладко Никому не было хуже Какие муки и страданья я перенес Никто ужине думал, что я встану. Сколько раз домашние оплакивали меня, сколько раз врачи от меня отступались Сколько больных живут своей болезнью, и каким от нее отказаться, когда они сразу становятся никем Нужно поубавить и страх перед будущими память о прошлых невзгодах ведь прошлые уже кончились, а будущие еще не имеют ко мне касательства Михаил Ефимович Литвак: Принцип сперматозоида 243 А вот еще одно указание, как следует вести себя вовремя болезни. Как мне больно – А разве оттого, что ты ведешь себя как баба, тебе не больно – Но ведь тяжело – Так разве мы только на то и храбры, чтобы сносить легкое Какую болезнь ты предпочел бы – долгую или короткую, но более тяжелую Если она долгая, в ней бывают промежутки, она дает срок оправиться и дарит много времени, потому что непременно должна развиться, а потом пройти. Короткая и стремительная болезнь сделает одно из двух либо сама кончится, либо тебя прикончит. Но какая разница, ее лине будет или тебя В обоих случаях боль прекратится Сенека дает совет, как вести себя вовремя болезни. Мы эти советы используем как памятки для больного. Полезно также направить мысли к другим предметам, отвлечь их от боли. Думай о том, как поступил ты честно и храбро, повторяй про себя, что во всем есть хорошая сторона. Тогда придет тебе на помощь любой храбрец, победивший боль и тот, кто продолжал читать, когда ему вырезали вздутые жилы, и тот, кто не переставал смеяться, когда палачи, разозленные этим смехом, пробовали на нем одно за другим орудия жестокости. Неужели разуму не победить боли, если ее победил смех Конечно, и смех, и разум побеждают боль. Не знал тогда Сенека, что когда человек размышляет, в кровь выбрасываются морфиноподобные вещества, а когда смеется – алкоголь. Они и побеждают боль. О том же пишет и Ф. Ницше, который одной из причин своей мудрости считал головную боль. Он творил, делал свое дело, ас головной болью обращался как с лающей собакой, те. не обращал на нее внимания. Иона, как собака, постепенно затихала. И Ницше не знал, что вовремя размышлений в кровь выбрасывались морфиноподобные вещества, но как мудрый человек догадался, что боль проходила от разума. Так не хочешь литы после этого посмеяться над болью – спрашивает Сенека. Но болезнь не дает ничего делать и уводит от всех обязанностей. – Нездоровье сковывает тело, ноне душу. Пусть оно опутает нога бегуну, окостенит руки портному или кузнецу. А ты, если привык к тому, что ум твой деятелен, будешь учить, убеждать, слушать, учиться, исследовать, вспоминать ты докажешь, что болезнь можно одолеть или хотя бы вынести. Ив постели больного, поверь мне, есть место для добродетели И под одеялом видно, что человек мужествен, У тебя есть дело – храбро бороться с болезнью, а если она тебя не покорила и ничего от тебя не добилась, ты подал славный пример. – Поистине есть чем прославиться, если все будут глядеть, как мы хвораем – Сам на себя гляди, сам себя хвали А это уже один к одному положение экзистенциального анализа о том, что жизнь ив страдании не лишена смысла. И еще специально для больных. Есть два рода наслаждений. Телесные наслаждения болезнь ограничивает, ноне отнимает и даже, если рассудить правильно, делает их острее. Приятнее пить, когда чувствуешь жажду, есть – когда голоден после поста все поглощается с жадностью, А в наслаждениях душевных, которые и больше, и вернее, ни один врач больному не откажет. Кто предан ими понимает в них толк, тот презирает всякое ублажение чувств. О несчастный больной – Почему – Да потому, что он, не охлаждает льдом свое питье не хлопочут вокруг, повара, подтаскивая блюда вместе с жаровнями. Вот до чего додумалась страсть к роскоши кухню волокут вместе с кушаньями. О несчастный больной Он ест, сколько может переварить не положат передним на стол кабана, чтобы полюбоваться им, а потом отослать обратно ведь это мясо слишком дешевое Не навалят для него на поднос птичьих грудок. |