Литвак. Михаил Ефимович Литвак Принцип сперматозоида
Скачать 2.32 Mb.
|
228 дал Бог потому что это его доля. И если какому человеку Бог дал богатство и имущество, и дал ему власть пользоваться от Них и брать свою долю и наслаждаться от трудов своих, то это – дар Божий (Еккл.5, 17–18). Фрейд много позднее напишет, что в этой жизни стоит делать две вещи любить и работать. Во дни благополучия пользуйся благом, а во дни несчастия размышляй (Еккл. 7, 14). И несчастье имеет смысл. И похвалил я веселие; потому что нет лучшего для человека под солнцем, как есть, пить и веселиться это сопровождает его в трудах во дни жизни его, которые дал ему Бог под солнцем (Еккл. 8,15). Кто находится между живыми, тому есть еще надежда, так как и псу живому лучше, нежели мертвому льву. Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния, потому что и память о них Предана забвению и любовь их и ненависть их и ревность их уже исчезли, и нет им более части вовеки нив чем, что делается под солнцем. Итак иди, ешь с веселием хлеб твой, и пей в радости сердце вино твое, когда Бог благоволит к делам твоим. Да будут во всякое время одежды твои светлы, и да не оскудевает елей на голове твоей. Наслаждайся жизнию с женою, которую любишь, вовсе дни суетной жизни твоей, и которую дал тебе Бог под солнцем на все суетные дни твои потому что это – доля твоя в жизни ив трудах твоих, какими ты трудишься под солнцем. Все, что может рука твоя делать, по силам делай потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости (Еккл. 9, 4–10). Здесь мы видим фактически полное изложение экзистенциального анализа, в соответствии с которым смысл жизни в труде, любви и страданиях. Этот отрывок широко используется в работе с покушающимися на самоубийство. Слова мудрых, высказанные спокойно, выслушиваются лучше, нежели крик властелина между глупыми. Мудрость лучше воинских орудий (Еккл. 9, 17–18). Впоследствии Фрейд отмечал, что голос интеллекта тих, но он не устает повторять – и слушатели находятся. Премудрость Соломона Начало ее премудрости есть искреннейшее желание учения, а забота обучении любовь, любовь же – хранение законов ее, а наблюдение законов – залог бессмертия Прем. 6, 17–18). Множество мудрых – спасение миру, и царь разумный – благосостояние народа Прем. 6, 26). Очень интересные положения. Прочитай их еще раз А вот как ценил премудрость Соломон Я молился, и дарован мне разум я взывали сошел на меня дух премудрости. Я предпочел ее скипетрами престолами богатство почитал за ничто в сравнении с нею драгоценного камня я не сравнил с нею, потому что переднею все золото – ничтожный песок, а серебро – грязь в сравнении с нею. Я полюбил ее более здоровья и красоты и избрал ее предпочтительно перед светом, ибо свет ее неугасим. А вместе с нею пришли ко мне все блага и несметное богатство через руки ее я радовался всему, потому что премудрость руководствовала ими (Прем. 7, 8–12). Познал я все, и сокровенное и явное, ибо научила меня премудрость, художница всего. Она есть дух разумный, святый, единородный, многочастный, тонкий, удобоподвижный, светлый, чистый, ясный, невредительный, влаголюбивый, скорый, неудержимый, благодетельный, человеколюбивый, твердый, непоколебимый, спокойный, беспечальный, всевидящий и проникающий все умные, чистые, тончайшие духи. Ибо премудрость подвижнее всякого движения, и по чистоте своей сквозь все проходит и проникает, <…> Она – одна, но может все, и, пребывая в самой себе, все обновляет, и, преходя из рода в род в святые души, Михаил Ефимович Литвак: Принцип сперматозоида 229 приготовляет друзей Божиих и пророков (Прем. 7, 21–27). Премудрость Иисуса, сына Сирахова Чрез меру трудного для тебя не ищи, и что свыше сил твоих, того не испытывай Сир. 3, 22). Очень полезный стих для невротиков, которые в силу гиперсоциальности взваливают на себя дела, которые невозможно выполнить в принципе, например, перевоспитать другого человека, сделать так, чтобы все были ими довольны, чтобы всякий разим сопутствовал успех. Кто любит опасность, тот впадет в нее (Сир. 3,25). Многие люди напоминают мне альпинистов. Просто так жить они не могут. Они сами себе создают опасности, а потом их преодолевают. Таким любителям опасностей помочь очень трудно. Не удерживай слова, когда оно может помочь ибо в слове познается мудрость, ив речи языка – знание (Сир, 4,27–28). Стих перекликается с другими изречениями из Библии, о которых я уже говорил. Не будь скор языком твоими ленив и нерадив в делах твоих. Не будь, как лев, в доме твоем и подозрителен к домочадцам твоим. Да не будет рука твоя распростертою к принятию и сжатой при отдания (Сир. 4,33–35). Не полагайся на имущества твои и не говори станет на жизнь мою (Сир. 5,1). Хороший совет для тех, кто живет по принципу Намой век хватит. Жалко, что эти люди Библию не читают и моих лекций не слушают. Будь скор к слушанию, и обдуманно давай ответ. Если имеешь знание, то отвечай ближнему, а если нетто рука твоя да будет на устах твоих. В речах – слава и бесчестие, и язык человека бывает падением ему (Сир. 5,13–15). Не возноси себя в помыслах души твоей, чтобы душа твоя не была растерзана, как вол листья твои ты истребишь и плоды твои погубишь, и останешься, как сухое дерево Сир. 6,2-3). Не ссорься с человеком сильным, чтобы когда-нибудь не впасть в его руки. Не заводи тяжбы с человеком богатым, чтобы он не имел перевеса над тобою ибо золото многих погубило, и склоняло сердца царей. Не спорь с человеком, дерзким на языки не подкладывай дров на огонь его. Не шути с невеждою, чтобы не подверглись бесчестию твои предки (Сир. 8, 1-5). Не радуйся смерти человека, хотя бы он был самый враждебный тебе помни, что все мы умрем (Сир. 8,8). Не разжигай углей грешника, чтобы не сгореть от пламени огня его, и не восставай против наглеца, чтобы он не засел засадою в устах твоих (Сир. 8,13–14). Не давай взаймы человеку, который сильнее тебя а если дашь, то считай себя потерявшим (Сир. 8,15). Не поручайся сверх силы твоей а если поручишься, заботься, как обязанный заплатить (Сир. 8, 16). Хорошие советы, ив комментариях не нуждаются. С отважным не пускайся в путь, чтобы он ее был тебе в тягость ибо он будет поступать по своему произволу, и ты можешь погибнуть от его безрассудства (Сир. 8,18). Вот рассказ одного моего пациента Когда я услышал этот стих в первый раз, он показался мне странными неверным. Но потом я проанализировал свою жизнь и понял, что причина моих неудач заключалась в том, что я всю жизнь мечтал пристроиться к сильной личности и с ее поддержкой решить свои проблемы. Сейчас я понял, что сильная личность имеет свои проблемы и будет использовать меня для их решения. А притязания сильной личности гораздо серьезнее моих. И если я не могу справиться со своими задачами, тотем более не смогу выполнить его. Теперь я стараюсь решать свои проблемы сам, прибегая к помощи профессионалов. Кстати, история фашизма, Михаил Ефимович Литвак: Принцип сперматозоида 230 завоевательных войн и революций показывает судьбу тех, кто пускается в путь с отважными. Каков правитель народа, таковы и служащие при нем и каков начальствующий над городом, таковы и все живущие в нем (Сир. 10, 2). Главный психолог в коллективе – руководитель. Он же и эмоциональный лидер. Замечено, что в коллективе всегда такое настроение, какое у первого лица. Гордость не сотворена для людей, ни ярость гнева – для рождающихся от жен Сир. 10, 21). Очень точное замечание. Гордость и гнев – признаки невротизма. Подробно об этом пишет Шопенгауэр… Не умничай много, чтобы делать дело твое, и не хвались вовремя нужды (Сир. 10, 29). Комментарии ненужны. Не хвали человека за красоту его, и не имей отвращения к человеку за наружность его (Сир. 11,2), Этой теме посвящена статья Психология красоты из книги Психологические этюды. Прежде, нежели исследуешь, не порицай узнай прежде, тогда и упрекай. Прежде, нежели выслушаешь, не отвечай, и среди речи не перебивай. Не спорь о деле, для тебя ненужном, и не сиди на суде грешников (Сир. 11, 7–9). Все один к одному. Советы весьма необходимые. К сожалению, ими не пользуются. Не берись за множество дел при множестве дел не останешься без вины. И если будешь гнаться за ними, не достигнешь, и, убегая, не уйдешь (Сир. 11,10). Специально для лиц с активной жизненной позицией, которые берутся за все. Во дни счастья бывает забвение о несчастье, и во дни несчастья не вспомнится о счастье (Сир. 11, 25). Верное наблюдение. Позже Данте писал Вдвойне несчастен тот, кто в дни печали про сладостные вспоминает времена. Я предлагаю пациентам разбавить несчастье какими-нибудь делами. Об этом я уже говорил. Минутное страдание производит забвение утехи при кончине человека открываются дела его. Прежде смерти на называй никого блаженным человек познается в детях своих (Сир. 11,27-28). Перекликается с речением Солона, одного из семи древнегреческих мудрецов Жизни конец наблюдай. Поселив доме твоем чужого, ион расстроит тебя смутами и сделает тебя чужим для твоих (Сир. 11,34). Не верь врагу твоему вовек, ибо, как ржавеет медь, таки злоба его (Сир. 12, 10). Устами своими враг усладит тебя, нов сердце своем замышляет ввергнуть тебя в яму глазами своими враг будет плакать, а когда найдет случай, не насытится кровью Сир. 12,15). Не поднимай тяжести свыше твоей силы, и не входи в общение с теми, кто сильнее и богаче тебя (Сир. 13,2). Далее описано все то, что сделает с тобой богатый и сильный, причем очень точно. Затем идет призыв общаться только с равным. А если хочешь общаться с более сильными, стань сам сильнее. Какой миру гиены с собакою И какой миру богатого с бедным Ловля у львов – дикие ослы в пустыне, так пастбища богатых – бедные. Отвратительно для гордого смирение так отвратителен для богатого бедный. Когда пошатнется богатый, он поддерживается друзьями а когда упадет бедный, то отталкивается и друзьями. Когда подвергнется несчастью богатый, у него много помощников сказал нелепость, и оправдали его. Подвергся несчастью бедняки еще бранят его сказал разумно, и его не слушают. Заговорил богатый, – и все замолчали и превознесли его речь до облаков заговорил бедный, и говорят это кто такой И если он споткнется, то совсем низвергнут его (Сир. 13, 22–29). Может быть, кому-то это не понравится, но это правда. Не жалуйся на бедность – стань богатым. Кстати, богатство определяется не счетом в банке, а состоянием души. Тот, кто живет Михаил Ефимович Литвак: Принцип сперматозоида 231 по закону любви – быть довольным тем, что имеешь, не мысля об ином – всегда богат. Не всякому слову верь. Иной погрешает словом, ноне от души и кто не погрешал языком своим Расспроси ближнего твоего прежде, нежели грозить ему (Сир. 19, 16–18). Хороший совет Во всякой мудрости – исполнение закона (Сир. 19,18). Верно и обратное если исполняешь Законы (я имею ввиду законы природы, всегда поступаешь мудро Гораздо лучше обличить, нежели сердиться тайно (Сир. 20,1). Это об обратной связи. Злой порок в человеке – ложь в устах невежд она – всегда (Сир. 20,24). Верное замечание. Невежда всегда лгун, хотя и не осознает этого. Понятно, что необходимо хорошее образование, если не хочешь оказаться лжецом. Или молчи. Угощения и подарки ослепляют глаза мудрых и, как бы узда в устах, отвращают обличения. Скрытая мудрость и утаенное сокровище – какая польза от обоих Лучше человек, скрывающий свою глупость, нежели человек, скрывающий свою мудрость Сир. 20,29–31). Строящий дом свой на чужие деньги – тоже, что собирающий камни для своей могилы (Сир. 21,9). Поучающий глупого – тоже, что склеивающий черепки, или пробуждающий спящего от глубокого сна (Сир. 22,7). Прежде пламени бывает в печи пари дым так прежде кровопролития – ссоры Сир. 22, 28). Можно перенести всякую рану, только не рану сердечную, и всякую злость, только не злость женскую (Сир. 25,15). Соглашусь лучше жить со львом и драконом, нежели жить со злою женою (Сир. 25, 18). Люби друга и будь верен ему а если откроешь тайны его, не гонись больше за ним ибо как человек убивает своего врага, такты убил дружбу ближнего и как ты выпустил бы из рук своих птицу, такты упустил друга и не поймаешь его не гонись за ним, ибо он далеко ушел и убежал, как серна из сети. Рану можно перевязать, и после ссоры возможно примирение но кто открыл тайны, тот потерял надежду на примирение (Сир. 27, 17-27). Удар бича делает рубцы, а удар языка сокрушит кости многие пали от острия меча, ноне столько, сколько павших от языка счастлив, кто укрылся от него, кто не испытал ярости его, кто не влачил ярма его и не связан был узами его ибо ярмо его – ярмо железное, и узы его – узы медные, смерть лютая – смерть его, и самый ад лучше его Сир. 28, 20–24). Какое серьезное предостережение При обучении психотерапевтов я всегда призываю очень осторожно пользоваться словами, ибо слова вызывают эмоции, эмоции – мысли, мысли – действия. Это снаружи. Внутри может произойти вегетативная буря. Пациентов я учу укрываться от злого языка. Лучше бедняк здоровый и крепкий силами, нежели богач с изможденным телом здоровье и благосостояние тела дороже всякого золота, и крепкое тело лучше несметного богатства нет богатства лучше телесного здоровья, и нет радости выше радости сердечной лучше смерть, нежели горестная жизнь или постоянно продолжающаяся болезнь (Сир. 30,14– 17). Много хороших советов. И Шопенгауэр говорил позднее почти теми же словами. На психотерапевтических сеансах следует обучить больных здоровому образу жизни. Не предавайся печали душею твоею и не мучь себя своею мнительностью веселье сердца – жизнь человека, и радость мужа – долгоденствие люби душу твою и утешай сердце твое и удаляй от себя печаль, ибо печаль многих убила, а пользы в ней нет (Сир. 30, 22–25). Один недостаток в этих советах. Здесь говорится, ЧТО делать, ноне указывается КАК Этим как рази занимается психотерапия. Михаил Ефимович Литвак: Принцип сперматозоида 232 Насмешливый друг тоже, что ярый конь, который под всяким седоком ржет Сир. 33,6). Если насмешливый, то уже недруг. Лучше всего помогает справляться с насмешниками психологическое айкидо. ни сыну, ни жене, ни брату, ни другу не давай власти над тобою при жизни твоей и не отдавай другому имения твоего, чтобы, раскаявшись, не умолять о нем. Доколе ты живи дыхание в тебе, не заменяй себя никем ибо лучше, чтобы дети просили тебя, нежели тебе смотреть в руки сыновей твоих. Во всех делах твоих будь главным (Сир. 33, 19–23). Если бы король Лир воспользовался этим советом Убивает ближнего, кто отнимает у него пропитание, и проливает кровь, кто лишает наемника платы (Сир. 34,22). А это для наших руководителей, которые не платят зарплаты своим сотрудникам. Всякий советник хвалит свой совет, но иной советует в свою пользу от советника охраняй душу твою и наперед узнай, что ему нужно ибо, может быть, он будет советовать для самого себя может быть, он бросит на тебя жребий и скажет тебе путь твой хороша сам станет напротив тебя, чтобы посмотреть, что случится с тобою. Не советуйся с недоброжелателем твоими от завистников твоих скрывай намерения. Не советуйся с женою о сопернице ее и с боязливым – о войне, с продавцом – о мене, с покупщиком – о продаже, с завистливым – о благодарности, с немилосердным – о благотворительности, с ленивым – о всяком деле, с годовым наемником – об окончании работы. <…> Держись совета сердца твоего, ибо нет никого для тебя вернее его душа человека иногда больше скажет, нежели семь наблюдателей, сидящих на высоком месте для наблюдения (Сир. 37, 7–13). На психотерапевтических тренингах показывается, что человек должен сам принимать решения и нести ответственность за них. А задача психотерапевта не давать советы, а научить пациента самостоятельно принимать решения. Сын мой над умершим пролей слезы и, как бы подвергшийся жестокому несчастию, начни плач прилично облеки тело его и не пренебреги погребением его горький да будет плачи рыдание теплое, и продолжи сетование о нем, по достоинству его, день или два, для избежания осуждения, и тогда утешься от печали ибо от печали бывает смерть, и печаль сердечная истощит силу. С несчастьем пребывает и печаль Не предавай сердца твоего печали отдаляй ее от себя, вспоминая оконце. Не забывай о сем, ибо нет возвращения и ему тыне принесешь пользы, а себе повредишь (Сир. 38,16–21). С упокоением умершего успокой и память о нем, и утешься о нем по исходе души его (Сир. 38, 23). Не смотри на красоту человека и не сиди среди женщин ибо как из одежд выходит моль, так от женщины – лукавство женское (Сир. 42, 12–13). Сказано верно и коротко. Мне же пришлось написать об этом целых двадцать страниц. 4.2. Идеи принципа сперматозоида в Евангелии от Матфея Из Нового завета в своей работе я чаще всего обращаюсь к Евангелию от Матфея. В нем мне больше всего увиделись идеи гештальттерапии. Кроме того, там также прослеживаются идеи трансактного и экзистенциального анализа, сценарного перепрограммирования и т. д. Разница только в том, что Иисусу Христу удавалось получить эти результаты водно мгновение, а психотерапевтам приходится много и упорно работать. Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков не нарушить пришел Я, но исполнить (Матф. 5, 17). Вы слышали, что сказано древним не убивай кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду кто скажет брату своему рака (пустой человек, подлежит синедриону (верховному судилищу а кто скажет безумный, подлежит геенне огненной (Матф. 5,21–22). Мирись с соперником твоим скорее, покаты еще на пути с ним, чтобы соперник не Михаил Ефимович Литвак: Принцип сперматозоида 233 отдал тебя судье (Матф. 5,25). Если подумать, то Иисус Христос прав. Что такое гнев Это незавершенное убийство. Животное не гневается – оно приходит в ярость. Глаза при этом становятся широкими, пасть раскрывается в оскале, лапы готовы к удару, и животное сразу же нападает. В социуме ярость показывать не положено, набрасываться опасно. И вместо ярости возникает гнев. При этом сдерживается агрессия, которая должна быть направлена вовне. Сжимаются кулаки, стискиваются челюсти, раздуваются крылья носа. Агрессия, которая должна быть направлена на другого, направляется на себя. Если человеку часто приходится гневаться, у него постепенно портится характера на лице застывает недовольное выражение. Он перестает осознавать, что находится в постоянном эмоциональном напряжении. Рано или поздно постоянно гневающийся человек, пытаясь найти причину своих неудач, начинает кого-то ненавидеть. Нельзя жить с ненавистью в душе. Христос заботился не оврагах наших, а о нас. Когда есть ненависть в душе, найдешь, кого ненавидеть. Эти рассуждения помогли мне понять, что мириться друг с другом нужно как можно быстрее и нельзя гневаться на другого человека. В свете гештальттерапии гнев – это признак незавершенного гештальта. Однако одной проповеди недостаточно, нужна кропотливая работа пациента и врача. Вы слышали, что сказано древним не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем (Матф. 5, 27-28). И опять правильно К сожалению, когда отношения между супругами не налажены, остаются неудовлетворенными те психологические и сексуальные потребности, которые можно удовлетворить только с партнером противоположного пола. Если эти потребности не удовлетворяются в семье, а мораль не позволяет вступить в контакт с другим партнером, то волей-неволей человек начинает прелюбодействовать в сердце своем. Недостаток религиозных догм, как я уже отмечал, заключается в том, что они просто запрещают человеку что-то делать, ибо это может привести к беде. И только психотерапия учит человека жить так, чтобы он не нарушал в общем-то разумных социальных норм не потому, что это запрещено, а потому, что нет потребности это делать. Еще слышали вы, что сказано древним не преступай клятвы. А Я говорю вам не клянись вовсе <…> Но да будет слово ваше да, да, нет, нет а что сверх этого, то от лукавого (Матф. 5, 33–34, 37). Замечено, что тот, кто чересчур старается уговорить кого-то, обманывает. Аффектируется то, чего нет на самом деле. Замечено, что когда человек клянется, то часто клятву свою нарушает. Это вытекает из природы человека делать все наоборот. Я бык этому еще добавил, что не следует требовать клятвы с другого человека. После того, как она дана, она скорее будет нарушена. Вы слышали, что сказано око за око, и зуб за зуб. А Я говорю вам не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую (Матф. 5, 38, 39). На этом основано сформулированное мною правило принципа амортизации. Правда, я сделал некоторое уточнение Если ты видишь, что кто-то хочет тебя ударить, постарайся сделать так, чтобы он промахнулся. Вы слышали, что сказано люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас (Матф. 5, 43-44). Важная мысль. Врагов действительно следует любить, ибо от них больше толкучем от друзей, – они тебе не позволяют расслабиться, они тебя тренируют. Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми стем, чтобы они видели вас иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры ив синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно (Матф. 6, 1–4). |