Главная страница

Литвак. Михаил Ефимович Литвак Принцип сперматозоида


Скачать 2.32 Mb.
НазваниеМихаил Ефимович Литвак Принцип сперматозоида
АнкорЛитвак
Дата11.04.2023
Размер2.32 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаlitvak_mihail_princip_spermatozoida.pdf
ТипРассказ
#1054991
страница46 из 52
1   ...   42   43   44   45   46   47   48   49   ...   52
Что тебе сделали плохого Ты будешь есть, как больной, вернее, как здоровый Метко и тонко. И сейчас, к сожалению, только вовремя болезни человек ведет здоровый образ жизни. Сенека ратует за последнюю. Особый гнев вызывают у него люди, ведущие ночной образ жизни. Неужели знают, как надо жить, люди, незнающие, когда жить И они еще боятся смерти, когда сами погребли себя заживо. Пусть проводят ночи за вином. Ведь они не пируют, асами себе отдают последний долг. Впрочем, и мертвых поминают днем. Для занятого делом день никогда не бывает длинным. Все пороки сражаются против природы Они для меня все равно что мертвецы разве жизнь при факелах – не
Михаил Ефимович Литвак: Принцип сперматозоида
244 те же похороны, вдобавок преждевременные Нечистой совести свет в тягость. Прямой путь один, окольных много. Тоже самое и нравы людей кто следует природе, утех нрав почти одинаков – покладистый и свободный а нравы у извращенных несхожи между собой Все это мы вытерпим и отвары, и теплую воду. Только бы перестать бояться смерти Чтобы этого достичь, надо познать пределы добра и зла – тогда и жизнь не будет нам тягостна, и смерть нестрашна. А смерть нестрашна, по мнению Сенеки, тем, кто странствует по всей широте природы. Тем всякий век покажется коротким, кто мерит его пустыми и потому бесконечными наслаждениями В своих высказываниях о счастье Сенека подчеркивает роль личности. Хочешь знать, что весишь, – отставь в сторону деньги, дом, сан Утех, кто слывут счастливыми, веселье притворно, а печаль мучительна, как скрытый нарыв, – мучительна тем более, что нельзя быть откровенно несчастными надо среди горестей, разъедающих сердце, играть счастливца Никогда не считай счастливцем того, кто зависит от счастья Если он радуется пришедшему извне, он выбирает хрупкую опору пришлая радость уйдет. Только рожденное из самого себя надежно и прочно, оно растет и развивается снами до конца, а прочее, чем восхищается толпа, – это благо надень. Все причастное фортуне и плодотворно, и приятно, если владеющий им владеет и собою От нее только поводы ко благу и козлу Дурная душа оборачивает все к худшему, даже то, что приходит подвидом наилучшего Лечить надо душу ведь от Нее у нас и мысли, и слова, от нее осанка, выражение лица, походка. Когда душа здорова и сильна, тогда и речь могуча, мужественна и бесстрашна если душа рухнула, она все увлекает в своем падении Наш царь – душа пока она невредима, все прочие исполняют свои обязанности и послушно повинуются но стоит ей немного пошатнуться – и все приходит в колебание. Наша душа
– то царь, то тиран царь, когда стремится к честному, заботится о здоровье порученного ему тела, не требует от него ничего грязного, ничего постыдного а когда она не властна над собою, жадна, избалована, тогда получает ненавистное имя тирана Далее Сенека четко описывает механизм развития заболевания. «Тут-то ею душою овладевают безудержные страсти, одолевают ее и сперва ликуют, наподобие черни, которой мало насытиться вредоносной раздачей и которая старается перещупать все, чего не может проглотить. Но по мере того, как болезнь все больше подтачивает силы, а удовольствия входят вплоть и кровь, одержимый недугом доволен видом того, на что чрезмерная жадность сделала его негодными возмещает собственное наслаждение зрелищем чужих, <…> Не так отрадно ему обилие услаждающих вещей, как горько то, что не всю эту роскошь он может пропустить сквозь свою утробу, что не со всеми распутными бабами и юнцами может переспать
Сенека дает и рецепт лечения души борьба с пороками. Но он подчеркивает, что бороться с пороками трудно, ибо нет порока без оправдания Мы защищаем наши пороки, так как любим их, и предпочитаем извинять их, а не изгонять. Не хотим – вот причина не можем – только предлог Сенека подчеркивает, что лучше заниматься профилактикой, чем лечением.«Всякая страсть сама себя разжигает и набирает силы, разрастаясь порочный круг – МЛ легче не пустить, чем выгнать. Наслаждение природа подмешала к вещам необходимым не затем, чтобы мы его домогались, но чтобы благодаря этой прибавке стало приятнее то, без чего мы не можем жить а появится самозаконное наслаждение – начинается сластолюбие. Так будем же при входе сопротивляться страстям Лучше и не пытаться идти вперед, если вернуться так трудно В следующем отрывке легко угадываются высказанные значительно позже идеи гештальттерапии об интроектах («непереваренных» идеях) и способах их переваривания (в работах Ф. Перлса используется та же аналогия. Мы должны подражать пчелам вычитанное из разных книг разделять, потому что порознь сохраняется лучше, а потом слить разные пробы и добиться единства вкуса так, что даже если будет видно, откуда что взято, оно должно выглядеть иным, нежели там, откуда было взято. Ведь тоже самое делает в нашем теле без нашего старанья природа. Съеденная пища лишь обременяет желудок, покуда остается такой, какой была только изменившись, она превращается
Михаил Ефимович Литвак: Принцип сперматозоида
245 в силу и кровь. <…> Пусть будет также совсем, что питает наш ум нельзя, чтобы почерпнутое оставалось нетронутым. Его нужно переварить, иначе эта пища будет для памяти, а не для ума. Пусть наша душа сделает так все, что помогло, пусть она скроет, и показывает лишь то, чего добилась сама в итоге Как в хоре, все должно слиться в единый звук. Пусть душа вместит много искусств, много наставлений, много примеров из разных веков, но пусть все это приведет в согласие. Достичь этого можно постоянным вниманием, – не делая ничего иначе, как по совету разума И если ты захочешь его послушаться, он тебе скажет Немедля оставь все, зачем гоняются почести, богатства, наслаждения – МЛ Лучше направь шаг к мудрости. Неровной дорогой взбираются к вершине почестей. Если тебе хочется подняться на высоту мудрости, ты увидишь все почитаемое самым высоким у своих ног, хотя подъем твой будет пологим
4.4. Идеи принципа сперматозоида у Шопенгауэра Артур Шопенгауэр (1788–1860) родился в семье данцигского банкира. Родители Артура находились в конфликтных отношениях, что тяжело сказывалось на душевном состоянии ребенка. Вскоре последовал развод. Его мать была известной писательницей. В ее доме бывали такие знаменитости, как Гете, братья Гримм, Рейнгольд. В 1809 г . А. Шопенгауэр поступил вГеттингенский, а затем перевелся в Берлинский университет. В гон защитил диссертацию. Шопенгауэр долгое время оставался втени. Объявленный им курс философии вБерлинском университете успехом не пользовался. Честолюбие его не было удовлетворено. В 1833 г . Шопенгауэр бросил преподавательскую деятельность, поселился во Франкфурте-на-Майне и стал вести жизнь одинокого холостяка, жизнь одинокую, но обеспеченную рентой после ликвидации дела отца. Его идеи опережали время, и только в последние десятилетия его жизни почва для них стала благоприятной, особеннопосле выхода в свет Афоризмов житейской мудрости. Именно эта работа имеет наибольшее значение для психотерапевтической практики и широко используется мною при проведении лечебных мероприятий ив педагогическом процессе. Часто обращаюсь я и к его Метафизике половой любви. Не буду давать оценку его философии, так как не являюсь специалистом в данной области, да и пишу пособие по психотерапии, а не философский трактат. Лишь приведу те положения, которые использую в своей работе. А. Шопенгауэр утверждает, что на судьбу человека влияют три категории.
1. Что такое человек те. личность его в самом широком смысле слова. Сюда следует отнести здоровье, силу, красоту, темперамент, нравственность, ум и степень его развития.
2. Что человек имеет те. имущество, находящееся в его собственности или владении.
3. Что представляет собой человек это мнение остальных о нем, выражающееся вовне в почете, положении и славе. Перечисленные впервой рубрике элементы вложены в человека самой природой из этого
Шопенгауэр заключает, что влияние их на счастье или несчастье значительно сильнее и глубже, чем влияние элементов двух других категорий. По сравнению с истинными личностными достоинствами все преимущества, доставляемые положением, богатством, происхождением, оказываются тем же, чем оказывается театральный король по сравнению с настоящим. Для блага индивида самым существенным является то, что в нем самом заключается или происходит. Поэтому одни и те же внешние события влияют на каждого совершенно различно находясь в одинаковых обстоятельствах, люди все же живут в разных мирах. Все зависит от свойств личности в соответствии сними мир оказывается то бедным, то скучным, то пошлым, то, наоборот, богатым, полным интереса и величия. Меланхолик примет за трагедию тов чем сангвиник увидит интересный инцидента флегматик – нечто, не заслуживающее внимания. При скверной структуре личности превосходные объективные данные создадут очень плохую действительность, которая будет выглядеть, как красивая местность в дурную погоду или сквозь скверное стекло. Человек не может вылезти из своей личности, как из своей шкуры, и непосредственно живет только в ней вот почему так трудно помочь ему извне. Эта мысль стратегическая для всех личностно ориентированных методов современной
Михаил Ефимович Литвак: Принцип сперматозоида
246 психотерапии, высказанная образно и понятно. Когда пациенты осознают, что им необходимо переделывать себя, а не мир, они становятся значительно спокойнее. Индивидуальность, сточки зрения Шопенгауэра, определяет меру возможного человеческого счастья, а духовные силы определяют способность к высшим наслаждениям. Он предупреждает, что если эти силы ограничены, на долю человека останутся чувственные удовольствия, тихая семейная жизнь, скверное общество и вульгарные развлечения. Среди всех личностных элементов, по мнению философа, здоровье перевешивает все блага настолько, что здоровый нищий счастливей больного короля. Спокойный веселый темперамент, являющийся следствием хорошего здоровья, ясный ум, сдержанная воля и чистая совесть – вот блага, которые не смогут заменить никакие чины и сокровища (Жалок тот, в ком совесть нечиста, – сказал АС. Пушкин. Умный человек ив одиночестве найдет себе развлечение в своих мыслях ив своем воображении, тогда как беспрерывная смена собеседников, спектаклей, поездок не оградит тупицу от терзающей его скуки. Для того, кто одарен выдающимся умом и возвышенным характером, большинство излюбленных удовольствий – излишни, даже более того – обременительны. И Шопенгауэр подводит итог Для нашего счастья то, что мы такое, – наша личность
– является первыми важнейшим условием уже потому, что сохраняется всегда и при всех обстоятельствах к тому же она, в противоположность благам двух других категорий, не зависит от превратностей судьбы и не может быть отнята у нас Одно лишь всемогущее время властвует и здесь
Шопенгауэр рекомендует развивать свои индивидуальные свойства с наибольшей выгодой То есть заботиться лишь о таком развитии, которое соответствует способностями в соответствии сними выбирать занятие, должность и образ жизни. Он предупреждает, что, если человек геркулесовского сложения всю жизнь будет заниматься только умственным трудом и оставлять неиспользованными те силы, которыми он щедро наделен от природы, он будет несчастен еще несчастнее будет тот, в ком преобладают интеллектуальные силы, и кто, оставляя их неразвитыми и неиспользованными, вынужден будет заниматься каким -либо простым, вовсе не требующим ума делом. Шопенгауэр считает, что благоразумнее заботиться о сохранении здоровья и о развитии способностей, чем о приумножении богатств. Но он предупреждает, что нельзя пренебрегать приобретением всего привычного нами в тоже время подчеркивает, что большой избыток средств немного способствует нашему счастью если многие богачи чувствуют себя несчастными, то это оттого, что они непричастны к истинной культуре духане имеют знаний и объективных интересов, которые могли бы подвигнуть их к умственному труду. То, что может дать богатство, мало влияет на наше внутреннее довольство последнее скорее теряет от множества забот, неизбежно связанных с сохранением большого состояния. Вспомним, что Шопенгауэр жил вначале в, когда богатых людей было мало. Поэтому его мысли, опережая время, не получили практического распространения. Ведь все современные личностно ориентированные методы психоаналитического, гуманистического, экзистенциального направлений фактически выполняют возникший социальный заказ сытого общества развитого капитализма. Сытых стало много, а счастливых не прибавилось. Сколько людей в постоянных хлопотах, неутомимо, как муравьи, сутра до вечера заняты увеличением уже существующего богатства их пустая душа невосприимчива ник чему иному. Высшие наслаждения – духовные – недоступны для них тщетно стараются они заменить их отрывочными, мимолетными и чувственными удовольствиями, требующими мало времени и много денег. Результаты счастливой, сопутствуемой удачею жизни такого человека выразятся на склоне лет в порядочной куче золота, увеличить или промотать которую предстоит наследникам О двух других категориях Шопенгауэр говорит меньше, ибо о богатстве сказать особенно нечего. Но о добром имени заботиться должен каждый, о чине – тот, кто служит государству, о славе – немногие. Философ предлагает заботиться о развитии и сохранении личностных свойств более всего. Э. Фромм в последующем назвал базовой любовью любовь к себе, а святой обязанностью любого человека – обязанность развивать свои способности.
Шопенгауэр верно подметил, что зависть к личностным достоинствам – самая

Михаил Ефимович Литвак: Принцип сперматозоида
247 непримиримая и скрывается особенно тщательно И действительно, если наша личность плоха, то испытываемые нами наслаждения уподобляются ценному вину, вкушаемому человеком, у которого остался привкус горечи во рту. Наша личность является единственными непосредственным фактором нашего счастья и довольства. Поэтому он призывает заботиться больше всего о развитии и сохранении личностных качеств. Из этих качеств более всего способствует счастью веселый нрав. Кто весел, тот всегда находит причину быть таковым. Если он весел, то безразлично, стар он или молод, прям или горбат, богат или беден, – он счастлив. Поэтому Шопенгауэр предлагает всякий раз, когда в нас появляется веселость, идти ей навстречу. Что нам могут дать серьезные занятия – это еще вопрос, тогда как веселость приносит непосредственную выгоду. Только она является наличной монетой счастья все другое – кредитные билеты. Непосредственно давая нам счастье в настоящем выделено мною. – МЛ она является высшим благом для существ, действительность коих осуществляется в неделимом настоящем между двумя
бесконечностями времени Здесь угадываются идеи гештальттерапии – призыв жить здесь и теперь.
Шопенгауэр считает, что ничто не вредит так веселости, как богатство, и ничто не способствует ей больше, чем здоровье, которое составляет девять десятых счастья. Он рекомендует уделять достаточное внимание своему здоровью и указывает, что здоровьем не следует жертвовать ни ради богатства, ни ради карьеры, ни ради славы. При хорошем здоровье все становится источником наслаждений, тогда как без него никакое внешнее благо не может доставить удовольствия даже качества ума, души, темперамента замирают при нездоровье. Может способствовать счастью и красота, которую Шопенгауэр рассматривает как открытое рекомендательное письмо. Возможно, это итак, нов человеческом обществе, как показывает моя практика, красота чаще является фактором, приводящим к несчастью. Врагами человеческого счастья Шопенгауэр считает горе и скуку. Как только человек удаляется от одного, то он сразу приближается к другому. С внешней стороны нужда порождает горе, а изобилие и обеспеченность – скуку. Сообразно с этим класс бедных борется с нуждой, а класс богатых – со скукой. Внутренний антагонизм этих зол связан стем, что тупость ума делает человека менее восприимчивым к страданиям, нос другой стороны, она порождает внутреннюю пустоту, которая требует внешних возбуждений. Отсюда – низкопробное времяпрепровождение, погоня за обществом, развлечениями, удовольствиями, роскошью, толкающей к расточительности, а затем в нищету. По мнению Шопенгауэра, ничто не спасает от этих бед так, как внутреннее богатство

– богатство ума, богатство духа чем выше дух, тем меньше места остается для скуки. Нескончаемый поток мысли, их вечно новая игра по поводу разнообразных явлений внутреннего и внешнего мира, способность и стремление к все новыми новым комбинациям их – все это делает одаренного умом человека неподдающимся скуке Умный человек стремится избежать горя, добыть спокойствие и досуг он будет искать тихой и скромной жизни. Ведь чем больше человек имеет в себе, тем меньше ему требуется извне. Если бы качество общества можно было бы заменить количеством, тогда даже стоило бы жить в большом свете, но, к несчастью, сто дураков вместе взятых не составят и одного здравомыслящего
Шопенгауэр считает, что духовно пустой человек часто боится одиночества, ибо в одиночестве он видит свое внутреннее содержание
Шопенгауэр терпеть не мог духовно пустых людей. Следующий отрывок я приведу полностью. Глупца в роскошной мантии подавляет его жалкая пустота, тогда как высокий ум оживляет и населяет своими мыслями самую невзрачную обстановку. Сенека правильно заметил Всякая глупость страдает от своей скуки не менее прав и Иисус, сын Сираха: Жизнь глупца хуже смерти. Можно сказать, что человек общителен в той мере, в какой он несостоятелен Способ использования досуга показывает, до какой степени досуг иной раз обесценивается. Средний человек озабочен тем, как бы ему убить время человек же талантливый стремится его использовать
Михаил Ефимович Литвак: Принцип сперматозоида
248 Ограниченные люди потому так сильно подвержены скуке, что их разум является не более как посредником в передаче мотивов воле. Если в данный момент нет внешних мотивов, то воля спокойна и ум в праздном состоянии ведь ум, как и воля, не могут действовать по собственному импульсу. В результате – ужасный застой всех сил человека
– скука. С целью ее прогнать воле подсовывают мелкие, случайные, наугад выхваченные мотивы, желая ими возбудить волю и тем привести в действие воспринимающий их разум. Такие мотивы относятся к реальным, естественным мотивам также, как бумажные деньги к звонкой монете ценность их произвольна, условна. Таким мотивом является игра в карты, изобретенные именно с этой целью. Вот почему во всем свете карточная игра сделалась главным занятием любого общества она мерило его ценности, явное обнаружение умственного банкротства. Не будучи в состоянии обмениваться мыслями, люди перебрасываются картами, стараясь отнять у партнера несколько золотых. Поистине жалкий род
Шопенгауэр предлагает судить о человеке потому, как он проводит свой досуг. Досуг является венцом человеческого существования, так как в нем человек становится обладателем своего Я. Счастливы те, кто в период досуга находят в себе что-то ценное. Большинство же в эти часы обнаруживают ни на что неспособный субъект, отчаянно скучающий и тяготящийся самим собой. Наблюдательный читатель уже увидел в высказываниях Шопенгауэра будущий экзистенциальный анализ, одним из основных положений которого является следующее многие неврозы – результат отсутствия смысла жизни. Философ не дает рекомендаций – это дело будущих исследователей, но он разоблачает пустоту бессмысленной жизни и не устает повторять, что самым ценным для каждого должна быть его личность Как счастлива страна, которая нуждается в малом ввозе или совсем в нем не нуждается, таки из людей счастливым будет тот, в ком много внутренних сокровищ, и кто для развлечений требует извне лишь немного или ничего Ведь все внешние источники счастья и наслаждений ненадежны, сомнительны, преходящи, подчинены случаю и могут иссякнуть Наши личные свойства сохраняются дольше всего Кто имеет много в себе, подобен светлой, веселой, теплой комнате, окруженной тьмой и снегом декабрьской ночи В своих работах Шопенгауэр призывает к личностному росту. Все современные психотерапевтические системы устраняют препятствия на его пути. Философ подчеркивает, что только человек с избытком духовных сил живет богатой мыслями жизнью, сплошь оживленной и полной значения Импульс извне дают ему явления природы и зрелище человеческой жизни, а также разнообразнейшие творения выдающихся людей всех эпохи стран. Собственно, только они может наслаждаться ими, лишь для него понятны эти творения и их ценность. Именно для него живут великие люди, к нему лишь они обращаются, тогда как остальные в качестве случайных слушателей способны усвоить разве какие-нибудь клочки их мыслей. Правда, этим у интеллигентного человека создается лишняя потребность, потребность учиться, видеть, образовываться, размышлять Благодаря им потребностям интеллигентному человеку доступны такие наслаждения, которых не существует для других Богато одаренный человек живет наряду со своей личной жизнью еще второю, а именно духовною, постепенно превращающейся в настоящую цель, причем личная жизнь становится средством к этой цели, тогда как остальные люди именно это пошлое, пустое, скучное существование считают целью
Шопенгауэр предлагает исходить из законов природы. Тогда понятно, что нужно делать. Исконное назначение сил, коими природа наделила человека, заключается в борьбе с нуждою, теснящей его со всех сторон. Раз эта борьба прерывается, неиспользованные силы становятся бременем, и человеку приходится играть ими, те. бесцельно тратить их, ибо иначе он подвергнет себя действию другого источника человеческого страдания – скуки. Она терзает прежде всего богатых и знатных людей. У таких людей в юности большую роль играет физическая сила и производительная способность. Но позже остаются одни душевные силы если их мало, если они плохо развиты то получается

Михаил Ефимович Литвак: Принцип сперматозоида
1   ...   42   43   44   45   46   47   48   49   ...   52


написать администратору сайта