Главная страница

Литвак. Михаил Ефимович Литвак Принцип сперматозоида


Скачать 2.32 Mb.
НазваниеМихаил Ефимович Литвак Принцип сперматозоида
АнкорЛитвак
Дата11.04.2023
Размер2.32 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаlitvak_mihail_princip_spermatozoida.pdf
ТипРассказ
#1054991
страница49 из 52
1   ...   44   45   46   47   48   49   50   51   52
259 ничего не было за душой. Жалкая субъективность людей, вследствие которой они все сводят на себя и из любой идеи прямым путем возвращаются опять-таки к себе, великолепно подтверждается астрологией приурочивающей движение огромных космических тел к жалкому человеческому я и ставящей появление комет в связь с земными раздорами и гнусностями Очень точно. Как будто о наших временах. Можно все узнать о себе и о других, выяснив, под каким созвездием кто родился. А думать не надо
Шопенгауэр хорошо знал человеческую природу, Люди тем похожи на детей, что становятся непослушными, если их балуют поэтому ни с кем не следует быть слишком уступчивым, слишком добрым, если вы сними видитесь и ведете частые откровенные беседы, они начинают думать, что у них есть какие-то права на вас, и пробуют расширить рамки вежливости Если человек вообразит, что он мне гораздо нужнее, чем я ему, то он испытывает такое чувство, словно я у него что-то украл он будет стараться вернуть украденное. В жизни превосходство может быть приобретено лишь тем, что человек нив каком отношении не будет нуждаться в других и открыто станет показывать это. С этой целью следовало бы время от времени давать понять каждому, будь то мужчина или женщина, что мы можем прекрасно обойтись без них это укрепляет дружбу Ноне вполне согласен я с Шопенгауэром в том, что следует примешивать изредка в отношении к людям маленькую толику презрения тем дороже им станет наша дружба
Шопенгауэр предупреждает, что в оценке людей не следует полагаться на их манеры и речи. Все они кажутся весьма рассудительными, честными и откровенными, добродетельными, а то и разумными и интеллигентными. Но это не должно вводить в заблуждение причина этому та, что природа действует иначе, нежели плохие писатели, которые, желая изобразить мошенника или дурака, рисуют его преднамеренно грубыми чертами Природа поступает иначе. Тот, кто будет полагать, что черти гуляют по свету с рогами, а дураки – с бубенцами, непременно станет их добычей или игрушкой. Надо прибавить, что люди в общежитии подражают луне и горбатым, которые поворачиваются всегда одной стороной, у каждого человека есть прирожденный талант путем мимики превращать свое лицо в маску, весьма точно изображающую то, чем он должен быть на самом деле. <…> Ее надевают, когда надо к кому-нибудь подольститься. Но доверять ей следует не больше, чем обыкновенной полотняной маске, памятуя великолепную итальянскую пословицу Как бы зла ни была собака, она всегда виляет хвостом Ноне сказал философ, что верно и обратное правило нередко хорошие и умные люди видятся злыми и глупыми. Во всяком случае, надо остерегаться составлять очень хорошее мнение о человеке, с которым мы только что познакомились в противном случае мы, по всем вероятиям, разочаруемся, к собственному стыду и ущербу Не сформулировал философ в силу своего пессимизма обратного правила надо остерегаться составлять очень плохое мнение о человеке, с которым мы только что познакомились. Тоже можно понести ущерб. Это свойство человека доверять проходимцам, которые говорят с апломбом, и сомневаться в честном человеке, который, предлагая какое-либо дело, высказывает все сомнения по поводу его исхода и предупреждает, что возможен известный риск, как позже метко подметил Э. Фромм. То, что это так, можно видеть наследующем примере миллионы наших людей попались на удочку компаниям типа МММ. Не устарело и следующее замечание Шопенгауэра: истинный характер человека сказывается именно в мелочах, когда он перестает следить за собою вот тут-то в разных маленьких делах можно удобно наблюдать хотя бы по одним манерам тот безграничный, ни с чем не считающийся эгоизм, который, если и не отсутствует, то зато бывает скрыт в крупных и важных делах Именно в умении видеть суть дела за оговорками, опечатками, жестами, взглядами, построением фраз и заключается ядро современных психотерапевтических методик – от психоанализа Фрейда до нейролингвистического перепрограммирования Гриндера и Бандлера. И я в своей работе стараюсь показать обманутым влюбленными бизнесменам, что, обладай они психологической подготовкой, с первых же слов признали бы в очаровательном
Михаил Ефимович Литвак: Принцип сперматозоида
260 возлюбленном бабника, а в обаятельном бизнесмене – проходимца. Послушайте только две фразы Я долго искали наконец нашел ту женщину, которая мне нужна и Можете абсолютно не сомневаться мы вовремя с вами рассчитаемся Ведь сразу же видно, что женщина имеет дело с донжуаном, а бедолага-бизнесмен – с обманщиком. Весьма полезно применять на практике и следующие рассуждения философа. Если человек более или менее нам близкий сделает нам что-либо неприятное или досадное, то следует спросить себя, настолько ли он нам дорог, что мы могли и хотели перенести сего стороны тоже самое, даже нечто большее, притом не разине два, а много чаще, – или нет В случае утвердительного ответа много говорить не приходится но если мы решимся забыть этот поступок то должны понимать, что этим мы добровольно подвергаем себя повторению того же самого. В случае отрицательного ответа нам следует тотчас жен навсегда порвать с дорогим, может быть, другом, если же то слуга – то следует удалить его. Ибо, если представится случай, он непременно повторит тоже самое или
что-нибудь подобное, даже если теперь он стал бы горячо и искренне уверять нас в обратном. Решительно все может забыть человек, но только не самого себя, не свое существо. Характер человека неисправим, ибо все его действия вытекают из некоего внутреннего начала, в силу которого он при одинаковых условиях всегда должен поступать также и иначе не может Поэтому примирение с другом, с которым было все порвано, – это слабость, которая искупится тогда, когда он при первом случае учинит снами точь-в-точь тоже самое, что привело к разрыву, только с большей наглостью ввиду сознания, что нам без него не обойтись Кроме того, забыть что-либо – это выбросить за окно приобретенный опыт. А теперь случай из практики. Вечный Принц с помощью психологического тренинга стал Королем, и Золушка, на которой он в свое время женился, перестала его устраивать. Нашел он себе
Принцессу-на-горошине, и они начали жить вместе. Осталось только проделать некоторые юридические формальности. Для этого нужно было выждать удобный момент.
Принцесса-на-горошине, тоже моя пациентка, как будто бы с пониманием относилась к этому. Они были счастливы, по крайней мере. Вечный Принц. Вдруг однажды она прямо в общественном транспорте устроила ему скандал, не выбирая при этом выражений. Вот тут бы ему взять да уйти. Но он это все перенес. Скандалы все грандиозней и по все более мелкому поводу следовали один за другими через два месяца совместного проживания он ушел от нее. Но его все-таки тянуло к ней, да иона попросила прощения. Ион взял ее с собой в служебную командировку, которая должна была продолжаться около трех недель. Он решил посмотреть, как сложатся их отношения, если не будет никаких помех. И вот перед нами его рассказ. То, что было в Ростове, оказалось бледной тенью по сравнению стем, что происходило там. Она придиралась к каждому слову и жесту (Почему ты так сказал, Что это означает и т. п. Я оказался и изменщиком, и предателем, и скупердяем, и бабником, и вообще носителем всех грехов. Может быть, моя жена, которую я предали имела право на такие высказывания, но только неона. В ущерб семье я обули одел ее, да еще возил по курортами командировкам. А если бы не был бабником, тоне связывался бы с ней. Так не ей на это пенять Но окончательно я протрезвел, когда услышал, что все мои успехи связаны с ее помощью. В моих делах мне многие помогали, и я охотно принимал эту помощь, стараясь как-то ответить тем же, и, может быть, в большей степени. Но как только слышал упрек в неблагодарности, то сразу спрашивал, сколько я должен, ибо всякая услуга имеет цену, расплачивался, и больше уже с этим человеком никаких дел не имел. Я уже давно следовал этому правилу. В данном же случае я, скорее, понес ущерб, ибо связь с ней меня, человека с незапятнанной репутацией, дискредитировала. Одни деловые партнеры перестали со мной контактировать, а другие даже не начинали, ибо, по их убеждению, нельзя иметь дело с аморальным типом. Правда, об этом я узнал позднее. И я решил использовать технику амортизации и следить за каждым своим словом и
Михаил Ефимович Литвак: Принцип сперматозоида
261 жестом. Видя такое повиновение, она постепенно успокоилась, и последняя неделя прошла сносно. Когда мы вернулись в Ростов, каждый в свою квартируя без всяких объяснений уехал на месяц. С работы она уволилась, а может быть, ее уволили. Но средства для существования я ей оставил. Меня удивляло, почему она так торопила оформление брака. Она сказала, что хочет триумфа. Чтобы была свадьба, гости и пр. Я ей ответил, что тоже хочу триумфа. К этому времени я уже был заметной фигурой в своих кругах. Она довольно быстро росла в личностном плане, но все-таки это был мезальянс. Меня это, правда, не останавливало. Я видел в ней большие способности. Но ее слова меня взбесили, и я сказал, что тоже хочу триумфа. Далее между нами произошел такой диалог Она А тебе какого еще триумфа надо Я Такого же, как и тебе. Ты выходишь замуж завидного человека, и я хочу жениться на состоявшейся женщине. Она Но когда я стану такой, то ты мне не будешь нужен Я Вот и отлично Я помогу тебе стать такой, а потом, если у тебя сохранится любовь ко мне, мы поженимся. А пока будем жить врозь Естественно, я отказался и от интимных отношений. Не буду описывать всех мучений Вечного Принца (о них ты сможешь прочитать в книге Психологический вампиризм») и вернусь к Шопенгауэру. Поскольку все поступки человека вытекают из его характера, он советует рассматривать свойственную людям феноменальную глупость или низость, проскользнувшую в их деятельности или в литературных трудах, лишь как добавление к характеристике человеческого рода. В. Гюго недостатки великих людей рекомендовал считать не недостатками, а особенностями. Не ругаем же мы розу за шипы, льва – за дурной запах, слона – за толстую кожу. Шопенгауэр предлагает смотреть на недостатки людей как на материал для познания. Помогает мне Шопенгауэр и следующими рассуждениями. Прогоняйте природу – она все равно вернется Он подчеркивает значение в жизни человека врожденных свойств и призывает вести воспитание таким образом, чтобы оно не противоречило природе. Всякое поведение, вытекшее из абстрактного правила, относится к поведению, вытекшему из первичных, врожденных склонностей, так, как искусственное произведение, например часы, в коих материи навязаны несвойственные ей формы и движения, – к живому организму, в котором и форма, и материя проникают одна в другую и составляют одно Как говорил Наполеон Все, что неестественно – несовершенно. Ведь и юридические законы, и требования морали охотно выполняются людьми, если они соответствуют их природе. Может быть, потому у нас часто ничего не получается, что требования наших законов не соответствуют нашему внутреннему устройству Еще Солон говорил, что писаные законы, как паутина, удерживают только слабого. В своей работе с пациентами я стараюсь помочь им реализовать свои способности таким образом, чтобы при этом не вступить в противоречие с требованиями морали и права и одновременно удовлетворить свои природные потребности. Например, оковы моногамии преодолеваются тем, что супружеские пары обучаются разнообразить свой секса в психологическом плане постоянно растут и меняются Поэтому, сточки зрения морали и закона, человек живет с одним партнером, ас точки зрения природы – с разными.
Шопенгауэр советует быть самим собой и предостерегает нас от какой бы тони было аффектации, ибо тогда человек старается казаться не самим собою, а чем-то другим, а следовательно, это другое он считает лучше самого себя. Аффектирование какого-либо качества, хвастовство им – это признание самому себе, что не обладаешь им. Хвастается ли человек храбростью, ученостью, умом, остроумием, успехом у женщин, богатством, знатностью рождения или еще чем-нибудь, все это свидетельствует, что именно этого-то ему и не хватает кто действительно обладает каким-либо достоинством, тому ив голову не придет высказывать, аффектировать его – он совершенно спокоен на этот счет. Именно таков смысл испанской пословицы Раз подкова бренчит, значит, в ней не хватает гвоздя. Но и попытка скрыть свои качества не приведет к успеху. Маска

когда-нибудь, да спадет. Никто не сможет долго притворяться всякий притворяющийся скоро выскажет свою истинную натуру
Михаил Ефимович Литвак: Принцип сперматозоида
262 Хороший совет И хорошо обоснован. А для нас из него вытекает правило раз человек
чем-то хвастается, значит, этого у него нет
Шопенгауэр открывает законы проекции, которые впоследствии описаны психоаналитиками. Также, как тяжесть собственного тела мы носим, не чувствуя его, и ощущаем вес постороннего невесомого тела, – так мы не замечаем собственных ошибок и пороков, а видим чужие. Зато каждый имеет в лице другого зеркало, в котором видны его собственные пороки, ошибки и недостатки разного рода. Но человек обычно поступает как собака, лающая на зеркало, не зная, что в нем отражается она сама, и полагая, что там другая собака Г. Юнг писал, что у человека есть тень, которую он не видит и отбрасывает на другого. Общаясь с последним, он фактически общается с самим собой. Очень тонко и горько подмечает Шопенгауэр, что человека ценят по его должности, занятию, национальности, по его семье Напротив, то, что он за человек сам по себе, по своим личным качествам – на это смотрят лишь когда это нужно Что ж делать Такова жизнь Не будем горевать, а примем к сведению. Приобретай знания, навыки и умение, и никогда не будешь одинок. Как бумажные деньги обращаются вместо серебра, таки в жизни вместо истинного уважения и истинной дружбы курсируют внешние их изъявления <…> Я предпочту виляние хвостом честной собаки подобных изъявлений дружбы и уважения Кстати, у нас стараются привить любовь к животным. Я думаю, это, скорее, приносит вред, чем пользу Человек, проводя слишком много времени с животным, не обучается общению с людьми. Самое теплое общение с животным не заменит того, что можно получить от общения с человеком. Это в конечном итоге приводит к одиночеству. Я довольно часто наблюдал порочный круг подобного рода. У человека не ладятся отношения с людьми. Он заводит себе собаку и все время проводит с ней. Собака, конечно, к нему очень хорошо относится, но, общаясь только с ней, он теряет последние навыки общения с людьми и остается одиноким. Я сотрудничал с одной миловидной женщиной она перепечатывала мои рукописи. Она была настолько конфликтной, что работать в учреждении не могла. Она печатала дома и завела собаку. Наступила определенная компенсация. Но разве это решило ее проблемы Любители животных Подумайте и признайтесь честно хотя бы самим себе не для того ли вы завели кошку или собаку, чтобы хоть над кем-то почувствовать абсолютную власть И не потому ли вы отказываетесь от общения с людьми в пользу этой кошки или собаки, что на равных общаться не умеете, да может быть, и не хотите, а все время подчиняться не нравится Не является ли общение с животными чем-то вроде компенсации за неудачи в личной жизни и карьере Ведь хоть где-то нужно чувствовать себя единственными незаменимым Ноне отвлекает ли это вас от удовлетворения истинных потребностей в дружбе и любви А может быть, вы поддерживаете точку зрения Шопенгауэра, согласно которой истинная дружба принадлежит к числу вещей, о которых, как о морских змеях, мы не знаем, вымышлены они или существуют на самом деле. Однако встречаются иногда отношения, которые хотя и покоятся главным образом на различного рода скрытых эгоистических мотивах, но все-таки содержат в себе крупицу истинной неподдельной дружбы, облагораживающей их настолько, что в мире несовершенств они могут с некоторым правом называться дружбой. Они резко выделяются над обыденными отношениями, которые обыкновенно таковы, что с большинством наших добрых знакомых мы перестали бы разговаривать, если бы услышали, как они отзываются о нас за глаза Как наивен тот, кто мнит, будто выказать ум и рассудок – это хорошее средство к тому, чтобы нравиться в обществе. Напротив, в подавляющем большинстве людей эти свойства возбуждают ненависть и злобу, тем более горькую, что они не дерзают указать на ее причину, которую они стараются скрыть даже от самих себя описание вытеснения и его механизмов. – МЛ Если кто-либо замечает и чувствует значительное превосходство в том, с кем он разговаривает, то он делает про себя и не вполне сознательно вывод, что его собеседник заметили ощутил ограниченность его ума. Это предположение вызывает в нем горькую злобу и ненависть. Грациан справедливо заметил Единственное средство

Михаил Ефимович Литвак: Принцип сперматозоида
263 достичь полного спокойствия – это облечься в шкуру скромнейшего животного Никакими достоинствами человек не гордится так, как духовными Выказать свое решительное превосходство над ним в этом отношении, вдобавок при свидетелях – это, конечно, величайшая дерзость, требующая отмщения он, вероятно, и станет искать случая отомстить посредством оскорбления <…>… В то время как сословие и богатство всегда могут рассчитывать на уважение общества, духовные достоинства не могут и надеяться на это в лучшем случае их игнорируют, иначе жена них смотрят как на своего рода нахальство за это каждый желал бы как-нибудь унизить его и ждет только удобного случая. Едва ли даже самым скромным, тихим поведением удастся вымолить прощение за свое духовное превосходство. Саади говорит Знайте, что неразумный питает в сто раз больше ненависти к разумному, чем этот – к нему. Напротив, духовная ограниченность – отличная рекомендация После знакомства с Шопенгауэром мне стало понятно, почему творческие люди – писатели, артисты и ученые – часто ненавидят друг друга, в каких случаях учитель терпеть не может ученика, а начальник – подчиненного. Один из моих блестящих учеников рассказывал, какие неприятности у него были после того, как он овладел современными психотерапевтическими методиками и стал применять их в клинической практике. Он-то надеялся на шумный успех Послушай его рассказ. Я стал использовать все то, чему научился у вас, Михаил Ефимовичи у меня неплохо получалось. Сократился койко-день, уменьшился почти втрое расход лекарств, больные были довольны, и я решил доложить свои результаты на конференции. Я продемонстрировал больного, у которого в течение 15 лет были навязчивости, исчезнувшие через два дня после лечения. Больной был весели жизнерадостен. Я думал, что меня будут шумно поздравлять. Но вместо этого коллеги усомнились в правильности диагностики, высказали предположение, что результат будет нестойкий и порекомендовали все-таки назначить больному поддерживающее медикаментозное лечение. Настроение у меня упало. Я пытался доказать, что диагноз правильный, результат стойкий (он действительно оказался стойким, я за больным наблюдаю более 10 летно меня не слушали. Так повторялось и впоследствии. Но иногда у меня не получалось. Тогда не обходилось без наказаний. Вот если бы вы назначили такой препарат, то все было бы хорошо, а теперь время прошло впустую. И хотя результаты лечения объективно стали лучше, выговоров и нагоняев я стал получать гораздо больше, потому что ни одна ошибка, ни один промах мне не прощались. Ноя не сдался. Конечно, перестал выступать на конференциях и говорить о своих успехах, но продолжал пользоваться новыми методами. Получать выговоры мне не хотелось, и я, если не был уверен в успехе лечения психотерапевтическими методами, ограничивался обычной медикаментозной терапией, а диагнозы без споров ставил такие, какие требовал от меня начальник. Столкнулся я еще с одним моментом. Больные, лечившиеся у других врачей медикаментозными методами, настраивали моих пациентов против меня, иногда удачно. Были, правда редко, случаи, когда больные отказывались у меня лечиться. Большинство больных меня защищало, и мыс ними отрабатывали технику общения. Мои подопечные, если выдерживали провокации, поправлялись очень быстро, и повторных поступлений у меня практически не было. Знал бы я, что меня ждет, может быть, и не стал бы применять эти методы (шучу, конечно. Мой ученик оказался изолированным. И неудивительно. Всякое духовное преимущество является изолирующим свойством его ненавидят, его избегают ив свое оправдание наделяют его обладателя всяческими недостатками. Лучшим средством проложить себе дорогу в жизни является дружба и товарищи, но большие способности делают нас гордыми и потому малопригодными, чтобы льстить. Обратным образом влияет сознание небольших способностей они отлично уживаются с приниженностью, общительностью, любезностью, уважением к дурному и доставляют, следовательно, друзей и покровителей
Михаил Ефимович Литвак: Принцип сперматозоида
1   ...   44   45   46   47   48   49   50   51   52


написать администратору сайта