Иду по земле родной. Милый сердцу уголок. Милый сердцу уголок
Скачать 32 Kb.
|
МИЛЫЙ СЕРДЦУ УГОЛОК У каждого есть Родина своя, У каждого есть дом, где он родился, А где родился, там и пригодился, - Вот так у нас в народе говорят. У каждого города, села, деревни – своя история, свои традиции, сказы, легенды. Познавая их, мы открываем славные страницы народа, мы понимаем, что в каждом из нас – память поколений. Село Новодмитровка расположено в двадцати пяти километрах от областного центра. Идешь по селу и диву даешься, любуешься пейзажем. Вокруг села золотистые поля, зеленый лес, маленькая чистая речушка. Невольно думаешь о прошлом. Кажется, когда – то, прежде чем поселиться на долгое жительство в этих местах, первый человек тщательно изучал местность и выбирал самый красивый уголок в этом краю. Каким он был, первый поселенец? С чего началась история села? Из воспоминаний жительницы нашего села Цукановой Анны Савельевны, 1914 г.р.: «На территории села Семендяево, входящего в состав Новодмитровки, проживал помещик Бобарыкин. Он являлся родственником жены Льва Толстого. У помещика было большое имение, много земли. На его земле находилось 5 конюшен, овчарни, птичники, имелись огромные подвалы для хранения овощей. Сам помещик был заядлый охотник. Он не только охотился, но и разводил за рекой Оптухой диких уток в специально вырытых копанях. После революции поднявшийся народ разорил имение помещика. Люди шли со словами: «Идем громить Орлиное гнездо!». Примерно в 1927 году начал организовываться первый колхоз. У людей забирали все: повозки, плуги, бороны, уводили со двора скотину. У зажиточных людей даже отнимали дома. Тех, кто сопротивлялся и не хотел отдавать свое добро, забирали и угоняли. До сих пор судьбы многих людей неизвестны. Народ очень боялся идти работать в колхоз. Люди даже сочинили частушку: Не боюсь я мороза, Не боюсь я холода, А боюся я колхоза, Там заморят голодом. Была в селе небольшая церковь, стоящая не как обычно на пригорке, а в низине, как бы вдалеке от людских глаз. К сожалению, она не сохранилась. Говорят, ее разобрали по кирпичам и увезли на строительство завода в с.Становой Колодезь». Воспоминания о военных и послевоенных годах деревни Семендяево записаны со слов жительниц Кирюхиной Валентины Семеновны (1930г. рождения) и Бубликовой Марии Алексеевны (1936 г. рождения): «До войны 1941-1945 гг. Семендяево было большим селом в 30 дворов. Фамилии жителей, проживающих в этом селе, были следующие: Павловичевы, Сорокины, Комиссаровы, Грядуновы, Сахаровы, Сиротины. Крестьянские дома были крыты соломой. Перед войной Семендяево входило в колхоз «Путь Ильича». Крестьянские семьи до образования колхоза имели собственные хозяйства, работали в них. В каждом дворе держали коров, лошадей. Семьи были многодетными, от 3 до 10 детей. После образования колхозов взрослое население работало в колхозе, но почти каждая семья имела свое личное подсобное хозяйство. Зимой занимались в основном собственным подворьем. Колхоз был большой. Имелись большие конюшни, овчарни. Колхозники пахали, сеяли, пасли стада, стригли овец. Работали в основном за трудодни. Первая школа была организована в доме одного из жителей Семендяева, Яшки Рыбалова (у него дом был попросторнее, чем у других жителей). Это была школа – четырехлетка. Во время войны немцы сожгли д. Семендяево. После освобождения потихоньку началось восстановление. Строиться начинали, как появлялись на это средства. Рубили в Шапкино лес, дома строили из бревен. Пахали на коровах, жали вручную, вязали снопы. Жили бедно, но дружно и весело. После войны была построена в д. Марьино школа – семилетка. Сюда ходили учиться дети со всех окрестных деревень, в том числе и с Семендяева. В классах было до 30 и более человек. Престольным праздником в д. Семендяево был Дмитриев день (8 ноября по новому стилю) в честь Дмитрия Солунского. В этот день жители села готовили праздничный обед. Заранее пекли лепешки, варили холодец, лапшу. В доме одного из жителей молодежь устраивала посиделки. Пели и плясали под гармошку. На Троицу В Цыпляевском лесу проходили троицкие гуляния. Молодежь собиралась со всех окрестных деревень: Лыкова, Сафонова, Богородицкого, Красной Звезды. Водили хороводы, пели, танцевали. Вот частушка тех времен: В Семендяево пришли – Ребята закосилися. (косо посмотрели) Наши финки и ножи На волю запросилияся. Речка Оптуха была полноводной, в ней купались. К празднику Ивана Купала шили новые фартуки, обливали прохожих водой. Этот обряд в деревне сохранился до сих пор. Свадьбы в д. Семендяево справлялись по обряду: сватовство, сговор, свадьба. На свадьбе обязательно были ряженые, пели величальные песни. На свадьбы готовился обед, в который, кроме мяса, входила пшённая каша. За кашей молодым дарили подарки. Молодые с тарелкой, на которой стояли рюмки с водкой, обходили гостей; сзади шел дружка с пустой тарелкой, на которую гости клали подарки. Жители с. Семендяева после войны насадили вручную дубовые посадки. Сажали желудями. Сейчас это уже большие деревья. Лесополосы защищали поля от выветривания, а зимой помогали снегозадержанию. Сегодня жизнь наших селян, конечно, не похожа на ту, которая существовала ранее. Многое в ней изменилось. Но безусловно, неизменным остается одно – уважение к истории своего края, а значит, и уважение к памяти своих предков, неиссякающая любовь к малой родине. |