Главная страница
Навигация по странице:

  • _____________

  • Научный руководитель: Магистрант

  • Актуальность.

  • Цель и задачи исследования.

  • Объект и предмет исследования.

  • Методы исследования.

  • Теоретическая и практическая значимость.

  • Нормативно-правовая и эмпирическая основы исследования.

  • Результаты.

  • Глава 1. Понятие и характеристика принципа народов и наций на самоопределение и принципа территориальной целостности государств

  • § 1. Понятие и характеристика (содержание) принципа народов и наций на самоопределение

  • Магистерская диссертация (14) (3). Министерство науки и высшего образования Российской Допустить к защите в гак


    Скачать 72.53 Kb.
    НазваниеМинистерство науки и высшего образования Российской Допустить к защите в гак
    Дата31.08.2022
    Размер72.53 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаМагистерская диссертация (14) (3).docx
    ТипРеферат
    #657345
    страница1 из 6
      1   2   3   4   5   6

    Министерство науки и высшего образования Российской

    Допустить к защите в ГАК

    «____» ___________ 2021 г.

    Руководитель магистратуры



    _____________




    ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

    (МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ)

    Проблема соотношения принципа народов и наций на самоопределение и принципа территориальной целостности государств




    Научный руководитель: Магистрант:

    _________________________ _________________________






    Рецензент

    ______________

    Нижний Новгород

    2021

    Содержание

    Введение..................................................................................................................3

    Глава 1. Понятие и характеристика принципа народов и наций на самоопределение и принципа территориальной целостности государств.......6

    § 1. Понятие и характеристика (содержание) принципа народов и наций на самоопределение....................................................................................................6

    § 2. Понятие и характеристика (содержание) принципа территориальной целостности государств.......................................................................................17

    Глава 2. История становления и развития принципа народов и наций на самоопределение и принципа территориальной целостности государств.....28

    Глава 3. Взаимосвязь принципа народов и наций на самоопределение и принципа территориальной целостности государств.......................................50

    § 1. Коллизия принципов самоопределения народов и территориальной целостности государств и возможные пути ее разрешения.............................50

    § 2. Случаи противоборства принципа народов и наций на самоопределение и принципа территориальной целостности государств.......................................60

    Заключение...........................................................................................................78

    Библиографический список.................................................................................81

    Введение
    Соотношение принципов территориальной целостности государств и самоопределения народов и наций является проблематичным вопросом в науки и практики международного права. Они равнозначны, и ли же один превалирует над другим? Как должны реализоваться эти два принципа? Они тесно переплетены друг с другом. Несомненно, данные принципы играют чрезвычайно важную роль в международном праве международных отношениях.

    Актуальность. Самоидентификация этнических общностей как единого целого со своими национальными интересами, которые нередко противопоставлены сложившемуся в той или иной стране правопорядку, например желание этнической группы существовать в рамках суверенного национального государства, является сепаратизмом, покушающимся на принцип территориальной целостности или же естественным практическим воплощением принципа самоопределения народов и наций. По данному поводу идут споры среди ученых правоведов и государственных деятелей. И данные споры не привели к истине.

    Вместе с тем, чаще и чаще из разных регионов слышатся речи о праве народов и наций на самоопределение. И это самоопределение в большинстве случаев должно выражаться путем приобретения суверенитета отдельными территориями. Только в Европе насчитывается более ста действующих сепаратистских движений разной степени активности. Эти движения разнообразны и состоят из политических партий и общественных организаций, некоторые из которых признаны, террористическими по причине применения насилия в рамках осуществления своей деятельности. Но ряд таких движений видит самоопределение путем присвоения той или иной территории статуса автономии.

    Отсутствие в международном праве разграничения межу принципом народов и наций на самоопределение и принципом территориальной целостности государств порождает невозможность четко классифицировать то или иное поведение групп как попытку воспользоваться своим правом, закрепленным в международно-правовых документах или же как акт неподчинения нормам национального права, что должно повлечь за собой санкции государства.

    Такое положение дел порождает двойные стандарты. Власти различных государств могут характеризовать схожие политические события исходя не из общепризнанных правильных критериев, а в зависимости от своих интересов и выгоды, что приводит к недопустимой несправедливости по отношению к отдельным группам людей и ведет к их дискриминации. В этом и состоит актуальность настоящей работы.

    Цель и задачи исследования. Целью настоящей магистерской диссертации является разграничение принципа народов и наций на самоопределение и принципа территориальной целостности государств в науки международного права.

    Для достижения вышеуказанной цели исследования необходимо решить следующие задачи:

    • дать понятие и раскрыть содержание принципа народов и наций на самоопределение;

    • дать понятие и раскрыть содержание принципа территориальной целостности государств;

    • произвести анализ истории становления и развития принципа народов и наций на самоопределение и принципа территориальной целостности государств;

    • выявить причины коллизии принципов народов и наций на самоопределение и территориальной целостности государств и предложить пути их решения;

    • рассмотреть случаи противоборства принципа народов и наций на самоопределение и принципа территориальной целостности государств и дать им правовую оценку.

    Объект и предмет исследования. Объект исследования - проблема соотношения принципа народов и наций на самоопределение и принципа территориальной целостности государств. Предмет исследования - нормы права, закрепляющие принципы народов и наций на самоопределение и территориальной целостности государств.

    Методы исследования. При написании настоящей магистерской диссертации использовались исторический, сравнительно-правовой, социологический методы.

    Теоретическая и практическая значимость. Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что теоретическое разграничение принципов народов и наций на самоопределение и территориальной целостности государств возможно использовать в практической нормотворческой деятельности и при дачи правой оценки случаев противоборства принципов народов и наций на самоопределение и территориальной целостности государств.

    Нормативно-правовая и эмпирическая основы исследования. При написании настоящей магистерской диссертации были использованы международные и национальные нормативно-правовые акты, статьи и иные научные публикации, статистические материалы, практика реализации принципа народов и наций на самоопределение и принципа территориальной целостности государств, правоприменительная практика.

    Результаты. Результатами данной магистерской диссертации являются выявление причин коллизии принципов народов и наций на самоопределение и территориальной целостности государств и предложенные пути их решения, а также теоретическое разграничение данных принципов.

    Глава 1. Понятие и характеристика принципа народов и наций на самоопределение и принципа территориальной целостности государств
    § 1. Понятие и характеристика (содержание) принципа народов и наций на самоопределение
    Уважение к праву народа/нации свободно самоопределяться и самостоятельно выбирать вектор своего развития, есть принципиальная основа международных отношений. Принцип народов и наций на самоопределение появился гораздо позже, после провозглашения принципа национальности, предшествующего ему. В соответствии с данным принципом, самоопределение групп людей основывалось исключительно на таком критерии, как национальность. В современном международном праве принцип самоопределения народов и наций стал обязательной нормой, только после его закрепления в Уставе Организации Объединенных Наций (далее - ООН).

    Устав ООН, а именно п. 2 ст. 1, гласит, что одной из целей, преследуемых ООН, является развитие дружественных отношений между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов, а также принятии других соответствующих мер для укрепления всеобщего мира.

    Принцип народов и наций на самоопределение также закреплен и иных документах ООН, среди них:

    Декларация о предоставлении независимости колониальным странам народам 1960 года;

    Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года;

    Декларация о принципах международного права 1970 года.

    Резолюция 1514 (XV) от 14.12.1960 Генеральной Ассамблеи ООН говорит то, что дальнейшее существование колониализма препятствует развитию международного экономического сотрудничества, задерживает социальное, культурное и экономическое развитие зависимых народов и идет вразрез с идеалом Организации Объединенных Наций, заключающимся во всеобщем мире.

    Ключевое положение, которое квалифицирует принцип народов и наций на самоопределение, таким как он видится исключительно из актов ООН, содержится в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций. В этом документе сказано, что создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, или установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом, являются формами осуществления этим народом права на самоопределение.

    Однако, после свершения юридического факта реализации права нации на самоопределения (создание национального независимого государства присоединение или объединение с суверенным государством), нация не утрачивает право на самоопределение. Следовательно, субъект права на самоопределение - все народы и нации. Но при образовании национального государства право на самоопределение содержание свое содержание.

    Вместе с тем в документах ООН подчеркивается необходимость строгого уважения и неукоснительного соблюдения принципа народов и наций на самоопределение, так как без этого становится невозможным выполнение задач и достижение целей, которые ставит перед собой ООН. Каждое государство - член ООН обязуется не совершать каких-либо действий, направленных на нарушение данного принципа.

    Чрезвычайно важным элементом принципа народов и наций на самоопределение является право субъектов данного принципа испрашивать и оказывать содействие субъектам международного права при попытках нарушения принципа народов и наций на самоопределение.

    Несмотря на провозглашение ООН принципа народов и наций на самоопределение, в науки международного права нет единого мнения относительно способов реализации данного принципа. Какие действия народов и наций можно считать направленными на осуществление своего права на самоопределение. Относительно этого есть пробел в международных нормативно-правовых актах.

    Необходимо сказать, что истинное самоопределение народа или нации возможно только на их исконной земле – территории, на которой постоянно проживала та или иная группа людей. Самоопределение на чужой земле так же возможно, но оно будет носить лишь культурный характер. Следовательно, субъектами реализации принципа народов и наций на самоопределение путем образования собственной государственности могут быть преимущественно коренные народы.

    Степень реализации принципа народов и наций на самоопределение зависит от численности и географической принадлежности субъекта данного принципа. Самоопределения возможно добиться, не создавая новые суверенные государства. Одним из таких способом реализации принципа народов и наций на самоопределение может служить провозглашение автономии.

    Автономия зачастую представляет собой территорию, населению общностью людей, которые объединены по национально-культурному признаку. Автономная форма существования народа/нации в составе другого государства дает возможность сохранить народу/нации свое этническое своеобразие. Так же создание национально-культурных автономий позволяет государству держать по контролем религиозные, культурные, языковые, образовательные, экономические противоречия. Данное происходит из-за того, что власть такого государства берет на себе реализацию крупных финансовых, технических проектов, содержание армии, полиции, управленческого аппарата. При этом, оставляя властям автономии полномочия самостоятельно создавать и реализовывать политику в сферах образования и культуры. А данные сферы общества являются важнейшими для формирования национального самосознания.

    Но возможны и случаи принципа народов и наций на самоопределение в унитарных государствах без провозглашения автономии.

    Также, многие народы/нации осуществляют свое самоопределение в рамках нахождения в федеративных государствах.

    Федерация - форма государственного устройства, характеризуемая тем, что все его составные части являются государственными образованиями.

    Государственное образование - это исторически сложившаяся, законодательно закрепленная форма политико-территориальной организации населения, обладающая соответствующими полномочиями.

    В федеративных государствах принцип самоопределение реализуется народом/нацией путем существования в рамках своего национального субъекта федерации.

    Преимущество национального субъекта федерации над национальной автономией заключается в следующем: в рамках автономии народам/нациям предоставляется, в большинстве своем, «свобода» в рамках культурной и образовательной сферах жизни общества, тем временем в федерациях национальные субъекты наравне с остальными реализует и политические права, дарованные им по итогам разграничения полномочий между федеральными и региональными властями.

    Несмотря на существование таких институтов как национальная автономия или же национальный субъект федерации, наивысшей степени самоопределения народ/нация достигает только с образованием своего национального суверенного государства.

    Говоря о такой форме реализации принципа народов и наций на самоопределение, как создание независимого государства, нужно иметь в виду то, что отношение к данному способу реализации непосредственно зависит от политико-идеологической обстановки, которая царит на тот или иной момент среди политического истеблишмента.

    Существует мнение, что отношение к той или иной попытке самоопределения через создание суверенного государства зависит от того, «находится ли та или иная национальная концепция международного права под влиянием империалистической или антиимпериалистической политики определенного государства». Государства, являвшиеся когда-то колониальными империями, будут рассматривать национальные движения, которые стремятся к самоопределению через создание независимого государства, как акт сепаратизма.

    Данное утверждение имеет право на жизнь. Но, оно не совсем корректно. Не всегда позиция того или иного государства относительно попытки группы людей, объединенных по национальному признаку, создать свое суверенное государство диктуется, так называемыми «имперскими фантомными болями».

    Однако, следует заметить, что в 20 веке можно было наблюдать, следующее. Бывшие колониальные державы, «отпустив» зависимые от них территории, создавали разного рода объединения под своим главенством, которые состояли из государств, возникших на этих территориях. В таких объединениях государства, являвшиеся некогда метрополиями колониальных империй, определяли их структуру, направления деятельности, отношения между членами. Таким образом, государства, ранее бывшие империями, прямо или косвенно влияют на политику своих бывших колоний. Посредствам этого, данные страны формирует «лагерь» сторонников, который будет поддерживать их позицию относительно различных вопросов, в том числе мнение о попытки создания группой людей независимого государства как о реализации принципа народов и наций на самоопределение либо как о акте сепаратизма.

    В на стоящее время отношение того или иного государства на попытки реализации народом/нацией принципа на самоопределение зависит от национальных интересов этого государства. То есть, выгодно ли этому государству поддерживать тот или иной народ/нацию в его самоопределении.

    Вместе с тем, необходимо сказать, что при закреплении в международных нормативно-правовых актах принципа народов и наций на самоопределение, каждый случай реализации данного принципа рассматривается международным сообществом отдельно, без выработки идентичной правоприменительной практики.

    Этого мнения придерживается и американский политический теоретик Бернард Як.

    Например, он пишет, что «Международное сообщество не приписывает ни государствам, ни нациям никаких всеобщих прав, когда дело доходит до вопроса перечерчивания политических границ. С такими проблемами оно разбирается, скорее, методом ad hoc, в каждом конкретном случае рассматривая справедливость конкурирующих притязаний, последствия изменений и интересы затрагиваемых сторон. Такой подход может вызывать нарекания, поскольку самые тяжкие несправедливости зачастую происходят от принудительного включения одного сообщества в другое».

    Также, он говорит, что отстаивание права на национальное самоопределение - это самый неоднозначный вклад либерализма в международно-националистическую политику.

    В следствии отсутствия целостной системы стандартов, отражающей процедуру, критерии, условия самоопределения народов/наций возник целый ряд теоретических и практических проблем.

    Первая - отсутствие единого теоретического мнения о тождественности или различии терминов «народ» и «нация».

    Вторая - определение «воли народа/нации» относительно самоопределения и способа его осуществления. Считается, что истинное выражение «воли народа/нации» есть всенародный референдум. Однако, необходимо сказать о неоднозначной политической природе референдума. Референдум - единственный оставшиеся институт «прямой демократии». При референдуме люди принимают политическое решение непосредственно, которыми двигает в основном мотив озабоченности общественными проблемами. Это и позволяет референдумам дать относительно «чистое» отражение общественного мнения по тому или иному вопросу. Вместе с тем, референдумы зачастую носят необязательный характер, тем самым представляют собой просто совет народа власть имущим.

    Третья проблема - соотношение между границами государства и границами наций. Государство - территориальная организация, имеющая границы, которые отмечают черту, которая указывает на территории распространения политической власти государства. Нация - межпоколенческие сообщество, связанное устойчивыми субъективными узами к реальным географическим местом. Отличие между национальными и государственными границами не просто препятствует осуществлению принципа народов и наций на самоопределение, а поднимает вопрос о самой возможности реализации данного принципа на той или иной территории. Категория этнические/национальные границы нередко подлежит критике и оспариванию, особенно, в случаях, когда звучат идеи преобразования национальных границ в границы государственные.

    Четвертая проблема - соотношение между самосознанием и демократией. Рассматривая принцип народов и наций на самоопределение как глубоко демократический, который обеспечивается на основе согласия. Но при обозначении акцента на словах «народы»/«нации» реализация данного принципа способна начать процессы политических институциональных изменений, которые будут мотивированы лишь этнической логикой. В самоопределившейся общности могут появиться новое радикальные идеи, которое вполне вероятно будут притворяться в жизнь с помощью насилия. Такое насилие может принести невосполнимый урон в первую очередь новой самоопределившейся группе людей.

    Пятая - нежелание субъектов международного права стандартизировать подход к реализации принципа народов и наций на самоопределение.

    Право всех народов на самоопределение закреплено документами ООН. Вместе с тем, возникает вопрос: кто способен решать, что есть народ и что есть «все народы»? Международные нормативно-правовые акты не содержат ответа на этот вопрос. Принципы международного права часто противоречат друг другу. В результате чего реализация принципа народов и наций на самоопределение стала очень опасным инструментом, который применяется одним государством или группой государств с намерением в дела других.

    Принцип народов и наций на самоопределение может являться основанием для «гуманитарной интервенции». В таком случае принцип народов и наций на самоопределение преподносится в качестве принципа, на который устанавливаются оптимальные критерии для легитимного деления мира на разные политические сообщества. Данный принцип дает «благословение» на несправедливую оккупацию тех или иных территорий.

    Тем самым, самоопределение может привести к разного рода конфликтам, в том числе вооруженным, которые дестабилизируют обстановку в различных регионах мира. Такое положение дел само по себе подрывает, так называемые демократические ценности. Институт принципа народов и наций на самоопределение самоопределения, в таком случаи, становится совершенно несостоятельным.

    Необходимо сказать, что из анализа международных нормативно-правовых актах следует следующее. Принцип народов и наций на самоопределение не в обязательном порядке предполагает совершения политического самоопределения - создание нового суверенного государства.

    Самоопределение не может пониматься исключительно в качестве разрешения на любые действия, ведущие к нарушению территориальной целостности государства, либо и потере распространения политического суверенитета того или иного государств на соответствующие территории.

    Поэтому, есть смысл трактовать принцип народов и наций на самоопределение как принцип, который дает народу/нации право выбора политической лояльности, что не исключает возможность влияния соответствующего народа/нации на политическую систему государства, в рамках которой он существует. При этом сохраняется национальная самобытность, то есть собственная культурная, этническая и историческая идентичность. При этом вопрос заключается только в формах и пределах реализации принципа народов и наций на самоопределение.

    При этой форме реализации принципа народов и наций на самоопределение чрезвычайно важна форма государственного устройства той или иной страны.

    Формы существования народа/нации не в рамках своего собственного суверенного национального государства были названы выше. Сейчас необходимо более детально разобрать эти формы.

    Установление, так называемой, «корпоративной автономии», другими словами, признание и принятие властями групп людей, связанных по национальному признаку, которые составляют меньшинство населения того или иного государства, посредством предоставления таковым группам возможности расширенного самоуправления и представительства в высших органах власти, в первую очередь, законодательном. Данные возможности должны быть закреплены в соответствующих нормативно-правовых актах.

    Сохранение и развитие этнокультурной самобытности группы людей может быть представлена в виде национально-культурной автономии - федерализма, в центре которого находится личностный принцип.

    Такой подход организации предоставления национальным меньшинствам возможности самоопределения основывается не на территориальной автономии.

    Все граждане многонационального государства наделены правом самостоятельно, по собственному разумению, считать себя представителями той или иной национальной группы. Народы/нации же, в такой модели, представляют собой автономные культурные общности. Они могут создавать национальные общественные организации, а также имеют возможность устанавливать связи с такого же рода сообществами по всему миру. Преимущество такого подхода - не происходит расселения народа/нации и, тем самым, не создаются новые группы меньшинств. Центральное место занимает воля личности. При этом создается гармония индивидуального самоопределения и выражения этнокультурной принадлежности.

    В случаях компактного проживания национального меньшинства на ограниченной территории возможным способом реализации принципа народов и наций на самоопределение является создание национально-территориальной автономии. Решением высших государственных органов власти на определенной территории учреждаются отдельные законодательные, исполнительные, судебные органы. Они в пределах своей компетенции осуществляют свою политику в пределах автономии.

    Также имеет место быть использование такой модели как «региональное государство», или как ее еще называют «государство автономий». То есть, государство целиком состоит из политических автономий. При этом есть вероятность того, что отдельные автономии могут воспринимать такое их положение как состояние предваряющее обретение суверенитета, что обострит существующие в таких государствах противоречия автономий в отношениях друг с другом и с центром.

    Та или иная форма федерализма также может позволить этническим группам интегрироваться в большое политическое сообщество, оставив им право сохранить свою идентичность. Как было сказано выше все составные части федеративного государства являются равноправными представителями большого государственного объединения, при этом они остаются верными своей этнической группе.

    Реализация принципа народов и наций на самоопределение дает возможность сохранения этническим общностям самобытности. Федеративное государство во внутренней политике не стримится к ассимиляции, его цель - создание и поддержание единства и гармонии в обществе. Самоидентификация должна помогать осуществлению цели достижения общего блага. Все группы людей имеют политическое представительство в органах власти и им предоставлена возможность экономической помощи.

    При федерализме этнические сообщества имеют возможности регулировать свою жизнь во всех сферах общества. Это не исключает разного рода поддержку от федерального центра.

    В данной системе возможна интеграция самых малых групп в большое единое сообщество.

    Федерализм имеет свойство адаптироваться к новым задачам и вызовам. При этом сохранение государственной целостности осуществляется путем признания центра уникальности национальных сообществ. Они могут открыто заявлять требования и защищать интересы, которые важны для них.

    Из всего вышесказанного можно сделать вывод о ом, что принцип народов и наций на самоопределение имеет разнообразное содержание. Он может рассматриваться как право на политическое самоопределение в различных формах государственных образований, и как самоопределение культурное, которое выражается в сохранении национальных обычаев и традиций.

      1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта